Исследование пространственных функций у детей 6-9 лет при помощи нейропсихологических методик.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Нейропсихология
  • 3737 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 30.10.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава1.Теоретические особенности изучения пространственных функций детей 6-9 лет 5
1.1. Пространственные функции в структуре психического развития 5
1.2. Особенности пространственных представлений детей 6-9 лет 15
Глава2. Исследование методов нейропсихологического исследования пространственных представлений 20
2.1. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений 20
2.2. Нейропсихологические методы в изучении возрастных особенностей пространственных представлений 28
Заключение 33
Литература 34
Приложения 37

Фрагмент для ознакомления

По окончании курса проводится контрольная диагностика, в ходе которой специалист оценивает успешность проделанной работы и выносит решение о продолжении или прекращении занятий с ребенком.Изучение оптико-пространственной деятельности в нейропсихологии опирается на ряд известных методик: определение времени на часах, ориентировка в схеме географической карты, палаты, квартиры, рассматривание группы сложных изображений и фигур, деление линии, пересчет точек, рисунок, копирование, пространственный праксис, и другие, изложенные в классической нейро-психологической литературе. В последние годы появились ощутимые трудности применения ряда проб, требующих для своего выполнения упроченных в быту навыков. Но с развитием технических средств таковые постепенно нивелируются, манипуляции более не являются универсальными. Такой, например, является проба со «слепыми» часами, имеющая большую диагностическую ценность. Ввиду вытеснения стрелочных часов в быту часами с цифровой индикацией этот тест уже сейчас неадекватен при обследовании детей, но через несколько лет эти проблемы встанут перед взрослой клиникой.Западная психология столкнулась с данной преградой намного раньше; для ее решения был разработан тест ориентации линий А. Бентона (приложение1). Он является во многом аналогичным определению времени по «слепым» часам, но в качестве эталона содержит не образ из упроченного опыта, а актуально предъявленное изображение.Непосредственно вслед за стимульным материалом (А) предъявляется рисунок (Б), на котором испытуемый должен показать две эталонные линии. Возможен вариант зарисовывания линий вместо узнавания.Рисунок является одним из важнейших экспериментальных приемов для определения способностей испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета. Подчеркнем, что при копировании с поворотом фигуры на 180° поэтапная «перешифровка» изображения человечка (а, б соответственно) применяется как обучающий эксперимент; при анализе учитываются последующие фигуры. /приложение2/Срисовывание сложных фигур. Здесь в качестве стимульного материала используется тейлора-острица. Сама методика направленна на исследование зрительно пространственных синтезов и построания целостных образов. Следует отметить, что, если в норме и при дисфункции левого полушария демонстрация образца, как правило, приводит к существенной элиминации дефекта, у больных с правосторонней локализацией патологического очага и у детей функция копирования страдает зачастую более грубо, чем самостоятельный рисунок. Здесь же следует сказать, что у взрослых больных как при гипо-, так и при гиперфункции правого полушария наблюдается поштриховое изображение и тенденция к излишней реалистичности, детализации, а подчас и вычурности рисунка (как и у детей). Аналогичное состояние левого полушария, напротив, приводит к максимальной схематизации, сверхусловности изображения.Опыт показывает, что при рисовании и копировании маскирующую собственно пространственный дефицит роль могут играть знания о предмете или, напротив, в детстве — его незнакомость. Следующий момент, который необходимо акцентировать, рассказывая о методе Рея — Тейлора, — специфическое выполнение его маленькими левшами (вообще детьми с наличием фактора левшества, в том числе семейного). Реальность такова, что самое сильное впечатление от контакта с ребенком-левшой — отсутствие у него каких бы то ни было пространственных навыков: во внешнем и во внутреннем плане, на макро- или микроуровне.Когда необходимо сканирование большого перцептивного поля (а в тесте Рея — Тейлора это имманентное условие), на пространственную недостаточность наслаиваются хаотичность и фрагментарность. Ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги, вследствие чего рисунки его наползают друг на друга, хотя рядом много свободного места. Нельзя не отметить, что ребенок очень сориентирован на подстраивание внешнего пространства под свой уровень.При копировании фигуры Тейлора это выглядит следующим образом: левша поворачивает свой лист или рисунок на 90° и начинает копировать эталон, который, естественно, лежит в прежнем положении — это одно из непременных условий эксперимента. Таким образом он вынужден перешифровать всю (и так для него непосильную) пространственную информацию. Последствия чего не заставляют себя ждать. Иллюстрацией к сказанному является приложение3.Обязательность такой методической процедуры при работе с ребенком обусловливается тем, что в детском возрасте (когда еще пластичны и относительно автономны системы межполушарного взаимодействия) получаемая при этом информация приближается к таковой при проведении дихотического прослушивания. 2.2.