Учёт индивидуальных особенностей младших школьников в воспитательном процессе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 1818 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 21.12.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие индивидуальных особенностей в психологии 6
Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 10
Глава 3. Проблема учета индивидуальных особенностей младших школьников при их воспитании 14
Заключение 17
Список использованных источников 18

Фрагмент для ознакомления

Дифференциация обучения предусматривает наличие у школьника возможности выбора собственного образовательного маршрута в рамках существующей системы образования. Сюда относится и выбор школы (частной или государственной, российской или зарубежной), и выбор профиля обучения (специализированные классы и школы - гуманитарные, математические и т.д.), возможность сдать экзамены экстерном, выбор факультативных предметов. Индивидуализация, в свою очередь, обучения предполагает создание условий для учета индивидуальных особенностей, обучающегося в русле выбранного им образовательного маршрута. Немецкий психолог Г. Клаус выделил следующие закономерности развития учебной деятельности, которые связаны с возрастными особенностями обучающихся: чем ребенокмладше, тем в большей степени он свою учебу основывает на опыте своих действий, с возрастом доля обучения посредством рассказа и объяснения повышается; если сначала ребята некритично воспроизводят образцы, то позже начинают избирательным и критическим образомподходить к учебному материалу;доминирующие в дошкольном возрасте игровые формы учения в младшем школьном возрасте сменяются сознательной и целенаправленной учебной деятельностью;увеличивающаяся способность самим регулировать и ориентировать собственные поступкипровоцирует осознанное предпочтениеконкретных учебных предметов; с возрастом происходит усиление понятийной упорядоченности знаний, развиваются умственные способности и за счет этого совершенствуются познавательные предпосылки учебной деятельности, точнее сказать познавательные операции и стратегии учения, которые доказали собственную пригодность в конкретных ситуациях, все более результативно переносятся на схожие ситуации; с возрастом потенциально повышается настойчивость в учении и это означает, что ребята постарше могут более длительнозаниматься учебой, но насколько эта способность реализуется, прежде всего обусловлено установками и интересами учащихся.Нельзя сомневаться сомнений в том, что между уроками младшего школьника, и лекцией в Вузе, обучающего студентов, имеется большая разница, основывающаяся на возрастных различияхобучаемых. Однако одновременно с этим возраст как таковой (число лет, которые прожиты человеком), играет меньшую роль, чем степень личностного развития, который достигнут за прожитое время. Так мы можем часто встречаются и 8-летние студенты, и с 18-летние шестиклассники. Существенную роль тут играют не только индивидуальные особенности этих обучающихся, так и условия, в которых происходит их социализация.Как известно, между игрой, в ходе которой в большей степени реализуется обучение ребенка дошкольного возраста, и лекцией в университете, дающей знания студенту, существует большая разница, в основе которой лежат возрастные различия субъектов образования. Однако при этом возраст как таковой (количество лет, прожитых человеком), играет меньшую роль, по сравнению с уровнем личностного развития, который достигнут за прожитый период времени. Например, педагогу может встретиться и с 14-летний студент, и с 18-летний шестиклассник. Значительную роль здесь играют не только индивидуальные особенности рассматриваемых обучающихся, но и условия, в которых происходит их социальная адаптация.Д.Б. Эльконин считал, что любой возраст отличается следующими я показателями: 1) конкретной общественной ситуацией развития или той определенной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослым в актуальный период; 2) главным или ведущим, типом деятельности. Педагогике известны несколько типов деятельности, характеризующие конкретные периоды психического развития; 3) основными психическими новообразованиями.Таким образом, учет индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста важная часть их воспитания.ЗаключениеПроведя теоретическое исследование темперамента, можно констатировать, что темперамент является устойчивой совокупностью индивидуальных психофизиологических личностных особенностей, которые связанны не с содержательными аспектами деятельности, а с динамическими. Представления о темпераменте основаны на понятии типа: флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик. Свойства темперамента обладают конституциональной основой, которая определяется присущими индивиду особенностями функционирования физиологических систем, регулирующих его поведенческий стиль.Характер является совокупностью личностных качеств.Дети младшего школьного возраста, можно сказать, что младший школьный возраст является вершиной детства. Согласно современной периодизации психического развития данный возраст приходиться на период от 6-7 до 9-11 лет. В данном возрасте сменяется образ и стиль жизни. В первую очередь ведущей деятельностью становиться учебная.Педагогу необходимо знать психологические особенности и учитывать их в процессе обучения.Учитывать возрастные особенности обучающихся следует в целях соотношения содержания материала в рамках урока истории и в том числе для выявления индивидуальных и творческих заданий для обучающихся в рамках усвоения предмета.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2013. - 672 с.Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. - СПб.: Питер, 2013. – 168 с.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990. – 400 с.Бондаренко А.В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. // Журнал. Эксперимент и инновации в школе. - № 5, 2015. – С. 42-44.Возрастная психология. // Под ред. В.Е. Клочко. – Спб: Питер, 2013. – 507 с.Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2014 - 701 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с.Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.,1980.Кулиева Ш. Х., Хамроева Х. Ю., Расулова З. Д. Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 383-385.Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987.Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: ПедагогикаМерлин В.С. Очерк теории темперамента /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1995.Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ - 1989 - №3.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986Орлова А.В. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2015. — 414 с.Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. - М.: Просвещение, 1978.Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 563 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – М.: Феникс, 2016. – 544 с. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2013. - 672 с.
2. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. - СПб.: Питер, 2013. – 168 с.
3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990. – 400 с.
4. Бондаренко А.В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. // Журнал. Эксперимент и инновации в школе. - № 5, 2015. – С. 42-44.
5. Возрастная психология. // Под ред. В.Е. Клочко. – Спб: Питер, 2013. – 507 с.
6. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.
7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2014 - 701 с.
8. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с.
9. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.,1980.
10. Кулиева Ш. Х., Хамроева Х. Ю., Расулова З. Д. Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 383-385.
11. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987.
12. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика
13. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1995.
14. Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ - 1989 - №3.
15. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
16. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
17. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986
18. Орлова А.В. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2015. — 414 с.
19. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. - М.: Просвещение, 1978.
20. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 563 с.
21. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
23. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
24. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.
25. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – М.: Феникс, 2016. – 544 с.
26. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
27. Эльконин Д.Б. Детская психология

