Современные российско-китайские экономические отношения и перспективы развития

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 109109 страниц
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 22.02.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теории экономических отношений России и Китая 7
1.1 Концепции китайских ученых об экономических отношениях России и Китая 7
1.2 Теории российских ученых об экономических отношениях России и Китая 13
1.3 Общее и особенное в теориях российских и китайских ученых 17
Глава 2. Особенности экономических отношений России и КНР 21
2.1 Развитие экономических отношений двух стран в конце XX - начале XXI века 21
2.2 Современный Китай как экономический партнер РФ 27
Глава 3. Приоритетные направления экономического взаимодействия РФ и КНР 42
3.1 Динамика и структура взаимной торговли РФ и КНР 42
3.2 Энергетический сектор как ключевое направление в торговле двух стран 47
3.3 Инвестиционные отношения РФ и КНР 56
Глава 4. Перспективы развития экономического отношения между РФ и КНР. 64
4.1 Влияние региональных интеграционных процессов на перспективы экономических отношений РФ и КНР 64
4.2 Перспективы энергетической сферы как ключевой в экономических взаимоотношениях между РФ и КНР 80
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 103

Фрагмент для ознакомления

В 2011 г. российская «Восточная энергетическая компания» заключила с представителями КНР контракт сроком на 25 лет. В 2012 г. экспортная цена электроэнергии для северо-восточных провинций Китая составила 49 долл. США/МВтч. В настоящее время данный показатель рассчитывается по формуле, учитывающей цену оптового рынка в провинции Хэйлунцзян.
С 2018 г. возможно сокращение экспорта электроэнергии ввиду изменения ситуации на Дальнем Востоке России (рост внутреннего потребления, сокращение мощности генерирующих объектов ввиду вывода из эксплуатации ТЭЦ, отработавших ресурс). Основная цель поставок в Монголию – покрытия суточных и сезонных пиковых нагрузок в центральном энергоузле страны. Излишки электроэнергии возвращаются в Россию 12. Поставка угля в АТР осуществляется из Кузбасса по железной дороге (около 3,5 тыс. км) и морским транспортом с перевалкой в портах Востока России. Часть угля поставляется с месторождений Сибири и Дальнего Востока, в т.ч. о. Сахалин Пропускная способность ж/д транспорта приблизилась к предельным значениям. Примерная среднегодовая пропускная способность морских портов (по углю): 1.ОАО «Восточный порт» – 27 млн т (к 2020 г. – до 40 млн т); 2. ОАО «Торговый порт Посьет» – 8 млн т; 3. Порт Ванино – 25 млн т; 4. Четыре порта о. Сахалин – «Шахтерск» (3 млн т), «Углегорск» (0,5 млн т), «Бошняково» (0,5 млн т), «Невельский морской порт» (0,4 млн т) Основные российские поставщики: ОАО «СУЭК», «Кузбассразрезуголь», «Мечел», «Распадская».
Страны-импортеры: Китай, Япония, Республика Корея, Вьетнам и др. Источник: составлено по: Шатохин Н.М. Перспективы российско-китайских отношений в энергетической сфере // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных статей. М.: Университетская книга, 2016. С. 315-319.

