Опыт работы педагога психолога в психопрофилактике

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 3232 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 23.10.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты работы педагога-психолога 5
1.1 Проблема предмета деятельности педагога-психолога 5
1.2. Ответственность и прогнозирование в деятельности педагога-психолога 8
1.3. Характеристика психопрофилактики 14
Глава 2. Опытная деятельность педагога-психолога по психопрофилактике в ДОУ 16
2.1. Деятельность педагога-психолога по профилактике трудностей адаптации дошкольников к ДОУ 16
2.2. Особенности реализации и анализ психопрофилактики 18
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 33

Фрагмент для ознакомления

Проводя беседы с родителями воспитанников детского сада, раскрывались основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность, значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомили родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.Было проведено родительское собрание, в котором принимали участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей младшего дошкольного возраста. Специалисты раскрывали особенности работы детского сада, групп детей младшего дошкольного возраста, знакомили с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечали на вопросы родителей.Родителям были подарены памятки «Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрёпки».Было проведено анкетирование «Детский сад глазами родителей», целью которого было выяснить, насколько интересно в детском саду, узнать пожелания и замечания, определить уровень взаимодействия работников ДОО с родителями в период адаптации ребёнка.Также практиковались «Игротеки», где активное участие принимали сами родители, играя со всеми детьми группы.Дети любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они получают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего дошкольного возраста делали на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры давали ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствовали развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «еда».Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который учит его видеть, чувствовать, слушать и слышать, то есть воспринимать окружающий предметный мир. Для этого на подобные занятия приглашались родители для совместной с детьми работы.Не меньшее удовольствие детям раннего дошкольного возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладонями или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являлись:•создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;•понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;•предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.Для детей с низким уровнем готовности проводились индивидуальные занятия – 3 занятия ежедневно по 15-20 минут. Они помогали создать благоприятные условия для адаптации детей и устранить факторы, которые препятствуют нормальному течению адаптации; определить, к каким формам взаимодействия со взрослыми склонна ребенок больше, а также какой психологической помощи нуждается дети для преодоления стрессового состояния, вызванного новыми условиями жизни; оценить эмоциональное состояние малыша и корректировать нежелательные проявления поведения; развивать коммуникативные и игровые навыки, навыки совместной деятельности.Программа основана на моделируемой ситуации, в которую попадает ребенок при поступлении в детский сад. Ситуация выглядела так: незнакомый взрослый (воспитатель или психолог) независимо от желания ребенка приводил его в новое помещение, показывал ему игровой уголок с новыми интересными игрушками, пытаясь иногда наладить языковой контакт.При проведении занятий главной задачей психолога или воспитателя было нахождение эффективного способа установления контакта с ребенком. Ведь во многих дошкольных учреждениях для детей раннего дошкольного возраста не разработана система установления контакта с ребенком в стрессовой ситуации, прежде всего в момент прихода ребенка в группу и во время всего адаптационного периода. Принципиально не воспринимаются такие способы контакта, как касания, взятие на руки и ласка, эмоционально-тактильный контакт. Во время занятия использовались любые формы контакта, которые меняли бы состояние ребенка и давали ему хотя бы частичное ощущение покоя и психологического комфорта. Поэтому индивидуальный контакт малыша со взрослым происходил в течение всего адаптационного периода ребенка. Сначала малышу предоставлялась возможность самостоятельно преодолеть стрессовое состояние за невмешательство взрослого. Затем, если ребенок сам был не в силах выйти из состояния дискомфорта, психолог предлагал ему различные формы контакта, способствующие выходу из стресса. При этом психолог вел себя, учитывая потребности и желания самого ребенка раннего дошкольного возраста.В решении поставленной задачи помогла фотовыставка «Моя дружная семейка». Чтобы привлечь родителей к участию в выставке, заранее вывешивалось яркое сообщение. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между воспитателями и родителями. А также для того, чтобы прошла успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста, придерживались следующих рекомендаций для воспитателей и родителей.Приведем перечень правил для родителей, соблюдение которых помогало лучше адаптировать ребенка к дошкольному учреждению.- рассказывать педагогам об индивидуальных особенностях ребенка: его темперамент, характер, привычки, любимое занятие, предпочтения в еде и т.