Анализ продовольственной безопасности населения Московской области в контексте обеспечения экономической безопасности региона

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 1414 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 08.12.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение 4
1. Оценка продовольственной безопасности в рамках мониторинга экономической безопасности региона 5
2. Анализ состояния продовольственной безопасности Московского региона 7
2.1. Мониторинг, анализ и прогнозирование 7
2.2. Развитие агрологистики и инфраструктуры товародвижения 8
2.3. Межрегиональное и международное сотрудничество 8
3. Проблемы продовольственной безопасности Московской области 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Фрагмент для ознакомления

В Московской области, которая традиционно является основным поставщиком молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов, картофеля и овощей в город Москву, наблюдается устойчивая тенденция к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции. За период с 2000 по 2016 годы объемы производства молока во всех категориях хозяйств в Московской области сократились на 29%, мяса крупного рогатого скота — на 37%, овощей — на 10% [4]. В силу этих причин городские власти рассчитывают создание такой комплексной системы продовольственной безопасности, которая обеспечивала бы свободный доступ к достаточному количеству безопасной продовольственной продукции всем категориям граждан. Невозможно решить проблему лишь путем создания продовольственных запасов как это делается в настоящее время. Нужны эффективная система распределения продовольственных ресурсов, наличие развитой торговой инфраструктуры, комплексная система мониторинга рынка, эффективные меры предотвращения рисков продовольственной безопасности, включая продовольственную помощь малоимущему населению. К основным направлениям решения проблемы продовольственной безопасности Москвы можно отнести необходимость регламентации требований к качеству ввозимого в город продовольствия и развитие системы общественного и государственного контроля качества. Регламентация требований к качеству и безопасности продуктов питания, особенно в социальном питании должна предусматривать обязанность осуществлять регулярный производственный контроль всех этапов технологического процесса, проводимый в аккредитованных лабораториях.Качество продовольствия является ключевым критерием продовольственной безопасности. Поэтому необходимо совершенствовать стандартизацию и систему регламентов, направленных на обеспечение жителей Москвы продукцией высокого качества и устранение низкокачественных подделок. Нужно ввести региональный стандарт качества, безопасности продовольствия, которое закупается по госконтрактам, в том числе и для оказания продовольственной адресной помощи населению [1, 2]. Также требует развитие и инфраструктура торговли, в рамках создания современного оптового звена, которое обеспечило бы гарантированный сбыт и доступ к качественной отечественной продукции на продовольственный рынок Москвы, на основе увеличения сети розничной и ярмарочной торговли, исключения элементов монополизации и внедрения системы социальной продовольственной помощи. Не менее важной составляющей решения проблемы продовольственной безопасности является анализ рынка продовольственных товаров в совокупности с критериями — уровень и качество жизни населения. Правительство Москвы в настоящее время проводит работу по формированию расчетного комплекса оценки и определения минимально допустимых уровней наличия основных видов продовольствия в товаропроводящей сети города. Комплексная система мониторинга состояния продовольственной безопасности Москвы использует около 200 показателей. Существенной проблемой остается неразвитая торговая инфраструктура, для которой существует потребность в разработке критериев и нормативов, определяющих ее развитие. Также, значимым является формирование разно форматных инфраструктурных звеньев оптовой и розничной торговли. Нужно обеспечить существующие городские кластеры объектами торговли разнонаправленных форматов в виде ярмарок, вендингов, мобильной торговли, мелкаой розницы, магазинов шаговой доступности, минимаркеты, супермаркеты, гипермаркеты, крупные ТЦ. Сегодня обеспеченность торговой площадью в Москве на 1000 чел. составляет 740 кв.м. Очевидно, что при разработке государственных программ и инвестиционных проектов в городе Москва, необходимо учитывать мероприятия по развитию инфраструктуры торговли, общественного питания, порядок организации ярмарок, требования к планировке и застройке розничных рынков, сооружений и помещений, требования к нестационарным объектам торговли и пр. С учетом современного состояния продовольственной безопасности и прогнозов социально-экономического развития города Москвы и Российской Федерации в качестве основных рисков продовольственной безопасности в городе Москве предлагается рассматривать: – риски высокой продовольственной инфляции в условиях наличия малоимущих и социально незащищенных категорий граждан; – риски возникновения временных дисбалансов спроса и предложения (товарного дефицита) по отдельным видам продовольствия; – риски в области инфраструктуры торговли и товародвижения продовольствия; – риски поступления, изготовления и оборота на территории города Москвы некачественных пищевых продуктов; – риски в области управления обеспечением продовольственной безопасности [3]. Наличие перечисленных рисков формирует угрозы продовольственной безопасности в городе Москве, которые могут приводить к снижению достигнутого уровня потребления, качества и безопасности пищевых продуктов, экономической и физической доступности продовольствия для жителей города.В числе показателей (индикаторов) состояния продовольственного рынка, используемых органами исполнительной власти города Москвы в механизме противодействия рискам и угрозам продовольственной безопасности, предлагается рассматривать: – темпы роста розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости за определенный календарный период времени; – изменение стоимости минимального набора продуктов питания, входящего в состав потребительской корзины, за определенный календарный период времени; – минимальную обеспеченность потребностей города Москвы запасами продовольствия, которая характеризует такой уровень запасов в организациях торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности города основных социально значимых видов продовольствия, ниже которого на продовольственном рынке Москвы возникают риски недостаточности (дефицита) товарного предложения по отношению к спросу [3]. С учетом современного состояния и задач обеспечения продовольственной безопасности в качестве основных направлений обеспечения продовольственной безопасности в городе Москве предлагается рассматривать: мониторинг, прогнозирование состояния продовольственной безопасности; организацию продовольственной помощи малоимущим и незащищенным гражданам, развитие системы социального питания; создание условий производства и оборота в мегаполисе качественных, безопасных пищевых продуктов; развитие инфраструктуры и товародвижения продовольствием; поддержание стабильности на рынке продовольствия Москвы. ЗаключениеТаким образом, с учетом сложившихся условий в городе Москва и поставленных задач по обеспечению продовольственной безопасности ключевыми параметрами решения проблем является создание условий для обеспечения потребностей жителей города качественными, безопасными и доступными по цене продуктами питания. В рамках развития инфраструктуры товародвижения продовольствия и сферы социального питания, мониторинга состояния рынка и разработки прогнозных балансов ресурсов продовольствия, создания условий для вхождения на московский рынок продовольствия производителей сырья и готовой продукции и развитие конкуренции, реализации крупных проектов и программ, развития системы рыночной информации. В настоящее время главный приоритет дальнейшего развития основывается на формировании политики импортозамещения по ассортиментным видам продуктов питания необходимых для жизнедеятельности человека. Обеспечение потребностей населения продукцией отечественного производства определяет объективную необходимость развития продовольственного рынка и создания дополнительных рабочих мест, тем самым повышая качество и уровень жизни жителей Москвы и Московской областиСписок использованной литературыКожанчикова Н.Ю. Оценка региональной продовольственной безопасности // В сборнике: Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. - 2017. - С. 310-313. Полякова А.А. Агрострахование как механизм поддержки продовольственной безопасности // В сборнике: Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 347-349. Полякова А.А. Социальные аспекты развития сельских территорий // Вестник сельского развития и социальной политики. - 2017. - № 3 (15). - С. 78-79. Продовольственные контрсанкции России: за и против (2015) // ВЦИОМ // https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115517Сидоренко О.В., Докальская В.К., Ильина И.В. и др. Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: монография // Общее руководство: заведующий кафедрой «Финансы, инвестиции и кредит» к.э.н., доцент Чистякова М.К. Орел: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, - 2017. - 186с. Семыкин В.А., Пигорев И.Я., Солошенко В.М. Актуальность и реальное состояние импортозамещения в растениеводстве Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 7. - С. 47–52. Статистический сборник «Россия в цифрах», 2017.Голубева А.И., Воронова Л.В. и др.Концептуальные подходы к совершенствованию механизма государственного регулирования направлений обеспечения продовольственной безопасности региона по продуктам животноводства // Экономические и информационные проблемы развития региона: оценка, тенденции, перспективы: сб. тр. конф. Ставрополь: Изд-во «АГРУС», - 2016. - С. 116–123.Шагайда Н.И., Узун В.Я. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. М.: Дело. 2015. – с .6.