Причиной, по которой перечисленные транспортные системы медленно развиваются, является неопределенный характер спроса в Китае. Сегодня на стадии реализации находятся только два проекта по вывозу газа в КНР из четырех – это «Сила Сибири-1» и «Ямал СПГ». Страдают российские экспортеры угля китайскому партнеру, так как внутренний спрос в этой стране сокращается, что не позволяет наращивать мощности железнодорожных путей РФ и ее морских портов.
Положительные сдвиги наблюдаются в нефтяной сфере. В частности, в 2016 году РФ заняла место самого крупного поставщика нефти в Китай, оставив позади Саудовскую Аравию. В данной области конкурентным преимуществом России стала работа магистрального трубопровода (ВСТО), а также проводимая нашей страной маркетинговая стратегия, предусматривающая развитие контактов с большим количеством малых и средних нефтеперерабатывающих заводов КНР. Однако, если Россия будет наращивать свой экспорт сырья без участия в его дальнейшей переработке на своей территории или Китая (или третьих стран), то это не будет иметь далеко идущих перспектив.
Можно перечислить проекты и направления развития российского топливно-энергетического комплекса, которые имеют возможность стать элементом энергетической политики Евразийского экономического союза в сопряжении с проектом «Экономический пояс Шелкового пути». Среди них:
«Строительство ГТС «Сила Сибири-1», создание совместных предприятий по переработке газа, генерации электроэнергии;
«Строительство ГТС «Сила Сибири-2», создание совместных предприятий по переработке газа, генерации электроэнергии;
«строительство ГТС «Сахалин-Хабаровск-Владивосток-Китай», создание совместных предприятий по переработке газа, генерации электроэнергии;
строительство завода по производству СПГ на п-ове Ямал;
«расширение мощности нефтепровода ВСТО» и отгрузочных терминалов на Дальнем Востоке России, создание совместных предприятий по переработке нефти;
«внедрение газомоторной техники на автомобильном, железнодорожном, морском, речном, авиационном транспорте и технике специального назначения»;
увеличение пропускной способности транспортного коридора Россия-Монголия-Китай для перевозки нефти и нефтепродуктов, передачи электроэнергии;
развитие возобновляемой энергетики и сферы энергоэффективности (отбор проектов осуществляют профильные министерства Российской Федерации);
развитие технологий производства и утилизации метана угольных пластов, совместной добычи угля и газа, обогащения и конверсии угля;
развитие газо- и нефтехимии на территории России;
создание «умной» электрической сети России, локальных систем управления независимыми источниками генерации, строительство линий постоянного тока из районов Арктики, Сибири и Дальнего Востока в КНР, Казахстан, Монголию и другие государства.
Отметим, что в настоящее время в мире усиливается интерес к технологиям передачи электроэнергии на базе постоянного тока, которые могут применяться при создании «умных» энергетических сетей (smart energy, energy net). Использование магистральных линий и вставок сверхвысокого и ультравысокого напряжения позволяет оптимизировать работу различных источников генерации (по видам энергоносителей и мощности), сократить потери, повысить надежность и маневренность поставок электроэнергии, включая реверс.
В этом контексте в энергетический трек ЭПШП могут быть включены предложения по (1) расширению генерации на территории России в районах, удаленных от центров концентрированного спроса, но расположенных вблизи месторождений углеводородов, на территориях, обладающих крупных потенциалом ВИЭ, (2) строительству крупных АЭС, например, Приморской и Дальневосточной АЭС, малых атомных электростанций, (3) экспорту электроэнергии в Китай, Монголию, Японию, Республику Корея, КНДР и другие государства. ЛЭП постоянного тока могут использоваться при создании следующих систем: «Степной путь» (энергомост Россия-Монголия-Китай), «Континентальное кольцо», «Кольцо Японского моря», «Азиатско-Тихоокеанское суперкольцо», энергетический мост Россия-КНДР с перспективой продления ЛЭП ниже 38-й параллели.
Если говорить об интересах всего Евразийского экономического союза, а не только РФ, то процесс сопряжения с ЭПШП будет являться фактором, который как создаст некоторые риски для интеграционных процессов, так и сформирует условия, чтобы преодолеть разногласия, восстановить и расширить связи в сфере промышленности, торговле, энергетике.
Каждая из стран ЕАЭС обладает уникальными конкурентными преимуществами, рациональное использование и развитие которых позволит оптимизировать энергетическую политику на национальном и общесоюзном уровне, добиться синергии. В ракурсе ЭПШП видится следующее распределение функций государств Союза. Республика Армения – «мост» на Ближний Восток, в Средиземноморье и Африку. Республика Беларусь – западный «плацдарм». Республика Казахстан – восточный «шлюз» ЕАЭС. Киргизская Республика – «ключ» к Южной Азии. Российская Федерация – базис интеграции ЕАЭС и сопряжения с ЭПШП.
Для энергетической политики ЕАЭС будут выгодны следующие направления сопряжения с ЭПШП:
минерально-сырьевая база;
атомная энергетика;
технологии конверсии угля;
нефтегазохимия;
инфраструктура, которая обеспечит работы экологически чистого транспорта.
Предлагаемые конкретные проекты (всего более 50) направлены на решение в первую очередь национальных задач участников ЕАЭС и нацелены на развитие возобновляемой энергетики (несколько десятков проектов), сетевого хозяйства (13), секторов транспортировки/хранения углеводородов (13), тепловой генерации (2), химической промышленности (2). Проекты прямо или косвенно стимулируют развитие ЭПШП. В их реализации целесообразно заинтересовать КНР и инвесторов из третьих стран с целью снижения рисков, обусловленных ростом зависимости от китайского капитала.
Представленные основные направления развития энергетики и конкретные проекты рекомендуются для включения в энергетическую политику Союза, энергетический трек ЕАЭС-ЭПШП.
Для России открываются новые возможности для территориально-экономического развития, дальнейшей интеграции в международные производственные цепочки, наращиванию экспорта электроэнергии, химической/нефтехимической продукции. В долгосрочную стратегию развития Сибири, Дальнего Востока России, Арктики могут быть включены следующие задачи (с учетом экологических требований): (1) увеличение мощностей по переработке нефти и газа, (2) развитие угольной генерации и переработки (конверсии) угля, (3) развитие атомной генерации с использованием крупных АЭС и станций малой мощности, (4) развитие генерации на базе средних и крупных ГЭС, других возобновляемых энергоресурсов, (5) создание электроэнергетической сети нового поколения с использованием линий постоянного и переменного тока, объединяющей различные источники генерации (по видам используемых энергоресурсов, мощности, вне зависимости от географического расположения).
Отметим, что основные маршруты ЭПШП проходят по территории Средней Азии и важной частью проекта является стремительно развивающаяся сеть нефте- и газопроводов в Казахстане, Туркмении и Узбекистане.
Современная Центральная Азия представляет собой регион, в котором остро переплетаются интересы России, США, Европы, с одной стороны, Китая, Ирана, Индии и региональных государств, с другой. Энергоресурсы Центральной Азии привлекают пристальное внимание практически всех прилегающих стран. Как правило, внешние партнеры имеют к этим проектам не столько коммерческий, сколько геополитический интерес. Речь идет о конкуренции за наращивание своего присутствия и влияния в регионе. На современном этапе углеводородные ресурсы приобрели ключевое значение во внешней политике государств Центральной Азии.
Процесс развития ситуации можно условно разделить на два этапа. Первый этап, с момента образования независимых государств, характеризовался активным проникновением западных – американских и европейских нефтегазовых компаний. Этому процессу способствовала энергетическая политик стран региона, рассчитывавших с помощью западных инвестиций произвести разведку месторождений энергоресурсов и выход на экспортные рынки. Остальные проекты так и не вышли на стадию реализации. В этот период времени Россия еще сохраняла определенный уровень влияния, унаследованный от СССР. До середины 2000-х гг. продолжала функционировать в полном объеме Объединенная энергосистема Центральной Азии. К достижениям России стоит отнести запуск Каспийского трубопроводного консорциума, через который до сих пор осуществляются поставки нефти из Казахстана в порт Новороссийск. Участие российских компаний в разработке новых месторождений нефти и газа в Центральной Азии носило ограниченный характер, а объем инвестиций был незначительным. Остальные проекты, предлагаемые Россией, так и не были реализованы.
На государственном уровне усилия России были направлены и до сих пор ориентированы на сохранение политического влияния в странах региона. Россия игнорировала энергетические интересы этих стран, что в конечном итоге привело к уменьшению ее влияния и утрате монопольного положения.
Следующий этап, начавшийся с середины 2000-х гг. характеризуется увеличением китайского присутствия в регионе.
Китай сосредоточил свои взоры на Центральной Азии для удовлетворения своего растущего спроса в энергоносителях и диверсификации маршрутов. Пекин постепенно усилил свое влияние, особенно в Узбекистане, Туркменистане и Казахстане через инвестиции и проекты по доставке энергоносителей. Интерес Китая к отраслям ТЭК стран Центральной Азии обозначился еще в середине 1990-х гг. прошлого века, и с этого времени значение региона в китайской энергетической стратегии поступательно растет. Изначально интерес Китая привлекали нефтегазовые ресурсы Казахстана, однако по мере роста экономики и увеличивающегося спроса на энергоресурсы проявились интересы Поднебесной в атомной сфере, а также в сфере развития путей доставки углеводородов.
В свете усиления потребностей китайской экономики в энергоресурсах и стремления Китая к достижению энергетической безопасности, страны Центральной Азии стали играть более важную роль во внешней политике Пекина.
Важнейшим элементом энергетической политики стали трубопроводы, предложенные и реализованные Пекином для поставок углеводородных ресурсов в китайском направлении.
Так, в 2009-2010 гг. без привлечения российских компаний из Казахстана и Туркменистана в Китай были построены нефтепроводы и газопроводы различной мощности. Они должны обеспечить надежные поставки углеводородов в Китай из стран Центральной Азии, которые, в свою очередь, с увеличением добычи нефти и газа рассчитывают усилить свои позиции.
Энергетическое взаимодействие между Китаем и странами Центральной Азии базируется на следующих стимулирующих условиях: политическое взаимодействие как твердая основа энергетического сотрудничества; географическая близость как естественное преимущество для энергетического сотрудничества; взаимодополняемость как движущая сила развития энергетического сотрудничества.
Центральная Азия привлекательна для Китая в качестве будущего стратегически важного транзитного региона в случае транспортировки углеводородов из Каспия, Ирана и стран Ближнего Востока. Данный транзит вполне может стать достаточно рентабельным и эффективным, так как трубопроводный маршрут через Центральную Азию в несколько раз короче морского и к тому же дешевле.
