Уголовная ответственность за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия (ст 264)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 6868 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 24.09.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1 Социальная обусловленность уголовной ответственности за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия (ст. 264 УК РФ) 6
1.1 Историко-правовой аспект уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 6
1.2 Социально-правовой аспект уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 11
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика состава преступления за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия (ст. 264 УК РФ) 17
2.1 Особенности предмета преступления, объективные и субъективные признаки преступления. 17
2.2 Разграничение нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, влекущих уголовную ответственность
от смежных составов 27
Глава 3 Проблемные вопросы квалификации преступлений за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия 34
3.1 Проблемы установления причинно-следственной связи в преступлении, предусмотренном ст. 264 УК РФ 34
3.2 Вопросы совершенствования правовой регламентации ст. 264 УК РФ 39
Заключение 46
Список использованной литературы...…………………………………..51
Приложения……………………………………………………………… 56

Фрагмент для ознакомления

А.Ю. Кравцов, в свою очередь, предлагает ряд мер, направленных на снижение автотранспортных преступлений:- использование компьютерных программ для выработки у автолюбителей рефлексов, срабатывающих в предаварийных и аварийных ситуациях;- усиление агитации, с упором не на возможный ущерб, полученный водителем, а на травмы его пассажиров, родственников, детей;Отражение в социальной рекламе нарушителей в карикатурном виде.Как отмечает Е.В. Никитин, предупреждение автотранспортных преступлений, требующий реализации комплекса экономических, технических, правовых, культурно-воспитательных, психологических и иных мер, являющихся составной частью общей системы социальной профилактикиправонарушений.Ученыйпредлагаетсосредоточить профилактическую работу на потенциальных жертвахавтотранспортных преступлений, которыми с наибольшей вероятностью будутявляться лица, не соблюдающие техникубезопасности и ПДД. Также, по его мнению, необходимо ускорить распространение сведений о ДТП на близких к водителю участках трассы, о резком изменениипогоды, аварийном участкедорожногополотна с помощью современных технологий.Подводя итог необходимо отметить, что вышеуказанные предложения позволят достичь таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование позволило проанализировать исторические и социальные предпосылки возникновения уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, рассмотреть особенности и вопросы квалификации данного нарушения, а также возможные пути решения возникающих проблем, в результате чего считаю возможным сформулировать следующие выводы. Исторически уголовная ответственность за нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств формировалась на протяжении долгого времени, претерпевая различные этапы своего становления. Сегодня ответственность за нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предусмотрена ст. 264 УК РФ.Диспозиция указанной статьи является бланкетной, по причине того, что онане конкретизируетнарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, являющиеся уголовно-наказуемыми. Это означает, что Уголовный кодекс РФ отсылает к иным нормативным актам, закрепляющим обязанности водителя, безопасные приемы управления транспортным средством и их эксплуатацию. Важнейшим таким актом служат «Правила дорожного движения».В ходе исследования автором было установлено, что дорожно-транспортным преступлениемявляетсявиновно совершенное дорожно-транспортное происшествие, повлекшее определенные последствия, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством РФ.Непосредственный объектисследуемого преступления составляет безопасность функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств, указанных в примечании к ст. 264 УК. Косвенно подтверждение этому следует из определения понятия «безопасность дорожного движения», данное законодателем в ст. 2 Закона РФ от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения». Под безопасностью дорожного движения Закон понимает такое состояние данного процесса, которое отражает степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.Предмет анализируемого преступления составляютзафиксированные в диспозиции нормы и в примечании к ней механические транспортные средства. Анализ уголовного законодательства позволяет предположить о не вполне удачном способе описания предмета данного преступления.