Особенности вождения у людей с различным психотипом личности.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 6161 страница
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 05.07.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей вождения у людей с различным психологическим типом личности 7
1.1. Психологический тип личности: понятие, теоретические подходы 7
1.2. Представления о психологических типах в теории К.Юнга и его последователей 20
1.3. Особенности учебной деятельности в автошколах с учетом психологического типа кандидатов в водители 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей вождения у людей с различным психологическим типом личности 36
2.1. Программа исследования 36
2.2. Методы исследования 37
2.3. Анализ результатов исследования 39
2.4. Выводы по результатам исследования 51
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 57

Фрагмент для ознакомления

Результаты даны в таблице 1. Таблица 1Представленность психологических типов личности в группе испытуемыхТипы личностиСреднее значение (n=30)ESTJ: экстраверт, логик, рационал, сенсорик6.66ЕNTJ: экстраверт, логик, рационал, интуит13.33ENFJ: экстраверт, этик, рационал, интуит20ESFJ: экстраверт, этик, рационал, сенсорик10INTJ: интроверт, логик, рационал, интуит20NFJ: интроверт, этик, рационал, интуи0ISFJ: интроверт, этик, рационал, сенсорик0ENTP: экстраверт, логик, иррационал, интуит10ESTP: экстраверт, сенсорик, иррационал, логик6.66ENFP: экстраверт, этик, иррационал, интуит6.66ESFP: экстраверт, этик, иррационал, сенсорик0INTP: интроверт, логик, иррационал, интуит3,33ISTP: интроверт, логик, иррационал, сенсорик0INFP: интроверт, этик, иррационал, интуит3.33ISFP: интроверт, этик, иррационал, сенсорик0Как видно из таблицы, в группе испытуемых представлены различные психологические типы личности. Распределение типов личности является достаточно равномерным. Однако выделяется несколько типов, к которым принадлежит наибольшее число участников исследования. Дадим краткую характеристику этим типам личности. К типу личности ENFJ (экстраверт, этик, рационал, интуит) относится 20% от общей выборки (6 человек). Эти люди любят порядок и строгость, глубоко вникают в работу, анализируя информацию с разных сторон. Отличаются некой педантичностью. Реально смотрят на вещи, берутся за дело, только если точно знают, что смогут его завершить. Вызывают доверие, но предпочитают короткие деловые контакты с другими людьми.Такую же степень выраженности в группе испытуемых имеет тип личности INTJ (интроверт, логик, рационал, интуит). Этот тип личности имеет также 20% от общего числа участников исследования (6 человек). Данные люди способны влиять на других людей с помощью эмоционального давления, при этом хорошо ладят с ними, могут поднять настроение, склонны жертвовать собственными интересами ради других людей и проявлять любовь и заботу о близких. В работе всего добиваются самостоятельно, любят, когда другие люди подчеркивают их достоинства.Итак, эти два психологических типа личности оказались наиболее выраженными в группе испытуемых.Следующим по степени выраженности оказался тип личности ЕNTJ (экстраверт, логик, рационал, интуит). Он был выявлен в 13,3 % случаев (4 человека). Люди этого типа характеризуются тем, что умеют четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляются и начинают новые дела, увлекаются динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения.  Чувствуют новые тенденции, идут на риск, полагаясь на интуицию. С уверенностью используют в работе новые технологии, глубоко анализируют себя и окружающий мир. Склонны к позитивному мышлению и близкому общению с людьми.Тип личности ESFJ (экстраверт, этик, рационал, сенсорик) составил 10% от общей выборки (3 человека). Данных людей мы можем характеризовать как очень эмоциональных людей, склонных к эмпатии и проявлению широкого спектра эмоций. Обладают выразительной мимикой и красноречием. Способны предчувствовать разные события и готовиться к ним заранее. Улавливают несоответствия в словах и эмоциях других людей. Также 10% от общей выборки составил тип личности ENTP (экстраверт, логик, иррационал, интуит). Люди данного типа личности отличаются широким кругом интересов, умеют приспосабливаться к новым условиям и легко переходят к новым методам работы.  Являются генераторами идей, не любят традиции и рутину. Умеют объяснять сложные идеи, будучи в них первопроходцами. В большей мере склонны к синтезу в мышлении, создают новую идею из готовых составляющих.Далее следуют типы личности, которые оказались представленными в наименьшей степени. Тип личности ESTJ (экстраверт, логик, рационал, сенсорик) выражен у 2 человек (6,66% от общей выборки). Люди данного типа очень работоспособные, социально-адаптированные, всегда чувствуют необходимость доводить начатое дело до завершения. Планируют деятельность, практически относятся к окружающим вещам. Склонны проявлять любовь и заботу о близких, любят шумные веселья, компании. Добродушны, но резковаты, могут быть вспыльчивыми и упертыми.Тип личности ESTP (экстраверт, сенсорик, иррационал, логик) составил 6,66% (2 человека) от всей выборки исследования. Такие люди склонны применять физическую силу с целью достигнуть победы любой ценой. Препятствия только усиливают их желание выиграть. Любят руководить, не вынося подчинения.  