Алексиада Анны Комниной как источник по истории Крестоностного движения.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Средних веков
  • 8080 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 10.06.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Труд Анны Комнины «Алексиада» как исторический источник 9
1.1. Анна Комнина и создание «Алексиады» 9
1.2. Особенности «Алексиады» как исторического источника 17
Глава 2. Причины и ход крестоносного движения в «Алексиаде» 25
2.1. Предпосылки и причины движения крестоносцев 25
2.2. Действия крестоносцев в Никее, Эдессе, Антиохии 36
Глава 3. Участники Крестовых походов 46
3.1. Социальный состав крестоносцев 46
3.2. Образ крестоносца 58
Библиография 80
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Автор работы «Алексиада» опиралась в первую очередь на рассказы соратников, своего отца, императора Алексея, а так же на документы, слухи и собственные наблюдения. 3.2. Образ крестоносцаСведения военного характера занимают ключевое место в «Алексиаде» возможно автор имел большое количество источников по той тематики.Численность войска крестоносцев была немалой, но войско единой силы не представляло, а было больше похоже на разрозненные отряды, каждый из которых имел своего военачальника.Как отмечает Анна Комнина, в войске не было единого командира, и при спорной ситуации командиры отрядов договаривались между собой. Про отношение между крестоносцами Анна пишет очень мало. Хотя, вероятно, византийцы вполне понимали противоречия, разрывающие крестоносное войско.О взаимоотношениях в войске можно узнать по описанию Анны. Крестоносцы друг другу не верили. Каждый во время раздела добычи пытался получить себе как можно больше, а это часто приводило к ссорам и столкновениям. Крестоносцы, как отмечала Анна Комнина, нередко обманывали не только византийцев, но и своих же соратников, что их не красило, разумеется.Крестоносцы огромное значение придавали своему социальному положению и соответствию ему. Неоднозначную реакцию вызывало принятие присяги у крестоносцев. В «Алексиаде» Анной не отмечаются проявления вассальных отношений между рыцарями. Возможно, принцесса этому не придавала большого значения, а возможно, они просто отсутствовали.В своем труде Анной выделяются основные лидеры похода. Она внимательно описывает их характеры. Боэмунду Анна уделяет много внимания. Она основывается на тех сведениях, которые знает. ВозможноЮ она лично с ним встречалась. Об этом говорит тот факт, что она весьма подробно описывает его внешность и в деталях говорит о его материальном положении.Анна отмечает несогласованность действий в войске крестоносцев. Это во многом было вызвано явным недоверием друг к другу участников крестового похода. По мнению автора «Алексиады» члены крестоносного движения много времени тратят на переговоры с византийским императором.Как она полагает, это происходит из-за того, что у крестоносцев нет единого руководителя и Алексей Комнин вынужден договариваться с каждым военачальником отдельно. Анной отмечается, что каждый предводитель выдвигает свои требования, что говорит об отсутствии единой цели.Анна в «Алексиаде» описывает не только внешние данные крестоносцев. Она упоминает их доспехи, оружие. При описании доспехов, она отмечает, что они состоят из железной кольчуги. Кольчуга состоит из колец, сплетенных друг с другом и железного панциря. Панциря настолько крепок, что может отражать стрелы.Описывая оружие, Анна упоминает копья и мечи. Она замечает, что их оружие очень тяжелое, что мешает им свободно двигаться во время боя. Скорее всего, такое краткое описание оружия и доспехов крестоносцев, говорит о том, что Анна Комнина не видела их сама, а записывала эти короткие сведения по рассказам других людей. Но нужно заметить, крестоносцы были очень хорошо вооружены. Кроме хороших доспехов и оружий, они имели осадные башни и машины, которые позволяли захватить укрепленный город. Анна отмечает, что конструкции этих осадных машин были позаимствованы у византийских воинов.Византийцы очень предвзято относились к военным качествам участников крестового похода и оценивали их очень низко. Анна Комнина пишет, что приказам вышестоящих крестоносцы подчиняться не хотят. Они не могут сдержать слово, проявляют немалое упрямство, не слушают советов. По мнению византийских военных, все это мешает им воевать.В то же время, византийцами отмечаются достоинства крестового войска, такие как хитрость, смелость, отвага. Анна пишет и о тактике крестоносцев, вероятно, ту информацию она получила от соратников ее отца.Особенно большое внимание уделяется тактике взятия городов. Взятие Никеи, Антиохии Анна описывает весьма подробно. Такой детальный рассказ, вероятно, связан с тем, что византийцы и крестоносцы именно в это время контактировали наиболее тесным образом.Это подтверждается тем, что менее подробно описывается взятие Иерусалима. Вероятно, потому, что византийцы во взятии этого города не участвовали. Скорей всего, Анна, описывая этот эпизод, в основном опиралась на слухи.Комнина в своей работе описывает способы построения войска крестоносцев и отмечает, что они не знают основ военной науки.