В настоящее время экономические отношения между КНР и странами Центральной Азии настолько глубоки, что Китай становится одним из наиболее значимых торговых партнеров, инвесторов и финансовых спонсоров. Вклад Китая в экономику региона значителен. Из всех направлений сотрудничества для Китая главное – энергетика, особенно поставки природного газа. Только в 2012 г. КНР импортировала в общей сложности 42,5 млрд. куб м, причем 20 млрд. из Центральной Азии. Эксперты считают, что уже в ближайшем будущем эта цифра значительно вырастет.
Важное значение приобретает также урановая отрасль. Интересы Китая связаны в основном с Казахстаном и Узбекистаном, так как именно в этих центрально-азиатских странах сосредоточены практически все запасы урановых руд региона.
Немаловажным является и то обстоятельство, что Казахстан и Узбекистан могут экспортировать до 100% добываемого атомного топлива. Данное обстоятельство имеет для Китая особое значение в свете амбициозных китайских планов «большого атомного скачка».
Казахстан
Нефтяные экспортные возможности Казахстана в китайском направлении на фоне потребностей экономики Китая все же представляются незначительными, а большая часть казахстанской нефти уже экспортируется в западном направлении.
Экспорт нефти в КНР осуществляется по нефтепроводу «Атасу – Алашанькоу», однако до сих пор остается проблема наполняемости нефтепровода. Так, в 2011 г. объем экспорта казахстанской нефти в Китай составил чуть более 10 млн. т, в то время как пропускная способность данного нефтепровода составляет около 20 млн. т в год. В 2012 г. КНР получила из-за рубежа 271 млн. т нефти, из которых на Казахстан приходится около 10 млн. В итоге, импорт нефти из Казахстана стабилизировался на уровне порядка 4% от нефтяного импорта Китая в 2012 г. и менее 2% от оценочного объема китайского нефтяного импорта в 2020 г.
В дальнейшем роль Казахстана в нефтяных поставках в Китай определятся фактором начала разработки шельфовых месторождений казахстанского участка Каспийского моря. 7 сентября 2013 г. по итогам переговоров между президентом Нурсултаном Назарбаевым и председателем КНР Си Цзиньпином было заключено Соглашение о продаже Казахстаном Китаю доли в нефтяном проекте «Кашаган» на шельфе Каспия за 5 млрд. долларов. «Кашаган» - крупное нефтегазовое месторождение в Казахстане, расположенное на севере Каспийского моря, нефтяные запасы месторождения оцениваются в 4,8 млрд. т, а газовые - 1 трлн. куб.м. По мнению экспертов, эта сделка означает переход доминирующего положения в каспийской энергетике от западных компаний к КНР.
Узбекистан
Узбекистан также является производителем энергоресурсов и важной частью региональной энергетической сети. Сегодня почти 20% всего узбекского экспорта (включая 75% природного газа) идет в Россию, но страна стремится диверсифицировать поставки, в частности, сотрудничая с китайской компанией CNPC на узбекском участке газопровода Туркменистан-Китай.
Узбекистан поставляет газ и в Таджикистан, однако в будущем это изменится, поскольку «Газпром» помогает Таджикистану освоить его собственное газовое месторождение, запасы которого оцениваются в 50 лет внутреннего потребления. С введением в строй газопровода Туркменистан-Китай, который проходит через Чимкент, Южный Казахстан тоже скоро перестанет быть зависимым от поставок газа из Узбекистана.
В ходе своего визита в Узбекистан, Председатель КНР Си Цзиньпин на переговорах с президентом Исламом Каримовым высказался за углубление энергетической кооперации по обеспечению безопасного функционирования китайско-узбекского газопровода, развитие сланцевой добычи.
Туркменистан
Туркменистан обладает богатыми природными ресурсами, в том числе природным газом и нефтью. Исторически сложилось так, что Туркменистан экспортировал большую часть энергоресурсов в Россию, хотя недавно эта тенденция изменилась – в 2010 г. страна экспортировала 10 млрд. куб.м природного газа в Россию, 15-17 млрд. в Китай и 8 млрд. в Иран.
Во время визита Председателя КНР Си Цзиньпина 3-4 сентября 2013 г. в Туркменистан, между Государственным концерном «Туркменгаз» и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией был подписан контракт купли-продажи 25 млрд. куб м природного газа в год. Данный контракт позволит довести объемы поставок туркменского газа в Китай до 65 млрд. куб м к 2020 г. По официальной информации Ашхабада, в 2012 г. объем экспорта газа в Китай составил 20 млрд. куб м.
В соответствии с еще одним договором, подписанным КНР и Туркменистаном 3 сентября 2013 г., Китай предоставит финансирование на вторую стадию развития газового месторождения «Галкыныш» («Возрождение»), которым будет заниматься Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC), а также на строительство новой, четвертой ветви газопровода Туркменистан-Китай через территорию Узбекистана.
По оценке британской компании «Gaffney, Cline & Associates», месторождение «Галкыныш» обладает запасами более 26 трлн. куб м газа, что делает его вторым по величине месторождением в мире. Туркменистан выделил 10 млрд. долларов на разработку месторождения, из которых более восьми миллиардов предоставлены Китаем в виде целевых кредитов.
Кыргызстан
Хотя Кыргызстан и не обладает запасами углеводородов, КНР также способствует включению его в региональную энергетическую систему. Речь идет о расширении трубопровода «Центральная Азия – Китай». Согласно договору, подписанному 11 сентября 2013 г. в ходе визита Председателя КНР Си Цзиньпина, Кыргызстан будет получать по 40 млн. долларов в год за транзит энергоресурсов по участку трубопровода, проложенному по его территории. Китай согласился предоставить нуждающемуся в средствах Кыргызстану кредиты объемом около 3 млрд. долларов на энергетические и инфраструктурные проекты, 1,4 млрд. из которых пойдут на строительство по территории Кыргызстана нитки трубопровода в Китай.
В свете стремительно увеличивающегося китайского присутствия в энергетике Центральной Азии, ряд экспертов выдвигает точку зрения об ослабевании позиций России в регионе. Российское присутствие в энергетической отрасли региона с момента распада СССР изначально было незначительным, а игнорирование интересов государств в энергетической сфере подтолкнуло страны к диверсификации и интенсификации внешних связей. Снижение российского влияния в регионе было обусловлено объективными факторами. Россия располагает ограниченными возможностями в развитии энергетического сотрудничества со странами региона, а объем российских инвестиций в страны Центральной Азии значительно уступает китайским вложениям.
Экспансия Китая закономерна, не исчерпывается энергетикой и пока не привела к значительным потерям для России. Усилилась и общность интересов Москвы и Пекина. Так, для России проброс трубопроводов из Туркмении и Казахстана в КНР, хотя и означал определенные потери, однако был выгоден ослаблением давления этих производителей углеводородов на европейский рынок. Теперь же и Китай не особенно заинтересован в уходе центральноазиатских энергоносителей в западном направлении.
По мнению ряда экспертов, ключевые интересы России заложены в Европе, ее претензия на интересы в Центральной Азии нацелены на укрепление своих интересов в Европе. В плане энергетики Центральная Азия не является основным «игровым полем» для российско-китайского сотрудничества.
Ставки в Сибири и Арктике гораздо выше. Именно в отношении них и обсуждаются совместные проекты, поскольку доступ к энергетическим ресурсам там затруднен, но зато потенциал доходности гораздо выше, чем в Центральной Азии.
По мнению российских экспертов, для Китая Центральная Азия была и остается стратегическим «тылом» по многим позициям – безопасности, энергетике, сложному взаимодействию с Западом и соседями по Восточной Азии. Ей отводится роль нового рынка сбыта и источников сырья, транзитного «коридора». И хотя роль Центральной Азии для КНР усиливается, этот «тыловой регион» все же вторичен для китайцев по сравнению с глобальной политикой. Он важен главным образом развитием отсталых районов самого Китая, особенно, Синьцзяна.
Складывающаяся картина представляется достаточно благоприятной для реализации евразийских проектов России – и в том числе в многостороннем сотрудничестве с Китаем, у которого теперь также есть явный интерес к стабилизации Центральной Азии и ее успешному экономическому развитию: помимо прочего, регион превратился в стратегически важного поставщика энергоресурсов в КНР.
Таким образом, в экспертном сообществе наблюдается большой разброс мнений относительно роли Центральной Азии в энергетической стратегии Китая и возможном столкновении интересов КНР и России. Однако имеются несколько точек соприкосновения, а именно – все возрастающее китайское присутствие в энергетическом секторе ЦА, потеря Россией своего влияния, интенсификация межгосударственных связей в регионе. Подводя итоги, стоит отметить, что хотя роль центральноазиатских государств в энергетической стратегии Китая и возрастает, они все же не занимают в ней ключевое положение, по крайней мере, в качестве основных поставщиков (за исключением урановой отрасли, которая обладает высоким потенциалом сотрудничества). Ключевое значение имеют транспортные возможности стран региона. Снижение роли России в энергетике региона вызвано рядом объективных причин: она не противилась интенсификации энергетических связей стран региона с КНР, поскольку углубление этих связей позволяет не допустить выход центрально-азиатских поставщиков на западные рынки.
Подводя итог, отметим, что энергетическая сфера в экономической деятельности между РФ и КНР является действительно сегодня ведущей. В этой связи можно говорить о важности учитывания российской стороной той энергетической политики, которую проводит Китай. Здесь речь идет о китайском проекте ЭПШП.
Таким образом, участие России в ЭПШП выгодно в силу следующих причин:
появятся возможности для участия в трансевразийских транспортных коридорах, что поможет закрепить положение в области транзитных перевозок, а также ускорить модернизацию российской железнодорожной инфраструктуры;
повысится инвестиционная привлекательность регионов России, через которые будут проходить маршруты ЭПШП, а соответственно активизируется вся экономическая жизнь, начнется развитие инфраструктуры, ускорится окупаемость инвестиций благодаря росту транзитных перевозок через РФ;
укрепится сотрудничества с государствами ЭПШП, включая и стратегические проекты (в частности, в сфере энергетики), что произойдет вопреки действию антироссийских санкций со стороны западных стран;
появится возможность уменьшить проблемы политико-экономического свойства, связанных с нестабильностью в регионе.
Если собрать все риски для России, исходящие от ЭПШП с точки зрения ее энергетического сектора, то они выглядят следующим образом:
страны ЭПШП будут использовать обходные коридоры, что снизить транзитную роль РФ, в том числе и оказать на нее политико-экономическое давление;
снизится значимость энергетического диплома между РФ и КНР, так как доступность энергетических ресурсов из стран Центральной Азии расширится, начнет развивать центрально-азиатская инфраструктура, Китай сможет диктовать свою ценовую политику;
регионы Сибири и Дальнего Востока не будут задействованы в проекте, а Транссибирская магистраль будет лишь незначительно задействована.