Анализируя ситуацию, любят составлять конкретный план действий, четко ему следовать.Тип личности ENFP (экстраверт, этик, иррационал, интуит) также составил 6,66% (2 человека). Данные люди способны тонко чувствовать других людей, обладают развитой фантазией. Любят творческую работу, не переносят однообразие и рутину. Общительны, любят давать дельные советы в сфере взаимодействия с людьми.Самыми редко встречающимися психологическими типами личности в нашей группе испытуемых стали следующие типы.INTP (интроверт, логик, иррационал, интуит) встретился у 1 человека из выборки (3,33 %). Эти люди характеризуются как эрудиты с философским складом ума. Осторожны, принимают решение только с уверенностью в его правильности, анализируя прошлое в его связи с будущим.  Не любят бурных проявлений эмоций, ценят уют и комфорт.INFP (интроверт, этик, иррационал, интуит)также выявлен у 1 человека (3,33%). Этот человек характеризуется как мечтательная и лирическая личность, умеет интуитивно прогнозировать  события, хорошо разбирается в людях, любит и «чувствует» их. Обладает хорошим чувством юмора, вызывает расположение других людей. Большое значение этот тип придает внешнему виду. Не умеет экономить, а во время работы любит  долго отдыхать.Остальные психологические типы личности в нашей выборке не были представлены.Ниже на диаграмме наглядно изображено распределение психологических типов личности в группе водителей.Рис.1. Представленность наиболее часто встречающихся психологических типов личности в группе водителей (%).Помимо психологического типа личности мы определяли у испытуемых гендерный тип личности и выраженность маскулинных/феминных характеристик. Напомним, что с этой целью использовалась методика «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» российского аналога BSRI. Результаты изучения выраженности шкал маскулинности и феминности даны в таблице 2.Таблица 2Среднегрупповые значения шкал маскулинности/феминностиСодержание опросникаF1(шкала феминность)F2(шкала маскулинность)F3 (буферная шкала)Вежливость0,350,180,58Готовность помочь0,210,140,64Готовность рисковать0,070,55–0,06Добросовестность–0,040,220,60Доминирование–0,010,640,02Дружелюбие0,600,060,38Женственность0,68–0,18–0,05Застенчивость0,50–0,220,07Искренность0,01–0,040,82Мужественность–0,300,540,35Мягкость в высказываниях0,580,160,03Надежность–0,070,180,62Напористость0,030,650,11Нежность0,740,160,24Порядочность0,020,030,66Правдивость0,050,150,74Сила0,100,680,08Сильная личность0,100,710,32Склонность к лидерству0,110,780,09Склонность к проявлению чувств0,650,140,24Смелость–0,170,670,18Сострадательность0,52–0,110,22Способность понять другого0,230,050,54Способность руководить–0,030,660,14Стремление утешить0,850,040,27Тактичность0,170,110,55Уступчивость0,290,05–0,02Собственное значение4,444,805,10Доля дисперсии0,170,180,19В соответствии с таблицей 2 доминирующими факторами выступают по шкале F1 (шкала феминность): женственность = 0,68, застенчивость = 0,50, мягкость в высказываниях = 0,58, нежность = 0,74, сострадательность = 0,52, стремление утешить = 0,85. По шакале F2 (шкала маскулинность) доминирующими факторами выступают: доминирование = 0,64, мужественность = 0,54, напористость = 0,65, сила = 0,68, сильная личность = 0,71, склонность к лидерству = 0,78, смелость = 0,67, способность руководить = 0,66. Доминирующими факторами по F3 (буферная шкала) стали: вежливость = 0,58, готовность помочь = 0,64, добросовестность = 0,60, искренность = 0,82, надежность = 0,62, порядочность = 0,66, правдивость = 0,74, тактичность = 0,55. Сопоставление указанных баллов позволяет сделать заключение о гендерном типе личности - тип по негативным для личности последствиям сопоставляется с маргинальным типом этнической идентичности. Однако редкая встречаемость такого результата (около 2 % от выборки) не позволяет сделать статистически значимые заключения.Основные статистические показатели опросника «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» по шкалам маскулинности и феминности на выборке 30 испытуемых представлены в таблице 3. Таблица 3 Меры центральной тенденции и разброса показателей по шкалам маскулинности/феминности на мужской (n=15) и женской (n=15) выборкахШкалыВыборкаСтатистические показателиММоΣMinMaxМаскулинностьЖенщины4,204,9–516Мужчины6,694,7–817ФеминностьЖенщины8,883,6016Мужчины2,834,3–814В соответствии с таблицей 3 женщины выше оценивают у себя проявление характеристик феминности, а мужчины – маскулинности, хотя при этом четко представлены тенденции андрогинии в самооценке гендерных проявлений, поскольку средние показатели и маскулинности, и феминности испытуемых обоего пола находятся в положительном диапазоне. Женщинам по сравнению с мужчинами в среднем присуще оценивать себя несколько выше по всем предложенным характеристикам. Также женщины в среднем оценивают себя выше по шкале маскулинность, чем мужчины себя – по шкале феминность. Таблица 4Распределение частоты встречаемости гендерных типов личности Гендерный тип Частота встречаемости, %МужчиныЖенщиныАндрогинный610Маскулинный81Феминный14Недифференцированный40В соответствии с таблицей 