экономическое воспитание в организации спо

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 4949 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 27.12.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Экономическое воспитание обучающихся как предмет теоретического анализа 7
1.1. Экономическое воспитание: цели, содержание, функции 7
1.2. Требования образовательного стандарта к экономическому воспитанию обучающихся 13
1.3. Критерии и показатели результатов экономического воспитания 21
Глава 2. Проектирование и реализация психолого-педагогических условий экономического воспитания обучающихся организации СПО 27
2.1. Педагогическая диагностика экономической воспитанности обучающихся экспериментальной группы 27
2.2. Разработка программы экономического воспитания обучающихся 34
2.3.Итоги реализации программы экономического воспитания обучающихся организации 37
Заключение 44
Список литературы 47


Фрагмент для ознакомления

Выявленный уровень знаний студентов указывает на необходимость экономического воспитания и формирования коммуникативных умений. Для этого были проведены занятия по предложенной нами программе.2.2. Разработка программы экономического воспитания обучающихсяСтуденты первых курсов колледжей и техникумов недалеки от школьников. Учащиеся в этом возрасте подвержены существенным изменениям в жизни,особенно студенты-первокурсники в учреждениях среднего профессионального образования. Происходящие в их жизни изменения оказывают существенное давление на вчерашних школьников. Однако, помимо личностных изменений, также имеются изменения правового характера.Подростки в этом возрасте становятся более самостоятельными, обретают дополнительные права и обязанности, в том числе изменяется финансовая сторона их жизни. По этой причине становится необходимым предоставить студентам хотя бы минимальный комплекс финансовых знаний, который будет помогать им в жизни. Получение финансовых знаний будет способствовать формированию правильных привычек при обращении с деньгами, государственными службами, банками и прочими учреждениями, где необходимы финансовые знания. Кроме того, получение финансовых знаний расширяет кругозор студентов, позволяя развивать общеинтеллектуальные способности, формируемые в стенах колледжей и техникумов.Необходимо научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действий в определенных ситуациях финансового характера. В то же время основным навыком, который формируют учащиеся, является способность оценивать финансовое положение, выбирать наиболее подходящее решение семейной проблемы. В этом курсе вопросы бюджетирования обсуждаются на более сложном уровне, чем остальные, рассматриваются вопросы долгосрочного планирования семейного бюджета, и особое внимание уделяется личному бюджетному планированию. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, выбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большую часть времени посвящена практической деятельности, чтобы получить опыт действий в расширенном диапазоне финансовых отношений.Цели и ожидаемые результатыЦель обучения:формирование основ экономического воспитания первокурсников учреждений профессионального образования, включающих разработку основных финансово-экономических концепций, отражающих наиболее важные области финансовых отношений, а также практические навыки и компетенции, которые позволяют эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, денежная система, налоговые органы, бизнес, пенсионная система и т. д.Планируемые результаты обученияТребования к персональным результатам курса:- формирование ответственности за принятие решений в области личных финансов;- готовность реализовать свои права в финансовой сфере и выполнять обязательства, возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми учреждениями.Требования к интеллектуальным (метаобъектным) результатам курса:- формирование способности находить проблему и устанавливать задачи, которые необходимо решать;- обладание способностью искать различные способы решения финансовых проблем и оценивать их;- обладание способностью осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование в области финансов;- формирование способности устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;- способность выполнять элементарный прогноз в области личных финансов и оценивать их действия;- формирование коммуникативной компетенции:• общаться со сверстниками и учителями, понимать и продвигать предлагаемые идеи;• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.Требования к предметным результатам курса:- владение понятиями: денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, избыток и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;- владение знаниями:• структура денежной массы;• структура доходов населения страны и способы ее определения;• зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;• статьи семейного и личного бюджета и способы их корреляции;• основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;• возможные сбережения;• способы государственной поддержки в случаях попадания в тяжелые жизненные ситуации;• виды страхования;• виды финансовых рисков;• способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых проблем;• методы определения обменных курсов и обменных пунктов;• методы уплаты налогов, принципы структуры пенсионной системы в Российской Федерации.Программа представлена более подробно в Приложении 12.3.Итоги реализации программы экономического воспитания обучающихся организацииРезультаты исследования по оценке уровня экономической воспитанности и уровня экономических знаний у студентов из контрольной и экспериментальной групп, полученные на контрольно-оценочном этапе опытно-поисковой работы приведены в таблицах и на рисунках ниже.