д. - информировать об изменениях в культурно-гигиенических навыках (умеет ребенок самостоятельно и аккуратно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться носовым платком и т.д.).- рассказывать, как формируется опыт общения ребенка со взрослыми и сверстниками, какой круг его общения (умеет быть доброжелательным, или играет вместе или рядом с другими детьми, знает и использует необходимые правила для установления и поддержания контакта со взрослыми, так и с детьми).Правильное поведение родных в период адаптации:- Говорить ребенку, что он уже взрослый,- Не оставлять надолго, на целый день в группе,- Погулять после посещения на площадке сада,- Давать с собой любимые игрушки,- Сообщать воспитателю об особых привычках ребенка,- Доверять работникам учреждения,- Придумать ритуал «прощания» и обыграть дома,- Встречать ребенка с улыбкой,- Рассказывать ребенку как можно больше хорошего о саде,- Поддерживать самостоятельность ребенка дома.Чего не нужно делать:- Отрицательно отзываться о специалистах заведения,- Приказывать дома ребенка за капризы в саду,- Проявлять тревогу, беспокойство, плакать по поводу тяжелого привыкания малыша,- Запрещать контакты с другими детьми,- Запугивать ребенка детским садом.Признаки позитивной адаптации ребенка в саду:•хороший аппетит,•спокойный сон,•адекватная реакция на деятельность с воспитателем,•желание общаться с детьми, идти в группу,•нормальное эмоциональное состояние.Также были подготовлены рекомендации для воспитателей:- Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, любить его.- Важно учитывать индивидуально - психологические особенности развития каждого из дошкольников.- Необходимо плавно, с первого дня приучать ребенка в доступной форме к моральным и социальным нормам.- Необходимо налаживать контакт с родителями детей, которые поступают в дошкольное учреждение.- Важно проводить консультации и беседы с родителями, знакомить их с режимом дня детского сада, а также с требованиями к ребенку.- Важно по возможности посетить семью ребенка, узнать о привычках и интересах детей.- Необходимо проводить родительские собрания еще до поступления детей в детский сад.В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещение ребенка дома, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.ЗаключениеЦелью данной работы было изучение психопрофилактической работы педагога-психолога. Данная цель была достигнута посредством решения задачисследования.Так, был определен предмет деятельности педагога-психолога.Описаны границы ответственности и необходимость прогнозирования в деятельности педагога-психолога.Охарактеризованапсихопрофилактика и ее основные методы. Выявлено, что одним из направлений психопрофилактики в рамках ДОУ является профилактика дезадаптацииребенка раннего и младшего дошкольного возрастак условиям дошкольного учреждения. Также определено, что и поступление в ДОУ, и начало школьного обучения также один из самых серьезных этапов в жизни каждого ребенка. Поэтому при поступлении в школу также необходима помощь педагога-психолога в профилактике и преодолении дезадаптации детей.Изучена деятельность педагога-психолога по профилактике трудностей адаптации дошкольников к ДОУ.Разработаны и апробированы психолого-педагогические условия по взаимодействию педагогов и родителей, педагогов и дошкольников в период адаптации детей к детскому саду.Основными задачами программы было проведение специальных игровых упражнений, направленных на расширение круга общения, выработку уверенности, снятие тревожности, страхов;проведение психолого-педагогического ознакомления родителей по вопросам облегчения адаптации к детскому саду;разработка алгоритма управленческой работы при адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.Анализ опроса родителей младших дошкольников, принимавших участие в исследовании, показал, что большинство детей в младшей группе предпочитают играть со своими сверстниками, а не только с игрушками, это свидетельствует о том, что у детей есть выраженная потребность в общении со сверстниками. Для младших дошкольников характерен интерес, внимание к сверстникам, а также эмоциональные реакции, отмечаемые их родителями при взаимодействии ребенка с ровесником. Опрос родителей также показал, что для данной группы более характерно объектное отношение между сверстниками.Проанализированы особенности реализации психопрофилактической работы педагога-психолога.Разработан комплекс рекомендационных материалов, который использовался родителями и воспитателями для улучшения условий адаптации детей в ДОО.Список литературыАлова Н. Н. Структура педагогической культуры преподавателя профессионального лицея // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 2.Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования, 2013. – № 1-1. – С. 27-31.Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, 1994. - №8. - с. 80-83.Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват. центр “Педагогический поиск”, 1997.Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 2012. – 289 с.Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду.- М.: МС, 2010. - 210с.Иовчук Н.М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 25-27 октября, 1995г.) – М., 1995.Карманчиков А.И. Логика педагогического прогнозирования. Монография, 2012. - 83 с.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М., 1994.Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии, 1990. - №2.Рубцов В. В. Система психологической поддержки образования /В. В. Рубцов, Л. К. Селявина, С. Б. Малых //Психологическая наука и образование, 1999. - № 2.Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. — М.: Совершенство, 1998. — 80 с.Приложения