4 можно отметить следующее: в связи с возрастом и сферой деятельности испытуемых, общей тенденцией является широкая представленность андрогинного типа, который встречается более чем в 70 % случаев. Гендерная типизация не превышает 20 % встречаемости в выборках, при этом среди мужчин отмечается маскулинный тип, а среди женщин – феминный. Эти тенденции отражают низкую степень гендерных представлений большинства людей, что адекватно ситуации в современном обществе. Итак, по результатам исследования гендерного типа личности мы можем сделать вывод, что в группе водителей преобладает андрогинный тип, сочетающий в себе маскулинные и феминные характеристики.2.3.2. Распределение участников исследования на группы по результатам диагностического обследованияОсновной задачей нашего исследования является определение особенностей вождения у водителей, относящихся к определенному психологическому и гендерному типу личности. С помощью диагностических методик мы установили у каждого участника исследования, к какому психологическому и гендерному типу личности он относится. Далее мы распределили участников исследования на группы по сочетанию психологического и гендерного типа личности.В соответствии с результатами диагностического обследования испытуемые были распределены нами на следующие группы: Таблица 5Распределение участников исследования на группыГендерный тип тип личности ENFJ (экстраверт, этик, рационал, интуит) 1 ГРУППАтип личности INTJ (интроверт, логик, рационал, интуит) 2 ГРУППАТип личности ЕNTJ (экстраверт, логик, рационал, интуит) 3 ГРУППАТип личности ESFJ (экстраверт, этик, рационал, сенсорик) 4 ГРУППАМЖМЖМЖМЖАндрогинный %20202020200020Маскулинный %40020202004040Феминный %02002006000Пояснения к таблице: М-мужчины; Ж-женщины.На основании данных в ранее представленных таблицах удалось сформировать 4 группы водителей. Далее рассмотрим особенности вождения, которые характерны для этой группы и не характерны для остальных групп, с другими психологическими типами личности.2.3.3. Результаты исследования взаимосвязи особенностей вождения и психологического типа личности водителяОсобенности вождения каждого участника исследования оценивались инструктором автошколы с помощью оценочного листа «Аудит вождения», в котором учитывались разнообразные параметры водительского поведения (см. параграф данной работы 2.2). Затем данные оценивания обобщались в каждой подгруппе водителей с определенным психологическим и гендерным типом личности. По результатам обобщения выделялись особенности вождения, которые были специфичны для каждой подгруппы водителей. В группе 1 люди любят порядок и строгость, глубоко вникают в работу, анализируя информацию с разных сторон. Отличаются некой педантичностью. Реально смотрят на вещи, берутся за дело, только если точно знают, что смогут его завершить. Вызывают доверие, но предпочитают короткие деловые контакты с другими людьми. Из них андрогинный гендерный тип имеют как женщины, так и мужчины, мускульный имеют только мужчины и феминный гендерный тип только женщины. На основании результатов анализа оценочного листа - аудит вождения выделили три критерия: распознавание опасностей на высоком уровне прослеживаются у 50% испытуемых, на среднем уровне у 50%, на низком уровне данный навык не обнаружен. Навыки управления на высоком уровне определены у 70% и на среднем уровне 30%, низкий уровень не определен. Критерий система вождения на высоком уровне так же определяется у большинства респондентов 80% и на среднем уровне 20%. Это значит, что у 1 группы респондентов прослеживается взаимосвязь особенностей вождения с типом личности.В группе 2 где объединены люди, которые способны влиять на других людей с помощью эмоционального давления, при этом хорошо ладят с ними, могут поднять настроение, склонны жертвовать собственными интересами ради других людей и проявлять любовь и заботу о близких. В работе всего добиваются самостоятельно, любят, когда другие люди подчеркивают их достоинства. Из них андрогинный гендерный тип выражен как у мужчин, так и у женщин, мускульный гендерный тип выражен как у мужчин, так и у женщин и фирменный гендерный тип прослеживается только у женщин. Учитывая результаты оценочного листа-аудит вождение, было определено что распознавание опасности на высоком уровне у данной группы преимущественно прослеживается только на низком уровне у 80% и на среднем уровне у 20% испытуемых. Высокий уровень навыка распознавание опасности не определен. Критерии система вождение определяется преимущественно на среднем уровне у 60% испытуемых и на низком уровне у 40% испытуемых. Высокий уровень системы вождения не выражен у группы 2. Навыки управления автомобилем диагностированы на среднем уровне у 70% испытуемых и на низком уровне определены у 30% испытуемых высокий уровень не выражен. Это значит, что у 2 группы респондентов прослеживается взаимосвязь особенностей вождения с типом личности.В группе 3 характеризуются тем, что умеют четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляются и начинают новые дела, увлекаются динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения.  