Планирование и оценка деятельности государственных унитарных предприятий (на примере субъекта РФ)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 3838 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 10.11.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности государственных унитарных предприятий 5
1.1 Особенности функционирования государственных унитарных предприятий 5
1.2 Организация управления государственными предприятиями 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных унитарных предприятий 12
2. Оценка эффективности деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстан 16
2.1 Общая характеристика унитарных предприятий в Республике Татарстан 16
2.2 Анализ финансового состояния унитарных предприятий в Республике Татарстан 19
2.3 Оценка качества управления деятельностью ГУП Республики Татарстан 24
3. Перспективы развития унитарных предприятий в Республике Татарстан 28
3.1 Совершенствование деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстан 28
3.2 Перспективы совершенствования деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстан 32
Заключение 35
Список литературы 37
Фрагмент для ознакомления

Первый блок рекомендаций направлен на улучшение процессов управления собственниками имущества государственных унитарных предприятий Республики Татарстан.Эффективное управление государственной собственностью оказывает позитивное воздействие на развитие экономики Республики и способствует пополнению бюджета,в то же время неэффективно используемая государственная собственность разрушает финансовый потенциал. Поскольку в ходе проведенного анализа было выявлено, что 3 государственных унитарных предприятия Республики Татарстан поитогом периода оказались убыточными, рекомендуется принять меры по сокращению доли убыточных предприятий с одновременным увеличением численности рентабельно действующих предприятий, поскольку они способны обеспечить рост рыночного сектора экономики в целом.Данные задачи целесообразно отнести к компетенции Комитета Республики Татарстан по антикризисному управлению.В качестве меры по сокращению числа государственных унитарных предприятий, работающих в убыток, является их преобразование в акционерные общества. В ходе проведенного исследования было установлено, что в настоящиймомент в Республике Татарстан уже имеется практика по приватизации государственного имущества, однако в данном случае, при ее проведении необходимо учесть одно значительное ограничение - привлечь инвестора на акционерное общество, которое создано на базе убыточного государственного инвестора, крайне проблематично. Поэтому требуется устранение причин, приведших предприятие к кризисной ситуации, в связи с тем, что вне зависимости от формысуществования,которая была выбрана. Что подтверждается многочисленнымифактами уже 20-ти акционировавшихся предприятий, у которых впоследствии был произведен арест имущества по просроченным долгам. В данной связи,возможно, предложить два выхода решения вопроса. Первый состоит в том, чтоперед акционированиемГУПов, необходимо провести мероприятия, направленные на восстановление рентабельности производстваи платежеспособности предприятия, преодолев кризисные тенденции и подняв темсамым его инвестиционную привлекательность, а после этого заняться вопросом его приватизации. В случае, если применениеданного способа не представляется возможным, то целесообразно использовать второй вариант, который является более эффективным, а именно, ввести в отношении государственного унитарного предприятия процедуру банкротства и проведения в ходе нее замещения активов. Данные меры на практике уже использовались ранее в Республике Татарстан и доказали свою эффективность. Таким образом, предлагаемое замещение активов в ходе процедур банкротства убыточных государственныхпредприятий являетсядейственным инструментом финансового оздоровления предприятий.Во втором блоке рассматриваются пути совершенствования деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстан со стороны руководителей предприятий. В связи с тем, что анализируемые данные периода исследования показали существенное снижение показателей рентабельности по большинству государственных унитарных предприятий необходимо рекомендовать следующие направления для повышения уровня рентабельности:Повысить прибыль унитарного предприятия за счет расширенияассортимента и как результат и объемов предоставляемых услуг.Снизить долю издержек ГУПа, посредствам сокращения расходов в части себестоимости, а также управленческих и коммерческих расходов;Повысить уровень контроля за показателями финансово-экономической деятельности.Как показывает практика, государственные унитарные предприятия оказывают стандартный спектр услуг и редко идут на расширение масштабов деятельности, поэтому важно разработать спектр услуг, позволяющий увеличить объемы реализации. Также руководителям государственных предприятий требуется внедрение маркетинговой стратегии с целью продвижения услуг на рынке.Помимо факторов увеличения объемовоказываемых услуги маркетинговой стратегии продвижения также важно решение вопросов по снижению затрат.Информация о расходах, а также плановых показателей по ним формируется на основании смет, поэтому по ним необходим детальный анализ повышения расходов в разрезе статей, а также выявления причин отклонений от плановых показателей.Эффективность использования финансовых ресурсов и имущества унитарных предприятий во многом определяется системностью контрольных процедур и своевременностью выявления нежелательных тенденций и отклонений от намеченных целей.В связи с чем, существует необходимость внедрения в организационную структуру нового отдела финансового контроля.Для функционирования нового отдела необходимо создать штат сотрудников, состоящий из заместителя руководителя по вопросам финансового контроля, ведущего специалиста и двух подчиненных им сотрудников.Структура нового отдела представлена на рисунке 3.1.Рисунок 3.1 – Организационная структура отдела финансового контроляНа специалистов нового отдела финансового контроля должен возложить обязанности по сбору информации о произведенных затратах по подразделениям, проведению детального анализа смет, с выявлением причин отклонений от норм, контролем наиболее чувствительных к изменениям статей, осуществлению поиска резервов по снижению расходной части, а также исследованию динамики прибыли и рентабельности.