Она говорит, что даже при огромной смелости кельтов их легко разбить, если использовать военную науку. Так же она пишет, что кельты очень слабы на равниной поверхности и что главное устоять при первом нападение кельтов, а потом их легко разбить. Кроме того, описывая отвагу крестоносцев, она замечает, что их храбрость легко переходит в другую крайность. Но, даже относясь очень предвзято к тактике крестоносцев, византийцы подчеркивают в их тактике и плюсы. Победить крестоносцев в «узком месте», по их мнению, нельзя. Также невозможно устоять при натиске крестоносцев, потому, что при наступлении, они действуют как единый организм.Нужно отметить, что Анна практически не описывает оружие и доспехи крестоносцев, только вкратце замечает, что доспехи очень крепкие, но тяжелые.Византийцы отмечают отсутствие у крестоносцев понимание основ военной науке, но подмечают их массовость и смелость. Это говорит, что византийцы придавали огромное значениевоенным традициям и науке. Из работы Анна Комниной «Алексиада» становится понятным, что император Алексей, ее отец, опасался массовости крестового похода.Рассматривая образ крестоносцев в работе Анны Комниной «Алексиада», нужно обратить внимание на религию и веру участников крестового похода, так как именно причиной начала походов стали религиозные побуждения. Также именно из-за религиозных разногласий возникли непонимания между византийцами и крестоносцами.Особенности обрядов участников крестовых походов описываются Анной Комниной очень кратко. Тем не менее, даже незначительные замечания позволяют сделать вывод о том, как византийцы относились к католикам и их традициям.Уже с начала произведения понятно, что византийская элита поход крестоносцев не воспринимает как религиозное мероприятие. Византийцы видели в походе посягательство на власть в своей империи.Сначала многие могли подумать, что крестовый поход приведет к объединению церкви против общего врага, которым являлись турки-мусульмане. Они одинаково посягали на религиозные ценности, различные для обеих церквей. Но именно крестовый поход стал своеобразным яблоком раздора и еще больше отдалил церкви друг от друга.Автор «Алексиады» пытается показать, что византийцев вероотступниками считают именно представители западной ветки христианства. И именно они настраивают против византийцев Римскую церковь.Следует сказать, что Византия также считала отступниками и еретиками представителей западной ветки христианства. Чтобы подчеркнуть эту мысль, Анна отмечает, что крестоносцы убивают христиан.Анна Комнина писала в своем труде, что крестоносцы убивали не только обычных византийцев, но и священников, которые выходили им навстречу. Даже кресты и облачения священников не останавливали крестоносцев.Такими примерами ужасного отношения крестоносцев к людям, Анна показывала свое негативное отношение к участникам крестовых походов. Следует сказать, что названные примеры, вероятно, говорят о том, что в самом начале Первого крестового похода Византия была готова к объединению церквей, но агрессия крестоносцев помешала примирению двух направлений христианства.Анна в «Алексиаде» называет противоречия, отталкивающие крестоносцев и византийцев. Например, она пишет о том, что византийцы все делают по канонам, евангельским догмам и законам, а католики совершают службу и одновременно держат оружия в руках, причащаясь, они могут одновременно убить человека и совершенно не придать этому значение.Из этого описания, становится ясно, что Анна не была знакома с обрядами католиков, католицизм она считала очередной ересью и делает вывод о вере католиков, только через призму военных действий крестоносцев. Для Анны католический обряд неразрывен с крестовым походом, и теми действиями, которые крестоносцы совершают в его период.Помимо военизированной ориентации в описание религиозной традиции католиков, Анна отмечает, что некоторое элементы христианской церкви связывают католиков и византийцев. Так и для Византии и для крестоносцев очень большим значением обладают религиозные символы, например, гвоздь, пронзивший бок Христа.Анна не видит у крестоносцев истинных религиозных чувств и обвиняет их в этом. Она часто отмечает, что католики просят помощи у Бога, но как она говорит, в первую очередь Бог связан у крестоносцев с военным делом.Следует сказать, что Бог для Византии является могущественной силой, которую нужно почитать и бояться. А Бог для католиков является силой, которая может защитить и помочь, в том числе в сфере военной.Здесь следует отметить особенность восприятия византийцами веры европейцев. Анна верит тому, что незнатные и небогатые люди пошли в крестовый поход, чтобы на самом деле освободить Гроб Господень. Но богатым знатным европейцам Анна не верит, полагая, что их цель заключается в личном освобождении.Интересно, что в случае с Петром Пустынником, Анна, отмечая его упрямство, не обвиняет его в корыстных целях и двуличии. Таким образом, можно сказать, что часть войска крестоносцев византийцы могли воспринять как близкую по вероисповеданию, к этой части относятся люди не знатного происхождения и некоторые лидеры похода, такие как Петр Пустынник.