Объективная сторона ст. 264 УК РФ включает совокупность следующих элементов: а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации механических транспортных средств; б) наступление определенных последствий; в) причинную связь между фактом нарушения правил и наступившими в результате последствиями.Привлечение лица к ответственности по ст. 264 УК обусловлено необходимостью установления факта нарушения, действий, посредством которых нарушение проявилось, а также определенные пункты правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые были нарушены.В ходе настоящего исследования было установлено, что преступление может быть совершено и действиями, и бездействием. Нарушение правил безопасности движения может быть выражено превышением скорости, неподчинением сигналам светофора, выездом на встречную полосу движения, несоблюдением очередности проезда перекрестков, неправильном маневрировании на дороге, несоблюдением требований дорожных знаков и указателей и пр.Состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК, является материальным, что означает –ответственность по указанной статье возможна только в случае наступленияобусловленных последствий. Характер и степень последствий служит критерием для выделения квалифицированных видов преступления, причем состав сформулирован таким образом, что исключает уголовную ответственность за причинение вреда виновником аварии самому себе или принадлежащему ему транспортному средству.В качестве последствий преступления закон в настоящее время называет тяжкий вред здоровью (ч. 1 ст. 264), состояние опьянения водителя (ч. 2 ст. 264),смерть одного (ч. 3 ст. 264) или нескольких потерпевших (ч. 5, 6 ст. 264).Субъект преступления по ст. 264 УК РФ - вменяемое физическое лицо старше 16 лет, управляющее транспортным средством.При квалификации действий виновного факт того, что лицоявлялось работником транспорта,наличие определенных категорий, дающих право управления транспортом, факт наличия у лица водительской квалификации, не имеют значения. Также неважна принадлежность транспортного средства водителюи законность его оснований нахождения за рулем, поскольку лицо может управлять транспортным средством по доверенности, пользоваться транспортным средством без разрешения или совершить угон. Единственным в этом отношении обязательным условиемявляется факт управления транспортным средством. Важно отметить, что лицо, управляющее транспортным средством,не всегда означает, что именно это лицо находиться за рулем в момент происшествия. Например, водитель-инструктор, обучающий иное лицо, занимает место рядом с обучаемым, который в свою очередь сидит за рулем. Однако данный факт не освобождает инструктора от ответственности за обеспечение безопасности движения в процессе обучения.Субъективная сторона анализируемого преступления четко определена законом в форме неосторожного причинения обусловленных последствий. В случае, если у виновного имелся умысел на причинение содеянного, тогда такое деяние подлежит квалификации по другим статьям УК РФ.В анализируемом составе преступления под действиями принято пониматьманевры по управлению транспортным средством, в частности трогание транспорта с места, разгон, торможение и пр. Если такие действияотвечают требованиям Правил дорожного движения, то водитель транспортного средства, насколько представляется, не должен предвидеть возможность каких-либо происшествий на дороге. Следовательно, самонадеянный расчет на предотвращение возможных последствий своих действий возникает только у лиц, допускающих нарушения установленных правил, и делающих это осознано, умышленно, самонадеянно. Как показывает практика, крайне распространенными происшествиями, происходящими в рамках дорожного движения, и влекущими тяжкие последствия, являются случаи, когда водитель находится в состоянии опьянения в момент управления транспортными средством, превышает установленнуюскорость, двигается на запрещающий знак или сигнал светофора и пр. В большинстве своем, в таких случаях водитель, осознавая, что нарушает правила, самонадеянно рассчитывает на свое мастерство и даже на благоразумие остальных участников движения.Анализ ст. 264 УК РФ позволяет прийти к выводу, что преступление, предусмотренное данной статьей, отнесено законодателем к категории средней тяжести, что само собой не может содержать жестокую санкцию, так как лицо, осуществляющее управление транспортным средством, не имело умысла на причинение вреда другим участникам дорожного движения, и с субъективной стороны совершило преступление по неосторожности.Трудно не согласиться с тем, что наказание за совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, должно быть ужесточено, однако внимание необходимо уделить и тому моменту, что ужесточение должно происходить разумно. Именно поэтому в процессе исследования автором было предложено ужесточить наказание лицам, которые совершили нарушение правил дорожного движения, что привело к тяжким последствиям, находясь в состоянии алкогольного опьянения.