Концепт “Space” и способы его представления в современном английском языке.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лексикология
  • 1515 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 03.12.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретические основы исследования концепта в художественном дискурсе 3
1.1 Основные проблемы исследования концепта 3
1.1.1 Определение термина «концепт» 4
1.1.2 Основные подходы к изучению концепта 5
1.1.3 Структура концепта 7
Глава 2 Концепт “Space” и способы его представления в современном английском языке. 10
Список использованной литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Интересным фактом является, что слово  «spaceman» -«космонавт», впервые появившееся в 1942 году в произведении  «Захватывающие удивительные истории» -  («ThrillingWonderStories»), еще в 1892 году употреблялось в значении «журналист, гонорар которого определяется объемом подготовленного к печати материала».Словосочетание  «spacerace» - «космическая гонка», появилось  в 1959 году, а «spaceshuttle» -«космический челнок», - в 1970 году.Когда мы употребляем слово «space», это не всегда означает, что речь идет о больших расстояниях или размерах.Например, известному английскому астроному,  сэру Фреду Хойлу, принадлежит высказывание, которое было напечатано в 1979 году в газете «LondonObserver», - «Космос находится ближе, чем мы думаем, всего в часе езды на автомобиле, при условии, что ваш автомобиль может двигаться строго вертикально вверх».В свою очередь, известный английский писатель Гилберт К. Честертон (1874 – 1936), получивший от современников титул «принц парадоксов», использовал слово «space» в следующей фразе, - «космос – это всего лишь маленькое отверстие, для того, чтобы человек мог спрятать в нем свою голову».ЗаключениеСовременная лингвистика изучает различные аспекты проблемы концептуального, ментального содержания антропоцентризма в языке. Естественные языки отражают культуру и менталитет народов, представляют национальные картины мира, в которых репрезентированы главные моральные и ценностные ориентиры этносов.Главными признаками концепта исследователи называют исторический детерминизм, изменчивость, аксиологичность. Концепт имеет ядерно-периферийное строение, поэтому в нем выделяют базовые (ядерные), околоядерные и периферийные смысловые элементы. Таким образом, моделируя структуру тех или иных концептов, можно говорить об иерархии ценностных смыслов.Слово «space»,  примерно с 1300 года употреблялось в английском языке в значениях «площадь, протяженность, пространство, время», трансформировалось от старого французского слова «espace»,которое в свою очередь берет начало от латинского слова  «spatium», имевщего значение«комната, площадь, расстояние, промежуток времени».Слово «space» породило  многочисленные слова и словосочетания, которые стали применяться в произведениях авторов научной фантастики. Когда мы употребляем слово «space», это не всегда означает, что речь идет о больших расстояниях или размерах.Известный английский писатель Гилберт К. Честертон (1874 – 1936), получивший от современников титул «принц парадоксов», использовал слово «space» в следующей фразе, - «космос – это всего лишь маленькое отверстие, для того, чтобы человек мог спрятать в нем свою голову».Список использованной литературыАнтропова, В. В. Аксиосфера современных российских медиа-текстов: возможности лингвокультунойконцептологии [Текст] / В. В. Антропова // Медиа-лингвистика: мат. I Междунар. науч.-практ. конф. – 2016. – № 11. – С. 23-25.Арутюнова, Н. Д. Дискурс [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева – М. : Сов. Энциклопедия, 1990. – С. 136-137.Аскольдов, С. А. Концепт и слово [Текст] / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1997. – С. 267-279.Асратян, З. Д. Дискурс художественного произведения [Текст] / З. Д. Асратян // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 3-1 (45). – С. 30-32.Балмагамбетова, Ж. Т. Лингвокультурологические проблемы перевода [Электронный ресурс] / Ж. Т. Балмагамбетова. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2009/Philologia/39623.doc.htm (дата обращения: 23.12.2017).Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист. – 3-е изд. – М. :Эдиториал УРСС, 2009. – 448 с.Карасик, В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования [Текст] / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. трудов / под ред. И. А. Стернина. – Воронеж : ВГУ, 2001. – С. 75-80.Карасик, В. И. О типах дискурса [Текст] / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград :Перемена, 2000. – С. 5-20.Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. – М. :Гнозис, 2004. – 390 c.Киров, Е. Ф. Цепь событий – дискурс/текст – концепт [Текст] / Е. Ф. Киров // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Лингводидактические аспекты МК: мат. науч. сессиифак-та ЛиМК ВолГУ: сб. науч. ст. – Волгоград : Изд-во «Волгоград», 2004. – Вып. 2. – С. 29-41.Кобякова, Т. И. Концепты духовности в русской языковой картине мира. Лингвокультурологический словарь [Текст] / Т. И. Кобякова ; под ред. проф. Л. Г. Саяховой. – Уфа, 2004. – 158 с.Кобякова, Т. И. Язык, ментальность, концепт как основа языкового сознания личности [Текст] / Т. И. Кобякова // Язык и культура. – 2012. – № 1-2. – С. 212-217.Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. – М., 1997. – С. 280-287. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса [Текст] / М. Л. Макаров. – М. : Гнозис, 2003. – 280 с.Мельничук, О. А. Художественный дискурс: синтаксис, экспрессивность, стратегии [Текст] : монография / О. А. Мельничук, Ф. С. Андросова, А. М. Еливанова. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2013. – 195 с.Нелюбин, Л. Л. Толковый переводоведческий словарь [Текст] / Л. Л. Нелюбин. – 6-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 320 с.Николаева, Т. М. О чем рассказывают нам тексты? [Текст] / Т. М. Николаева. – М. : Языки славянских культур, 2012. – 325 с.Николина, Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие для студентов [Текст] / Н. А. Николина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2008. – 272 с.Олизько, Н. С. Художественный дискурс как полилог автора, читателя и текста [Текст] / Н. С. Олизько // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2011. – № 33. – С. 164-166.Пащенко, М. А. К вопросу о структуре и классификации лингвокультурных концептов [Текст] / М. А. Пащенко // Актуальные проблемы зарубежной филологии. – 2015. – № 4 (44). – С. 91-97.

