Развивающие игры как средства развития мелкой моторики детей раннего возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 102102 страницы
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 18.12.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие мелкой моторики и графо-моторных навыков и значение для развития ребенка 5
1.2. Причины нарушения мелкой моторики у детей раннего возраста 19
1.3. Сущность и значение развивающих игр в развитии мелкой моторики 23
Вывод по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Организация экспериментального исследования использования развивающих игр как средства развития мелкой моторики детей раннего возраста 35
2.2. Программа развивающих игр как средства развития мелкой моторики детей раннего возраста 38
2.3. Анализ и интерпритация результатов исследования 48
Вывод по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61


Фрагмент для ознакомления

2. Дети среди набора разноцветных сапожек ищут пару, а затем украшение соответствующего цвета. 3. Выложить с помощью нитей пару сапожек соответствующего цвета. Таким образом, формирование связной речи через развитие мелкой моторики выполняется комплексно и, в основном, в игровой форме.2.3. Анализ и интерпритация результатов исследованияПредставим результаты, полученные на первом этапе исследования в контрольной и экспериментальной группах.Таблица 1Результаты развития мелкой моторики у детей экспериментальной группы12345101110211212312111400011511011600110711001811122922121100100111111101221222131111114221101500111161001117212111811100192011020 01111Ср.зн0,950,90,910,85Рис.1. Развитие мелкой моторики у детей экспериментальной группыМожно отметить, что по всем методикам получены низкие и средние значения, только 30 % детей демонстрирует относительно высокий уровень развития мелкой моторики. В основном дети затрудняются выполнять движения самостоятельно, не попадают в ритм речевого сопровождения, движения детей либо слишком быстрые, либо слишком замедленные. Кроме этого, при выполнении задания на рисовании линий, можно отметить, что ребенок также затрудняется с заданием, шрифовка изображения неверна, ребенок не демонстрирует выносливость и желание выполнять задание.Рассмотрим результаты исследования в контрольной группе.Таблица 2Результаты развития мелкой моторики у детей контрольной группы12345111001211001321100412011501110610101710211802212901010101110111211211210111130121114100121510021160110117211101801011190012120 10111Ср.зн0,80,750,80,850,9Рис.2. Развитие мелкой моторики у детей контрольной группыАнализируя данные результаты, также можно отметить, что у детей не развита мелкая моторика, линии разной длины, не ровные, штриховка не полностью, дети затрудняются в самостоятельном выполнении, справляется с заданием только по показу взрослого.Теперь с помощью T-критерия Стьюдента проверим полученные результаты. Таблица 3Сводный протокол развития мелкой моторики ЭкспериментальнаягруппаКонтрольная группаT-СтьюдентарМетодика «Прятки»0,950,80,7-Методика «Помоги ежику донести яблоки»0,90,751,2-Методика «Дорожки»0,90,81,1-Методика «Спрячь мышку»10,850,9Методика «Солнышко и  дождик»0,850,90,7-Рис.3. Развитие мелкой моторики в контрольной и экспериментальной группыПолученные значения находятся в зоне незначимости, что говорит о том, что достоверной разницы в результатах исследования между контрольной и экспериментальной группой не существует.Таким образом, стоит отметить, что для детей как контрольной, так и экспериментальной группы характерны достаточно низкие значения по выбранным методикам, что говорит о недостаточно развитой связной речи, невысоком уровне формирования навыков пересказа.На формирующем этапе исследования с детьми с ЗПР были проведены занятия направленные на формирование мелкой моторики. Далее было проведено повторное исследование детей контрольной и экспериментальной группы. Представим результаты, полученные на третьем этапе исследования в контрольной и экспериментальной группах.Таблица 4Результаты развития мелкой моторики у детей экспериментальной группы на третьем этапе исследования12345121212221212312221421122522222612212722121821221912221101111211112121222221131222214222211511112161211117221111822222191112220 12112Ср.зн1,51,61,61,551,6Рис.4. Развитие мелкой моторики у детей экспериментальной группы на третьем этапе исследованияИтак, по всем методикам в экспериментальной группе получены высокие и средние значения. Дети выполняют задания самостоятельно под речевое сопровождение взрослого, движения ритмичные. Застегивание и расстегивание пуговиц происходит уверено, графо-моторные навыки также развиты хорошо, они умеют проводить горизонтальные и вертикальные линии, выполнять штриховку изображения.Рассмотрим результаты исследования в контрольной группе.Таблица 5Результаты развития мелкой моторики у детей контрольной группы на третьем этапе исследования12345112112221001321211412111511110610101710211802212911010101110111211211210112130221114111121510021161111117211101801011190112120 21111Ср.зн1,051111,05Рис.5. Развитие мелкой моторики у детей контрольной группы на третьем этапе исследованияИзучая результаты данной группы, можно сказать, что у детей улучшилась мелкая моторика, в основном для детей характерен средний уровень развития мелкой моторики, дети затрудняются в самостоятельном выполнении, но справляются с заданием по показу взрослого. Графо-моторные навыки также недостаточно развиты, линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные, штриховка неполная.