Такой подход представляется правильным, ведь лицо преднамеренно приводит себя в такое состояние, осознавая, к каким последствиям это может привести. Что касается трезвых водителей, то необходимо помнить о том, что практически любой может находиться за рулем автомобиля и быть потенциальным преступником, ведь никто не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что проблема на дорогах была, есть и будет, однако посредством создания действенного механизма есть возможность минимизировать дорожно-транспортных происшествий. Такой механизм, прежде всего, состоитизменении положений ст. 264 УК РФ относительно ужесточения дополнительного наказания за совершенное деяние, а также в работе с будущими и настоящими водителями. Стоит отметить, что работа в первую очередь должна быть проведена именно с населением, ведь по большому счету, соблюдение правил на дорогах зависит именно от сознательности и самодисциплины водителей. Необходимо, чтобы все лица – участники дорожного движения осознали бесценность человеческой жизни, и поступали по закону и совести. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативные актыУголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения»Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности»Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 13.12.2017) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 30.05.2018) «О Правилах дорожного движения» ((с изм. и доп., вступ. в силу с 18.07.2018).Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»Монографии, статьи, учебная литератураАверьянова, Т.В., Белкин, Р.С., Корухов, Ю.Г., Россинская, Е.Р. Криминалистика: учебное пособие для вузов [Текст] / Под ред. Р.С. Белкина.- М.: Норма, 2013. – С. – 195Баранов Р.Ю. Практика применения уголовной ответственности за нарушения требований транспортной безопасности // сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 231-233.Белоцеркович, Д.В., Тен Е.В. Актуальные проблемы уголовно-правового обеспечения автотранспортной безопасности // В сборнике: Актуальные вопросы юридической науки и практики сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 214-217.Богунова Г.В., Логинова А.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 357-360.Бриллиантов, А.В. Уголовное право России. Части общая и особенная: Проспект. М., 2015. С. 828.Гвоздева, Е.В., Ларичев В.Д., Ситковский, А.Л. Предупреждение уголовно наказуемых Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (по материалам Приволжского федерального округа): учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2015. Герасимов, В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений [Текст] / В. Н. Герасимов. - М.: Проспект, 2014. – С. 66. Грачева Ю.В., Коробеев А.И., Чучаев А.И. Новый вид транспортного преступления как модифицированный вариант хорошо забытого старого // Lexrussica. 2015. № 4. С. 71 - 80.Голубков, А. М. К вопросу о разграничении нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных и иных составов преступлений // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 194-196.Жолобов Я.Б. Особенности освобождения от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 76 и 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Е. Н. Рахманова. 2018. С. 154-158.Заглазеева, В.М., Ткачук Т.А. О некоторых проблемах применения ст. 264 УК РФ // Наука через призму времени. 2018. № 1 (10). С. 130-132.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный), том 1, 2-е издание, под ред. А.В. Бриллиантова, «Проспект», 2015. С. 283. // СПС «КонсультантПлюс».Лагуткина Н.Б., Фатикзянова В.А. Уголовная ответственность, связанная с нарушением правил дорожного движения // сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 380-383.Маханек, А.Б., Мешков В.М., Тарасова В.И. Дорожно-транспортные преступления: монография / Под общ.ред.: Мешков В.М. – М.: Юрлитинформ, 2014. С. 35.Мубинов, А.Г. Противодействие автотранспортным преступлениям // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 2 (43). С. 71-72.Научныеосновыквалификациипреступлений [Электронный ресурс]: учебник / С.Н. Шатилович и др. -Тюмень: ТИПК МВД России, 2015. – 362 с.Никулина, Б.В. Яцеленко. Курс российского уголовного права –М.: Экономика, 2010.С. 364.Османов, М.Х. Становление и развитие института уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // сборник статей победителей VII Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 142-146.Подчерняев, А.Н. Уголовно-правовые средства борьбы с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 2 (71). С. 75-80.