Вопрос-ответ:

Какие понятия используются в психологии для описания индивидуальных особенностей младших школьников?

В психологии для описания индивидуальных особенностей младших школьников используются такие понятия, как темперамент, интеллект, интересы, способности, характер, уровень развития памяти, внимания и другие. Они позволяют охарактеризовать особенности поведения, мышления, чувств и восприятия каждого ребенка.

Каковы психолого-педагогические характеристики младших школьников?

Психолого-педагогические характеристики младших школьников включают такие аспекты, как развитие интеллекта, формирование навыков общения и самостоятельности, развитие психомоторных навыков, формирование представлений о морали и этике, развитие эмоциональной сферы и самооценки. Кроме того, важными характеристиками являются интересы, способности и степень готовности к учебной деятельности.

Какая проблема возникает при учете индивидуальных особенностей младших школьников в воспитательном процессе?

Проблема учета индивидуальных особенностей младших школьников заключается в том, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности развития. Это требует от педагогов гибкого подхода и адаптации программы обучения и воспитания к конкретному ученику. Однако, в условиях общего класса с большим количеством детей, такой индивидуальный подход может быть затруднительным.

Какова роль дифференциации обучения в учете индивидуальных особенностей младших школьников?

Дифференциация обучения позволяет учителям предоставить детям возможность выбора собственного образовательного маршрута и адаптировать учебный материал к их индивидуальным потребностям и возможностям. Путем группировки учеников по уровню подготовки и применения различных методов обучения, можно обеспечить максимально эффективный процесс обучения для каждого ребенка.

Какие индивидуальные особенности младших школьников учитываются в воспитательном процессе?

В воспитательном процессе учитываются индивидуальные особенности младших школьников, такие как их темп восприятия информации, степень развития памяти, особенности характера, уровень саморегуляции и мотивации, а также способности и склонности к определенным видам деятельности.

Какая роль учителя в учете индивидуальных особенностей младших школьников?

Учитель играет важную роль в учете индивидуальных особенностей младших школьников. Он должен адаптировать образовательный процесс к особенностям каждого ребенка, предоставлять разнообразные методы обучения и задания, учитывать темп и стиль работы каждого ученика, создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов.

Как происходит дифференциация обучения младших школьников?

Дифференциация обучения младших школьников предусматривает наличие возможности выбора образовательного маршрута каждого ученика. Это может происходить через предоставление разных заданий на разные уровни сложности, группировку учащихся по их способностям и интересам, индивидуальную работу с каждым ребенком для учета его индивидуальных особенностей.

Какие источники были использованы при написании статьи?

При написании статьи были использованы различные источники, такие как психологические и педагогические исследования, научные статьи и книги, опыт практической работы с младшими школьниками.