История семиотики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Языкознание
  • 3636 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 02.12.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Этапы формирования семиотики 6
1.1.Античные истоки семиотики 6
1.2.Концепция знаков Ч. Пирса. Вклад Ч. Морриса и Ф. де Соссюра в развитие семиотики. Пути развития семиотики во второй половине 20 века 8
Глава 2.Основные этапы изучения языка как семиотической системы (семиотика языка) и их содержание 14
2.1.История изучения языка как знаковой системы: основные понятия семиотики 14
2.2.Специфика языка как семиотической системы в истории семиотики 28
Заключение 32
Список литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Если основываться на позиции двух языков, то здесь можно говорить о разделении реалий на внешние, которые носят чуждый характер дляэти языков (например, слово «самурай» - это чуждое понятие для русского и английского языка), а также и реалиях, которые являются чуждыми для одного языка и своими для другого.Если рассматривать несколько языков, то возможно говорить о выделении региональных реалий («евро» для стран, принявших эту валюту в качестве национальной) и интернациональных, которые присутствуют в лексике многих языков, вошедших в их словарь, но сохранивших исходную окраску (например, текила).Вышесказанное позволяет сделать промежуточный вывод о том, что главная черта реалии заключается в ее национальном колорите.Большой вклад в исследование языка как семиотической системы был внесен представителями Пражской лингвистической школы.Пражская лингвистическая школа – это первая по времени образования среди школ структурного языкознания. Ее появление связано с деятельностью таких выдающихся деятелей, как И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.В. Крушевский, Ф.Ф. Фортунатов, Ф. де Соссюр, Л.В. Щерба и др. Представители пражского лингвистического кружка считали, что лингвистическое исследование должно быть преимущественно направлено на синхронический план, должны также привлекаться строгие формальные методы присущей языку жёсткой (инвариантной) внутренней структуры, которая образуется посредством множества отношений (противоположений) между его чётко выделимыми элементами. Данная внутренняя структура выполняет функцию обеспечения целостности системы языка, возможности его работы как знаковой системы. Формирование Пражской лингвистической школы произошло в 1926 году. Инициаторами ее создания стали В. Матезиус и Р.О. Якобсон. В целом, существование данной школы продолжалось до начала 50-х годов. Пражский лингвистический кружок выступил в качестве центра деятельности Пражской школы. Состав школы был в полной мере интернациональным. Достаточно многое Якобсон внес в разработку теории коммуникации.Якобсон представлял себе процесс порождения семантики говорящим и слушающим не как механическую операцию. Во-первых, у него нет предположений о том, что существует универсальный код, который гомогенен для всех носителей данного языка.Кстати, Якобсон проводил различие между понятием «кода» и понятием «языка (langue)», которое получило распространение после выхода «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра.Якобсон обратил внимание на то, что в коммуникации говорящий и слушающий эффективно переключаются между множеством кодов, и несколько языковых функций выполняются одновременно в зависимости от ситуации. По мысли Якобсона, означающее и означаемое не составляют совершенную пару. 2.2.Специфика языка как семиотической системы в истории семиотикиЛюди используют большое количество разных знаковых систем, которые классифицируются с учётом канала связи (среда, в которой осуществляется их передача). Так, можно говорить о знаках звуковых (вокальных, аудитивных), зрительных, тактильных и т.д. Люди имеют, помимо звукового языка как основной коммуникативной системы, жестикуляцию, мимику, фонационные средства, представляющие собой особое использование голоса, и т.д. Они могут распоряжаться естественными (спонтанно возникшими), так и искусственными, созданными ими же коммуникативными системами (письмо; сигнализация с помощью технических устройств и прочих средств: светофор, способы обозначения воинских различий и т.п., системы символов в логике, математике, физике, химии, технике, языки типа эсперанто, языки программирования и т.п.). В некоторых ситуациях общения возможно говорить об одновременной передаче знаков разного рода, использовании разных сред (речь идет о мультимедийной коммуникации).Язык является наиболее сложной и развитой знаковой системой. Он имеет не только исключительную сложность строения, и огромный инвентарь знаков (особенно назывных), но и неограниченную семантическую мощность, т.е способность к передаче информации относительно любой области наблюдаемых или воображаемых фактов. Языковые знаки выполняют задачу обеспечения процесса кодирования - декодирования мыслительных (ментальных) элементов и структур. Практически любую информацию, переданную посредством неязыковых знаков, возможно передать языковыми знаками, в то время как обратное часто характеризуется как невозможное.Для структурной лингвистики, допускающей возможность описания языка как имманентной, замкнутой в себе системы, принципиально важное значение имеют следующие свойства языкового знака, а именно, речь идет о его дифференциальной природе, делающей каждый языковой знак достаточно автономной сущностью и не позволяющей ему в принципе смешиваться с другими знаками того же языка.