Разработанные меры позволят усовершенствовать деятельность унитарных предприятий в Республике Татарстан и значительно улучшить финансово-экономические показатели.3.2 Перспективы совершенствования деятельности унитарных предприятий в Республике ТатарстанСреди методов совершенствования деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстанзачастую используются комплекс мер по планированию деятельности организаций. В части планирования деятельности организаций в Республике Татарстан разрабатываются Правила разработки и утверждения программдеятельностигосударственныхунитарныхпредприятий. Помимо этого, с целью повышения эффективности управления государственным имуществом и усиления ответственности руководителей государственных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан и представителей государства в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности, за результаты финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий и акционерных обществ,был утвержденпорядок отчетности руководителей государственных унитарных предприятий. Также ведутся работы по разработке норм, определяющих разработку стратегий развития государственныхунитарных предприятий.Планируется, что данная стратегия развития государственного унитарного предприятия должна включать:- анализ внешней и внутренней среды и оценку рисков предприятия;- определение целей развития предприятия;- показатели достижения целей развития предприятия с указаниемпланируемых сроков их достижения;- план мероприятий по реализации стратегии развития предприятия,включая производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие,кадровые, инновационные мероприятия;- информация о финансовом и ресурсном обеспечении реализациистратегии развития предприятия;- мониторинг и контроль реализации стратегии развития предприятия.На 2018 год основными направлениями совершенствования деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстан также стали:- ежемесячный мониторинг поступления доходов в бюджет Республики от использования государственного имущества;- осуществление контроля за крупными сделками, совершаемыми государственными унитарными предприятиями, с целью эффективного использования имущества и увеличения прибыльности предприятий;-недопущение взыскания из бюджета Республики Татарстан расходов на проведение процедур несостоятельности в отношении государственных унитарных предприятий.Помимо того планируются следующие направления совершенствования системы управления:1.Уточнение приоритетов деятельности и основных плановых показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, критериев оценки эффективности деятельности руководителей государственных унитарных предприятий, а также критериев принятия управленческих решений в отношении областных государственных унитарных предприятий и их руководителей;2. повышение квалификации высшего управленческого звена государственных унитарных предприятий Республики Татарстан по современным целевым программам обучения;3. реформирование системы оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий за счет установления зависимости размеров вознаграждения руководителей от эффективности производимой ими деятельности;4. проведение обязательных и инициативных аудиторских проверок, полнота, своевременность и качество которых гарантируют достоверность результатов деятельности предприятий.Таким образом, перспективы совершенствования деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстан позволят повысить долю чистой прибыли в бюджет и улучшат экономические показатели субъекта.ЗаключениеПосле завершения основной части была достигнута основная цель написания курсового проекта - подробно изучен процесспланирования и оценки деятельности государственных унитарных предприятий.Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:1. Описаны особенности функционирования государственных унитарных предприятий;2.Рассмотрена организация управления государственными предприятиями;3.Дана общая характеристика унитарных предприятий в Республике Татарстан;4.Проведен анализ финансового состояния унитарных предприятий в Республике Татарстан;5.Предложены пути совершенствования деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстан;6. Охарактеризованы основные перспективы деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстан.Подводя итоги проделанной работы, необходимо сделать выводы, что государственные предприятия выступают в качестве субсидируемых государством предприятий, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цели по максимизации прибыли, так и предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность, а также промежуточные их формы. Среди основных особенностей в первую очередь выделяется вид хозяйствующих субъектов, который имеет специальную правоспособность, иными словами, они создаются с целью выполнения определенных работ, оказания услуг, либо производства продукции, что является характерной чертой коммерческих организаций.Другой особенностью является факт того, что хозяйствующие субъекты являются индивидуальными предприятиями. Третья специфическая черта данной разновидности предприятий заключается в возможности целевого финансирования для выполнения разнообразных программ. В завершении следует отметить особенность содержания устава хозяйствующего субъекта унитарного типа, который должен включать информацию о самом владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Проведенная оценка эффективности деятельности унитарных предприятий в Республике Татарстан показала, что в динамике основных показателей наблюдается ухудшение чистой прибыли в разрезе предприятий и рентабельности, требующее разработку мер по совершенствованию их деятельности. В связи с чем, в третьей главе исследования был разработан комплекс мер для двух уровней управления – собственников имущества и руководителей.Список литературы"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ, (с изм. и доп. от 29.12.2017 N 470-ФЗ)Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (с изм. и доп. от 5 мая 2017 г.).Братановский С. Н., Братановская М. С.Государственное управление в сфере экономики и финансов в Российской Федерации: учебное пособие:Директ-Медиа, 2016 год - 275 с.Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.Метелёв С.Е. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / С.Е. Метелёв, Е.А. Кандрашина. Омск: Издатель Погорелова Е.В., 2013. – 153 с.Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.Прокофьев С. Е., Галкин А. И., Еремин С. Г., Красюкова Н. Л. Управление государственной и муниципальной собственностью 2-е изд., пер. и доп. Учебник.-М.: ЮРАЙТ.,2018г. – 305с.Самойлов В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 311 c.Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. - 5-e изд., пересмотр. - М.: Норма, 2018. - 432 с.Теория и механизмы современного государственного управления : учеб. пособие / Д.А .Гайнанов, А.Г. Атаева, И.Д. Закиров. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 288 с.Целевые программы в системе государственного управления экономикой : монография / Б.А. Райзберг. — 2-е изд., испр. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 268 с.Яновский, В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2016. - 200 c.Татарстанстат -http://tatstat.gks.ru.