Сначала изучим показатели контрольной группы.Таблица 3 – Показатели уровня сформированности экономических знаний у студентов из контрольной группы на контрольном этапе экспериментаУровень сформированности Количество человек, %Управление денежными средствами семьи Способы повышения семейного благосостояния Риски в мире денег Семья и финансовые организации Человек и государство Общий показатель Низкий252530302025Средний504530455045Выше среднего202025152020Высокий51015101010Рисунок 5 – Показатели уровня сформированности экономических знаний у студентов из контрольной группыКак видно из рисунка – в контрольной группе у студентов в основном преобладает средний уровень знаний по всем изученным критериям. Однако необходимо отметить снижение низкого уровня знаний и повышение в таких категориях как «выше среднего» и «высокий».Рассмотрим результаты экспериментальной группы.Таблица 4 – Показатели уровня сформированности экономических знаний у студентов из экспериментальной группы на контрольном этапе экспериментаУровень сформированности Количество человек, %Управление денежными средствами семьи Способы повышения семейного благосостояния Риски в мире денег Семья и финансовые организации Человек и государство Общий показатель Низкий151515201015Средний454030453540Выше среднего303035253030Высокий102020101515Рисунок 6 – Показатели уровня сформированности экономических знаний у студентов из экспериментальной группыИтак, как видно из рисунка 6, у большинства студентов экспериментальной группы наблюдается средний уровень экономических знаний. Вместе с тем необходимо отметить, что появилось довольно большое количество студентов, которые обладают уровнем знания выше среднего,тогда как при первом тестировании мы наблюдали низкий и средний уровни.Таким образом, мы видим значительное улучшение в экспериментальной группе.Для того чтобы сравнить и оценить эффективность предложенных нами занятий, необходимо сравнить общие результаты групп. Данное сравнение представлено на рисунке 7.Рисунок 7 – Общие показатели уровня сформированности экономических знаний у студентов из контрольной и экспериментальной групп на контрольно-оценочном этапе опытно-поисковой работыИтак, на контрольно-оценочном этапе опытно-поисковой работы уровни сформированности экономических знаний по разделам учебного курса и общему показателю у студентов из экспериментальной и контрольной групп значительно отличаются друг от друга: у первокурсников из экспериментальной группы наблюдается значительно больший прогресс в формировании экономической воспитанности по итогам учебного процесса за рассматриваемый период по сравнению с первокурсниками из контрольной группы.Так, низкий уровень экономических знаний в контрольной группе наблюдается у 25%, тогда как в экспериментальной группе этот показатель находится на уровне 15%. Средний уровень отмечается у 45% исследуемых контрольной группы и 40% экспериментальной группы.Уровень выше среднего был обнаружен у 20% студентов контрольной группы и 30% экспериментальной группы. И высокий уровень знаний отмечен у 10% контрольной группы и 15% экспериментальной группы.Теперь рассмотрим результаты по формированию коммуникативных умений. В результате использования предложенной нами программы мы получили следующие результаты.Показатели абсолютного роста коммуникативного критерия по адаптированной методике «Уровень общительности» В.Ф. Ряховского продемонстрированы на рисунке 8.Рисунок 8 – Динамика сформированности сформированности коммуникативных умений на контрольном этапе в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группахВ соответствии с рис.8 в экспериментальной группе прослеживается повышение на 27,5% уровня общительности (4 – рекомендуемый уровень), который характеризуется открытостью в общении, умением слушать собеседника, умением начинать общение с незнакомым собеседником, а также способностью уверенно, без лишних эмоций отстаивать свою точку зрения. В контрольной группе при отсутствии реализации специальных мероприятий по формированию коммуникативных умений, наблюдается повышение рекомендуемого уровня общительности (4) на 8,7%. Существенным результатом нашего исследования мы считаем понижение на 1,9% в экспериментальной группе уровня 3, который характеризуется определенная степень сдержанности вкоммуникативных проявлениях, отсутствие желания вступать в дискуссии и обсуждения, а также понижение на 18,5% уровня 6, которому свойственны бесконтрольная говорливость, избыточное многословие и конфликтность в общении. Динамика изменений говорит о положительном влиянии выбранных методов и способов формирования коммуникативных умений.Выводы:1. Сформулированы требования к содержанию и организации учебно-познавательной деятельности студентов при изучении основ финансовой грамотности. 2. Предложена методика оценки уровня сформированности финансовой грамотности у первокурсников по результатам обучения в техникуме.3. На основе изучения, анализа и обобщения материалов из литературных и интернет источников разработана, внедрена и апробирована программа курса обучения, отличительной особенностью которой является использование комбинации различных форм и методов организации учебной деятельности, применения широкого перечня наглядных материалов, стимулирования творческих способностей и инициативности студентов.4. Итоги проведенного сравнительного анализа демонстрируют высокую эффективность разработанной Программы по сравнению с принятой в учебном заведении;5. Анализ полученных результатов по развитию деятельностного критерия сформированности коммуникативных умений подтверждает, что привлечение студентов в коммуникативную среду с помощью активных методов обучения положительно повлияло на совершенствование уровня коммуникативных умений.