Сравнительный анализ видов интервью

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Социологическое исследование
  • 55 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 02.12.2018
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Сравнение методов проведения индивидуальных интервью
1.1. Общие характеристики индивидуальных интервью
Индивидуальное, или личное, интервью (беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей). По типу исследовательской задачи выделяют глубинное интервью. По типу опрашиваемых лиц – интервью с обывателем. По степени формализации – неформализованное (свободное, нарративное интервью)

1.2. Дифференцирующие характеристики индивидуальных интервью
Таблица 1: Дифференцирующие характеристики индивидуальных интервью
Глубинное экспертное интервью Интервью с потребителем (типичным представителем) Нарративное интервью
Основные цели данного вида интервью Интервью предусматривает определенное изучение исследуемого феномена в конкретной области Интервью предусматривает сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его причин или последствий. Повествование (нарратив) о событиях, участником которых был респондент, или об эпизодах личной биографии.
Подготовка к интервью со стороны исследователя (предполагаем, что он и является интервьюером) Проводится по ранее подготовленному вопроснику (гайду) или
разработанному плану. Готовится инструкция и темы. Интервьюер должен наладить контакт с респондентом
Проводится по ранее подготовленному вопроснику (гайду) или
разработанному плану. Готовится инструкция и темы. Интервьюер должен наладить контакт с респондентом



Проводится без заранее подготовленного вопросника или
разработанного плана беседы; определяется только тема, которая и предлагается для
обсуждения. Интервьюер должен наладить контакт с респондентом
Подготовка к интервью со стороны респондента Респондент изучает литературу, ищет дополнительную информацию по теме интервью. Эксперт должен знать некую теоретическую или практическую область
Нет подготовки Нет подготовки
Характеристика респондента, требования к его подбору Выбор объекта производится в строгом соответствии со структурой выборки исследования
Выбор объекта производится в строгом соответствии со структурой выборки исследования
Выбор объекта производится в строгом соответствии со структурой выборки исследования

Особенности инструмента(ов) сбора данных Обязательная фиксация на аудио- или видеоносителях. Письменная фиксация, фиксация на аудио- или видеоносителях. Запоминание, письменная фиксация, фиксация на аудио- или видеоносителях.
Степень структурированности беседы, наличие этапов и т.д. Нет жесткой структуры Нет жесткой структуры Свободная форма
Особенности организации интервью (где, как, когда, сколько времени, что надо иметь с собой и т.д.) Благоприятный утренний период, место выбирается изолированное, без присутствия третьих лиц и отвлекающих факторов
Интервью занимает от 30 минут до 1,5-2 часа, но может составлять 4-5 часов. Удобное для респондента время и место. Главное , чтобы респондент не торопился.. От нескольких минут до часа Место и время интервью рекомендуется выбирать так, чтобы смягчить волнующий характер этого события. От нескольких минут до часа
Роль интервьюера (что он делает, на что обращает внимание, на что влияет, как начинает, развивает, завершает интервью и т.д.) Методика проведения глубинного экспертного интервью предусматривает умение интервьюера выслушать чужие мнения Методика проведения интервью с типичным представителем предусматривает умение управлять респондента в сторону изучаемых проблем. Если интервьюируемый отклоняется от темы, интервьюер вмешивается, используя прием реконцентрации (он вежливо предлагает индивиду сосредоточиться на заданном ему вопросе) Методика проведения предусматривает слушать
Зоны контроля в данном виде интервью (в том числе сложности, которые могут проявляться) Комплекс контрольных процедур включает в себя контроль на логическую непротиворечивость данных. Комплекс контрольных процедур включает в себя контроль на логическую непротиворечивость данных. Комплекс контрольных процедур включает в себя контроль на логическую непротиворечивость данных.
Взаимодействие с респондентом после интервью Возможны случаи неоднократного возвращения к одному и тому же респонденту для уточнения деталей, углубления темы Отсутствует Отсутствует

1.3. Выводы об области применимости различных методов индивидуальных интервью. Примеры исследований, в которых могут применяться данные методы.
Индивидуальные интервью уместно применять в социологических, педагогических, психологических исследованиях. Так, глубинное (глубокое) экспертное интервью уместно применять для исследования социологических проблем общества (например, проблема бедности, безработицы), интервью с потребителем (типичным представителем) уместно применять для изучения конкретной темы (например, отношение родителей и детей в современном обществе), исследования событий собственной жизни от первого лица (как я вижу свое будущее) уместно изучать с помощью нарративного интервью.