Теперь с помощью T-критерия Стьюдента проверим полученные результаты. Таблица 3Сводный протокол развития мелкой моторики ЭкспериментальнаягруппаКонтрольная группаT-СтьюдентарМетодика «Прятки»1,51,052,40,05Методика «Помоги ежику донести яблоки»1,613,30,01Методика «Дорожки»1,613,20,01Методика «Спрячь мышку»1,5513,90,01Методика «Солнышко и  дождик»1,61,053,20,01Рис.6. Развитие мелкой моторики в контрольной и экспериментальной группыПолученные значения находятся в зоне значимости, что говорит о том, что существует достоверная разница в результатах исследования между контрольной и экспериментальной группой.Таким образом, стоит отметить, что для детей экспериментальной группы характерны высокие значения по выбранным методикам, что говорит о развитых навыках мелкой моторики и графо-моторных навыков.Можно отметить, что цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза- подтверждена.Вывод по 2 главеПроведенное исследование было направлено на развитие мелкой моторики у младших дошкольников, с помощью развивающих игр. На первом этапе исследования по всем методикам получены низкие и средние значения, только 30 % детей демонстрирует относительно высокий уровень развития мелкой моторики. В основном дети затрудняются выполнять движения самостоятельно, не попадают в ритм речевого сопровождения, движения детей либо слишком быстрые, либо слишком замедленные. Кроме этого, при выполнении задания на рисовании линий, можно отметить, что ребенок также затрудняется с заданием, шрифовка изображения неверна, ребенок не демонстрирует выносливость и желание выполнять задание.Стоит отметить, что для детей как контрольной, так и экспериментальной группы характерны достаточно низкие значения по выбранным методикам, что говорит о недостаточно развитой связной речи, невысоком уровне формирования навыков пересказа.На формирующем этапе исследования с детьми с ЗПР были проведены занятия направленные на формирование мелкой моторики. Далее было проведено повторное исследование детей контрольной и экспериментальной группы. По всем методикам в экспериментальной группе получены высокие и средние значения. Дети выполняют задания самостоятельно под речевое сопровождение взрослого, движения ритмичные. Застегивание и расстегивание пуговиц происходит уверено, графо-моторные навыки также развиты хорошо, они умеют проводить горизонтальные и вертикальные линии, выполнять штриховку изображения. В контрольной группы, можно сказать, что у детей улучшилась мелкая моторика, в основном для детей характерен средний уровень развития мелкой моторики, дети затрудняются в самостоятельном выполнении, но справляются с заданием по показу взрослого. Графо-моторные навыки также недостаточно развиты, линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные, штриховка неполная.Таким образом, стоит отметить, что для детей экспериментальной группы характерны высокие значения по выбранным методикам, что говорит о развитых навыках мелкой моторики и графо-моторных навыков.Представленные развивающие игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, был представлен на экспертизу специалистам дошкольного образования, которые достаточно высоко оценили комплекс развивающих игр, который был разработан на основе социального заказа, это говорит о том, что он значим и уже реализуется воспитателями. Содержание комплекса развивающих игр для младших дошкольников, по заключению экспертов и по результатам проведенного диагностического исследования, позволяет развивать мелкую моторику и графо-моторные навыки. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования, было выяснено, что мелкая моторика может рассматриваться как способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста имеет значение для всей их когнитивной сферы и речи, для развития зрительно-моторной координации движений рук, для выполнения ими множества предметных действий, а также орудийных действий. Развитие мелкой моторики рук у детей происходит последовательно, постепенно, через первоначальное научение дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Два основных фактора определяют развитие моторики – созревание и научение, но в дошкольном возрасте не всегда ясно, что является первостепенным – созревание или научение. Проведенное исследование было направлено на проверку эффективности предложенной системы развивающих игр для развития мелкой моторики у младших дошкольников. Представленные развивающие игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, был представлен на экспертизу специалистам дошкольного образования, которые достаточно высоко оценили комплекс развивающих игр, который был разработан на основе социального заказа, это говорит о том, что он значим и уже реализуется воспитателями. Содержание комплекса развивающих игр для младших дошкольников, по заключению экспертов и по результатам проведенного диагностического исследования, позволяет развивать мелкую моторику и графо-моторные навыки. Таким образом, выдвинута гипотеза была подтверждена, цель задачи работы были реализованы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБолотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – с. 240. Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2013. – 224 с. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.: Академия , 2012. – с. 224. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 246 с. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно-сти/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с. Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2014. – с. 144. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 155 с. Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. – 122 с. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. – М.: АСТ, 2014. – 644 с. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. – 192 с. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпич-никова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 76 – 78. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М.: Академия, 2012. – 416 с. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с. Кружецкий В.А. Психология/ В.А. Кружецкий. − М.: Просвещение, 2013. . – 455 с. . Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада/ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 212 с. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ре-бенка»/ М. М.Кольцова. − М.: Педагогика, 2013. – 341 с. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2013. – 125с. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки: кн. для педагогов дошколь-ного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2014. – 134с. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем/ И.А. Лыкова. − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 132 с. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ И.А. Лыкова. - − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 98 с. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребё-нок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. − М.: Педагогика, 2012. – 320 с. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие/ Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2015. // Сб. ст. по исследованиям психиче-ских явлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М.: Просвещение, 2014. – 224 с. 27. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность/ Н.И. Озерецкий. − М.: Академия, 2014.- 414 с. Пицык А. А. Игрушки из соленого теста/ А. А. Пицык. – М.: Ниола-Пресс, 2013. – 162 с. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л. П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения/ И.М. Сеченов. − М.: «Издательство АСТ», 2014. – 509 с. Скребцова Т. О. Соленое тесто: Лепим поделки и сувениры/ Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 166 с. 32. Селетреникова Т. А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения / Т. А.Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 15, № 1, 2016, С. 50. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 182 с. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина/ О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. − М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 179 с. Узорова О. Н. Пальчиковые игры/ О. Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. – 214 с. Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2013. – 243 с. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В. Пантюхина. − М.: Просвещение, 2014. – 218 с. Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс - Книга, 2015. – 104 с. Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом: В.А. Хоменко. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2015. – 64 с. 41. Чаянова Г. Н. Соленое тесто/ Г. Н. Чаянова. – М.: Дрофа - Плюс, 2014. – 188 с. Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка/ С. А. Шанина − М.: Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК, 2014. – 235 с. Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с. Янушко Е. А.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. − М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 156 с. ПриложениеКомплекс развивающих игр и упражненийПриложениеКто-кто в теремочке живет?Когда малыш спит и спокоен, начните играть с ним «кулачки». Возьмите крохотный кулачок в свои руки, поглаживая его и немного потряхивая. А когда ручка ребенкастанет расслабленной и кулачок немного разожмется, возьмите первый пальчик (мизинчик), погладьте его от кончика к ладошке и скажите:Кто – кто в теремочке живет?Кто – кто в невысоком живет?Потом слегка потрясите выпрямленный пальчик:Я, мышка – норушка!Затем проделайте ту же процедуру с остальными пальчиками, приговаривая:Я, лягушка – квакушка. (Выпрямите безымянный пальчик.)ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ( ОТ 3 ДО 6 МЕСЯЦЕВ)ВАРИМ СУПСыпем – сыпем круп - круп,Варим – варим суп – суп.Поварешкой помешали…Ой! Горячо!Легко постучите пальцами по ладошке малыша, будто насыпаете крупу, затем поводите пальцем по его ладошке, а потом потрясите его ручками, изображая, какой горячий суп.Это интересно!Специалисты утверждают, что, тренируя мелкие движения кисти малыша, мы способствуем развитию его речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Учеными доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.ТРОПИНКИУказательным пальцем растирайте ладонь ребенка вдоль линий, приговаривая:Как у нашей у Маринки Как у нашего СережкиНа ладошке три тропинки. На ладошке три дорожкиПогуляем, погуляем, Погуляем, погуляем,Все тропинки сосчитаем. Все дорожки сосчитаем.Обратите внимание!