Пожарский, А. Ю. Система норм о транспортных преступлениях в уголовном праве России (становление и развитие): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 16Попов, А. Н. Вина в преступлениях против жизни (ст.ст. 105, 106, 107, 108 УК РФ) : конспект екций / А. Н. Попов. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. —124 с. С. 57Савицкий, А.В., Хлебников Д.Ю. К вопросу об особенностях классификации транспортных преступлений по российскому законодательству // сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 214-219Самсоненко, Ю.А.К вопросу о причинах нарушения правил дорожного движения и возможности их устранения // В сборнике: Актуальные вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 95-98.Сверчков, В. В. Курс уголовного права. Общая часть в 2 книгах : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Сверчков ; под ред. В. Т. Томина. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 815 с.Сверчков, В. В. Освобождение от уголовной ответственности, прекращение уголовного дела (преследования), отказ в его возбуждении. Проблемы теории и практики / В.В. Сверчков. - М.: Юридический центр, 2017. - 592 c.Суденко, В.Е. Проблемы квалификации транспортных преступлений // Транспортное право. 2012. № o3. С. 43. Таюрская, Е. А. Теоритические аспекты определения понятия дорожно-транспортного преступления // Сибирский юридический вестник. - 2017. - № 1. - С. 100–104.Тихомирова, Л. В. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Правовые акты и практика их применения / Л.В. Тихомирова. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. - 171 c.Иванов, Н. Г. Уголовное право. Особенная часть : учебник для СПО / Н. Г. Иванов. - М. : Издательство Юрайт, 2017. -643 с. Уголовная ответственность и наказание: учебное пособие для академического бакалавриата / И. А. Подройкина [и др.] ; под ред. И. А. Подройкиной. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 218 с. Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 2: учебник для академического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.] ; отв. ред. О. С. Капинус. -М. : Издательство Юрайт, 2018. - 504 с. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть: учебник / под ред. А. И. Марцева. Омск: Омская академия МВД России, 2006. С. 18.Интернет ресурсыОфициальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс]. https://гибдд.рф/Официальный сайт ГИБДД МВД России. [Электронный ресурс]. http://tt.gibdd.ru/Электронная справочная система «Консультант Плюс» ». [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/Приложение № 1Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, январь – декабрь 2016 годНаименование показателяРоссийская ФедерацияДТП± % АППГпогибло± % АППГранено± % АППГА123456ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств (всего) 150860-4,516933-10,9200622-3,5--из них--      водителями легковых автомобилей 115428-7,613100-14,5157846-6,5--в том числе--      в состоянии опьянения 12468-1,1378916,917698-2,4имеющих лицензию на перевозочную деятельность 158518,21051,0205917,6находящихся в собственности физических лиц 110907-8,112708-14,6151844-7,0--из них--      в состоянии опьянения 12262-1,2372716,617409-2,5--в том числе--      имеющих лицензию на перевозочную деятельность42-4,58-52,953-11,7водителями грузовых автомобилей 110910,01737-1,8141740,9--в том числе--      в состоянии опьянения 4587,01393,75982,6находящихся в собственности физических лиц 7746-0,212040,399010,7--из них--      в состоянии опьянения 3521,41055,0474-1,9водителями автобусов 52946,0257-20,781944,5--в том числе--      в состоянии опьянения 7034,612-42,91524,1имеющих лицензию на перевозочную деятельность 36249,1171-1,756509,0находящихся в собственности физических лиц 22295,5114-27,434271,5--из них--      в состоянии опьянения 4033,37-30,06851,1--в том числе--      имеющих лицензию на перевозочную деятельность814,31-80,01946,2водителями мотоциклов 4699-16,2607-24,45137-15,3--в том числе--      в состоянии опьянения 12544,928321,513553,4находящихся в собственности физических лиц 4597-15,9605-23,35028-15,0--из них--      в состоянии опьянения 12415,728324,113424,0водителями мопедов и приравненных к ним ТС 2619-27,4206-22,02771-28,7водителями трамваев 149-5,17-22,2201-6,5--в том числе--      в состоянии опьянения 20,000,070,0водителями троллейбусов 40222,210100,04346,9--в том числе--      в состоянии опьянения 1-50,000,01-50,0водителями тракторов и других самоходных механизмов 8644,11823,4945-2,6--в том числе--      в состоянии опьянения 11429,55396,311423,9--из них--      находящихся в собственности физических лиц 8228,13995,07912,9--возраст которых--       от 0 до 10 лет 14-33,320,016-30,4от 10 до 14 лет 169-6,160,0202-11,0от 14 до 16 лет 398-21,834-5,6508-19,6от 16 до 18 