Заключение

Китай и Россия как две великие державы играют важную роль на мировой арене, а китайско-российские отношения занимают приоритетное место во внешней политике каждой из стран. Развитию партнерских отношений между двумя крупнейшими (Россия по территории, Китай по населению) государствами-соседями Евразии способствуют объективные предпосылки. Среди них можно отметить: границу протяженностью более четырех тысяч километров, почти четырехвековую историю межгосударственных отношений, взаимодополняемость экономических потенциалов, общность вызовов на международной арене и ряд других факторов.
Современный этап российско-китайских отношений без сомнения является периодом сближения даже несмотря на то, что есть определенные разногласия (в частности, сохраняются проблемы территориальных притязаний). Очень активными могут быть признаны контакты во всех сферах межгосударственного взаимодействия – торгово-экономической, энергетической, военно-политической, геополитической, гуманитарной и др.
КНР занимает не просто особое место в геополитическом пространстве РФ, а также сохраняет позиции одного из ведущих торгово-экономических партнеров, эта страна становится союзником России в военно-политической области, что безусловно является достижением именно последних двух лет и свое значение здесь сыграл как раз кризис в отношениях РФ и странами Запада.
В китайской внешнеполитической стратегии Россия также занимает одно из приоритетных мест. Так, китайско-российские отношения развиваются как на региональном уровне, так и глобальном. Обе страны имеют много пересечений в видении мировой политики. В частности, общим для КНР и РФ остается поддержание концепции многополярного мироустройства.
События на Украине оказали влияние на характер российско-китайского взаимодействия. Так, украинский кризис по большому счету привел к ликвидации возможностей развития отношений РФ с Западом в таких сферах как политика, безопасность и экономика в краткосрочной перспективе. Однако для отношения с Китаем данный кризис послужил стимулом. Не вызывает сомнения тот факт, что после украинского кризиса стратегическое сотрудничество РФ и КНР станет еще более тесным, а роль взаимоотношений двух стран на международной арене дополнительно возрастет.
В торгово-экономическом сотрудничестве на первое место выходят связи в сфере энергетики, а именно экспорта российских энергетических ресурсов в Китай.
В целом, рынок энергетики в настоящее время оказывает существенное влияние на мировую политику, мировую экономику и систему международных отношений в целом, что подтверждают последние современные тенденции, получившие свои развитие в конце ХХ – начале XXI веков. В настоящее время потребности КНР в нефти, природном газе и электроэнергии растут с каждым годом. Китайская сторона находится в постоянном поиске новых поставщиков. Особый интерес, безусловно, вызывает ее сосед – Россия.
Россия со своей стороны отдает приоритет поставкам в Китай энергоресурсов – нефти, энергоносителей, природного газа. Сегодня уже есть примеры подобного взаимодействия, однако в ближайшие пятнадцать лет РФ планирует стать крупнейшим для КНР экспортером энергетического сырья.
В настоящее время в российско-китайской товарной структуре торгово-экономических отношений на первое место выходит нефть. Основные поставки сегодня уже идут по нефтепроводной системе через нефтепровод ВСТО, обе очереди которого уже функционируют. Россия объявляет свои планы по наращиванию мощностей данного нефтепровода, что планируется осуществить в среднесрочной перспективе.
В случае с природным газом ситуация немного иная. Потребности КНР в этом энергетическом ресурсе растут с каждым годом и по оценке экспертов в скором времени Китай не сможет покрывать их только внутренними возможностями, что заставляет его искать себе внешних партнеров. Россия как пограничное государство стала одним из приоритетных партнеров. Сегодня между российскими и китайскими компаниями заключаются соглашения о поставках, а также развиваются и окончательно согласовываются проекты по строительству трубопроводов.
Среди трудностей в развитии российско-китайского энергетического сотрудничества нужно назвать опасения РФ относительно завязки на один Китай. Сегодня в политической элите России есть группы, которые считают важным развитие сотрудничества и с такими странами как Япония, а также западными государствами, что позволит диверсифицировать энергетические поставки. Кроме того, они учитывают тот факт, что сам Китай укрепляет энергетическую линию и в отношениях с центрально-азиатскими республиками.
Говоря о тенденциях развития торговых отношений России и Китая необходимо еще раз подчеркнуть, что на первое место сегодня выходят контакты в нефтегазовой области, они будут продолжать развиваться в силу высокой заинтересованности китайской и российской сторон. Важную роль тут будут играть нефтегазовые компании (в том числе КННК, «Газпром», «Роснефть»).
На современном этапе перспективы энергетического сотрудничества РФ и КНР также увеличиваются в связи с кризисом отношений России с партнерами по Европейскому Союзу. Так, в 2014 году против российской стороны ряд западных стран ввел экономические санкции, коснувшиеся во многом энергетического сектора нашей страны.
Проведенный анализ показал, что сегодня России важно определиться в своих интересах в выстраивании сотрудничества КНР по линии проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Несмотря на наличие определенных препятствий и противоречий в целях Китая и России, последняя не отказывается от участия в проекте Нового Шелкового пути, тем более что взаимных интересов и выгод может оказаться не меньше, чем проблем. Во-первых, актуальными остаются проекты совместного освоения запасов полезных ископаемых на территории Сибири и Дальнего Востока и их транспортировки в Китай. Во-вторых, обладая мощным военным потенциалом, Россия может взять на себя роль гаранта безопасности в азиатском регионе. В-третьих, заведомо отказываясь от участия в таких проектах, Россия рискует оказаться в экономической изоляции, что затормозит экономические развитие всего евразийского региона.
Таким образом, эффективное сотрудничество в сфере экономики может позволить России и Китаю решить некоторые свои проблемы как на внутреннем уровне (снизить уровень безработицы вследствие укрепления связей в приграничных регионах), а также на двустороннем – укрепить политические, культурные, социальные и другие области взаимодействия.