Подводя итог отношения византийцев к религиозным убеждениям крестоносцев, можно сделать следующие выводы. Крестовый поход не воспринимался византийцами, как религиозное мероприятие и не был тем явлением, которое бы могло объединить две христианские ветки.Император и византийцы видели в крестовом походе посягательство на государственность. Не зная обрядов католической церкви и трактуя их через военную призму, византийцы пытались всячески их очернить. Анализируя «Алексиаду», можно сказать, что поведение крестоносцев во многом противоречило канонам византийской церкви и византийцы постепенно стали полагать, что католики являются еретиками и верят в иного Бога. Необходимо подчеркнуть, что между двумя ветками христианства было множество противоречий. Но элита Византии не могла не согласиться с тем, что были и общие ценности. Святость Гроба Господня, «священный гвоздь» и другие элементы христианской церкви были среди них.В начале Первого крестового похода Византия была готова признать единоверцев в крестоносцах.Но спустя некоторое время греки понаблюдали за бесчинствами, которые совершались крестоносцами. Мнение элиты Византии в итоге изменилось. Противоречия эти в итоге привели к полному разрыву между двумя направлениями христианства.Необходимо заметить, что религиозной составляющей крестоносцев, Анна Комнина в своей работе уделяет мало внимания. Можно сказать, что она недостаточно осведомлена об этом. Вероятно, у Анны было изначально предвзятое мнение о крестоносцах как еретиках. Видимо поэтому византийцы и не пытались узнать их веру лучше.Если говорить отом, какие были взаимоотношения между византийцами и крестоносцами, то здесь можно увидеть сотрудничество. Хотя, следует сказать, что ни одна из сторон не стремилась к такой форме взаимоотношений. Но на сотрудничество в итоге они были вынуждены пойти.Без сотрудничества никто не достиг бы желаемых результатов. Крестоносцам необходимо было попасть в Малую Азию. И здесь нужна была помощь в снабжении армии. Византийцы хотели вернуть себе территории на востоке с помощью крестоносцев. Интересно, что отношения между этими союзниками с самого начала были очень натянутыми. Анна Комнина обвиняла крестоносцев в столкновениях между союзниками. Она объясняет это несоблюдением договоренностей католиками, непочтением к императору. Хотя эти обвинения не звучат в «Алексиаде» прямо, а скорее всколзь.Думается, здесь можно сказать о наличии двух этапов военного взаимоотношения между крестоносцами и византийцами:Первый этап характеризуется очень редко контактированием, и практически полным отсутствием совместных кампаний.Второй этап ознаменовался совместным захватом городов Никея и Антиохия. Император хотел вернуть потерянные земли, и ради этой цели был готов пойти на сотрудничество и с крестоносцами, а так же поделиться материалами разведки и разработками чертежей осадных орудий, которых по замечанию Анна Комниной, крестоносцы не знали.Можно сказать, что сотрудничество было успешным на первом этапе, но постепенно снисходило на нет, на втором этапе только редкие военные кампании сближали крестоносцев и византийцев.Бытовые отношения между латинянами и грекамипоказаны в «Алексиаде» очень бегло. Анна описывает то,что византийцами был выделен для крестоносцев отдельный участок для лагеря. Описания событий, связанных с принятием некоторых крестоносцев при дворе Алексея Комнина отличаются кратким описанием.По поводу вышесказанного, можно сказать следующее. Византийская власть пыталась показать себя гостеприимной хозяйкой. Об этом свидетельствовали пышные приемы крестоносцев, лучшие покои, выделенные для них. Крестоносцам дарили дорогие подарки. По словам Анны, целая отдельная комната была выделена под дары для Боэмунда.Анна считает, что латиняне показали себя неблагодарными, что весьма огорчило ее отца – императора. Принцесса также отмечает различия в обрядах и поведении византийцев и крестоносцев. Она говорит, что рыцари неуважительно относились к традициям греков.Незнание традиций как греков, так и византийцев привело к взаимному непониманию и отчуждению двух культур. Возможно, непонимание культур явилось еще одной причиной к отдалению двух ветвей христианства друг от друга.Дипломатические отношения между латинянами и византийцами являются важной стороной крестовых походов. Сотрудничество между двумя сторонами стало возможным только благодаря дипломатическим талантам лидеров и искусному подходу.Анной не описываются подробно переговоры, состоявшиеся между крестоносцами и византийцами. Видимо, она не присутствовала лично на них а для написания своей работы в этом отношении полагалась на документы, рассказы и слухи.Процесс формальных переговоров был довольно сложным. По любому поводу возникали стычки между союзниками, но продолжать переговоры было необходимо.Алексей Комнин, как говорит Анна, встречался с крестоносцами не часто. Он доверял это своим приближенным. Возможно, император не считал крестоносцев достойными своего появления.