лет 890-24,1101-8,21187-24,8от 18 до 21 лет 7002-10,8723-17,410077-9,3от 21 до 25 лет 14760-13,71627-24,320657-12,7от 25 до 30 лет 24385-10,82685-19,733427-9,8от 30 до 40 лет 39973-2,54912-3,253856-1,1от 40 до 50 лет 25375-0,73018-9,233599-0,2от 50 до 60 лет 201611,82298-7,0265562,4от 60 до 70 лет 90347,510152,11208111,1свыше 70 лет 25121,0295-18,332754,3--со стажем управления--      до 2 лет 11960-17,41154-25,116953-16,1--в том числе--      в состоянии опьянения767-34,0209-9,51120-33,6отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования255-21,57-22,2372-21,4мужчинами8657-18,4924-26,712330-16,9женщинами3074-18,2192-25,64293-17,9от 2 до 5 лет 21013-7,02082-15,529057-6,7от 5 до 10 лет 33370-1,73483-9,545332-0,7от 10 до 15 лет 20019-3,52358-9,026838-2,5свыше 15 лет 58152-2,27608-8,477059-0,7--граждан--      стран СНГ 409223,751312,7563319,9иностранных государств 521617,870410,5728015,4в состоянии опьянения 156692,1456921,7213150,4--в том числе--      по понедельникам 20836,058028,027954,2по вторникам 17426,949524,422825,4по средам 16030,852440,52081-2,1по четвергам 17704,649623,423763,8по пятницам 1976-3,956913,82653-5,9по субботам 31941,890920,644561,9по воскресеньям 33010,999614,14672-2,3отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования 4043-9,1169-16,75786-6,6водителями транспортных средств физических лиц 131262-5,515331-11,3176841-4,5--в том числе--      в состоянии опьянения 152252,3444221,8207160,6водителями транспортных средств юридических лиц 1262111,41244-3,71723011,2--в том числе--      в состоянии опьянения 40720,412534,456411,7водителями мужчинами 120121-5,814882-11,4162033-4,8водителями женщинами 20484-3,41271-9,727557-2,7 Приложение № 2Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшиеиз-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, январь - декабрь 2017 годНаименование показателяРоссийская ФедерацияДТП± % АППГпогибло± % АППГранено± % АППГА123456ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств (всего) 143458-4,915691-7,3191648-4,5--из них--      водителями легковых автомобилей 1161600,612436-5,1157846стаб.--в том числе--      в состоянии опьянения 12314-1,23663-3,317415-1,6имеющих лицензию на перевозочную деятельность 184316,3103-1,9245019,0находящихся в собственности физических лиц 110876стаб.12006-5,5151109-0,5--из них--      в состоянии опьянения 12100-1,33608-3,217122-1,6--в том числе--      имеющих лицензию на перевозочную деятельность5326,21137,56217,0водителями грузовых автомобилей 10986-0,917611,413876-2,1--в том числе--      в состоянии опьянения 402-12,21529,4516-13,7находящихся в собственности физических лиц 7497-3,21174-2,59459-4,5--из них--      в состоянии опьянения 315-10,512620,0404-14,8водителями автобусов 56085,932426,186936,1--в том числе--      в состоянии опьянения 768,61-91,7145-4,6имеющих лицензию на перевозочную деятельность 38466,1168-1,860066,3находящихся в собственности физических лиц 24469,715838,6385912,6--из них--      в состоянии опьянения 4922,51-85,78930,9--в том числе--      имеющих лицензию на перевозочную деятельность1025,01стаб.205,3водителями мотоциклов 4343-7,6554-8,74739-7,7--в том числе--      в состоянии опьянения 1176-6,22881,81259-7,1находящихся в собственности физических лиц 4246-7,6548-9,44640-7,7--из них--      в соcтоянии опьянения 1166-6,02861,11249-6,9водителями мопедов и приравненных к ним ТС 2124-18,9166-19,42277-17,8водителями трамваев 133-10,71-85,7158-21,4--в том числе--      в состоянии опьянения 0-100,00-100,00-100,0водителями троллейбусов 339-15,73-70,0383-11,8--в том числе--      в состоянии опьянения 0-100,00-100,00-100,0водителями тракторов и других самоходных механизмов 756-12,51914,9724-23,4--в том числе--      в состоянии опьянения 1150,96420,878-31,6--из них--      находящихся в собственности физических лиц 79-3,74310,352-34,2--возраст которых--       от 0 до 10 лет 1614,30-100,01812,5от 10 до 14 лет 153-9,512100,0184-8,9от 14 до 16 лет 4308,016-52,958014,2от 16 до 18 лет 840-5,664-36,61171-1,3от 18 до 21 лет 6484-7,4635-12,29300-7,7от 21 до 25 лет 13436-9,01523-6,418882-8,6от 25 до 30 лет 21859-10,42463-8,329866-10,7от 30 до 40 лет 39551-1,14234-13,852813-1,9от 40 до 50 лет 259232,22959-2,0345782,9от 50 до 60 лет 20002-0,823371,726519-0,1от 60 до 70 лет 98288,810725,6129096,9свыше 70 лет 298218,736423,4380116,1--со стажем управления--      до 2 лет 10269-14,1954-17,314624-13,7--в том числе--      в состоянии опьянения706-8,0178-14,81060-5,4отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования186-27,17стаб.275-26,1мужчинами7753-10,4787-14,811031-10,5женщинами2441-20,6164-14,63501-18,4от 2 до 5 лет 19050-9,31880-9,726367-9,3от 5 до 10 лет 31909-4,43210-7,842936-5,3от 10 до 15 лет 202771,32011-14,7272841,7свыше 15 лет 