На четвертом месяце жизни малыш уже в состоянии целенаправленно протягивать ручки к тому, что вызывает у него интерес. В это время он начинает захватывать все, что попадает под руку. Наши игры с элементами массажа помогут укрепить мышцы рук и пальчиков ребенка. К пяти месяцам малыш начинает интересоваться своими ручками: он рассматривает их, захватывает одной рукой другую, перебирает пальчики. В это время ему необходимы игрушки, разнообразные по величине, весу, фактуре, цвету и, конечно же, форме.ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ( ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ)СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКОСмотрит солнышко в окошко,(Раскройте ладошку ребенка, пальчики как можно дальше от другого.)Светит в нашу комнату.Мы захлопаем в ладошки –(Похлопайте ладошками ребенка.)Очень рады солнышку.ПЛЯШЕТ ЗАЙКАВ возрасте 6 – 9 месяцев возросшая ручная сноровка позволяет малышу использовать в играх и более одного предмета.Цель игры – совершать ритмичные удары палочками или ложками, сопровождая танец зайчика. Одну палочку оставьте себе, вторую отдайте малышу. Сначала порепетируйте, перестукиваясь ложками в свободном ритме. Репетиция считается удачной, если малыш уверенно управляет палочкой, обхватив ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – четырьмя другими. Концерт с участием зайки ( игрушку держите свободной рукой или поставьте перед малышом) проходит уже в заданном ритме:Пляшет зайка на лужайке,Тра – та – та! Тра – та – та!Очень ловко пляшет зайка,Вот какая красота!В зависимости от слаженности вашего дуэта увеличивайте или,наоборот, снижайте темп игры.Повторите несколько раз, при этом меняйте предметы, чтобы малыш брал их по – разному: сначала обхватывая кончик держателя всеми пальчиками (захват «куриная лапка»), а потом берясь за держатель большим пальчиком с одной стороны и четырьмя – с другой (захват «ключ»).Обратите внимание!Для этой веселой игры, в процессе которой отрабатывается захват «ключ», нужны крупные барабанные палочки (либо деревянные ложки с закругленными ручками), погремушки с длинными ручками и мягкий игрушечный зайчик (или кукла – перчатка).Кроме того, на листе бумаги нарисуйте контуры какого – либо предмета и животного. Рисунок должен быть схематичным, но узнаваемым. Попросите малыша обвести изображение указательным пальчиком и назвать, повторить за вами, что изображено.ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ(ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ)К девяти месяцам малыш постепенно превращается в настоящего хватайку. Пальчиковые игры в этот период помогают укрепить мелкую моторику его рук. Не старайтесь опережать развитие ребенка. Если движения слишком сложны для него, совершайте их сами, а малыш пусть наблюдает. Со временем у него обязательноЩЕПКИ – ПРИЩЕПКИРазместите прищепки по всему краю подходящей мисочки, коробочки или пластиковой баночки. Обхватите ручку малыша своей рукой и помогите ему сложить большой и указательный пальчики, прижав остальные к ладошке. Затем вместе с ребенком снимайте прищепки, ухватывая их за кончики – «ушки», и складывайте в емкость:Раз, два, три, четыре, пять,Мы отправились гулять!Раз, два, три, четыре, пять,Надо щепочки собрать,Чтобы ножек не кололиТам, где мы пойдем гулять!Разноцветные пластмассовые прищепки, раскрывающиеся не очень туго, без усилий, - идеальное приспособление для этой игры, в ходе которой отрабатывается «пинцетный»захват. Вы можете сами придумать игры с прищепками на примере предложенных.Важно!Проговаривая потешки и одновременно двигая пальчиками, ребенок невольно ритмизирует свою речь: она становится более четкой и выразительной, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет и на его слуховое восприятие.В раннем возрасте внимание детей неустойчиво; учитывая эту особенность, не затягивайте игру. Любая игра должна длиться не более 5 – 8 минут, иначе ребенок потеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения.ПОРОСЯТКИЭта веселая игра пригодится в дороге, а также в те моменты, когда необходимо чего – либо долго ждать.Поросятки мыли пятки.Вот так! Вот так!Мыли ушки, мыли брюшки.Вот так! Вот так!А потом они устали.Вот так! Вот так!Сладко – сладко засыпали.Вот так! Вот так!(Имитируйте вместе с малышом мытье пяточек, ушек и т.д.)Важно!Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Работая правой рукой, ребенок развивает левое полушарие мозга. И наоборот, работа левой руки стимулирует развитие правого полушария.Обратите внимание!К году ребенок становится особенно любознательным. Не ограничивайте малыша, позволяйте ему познавать окружающий мир всеми доступными для него способами и средствами, если, конечно, они не противоречат правилам безопасности!ПАЛЬЧИКОВЫЕ И СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ (ОТ 12 ДО 15 МЕСЯЦЕВ)ХЛОПОТЫЗагибайте по очереди все пальчики на обеих руках. При произнесении последних строчек малыш шевелит пальчиками обеих рук.Обратите внимание!Выполняя это упражнение, малыш хорошо тренирует мышцы пальцев, знакомится с понятием последовательности.В домике нашем пять этажей:Первый этаж для семейства ужей,Ежик живет на втором этаже,Третий этаж для куниц и чижей,Четвертый этаж занимает синица,Пятый сова – очень умная птица.Что ж, не пора ли обратно спуститься:На пятом сова,На четвертом синица,Ниже чижи, по соседству куницы,Еж проживает у нас на втором,Ниже ужи, мы еще к ним придем.