Список использованной литературы


1. Антропова, В. В. Аксиосфера современных российских медиа-текстов: возможности лингвокультуной концептологии [Текст] / В. В. Антропова // Медиа-лингвистика: мат. I Междунар. науч.-практ. конф. – 2016. – № 11. – С. 23-25.
2. Арутюнова, Н. Д. Дискурс [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Лингвистичес кий энцикл опедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева – М. : Сов. Энцикло педия, 1990. – С. 136-137.
3. Аскольдов, С. А. Концепт и слово [Текст] / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1997. – С. 267-279.
4. Асратян, З. Д. Дискурс художественного произведения [Текст] / З. Д. Асратян // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 3-1 (45). – С. 30-32.
5. Балмагамбетова, Ж. Т. Лингвокультурологические проблемы перевода [Электронный ресурс] / Ж. Т. Балмагамбетова. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2009/Philologia/39623.doc.htm (дата обращения: 23.12.2017).
6. Бенв енист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвен ист. – 3-е изд. – М. : Эдито риал УРСС, 2009. – 448 с.
7. Карасик, В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования [Текст] / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. трудов / под ред. И. А. Стернина. – Воронеж : ВГУ, 2001. – С. 75-80.
8. Карасик, В. И. О типах дискурса [Текст] / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград : Перем ена, 2000. – С. 5-20.
9. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. – М. : Гноз ис, 2004. – 390 c.
10. Киров, Е. Ф. Цепь событий – дискурс/текст – концепт [Текст] / Е. Ф. Киров // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Лингводидакти ческие аспекты МК: мат. науч. сессии фак-та Ли МК Вол ГУ: сб. науч. ст. – Волгоград : Изд-во «Волгоград», 2004. – Вы п. 2. – С. 29-41.
11. Кобякова, Т. И. Концепты духовности в русской языковой картине мира. Лингвокульту рологический словарь [Текст] / Т. И. Кобякова ; под ред. проф. Л. Г. Саях овой. – Уфа, 2004. – 158 с.
12. Кобякова, Т. И. Язык, ментальность, концепт как основа языкового сознания личности [Текст] / Т. И. Кобякова // Язык и культура. – 2012. – № 1-2. – С. 212-217.
13. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. – М., 1997. – С. 280-287.
14. Макаров, М. Л. Основы теории диск урса [Текст] / М. Л. Макаров. – М. : Гн озис, 2003. – 280 с.
15. Мельничук, О. А. Художественный дискурс: синтаксис, экспрессивность, стратегии [Текст] : монография / О. А. Мельничук, Ф. С. Андросова, А. М. Елив анова. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2013. – 195 с.
16. Нелюбин, Л. Л. Толковый переводоведческий словарь [Текст] / Л. Л. Нелюбин. – 6-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 320 с.
17. Николаева, Т. М. О чем рассказывают нам тексты? [Текст] / Т. М. Николаева. – М. : Языки славянских культур, 2012. – 325 с.
18. Николина, Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие для студентов [Текст] / Н. А. Николина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2008. – 272 с.
19. Олизько, Н. С. Художественный дискурс как полилог автора, читателя и текста [Текст] / Н. С. Олизько // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2011. – № 33. – С. 164-166.
20. Пащенко, М. А. К вопросу о структуре и классификации лингвокультурных концептов [Текст] / М. А. Пащенко // Актуальные проблемы зарубежной филологии. – 2015. – № 4 (44). – С. 91-97.