598212,97590-0,2790912,6--граждан--      стран СНГ 42624,25242,159375,4иностранных государств 52751,1660-6,373420,9в состоянии опьянения 14972-4,44336-5,120300-4,8--в том числе--      по понедельникам 1957-6,06176,42555-8,6по вторникам 1661-4,6491-0,82180-4,5по средам 16201,1452-13,721533,5по четвергам 1672-5,5480-3,22200-7,4по пятницам 1920-2,8543-4,62539-4,3по субботам 2962-7,3848-6,74243-4,8по воскресеньям 3180-3,7905-9,14430-5,2отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования 3771-6,7156-7,75336-7,8водителями транспортных средств физических лиц 127994-2,514224-7,2172084-2,7--в том числе--      в состоянии опьянения 14546-4,54224-4,919745-4,7водителями транспортных средств юридических лиц 12574-0,413236,417068-0,9--в том числе--      в состоянии опьянения 390-4,2109-12,8519-8,0водителями мужчинами 118504-1,314115-5,2159494-1,6водителями женщинами 205560,41212-4,627545стаб. Приложение № 3Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, январь - июнь 2018Наименование показателяРоссийская ФедерацияДТП± % АППГпогибло± % АППГранено± % АППГА123456ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств (всего) 613371,85919-7,280903-0,2--из них--      водителями легковых автомобилей 490310,44633-9,366017-1,2--в том числе--      в состоянии опьянения 4329-16,91031-35,06310-14,2имеющих лицензию на перевозочную деятельность 93620,5457,1119512,8находящихся в собственности физических лиц 45132-3,64458-9,961430-4,3--из них--      в состоянии опьянения 4246-17,21010-35,56189-14,5--в том числе--      имеющих лицензию на перевозочную деятельность2033,34стаб.2735,0водителями грузовых автомобилей 46714,5710стаб.57161,7--в том числе--      в состоянии опьянения 145-7,139-39,1169-7,7находящихся в собственности физических лиц 29930,6452-1,53712стаб.--из них--      в состоянии опьянения 103-12,726-50,9117-14,0водителями автобусов 26262,5103-5,53910-1,0--в том числе--      в состоянии опьянения 17-46,92100,035-43,5имеющих лицензию на перевозочную деятельность 1687-7,56819,32645-6,0находящихся в собственности физических лиц 10740,745-8,216770,7--из них--      в состоянии опьянения 9-57,11стаб.26-16,1--в том числе--      имеющих лицензию на перевозочную деятельность4-33,31стаб.2033,3водителями мотоциклов 1751-0,1199-5,71873-3,0--в том числе--      в состоянии опьянения 340-30,064-44,8353-33,0находящихся в собственности физических лиц 1660-3,5198-4,31776-6,6--из них--      в соcтоянии опьянения 333-31,264-44,8343-34,7водителями мопедов и приравненных к ним ТС 801-6,154-15,6860-5,4водителями трамваев 7912,93100,010222,9--в том числе--      в состоянии опьянения 0-100,00-100,00-100,0водителями троллейбусов 142-15,01стаб.163-14,7--в том числе--      в состоянии опьянения 1100,00-100,01100,0водителями тракторов и других самоходных механизмов 39833,669-1,439037,8--в том числе--      в состоянии опьянения 31-24,48-66,729-3,3--из них--      находящихся в собственности физических лиц 23-17,95-68,82229,4--возраст которых--       от 0 до 10 лет 716,70-100,0950,0от 10 до 14 лет 6930,22-33,38835,4от 14 до 16 лет 1675,713225,02294,6от 16 до 18 лет 3503,23776,24873,2от 18 до 21 лет 2588-4,3200-25,13699-4,4от 21 до 25 лет 5536-2,4531-15,37604-5,8от 25 до 30 лет 8644-9,8852-18,911808-9,7от 30 до 40 лет 16660-1,81679-0,522351-2,1от 40 до 50 лет 10866-1,11145-7,214342-3,0от 50 до 60 лет 7973-4,6771-18,410609-4,6от 60 до 70 лет 40935,546113,553776,1свыше 70 лет 11882,0140-0,714810,7--со стажем управления--      до 2 лет 3868-6,6275-24,55458-8,6--в том числе--      в состоянии опьянения207-23,941-35,9345-18,2отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования61-20,81стаб.87-21,6мужчинами2946-5,9230-24,34159-7,2женщинами891-9,541-29,31260-13,6от 2 до 5 лет 7537-7,3610-21,810407-7,6от 5 до 10 лет 13050-4,51158-15,417676-4,9от 10 до 15 лет 8728-0,98500,411771-0,7свыше 15 лет 24888-0,62916-3,232641-1,7--граждан--      стран СНГ 199811,21958,326464,5иностранных государств 23655,5246-2,031781,1в состоянии опьянения 5115-18,71182-36,57154-16,1--в том числе--      по понедельникам 713-20,3158-46,61016-15,4по вторникам 642-8,2129-41,1864-1,3по средам 589-15,9140-32,0838-9,7по четвергам 596-18,6144-33,3806-16,8по пятницам 618-20,4151-38,9847-19,7по субботам 962-16,6221-33,81371-15,6по воскресеньям 995-25,7239-30,11412-24,5отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования 1413-14,458-6,52009-12,8водителями транспортных средств физических лиц 52021-3,35282-8,869794-4,0--в том числе--      в состоянии опьянения 4961-19,01142-37,36949-16,1водителями транспортных средств юридических лиц 57181,1503-7,77675-0,6--в том числе--      в состоянии опьянения 144-5,939стаб.193-12,7водителями мужчинами 48489-3,15234-8,564957-4,0водителями женщинами 8571-2,6446-17,711560-3,0