Нейропсихологические методы в изучении возрастных особенностей пространственных представленийВ работе обсуждаются результаты применения методов нейропсихологической диагностики для исследования возрастных особенностей метрических, структурно-топологических и проекционных представлений. Рассматриваются особенности выполнения проб на самостоятельный рисунок и копирование трехмерного объекта разновозрастными группами, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая младшими школьниками. Анализируются количественные и качественные показатели выполнения проб, а именно продуктивность и специфика допускаемых ошибок. В нашем исследовании применялись пробы на самостоятельный рисунок и копирование трехмерного объекта (стола), позволяющиеоценить возрастные особенности метрических, структурно-топологических ипроекционных представлений. Метрические представления связаны с оценкой линейного и углового расстояния. Сформированные структурно-топологические представления обеспечивают целостную схему пространственного строения объекта, включающую соотношение и правильное расположение всех его элементов. Проекционные представления необходимы для передачи трехмерного объекта на плоскости. Все перечисленные виды пространственных представлений, по мнению А.В.Семенович [12], обеспечиваются либо правым полушарием, либо формируются в процессе становления межполушарного взаимодействия.Использовалась процедура проведения исследования и система оценки, предлагаемая Т.В. Ахутиной с соавторами [3,10] для нейропсихологической диагностики детей, однако, по нашему мнению, она успешно работает и на других возрастных группах. При этом критерии оценки остаются неизменными, но количественно и качественно меняются нормативы выполнения и характер допускаемых ошибок. Показано, как использование одних и тех же методов позволяет оценить состояние и, косвенно, динамику пространственных представлений на возрастном отрезке от 6 до 9 лет.Всего в исследовании приняли участие 50 детей. Распределение по возрастным группам выглядело следующим образом: 6 лет – 10 детей; 7 лет- 10; 8 лет - 15; 9 лет – 15.Все дети от 6 до 9 лет посещали детский сад или школу, на этом этапе применялся микровозрастной подход. Оценка самостоятельного рисунка производилась следующим образом: 4 балла - стереометрическое изображение стола в перспективе без грубых дизметрических и проекционных ошибок; 3 балла - неточное стереометрическое изображение стола с дизметрическими и/или проекционными ошибками; 2 балла - не полностью стереометрическое изображение стола (крышка изображена в перспективе, а ножки - нет, либо - наоборот); 1 балл-плоскостное изображение стола без искажения пропорций; 0 баллов - плоскостное или «распластанное» изображение с грубыми топологическими и дизметрическими ошибками.Успешность копирования трехмерного изображения оценивалась несколько иначе: 5 баллов - стереометрическое изображение стола с традиционной формой передачи перспективы (крышка - параллелограмм, одна ножка частично скрыта); 4 балла-неточное стереометрическое изображение стола с негрубыми проекционными ошибками; 3 балла - стереометрическое изображение стола с негрубыми проекционными и метрическими ошибками, или крышкой-трапецией; 2 балла - неполное стереометрическое изображение стола с крышкой-прямоугольником, без грубых метрических ошибок; 1 балл -плоскостное изображение стола с грубыми метрическими и проекционными ошибками; 0 баллов - изображение с топологическими, метрическими и проекционными ошибками.Анализ характера выполнения рисунков и типов ошибок у дошкольников разных групп дает следующую картину. Стереометрическое изображение стола при самостоятельном выполнении в 6 лет пока что не встречается. Типичны «распластанные» или плоскостные рисунки с метрическими и структурно-топологическими ошибками. Однако при срисовывании появляются элементы стереометрического изображения. В 6 лет такие «распластанный» рисунки встречаются у 26,2% детей, 46,3% обследованных детей этого возраста демонстрируют неполное стереометрическое изображение, а еще 16,7% неточное стереометрическое изображение без грубых ошибок. Для семилетних детей при самостоятельном выполнении наиболее типичны плоскостные рисунки без грубых метрических и структурно-топологических ошибок. Такой рисунок встречается в 60,8% случаев и является «нормальным» для детей 7 лет. При копировании результат существенно улучшается, чаще всего встречаются не полностью стереометрическое изображение (35,3%), а также неточные стереометрические рисунки стола с проекционными ошибками (19,5%) и стереометрическое изображениес незначительными проекционными иметрическими ошибками, или крышкой-трапецией (15,7%). В 7 лет впервые появляются правильно скопированные столы (5,9%), а вот плоскостные изображения становятся довольно редкими (9,8%).Если рассмотреть возрастные особенности пространственных представлений в школьном возрасте, то можно заметить, что качество самостоятельно рисунка постепенно улучшается. В 8 лет по-прежнему встречаются «распластанные» и плоскостные столы, структурно-топологические и проекционные ошибки, но уже почти 30% детей выполняют рисунок безупречно или с незначительными проекционными погрешностями. К 9 годам пятая часть испытуемых не имеет трудностей с отображением на плоскости трехмерного объекта, однако около 40% девятилетних детей пока на это не способны.Копирование стола в школьном возрасте улучшается более динамично. Уже к 9 годам более 80% школьников не имеют трудностей при выполнении задания.Что касается копирования трехмерного объекта, то тут значимые различия обнаружены между дошкольниками 6 и 7 лет (р<0.001), между младшими школьниками 7 и 9 лет (р<0.001), 8 и 9 лет (р<0.05).