1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)
2. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ, (с изм. и доп. от 29.12.2017 N 470-ФЗ)
3. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (с изм. и доп. от 5 мая 2017 г.).
4. Братановский С. Н., Братановская М. С. Государственное управление в сфере экономики и финансов в Российской Федерации: учебное пособие: Директ-Медиа, 2016 год - 275 с.
5. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
6. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
7. Метелёв С.Е. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / С.Е. Метелёв, Е.А. Кандрашина. Омск: Издатель Погорелова Е.В., 2013. – 153 с.
8. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
9. Прокофьев С. Е., Галкин А. И., Еремин С. Г., Красюкова Н. Л. Управление государственной и муниципальной собственностью 2-е изд., пер. и доп. Учебник.-М.: ЮРАЙТ.,2018г. – 305с.
10. Самойлов В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 311 c.
11. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. - 5-e изд., пересмотр. - М.: Норма, 2018. - 432 с.
12. Теория и механизмы современного государственного управления : учеб. пособие / Д.А .Гайнанов, А.Г. Атаева, И.Д. Закиров. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 288 с.
13. Целевые программы в системе государственного управления экономикой : монография / Б.А. Райзберг. — 2-е изд., испр. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 268 с.
14. Яновский, В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2016. - 200 c.
15. Татарстанстат - http://tatstat.gks.ru.




Вопрос-ответ:

Какие особенности функционирования имеют государственные унитарные предприятия?

Государственные унитарные предприятия имеют ряд особенностей в своем функционировании. Во-первых, они являются государственной собственностью и осуществляют деятельность в интересах государства или иного государственного субъекта. Во-вторых, унитарные предприятия имеют обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам в пределах этого имущества. В-третьих, унитарные предприятия не могут образовывать автономные бюджеты и финансироваться за счет собственных доходов. В-четвертых, управление унитарными предприятиями осуществляется посредством назначения руководителя предприятия государством или иным государственным органом.