Интересен вопрос, на каком именно языке происходило общение между византийцами и крестоносцами. На основании текста «Алексиады» можно предположить такие варианты. При ведении переговоров обращались к помощи переводчиков. Это было логично, так как языки как таковые в тот период еще не сложились, и вряд ли какое-либо из европейских наречий было известно в Византии. Возможно, общение велось на латыни. Стоит отметить, что Анна крестоносцев часто называет латинянами. Вполне возможно, что уровень образованности позволял представителям элиты Византии владеть латинским языком.Можно сказать, что в целом переговоры были успешными. На первом этапе именно дипломатические успехи позволили создать объединенные военные силы и заключить ряд договоров.Учитывая, какие средства использовали византийские власти, то можно понять, почему крестоносцы при первой возможности нарушают данные обещания.Отношения между византийцами и крестоносцами были противоречивыми и трудными. Все противоречия проявились сразу же в период первых побед, во время событий, связанных со взятием Никеи. Тогда союзники увидели близость целей и их стала тяготить необходимость действовать вместе.В то же время говорить о полном разрыве отношений нельзя. Алексей Комнин пытался выкупить из плена крестоносцев, не отказал им в помощи при переправе домой. Полный разрыв произошел только с Боэмундом. Видимо, Алексей Комнин питал к нему личную неприязнь, и, возможно, взаимную.Отношения осложнялись тем, что крестоносцы со своими варварскими обычаями совершенно не вписывались в атмосферу императорского двора. Здесь было изящное общество, церемонии и строгое чинопочитание. Западные крестоносцы здесь выглядели неотесанными, дурно воспитанными, стеснительными, неприятными, непрошенными гостями.В то же время, нельзя не отметить, что крестоносцы и не пытались вписаться в византийское общество. Они были полны презрения к грекам, не понимали и не хотели понимать их утонченность.Разумеется, крестовый поход не был первым столкновением латинян и греков. Были более ранние встречи европейцев и византийцев, которые не оставили приятных впечатлений.Следует помнить, что сам менталитет византийцев склонен к осторожности. Союзники общались только по необходимости. Близко контактировали небольшие группы людей. В основном контакты проходили по бытовым и военным вопросам, которые решались военной и аристократической элитой двух сторон.В «Алексиаде» выделяются такие категории элиты:военачальники, приближенные императора, сам император.Цели каждой группы Анна не рассматривает, объединяя все категории в одну группу. Анализируя отношения каждой группы византийской элиты к крестоносцам, следует отметить, что самое субъективное отношение было у императора к рыцарям.И это понятно, так как, по его мнению, и мнению большей части византийской элиты, цель крестового похода – захватить власть в Византии.Трудно говорить о военном сословии, но, тем не менее, основой их отношений с крестоносцами являются приказы Алексея Комнина. Наиболее реальной является оценка военных.Остальная часть элиты условно разделилась на тех, кто был сторонником Алексея Комнина, и тех, кто разделял взгляды Анны. Принцесса по отношению к крестоносцам была довольно объективна, но, вероятно, она не всегда разделяла мнение Алексея.Анна подчеркивала, что ее отец относился негативно практически ко всем крестоносцам. Думается, на это были особые причины. Даже то, что в крестовом походе принимал участие Боэмунд (сын Роберта, давнего врага Алексея), сразу вызвало у императора недоверчивое отношение к остальным крестоносцам.Нельзя, тем не менее, сказать, что однозначно негативным было мнение Алексея ко всем крестоносцам. Он, по словам Анны, особенно выделял Исангела, которого полюбил за выдающийся ум, чистоту жизни и исключительность суждений.Как писала Анна, Исангела уважала и византийская знать, и сами крестоносцы. Это было совершенно исключительным случаем. Драгоценную реликвию (копье, которым пронзили бок Иисуса Христа) доверили хранить именно Исангелу.Анна постоянно подчеркивала, что крестоносцы принимались византийцами как дорогие гости. Византийцы всеми силами пытались им помочь, хотя они постоянно чувствовали тревогу и ощущали неприязнь по отношению к чужестранцам. Анна не смогла этого скрыть в своем произведении.Реакция Анны на крестоносцев стала понятной, когда неожиданно появились вооруженные люди и заполнили собой всю византийскую территорию. Анна называет эти полчища многочисленными. Как полагал император и аристократия, честолюбивые властители стремились захватить Византию. Поэтому объяснимо, почему отношение к ним не было вполне доброжелательным и искренним.Несмотря на страх, Алексей хотел использовать крестоносцев в своих целях. Он хотел, чтобы они отвоевали ему те территории, которые ранее принадлежали Византии. Интересно, что это желание в нем преобладало над всеми другими.Византийские власти по отношению к крестоносцам вели себя весьма осторожно. Объяснить это легко. Для византийцев крестоносцы были ненадежными партнерами, поэтому к совместным действиям греки не стремились. Они полагали, что латиняне жадны до денег, поэтому под любым предлогом нарушат договоры.Византийские власти, как отмечала Анна делали все, чтобы поскорей избавиться от воинов. Хотя Алексей Комнин не желал им гибели, он стремился получить свою выгоду. Император старался помогать крестоносцам, но не слишком активно.