Таким образом, использованные нами методы показывают, что развитие пространственных представлений в процессе онтогенетической эволюции протекает неравномерно и нелинейно. У детей в возрасте 6 лет структурно-топологические и проекционные представления не развиты, появляются элементы этих представлений, причем они скорее находятся в «зоне ближайшего развития», так как проявляются только при копировании, которое можно рассматривать как вид помощи. Согласно мнению Глозман Ж.М. и соавторов [4] методика пригодна для диагностики, если с ней справляются не менее 70% детей. Следовательно, пробы на самостоятельный рисунок стола не подходит для оценки сформированности пространственных представлений дошкольников. Но копирование трехмерного объекта можно предлагать, начиная с 6 лет.На фоне общей плавной тенденции к росту продуктивности и снижению числа ошибок наблюдаются периоды интенсивного развития пространственных представлений, которые приходятся на возраст 6-9 лет. Метрические ошибки являются наименее грубыми и наиболее распространенными, они встречаются во всех возрастных группах.При наличии общих возрастных тенденций в каждой возрастной группе отмечается межиндивидуальная неравномерность.Как видно, нейропсихологический подход и вытекающие из него методы эффективны для оценки возрастных изменений в состоянии высших психических функций, в частности пространственных представлений. Основной проблемой при таком подходе становятся возрастные нормативы, определение которых требует дальнейших исследований на выборке большего объема.ЗаключениеПроблема развития находит отражение в различных концепциях и моделях и изучается такими отраслями психологии как психогенетика, сравнительная психология, возрастная психофизиология, нейропсихология, психология развития и акмеология. На стыке этих отраслей появляются новые области исследования. В частности для понимания возрастных изменений в состоянии высших психических функций (ВПФ) актуален нейропсихологический подход, что убедительно доказано исследованиями по детской нейропсихологии и геронтонейропсихологии. Изучение основных закономерностей онтогенетических изменений в характеристиках высших психических функций может стать предметом нового направления исследований, а именно нейропсихологии развития.В работе обсуждались результаты применения методов нейропсихологической диагностики для исследования возрастных особенностей метрических, структурно-топологических и проекционных представлений. Рассматривались особенности выполнения проб на самостоятельный рисунок и копирование трехмерного объекта разновозрастными группами, с детьми от6-9 лет. ЛитератураАверин В.А. Обзор основных теорий развития // Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.-СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - С.20-94;Ананьев Б .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2014.-97сАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. -СПб.:Питер, 2010. - 288 с.;Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методы исследования зрительно-вербальных функций // Диагностика развития зрительно-вербальных функций /Т.В.Ахутина. Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2012. - С.124;Выготский Л.С. Педагогическая психология. 5-ое изд.- М.: Просвещение, 2012. -231сВыготский Л.С. Проблема развития и распада ВПФ. // В кн.: Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2012. -87сВыготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. Собр. соч. в 6- ти томах. Т.1. - М.: Педагогика, 2011. -124сВыготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. -97сГлозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихо-логическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2014, 134 с.;Корсакова Н.К,, Рощина И.Ф. Значение концепции А.Р.Лурии о трех функциональных блоках мозга для становления и развития нейрогеронтопсихологии // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте / Сост. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - М.: Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012 С.161-176;Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестник Московского университета. Сер.14.Психология. 2014. № 2 С.201;Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический проект, 2012. - 512 с.Лурия А. Р. Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М., 2013.-96сЛюблинская А. А. «Очерки психологического развития ребёнка». М., 2012. С. 96Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. 2014. Т.6, № 1 С.8-24;Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста - СПб: Питер, 2013. - 288с.Муссейбова Т. А. «Развитие понимания пространственных отношений и отражение их в речи у детей школьного возраста» // Проблема восприятия пространственных представлений. М., 2013. С. 59Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей ред. Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2013, -128;Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2012. - 232 с.;Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2013. - 232 с.Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алтейя, 2015. - 288 с.Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в подростковом возрасте // Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме /Под.ред. Т.А. Фотековой. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2012. - 168 с.Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2015. - 164 с.Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости у мужчин и женщин: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология. 2012. № 2 С. 36-44.Шемякин Ф. Н. «Ориентация в пространстве» // Психологическая наука в СССР, т.1. М. 2014. С. 103ПриложенияПриложение 1. тест ориентации линий А. БентонаПриложение 2.Копирование фигурыПриложение3.