Список использованных источников и литературы

Азиатский банк развития // URL: http://www.ppi-ebrd-uncitral.com/index.php/ru/asian-development-bank-ru
«Большая Евразия» должна быть открыта и для стран Европы // URL: http://www.eastrussia.ru/material/bolshaya-evraziya-dolzhna-byt-otkryta-i-dlya-stran-evropy/
Булин И. Чем для России опасно замедление экономики Китая? // URL: http://www.bbc.com/russian/business/2015/07/150714_china_q2_growth_slowdown
Бяньцзин Ян Развитие экономических отношений между Россией и Китаем // Поколение будущего: взгляд молодых ученых: сборник. Курск: Университетская книга, 2016. С. 231-233.
В Иркутске создается российско-китайская экономическая зона // URL: http://tass.ru/ekonomika/2368215
Воробьев В.Я. О китайской идее построения «экономического пространства Великого шелкового пути» // URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Novyi-shelkovyi-kurs-16776
Гаврилова К.А. Экономический пояс Шелкового пути в рамках евразийской интеграции // ECONOMICS, LAW, SOCIETY: RESUME OF 2016 The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE «Consilium». 2016. С. 94-98.
«Газпром» отказался от идеи аванса на строительство «Силы Сибири» // URL: http://lenta.ru/news/2014/11/09/miller/
Глазьев С.А. Настоящее и будущее евразийской интеграции // URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1299/
Годовой отчет АО «Особые экономические зоны» за 2014 год // URL: http://disclosure.ru
Голос Китая: объединенная Азия сама определяет свою судьбу // URL: http://russian.people.com.cn/31521/8596115.html
Гордеев В.А. Классическая политэкономия как методология сущностно-содержательного изучения категорий в русле теоретической экономии // Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке. Материалы Международной научной конференции / науч. ред.: М.А. Федова, Р.М. Нуреева, М.Л. Альпидовской. М., 2014. С. 23-25.
Денисов И. Путешествие на запад: Экономический пояс Шелкового пути - воплощение «китайской мечты» в международном формате // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1427186400
Джан Хунмэй. Торгово-экономические сотрудничество между Приморским краем России и Китаем // Экономика и социум. 2016. №4-2 (23). С. 518-523.
ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» // URL: http://www.notum.info/news/politika/ekspert-eaes-ikitaisky-proekt-mogut-sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga
Затраты Китая на НИОКР превысили триллион юаней // URL: http://scientificrussia.ru/articles/china-sci-funding
Идрисов А. Экономический пояс Шелкового пути и евразийская интеграция: конкуренция или новые возможности? // URL: http://www.ictsd.org
Илларионов А. Тайна китайского экономического чуда // Бюллетень по проблемам социальной и экономической политике // URL: http://www.libertarium.ru/libertarium/l_ptchina_china
Искандеров П. XIX съезд Компартии Китая и интересы России // URL: https://interaffairs.ru/news/show/18626
Карицкая И.М., Ситникова Я.В., Маркасова О.А. Торговые отношения России и Китая - ключевые стратегические инициативы // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №02 (56). Ч. 3. Февраль. С. 24-28.
К Великому океану-3. Создание Центральной Евразии. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Отв. рук. С.А. Караганов. М., 2015.
Китай и Россия совместно построят парк высоких технологий и производства // URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0112/c31518-8834867.html
Китай и Центральная Азия вместе исполняют мечту // URL: http://russian.people.com.cn/95181/8505971.html
Китай создает Шелковый путь на море и на суше // URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-10/11/content_30263360.htm
Косоруков А.А., Барто Е.В. Великий Шелковый путь в конкурентном пространстве мировой политики // Национальная безопасность / nota bene. 2016. 2. С. 191-211.
Круглый стол «Инвестиционный климат в России и АТЭС: проблемы и перспективы» // Российский центр исследований АТЭС // URL: http://www.apec-center.ru/trends/35/839/show/
Ларин А.Г. Возрождение Китая и некоторые вопросы российско-китайского сотрудничества // Журнал Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20.
Ларин А.Г. Евразийские инициативы Си Цзиньпина: Шелковый путь и другие // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 100-120.
Ли Цяои. Большие надежды на инициативу «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» // URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0312/c95181-8862288.html
Назарбаев рассказал о важном значении Шелкового пути // URL: http://kapital.kz/gosudarstvo/30131/nazarbaev-rasskazal-o-vazhnom-znacheniishelkovogo-puti.html
Официальный сайт ОЭЗ РУ // URL: http://www.oezru.ru/ru/node/777
Петтис М. Китай-2016: остановят ли новые реформы падение экономики? // URL: http://carnegie.ru/2016/02/09/ru-pub-62699
По силам ли Китаю переустроить Центральную Азию // URL: http://www.notum.info/news/politika/po-silam-li-kitayu-pereustroit-czentralnuyu-aziyu
Погодин С.Н., Тараканова Т.С. Стратегическое партнерство России и Китая на площадке ШОС // Геополитика и безопасность. 2017. 4 (40). С. 64.
Попова Л.В. Китайская экономика в условиях кризиса: антикризисные меры и перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Серия 5. Вып. 3.
«Пояс и путь» – это китайская инициатива с возможностями для всего мира // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0313/c31521-9029478.html
Пусенкова Н. Российская энергетическая политика на Востоке: китайские головоломки Роснефти. Париж: Центр Россия/ННГ, 2013.
Развитие российско-китайских отношений на примере глобальных проектов. Доклад. М.: Центр политической информации, 2015.
Рзаев Р.И. Состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем // Научный вестник ВФ РАНХиГС. 2017. №1-2. С. 122-125.
Российско-китайские отношения (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/abcb9cd00fafcaa6c3256e2800413897!OpenDocument
Российско-китайские торгово-экономические отношения // Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/trade.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
Россия и Китай подписали самый крупный контракт за всю историю «Газпрома» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2014/may/article191417/
Рыбас Н.И. «Экономический пояс Шелкового пути: интересы и противоречия Китая и России // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6.
Селихова О.Д. Сотрудничество РФ и КНР в области энергетики в рамках Шанхйской организации сотрудничества (ШОС) // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017.
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 г. // URL: http://www.news.kremlin.ru/ref_notes/1642
Симонов К. От слов к реальным проектам // Российская газета. 2007. 16 ноября.
Стиглиц Дж. Сравнение китайской и зарубежной экономической систем // Цзинцзисюэ дунтай. 2011. №5.
Стратегия «Пояс и путь» отныне является главной программой политики открытости внешнему миру и экономического сотрудничества Китая // URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0413/c31521-8877122.html
Сыроежкин К. Россия и Казахстан в ШОС - проблемы и перспективы // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1166515560
Сыроежкин К.Л. Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: проблемы и перспективы // URL: http://www.ipp.kg/ru/news/2768/
Тараканова Т.С. Россия и Китая в Шанхайской организации сотрудничества: проблемы политико-экономического взаимодействия. Автореферат к.п.н. СПб., 2017.
Торговое и инвестиционное сотрудничество России и Китая // URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/
Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Фэн Шаолэй. Отношения между Россией, Китаем и США на фоне украинского кризиса // Ежегодник ИМИ. 2015. Вып. 4 (14). С. 59-74.
Цзян Д. Энергетическое сотрудничество в рамках отношений стратегического партнерства Китая и России // Россия и Китая: история и перспективы сотрудничества: сборник. Благовещенск: БГПУ, 2016. С. 301-304.
Чжоу Вэйди. Стратегия развития внешней торговли Китая: эволюция и проблемы регулирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Серия 5. Вып. 1.
Шимов В.Н., Быков А.А. «Экономический пояс Шелкового пути» как транспортный маршрут и глобальный проект развития // URL: www.pircenter.org/media/content/files/13/14482834280.pdf
IPT Group Инвестиционная активность Китая в России: развитие отношений // URL: http://www.slideshare.net/iptg/ss-58053420/1
National Bureau of Statistics of China // URL: http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/AnnualData/
Pew Research Center. How Asia-Pacific Publics See Each Other and Their National Leaders // URL: http://www.pewglobal.org/2015/09/02/how-asia-pacific-publicssee-each-other-and-their-national-leaders/
Social Sciences Academic Press (China) // URL: https://www.ssap.com.cn/
The World Factbook // URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html
UnctadStat Reports // URL: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx


Social Sciences Academic Press (China) // URL: https://www.ssap.com.cn/
Фэн Шаолэй. Отношения между Россией, Китаем и США на фоне украинского кризиса // Ежегодник ИМИ. 2015. Вып. 4 (14). С. 59-74.