ЗаключениеДля выявления уровня экономической воспитанностистудентов наиболее рациональной представляется стратегия измерения, основанная на разработке комплекса индикаторов финансовой грамотности, поскольку она обладает большей аналитической ценностью по сравнению с альтернативной стратегией благодаря комплексной оценке отдельных компонентов финансовой грамотности и определения уровня коммуникативных умений студентов, который позволяет устанавливать контакты с окружающими.Для выявления уровня экономических знанийстудентов необходимо определить систему критериев, учитывающих их возрастные особенности. Предложена методика оценки уровня сформированности экономических знаний у студентов по результатам обучения в учреждении среднего профессионального образования.Выявлено, что проблема формирования у студентовэкономического воспитания при существующей программе обучения в рассматриваемом учреждении СПО недостаточно решена. На основе изучения, анализа и обобщения материалов из литературных и интернет источников разработана, внедрена и апробирована программа курса обучения для первокурсников «Основы экономических знаний». Результаты констатирующего эксперимента подтвердили недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений студентов, что обосновало потребность в разработке программы занятий по формированию коммуникативных умений у студентов.Для формирования коммуникативных умений нами был выбран такой метод активного обучения, как тренинг. Данный метод позволяет познать себя, увидеть себя со стороны, а также научится понимать других с помощью обратной связи участников тренинга.Итоги проведенного сравнительного анализа демонстрируют высокую эффективность разработанной Программы по сравнению с принятой в учреждении среднего профессионального образования.На контрольно-оценочном этапе опытно-поисковой работы уровни сформированности экономических знаний по разделам учебного курса и общему показателю у студентов из экспериментальной и контрольной групп значительно отличаются друг от друга: у первокурсников из экспериментальной группы наблюдается значительно больший прогресс в формировании экономических знаний по итогам учебного процесса за рассматриваемый период по сравнению с первокурсниками из контрольной группы.Так, низкий уровень сформированности финансовых знаний в контрольной группе наблюдается у 25%, тогда как в экспериментальной группе этот показатель находится на уровне 15%. Средний уровень отмечается у 45% исследуемых контрольной группы и 40% экспериментальной группы.Уровень выше среднего был обнаружен у 20% студентов контрольной группы и 30% экспериментальной группы. И высокий уровень знаний отмечен у 10% контрольной группы и 15% экспериментальной группы.Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проведенных занятий, так как согласно полученным данным в экспериментальной группе прослеживался динамичный рост по всем показателям. В то время как в контрольной группе изменения уровней сформированности были незначительны.В ходе исследования нашла свое подтверждение выдвинутая гипотеза: если в процессе обучения основам финансовой грамотности использовать комбинации различных форм и методов организации учебной деятельности, применять широкий перечень наглядных материалов, делать акцент на стимулировании творческих способностей и инициативности обучаемых, то это позволит повысить эффективность учебного процесса по формированию у студентов соответствующих знаний и умений. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе работы учителей по основам экономического воспитания общеобразовательных школ, в образовательном процессе профильных средних и высших учебных заведений.Список литературыПриказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://promtis.com.ru/images/docs_2017/standart/fgos-soo.pdfАкентьев Р. Финансовая грамотность или основы управления личными финансами [Электронный ресурс]. URL: http://romanakentev.ru/wp-content/uploads/2017/11/. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 2016. – 36 с.Гомола А.И. Экономика. Примерная программа учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. – ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России. - 2008.Гришакина О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и возможности его реализации [Электронный ресурс]. URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116.Жданова, А. Финансовая грамотность. Материалы учебного курса по финансовой грамотности в образовательных организациях (среднее профессиональное образование). – М.: Вита, 2014. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://финграмотностьвшколе.рф/page/11Кузина, О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России [Текст] / О.Е.Кузина // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999. – 226 -227 с.Мисаилов, А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании // Науковедение. – 2013. – №2 (7).– С. 57-59. Моисеева, Д.В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.volsu.ru/upload/iblock/022/.Низиенко Е.Л. Информация о функционировании и развитии системы профессионального образования // Материалы парламентских слушаний по теме «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы». Москва 2017.Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями на 4 октября 2018 года) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556183093Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. // Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2015.