Литература

1. Аверин В.А. Обзор основных теорий развития // Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.-СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - С.20-94;
2. Ананьев Б .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2014.-97с
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. -СПб.:Питер, 2010. - 288 с.;
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методы исследования зрительно-вербальных функций // Диагностика развития зрительно-вербальных функций /Т.В.Ахутина. Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2012. - С.124;
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. 5-ое изд.- М.: Просвещение, 2012. -231с
6. Выготский Л.С. Проблема развития и распада ВПФ. // В кн.: Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2012. -87с
7. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. Собр. соч. в 6- ти томах. Т.1. - М.: Педагогика, 2011. -124с
8. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. -97с
9. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихо-логическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2014, 134 с.;
10. Корсакова Н.К,, Рощина И.Ф. Значение концепции А.Р.Лурии о трех функциональных блоках мозга для становления и развития нейрогеронтопсихологии // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте / Сост. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - М.: Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012 С.161-176;
11. Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестник Московского университета. Сер.14.Психология. 2014. № 2 С.201;
12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический проект, 2012. - 512 с.
13. Лурия А. Р. Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М., 2013.-96с
14. Люблинская А. А. «Очерки психологического развития ребёнка». М., 2012. С. 96
15. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. 2014. Т.6, № 1 С.8-24;
16. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста - СПб: Питер, 2013. - 288с.
17. Муссейбова Т. А. «Развитие понимания пространственных отношений и отражение их в речи у детей школьного возраста» // Проблема восприятия пространственных представлений. М., 2013. С. 59
18. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей ред. Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2013, -128;
19. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2012. - 232 с.;
20. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2013. - 232 с.
21. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алтейя, 2015. - 288 с.
22. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в подростковом возрасте // Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме /Под. ред. Т.А. Фотековой. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2012. - 168 с.
23. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2015. - 164 с.
24. Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости у мужчин и женщин: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология. 2012. № 2 С. 36-44.
25. Шемякин Ф. Н. «Ориентация в пространстве» // Психологическая наука в СССР, т.1. М. 2014. С. 103

