Мировая художественная культура в культурологическом образовании

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Мировая Художественная Культура
  • 1616 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 20.10.2018
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Сущность культурологического образования. Понятия культуры и культурности 4
2. Мировая художественная культура как важнейшее направление в культурологическом образовании 9
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Фрагмент для ознакомления

По мнению исследователя, ««Культурологическая оптика» способна обновить преподавание гуманитарных дисциплин и привести в соответствие с современными представлениями о культуре, связанными с духовным развитием человека и общества. Например, это углубленное прочтение специально отобранных текстов – литературы, произведений искусства, исторического контекста художественной культуры, текстов культуры; установление взаимовлияний текстов- высказываний, диалогичности текстов и образов – основных носителей смысла, взаимосвязей сфер культуры и областей познания в отношении человека» [Якина, с. 81].
Культурологическая модель обучения предполагает обогащение преподавания МХК методами культурологии. Это семиотический метод, символическое про- чтение; «набрасывание» значений, толкование – герменевтический метод; элементы структурного анализа-синтеза, который предполагает выделение универсальных символических моделей, архетипов, мифологем, культурных кодов, обеспечивающих семантическую «сшивку» содержания внутри предмета и на межпредметном уровне; ценностный анализ; метод реконструирования облика культуры эпохи, образа мира. Для понимания феноменов культуры важно изучение сквозных тем «по спирали» с усложнением проблематики, освоением средств художественного языка. Овладение этими методами познания способствует изучению культуры и социального мира в многоаспектности и целостности. Культурологический подход в преподавании гуманитарно-эстетических дисциплин представляет собой перспективную стратегию. Достижение целей образования и определение возможностей культурологических моделей обучения и воспитания, в которых остро нуждается современная технократическая школа, связано с развитием педагогической культурологии.
Таким образом, в современном образовании остаётся проблема разобщения с культурой. Преподавания мировой художественной культуры призвано решать проблему разобщённости культуры и образовательного процесса, а также способствовать процессу творческой самореализации учащихся, формированию представления о культурной жизни народов, о принципах искусства, его развития и т.д.
Для действительного решения данной проблемы необходимо уйти от описательного подхода в преподавании МХК, обращению к теоретическим разработкам по данной дисциплине. Поверхностное преподавание не способствует развитию культурности учащихся, а понятие культуры так и остаётся для них неясным абстрактным понятием.
Одной из адекватных моделей обучения МХК является культурологическая модель, которое подразумевает целый комплекс методов преподавания и изучения мировой художественной культуры учащимися и предполагает как рассмотрение теоретических проблем, так и практический анализ произведений искусства.






Заключение

В современной педагогике сознаётся значение культурологического образования, которое может существовать как в форме отдельных уроков, школьных предметов, так и представлять собой аспект целого образовательного процесса.
Вместе с тем, содержание культурологического образования зависит во многом от понимания того, что подразумевают такие понятия, как «культура» и «культурность». Так, термин культура, который вошёл в научное употребление только в XIX веке, в современной культурологии воспринимается как одна из основных стихий общественного существования человека, а также как информационная система (огромная совокупность знаков). Понятие культурности неразрывно связано с человеком и его индивидуальностью, и представляет собой многоаспектное понятие, которое включается в себя как систему знаний и навыков, так и соблюдение общепринятых норм и правил.
В современном образовании остаётся проблема разобщения с культурой. Преподавания мировой художественной культуры призвано решать проблему разобщённости культуры и образовательного процесса, а также способствовать процессу творческой самореализации учащихся, формированию представления о культурной жизни народов, о принципах искусства, его развития и т.д.
Для действительного решения данной проблемы необходимо уйти от описательного подхода в преподавании МХК, обращению к теоретическим разработкам по данной дисциплине. Поверхностное преподавание не способствует развитию культурности учащихся, а понятие культуры так и остаётся для них неясным абстрактным понятием.
Одной из адекватных моделей обучения МХК является культурологическая модель, которое подразумевает целый комплекс методов преподавания и изучения мировой художественной культуры учащимися и предполагает как рассмотрение теоретических проблем, так и практический анализ произведений искусства.
Таким образом, обращаясь к современному вопросу о преподавании МХК как в школах, так и в вузах, необходимо, прежде всего, заново вспомнить цели данного курса, которые носят общий, мировоззренческий характер. Ни в коем случае нельзя зацикливаться на простом перечислении шедевров культуры. Необходимо, прежде всего, изучать сущность искусства, различия между искусствами разных эпох, народов, принципы творческого процесса и пр., так, чтобы в конечном итоге у учащихся появилось осознанное представление о сущности культуры и о взаимосвязи образования и культуры.



