Чувствуют новые тенденции, идут на риск, полагаясь на интуицию. С уверенностью используют в работе новые технологии, глубоко анализируют себя и окружающий мир. Склонны к позитивному мышлению и близкому общению с людьми. Из них андрогинный гендерный тип выражен только у мужчин, мускульный гендерный тип выражен только у мужчин, фирменный гендерный тип прослеживается только у женщин. Результаты по методике аудита вождение в данной группе показывает, что распознавание опасностей у данной группы преимущественно на высоком уровне что составляет 60%, на среднем уровне выражено 20% и у 20% людей распознавание опасности прослеживается на низком уровне. Навыки управления определяются на высоком уровне у 50% на среднем уровне 50%. Низкие показатели навыков управления в данной группе не обнаружено. Система вождения на высоком уровне отмечается у 60% на среднем уровне у 40% на низком уровне данный показатель не прослеживается. Это значит, что у 3 группы респондентов прослеживается взаимосвязь особенностей вождения с типом личности.В группе 4 людей можем характеризовать как очень эмоциональных людей, склонных к эмпатии и проявлению широкого спектра эмоций. Обладают выразительной мимикой и красноречием. Способны предчувствовать разные события и готовиться к ним заранее. Улавливают несоответствия в словах и эмоциях других людей. Из них андрогинный гендерный тип имеют только у женщины, мускульный гендерный тип присущ и мужчинам, и женщинам. Результаты по методике аудита вождение в данной группе показывает, что распознавание опасностей у данной группы выражено преимущественно на среднем уровне у 80%, и на низком уровне выражено 20% высокий уровень не определен. Навыки управления определяются на высоком уровне у 40% на среднем уровне навыки управления также определяются у 40% и низкие навыки управления диагностированы у 20% испытуемых данной группы. Система вождения определяется на высоком уровне у 50% респондентов на среднем уровне у 30% и на низком уровне у 10%. Это значит, что у 4 группы прослеживается взаимосвязь особенностей вождения с типом личности.Таким образом, были обнаружены особенности вождения, которые характерны для каждой выделенной группы и не характерны для остальных групп, с другими психологическими типами личности, следовательно гипотеза о взаимосвязи особенностей вождения с типом личности доказана. 2.4.ВыводыпорезультатамисследованияИсследование особенностей вождения у людей с различным психологическим типом личности показало, что в данной группе испытуемых доминирующими являются тип личности ЕNTJ выявлен в количестве 13,33 (4 человека). Как говорили ранее эти люди характеризуются как способные четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляется и начинает новые дела, увлекается динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения.  Чувствуют новые тенденции, идут на риск, полагаясь на интуицию. С уверенностью используют в работе новые технологии, глубоко анализируют себя и окружающий мир. Склонны к позитивному мышлению и близкому общению с людьми. Поэтому особенности вождения у людей связаны с риском, основной особенностью является острота ощущений от самого вождения.На основании результатов проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:Имеет место взаимосвязь особенностей вождения и психологического типа личности водителя.Для водителей, группы 1 характерны такие особенности вождения как: добросовестность, порядочность, правдивость, сильная личность, склонность к лидерству, тактичность. Для водителей группы 2 характерны такие особенности вождения как: готовность рисковать, дружелюбие, надежность, склонность к проявлению чувств, собственное значение.Для водителей группы 3 характерны такие особенности вождения как: доминирование, мужественность, напористость, сила, смелость, способность понять другого.Для водителей группы 4 характерны такие особенности вождения как: вежливость, застенчивость, искренность, уступчивость.ЗаключениеПонятие психологический тип личности подразумевает описание психологических особенностей человека. Зарубежными учеными был разработан подход, который заключается в том, что каждый человек является уникальной комбинацией четырех типов личности. К.Леонгард выделил: аффективно-экзальтированный тип, возбудимый тип, гипертимический тип, демостративный тип, дистимический тип, застревающий тип, педантичный тип, тревожно-боязливый тип, циклотимический тип, эмотивный тип. В нашем исследовании придерживались типологии К. Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный. В своей книге «Психологические типы» К.Г. Юнг выделяет 8 типов людей на основе признаков вертности (интроверсия и экстраверсия), рациональности и иррациональности, а также 4 функций психики (мышление, чувство, интуиция и ощущение).Теоретически описанная проблематика исследования позволила констатировать понимание ведущих особенностей социального развития личности в ходе учебной деятельности при подготовке водителей в автошколе и осознание профессиональной подготовки водителей транспортных средств в автошколах как социально-педагогического феномена, базирующегося на синтезе научно-технических, социокультурных и психолого-педагогических факторов. Процесс социальных особенностей, действий и усилий непосредственно направлен на достижение баланса между личностью и учебной деятельности при подготовке водителей в автошколе, в результате которой человек может приспособиться к новым условиям и достигнуть психофизиологической устойчивости. В этом аспекте, личность, будет способна раскрыть весь свой воительский потенциал. К качествам личности водителя, влияющие на ход учебной деятельности при подготовке водителей в автошколе, отнесли: интересы, направленность, потребности, способности, темперамент, характер.