Пути повышения сознательности и активности обучения русскому языку школьников с интеллектуальным недоразвитием

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 3030 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 30.11.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Принципы и методы обучения русского языка на современном этапе развития школьного образования 5
2. Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка в коррекционной школе 13
3. Подходы к повышению сознательности и активности обучения русскому языку школьников с интеллектуальным недоразвитием 19
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления

На значительные воспитательные возможности внеурочной деятельности, составляет органическую часть жизни школы-интерната, указывают ученые-дефектологи В. Бондарь, А. Вержиховского, А. Высоцкая, И. Дмитриева, Г. Дульнев, И. Еременко, М. Кот, В. Липа, В. Мачихина, Г. Мерсиянова, С. Миронова, С. Николаев, Л. Одинченко, Т. Пороцкая, В. Синев, И. Татьянчикова и др. В специальной литературе определяются основные задачи внеурочной работы, среди них:- углубление общеобразовательных знаний и умений;- развитие мировоззрения учащихся;- выявление различных творческих способностей школьников и содействие их всестороннему развитию;- воспитание у учащихся самостоятельности и инициативности;- подготовка детей к будущей практической деятельности и тому подобное.Содержание внеурочной работы характеризуется общественно необходимой педагогической направленностью руководства самостоятельной познавательно-практической деятельностью учащихся. Особенности внеурочного воспитания заключаются в том, что, продолжая процесс познания, создается наиболее благоприятная атмосфера для воспитания самостоятельности. Коррекционно-воспитательная работа осуществляется в условиях надлежащего педагогического режима, который является гибким и позволяет обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам. Усвоенные во время проведения внеурочных мероприятий знания, умения и навыки являются органической составной частью всестороннего развития личности, формирование которой может быть обеспечено только системой деятельности учащихся, широко разветвленной по различным видам и направлениям. Эффективность внеурочной воспитательной деятельности обеспечивается рациональным использованием учебного и внеурочного времени, самодеятельностью, инициативностью, активностью воспитанников, совершенствованием форм и методов работы во внеурочное время. Специальная школа-интернат обеспечивает воспитаннику широкий выбор занятий в кружках и секциях под руководством квалифицированных педагогов. Воспитание у школьников самостоятельности происходит более успешно в условиях совместной деятельности ребенка и взрослого, целенаправленного осуществления коррекционной работы по формированию у учащихся «внутреннего плана действий».В практике внеурочной работы по русскому языку используются три формы ее организации:массовые мероприятия, охватывающие сразу значительное количество школьников как слушателей или зрителей, так и участников коллективного труда, групповых и личных соревнований, игр и развлечений, где оказывается самостоятельность;кружковая форма (занятия кружков, студий, команд, отрядов и др.), объединяющая группы учащихся для проведения с ними внеурочной деятельности по определенным планам и программам в течение определенного периода; они основываются на принципе добровольности, самостоятельного выбора детьми определенного вида деятельности, обеспечивающих успешность индивидуальной работы;индивидуальная работа проводится с отдельными воспитанниками, которым даются те или иные задачи (развивающие виды деятельности по интересам, склонностями и способностями - игра на музыкальных инструментах, художественное чтение, изготовление моделей, конструирование, рисование, вышивка и др.)На основе теоретического анализа специальной психолого-педагогической и методической литературы установлено педагогические условия развития сознательности и активности у воспитанников специальных школ-интернатов на уроках русского языка, а именно:- обогащение жизненного опыта учащихся в результате привлечения к учебно-познавательной, игровой, трудовой, общественно полезной деятельности, с постепенным ее осложнением;- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в процессе воспитания;- создание эмоционально насыщенных воспитательных ситуаций;- организация внеситуативно-личностного общения детей.В процессе внеурочной работы активность и сознательность умственно отсталых учеников постепенно возрастает, если воспитатель придерживается определенных требований по формированию этого важного личностного качества, среди которых отметим следующие: активизация потребности школьника в самостоятельных действиях и приобретение первичного опыта самостоятельной деятельности; становления самостоятельности и его ведущих компонентов в основных видах деятельности; стимулирование заинтересованности детей в самостоятельных действиях; организация посильных поручений и дел, проявление инициативы; создание условий для самостоятельного применения полученных знаний и умений в частично измененных или новых условиях, осуществления переноса самостоятельных действий с одних видов деятельности на другие.Планирование будущей совместной деятельности воспитателем вместе с детьми предусматривает: распределения поручений между детьми, определение последовательности действий, обязанностей каждого воспитанника, обсуждения конечных и промежуточных звеньев его деятельности. При этом необходимым считается объяснение умственно отсталому школьнику каждой мелкой операции с целью осознания им своей деятельности в целом, предсказания последующего ее шага и оценки собственных успехов. После каждого занятия подводится анализ проделанной работы, в процессе которого выясняется, что больше всего понравилось, все получилось, были ошибки, предлагается ученику оценить свою деятельность.Жизнь детей с недостатками умственного развития нужно насыщать событиями, обогащать новыми впечатлениями, организовывать коллективные дела. Но они не должны быть пассивными участниками событий, происходящих а проживать события активно и готовиться к ним. Для успешной реализации в воспитании учащихся специальной школы-интерната метода близкой перспективы полезны беседы о завтрашнем дне, раскрывающих привлекательность будущего, увлекают детей и заставляют их с нетерпением ждать следующие дела.Воспитанию сознательности и активности умственно отсталых учащихся способствует также установление связи между прошлыми и будущими делами. Осуществление некоторых дел нужно продолжать, определив при этом конкретный план дальнейших действий. Связь между «сегодня» и «завтра» можно устанавливать как для отдельных детей, так и для всего класса в целом. Постепенно учеников подключают к планированию своей жизни в классном и школьном коллективе.