Список использованной литературы

1. Кожанчикова Н.Ю. Оценка региональной продовольственной безопасности // В сборнике: Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. - 2017. - С. 310-313.
2. Полякова А.А. Агрострахование как механизм поддержки продовольственной безопасности // В сборнике: Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 347-349.
3. Полякова А.А. Социальные аспекты развития сельских территорий // Вестник сельского развития и социальной политики. - 2017. - № 3 (15). - С. 78-79.
4. Продовольственные контрсанкции России: за и против (2015) // ВЦИОМ // https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115517
5. Сидоренко О.В., Докальская В.К., Ильина И.В. и др. Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: монография // Общее руководство: заведующий кафедрой «Финансы, инвестиции и кредит» к.э.н., доцент Чистякова М.К. Орел: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, - 2017. - 186с.
6. Семыкин В.А., Пигорев И.Я., Солошенко В.М. Актуальность и реальное состояние импортозамещения в растениеводстве Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 7. - С. 47–52.
7. Статистический сборник «Россия в цифрах», 2017.
8. Голубева А.И., Воронова Л.В. и др. Концептуальные подходы к совершенствованию механизма государственного регулирования направлений обеспечения продовольственной безопасности региона по продуктам животноводства // Экономические и информационные проблемы развития региона: оценка, тенденции, перспективы: сб. тр. конф. Ставрополь: Изд-во «АГРУС», - 2016. - С. 116–123.
9. Шагайда Н.И., Узун В.Я. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. М.: Дело. 2015. – с .6.