1. Алова Н. Н. Структура педагогической культуры преподавателя профессионального лицея // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 2.
2. Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования, 2013. – № 1-1. – С. 27-31.
3. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, 1994. - №8. - с. 80-83.
4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват. центр “Педагогический поиск”, 1997.
5. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 2012. – 289 с.
6. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. - М.: МС, 2010. - 210 с.
7. Иовчук Н.М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 25-27 октября, 1995г.) – М., 1995.
8. Карманчиков А.И. Логика педагогического прогнозирования. Монография, 2012. - 83 с.
9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
11. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М., 1994.
12. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии, 1990. - №2.
13. Рубцов В. В. Система психологической поддержки образования /В. В. Рубцов, Л. К. Селявина, С. Б. Малых //Психологическая наука и образование, 1999. - № 2.
14. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
15. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. — М.: Совершенство, 1998. — 80 с.


Приложения

Вопрос-ответ:

Зачем нужен педагог-психолог в психопрофилактике?

Работа педагога-психолога в психопрофилактике направлена на предупреждение возникновения психических и эмоциональных проблем у детей и помощь им в развитии и адаптации к образовательной среде.

Какие задачи ставит перед собой педагог-психолог в психопрофилактике?

Перед педагогом-психологом в психопрофилактике стоят задачи определения и предупреждения возможных проблем в психическом, эмоциональном и социальном развитии детей, создание предпосылок для успешной адаптации к детскому саду и рабо

Какой опыт работы педагога-психолога в психопрофилактике в ДОУ?

Опытная деятельность педагога-психолога в психопрофилактике в ДОУ включает работу по профилактике трудностей адаптации дошкольников к детскому саду, оказывая им психологическую поддержку и помощь в преодолении эмоционального стресса.

Какие особенности есть в реализации психопрофилактики педагогом-психологом?

В реализации психопрофилактики педагог-психолог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать доверительные отношения, использовать различные методики и приемы работы.

Какую роль играет педагог-психолог в предупреждении трудностей у дошкольников?

Педагог-психолог играет важную роль в предупреждении и преодолении трудностей у дошкольников, помогая им развить навыки саморегуляции, эмоциональной устойчивости и адаптации к новой среде.

Как решает педагог-психолог проблему предмета своей деятельности?

Педагог-психолог решает проблему предмета своей деятельности через применение психологических знаний и методов, которые позволяют ему эффективно работать с детьми и их родителями. Он осуществляет профилактическую работу с целью предотвращения возникновения и развития психологических проблем у детей, а также помогает в их решении в случае их возникновения.

Что включает в себя ответственность педагога-психолога в рамках его работы?

Ответственность педагога-психолога включает в себя не только обязанности по проведению психологической работы с детьми, но и несение ответственности за результаты этой работы. Он должен уметь прогнозировать возможные трудности и проблемы, а также предлагать эффективные способы их предотвращения и решения. Кроме того, педагог-психолог несет ответственность за сохранение конфиденциальности информации, полученной в процессе своей работы.