Экспериментальное исследование особенностей вождения у людей с различным психологическим типом личности показало, что в группе испытуемых доминирующими являются тип личности ЕNTJ (экстраверт, логик, рационал, интуит) выявлен в количестве 13,33 (4 человека). Как говорили ранее эти люди характеризуются как способные четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляется и начинает новые дела, увлекается динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения.  Поэтому особенности вождения у людей связаны с риском, предположительно основной особенностью является острота ощущений от самого вождения. Тип личности ENFJ составил 20% (6 человек) любят порядок и строгость, глубоко вникают в работу, анализируя информацию с разных сторон. Основной особенностью вождения у людей является аккуратность и осторожность поведения во время управления транспортным средством. Тип личности ESFJ выявлен в количестве 10% (3 человека). Данных людей мы характеризовали как очень эмоциональных людей, склонных к эмпатии и проявлению широкого спектра эмоций. Обладают выразительной мимикой и красноречием. Основной особенностью вождения у людей является проявление эмоций и выразительность изгнания мысли при допущении ошибок другими водителями. Тип личности INTJ, который составил 20% (6 человек) обладают способностью влиять на людей с помощью эмоционального давления. Основной особенностью вождения у людей является аккуратность и отсутствие лихачества на дороге. Тип личности ENTP отмеченный у 10% (3 человека) отличается широким кругом интересов, умеют приспосабливаться к новым условиям и легко переходят к новым методам работы. Основной особенностью вождения у людей является обдумывание своих поступков и действий в вождении автомобиля.Результаты исследования по методике «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» российского аналога BSRI показали, что женщины выше оценивают у себя проявление характеристик феминности, а мужчины – маскулинности, хотя при этом четко представлены тенденции андрогинии в самооценке гендерных проявлений, поскольку средние показатели и маскулинности, и феминности испытуемых обоего пола находятся в положительном диапазоне. Гендерная типизация, не превышает 20 % встречаемости в выборках, при этом среди мужчин отмечается маскулинный тип, а среди женщин – феминный. Эти тенденции отражают низкую степень гендерных представлений большинства людей, что адекватно ситуации в современном обществе. Поэтому особенности вождения у как у мужчин, так и у женщин связаны с представлениями гендерной типизацией, при этом мужчины склоны считать, что навыки и опыт вождения у них должен превалировать над женщинами. Можем предполагать, что доминирование феминности в выборке исследования сказывается на отношении к особенностям вождения о женщин. Женщины считают себя более аккуратными и сосредоточенными на управлении транспортным средством во время вождения. Результаты исследования по методике оценочного листа - аудит вождения показали, что распознавание опасностей в среднем по группе удается на высоком уровне - люди могут распознать вовремя опасность во время дорожного движения и способны избежать дорожно-транспортного происшествия. Люди, имеющие средний и низкий уровень развития данных навыков, попадают в группу риска по частоте аварийных ситуаций. Навыки управления большинство испытуемых имеют высокие это говорит о том, управления достаточно уверенное и ДТП маловероятны по вине данных водителей. Система вождения на высоком уровне сформирована это связано с тем что, что у этих людей действие в конфликтных ситуациях связано с решением проблем конструктивным способом, сигналы подача и неподача соответствуют знаниям ПДД. Особенности вождения у людей с различным психотипом личности связаны с интересами, направленностью личности, потребностями, способностями, темпераментом, характеромВ ходе исследования были обнаружены особенности вождения, которые характерны для каждой выделенной группы и не характерны для остальных групп, с другими психологическими типами личности, следовательно гипотеза о взаимосвязи особенностей вождения с типом личности доказана. СписоклитературыПриложениеАУДИТВОЖДЕНИЯ.ОценочныйлистИмя,Отчество,Фамилиятестируемого______________Датапоездкисдал/несдалМТ/АТНавыкиСитуацииРаспознавание опасностейНавыки управленияСистема вожденияПрогнозированиеиреагированиеЗеркалаРаботавзглядомПравило3-6секУправлениемощностьюРулениеитраекторияЗамедлениеиостановкаДействиевконфликтныхситуацияхСигналыподачаинеподачаПДДВстраиваниевпотокПримечанияСвободноедвижениеПримечанияПерестроениеПримечанияПроездперекрестковипешеходныхпереходовПримечанияОпережениепотока,объездпрепятствия,обгонПримечанияПрохождениеповоротовПримечанияИмя,Фамилияэкзаменатора____________________________________________________

