Богословские проблемы образования по статье Шмонина Д.В.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Богословие
  • 1313 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 28.10.2018
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Богословские проблемы образования в контексте истории и современности 4
2. Актуальная методика преподавания теологии 8
Заключение 12
Литература 13

Фрагмент для ознакомления

На основе данных идей попробуем определить актуальные методы преподавания теологии. Д.В. Шмонин предлагает в качестве основного метода взять концепцию преподавания теологии Лонергана, согласно которой, богословие имеет два плана. Один из них неизменяем и представляет ядро, содержащее Священное Писание и труды Святых Отцов. Второй план «о человеческой реальности». «Для решения системы задач 2-го плана эта наука должна интегрироваться с другими» [с. 123].
Рассмотрим, какие интегративные взаимодействия возможны в преподавании теологии.
Одним из направлений является взаимодействие с историей, которая в рамках теологии может рассматриваться как:
история богословского образования;
история Церкви в контексте отечественной истории.
В сущности же, исторические методы необходимы для многих направлений: в изучении православной и византийской культуры, для рассмотрения социальной деятельности Церкви и пр.
Помимо этого, в рамках теологических наук применяются культурологические методы исследования. Так, немецко-американский теолог Пауль Тиллих стал одним из основателей направления теологии культуры. В своих трудах он изобличил губительные для человека последствия развития технической, безрелигиозной цивилизации. В 1956 г. была опубликована работа П. Тиллиха «Теология культуры», основная идея которой состоит в обосновании роли теологии в освящении современной культуры. 
Также возможны взаимодействия между теологией и социлогией. социология, оставаясь на позициях эмпирического познания социальной реальности, одновременно всё активнее и глубже проникает в субъективные мотивы поведения человека, а с другой стороны на уровне методологии находится в поиске общей наиболее адекватной теории объяснения социальных процессов. В качестве такой всеобъемлющей абстрактной теории, объясняющей философские и духовные основы бытия, интерпретирующей социальные процессы во времени и пространстве самым естественным образом может выступить религиозное знание, учитывающее развитие современного общества.
Важным аспектом теологической науки является язык, как современный, так и древние языки (в частности, старославянский). Помимо этого, изучая богословские труды, необходимо рассматривать их и на языковом уровне. В связи с этим, важными являются и лингвистические методы исследования.
Вместе с тем, возможен и обратный процесс, в котором теологические методы могли бы применяться в других областях знания. Теология, как и любая другая научная дисциплина, оперирует понятиями логики, фактами и доказательствами, при этом исходя из религиозных догм.
Таким образом, задача интеграции теологии с другими науками в рамках образовательного процесса может реализовываться при помощи включения различных методов: социологических, исторических, культурологических, лингвистических, психологических и других.
Вместе с тем, возможен и обратный процесс, в котором теологические методы могли бы применяться в других областях знания.





















Заключение

Проанализировав статью Д.В. Шмонина «Богословие образования: контекстный анализ», можно сформулировать следующие выводы касательно самой статьи и затрагиваемых проблем.
Во-первых, ценным в статье является обоснование того, насколько необходимо в современной ситуации серьёзно обратиться к проблеме образования богословия, насколько это важно как для развития богословия, так и для общественного и культурного развития.
Во-вторых, важным является то, что автор статьи обращается к исследованию не только концепций отечественных богословов, но и к опыту западных теологов – католиков и лютеран. В связи с этим создаётся более полная картина современного положения теологии в контексте общества и культуры.
В-третьих, ценным является то, что Шмонин не противопоставляет теологию науке, а напротив, стремится найти пути взаимодействия.
Основываясь на исследовании концепций и на собственных размышлениях, Шмонин приходит к выводу о том, что богословие образования является тем направлением, которое способно стать связующим звеном между богословием и обществом, теологией и иными науками.
задача интеграции теологии с другими науками в рамках образовательного процесса может реализовываться при помощи включения различных методов: социологических, исторических, культурологических, лингвистических, психологических и других.
Вместе с тем, возможен и обратный процесс, в котором теологические методы могли бы применяться в других областях знания.



Литература

Шмонин Д.В. Богословское образование: контекстный поиск // Христианское чтение: научно-богословский журнал. Богословие и философия. – 2014. - №5. – С. 112-134.

Шмонин Д.В. Богословское образование: контекстный поиск // Христианское чтение: научно-богословский журнал. Богословие и философия. – 2014. - №5. – С. 112-134.












8

Шмонин Д.В. Богословское образование: контекстный поиск // Христианское чтение: научно-богословский журнал. Богословие и философия. – 2014. - №5. – С. 112-134.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы существуют в образовании в области богословия?

Проблемы в образовании в области богословия включают недостаточное количество квалифицированных преподавателей, отсутствие современных методик преподавания, ограничения в доступе к актуальной литературе и т. д.

Какие методы преподавания теологии можно использовать?

В качестве основного метода преподавания теологии можно использовать концепцию Лонергана, которая предполагает разделение богословия на два плана: неизменяемый план, который содержит Священное Писание, и изменяемый план, который учитывает современные методы и новые исследования.

Какие проблемы возникают при преподавании теологии в современном контексте?

В современном контексте преподаванию теологии могут мешать ограниченный доступ к актуальной литературе исследований, слабая квалификация преподавателей, недостаток финансирования и средств для проведения исследований, а также быстрое развитие технологий, которое требует постоянного обновления учебных программ и методик.

Какое значение имеет изучение богословия?

Изучение богословия имеет большое значение для развития и понимания религиозных учений, обретения духовной мудрости и поиска ответов на фундаментальные вопросы о смысле жизни. Оно помогает формировать мировоззрение и ценностные ориентации, а также способствует развитию критического мышления и аналитических навыков.

Какие особенности имеет преподавание теологии?

Преподавание теологии имеет свои особенности, такие как необходимость учета различных религиозных традиций и уважение к мнениям студентов, использование интерактивных методов обучения, поощрение самостоятельного исследования и диалога. Также важно создание атмосферы толерантности и взаимопонимания, где студенты могут свободно выражать свои мнения и задавать вопросы.

Какие богословские проблемы возникают в образовании?

В образовании по богословию возникают различные проблемы, такие как современная интерпретация священных текстов, взаимодействие с другими религиями, роль теологии в обществе и многое другое.

Какие методы преподавания теологии предлагает Д В Шмонин?

Д В Шмонин предлагает использовать метод преподавания теологии, основанный на концепции Лонергана. Этот подход предполагает разделение богословия на два плана - неизменяемый ядро и изменяемую интерпретацию священных текстов.

В чем заключается актуальность методики преподавания теологии?

Актуальность методики преподавания теологии заключается в возможности обеспечить глубокое понимание веры и религиозных текстов, а также содействии развитию критического мышления и диалога с другими религиями и мировоззрениями.

Какие идеи Лонергана можно использовать в преподавании теологии?

Идеи Лонергана, которые могут быть использованы в преподавании теологии, включают разделение богословия на два плана и понятие изменчивости интерпретации священных текстов в контексте современного образования и общества.

Какие проблемы современности нужно учитывать при преподавании богословия?

При преподавании богословия в современности необходимо учитывать такие проблемы, как разнообразие религий и мировоззрений, вызовы, стоящие перед верующими в современном обществе, и необходимость формирования критического мышления и диалога в рамках религиозной образованности.

Какие богословские проблемы включены в статью Шмонина Д В?

В статье Шмонина Д В рассматриваются проблемы образования в богословии, как в историческом, так и в современном контексте.