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения»
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности»
4. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 13.12.2017) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»
5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 30.05.2018) «О Правилах дорожного движения» ((с изм. и доп., вступ. в силу с 18.07.2018).
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»
Монографии, статьи, учебная литература
7. Аверьянова, Т.В., Белкин, Р.С., Корухов, Ю.Г., Россинская, Е.Р. Криминалистика: учебное пособие для вузов [Текст] / Под ред. Р.С. Белкина.- М.: Норма, 2013. – С. – 195
8. Баранов Р.Ю. Практика применения уголовной ответственности за нарушения требований транспортной безопасности // сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 231-233.
9. Белоцеркович, Д.В., Тен Е.В. Актуальные проблемы уголовно-правового обеспечения автотранспортной безопасности // В сборнике: Актуальные вопросы юридической науки и практики сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 214-217.
10. Богунова Г.В., Логинова А.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 357-360.
11. Бриллиантов, А.В. Уголовное право России. Части общая и особенная: Проспект. М., 2015. С. 828.
12. Гвоздева, Е.В., Ларичев В.Д., Ситковский, А.Л. Предупреждение уголовно наказуемых Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (по материалам Приволжского федерального округа): учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2015.
13. Герасимов, В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений [Текст] / В. Н. Герасимов. - М.: Проспект, 2014. – С. 66.
14. Грачева Ю.В., Коробеев А.И., Чучаев А.И. Новый вид транспортного преступления как модифицированный вариант хорошо забытого старого // Lex russica. 2015. № 4. С. 71 - 80.
15. Голубков, А. М. К вопросу о разграничении нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных и иных составов преступлений // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 194-196.
16. Жолобов Я.Б. Особенности освобождения от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 76 и 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Е. Н. Рахманова. 2018. С. 154-158.
17. Заглазеева, В.М., Ткачук Т.А. О некоторых проблемах применения ст. 264 УК РФ // Наука через призму времени. 2018. № 1 (10). С. 130-132.
18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный), том 1, 2-е издание, под ред. А.В. Бриллиантова, «Проспект», 2015. С. 283. // СПС «КонсультантПлюс».
19. Лагуткина Н.Б., Фатикзянова В.А. Уголовная ответственность, связанная с нарушением правил дорожного движения // сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 380-383.
20. Маханек, А.Б., Мешков В.М., Тарасова В.И. Дорожно-транспортные преступления: монография / Под общ. ред.: Мешков В.М. – М.: Юрлитинформ, 2014. С. 35.
21. Мубинов, А.Г. Противодействие автотранспортным преступлениям // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 2 (43). С. 71-72.
22. Научные основы квалификации преступлений [Электронный ресурс]: учебник / С.Н. Шатилович и др. -Тюмень: ТИПК МВД России, 2015. – 362 с.
23. Никулина, Б.В. Яцеленко. Курс российского уголовного права –М.: Экономика, 2010.С. 364.
24. Османов, М.Х. Становление и развитие института уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // сборник статей победителей VII Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 142-146.
25. Подчерняев, А.Н. Уголовно-правовые средства борьбы с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 2 (71). С. 75-80.
26. Пожарский, А. Ю. Система норм о транспортных преступлениях в уголовном праве России (становление и развитие): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 16
27. Попов, А. Н. Вина в преступлениях против жизни (ст.ст. 105, 106, 107, 108 УК РФ) : конспект екций / А. Н. Попов. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. —124 с. С. 57
28. Савицкий, А.В., Хлебников Д.Ю. К вопросу об особенностях классификации транспортных преступлений по российскому законодательству // сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 214-219
29. Самсоненко, Ю.А. К вопросу о причинах нарушения правил дорожного движения и возможности их устранения // В сборнике: Актуальные вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 95-98.
30. Сверчков, В. В. Курс уголовного права. Общая часть в 2 книгах : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Сверчков ; под ред. В. Т. Томина. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 815 с.
31. Сверчков, В. В. Освобождение от уголовной ответственности, прекращение уголовного дела (преследования), отказ в его возбуждении. Проблемы теории и практики / В.В. Сверчков. - М.: Юридический центр, 2017. - 592 c.
32. Суденко, В.Е. Проблемы квалификации транспортных преступлений // Транспортное право. 2012. № o3. С. 43.
33. Таюрская, Е. А. Теоритические аспекты определения понятия дорожно-транспортного преступления // Сибирский юридический вестник. - 2017. - № 1. - С. 100–104.
34. Тихомирова, Л. В. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Правовые акты и практика их применения / Л.В. Тихомирова. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. - 171 c.
35. Иванов, Н. Г. Уголовное право. Особенная часть : учебник для СПО / Н. Г. Иванов. - М. : Издательство Юрайт, 2017. -643 с.
36. Уголовная ответственность и наказание: учебное пособие для академического бакалавриата / И. А. Подройкина [и др.] ; под ред. И. А. Подройкиной. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.
37. Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 2: учебник для академического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.] ; отв. ред. О. С. Капинус. -М. : Издательство Юрайт, 2018. - 504 с.
38. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть: учебник / под ред. А. И. Марцева. Омск: Омская академия МВД России, 2006. С. 18.