Если мы возьмем за основу последние свойства, то сможем понять, почему разные языки используют различные знаки для того, чтобы обозначать одни и те же элементы опыта и почему знаки родственных языков, восходящих к одному языку-источнику, могут иметь отличия друг от друга либо за счет своих означающих, либо своих означаемых.Можно осуществить классификацию языковых знаков на классы знаков полных, т.е. являющихся коммуникативно завершёнными, самодостаточными (речь идет о текстах и высказываниях), и знаков частичных, т.е. являющихся коммуникативно несамодостаточными (здесь мы говорим о словах, морфемах). Языкознание традиционно обращает повышенное внимание на знаки назывные (слова). В новейшей семиотике большее внимание уделяется высказыванию как полному знаку, с которым осуществляется соотнесение не отдельного элемента опыта, а некой целостной ситуации, положения дел. Наиболее близкая к языку знаковая система – это письмо, которое, вступаю во взаимодействие с исконно первичным звуковым языком, может выступать как основа для формирования письменного языка как второй ипостаси данного этнического языка. Лингвист первостепенное значение придает звуковому человеческому языку. Человеческий язык в качестве звуковой знаковой системы появляется в процессе становления общественной системы. Существует достаточно много теорий происхождения человеческого языка. Они исходят из того, что первобытные люди, по мере развития, эволюции, стали испытывать потребность в общении. Постепенно общественные отношения усложнялись, соответственно, жестов и звуков для общения оказалось не достаточно. Так появляется язык как важнейшее коммуникативное средство. Далее уже начинается процесс развития самой языковой системы. В целом, существующие на сегодняшний день теории происхождения языка не могут в полной мере осветить объективно процесс возникновения языка. Чаще всего та или иная теория базируется на одном факторе, игнорируя другие. Вместе с тем, язык – это сложное и многоаспектное явление, соответственно, проблема его возникновения должна рассматриваться посредством комплексного анализа, здесь недопустимо опускать как биологические, так и социально-общественные, духовные факторы возникновения языка как системы. На основании вышесказанного можно дать характеристику языка в качестве знаковой системы в плане устройства и коммуникативных функций. Язык является одной из знаковых систем, которую люди используют для коммуникации, то есть, язык помогает передавать информацию, знания о мире и о себе.Язык в отличие от всех прочих знаковых систем имеет неограниченную информационную мощность, поскольку он обладает способностью служить передаче информации любого рода о любых событиях, фактах, явлениях, ситуациях реального и представляемого мира.Так как возможности познания мира человеком являются беспредельными, а человеческая память небесконечной, язык устроен таким образом, чтобы с помощью конечного числа элементов осуществлять передачу бесконечного множества сообщений. Язык обладает конечным числом воспроизводимых элементарных знаков типа морфем и слов и ограниченным числом способов конструирования бесчисленного множества новых, неповторимых сложных знаковых образований типа словосочетаний, предложений и текстов. Языковой знак в представлении билатералистов является двусторонним. Одна сторона знака (signum, signe, sign, Zeichen) образует означаемое (сигнификат, significatum, signifie, significate, Bezeichnetes, содержание), другая сторона знака образует означающее (сигнификант, significandum, signifiant, significant, Bezeichnendes, выражение, экспонент). Здесь важно сказать о тесной связи между обеими сторонами знака, невозможности одной стороны знака без другой. Данное единство является обязательным свойством морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста. Унилатералистами помещается означаемое вне знака.Знак существует для того, чтобы его посредством назвать, обозначить денотат, т.е. выделенный сознанием какой-то предмет, признак, действие, состояние, положение дел, ситуацию, событие и т.п. Тот или иной предмет действительности становится денотатом лишь как противочлен знака, т.е. в рамках конкретной знаковой ситуации и в конкретном акте высказывания. Денотат - это не просто предмет, а предмет, выделенный (как целое или в отдельных своих сторонах) для наименования.У многих (но далеко не у всех) означаемое и означающее связаны условным (конвенциональным), иначе - произвольным (арбитрарным) образом, т.е. эта связь не зависит от природных факторов, не является причинно-следственной (в отличие, например, от связи только что прошедшего летнего дождя и луж воды на асфальте или же резкого похолодания воздуха зимой и появления гололедицы). Именно поэтому знаки одного языка могут отличаться от знаков другого языка (ср.: один и тот же денотат <дерево>, означаемое 'дерево' и слова дерево, фр. arbre, англ. tree, нем. Baum).Однако связь данного означаемого и данного означающего является в принципе обязательной в данном языковом коллективе. Отдельный говорящий не может нарушить эту связь, не рискуя оказаться непонятым.Вместе с тем стороны знака (в соответствии с законом о его асимметрической природе) могут как бы "скользить" относительно друг друга. В итоге: одному означаемому в соответствие могут быть поставлены два или более означающих: 'наука о языке' - языкознание, языковедение, лингвистика, а одно означающее может соотноситься с несколькими означаемыми. Как означающее, так и означаемое знака могут члениться на отдельные компоненты, которые не являются сами по себе знаками. Знаки могут изучаться в аспекте их строения (синтактика), в аспекте их отношения к именуемым объектам и внутренней структуре их смыслового содержания (семантика) и в аспекте их целенаправленного использования носителями языка в актах речи (прагматика).