Бяньцзин Ян Развитие экономических отношений между Россией и Китаем // Поколение будущего: взгляд молодых ученых: сборник. Курск: Университетская книга, 2016. С. 231-233.
Там же.
Бяньцзин Ян Развитие экономических отношений между Россией и Китаем // Поколение будущего: взгляд молодых ученых: сборник. Курск: Университетская книга, 2016. С. 233.
Цзян Д. Энергетическое сотрудничество в рамках отношений стратегического партнерства Китая и России // Россия и Китая: история и перспективы сотрудничества: сборник. Благовещенск: БГПУ, 2016. С. 301-304.
Джан Хунмэй. Торгово-экономические сотрудничество между Приморским краем России и Китаем // Экономика и социум. 2016. №4-2 (23). С. 518-523.
Напр., Рзаев Р.И. Состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем // Научный вестник ВФ РАНХиГС. 2017. №1-2. С. 122-125.
Карицкая И.М., Ситникова Я.В., Маркасова О.А. Торговые отношения России и Китая - ключевые стратегические инициативы // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №02 (56). Ч. 3. Февраль. С. 24-28.
Погодин С.Н., Тараканова Т.С. Стратегическое партнерство России и Китая на площадке ШОС // Геополитика и безопасность. 2017. 4 (40). С. 64.
Тараканова Т.С. Россия и Китая в Шанхайской организации сотрудничества: проблемы политико-экономического взаимодействия. Автореферат к.п.н. СПб., 2017. С. 21.
Селихова О.Д. Сотрудничество РФ и КНР в области энергетики в рамках Шанхйской организации сотрудничества (ШОС) // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. С. 276.
Искандеров П. XIX съезд Компартии Китая и интересы России // URL: https://interaffairs.ru/news/show/18626
Денисов И. Путешествие на запад: Экономический пояс Шелкового пути - воплощение «китайской мечты» в международном формате // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1427186400
Рыбас Н.И. «Экономический пояс Шелкового пути: интересы и противоречия Китая и России // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6.
Ларин А.Г. Возрождение Китая и некоторые вопросы российско-китайского сотрудничества // Журнал Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20.
Стиглиц Дж. Сравнение китайской и зарубежной экономической систем // Цзинцзисюэ дунтай. 2011. №5. С. 24.
National Bureau of Statistics of China // URL: http://www.stats.gov.cn
Илларионов А. Тайна китайского экономического чуда // Бюллетень по проблемам социальной и экономической политике // URL: http://www.libertarium.ru/libertarium/l_ptchina_china
Гордеев В.А. Классическая политэкономия как методология сущностно-содержательного изучения категорий в русле теоретической экономии // Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке. Материалы Международной научной конференции / науч. ред.: М.А. Федова, Р.М. Нуреева, М.Л. Альпидовской. М., 2014. С. 23-25.
Петтис М. Китай-2016: остановят ли новые реформы падение экономики? // URL: http://carnegie.ru/2016/02/09/ru-pub-62699
Затраты Китая на НИОКР превысили триллион юаней // URL: http://scientificrussia.ru/articles/china-sci-funding
Попова Л.В. Китайская экономика в условиях кризиса: антикризисные меры и перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Серия 5. Вып. С. 42.
Булин И. Чем для России опасно замедление экономики Китая? // URL: http://www.bbc.com/russian/business/2015/07/150714_china_q2_growth_slowdown
UnctadStat Reports // URL: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx
Чжоу Вэйди. Стратегия развития внешней торговли Китая: эволюция и проблемы регулирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Серия 5. Вып. 1. С. 67.
Попова Л.В. Китайская экономика в условиях кризиса: антикризисные меры и перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Серия 5. Вып. 3. С. 33.
The World Factbook // URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html

См.: National Bureau of Statistics of China // URL: http://www.stats.gov.cn
Российско-китайские торгово-экономические отношения // Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/trade.
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Там же.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
Там же.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/files/images/China/Analytics_China_Jan-Sep%202017.pdf
Пусенкова Н. Российская энергетическая политика на Востоке: китайские головоломки Роснефти. Париж: Центр Россия/ННГ, 2013. С. 15.
Cимонов К. От слов к реальным проектам // Российская газета. 2007. 16 ноября.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
Россия и Китай подписали самый крупный контракт за всю историю «Газпрома» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2014/may/article191417/
Россия и Китай подписали самый крупный контракт за всю историю «Газпрома» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2014/may/article191417/
Россия и Китай подписали самый крупный контракт за всю историю «Газпрома» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2014/may/article191417/
«Газпром» отказался от идеи аванса на строительство «Силы Сибири» // URL: http://lenta.ru/news/2014/11/09/miller/
Развитие российско-китайских отношений на примере глобальных проектов. Доклад. М.: Центр политической информации, 2015. С. 5.
См.: Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
Торговое и инвестиционное сотрудничество России и Китая // URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/
Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
Там же.
IPT Group Инвестиционная активность Китая в России: развитие отношений // URL: http://www.slideshare.net/iptg/ss-58053420/1
Официальный сайт ОЭЗ РУ // URL: http://www.oezru.ru/ru/node/777
Годовой отчет АО «Особые экономические зоны» за 2014 год // URL: http://disclosure.ru
В Иркутске создается российско-китайская экономическая зона // URL: http://tass.ru/ekonomika/2368215
Российско-китайские отношения (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/abcb9cd00fafcaa6c3256e2800413897!OpenDocument
Сыроежкин К. Россия и Казахстан в ШОС - проблемы и перспективы // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1166515560
Сыроежкин К. Россия и Казахстан в ШОС - проблемы и перспективы // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1166515560
Ли Цяои. Большие надежды на инициативу «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» // URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0312/c95181-8862288.html
Китай создает Шелковый путь на море и на суше // URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-10/11/content_30263360.htm
Стратегия «Пояс и путь» отныне является главной программой политики открытости внешнему миру и экономического сотрудничества Китая // URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0413/c31521-8877122.html
«Пояс и путь» – это китайская инициатива с возможностями для всего мира // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0313/c31521-9029478.html
По силам ли Китаю переустроить Центральную Азию // URL: http://www.notum.info/news/politika/po-silam-li-kitayu-pereustroit-czentralnuyu-aziyu
ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» // URL: http://www.notum.info/news/politika/ekspert-eaes-ikitaisky-proekt-mogut-sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga
По силам ли Китаю переустроить Центральную Азию // URL: http://www.notum.info/news/politika/po-silam-li-kitayu-pereustroit-czentralnuyu-aziyu
Китай и Центральная Азия вместе исполняют мечту // URL: http://russian.people.com.cn/95181/8505971.html
Сыроежкин К.Л. Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: проблемы и перспективы // URL: http://www.ipp.kg/ru/news/2768/
Воробьев В.Я. О китайской идее построения «экономического пространства Великого шелкового пути» // URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Novyi-shelkovyi-kurs-16776
Цит. по: Ларин А.Г. Евразийские инициативы Си Цзиньпина: Шелковый путь и другие // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 100-120.
К Великому океану-3. Создание Центральной Евразии. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Отв. рук. С.А. Караганов. М., 2015.
«Большая Евразия» должна быть открыта и для стран Европы // URL: http://www.eastrussia.ru/material/bolshaya-evraziya-dolzhna-byt-otkryta-i-dlya-stran-evropy/
См. К Великому океану-3. Создание Центральной Евразии. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Отв. рук. С.А. Караганов. М., 2015.
Голос Китая: объединенная Азия сама определяет свою судьбу // URL: http://russian.people.com.cn/31521/8596115.html
Шимов В.Н., Быков А.А. «Экономический пояс Шелкового пути» как транспортный маршрут и глобальный проект развития // URL: www.pircenter.org/media/content/files/13/14482834280.pdf
Там же.
Глазьев С.А. Настоящее и будущее евразийской интеграции // URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1299/
См.: Идрисов А. Экономический пояс Шелкового пути и евразийская интеграция: конкуренция или новые возможности? // URL: http://www.ictsd.org
См.: Идрисов А. Экономический пояс Шелкового пути и евразийская интеграция: конкуренция или новые возможности? // URL: http://www.ictsd.org
Гаврилова К.А. Экономический пояс Шелкового пути в рамках евразийской интеграции // ECONOMICS, LAW, SOCIETY: RESUME OF 2016 The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE «Consilium». 2016. С. 94-98.
Рыбас Н.И. «Экономический пояс Шелкового пути: интересы и противоречия Китая и России // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6.
Ларин А.Г. Возрождение Китая и некоторые вопросы российско-китайского сотрудничества // Журнал Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20.
Матвеев И.Е. Мировая энергетика в начале XXI века. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра. М.: РУСАЙНС, 2017. С. 47.
Шатохин Н.М. Перспективы российско-китайских отношений в энергетической сфере // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных статей. М.: Университетская книга, 2016. С. 315-319.
Шатохин Н.М. Перспективы российско-китайских отношений в энергетической сфере // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных статей. М.: Университетская книга, 2016. С. 317.
Шатохин Н.М. Перспективы российско-китайских отношений в энергетической сфере // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных статей. М.: Университетская книга, 2016. С. 319.
Шатохин Н.М. Перспективы российско-китайских отношений в энергетической сфере // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных статей. М.: Университетская книга, 2016. С. 319.
Жильцов С.С., Нефтегазовая схватка в Центральной Азии // URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/2013-06-11/12_gaz.html
Ли Син, Ван Чэнсин. Стратегия энергетической безопасности Китая в Центральной Азии // Сравнительная политика. 20123. №2 (12).
Новый шелковый путь: стратегические интересы России и Китая, интервью с Чжао Хуашеном, директором Центра по изучению России и Центральной Азии Фуданьского университета // URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2883#top
Поштич М. Сравнительный анализ энергетической стратегии КНР в отношении стран Центральной Азии // Comparative Politics. 2015. №3 (20). С. 85-103.
Жильцов С.С. Азиатский интеграционный треугольник // URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/2013-12-10/9_triangle.html
Центральная Азия - конфликт интересов между КНР и Россией? // URL: http://russian.people.com.cn/95181/7701778.html
Семенова Н.К. Энергетическая стратегия Китая: угрозы и риски безопасности в Центральной Азии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. №4. С. 124-132.
Семенова Н. Китай и евразийские планы России // URL: http://ru.journal-neo.org/2013/10/11/rus-kitaj-i-evrazijskieplany-rossii-chast-2/