Воспитание сознательности и активности учащихся на уроках русского языка в процессе индивидуальных дел и поручений требует соблюдения определенных педагогических условий, а именно:- дела и поручения предоставляются ученику с учетом возможностей и способностей по их выполнению, они должны вызвать у ребенка интерес;- изменять содержание поручений, чтобы каждый ученик мог испытать себя в разных видах деятельности;- осуществлять систематический контроль за выполнением предоставленных дел и поручений, при необходимости оказывать различные виды помощи в ходе его выполнения;- постепенно и целенаправленно усложнять поручения; фиксировать изменения в отношении к общественным делам и трудовых задач, степень роста самостоятельности при формировании соответствующих умений и навыков;- поощрять учеников за надлежащее исполнение поручения и тому подобное.Воспитание у учащихся ответственности за порученное дело, стремление к качественному выполнению обязательно требует обсуждения и оценки результатов, подведение итогов. Различные виды общественных дел и трудовых заданий имеют свои критерии, о которых должно заблаговременно сообщить ученикам. В процессе оценки проделанной работы внимание педагога сосредоточивается не только на достигнутых результатах школьника, но и важным является анализ проявления инициативы, организованности, исполнительности, добросовестности, ответственности, собственного поведения ребенка. Обсуждение допущенных ошибок при выполнении порученной работы должно осуществляться в доброжелательной форме, в процессе их анализа недопустимо унижение ребенка. Создание позитивной атмосферы при подведении итогов повышает настроение воспитанников, вызывает желание проявить себя в различных видах деятельности, придает уверенности в своих силах, будет способствовать стремлению учеников на самостоятельное выполнение новых общественных дел и трудовых порученийЗаключениеАнализ общей и специальной литературы показывает недостаточную разработанность вопроса по организации обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Существует лишь один фундаментальный учебник А. К. Аксёновой, что свидетельствует об актуальности исследования проблемы и необходимости её дальнейшей разработки, как в методическом, так и в практическом плане.Дидактический принцип определяется в педагогике и методике как основное исходное положение процесса обучения. Это положение формулируется исходя из объективно существующих закономерностей, которые постоянно проявляются в обучении детей любому учебному предмету. Как обобщение выявленных закономерностей, принципы становятся руководством к действию. Чем объективнее прослеживаются как общедидактические, так и методические закономерности, тем эффективнее влияние принципов на процесс обучения.Не случайно методисты сравнивают принципы дидактики с фундаментом дома. Нечеткие, неправильные, неадекватные принципы так же опасны при формировании знаний, умений и навыков, как непрочный, косой фундамент при строительстве здания.Исследователями установлено, что в значительной мере развитие самостоятельности и активности умственно отсталых детей зависит от разумного сочетания репродуктивного и конструктивного методов организации их практической деятельности, контроля и самоконтроля, обеспечения определенной помощи со стороны педагога при выполнении заданий.Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что повышение уровня сознательности и активности умственно отсталых учащихся в процессе внеурочной работы осуществляется благодаря обеспечению воспитателем планомерного и целенаправленного коррекционно-воспитательного воздействия на воспитанников; правильному подбору содержания, форм, методов, примите и средств воспитания; созданию педагогических условий, при которых все дети принимают активное участие в различных видах внеурочной деятельности. Именно такой подход будет способствовать формированию умственно отсталого ребенка как личности, вхождению ее в активную общественно-общественную жизнь, адаптации и социализации в окружающей среде.Список использованной литературыАксенова А. К., Ильина С. Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. М., 2011 Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А.К. Аксёнова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 320 с.Аксенова, А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания / А.К. Аксенова, И.Г. Галуичикова. - М.: Просвещение, 2002.Аксенова, Л.К. Методика обучения русскому языку в коррекционнюй школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Л.К. Аксенова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.Бебешина, П.И. Развитие речи на уроках русского языка в У-УШ классах вспомогательной школы / II.П. Бебешина, В.П. Свириденков. - М.: Просвещение, 1978.-178 с.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989Воронкова В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : Пособие для учителей и студентов дефектологич. фак-овпед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 2004. - 416 с.Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. / Л. С. Виготський – М. : Педагогика, 1984. – Т.5. – 369 с.Дульнев Г.М.Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — М., 1981Дьячков А. И. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под общей редакцией проф. А. И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с. Еременко И. Г Олигофренопедагогика / И. Г. Еременко. – К. :Вища школа, 1985. – 328 с.Зимняя И.A. Педагогическая психология. М., 2004.Ильина С.Ю. Чижова А.С. Использование личностно ориентированных технологий в обучении русскому детей с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование 2013, № 2 Ильина С.Ю. Чижова А.С. Технологии обучения русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью. М.2 010. С 47-76.Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение. – М.: Изд. «Академия». 2016 Мисаренко Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004. 10Никуленко Г. Самыгин C. Коррекционная педагогика Ростов н/д., 2009Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992Павлова Н.В. Методика преподавания русского языка и литературы (специальная): Учебное пособие для бакалавров и магистрантов, обуч-ся по напр-ю «Спец. (деф.) образ.». Часть 1: Обучение грамоте, чтению и развитие речи школьников с ОВЗ. Изд-е 2-е, испр. и доп. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – 156 с.Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / сост. В.В. Большакова. – М., 1984. – 368 с.Писарев Д.И. «Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей», Э. Борохов. – М. ООО «Издательство АСТ». –2001Свиридович, И.Л. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе: учеб.-метод. пособие И.Л. Свиридович. - Минск: БГПУ,2ОО5.-120с.Ушинский КД. О первоначальном преподавании русского языка // Пед. соч. — М., 1989. - Т. 4. - С. 16.Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку / Людмила Петровна Федоренко. – М.: Просвещение, 1973. – 160 с.Юдин В. В. Педагогическая технология. - Ярославль, 1997Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография. – Москва: Университетская книга, 2008. – 302