Совет:Можно предложить ребенку игру «Путешествие». На листе бумаги нарисуйте длинную запутанную дорожку, на пути которой встретятся грибы, цветы, животные и т.д. Малыш должен «пройти» по дорожке, используя указательные и средние пальчики. Участвуйте в игре, подсказывая «здесь мы медленно бредем под гору», «бежим с горки», «остановились», «сели» (малыш сгибает пальчики, будтосадится) и т.д.Упражнение подготавливает руку к рисованию.ПРЯТКИРитмично сгибайте и разгибайте пальцы сначала на одной руке, потом на другой, а затем на двух руках одновременно.Как играли в прятки(Сгибайте и выпрямляйте пальцы на правой руке.)Резвые лошадки.(Сгибайте и выпрямляйте пальцы на левой руке.)По лужку – и в лесок,(Пальчики правой руки «бегут» по ладошке левой.)Только слышно: цок да цок.(Пальчики левой руки «бегут» по ладошке правой.)Совет!Можно чередовать пальчиковые игры и простые чистоговорки. Если с малышом регулярно заниматься, хороший результат гарантирован!Обратите внимание!В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста, а сложные игры сначала просто запомнит.Хвалите малыша даже за самые маленькие достижения. Это обязательное условие успеха!ПАЛЬЧИКОВЫЕ И СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ (ОТ 15 ДО 18 МЕСЯЦЕВ)КОТ И МЫШКИТолько мышки заскребут,(Перебирайте всеми пальцами, скребите по столу, по колену.)Серый Васька тут как тут.Тише, мыши, уходите,(Пальчики замирают.)Кота Ваську не будите.Как проснется Васька – кот,Распугает хоровод.Вот проснулся Васька – кот – разогнал весьхоровод!(Всеми пальцами «убегайте» от кота.)Совет:Играя с малышом, нужно время от времени менять тип игр, переходя от подвижных к «тихим». После пальчиковой гимнастики можно побегать и попрыгать. Предложите малышу небольшую инсценировку игры «Кот и мышки», где ребенок будет мышкой, а вы – котом (имя коту меняйте, придумывайте сами); как говорит кошка, мышка и т.д.Никогда не принуждайте малыша заниматься!Повторяйте с малышом наиболее понравившиеся игры.АРБУЗЯ большой арбуз усатый,Я зеленый, полосатый.(Погладьте ладонями голову и проведитеуказательными пальцами под носом, показывая усы.)Греет солнышко бочок.Я поспел, как только смог.(Наклоните голову и прижмитесь щекой к ладони.другой ладонью погладьте свободную щеку,изображая, как солнышко «греет бочок».)С грядки вы меня возьмитеИ на части разделите.(Указательными пальчиками обеих рук проведите несколько линий от макушки до шеи.)Обратите внимание!Для развития мелкой моторики полезны так же игры, в которых требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстие и т.д. Полезно рисование карандашами, фломастерами и т.д.ПАРОВОЗПоставьте ладони на ребро, мизинчики прижмите друг к другу (как ковшик), большие пальчики подняты вверх.Как – то раз паровозПроезжал через мост.Ту – ту!Обратите внимание!Пальчиковые игры вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.ПАЛЬЧИКОВЫЕ И СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ ( ОТ 18 ДО 24 МЕСЯЦЕВ)В ЛЕС ПО ЯГОДЫРаз, два, три, четыре, пять,(Пальцы обеих рук «здороваются» - соприкасаются друг с другом; сначала соединяются большие пальцы.)В лес идем мы погулять.(Указательные и средние пальцы обеих рук образуют «ножки» и шагают по столу.)За черникой, за малиной, (Правая рука сгибает пальцы на левой, с большого, затем – указательного.)За брусникой и калиной.(Загните средний и безымянный пальцы.)Землянику мы найдем(Загните мизинец.)И братишке (сестренке) отнесем.(Указательные и средние пальцы обеих рук «ножками» шагают по столу.)Совет. Для развития мелкой моторики рук полезно застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д. Для пальчиковой гимнастики может подойти любое детское стихотворение, которое нравится вашему малышу. Более того, ребенок и сам может предложить движения пальчиками. Поощряйте его, хвалите и ободряйте!КУПАЛСЯ БОБЕРНа реченьке – речке (Волнообразными, плавными движениями расслабленных кистей имитируйте течение реки.)Купался бобер,Купался, купался,Не выкупался.(Ладони полусогнуты, пальцы прижаты друг к другу. Правая ладонь вложена в левую. Не отрывая рук, переведите левую ладонь на место правой, затем снова правую поверх левой – имитируйте мытье рук.)На горку взошел,(Сложите ладони «горой»: кончики пальцев левой руки упираются в кончики пальцев правой руки под небольшим углом.)Весь вымазался.(Пальцы обеих рук расслаблены, расставлены в стороны. Постукивайте кончиками пальцев по телу.)Под горку сошел,(Сложите ладони «горкой».)Отряхивался.(Ладони расслаблены, пальцы разъединены. Стряхивайте с тела «грязь».)Совет. Когда малыш выучит игру, повторите ее, заменив бобра каким-нибудь другим животным, например, селезнем, тюленем, лебедем, даже крокодилом. Это хорошая тренировка внимания, фантазии и в определенной степени чувства юмора.ПАЛЬЧИКОВЫЕ И СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ ( ОТ 24 ДО 27 МЕСЯЦЕВ)МАГАЗИН ЕЖАСреди сосен и осин (Выпрямленными расставленными пальцамидемонстрируйте иглы сосен, сомкнутыми ладошками – листья осин.)Еж устроил магазин.(Сложите ладони домиком.)Белкам, сойкам и синицамИглы продает и спицы.Шьет штанишки и рубашкиДля Ванюши и Наташи.(Имитируйте одевание штанишек, рубашки.)Важно!