2

Список использованных источников и литературы

1. Азиатский банк развития // URL: http://www.ppi-ebrd-uncitral.com/index.php/ru/asian-development-bank-ru
2. «Большая Евразия» должна быть открыта и для стран Европы // URL: http://www.eastrussia.ru/material/bolshaya-evraziya-dolzhna-byt-otkryta-i-dlya-stran-evropy/
3. Булин И. Чем для России опасно замедление экономики Китая? // URL: http://www.bbc.com/russian/business/2015/07/150714_china_q2_growth_slowdown
4. Бяньцзин Ян Развитие экономических отношений между Россией и Китаем // Поколение будущего: взгляд молодых ученых: сборник. Курск: Университетская книга, 2016. С. 231-233.
5. В Иркутске создается российско-китайская экономическая зона // URL: http://tass.ru/ekonomika/2368215
6. Воробьев В.Я. О китайской идее построения «экономического пространства Великого шелкового пути» // URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Novyi-shelkovyi-kurs-16776
7. Гаврилова К.А. Экономический пояс Шелкового пути в рамках евразийской интеграции // ECONOMICS, LAW, SOCIETY: RESUME OF 2016 The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE «Consilium». 2016. С. 94-98.
8. «Газпром» отказался от идеи аванса на строительство «Силы Сибири» // URL: http://lenta.ru/news/2014/11/09/miller/
9. Глазьев С.А. Настоящее и будущее евразийской интеграции // URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1299/
10. Годовой отчет АО «Особые экономические зоны» за 2014 год // URL: http://disclosure.ru
11. Голос Китая: объединенная Азия сама определяет свою судьбу // URL: http://russian.people.com.cn/31521/8596115.html
12. Гордеев В.А. Классическая политэкономия как методология сущностно-содержательного изучения категорий в русле теоретической экономии // Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке. Материалы Международной научной конференции / науч. ред.: М.А. Федова, Р.М. Нуреева, М.Л. Альпидовской. М., 2014. С. 23-25.
13. Денисов И. Путешествие на запад: Экономический пояс Шелкового пути - воплощение «китайской мечты» в международном формате // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1427186400
14. Джан Хунмэй. Торгово-экономические сотрудничество между Приморским краем России и Китаем // Экономика и социум. 2016. №4-2 (23). С. 518-523.
15. ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» // URL: http://www.notum.info/news/politika/ekspert-eaes-ikitaisky-proekt-mogut-sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga
16. Затраты Китая на НИОКР превысили триллион юаней // URL: http://scientificrussia.ru/articles/china-sci-funding
17. Идрисов А. Экономический пояс Шелкового пути и евразийская интеграция: конкуренция или новые возможности? // URL: http://www.ictsd.org
18. Илларионов А. Тайна китайского экономического чуда // Бюллетень по проблемам социальной и экономической политике // URL: http://www.libertarium.ru/libertarium/l_ptchina_china
19. Искандеров П. XIX съезд Компартии Китая и интересы России // URL: https://interaffairs.ru/news/show/18626
20. Карицкая И.М., Ситникова Я.В., Маркасова О.А. Торговые отношения России и Китая - ключевые стратегические инициативы // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №02 (56). Ч. 3. Февраль. С. 24-28.
21. К Великому океану-3. Создание Центральной Евразии. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Отв. рук. С.А. Караганов. М., 2015.
22. Китай и Россия совместно построят парк высоких технологий и производства // URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0112/c31518-8834867.html
23. Китай и Центральная Азия вместе исполняют мечту // URL: http://russian.people.com.cn/95181/8505971.html
24. Китай создает Шелковый путь на море и на суше // URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-10/11/content_30263360.htm
25. Косоруков А.А., Барто Е.В. Великий Шелковый путь в конкурентном пространстве мировой политики // Национальная безопасность / nota bene. 2016. 2. С. 191-211.
26. Круглый стол «Инвестиционный климат в России и АТЭС: проблемы и перспективы» // Российский центр исследований АТЭС // URL: http://www.apec-center.ru/trends/35/839/show/
27. Ларин А.Г. Возрождение Китая и некоторые вопросы российско-китайского сотрудничества // Журнал Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20.
28. Ларин А.Г. Евразийские инициативы Си Цзиньпина: Шелковый путь и другие // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 100-120.
29. Ли Цяои. Большие надежды на инициативу «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» // URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0312/c95181-8862288.html
30. Назарбаев рассказал о важном значении Шелкового пути // URL: http://kapital.kz/gosudarstvo/30131/nazarbaev-rasskazal-o-vazhnom-znacheniishelkovogo-puti.html
31. Официальный сайт ОЭЗ РУ // URL: http://www.oezru.ru/ru/node/777
32. Петтис М. Китай-2016: остановят ли новые реформы падение экономики? // URL: http://carnegie.ru/2016/02/09/ru-pub-62699
33. По силам ли Китаю переустроить Центральную Азию // URL: http://www.notum.info/news/politika/po-silam-li-kitayu-pereustroit-czentralnuyu-aziyu
34. Погодин С.Н., Тараканова Т.С. Стратегическое партнерство России и Китая на площадке ШОС // Геополитика и безопасность. 2017. 4 (40). С. 64.
35. Попова Л.В. Китайская экономика в условиях кризиса: антикризисные меры и перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Серия 5. Вып. 3.
36. «Пояс и путь» – это китайская инициатива с возможностями для всего мира // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0313/c31521-9029478.html
37. Пусенкова Н. Российская энергетическая политика на Востоке: китайские головоломки Роснефти. Париж: Центр Россия/ННГ, 2013.
38. Развитие российско-китайских отношений на примере глобальных проектов. Доклад. М.: Центр политической информации, 2015.
39. Рзаев Р.И. Состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем // Научный вестник ВФ РАНХиГС. 2017. №1-2. С. 122-125.
40. Российско-китайские отношения (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/abcb9cd00fafcaa6c3256e2800413897!OpenDocument
41. Российско-китайские торгово-экономические отношения // Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/trade.
42. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
43. Россия и Китай подписали самый крупный контракт за всю историю «Газпрома» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2014/may/article191417/
44. Рыбас Н.И. «Экономический пояс Шелкового пути: интересы и противоречия Китая и России // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6.
45. Селихова О.Д. Сотрудничество РФ и КНР в области энергетики в рамках Шанхйской организации сотрудничества (ШОС) // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017.
46. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 г. // URL: http://www.news.kremlin.ru/ref_notes/1642
47. Симонов К. От слов к реальным проектам // Российская газета. 2007. 16 ноября.
48. Стиглиц Дж. Сравнение китайской и зарубежной экономической систем // Цзинцзисюэ дунтай. 2011. №5.
49. Стратегия «Пояс и путь» отныне является главной программой политики открытости внешнему миру и экономического сотрудничества Китая // URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/0413/c31521-8877122.html
50. Сыроежкин К. Россия и Казахстан в ШОС - проблемы и перспективы // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1166515560
51. Сыроежкин К.Л. Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: проблемы и перспективы // URL: http://www.ipp.kg/ru/news/2768/
52. Тараканова Т.С. Россия и Китая в Шанхайской организации сотрудничества: проблемы политико-экономического взаимодействия. Автореферат к.п.н. СПб., 2017.
53. Торговое и инвестиционное сотрудничество России и Китая // URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/
54. Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
55. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
56. Фэн Шаолэй. Отношения между Россией, Китаем и США на фоне украинского кризиса // Ежегодник ИМИ. 2015. Вып. 4 (14). С. 59-74.
57. Цзян Д. Энергетическое сотрудничество в рамках отношений стратегического партнерства Китая и России // Россия и Китая: история и перспективы сотрудничества: сборник. Благовещенск: БГПУ, 2016. С. 301-304.
58. Чжоу Вэйди. Стратегия развития внешней торговли Китая: эволюция и проблемы регулирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Серия 5. Вып. 1.
59. Шимов В.Н., Быков А.А. «Экономический пояс Шелкового пути» как транспортный маршрут и глобальный проект развития // URL: www.pircenter.org/media/content/files/13/14482834280.pdf
60. IPT Group Инвестиционная активность Китая в России: развитие отношений // URL: http://www.slideshare.net/iptg/ss-58053420/1
61. National Bureau of Statistics of China // URL: http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/AnnualData/
62. Pew Research Center. How Asia-Pacific Publics See Each Other and Their National Leaders // URL: http://www.pewglobal.org/2015/09/02/how-asia-pacific-publicssee-each-other-and-their-national-leaders/
63. Social Sciences Academic Press (China) // URL: https://www.ssap.com.cn/
64. The World Factbook // URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html
65. UnctadStat Reports // URL: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx

Вопрос-ответ:

Какие теории отношений между Россией и Китаем существуют?

На основе российской и китайской литературы можно выделить две основные концепции: сотрудничество и конкуренция. Китайские ученые акцентируют внимание на сотрудничестве между двумя странами, особенно в экономической сфере. Российские ученые также обсуждают сотрудничество, но в то же время указывают на конкуренцию, особенно в отраслях, где Россия и Китай имеют сходные интересы.

В чем особенности экономических отношений между Россией и Китаем?

Экономические отношения между Россией и Китаем имеют несколько особенностей. Во-первых, обе страны являются важными торговыми партнерами друг для друга. Китай является крупнейшим торговым партнером России, а Россия - одним из крупнейших поставщиков нефти и газа для Китая. Во-вторых, экономическое сотрудничество между Россией и Китаем включает проекты совместной инфраструктуры, особенно в рамках инициативы "Один пояс, один путь". В-третьих, сотрудничество в сфере высоких технологий и инноваций становится все более важным аспектом экономических отношений двух стран.

Какие перспективы развития экономических отношений между Россией и Китаем?

Перспективы развития экономических отношений между Россией и Китаем очень обширны. Обе страны имеют большой потенциал для дальнейшего сотрудничества в различных областях, таких как энергетика, транспорт, торговля и инвестиции. Китайские инвесторы проявляют интерес к российским проектам, особенно в инфраструктурной сфере, а российские компании активно развивают торговлю с Китаем. При этом важной задачей является разнообразие экономического сотрудничества и создание условий для развития инновационных проектов и высокотехнологичных отраслей.

Какие теории существуют по поводу экономических отношений России и Китая?

Существуют различные теории, которые анализируют экономические отношения между Россией и Китаем. Китайские ученые выдвигают концепции, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве и экономическом партнерстве между двумя странами. Российские ученые также разрабатывают свои теории, которые учитывают специфические особенности экономического взаимодействия России и Китая.

В чем заключается особенность теорий российских ученых о экономических отношениях России и Китая?

Российские ученые в своих теориях уделяют внимание особенностям экономического взаимодействия России и Китая, таким как географическое положение, наличие общих границ, роль российских природных ресурсов и т.д. Они анализируют потенциал сотрудничества между двуми странами и эффективность имеющихся экономических механизмов.

Как развиваются экономические отношения между Россией и Китаем?

Экономические отношения между Россией и Китаем развиваются динамично. Обе страны активно сотрудничают в таких областях, как торговля, инвестиции, энергетика и транспорт. В последние годы российско-китайское сотрудничество стало еще более интенсивным, что отражается в росте торгового оборота и инвестиций между двуми странами.

Какие особенности развития экономических отношений России и КНР можно выделить?

Развитие экономических отношений между Россией и КНР имеет свои особенности. Важной особенностью является географическое положение двух стран, которое создает благоприятные условия для развития транспортного и торгового сотрудничества. Также российские природные ресурсы играют важную роль в экономическом обмене между странами. Китай является крупным потребителем российской нефти, газа и других природных ресурсов.

Какие основные теории существуют об экономических отношениях России и Китая?

Существуют различные теории об экономических отношениях России и Китая. Китайские ученые разрабатывают концепции, в которых подчеркивается важность долгосрочного партнерства и сотрудничества. Российские ученые также имеют свои теории, в которых отмечается взаимовыгодность сотрудничества двух стран.

Какие особенности присутствуют в экономических отношениях России и Китая?

В экономических отношениях России и Китая присутствуют различные особенности. Важными являются взаимные инвестиции, торговля энергетическими ресурсами, развитие транспортной инфраструктуры, сотрудничество в области науки и технологий.

Какие перспективы развития российско-китайских экономических отношений?

Перспективы развития российско-китайских экономических отношений являются обещающими. Обе страны имеют большой экономический потенциал и преимущественно дополняют друг друга. Укрепление сотрудничества и развитие совместных проектов в различных сферах может привести к дальнейшему укреплению экономических отношений между Россией и Китаем.

Что особенного в теориях российских ученых об экономических отношениях России и Китая?

Особенность теорий российских ученых об экономических отношениях России и Китая заключается в том, что они уделяют внимание важности сотрудничества и взаимовыгодности для обеих стран. Российские ученые также исследуют потенциал для развития экономического сотрудничества в различных областях, таких как торговля, инвестиции и наука.

Как развиваются экономические отношения России и Китая в начале XXI века?

В начале XXI века экономические отношения России и Китая продолжают активно развиваться. Обе страны увеличивают взаимные инвестиции и торговлю, особенно в сферах энергетики и транспорта. Россия и Китай также сотрудничают в области науки и технологий, что способствует развитию инноваций и совместным проектам.