Список использованной литературы

Артановский С.Н. Понятие культуры в истории европейской мысли. // Аналитика культуры. – 2012. - №5. – С. 38-43.
Бабияк В.В., Мосолова Л.М. Мировая художественная культур в российском образовании (от период «оттепели» до современности) // Общество. Среда. Развитие. – 2015. - №4. – С. 128-131.
Гершензон М.О. Тройственный образ совершенства. – М.: Академия, 2012. – 370 с.
Горький М. Собр. соч. В 30-ти тт. Т. 24. – М.: Наука, 2012. – 524 с.
Меняйлова Т.А. Культурологическое образование в школе. [Электронный ресурс] URL: http://school-c.ru/dissertatsiya-ot-avtora/vozmozhnosti-i-perspektivyi-predmetov-kulturologicheskogo-tsikla-kak-novogo-soderzhaniya-obrazovaniya (дата обращения: 17.09.2018).
Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – 246 с.
Петухов В.Б. Культурология: учебное пособие / В.Б. Петухов, Т.В. Петухова. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. – 289 с.
Редкозебова О, Ромах О.В. Рассмотрение концепций культуры в трудах Канта. // Аналитика культурологии. – 2017. - №2 (8). – С. 86-90.
Смирнов С.Б. Культурологическое образование в школе // Universium: Вестник Герценовского университета. – 2010. – С. 67-68.
Токарев с.Н. Культурологические аспекты содержания школьного гуманитарного образования // Universium: Вестник Герценовского университета. – 2011. – С. 25-30.
Шелер М. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 2014. – 490 с.
Якина Л.Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуре в школе // Человек в мире культуры. – 2015. – С. 80-86.











3

Список использованной литературы

1. Артановский С.Н. Понятие культуры в истории европейской мысли. // Аналитика культуры. – 2012. - №5. – С. 38-43.
2. Бабияк В.В., Мосолова Л.М. Мировая художественная культур в российском образовании (от период «оттепели» до современности) // Общество. Среда. Развитие. – 2015. - №4. – С. 128-131.
3. Гершензон М.О. Тройственный образ совершенства. – М.: Академия, 2012. – 370 с.
4. Горький М. Собр. соч. В 30-ти тт. Т. 24. – М.: Наука, 2012. – 524 с.
5. Меняйлова Т.А. Культурологическое образование в школе. [Электронный ресурс] URL: http://school-c.ru/dissertatsiya-ot-avtora/vozmozhnosti-i-perspektivyi-predmetov-kulturologicheskogo-tsikla-kak-novogo-soderzhaniya-obrazovaniya (дата обращения: 17.09.2018).
6. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – 246 с.
7. Петухов В.Б. Культурология: учебное пособие / В.Б. Петухов, Т.В. Петухова. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. – 289 с.
8. Редкозебова О, Ромах О.В. Рассмотрение концепций культуры в трудах Канта. // Аналитика культурологии. – 2017. - №2 (8). – С. 86-90.
9. Смирнов С.Б. Культурологическое образование в школе // Universium: Вестник Герценовского университета. – 2010. – С. 67-68.
10. Токарев с.Н. Культурологические аспекты содержания школьного гуманитарного образования // Universium: Вестник Герценовского университета. – 2011. – С. 25-30.
11. Шелер М. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 2014. – 490 с.
12. Якина Л.Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуре в школе // Человек в мире культуры. – 2015. – С. 80-86.

Вопрос-ответ:

Какова сущность культурологического образования?

Сущность культурологического образования заключается в изучении и понимании различных аспектов культуры и культурности. Это включает в себя изучение истории культуры, художественных произведений, социокультурных явлений, а также анализ культурных процессов и их влияния на общество.

Что такое культура и культурность?

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, образов, норм, традиций, которые формируются в процессе развития общества. Культурность - это степень проникновения и проникновения культурных ценностей в жизнь и сознание человека.

Почему мировая художественная культура важна в культурологическом образовании?

Мировая художественная культура играет важнейшую роль в культурологическом образовании, так как позволяет познакомиться с различными художественными произведениями, их историей и значимостью, а также развивает эстетическое восприятие и культурные компетенции студентов.

Какую роль может играть культурологическая оптика в преподавании гуманитарных дисциплин?

Культурологическая оптика может обновить преподавание гуманитарных дисциплин, обогатив его культурологическими знаниями и позволяя рассматривать различные явления с точки зрения культуры и культурности. Это помогает студентам лучше понять и анализировать социокультурные процессы и их взаимосвязь с другими областями знания.

Какое значение имеет мировая художественная культура для духовного развития человека и общества?

Мировая художественная культура имеет большое значение для духовного развития человека и общества, так как она является источником вдохновения, эмоций и идей. Художественные произведения могут вызывать размышления, расширять горизонты познания и способствовать развитию творческого мышления.

Какую роль играет мировая художественная культура в культурологическом образовании?

Мировая художественная культура является одним из важнейших направлений в культурологическом образовании. Она позволяет студентам ознакомиться с различными формами и жанрами искусства, развить культурную грамотность и аналитические навыки. Кроме того, изучение мировой художественной культуры помогает расширить кругозор и понять различные культурные традиции и ценности.

Какие концепции культуры и культурности важны в культурологическом образовании?

В культурологическом образовании важны такие концепции культуры, как культурное наследие, культурные ценности, культурная идентичность и культурный диалог. Культурное наследие отражает историю искусства и культуры и является основой для изучения мировой художественной культуры. Культурные ценности определяются каждым народом и формируют его культуру и искусство. Культурная идентичность отражает свойства, черты и особенности культуры народа или группы людей. Культурный диалог предполагает взаимодействие и обмен идеями между различными культурами.

Как культурологическая оптика может обновить преподавание гуманитарных дисциплин?

Культурологическая оптика способна привести преподавание гуманитарных дисциплин в соответствие с современными представлениями о культуре и учесть различные аспекты ее влияния на развитие человека и общества. Это позволяет студентам получать основательное образование, более глубоко понимать культуру и ее значимость для человеческой жизни. Кроме того, культурологическая оптика помогает развить критическое мышление и аналитические навыки, что является важным в современном мире.