Вопрос-ответ:

Какие методы исследования используются для изучения пространственных представлений у детей 6-9 лет?

Для изучения пространственных представлений у детей 6-9 лет используются нейропсихологические методики. В исследованиях применяются методы нейроимиджинга, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI) и электроэнцефалография (EEG). Также часто используются тесты и задания, направленные на оценку способности детей воспринимать и ориентироваться в пространстве, такие как тест наосторожность (Trail Making Test), задания по конструированию и рисованию, головоломки и т. д.

Какова роль пространственных функций в психическом развитии детей 6-9 лет?

Пространственные функции играют важную роль в психическом развитии детей 6-9 лет. Они связаны с развитием способности детей воспринимать и ориентироваться в пространстве, включая представления о расположении объектов, навигацию, ориентацию во времени и пространстве. Развитие пространственных функций в этом возрасте связано с развитием мозга и когнитивных процессов, таких как внимание, память, воображение и логическое мышление.

Какие особенности пространственных представлений у детей возраста 6-9 лет?

У детей возраста 6-9 лет пространственные представления еще находятся в стадии развития. Дети начинают осознавать ориентацию в пространстве и они начинают представлять себе пространственные отношения между объектами. Однако в этом возрасте у детей могут быть некоторые ограничения в использовании пространственной информации. Например, дети могут иметь трудности с ориентацией на карте или с правильным расположением объектов в пространстве.

Какие методы нейропсихологического исследования используются для изучения пространственных представлений?

Для изучения пространственных представлений используются методы нейропсихологического исследования, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI) и электроэнцефалография (EEG). ФМРТ позволяет измерять активность в различных областях мозга во время выполнения пространственных заданий, а ЭЭГ позволяет изучать электрическую активность мозга и связанные с ней физиологические процессы.

Какие методики используются для исследования пространственных функций у детей 6-9 лет?

Для исследования пространственных функций у детей 6-9 лет часто используются нейропсихологические методики, такие как методика Китова (с помощью изображений на карточках), методика Ревина-Ментальная арифметика, методика Векслера-фракталы и др.

Каковы особенности пространственных представлений детей в возрасте 6-9 лет?

Возраст от 6 до 9 лет является периодом развития пространственных представлений у детей. Они начинают формировать понятия о пространственных отношениях, например, представления о направлениях, дистанциях, местоположении объектов. Они также улучшают свои навыки ориентации в пространстве и могут лучше предсказывать движение объектов.

Какие методы можно использовать для нейропсихологического исследования пространственных представлений детей?

Для нейропсихологического исследования пространственных представлений детей можно использовать такие методы, как функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI), электроэнцефалография (ЭЭГ), методы функциональной близости головного мозга и другие. Эти методы позволяют изучать активность мозга во время выполнения заданий, связанных с пространственными функциями.

Какие особенности пространственных функций у детей в возрасте 6-9 лет могут влиять на их психическое развитие?

Пространственные функции у детей в возрасте 6-9 лет имеют большое значение для их психического развития. Недостаточное развитие пространственных представлений может оказывать негативное влияние на их способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и запоминать информацию, а также на умственное развитие в целом.

Какие теоретические аспекты изучения пространственных функций у детей 6-9 лет включает данная статья?

Данная статья включает такие теоретические аспекты, как роль пространственных функций в структуре психического развития детей, особенности пространственных представлений у детей в возрасте 6-9 лет, а также методы нейропсихологического исследования пространственных представлений.