Интернет ресурсы
39. Официальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс]. https://гибдд.рф/
40. Официальный сайт ГИБДД МВД России. [Электронный ресурс]. http://tt.gibdd.ru/
41. Электронная справочная система «Консультант Плюс» ». [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/

42. Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/

Вопрос-ответ:

Какие виды нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств могут привести к уголовной ответственности?

Наиболее серьезные нарушения ПДД, которые могут привести к уголовной ответственности, включают: превышение скорости более чем на 60 км/ч, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, управление транспортным средством, не имея водительских прав, участие в аварии с тяжкими последствиями и др.

Какие тяжкие последствия могут быть при нарушении ПДД и эксплуатации транспортных средств?

Тяжкие последствия нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств могут быть различными: это может быть смерть или серьезные травмы людей, материальный ущерб, уничтожение имущества, нарушение общественной безопасности и порядка, нарушение прав и интересов граждан.

Какие законодательство затрагивает уголовную ответственность за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств?

Уголовная ответственность за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств регулируется статьей 264 УК РФ. Также законодательство предусматривает возможные наказания за данные нарушения, которые могут варьироваться в зависимости от степени тяжести и обстоятельств дела.

Каковы историко-правовые аспекты уголовной ответственности за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств?

Историко-правовые аспекты уголовной ответственности за нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств могут быть определены как эволюция законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения и минимизацию аварийностей. С течением времени увеличилось число преступлений, связанных с нарушением ПДД и эксплуатацией транспортных средств, что потребовало более строгих наказаний.

Какие последствия могут быть за нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств?

Нарушение ПДД и неправильная эксплуатация транспортных средств может привести к серьезным последствиям, таким как дорожно-транспортные происшествия, травмы и гибель людей, материальный ущерб и нарушение общественной безопасности.

Существует ли уголовная ответственность за нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств?

Да, согласно статье 264 УК РФ, за нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность.

Какие законодательные акты устанавливают уголовную ответственность за нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств в России?

Уголовная ответственность за нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств в России регулируется Уголовным кодексом РФ, а именно статьей 264 УК РФ.

Какие виды нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств могут привести к уголовной ответственности?

К уголовной ответственности могут привести такие нарушения, как превышение скорости, управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, неправильный обгон, нарушение правил пересечения железнодорожных путей и другие, если они повлекли тяжкие последствия.

Каковы исторические и правовые аспекты уголовной ответственности за нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств?

Исторически уголовная ответственность за нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств развивалась вместе с развитием автотранспорта. Социально-правовой аспект такой ответственности заключается в защите общественной безопасности и жизни людей на дороге.

Какие последствия может повлечь нарушение ПДД и эксплуатация транспортных средств?

Нарушение ПДД и эксплуатация транспортных средств может повлечь тяжкие последствия, такие как аварии, травмы и смерть.