2. Сравнение методов проведения групповых интервью
2.1. Общие характеристики групповых интервью
Групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности – фокус-группа, мозговая атака
2.2. Дифференцирующие характеристики групповых интервью
Таблица 2: Дифференцирующие характеристики групповых интервью
Фокус-группа Мозговой штурм Круглый стол
Основные цели данного метода Получение предварительной информации по теме
Выработка исследовательских гипотез
Изучение субъективного восприятия определенных объектов Решение проблемы Групповое обсуждение
Подготовка к интервью со стороны исследователя (предполагаем, что он и является модератором или руководителем-организатором) Проводится по ранее подготовленному вопроснику (гайду) или
разработанному плану. Готовится инструкция и темы.
Проводится по ранее подготовленному вопроснику (гайду) или
разработанному плану. Готовится инструкция и темы.


Проводится без заранее подготовленного вопросника или
разработанного плана беседы; определяется только тема, которая и предлагается для
обсуждения.
Подготовка к интервью со стороны участников Нет подготовки Нет подготовки Нет подготовки
Характеристика участников, требования к их подбору Подбор участников производится в строгом соответствии со структурой выборки исследования. Однородность участников
Подбор участников производится в строгом соответствии со структурой выборки исследования
Подбор участников производится в строгом соответствии со структурой выборки исследования

Особенности инструмента(ов) сбора данных Обязательная фиксация на аудио- или видеоносителях Обязательная фиксация на аудио- или видеоносителях Обязательная фиксация на аудио- или видеоносителях
Степень структурированности беседы, наличие этапов и т.д. Нет жесткой структуры Нет жесткой структуры Нет жесткой структуры
Особенности организации интервью (где, как, когда, сколько времени, что надо иметь с собой и т.д.) Помещение, адекватное размерам группы Стационарная аудио- и видео- записывающая аппаратура Иногда исследования требуют проведения фокус-групп не в одном, а в трех или четырех регионах. Комната наблюдателей и участников разделена односторонним
зеркалом Помещение, адекватное размерам группы Стационарная аудио- и видео- записывающая аппаратура Если дискуссия будет длиться более 1,5 часов, проводить ее в приспособленной для таких обсуждений комнате, предпочтительнее за круглым столом, в обстановке тишины и спокойствия, способствующей умственной работе. Комната наблюдателей и участников разделена односторонним
зеркалом Помещение, адекватное размерам группы Стационарная аудио- и видео- записывающая аппаратура Если дискуссия будет длиться более 1,5 часов, проводить ее в приспособленной для таких обсуждений комнате, предпочтительнее за круглым столом, в обстановке тишины и спокойствия, способствующей умственной работе. Комната наблюдателей и участников разделена односторонним
зеркалом
Фрагмент для ознакомления

Комната наблюдателей и участников разделена одностороннимзеркаломРоль модератора (что он делает, на что обращает внимание, на что влияет, как начинает, развивает, завершает сессию и т.д.)Основная функция модератора состоит не только в спрашивании, но и в регулировании дискуссии. Этой функции обязан своему происхождению сам термин «модератор», что означает: регулирующий, умеряющий.Основная функция модератора состоит не только в спрашивании, но и в регулировании дискуссии. Этой функции обязан своему происхождению сам термин «модератор», что означает: регулирующий, умеряющий.Основная функция модератора состоит не только в спрашивании, но и в регулировании дискуссии. Этой функции обязан своему происхождению сам термин «модератор», что означает: регулирующий, умеряющий.Зоны контроляКонтроль над предвзятостью модератора.Контроль над предвзятостью модератора.Контроль над предвзятостью модератора.Взаимодействие с участниками после интервьюОтсутствуетОтсутствует ОтсутствуетВыводы об области применимости различных методов групповых интервью. Примеры исследований, в которых могут применяться данные методыМетоды групповых интервью уместно применять в социологии, а также в экономическом и политическом маркетинге.Так, фокус-группы малопригодны для изучения сложных вопросов, требующих большой глубины раскрытия, поэтому уместно применять для получения данных о возможных реакциях или ситуаций (например, факторы выбора вуза, ожидания от выборов, восприятие партии, оценка ситуации в городе) Мозговой штурм можно применить в ситуациях обсуждения проблемы (например, интернет-зависимости детей (как отучить детей от гаджетов?) и круглый стол уместно применять для получения данных по конкретной проблеме (например, усовершенствование работы местных властей).Список использованной литературыБелановский С.А. Глубокое интервью и фокус-группы [Электронный ресурс] - URL: http://www.sbelan.ru/Glubokoe-intervju-i-fokus-gruppy-3-e-izdanie-S-A-Belanovskij.htm#chast2Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты / Э. Феннето. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с.Кошарная Г.Б. Проблема валидности качественных методов в социологическом исследовании // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки . – 2014 . - №3 .— С. 86-95М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги Прикладная социология: методологияи методы: интерактивное учебное пособие. – М.: Институтсоциологии РАН, 2011, 1 CD ROM- URL:http://www.isras.ru/files/File/Prikl_Soc_full.pdfЧеховский И.В. Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2009. № 4. С. 20-25.Эмпирическая социология : учеб. пособие / сост. Л.А. Мироненко. – Комсомольск-на-Амуре:ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 181 с.- URL:https://knastu.ru/media/files/posobiya_files/_sotsiologiya_mDwzwi.pdf