1. Аксенова А. К., Ильина С. Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. М., 2011
2. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А.К. Аксёнова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
3. Аксенова, А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и пра¬вописания / А.К. Аксенова, И.Г. Галуичикова. - М.: Просвещение, 2002.
4. Аксенова, Л.К. Методика обучения русскому языку в коррекционнюй школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Л.К. Аксенова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
5. Бебешина, П.И. Развитие речи на уроках русского языка в У-УШ классах вспомогательной школы / II.П. Бебешина, В.П. Свириденков. - М.: Про¬свещение, 1978.-178 с.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989
7. Воронкова В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : Пособие для учителей и студентов дефектологич. фак-ов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 2004. - 416 с.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. / Л. С. Виготський – М. : Педагогика, 1984. – Т.5. – 369 с.
9. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — М., 1981
10. Дьячков А. И. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под общей редакцией проф. А. И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
11. Еременко И. Г Олигофренопедагогика / И. Г. Еременко. – К. : Вища школа, 1985. – 328 с.
12. Зимняя И.A. Педагогическая психология. М., 2004.
13. Ильина С.Ю. Чижова А.С. Использование личностно ориентированных технологий в обучении русскому детей с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование 2013, № 2
14. Ильина С.Ю. Чижова А.С. Технологии обучения русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью. М.2 010. С 47-76.
15. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение. – М.: Изд. «Академия». 2016
16. Мисаренко Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004. 10
17. Никуленко Г. Самыгин C. Коррекционная педагогика Ростов н/д., 2009
18. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992
19. Павлова Н.В. Методика преподавания русского языка и литературы (специальная): Учебное пособие для бакалавров и магистрантов, обуч-ся по напр-ю «Спец. (деф.) образ.». Часть 1: Обучение грамоте, чтению и развитие речи школьников с ОВЗ. Изд-е 2-е, испр. и доп. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – 156 с.
20. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / сост. В.В. Большакова. – М., 1984. – 368 с.
21. Писарев Д.И. «Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей», Э. Борохов. – М. ООО «Издательство АСТ». – 2001
22. Свиридович, И.Л. Методика преподавания русского языка во вспомо¬гательной школе: учеб.-метод. пособие И.Л. Свиридович. - Минск: БГПУ,2ОО5.-120с.
23. Ушинский КД. О первоначальном преподавании русского языка // Пед. соч. — М., 1989. - Т. 4. - С. 16.
24. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку / Людмила Петровна Федоренко. – М.: Просвещение, 1973. – 160 с.
25. Юдин В. В. Педагогическая технология. - Ярославль, 1997
26. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография. – Москва: Университетская книга, 2008. – 302

Вопрос-ответ:

Какие принципы и методы используются при обучении русскому языку детей с интеллектуальным недоразвитием?