1. Аветисян З. Е. Особенности вождения при оценке процесса обучения студентов с учетом их особенностей личности// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. — 2013.– № 2.– С. 85–87.
2. Аветисян З. Е., Максимов О. Л., Белик С. Н., Ванян Г. Е. Взаимосвязь психофизиологических показателей у студентов с разными психологическими типами личности // Молодой ученый. — 2016. — №18.1. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/archive/122/33725/ (дата обращения: 11.11.2018).
3. Аветисян З. Е., Максимов О. Л., Сидоренко Ю. А., Добаева Н. М., Смольянинова Л. П. Особенности студентов с уровнем вегетативной регуляции их организма // Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — № 2 (51). — С. 36–40.
4. Базаренко Р. А., Максимов О. Л., Погосян С. Я., Зайцева Е. С., Туманова К. А., Хомутова О. В., Горбачев М. В. Гигиеническая оценка донозологических показателей соматического и психического здоровья студентов их взаимосвязь с некоторыми факторами риска образа жизни // Профилактическая и клиническая медицина. — 2015. — № 1 (46). — С. 6–8.
5. Белик С. Н., Дорохова И. М., Османова У. Ш., Сайпуллаева М. М. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 43. — С. 201–206.
6. Белик С. Н., Подгорный И. В., Жукова Т. В., Квасов А. Р., Аветисян З. Е. Медико-социальная характеристика юных девушек с различными клиническими формами // В мире научных открытий. — 2015. — № 10.1 (70). — С. 414–424.
7. Белик С. Н., Свинтуховский О. А., Аветисян З. Е., Жукова Т. В., Харагургиева И. М. Оценка вегетативного статуса и показателей физической и функциональной подготовленности обучающихся // В мире научных открытий. 2015. — № 10.1 (70). — С. 425–436.
8. Василенко В. А. Подготовка водителя с учетом его индивидуально-психологических характеристик [Текст] // Актуальные вопросы технических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/73/3488/ (дата обращения: 11.11.2018).
9. Василенко В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 309-312. — URL https://moluch.ru/archive/49/6230/ (дата обращения: 11.11.2018).
10. Влияние темперамента на стиль вождения http://autopsiholog.ru/vliyanie-temperamenta-na-stil-vozhdeniya/
11. Волков, Б.С. Начинающий водитель. Как помочь ему учиться/ Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология подготовки водителей. Учеб. пособие./ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова Л.М. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 512 с.
13. Горбачев М. Г. Как правильно управлять автомобилем. О мастерстве пилотирования и секретах активного стиля вождения. - М.: Ринол Классик, 2014. - 368 с.
14. Евтюков С.А., Глазков В.Ф., Лобанова Ю.И. Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств: учеб.-метод. пособие; под общ. ред. С.А. Евтюкова. - СПб.: ИД Петрополис, 2017. - 276 с.
15. Ефремов Б.Д., Оверин Ю.В. Метод инструментальной оценки квалификации водителей // Технико-технологические проблемы сервиса. - Вып. 3. -Т. 2. - 2017. - С. 51-55.
16. Ильин Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопр. психологии. - 2015. - №6. - С. 85-93.
17. Кабалевская А.И., Донцов А.И. Особенности гендерного поведения водителей // Вопр. психологии. - июль-август, 2016. - С. 69-87.
18. Клебельсберг Д. / пер. с нем.; под ред. В.Б. Мазуркевича. - М.: Транспорт, 2015. - 367 с.
19. Клебельсберг Д. Транспортная психология/ под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 2016.- 366с.
20. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 74-77.
21. Козлов Е.В. Психофизиологическое обоснование необходимости совершенствования системы подготовки водителей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2017. - 20 с.
22. Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2015. — 271 с. Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2014.- 224 с.
23. Лобанова Ю.И. Планирующий стиль деятельности водителя: описание, диагностика, компенсационные возможности // Вестн. гражданских инженеров. -№4. - 2014. - С. 140-147.
24. Лобанова Ю.И., Комкова Л.В., Лебедева Н.Ю. Возможности реализации индивидуального подхода в процессе обучения вождению // Человек и транспорт. Психология. Экономика. Техника: материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф., СПб. 14-16 сентября 2017 г. - СПб.: Петербургский ун-т путей сообщения, 2017. - 368 с.
25. Методика «маскулинность, феминность и гендерный тип личности» российского аналога BSRI https://www.academia.edu/11917935/