Византийцы считали крестоносцев болтливыми, жадными, лживыми, подлыми. В то же время оценка крестоносцев не была однобокой. Греки отмечали и их положительные качества, такие, как целеустремленность, бесстрашие, находчивость.Можно сказать, что византийцы в своем отношении к крестоносцам большее внимание уделяли их отрицательным чертам, хотя некоторая двойственность позволяет говорить о вполне объективной оценке войска крестоносцев.Анна в своем труде подчеркивала двойственное отношение к грекам крестоносцев. Она считала, что крестоносцы пытаются получить расположение императора, чтобы использовать его в борьбе с мусульманами. С другой стороны они ищут возможность захватить империю, но скрывают свою цель.Византийцы были уверены в коварных планах крестоносцев. Это во многом мешало им объективно оценивать реальность. Анна нередко переадресовывает Боэмунду мысли ее отца. Она таким образом выдает истинное отношение императора к крестоносцам за отношение крестоносцев к Алексею. Она даже якобы приводит слова Боэмунда о том, что Алексей пытался его отравить. Хотя возможно, в какой-то степени эта информация соответствовала действительности, так как между ними было большое недоверие. Император давно ненавидел Боэмунда, и тот, мог действительно подозревать Алексея.Вообще у Анны отношение к Боэмунду было, вероятно, привито ее отцом. Принцесса обвиняет его во всех проблемах и неприятностях. В то же время Анна отмечает его человеческие качества. Называя его подлецом и негодяем, готовым на все ради денег, она говорит о его бесстрашии и находчивости.Это двойственное отношение вступало в противоречия с образом, созданным у Анны на основании рассказов ее отца, еще до того, как она встретила Боэмунда.Несмотря на то, что Анна стремилась к объективности, ее оценка отношения крестоносцев к византийцам отличается субъективностью и предвзятостью. Это не позволяет создать объективной картины мнения крестоносцев.При первом же столкновении греки и латиняне отнеслись друг к другу с недоверием и коренное соперничество, разделявшее две эти цивилизации, сказалось во взаимной подозрительности, в постоянных затруднениях, во взаимных обвинениях, и т.д.В произведении Анны можно выделить несколько областей взаимодействия, где наиболее полно проявились особенности взаимоотношений между крестоносцами и византийской элитой. Поскольку наиболее полно освещены в произведении отношения, носившие официальный характер, то можно выделить такие сферы взаимоотношений как военная, бытовая, дипломатическая.Тяжелая кавалерия крестоносцев была практически неуязвима для сельджуков, основным вооружением которых были легкие луки и стрелы. Крестоносцы были вооружены арбалетами – оружием, неизвестным в то время не только тюркам, но и византийцам. Одной из важнейших составляющих истории крестовых походов, безусловно, является традиция «принимать крест». В ряде случаев именно эта традиция считается одним из критериев для ввода определения крестовых походов, которая позволяет четко отделить их от предшествующих войн, содержавших религиозные элементы в идеологии. Традиция принятия креста возникла уже во времена первого крестового похода. О традиции принятия креста уже во времена первого крестового похода сообщается и в «Алексиаде», Анны Комниной: «Вместе с кельтскими воинами шла безоружная толпа женщин и детей, покинувших свои края; их было больше, чем песка на берегу и звезд в небе, и на плечах у них были красные кресты». Собственно, именно эта традиция и дала крестовым походам обозначение как в латыни, так и в современных европейских языках.Одной из важнейших составляющих истории крестовых походов, безусловно, является традиция «принимать крест». В ряде случаев именно эта традиция считается одним из критериев для ввода определения крестовых походов, которая позволяет четко отделить их от предшествующих войн, содержавших религиозные элементы в идеологии.Принято считать этот обряд явлением новым по сравнению с предыдущими войнами, но ряд исследователей считает, что крест использовался как отличительный знак паломников в Иерусалим и до крестовых походов. Однако Дж. Констебл отмечает, что этому имеется довольно мало свидетельств. На основании проанализированной работы Анны Комниной можно сделать следующие выводы про то, как она описывает крестоносцев:Анна Комнина отмечает, что у войска не было единого командира, и при спорной ситуации командиры отрядов договаривались между собой. Крестоносцы огромное значение придавали своему социальному положению и соответствию ему. Неоднозначную реакцию вызывало принятие присяги у крестоносцев.Анна Комнина в своей работе выделяет, основных лидеров крестового похода, и особенно внимательно описывает их характер. Много внимание Комнина уделяет Боэмунду.Комнина в своей работе не описывает внешность крестоносцев, и только вскользь описывает их оружие, доспехи и внешность предводителей.Комнина в своей работе описывает способы построения войска крестоносцев и отмечает, что они не знают основ военной науки.