При обучении русскому языку детей с интеллектуальным недоразвитием используются такие принципы и методы, как индивидуализация обучения, активное использование образовательного материала, разнообразие коммуникативных задач, использование игровых форм и творческих заданий, а также систематическое повторение и закрепление учебного материала.

Какие дидактические принципы реализуются на уроках русского языка в коррекционной школе?

На уроках русского языка в коррекционной школе реализуются такие дидактические принципы, как доступность и удостоверение обучения, повышение мотивации к обучению, активизация познавательной деятельности, обеспечение насыщенности образовательной среды, организация систематического контроля и самоконтроля, создание условий для развития самостоятельности и творческой активности учащихся.

Какие подходы к повышению сознательности и активности обучения используются при обучении русскому языку детей с интеллектуальным недоразвитием?

При обучении русскому языку детей с интеллектуальным недоразвитием используются такие подходы, как наглядно-образное представление учебного материала, использование игровых и творческих заданий, активное взаимодействие детей с учителем и другими учащимися, разделение учебного материала на небольшие логические блоки, использование различных приемов проверки знаний и контроля.

Какие воспитательные возможности имеет внеурочная деятельность при обучении русскому языку детей с интеллектуальным недоразвитием?

Внеурочная деятельность при обучении русскому языку детей с интеллектуальным недоразвитием имеет значительные воспитательные возможности, такие как развитие коммуникативных навыков, формирование умения работать в группе, развитие творческих способностей, формирование положительной мотивации к обучению, развитие самостоятельности и ответственности.

Какие принципы и методы используются при обучении русскому языку у школьников с интеллектуальным недоразвитием?

При обучении русскому языку у школьников с интеллектуальным недоразвитием применяются такие принципы и методы, как индивидуализация обучения, использование специальных образовательных технологий, учет особенностей развития каждого ребенка, использование игровой и практической деятельности, а также использование визуальных и наглядных средств обучения.

Как осуществляется реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка в коррекционной школе?

В коррекционной школе на уроках русского языка осуществляется реализация основных дидактических принципов, таких как дифференциация обучения, активизация учебной деятельности, сознательность и практичность учения. Это происходит путем создания индивидуальных учебных планов, использования различных методов обучения, активного привлечения учеников к учебному процессу и организации практических занятий.

Какие подходы можно использовать для повышения сознательности и активности обучения русскому языку у школьников с интеллектуальным недоразвитием?

Для повышения сознательности и активности обучения русскому языку у школьников с интеллектуальным недоразвитием можно использовать такие подходы, как смешанное обучение, использование интерактивных учебных материалов, проведение групповых и индивидуальных занятий, использование игровых элементов в учебном процессе, а также создание ситуаций коммуникативного общения.

Какие возможности внеурочной деятельности могут быть использованы для повышения сознательности обучения русскому языку?

Внеурочная деятельность предоставляет значительные возможности для повышения сознательности обучения русскому языку. Например, можно организовывать кружки и секции по изучению русского языка, проводить конкурсы и игры с участием школьников, устраивать театральные постановки и праздники, где дети могут проявить свои навыки владения русским языком.

Какие принципы и методы используются при обучении русскому языку школьников с интеллектуальным недоразвитием?

При обучении русскому языку школьников с интеллектуальным недоразвитием используются такие принципы и методы, как индивидуализация образовательного процесса, использование специальных обучающих программ, использование наглядных пособий и мультимедийных средств, разнообразные формы работы, включающие игровые и практические задания, а также активное использование речевых упражнений и задач на развитие речи.

Какие основные дидактические принципы реализуются на уроках русского языка в коррекционной школе?

На уроках русского языка в коррекционной школе реализуются такие основные дидактические принципы, как принцип доступности и конкретизации материала, принцип последовательности и систематичности обучения, принцип активности и самостоятельности учеников, принцип преемственности и связи с предыдущими знаниями и принцип социализации и воспитания личности.

Какие подходы используются для повышения сознательности и активности обучения русскому языку школьников с интеллектуальным недоразвитием?

Для повышения сознательности и активности обучения русскому языку школьников с интеллектуальным недоразвитием используются подходы, основанные на индивидуальном подборе материала и методик, на использовании мотивирующих и интересных заданий, на поощрении и постепенном увеличении сложности заданий, на активном использовании компьютерных и мультимедийных технологий, а также на организации коллективной и индивидуальной работы школьников.