Ребенок третьего года жизни может составить небольшой рассказ по картинке, дать развернутую характеристику предмету или явлению. В этот период влексиконе ребенка насчитывается около 1200-1500 слов. Обращайте внимание на правильность произношения звуков. Хорошим массажем для пальчиков будет игра с сухим горохом, фасолью или крупой. Насыпьте в высокую емкость крупы, чтобы малыш смог погрузить в нее ладошки, сгибать – разгибать кулачки, шевелить пальчиками, вынимать и погружать ладошки и т.д.ГДЕ, КАКОЙ ПАЛЬЧИК?При выполнении упражнения пальцы развернутой ладошки сгибаются в кулачок.Этот пальчик – маленький,(Загните мизинчик.)Этот пальчик – слабенький,(Загните безымянный пальчик.)Этот пальчик – длинный,(Загните средний палец.)Этот пальчик – сильный.(Загните указательный пальчик.)На, а этот – толстячок,(Загните большой пальчик.)А все вместе – кулачок!(Покрутите кулачком.)Сначала игру можно выполнить на одной руке, затем поменять действия рук.Тренируйтесь с малышом ежедневно. Во время занятий малышу не должно быть скучно.ПАЛЬЧИКОВЫЕ И СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ (ОТ 27 ДО 30 МЕСЯЦЕВ)ГНОМИКИМаленькие гномики ловко строят домики. (Образуйте угол – «крышу» - пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соедините по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвиньте шире запястья, а локти прижмите к туловищу – получится «высокий дом».)Чтоб гостей им пригласить,Надо столик смастерить.(Правую руку в положении кулачка зафиксируйте на столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми друг к другу, разместите на кулачке – получится «стол».)Чтоб гостей им посадить, надо стульчик смастерить.(Левую руку поднимите вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижмите друг к другу.)Продолжите игру, придумывайте новые куплеты, например такие:Чтоб гостей им накормить,Надо ложечки купить.(Сложив ладонь ковшиком, изобразите ложечку.)Чтоб их чаем напоить, надо чашечки купить.(Совершайте рукой движения, будто держите чашку и пьете чай.)Чтоб гостей развеселить, надо хоровод водить.(Возьмитесь за руки и походите, словно в хороводе.)БОЛЬШАЯ СТИРКАБуду маме помогать.Буду сам белье стирать.(Изобразите стирку, потрите кулачками друг о друга.)Мылом мою я носки,(Водите правым кулачком по ладошке.)Крепко трутся кулачки,(Потрите кулачками друг о друга.)Сполосну носочки ловко(Совершайте движения опущенными кистями вправо – влево.)И повешу на веревку.(Руки поднимите вверх, кисти согните, потом выпрямите; опустите руки.)Важно! Постепенно заменяйте упражнения новыми. Одновременно не стоит применять больше 2-3 игр.ПАЛЬЧИКОВЫЕ И СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ (ОТ 30 ДО 33 МЕСЯЦЕВ)ПО ВОДИЦУРассказать вам, где мы были?К речке по воду ходили.(Изобразите ножки «человечков» указательным и средним пальцем.)Принесли в ведре водицы,(Изобразите «ведро»: округлите плотно сжатые пальцы от мизинца до указательного, указательным и большим пальцами изобразите кольцо.)Чтоб детишкам всем умыться.(Изобразите умывание: раскрытыми ладонями «трите» лицо.)Вымыть ушки, глазки наши (Погладьте пальцами около глаз, ушей.)И сварить на завтрак каши.(Совершайте круговые движения указательным пальцем правой руки по левой ладони.)Важно: Большую пользу приносят стихи: малыш, который слышит ритм с первых дней жизни, намного легче обучается чтению – разговаривайте с малышом постоянно!НА КОРАБЛЕНа корабле из дальних стран(Изобразите кораблик)Плывет отважный капитан.(Соедините ладони лодочкой.)Из тесной рубки, у штурвала,(Изобразите движения штурвала.)В бинокль увидел он немало.(Изобразите бинокль.)Средним и указательным пальцамиизобразите человечка. Можно меняться ролями: сначала вы – кораблик, а малыш – капитан, который стоит в кораблике, а потом наоборот.Совет: Мелкую моторику развивает лепка из пластилина и соленого теста. Особенно интересно будет испечь то, что вылепил ребенок. Затем эту работу можно раскрасить, дать название и т.д.ПАЛЬЧИКОВЕ И СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ (ОТ 33 ДО 36 МЕСЯЦЕВ)ПРОГУЛКАПошли гулять козел с козой.(Указательными и средними пальцами обеих рук «ходите» по столу.)Напуган был козел грозой.(Стучите кулаками по столу, изображая грозу.)Козел спасался под мостом.(Сложите ладошки «мостиком» над головой.)Коза намокла под кустом.(Похлопайте себя по плечам, показывая, как замерзла намокшая коза.)Бегут они вдвоем домой.(Изобразите движениями бег).Важно: Все игры – как простые, так и сложные – нужно показывать.Следите за вашей речью, она должна быть понятна ребенку, но не переходите на «детский» язык и не общайтесь с малышом, копируя его произношение.Положительно влияет на фантазию и расширение словарного запаса ребенка игра в рифмы (слова – предметы: палка – галка, мишка – шишка; слова – действия: смеяться – бояться, побежали – задрожали и т.д.)ПАУЧОКПаучок ходил по ветке,А за ним ходили детки.(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)Дождик с неба вдруг полил,(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение «дождик».)Паучков на землю смыл.(Хлопок ладонями по столу или коленям.)Солнце стало пригревать,(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, покачайте руками.)Паучок ползет опять,(Делайте такие же движения, как вначале.)А за ним ползут все детки,Чтобы погулять на ветке.(«Паучки «ползают по голове, плечикам и т.д.)Пальчиковые и словесные игры вызывают неподдельный интерес у детей, начиная с 2 – 2,5 лет, то есть тогда, когда они начинают понимать, что от них требуется.Порой дети сами просят вас поиграть в ту или иную полюбившуюся игру.