Заключение«Алексиада» Анны Комнины не всеми была оценена в должной степени. Например, Фридрих Шиллер считал, что она написана в плохом стиле и дурном вкусе. Даже некоторые византинисты не видели в труде Анны что-либо интересное и оригинальное. Тем не менее, в настоящее время «Алексиада» Анны Комниной оценивается как первоклассный исторический источник и шедевр средневековой литературы.Многие исследователи «Алексиады», обнаруживая в тексте ошибки и неточности, пытаются найти причины этого в историческом методе Анны. Например, после объявления в 1096 г. крестового похода крестоносцы добирались несколько месяцев до Византийской империи. Анна укладывает эти события в две недели. Причина видится в том, что писательница хотела максимально драматизировать ситуацию, и о забывчивости здесь нельзя говорить.Единство «Алексиады» осуществляется на трех уровнях. Во-первых, языковой уровень. Произведение написано на искусственном древнегреческом языке, так называемого «высокого стиля». Во-вторых, на всем протяжении произведения сохраняется устойчивый и единый образ автора. В-третьих, это единство главного образа «Алексиады». В-четвертых, произведение построено по единому композиционному принципу, что немаловажно.Само название труда содержит в себе намек на «Иллиаду» Гомера. В «Алексиаде» присутствует центральная, объединяющая роль главного героя – Алексея Комнина. В композиционной основе произведение является описанием героических действий отца Анны. В композиционном центре повествования Алексей остается неизменным, тогда как его враги меняются постоянно.Из «Алексиады» Анны Комниной можно почерпнуть сведения о крестоносном движении, свидетелем которого она была сама. Проанализировав работу «Алексиада» можно сделать следующие выводы. Анна Комнина, описывая цели и состав крестового войска, в отличие от западных хронистов, называет реальные цели, то есть тем самым показывает огромную степень проницательности.Состав крестового войска Анна делит на людей незнатного происхождения и людей знатного происхождения. Она мало внимания уделяет первой категории, и подробно описывает только тех, кого византийцы считали лидерами крестового движения. Причем если Анна говорит о целях бедняков, то она считает, что они шли в поход, что бы спасти и поклониться Гробу Господня, а если она говорит о людях знатного происхождения, то цели у них, по ее мнению, совершенно иные – корысть и нажива.Описывая военную тактику крестоносцев, Анна говорит, что они совершенно не знакомы с военной наукой, и главное это устоять при их первой атаке, а после разбить их не представляет труда.Религиозная сторона жизни крестоносцев освещается Анной Комниной весьма мало, это весьма удивительно, так как византийцы всегда были очень религиозны. Вероятно, это можно объяснить тем, что вероисповедание крестоносцев отличалось от византийской веры. Анна, описывая это, старается католическую веру очернить. Она описывает действия крестоносцев, она отмечает, что они неприемлемы для настоящего христианина, например, убийство единоверца.Анна Комнина, скорее всего, вообще плохо представляла католическую веру и в основном в «Алексиаде» опиралась на слухи.В целом византийцы плохо знали обряды европейской церкви. Следует сказать, что особенности обстановки военного похода с религиозными мотивами способствовала тому, что у них в принципе складывалось о религиозных культах крестоносцев неверное представление. Это в свою очередь, еще больше негативно сказывалось на взаимопонимании между византийцами и крестоносцами.Такое отношение к религиозной составляющей крестоносцев объясняется тем, что византийцы изначально считали их учение еретическим, поэтому и не пытались его понять.Анна Комнина бывает очень объективна, когда описывает отношения византийцев к крестоносцам. Но вот когда она описывает отношения крестоносцев к византийцам, ее взгляды субъективны. Она не дает точного и реального представления об этом.При первом же столкновении греки и латиняне стали относиться друг к другу с большим недоверием. Эти две цивилизации разделяло коренное соперничество. Поэтому они оказались в постоянных затруднениях, взаимной подозрительности, в обвинениях друг друга.Оценивая объективность Анны Комнины, можно сказать, что с этой стороны наиболее верно в произведении отражается военная сторона взаимоотношений византийцев и крестоносцев. В этом вопросе Анна реально оценивает происходящее и в целом объективна.Таким образом, Анна Комнина считает крестовые походы важной частью жизни Византийской империи, и она, в отличие от других византийских авторов, уделяет этому событию достаточно внимания.БиблиографияИсточникиКомнина А. Алексиада. – СПб.: Алетейя, 2010. – 683 с.Литература Средних веков. Хрестоматия / сост. А.А. Хлевов. – М.: Амфора, 2009. – 864 с.Литература Бибиков М. В. Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 528 с. Бибиков М.В. Анна Комнина // Православная энциклопедия. Т. II.  / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2001 - 752 с. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. – 315 с. Васильев А. Византия и крестоносцы. Падение Византии. – М.: Ломоносов, 2018. – 256 с. Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. – СПб.: Алетейя, 2013. – 584 с.Волков М.