Как организовано управление государственными предприятиями?

Управление государственными предприятиями осуществляется посредством назначения руководителя предприятия государством или иным государственным органом. Руководитель предприятия отвечает за эффективное управление активами предприятия, реализацию его стратегии развития, достижение поставленных целей. Он имеет право принимать решения, связанные с деятельностью предприятия, заключать договоры, представлять интересы предприятия во внешних отношениях.

Какое нормативно-правовое регулирование существует для деятельности государственных унитарных предприятий?

Деятельность государственных унитарных предприятий регулируется рядом нормативно-правовых актов. В России для них действуют Закон "О государственных унитарных предприятиях", Федеральный закон "Об Акционерном обществе "РЖД", утвержденные правительством РФ документы, которые определяют порядок формирования уставного капитала, использование имущества, организацию финансово-хозяйственной деятельности и другие вопросы.

Какие особенности функционирования у государственных унитарных предприятий?

Особенности функционирования государственных унитарных предприятий включают в себя государственную форму собственности, уникальный статус, особые права и обязанности, механизмы контроля со стороны государства, возможность участия в государственных программах и проектах, а также специфичные процедуры управления и планирования.

Как организовано управление государственными предприятиями?

Управление государственными предприятиями осуществляется с помощью различных органов и структур. На уровне местного самоуправления это могут быть комитеты, департаменты или агентства, на федеральном уровне - министерства или ведомства. Кроме того, может существовать надзорный орган или совет директоров, который контролирует деятельность предприятия. Органы управления определяют стратегические цели и задачи предприятия, разрабатывают планы и программы его развития, контролируют финансовую деятельность и принимают решения по ключевым вопросам.

Какое нормативно-правовое регулирование деятельности государственных унитарных предприятий?

Деятельность государственных унитарных предприятий регулируется различными нормативными актами. На федеральном уровне это могут быть законы, постановления Правительства РФ, нормативные акты Минэкономразвития и других федеральных органов. На региональном уровне деятельность предприятий может регулироваться законами и постановлениями региональных органов власти. Кроме того, существуют нормативные акты, устанавливающие особенности функционирования и управления государственными предприятиями, а также правила оценки и контроля их деятельности.

Какие особенности функционирования государственных унитарных предприятий можно выделить?

Одной из особенностей функционирования государственных унитарных предприятий является их принадлежность и контроль со стороны государства. Такие предприятия являются государственной собственностью и занимаются осуществлением государственных функций или предоставлением государственных услуг. Они также обладают особыми правами и привилегиями, например, могут получать льготы и субсидии от государства.

Как организовано управление государственными предприятиями?

Управление государственными предприятиями осуществляется в соответствии с установленным порядком и законодательством. Они подчиняются органам государственной власти и имеют свою систему управления. Обычно управление осуществляется через назначение руководителей и наблюдательных советов, которые контролируют деятельность предприятий и принимают стратегические решения. Также может быть создано специальное управляющее орган, который отвечает за оперативное управление предприятием.

Какое нормативно-правовое регулирование существует для деятельности государственных унитарных предприятий?

Деятельность государственных унитарных предприятий регулируется российским законодательством, а также нормативными актами органов государственной власти. Например, в России существуют Федеральный закон "Об особенностях управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями" и Положение о государственных унитарных предприятиях. Они устанавливают основные положения и правила, касающиеся создания, организации, управления и ликвидации государственных унитарных предприятий.

Какие особенности функционирования имеют государственные унитарные предприятия?

Государственные унитарные предприятия обладают рядом особенностей в своем функционировании. Во-первых, они являются юридическими лицами государственной формы собственности. Во-вторых, у них отсутствует право собственности на создаваемые ими объекты, а все результаты их деятельности принадлежат государству. В-третьих, государственные унитарные предприятия осуществляют деятельность по предоставлению услуг или производству товаров в интересах государства или населения. В-четвертых, у них есть ряд преимуществ, например, им не нужно выплачивать налоги, они имеют права и возможности для получения субсидий и иных форм государственной поддержки.