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 2016. - 368 cПрутченков А.С., Терюкова Т.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований // Московский институт открытого образования. – 2010. – №1.Рабочая программа дисциплины «Экономика» Для специальностей [Электронный ресурс] — режим доступа: http://geum.ru/next/art-292202.phpРекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180Сабирова З.З. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Бирск, 2004. – 187 с.Сергеева Б.В., Сучкова П.А. Методика экономического воспитания младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 742-746.Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: проект [Электронный ресурс]. URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116Соломатина, Н.А. Качественный подход к проблемам развития системы профессионального образования: усиление роли работодателей в деле подготовки высококвалифицированных кадров. – Тамбов: Тамбовское учреждение СПО. – 2016. – 10 с.Стахович Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovojgramotnostiТарасов А.Н. Экономическая культура общества в условиях современной трансформации евроатлантической цивилизации: философский аспект // Cайт Российской академии естествознания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rae.ruФаль Н.П. Организационно-управленческие ресурсы развития сельских местных сообществ // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 316.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. -2017.-№2.–93c.Юнов С.В. Кастомизированное мошенничество: сущность и образовательные средства противодействия // Информационное общество. 2016. №6.Юнов С.В. Общественные функции экономического сознания и особенности их реализации в системе непрерывного информационного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. №3

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://promtis.com.ru/images/docs_2017/standart/fgos-soo.pdf
2. Акентьев Р. Финансовая грамотность или основы управления личными финансами [Электронный ресурс]. URL: http://romanakentev.ru/wp-content/uploads/2017/11/.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 2016. – 36 с.
4. Гомола А.И. Экономика. Примерная программа учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. – ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России. - 2008.
5. Гришакина О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и возможности его реализации [Электронный ресурс]. URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116.
6. Жданова, А. Финансовая грамотность. Материалы учебного курса по финансовой грамотности в образовательных организациях (среднее профессиональное образование). – М.: Вита, 2014. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://финграмотностьвшколе.рф/page/11
7. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России [Текст] / О.Е.Кузина // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.
8. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999. – 226 -227 с.
9. Мисаилов, А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании // Науковедение. – 2013. – №2 (7).– С. 57-59.
10. Моисеева, Д.В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.volsu.ru/upload/iblock/022/.
11. Низиенко Е.Л. Информация о функционировании и развитии системы профессионального образования // Материалы парламентских слушаний по теме «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы». Москва 2017.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями на 4 октября 2018 года) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556183093
13. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. // Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2015.
14. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 2016. - 368 c
15. Прутченков А.С., Терюкова Т.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований // Московский институт открытого образования. – 2010. – №1.
16. Рабочая программа дисциплины «Экономика» Для специальностей [Электронный ресурс] — режим доступа: http://geum.ru/next/art-292202.php
17. Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180
18. Сабирова З.З. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Бирск, 2004. – 187 с.
19. Сергеева Б.В., Сучкова П.А. Методика экономического воспитания младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 742-746.
20. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: проект [Электронный ресурс]. URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116
21. Соломатина, Н.А. Качественный подход к проблемам развития системы профессионального образования: усиление роли работодателей в деле подготовки высококвалифицированных кадров. – Тамбов: Тамбовское учреждение СПО. – 2016. – 10 с.
22. Стахович Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovojgramotnosti
23. Тарасов А.Н. Экономическая культура общества в условиях современной трансформации евроатлантической цивилизации: философский аспект // Cайт Российской академии естествознания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rae.ru
24. Фаль Н.П. Организационно-управленческие ресурсы развития сельских местных сообществ // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 316.
25. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.
26. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. -2017.-№2.–93c.
27. Юнов С.В. Кастомизированное мошенничество: сущность и образовательные средства противодействия // Информационное общество. 2016. №6.
28. Юнов С.В. Общественные функции экономического сознания и особенности их реализации в системе непрерывного информационного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016.