В целом, следует сказать о значимости семиотического подхода к языку в процессе становления лингвистического структурализма. Благодаря пониманию языка как системы взаимопротивопоставленных и различающихся элементов состоялась разработка многих структурных методов анализа, построение структурных моделей в таких областях, как фонология, морфология, лексикология, синтаксис, математическая лингвистика. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. История семиотики берет свое начало в античности, в идеях Аристотеля и представителей стоической философии. Далее теория знаков разрабатывалась философами Нового времени. Однако формирование семиотики как науки произошло значительно позже – благодаря трудам Ч. Пирса, Ч. Морриса и Ф. де Соссюра. Благодаря их исследованиям стало очевидно, что язык – это есть семиотическая система, относящаяся к совершенно иному порядку. А именно, речь идет об уникальной семиотической системе. Идея о том, что язык представляет собой знаковую систему, предложил выдающийся лингвист 19 века Фердинанд де Соссюр. Далее его теория оказалась востребованной другими авторитетными учеными. В современной лингвистике понимание языка как семиотической системы является весьма значимым.Языковой знак – это некий материальный предмет, который выполняет функцию замещения иного предмета и сообщения о нем информации. Язык в качестве семиотической системы имеет все характеристики, которыми, как правило, обладает любая семиотическая система. От искусственных семиотических систем язык отличается своей способностью к выражению любого содержания, в соответствии с реалиями и обстоятельствами. За счет данного свойства язык обретает статус уникального феномена среди всех семиотических систем. Семиотический подход к языку позволяет, как мы уже отмечали ранее, глубже исследовать понятие языковой картины мира. Сегодня бесспорным является тот факт, что основой картины мира каждой нации является язык. В языке отражены глубочайшие знания о мире, его предметах, явлениях, представлениях нации и т.п. Все это объединено понятием «языковая картина мира» (ЯКМ), концентрирующим всю совокупность существующих в мире языков. В связи с этим можно согласиться с результатами научных исследований ученых-филологов, которые в понимание ЯКМ вкладывают всю совокупность знаний нации о мире, понятие мира в зеркале языка. В частности, специфические черты национального характера и менталитета фиксируются посредством языковых реалий. Реалии – это особые языковые единицы, тесно связанные с языковыми картинами мира нации. Реалии являются словами и словосочетаниями, называющими объекты, характерные для жизни, быта, культуры, социального и исторического развития одного народа и чуждые другому; будучи носителями национального и/или исторического колорита, они, как правило, не обладают точными соответствиями в других языках, а, следовательно, не могут быть переведены на общих основаниях, к ним требуется особый подход. Реалии обладают уникальным национальным характером. Каждая языковая картина мира, конечно же, уникальна, а значит, в каждой из этих языковых систем есть такие реалии, которые не имеют соответствия в других языковых системах. Такие понятия называются безэквивалентной лексикой. Реалии представляют собой часть такой лексики. Сегодня этот аспект исследований является значимым для семиотики. Список литературыАсадзума Э. Понятие «децентрализации» во взглядах Р.О. Якобсона на коммуникативную теорию. Режим доступа: http://www.actalinguistica.com/arhiv/index.php/als/article/download/161/214Барт Р. Мифологии. http://www.rulit.me/books/mifologii-read-242496-1.htmlВернигорова В.А. Перевод реалий как объекта межкультурной коммуникации / В.А. Вернигорова // Молодой учёный. - 2010. - № 3 (14). - С. 184-186.Григорьев Б. В. Семиология. Теория и практика знаковой деятельности. — Владивосток: Изд. ДВГУ, 2003. Зубкова Л.Г. И. А. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр: антитеза системного и аспектирующего структурного подходов к языку. // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2001. – Т. 1.Кавинкина И.Н. Основы семиотики. – Гродно, 2011.// https://www.twirpx.com/file/1408747/Коначева С.А. Соотношение философского и теологического языка в поздних работах Мартина Хайдеггера.//Материалы межвузовской конференции «Язык философии: традиции и новации». – М., 2010. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. М., 1997. Левицкий Ю.А. Общее языкознание. – М.: КомКнига, 2005. – 264 с.Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. – М.: Наука, 1983. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 536 с.Рыбакова Т. В. Семиотические аспекты массового сознания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 215-220. — URL https://moluch.ru/archive/13/1189/Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М., 1977. Степанов Ю. С. Семиотика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990. — С. 440—442.Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. http://homepages.tversu.ru/%7Eips/1_07.htmФеденко И.С. Реалия как объект перевода. URL http://study-english.info/article075.phpХайдеггер М. Путь к языку.//Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993. Штатская Т.В. СЕМИОТИКА КАК НАУКА О ЗНАКАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1. – С. 118-119; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3420