Вопрос-ответ:

Что такое концепт Space и как он представлен в современном английском языке?

Концепт Space в современном английском языке описывает пространство, как физическое понятие, а также включает в себя ассоциации с космосом и вселенной. Он может быть представлен в языке через различные слова и выражения, такие как "space", "cosmos", "galaxy" и другие.

Какие основные проблемы возникают при исследовании концепта Space?

При исследовании концепта Space возникают основные проблемы, связанные с его многозначностью и многоаспектностью. Возникают вопросы о пространстве как физическом понятии и его связи с космосом, а также о восприятии и представлении пространства в современном английском языке.

Как определяется термин "концепт"?

Термин "концепт" определяется как основное понятие, представляющее собой систему знаний и представлений о мире. В контексте исследования концепта Space, это включает в себя представления о пространстве и его связи с космосом и вселенной в современном английском языке.

Какие основные подходы используются при изучении концепта Space?

При изучении концепта Space используются основные подходы, такие как лингвистический подход, семантический подход, когнитивный подход и др. Лингвистический подход обращает внимание на языковые единицы, связанные с понятием пространства. Семантический подход анализирует значения слов и выражений, связанных с пространством, а когнитивный подход исследует представления о пространстве в мышлении и языковой деятельности.

Какими способами концепт Space представлен в современном английском языке?

Концепт Space представлен в современном английском языке через различные слова и выражения, такие как "space", "cosmos", "galaxy" и другие. Он может быть представлен как физическое понятие, а также ассоциироваться с космосом и вселенной.

Что такое концепт Space в английском языке?

Концепт Space в английском языке означает пространство или космос, а также может использоваться для обозначения места или площади.

Какие проблемы возникают при исследовании концепта Space?

При исследовании концепта Space возникают проблемы с определением самого термина и выявлением его основных характеристик. Также сложно определить структуру концепта и способы его представления в современном английском языке.

Какие подходы используются для изучения концепта Space?

Для изучения концепта Space используются различные подходы, включая лингвистический, когнитивный и семантический подходы. Каждый из них позволяет рассмотреть концепт с разных точек зрения и выявить его особенности.

Какова структура концепта Space?

Структура концепта Space включает в себя основные характеристики, такие как пространство, космос, место или площадь. Кроме того, в структуру концепта могут входить и другие элементы, зависящие от контекста использования.

Когда появилось слово "spaceman"?

Слово "spaceman" (космонавт) впервые появилось в 1942 году.