1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – с. 240.
2. Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
3. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.: Академия , 2012. – с. 224.
4. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 246 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно-сти/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с.
6. Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с.
7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2014. – с. 144.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с.
9. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 155 с.
10. Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. – 122 с.
11. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. – М.: АСТ, 2014. – 644 с.
12. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. – 192 с.
13. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпич-никова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 76 – 78.
14. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М.: Академия, 2012. – 416 с.
15. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
16. Кружецкий В.А. Психология/ В.А. Кружецкий. − М.: Просвещение, 2013. . – 455 с.
17. . Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада/ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 212 с.
18. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ре-бенка»/ М. М.Кольцова. − М.: Педагогика, 2013. – 341 с.
19. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2013. – 125с.
20. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки: кн. для педагогов дошколь-ного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2014. – 134с.
21. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем/ И.А. Лыкова. − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 132 с.
22. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ И.А. Лыкова. - − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 98 с.
23. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребё-нок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28.
24. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. − М.: Педагогика, 2012. – 320 с.
25. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие/ Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2015. // Сб. ст. по исследованиям психиче-ских явлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
26. Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
27. 27. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность/ Н.И. Озерецкий. − М.: Академия, 2014.- 414 с.
28. Пицык А. А. Игрушки из соленого теста/ А. А. Пицык. – М.: Ниола-Пресс, 2013. – 162 с.
29. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л. П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с.
30. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения/ И.М. Сеченов. − М.: «Издательство АСТ», 2014. – 509 с.
31. Скребцова Т. О. Соленое тесто: Лепим поделки и сувениры/ Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 166 с.
32. 32. Селетреникова Т. А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения / Т. А.Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 15, № 1, 2016, С. 50.
33. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 182 с.
34. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с.
35. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина/ О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. − М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 179 с.
36. Узорова О. Н. Пальчиковые игры/ О. Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. – 214 с.
37. Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2013. – 243 с.
38. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В. Пантюхина. − М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
39. Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс - Книга, 2015. – 104 с.
40. Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом: В.А. Хоменко. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2015. – 64 с.
41. 41. Чаянова Г. Н. Соленое тесто/ Г. Н. Чаянова. – М.: Дрофа - Плюс, 2014. – 188 с.
42. Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка/ С. А. Шанина − М.: Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК, 2014. – 235 с.
43. Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с.
44. Янушко Е. А.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. − М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 156 с.