Список литературы

1. Асадзума Э. Понятие «децентрализации» во взглядах Р.О. Якобсона на коммуникативную теорию. Режим доступа: http://www.actalinguistica.com/arhiv/index.php/als/article/download/161/214
2. Барт Р. Мифологии. http://www.rulit.me/books/mifologii-read-242496-1.html
3. Вернигорова В.А. Перевод реалий как объекта межкультурной коммуникации / В.А. Вернигорова // Молодой учёный. - 2010. - № 3 (14). - С. 184-186.
4. Григорьев Б. В. Семиология. Теория и практика знаковой деятельности. — Владивосток: Изд. ДВГУ, 2003.
5. Зубкова Л.Г. И. А. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр: антитеза системного и аспектирующего структурного подходов к языку. // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. – Т. 1.
6. Кавинкина И.Н. Основы семиотики. – Гродно, 2011.// https://www.twirpx.com/file/1408747/
7. Коначева С.А. Соотношение философского и теологического языка в поздних работах Мартина Хайдеггера.//Материалы межвузовской конференции «Язык философии: традиции и новации». – М., 2010.
8. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. М., 1997.
9. Левицкий Ю.А. Общее языкознание. – М.: КомКнига, 2005. – 264 с.
10. Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. – М.: Наука, 1983.
11. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 536 с.
12. Рыбакова Т. В. Семиотические аспекты массового сознания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 215-220. — URL https://moluch.ru/archive/13/1189/
13. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М., 1977.
14. Степанов Ю. С. Семиотика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990. — С. 440—442.
15. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. http://homepages.tversu.ru/%7Eips/1_07.htm
16. Феденко И.С. Реалия как объект перевода. URL http://study-english.info/article075.php
17. Хайдеггер М. Путь к языку.//Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993.
18. Штатская Т.В. СЕМИОТИКА КАК НАУКА О ЗНАКАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1. – С. 118-119; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3420

Вопрос-ответ:

Что такое семиотика?