В. Византийский взгляд на события Первого крестового похода и его основных участников (на основе «Алексиады» Анны Комнины) // Россия, Европа и Азия в контексте историко-культурного взаимодействия. – Орск: ОГУ, 2017. – С. 52-63. Гребенюк А.В., Колосова И.В. Штрихи к портрету рыцарей-крестоносцев // Вестник Дипломатической Академии МИД России. Россия и мир. – 2017. - №4(14). – С. 106-120. Гринин Л.Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность. – 2010. - №2 (12). – С. 3-44. Джусоев К. Роль личности императора Алексея I Комнина в истории Византийской империи // Материалы V Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Сборник докладов. – СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви, 2013. – С. 123-125. Диль Ш. Византийские портреты. – М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1914. – 376 с. Диль Ш. История Византийской империи. – М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948. – 167 с. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов и ее герои. – М.: Ломоносов, 2017. – 208 с. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. – М.: Высшая школа, 1977. – 274 с. Запорожец В.М. Сельджуки, Византия и европейские рыцари (в период Первого и Второго крестовых походов) // Наука и бизнес: пути развития. – 2012. - №7(13). – С. 51-56. История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон, 1999. – 496 с. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. - М.: Наука, 1973 – 150 с. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. – СПб.: Алетейя, 2017. – 338 с. Куглер Б. История крестовых походов. – М.: Феникс, 1996. – 512 с. Кулаковский Ю.А. История Византии. – СПб.: Алетейя, 2018. – 494 с. Кулидж О. Крестовые походы. – М.: Центрполиграф, 2002. – 224 с. Курбатов Г.Л. История Византии. – М.: Высшая школа, 1984. – 208 с. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. – СПб.: Алетейя, 2017. – 606 с. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. – СПб.: Алетейя, 2014. – 256 с. Ломбар Ж. Византия. – М.: Сфинкс, 1912. – 538 с. Любарский Я.Н. Византийские историки и писатели. – СПб.: Алетейя, 2012. – 512 с. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 492 с. Мишо Г. История крестовых походов – М.: ИП Карелин, 2014. – 368 с. Норвич Д. История Византии. – М.: АСТ, 2010. – 710 с. Перну Р. Крестоносцы. – СПб.: Евразия, 2001. – 320 с. Плаксицкая Н.А. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения. – М.: Флинта, 2018. – 167 с. Полищук И.С. Исторический труд Анны Комниной «Алексиада» как источник по истории XI – XII вв. (Основные особенности исторического метода византийского писателя) // Клио. – 2006. - №4 (35). – С. 72-83. Портных В.Л. Символизм знака креста в проповедях крестовых походов XIII века // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. – 2011. - №10. – С. 13-20. Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. – Иваново: Юнона, 1999. – 212 с.Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI веке. — Издательство Олега Абышко, 2004. - 448 с. Смирнова Е.Д., Сушкевич А.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Мн.: Беларусь, 1999. – 390 с. Стасюлевич М.М. История Средних веков. Кн. 3. Крестовые походы (1096 - 1291 гг.). – СПб.: Полигон, 2001. – 592 с. Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. – 288 с. Успенский Ф.И. История крестовых походов. – М.: Юрайт, 2017. – 120 с. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. – 448 с. Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи. – М.: «Евразия», 2013. – 492 с. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. – 288 с. Харрис Дж. Византия. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 408 с. Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. – СПб.: Диля, 2008. – 386 с. Чичуров И.С. Лекции профессора Д. Райнша на богословском факультете ПСТГУ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. – 2007. - №3 (19). – С. 179-180. Шалагин А.В. Исторические предпосылки крестовым войнам 1096 – 1270 гг. // Вестник магистратуры. – 2016. - №10 (61). – С. 17-19. Эпоха крестовых походов / под ред. Э. Лависса, А. Рамбо – Смоленск: Русич, 2002. – 672 с. Эрс Ж. История крестовых походов. – СПб.: Евразия, 2017. – 318 с. Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. – М.: Центрполиграф, 2013. – 642 с.ПриложенияКарта похода крестоносцевПервый крестовый поход.Первый, второй и третий Крестовые походы

Библиография
Источники

1. Комнина А. Алексиада. – СПб.: Алетейя, 2010. – 683 с.
2. Литература Средних веков. Хрестоматия / сост. А.А. Хлевов. – М.: Амфора, 2009. – 864 с.
Литература

3. Бибиков М. В. Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 528 с.
4. Бибиков М.В. Анна Комнина // Православная энциклопедия. Т. II. / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2001 - 752 с.
5. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. – 315 с.
6. Васильев А. Византия и крестоносцы. Падение Византии. – М.: Ломоносов, 2018. – 256 с.
7. Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. – СПб.: Алетейя, 2013. – 584 с.
8. Волков М.В. Византийский взгляд на события Первого крестового похода и его основных участников (на основе «Алексиады» Анны Комнины) // Россия, Европа и Азия в контексте историко-культурного взаимодействия. – Орск: ОГУ, 2017. – С. 52-63.