Вопрос-ответ:

Что такое мелкая моторика и графо-моторные навыки?

Мелкая моторика - это умение координировать движения мелких мышц рук, пальцев и запястья, необходимое для выполнения точных и сложных движений, таких как письмо, рисование, вышивание. Графо-моторные навыки - это способность контролировать движения руки и пальцев при выполнении задач, связанных с письмом и рисованием.

Почему у детей раннего возраста могут возникать нарушения мелкой моторики?

Нарушения мелкой моторики у детей раннего возраста могут быть вызваны различными причинами, включая недостаточную развитость мышц и нервной системы, нарушения в координации движений, отсутствие или недостаток опыта в выполнении мелких движений, воздействие внешних факторов (например, неправильное использование гаджетов).

Чем полезны развивающие игры для развития мелкой моторики?

Развивающие игры играют важную роль в развитии мелкой моторики у детей. Они позволяют детям улучшить координацию движений, развить силу и гибкость рук, улучшить манипулятивные навыки. Игры также способствуют развитию внимания, концентрации, усидчивости и творческого мышления у детей.

Какие игры помогут развить мелкую моторику у детей раннего возраста?

Существует множество игр, которые помогают развить мелкую моторику у детей раннего возраста. Например, игры с конструкторами, вкладыши и пазлы, рисование и лепка, игры с мелкими предметами (например, пазлы из разноцветных кубиков или лего), игры с использованием щипцов и пинцетов для перемещения маленьких предметов и другие игры, требующие точных и сложных движений рук и пальцев.

Каковы выводы по первой главе статьи?

В первой главе статьи были рассмотрены теоретические аспекты развивающих игр как средства развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Были определены понятие мелкой моторики и графо-моторных навыков, рассмотрены причины нарушения мелкой моторики у детей и обосновано значение развивающих игр в развитии мелкой моторики. Выводы по данной главе не были приведены.

В чем состоит значение развивающих игр для развития мелкой моторики детей раннего возраста?

Развивающие игры играют важную роль в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста. Они позволяют развить навыки пальцев, рук и ручной работы, что важно для дальнейшего усвоения письма, чтения и других академических навыков. Эти игры способствуют развитию координации движений, мелкой моторики и улучшают внимание и концентрацию детей.

Какие причины могут привести к нарушению мелкой моторики у детей раннего возраста?

Нарушение мелкой моторики у детей раннего возраста может быть обусловлено различными факторами. Недостаток физической активности, неправильное питание, отсутствие развивающих игр и стимулирования мелкой моторики, а также нарушения в развитии нервной системы и зрения могут привести к проблемам с мелкой моторикой у детей.

Какова сущность и значение развивающих игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста?

Сущность и значение развивающих игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста заключается в том, что эти игры способствуют развитию навыков ручной работы, координации движений и улучшают моторные навыки. Они помогают детям развивать мелкую моторику рук и пальцев, что является важным для освоения письма, чтения и других академических навыков.

Что такое мелкая моторика и графо-моторные навыки, и какое значение они имеют для развития ребенка?

Мелкая моторика - это способность управлять мелкими движениями рук и пальцев. Графо-моторные навыки относятся к умению совмещать движения рук и глаз при письме и рисовании. Они играют важную роль в развитии ребенка, так как являются основой для освоения навыков письма, чтения и других академических задач.

Какая важность мелкой моторики и графо-моторных навыков для развития ребенка?

Мелкая моторика и графо-моторные навыки играют важную роль в развитии ребенка. Они позволяют ему освоить навыки письма, рисования, работы с мелкими предметами. Развитие мелкой моторики способствует развитию координации движений, внимания, мышления и других когнитивных и психических процессов.

Почему возникают нарушения мелкой моторики у детей раннего возраста?

Нарушения мелкой моторики могут возникать по разным причинам. Одной из основных причин является недостаточная или неправильная физическая активность ребенка. Также нарушения мелкой моторики могут быть связаны с нарушениями развития нервной системы, мускулатуры или координации движений. Фактором риска может быть также наследственность или воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.