Семиотика - это наука, изучающая знаки, их функционирование и значение в различных системах и областях знания.

Кто внёс вклад в развитие семиотики?

В развитие семиотики внесли вклад такие ученые как Чарльз Сандерс Пирс и Фердинанд де Соссюр, которые разработали основные концепции и теории семиотики.

Какие этапы формирования семиотики можно выделить?

В формировании семиотики выделяются античные истоки, концепция знаков Ч. Пирса и вклад Ф. де Соссюра и Ч. Морриса, а также пути развития семиотики во второй половине 20 века.

Какие основные этапы изучения языка как семиотической системы можно выделить?

Основные этапы изучения языка как семиотической системы включают историю изучения языка как знаковой системы и основные понятия семиотики, а также специфику языка как семиотической системы в истории семиотики.

Какие ученые сделали значительный вклад в изучение языка как знаковой системы?

Среди ученых, сделавших значительный вклад в изучение языка как знаковой системы, можно назвать Фердинанда де Соссюра, разработавшего структурную лингвистику, и Чарльза Сандерса Пирса, который разработал теорию знаков и принципы семиотики.

Какие этапы формирования семиотики описываются в статье?

Статья описывает античные истоки семиотики, концепцию знаков Ч. Пирса, а также вклад Ф. де Соссюра и Ч. Морриса в развитие семиотики. Также рассмотрены пути развития семиотики во второй половине 20 века.

Какие основные этапы изучения языка как семиотической системы рассмотрены в статье?

Статья рассматривает историю изучения языка как знаковой системы и основные понятия семиотики. Также описывается специфика языка как семиотической системы в развитии семиотики.

Какую роль сыграли античные истоки в формировании семиотики?

Античные истоки сыграли важную роль в формировании семиотики. Они стали основой для размышлений о природе знаков и их значениях, а также внесли вклад в формулирование первых понятий и теорий семиотики.

Какую концепцию знаков описывает Ч. Пирс?

Ч. Пирс описывает концепцию знаков, в которой он выделяет три составляющие знака: иконическую, индексальную и символическую. Эта концепция семиотики Ч. Пирса оказала большое влияние на развитие семиотики в дальнейшем.

Какие пути развития семиотики были рассмотрены во второй половине 20 века?

Во второй половине 20 века были рассмотрены различные пути развития семиотики. В статье описываются вклад Ч. Морриса и Ф. де Соссюра в развитие семиотики, а также другие исследования и теории, которые появились в этот период.

Какие этапы формирования семиотики были присутствуют в античных истоках?

Античные истоки семиотики можно выделить в две основные категории: это платоновская и аристотелевская традиции. Платон занимался исследованием символов и знаков, обращая внимание на то, что есть надпись и каков ее смысл. Аристотель в своей трактовке символа подходил к нему уже с другой стороны, а именно как к орудию в коммуникации.

Какие принципы заложил Ч. Пирс в развитие семиотики, и как связаны его работы с идеями Ф. де Соссюра?

Чарльз Пирс внес значительный вклад в развитие семиотики, заложив основные принципы и концепции. Он разработал классификацию знаков и описал три основные категории знаков: иконические, индексиальные и символические. Эта классификация изучает отношение между знаком, его объектом и его интерпретацией. Работы Ф. де Соссюра больше связаны с изучением языка как семиотической системы и его структурой. Однако оба ученых исследовали знаковые системы и их функцию в коммуникации, внося значительный вклад в развитие семиотики.