26. Нарицын Н. Психология безопасности вождения. - М. РИПОЛ классик, 2016. - С. 22-55.
27. Олещенко Е.М., Сваткова Е.А. О мировом опыте для программ обеспечения безопасности дорожного движения малозатратные и быстрореализуемые мероприятия // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: материалы 11-й междунар. конф. - СПб., 18-20 сент. 2014.
28. Опросник «маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (российский аналог «Bem Sex Role Inventory») file:///C:/Users/Lenovo/Desktop/Lopuhova.pdf
29. Опросник Майерс-Бриггс - https://4brain.ru/blog/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82
30. Полянова Т. А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями: автореф. дис. . канд. психол. наук. -М.: МГУ. 2015. - 22 с.
31. Романов А.Н. Автотранспортная психологи: учеб. пособие. - М.: Академия, 2016. - 224 с.
32. Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2012.- 224 с
33. Савенков А.И. Педагогическая психология: учеб. для бакалавров / А.И. Савенков. – М.: Юрайт, 2014. – 659 с.
34. Савенков, А.И. Психология переподготовки водителя / А.И. Савенков. – М.: Генезис, 2015. – 440 с.
35. Селевко, Г.К. Энциклопедия водительских технологий. – М: НИИ школьных технологий, 2016. – 816 с.
36. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 368 с.
37. Соломин В.П. Психологическая безопасность: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова, О.В. Шатровой. – М.: Дрофа. Серия: Высшее педагогическое образование, 2008. (http://www.litres.ru/valeriy-solomin/leonid-mihaylov/oleg-shatrovoy/tatyana-malikova/psihologicheskaya-bezopasnost-uchebnoe-posobie/) (дата обращения 2.03.2017).
38. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
39. Сыманюк, Э. Э. Психологическая безопасность дорожной среды: монография / Э.Э. Сыманюк. – М. : Наука, 2014. – 188 с. – С. 54–79.
40. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия. – URL: http://www.koob.ru/talizina_n_f/ped_psihologiya 25.07.2014. (дата обращения 30.08.2015).
41. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2018. - С. 118-120.
42. Berdoulata E.,Vavassorib D., Sastrea M., M.T.,2016. Driving anger, emotional and instrumental aggressiveness, and impulsiveness in the prediction of aggressive and transgressive driving. Accident Analysis & Prevention, 50:758-767.
43. Fleiter J.F., Lennon A., Watson B., 2017. How do other people influence your driving speed? Exploring the 'who' and the 'how' of social influences on speeding from a qualitative perspective: Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Volume 13, Issue 1, January 2017, P. 49-62.
44. Leandro M., 2011. Young drivers and speed selection. A model guided by the Theory of Planned Behavior: Environmental Psychology Program, Graduate Center of the City University of New York, United States, Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, http://dx.doi.org/10.1016/j.trf.2011.12.011, How to Cite or Link Using DOI.
45. Lobanova J., Psycological Factors Influencing Creation of Individual Driving Style Characteristics and Efficiency of Instructing on Practical Vehicle Driving // World Applied Sciences Journal 23 (7): 883-886, 2016.
46. Milesa D.E., Johnsonb G.L. ,2016. Aggressive driving behaviors: are there psychological and attitudinal predictors?: Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Vol. 18, May 2016, P. 1-10.
47. Miller, G., Taubman - Ben-Ari, O., 2017. Driving styles among young novice drivers-The contribution of parental driving styles and personal characteristics Accident Analysis & Prevention, 42: 558-570.
48. Ozkana T., Lajunenb T., 2016. What causes the differences in driving between young men and women? The effects of gender roles and sex on young drivers' driving behaviour and self-assessment of skills: Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Volume 9, Issue 4, July 2016, P. 269-277.
49. Santosoa G.A., Maulinaa D., Adystiaa C., Oeib T.P., 2017. The influence of number of passengers and music genre on driving speed of young adult angkot drivers: Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Vol. 15, Issue 3, May 2017, P. 219-232.
50. Scott-Parker B., Watson1 B., King2 M. J., 2009. Understanding the psychosocial factors influencing the risky behaviour of young drivers Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 12: 470-482.
51. Taubman - Ben-Ari O., Yehiel, D., 2017 Driving styles and their associations with personality and motivation ☆Accident Analysis & Prevention, 45: 416-422.