3. Список использованной литературы
1. Белановский С.А. Глубокое интервью и фокус-группы [Электронный ресурс] - URL: http://www.sbelan.ru/Glubokoe-intervju-i-fokus-gruppy-3-e-izdanie-S-A-Belanovskij.htm#chast2
2. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты / Э. Феннето. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с.
3. Кошарная Г.Б. Проблема валидности качественных методов в социологическом исследовании // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки . – 2014 . - №3 .— С. 86-95
4. М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. – М.: Институт социологии РАН, 2011, 1 CD ROM - URL: http://www.isras.ru/files/File/Prikl_Soc_full.pdf
5. Чеховский И.В. Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2009. № 4. С. 20-25.
6. Эмпирическая социология : учеб. пособие / сост. Л.А. Мироненко. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 181 с. - URL: https://knastu.ru/media/files/posobiya_files/_sotsiologiya_mDwzwi.pdf

Вопрос-ответ:

Какие основные виды интервью можно выделить?

Основные виды интервью, которые можно выделить: глубинное интервью, интервью с обывателем, неформализованное свободное нарративное интервью.

Что такое индивидуальное или личное интервью?

Индивидуальное или личное интервью - это беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей.

Какие характеристики имеет глубинное интервью?

Глубинное интервью - это тип исследовательской задачи, в котором интервьюер стремится получить подробные и глубокие ответы от опрашиваемого, разобраться в его мотивах, убеждениях и взглядах. Важна индивидуальная связь и отношение между интервьюером и опрашиваемым.

Когда используется интервью с обывателем?

Интервью с обывателем используется, когда нужно получить мнение широкого круга людей, представляющих различные социальные группы. Здесь интервьюер не ставит задачи глубокого проникновения в мотивы опрашиваемых, а скорее ищет общие тенденции и общественное мнение.

Что такое неформализованное свободное нарративное интервью?

Неформализованное свободное нарративное интервью - это метод, при котором опрашиваемый может свободно рассказывать о своем опыте, переживаниях и мнениях, по собственной инициативе. Интервьюер лишь задает начальный вопрос и дает возможность опрашиваемому продолжать рассказ.

Какие основные характеристики имеет индивидуальное интервью?

Индивидуальное интервью представляет собой беседу между интервьюером и одним опрашиваемым. Оно проводится в конфиденциальной обстановке без посторонних наблюдателей. Индивидуальное интервью может быть глубинным или с обывателем, а также может быть формализованным или неформализованным.

Какие виды интервью можно выделить по степени формализации?

По степени формализации выделяют неформализованное, свободное и нарративное интервью. В неформализованном интервью опрашиваемый имеет свободу выбора темы и структуры разговора. В свободном интервью интервьюер задает определенные вопросы, но не жестко регламентирует ход беседы. Нарративное интервью направлено на получение интересующей информации через рассказ опрашиваемого.

В чем различия между глубинным и интервью с обывателем?

Глубинное интервью используется для получения подробной информации и понимания мотивов, ценностей и убеждений опрашиваемого. Оно длительное и требует глубокого анализа. Интервью с обывателем, напротив, более поверхностное и дает общую картину мнений и представлений широкой аудитории.