Вопрос-ответ:

Какие существуют психологические типы личности?

Существует несколько теоретических подходов к классификации психологических типов личности. Один из наиболее известных и широко используемых - это типология Карла Юнга, основанная на классификации людей по предпочтениям восприятия информации и принятия решений. Согласно этой теории, существует 8 основных типов личности: экстраверт-интроверт, сенсорик-интуит, логик-этик, рационал-иррационал.

В чем заключаются особенности вождения у людей с различными психологическими типами?

Особенности вождения могут связываться с разными аспектами психологического типа. Например, экстравертным личностям может быть проще устанавливать контакт с другими водителями на дороге и принимать активные решения в дорожных ситуациях. Логично мыслящие люди могут быть более склонны к соблюдению правил дорожного движения, в то время как интуитивно мыслящие люди могут предпочитать импровизировать в нестандартных ситуациях. В целом, каждый психологический тип может проявлять свои особенности в вождении.

Какие особенности учебной деятельности в автошколах нужно учитывать с учетом психологического типа кандидатов в водители?

При обучении в автошколах важно учитывать психологический тип кандидатов в водители. Например, экстравертным людям может быть полезно больше практических занятий и коммуникации с другими водителями, в то время как интроверты могут предпочитать более спокойные и тихие занятия. Кроме того, важно учитывать предпочтения людей в восприятии информации и принятии решений, чтобы адаптировать методы обучения под конкретного кандидата.

Какие есть основные психологические типы личности?

Основные психологические типы личности включают интровертов и экстровертов, сенсориков и интуитов, логиков и этиков, рационалов и иррационалов.

Какие представления о психологических типах существуют в теории К. Юнга?

В теории К. Юнга существует 8 основных психологических типов, включающих комбинации четырех основных психических функций: экстраверсия/интроверсия, сенсорика/интуиция, логика/этика, рационал/иррационал.

Какие особенности учебной деятельности в автошколах нужно учитывать с учетом психологического типа кандидатов в водители?

Учебная деятельность в автошколах нужно учитывать с учетом психологического типа кандидатов в водители, так как разные типы личности имеют разные предпочтения и способы обучения. Например, интроверты могут предпочитать индивидуальные занятия, в то время как экстроверты предпочитают обучение в группе.

Какие особенности вождения могут быть у людей с различными психотипами личности?

Особенности вождения у людей с различными психотипами личности могут быть разными. Например, интроверты могут быть более осторожными и предпочитать спокойную езду, в то время как экстроверты могут быть более активными и склонны к рискованному вождению.

Какие теоретические подходы существуют к понятию психологического типа личности?

Существует несколько теоретических подходов к понятию психологического типа личности. Один из них - теория К. Юнга, которая основана на различиях в предпочтениях и способностях человека. Другие подходы включают различные модели и тесты, которые помогают определить психологический тип личности.

Какие особенности вождения отличают людей с разным психотипом личности?

Особенности вождения могут различаться у людей с разными психотипами личности. Некоторые психотипы, например, экстраверты, могут быть более активными и склонными к риску за рулем, в то время как интроверты могут быть более осторожными и предпочитающими безопасное вождение. Также психотипы могут влиять на реакцию на стрессовые ситуации на дороге и способность к концентрации во время вождения.

Какие представления о психологических типах есть в теории К. Юнга и его последователей?

В теории К. Юнга и его последователей выделяются несколько психологических типов личности: экстраверт и интроверт, ощущение и интуиция, мышление и чувство, а также суждение и восприятие. Каждый из этих типов характеризуется определенными чертами поведения, мышления и предпочтениями при восприятии информации. Понимание психологического типа личности может помочь в анализе особенностей вождения у различных людей.

Какие особенности учебной деятельности в автошколах можно учесть с учетом психологического типа кандидатов в водители?

Учет психологического типа кандидатов в водители может помочь в оптимизации учебной деятельности в автошколах. Например, для экстравертов можно предусмотреть больше практических занятий, которые позволят им получить больше физического опыта вождения. Для интровертов же можно организовать больше теоретических занятий, чтобы они могли углубленно изучать правила и особенности дорожного движения.

Какое эмпирическое исследование было проведено для изучения особенностей вождения у людей с разными психотипами личности?

Для изучения особенностей вождения у людей с разными психотипами личности было проведено эмпирическое исследование. В ходе исследования были собраны данные о различных психологических типах личности и их водительских навыках. Были выявлены определенные корреляции между психотипом личности и способностью к сосредоточенности на дороге, скоростью реакции на опасные ситуации и предпочтениями в стиле вождения.