9. Гребенюк А.В., Колосова И.В. Штрихи к портрету рыцарей-крестоносцев // Вестник Дипломатической Академии МИД России. Россия и мир. – 2017. - №4(14). – С. 106-120.
10. Гринин Л.Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность. – 2010. - №2 (12). – С. 3-44.
11. Джусоев К. Роль личности императора Алексея I Комнина в истории Византийской империи // Материалы V Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Сборник докладов. – СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви, 2013. – С. 123-125.
12. Диль Ш. Византийские портреты. – М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1914. – 376 с.
13. Диль Ш. История Византийской империи. – М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948. – 167 с.
14. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов и ее герои. – М.: Ломоносов, 2017. – 208 с.
15. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. – М.: Высшая школа, 1977. – 274 с.
16. Запорожец В.М. Сельджуки, Византия и европейские рыцари (в период Первого и Второго крестовых походов) // Наука и бизнес: пути развития. – 2012. - №7(13). – С. 51-56.
17. История средних веков / Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон, 1999. – 496 с.
18. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. - М.: Наука, 1973 – 150 с.
19. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. – СПб.: Алетейя, 2017. – 338 с.
20. Куглер Б. История крестовых походов. – М.: Феникс, 1996. – 512 с.
21. Кулаковский Ю.А. История Византии. – СПб.: Алетейя, 2018. – 494 с.
22. Кулидж О. Крестовые походы. – М.: Центрполиграф, 2002. – 224 с.
23. Курбатов Г.Л. История Византии. – М.: Высшая школа, 1984. – 208 с.
24. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. – СПб.: Алетейя, 2017. – 606 с.
25. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. – СПб.: Алетейя, 2014. – 256 с.
26. Ломбар Ж. Византия. – М.: Сфинкс, 1912. – 538 с.
27. Любарский Я.Н. Византийские историки и писатели. – СПб.: Алетейя, 2012. – 512 с.
28. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 492 с.
29. Мишо Г. История крестовых походов – М.: ИП Карелин, 2014. – 368 с.
30. Норвич Д. История Византии. – М.: АСТ, 2010. – 710 с.
31. Перну Р. Крестоносцы. – СПб.: Евразия, 2001. – 320 с.
32. Плаксицкая Н.А. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения. – М.: Флинта, 2018. – 167 с.
33. Полищук И.С. Исторический труд Анны Комниной «Алексиада» как источник по истории XI – XII вв. (Основные особенности исторического метода византийского писателя) // Клио. – 2006. - №4 (35). – С. 72-83.
34. Портных В.Л. Символизм знака креста в проповедях крестовых походов XIII века // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. – 2011. - №10. – С. 13-20.
35. Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. – Иваново: Юнона, 1999. – 212 с.
36. Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI веке. — Издательство Олега Абышко, 2004. - 448 с.
37. Смирнова Е.Д., Сушкевич А.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Мн.: Беларусь, 1999. – 390 с.
38. Стасюлевич М.М. История Средних веков. Кн. 3. Крестовые походы (1096 - 1291 гг.). – СПб.: Полигон, 2001. – 592 с.
39. Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. – 288 с.
40. Успенский Ф.И. История крестовых походов. – М.: Юрайт, 2017. – 120 с.
41. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. – 448 с.
42. Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи. – М.: «Евразия», 2013. – 492 с.
43. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. – 288 с.
44. Харрис Дж. Византия. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 408 с.
45. Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. – СПб.: Диля, 2008. – 386 с.
46. Чичуров И.С. Лекции профессора Д. Райнша на богословском факультете ПСТГУ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. – 2007. - №3 (19). – С. 179-180.
47. Шалагин А.В. Исторические предпосылки крестовым войнам 1096 – 1270 гг. // Вестник магистратуры. – 2016. - №10 (61). – С. 17-19.
48. Эпоха крестовых походов / под ред. Э. Лависса, А. Рамбо – Смоленск: Русич, 2002. – 672 с.
49. Эрс Ж. История крестовых походов. – СПб.: Евразия, 2017. – 318 с.
50. Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. – М.: Центрполиграф, 2013. – 642 с.

Вопрос-ответ:

Что такое "Алексиада" Анны Комниной?

"Алексиада" - это историческое произведение, написанное в XI веке Анной Комниной, дочерью византийского императора Алексия I Комнина. В нем рассказывается о жизни ее отца, его правлении и событиях, связанных с первым крестовым походом.

Какие исторические сведения содержит "Алексиада" Анны Комниной?

В "Алексиаде" Анна Комнина описывает политические, социальные и военные события времени своего отца и первого крестового похода. Она даёт подробную информацию о движении крестоносцев, их действиях и участниках, а также озвучивает свои личные впечатления и мнения.

Какие особенности делают "Алексиаду" Анны Комниной ценным историческим источником?

Основная ценность "Алексиады" заключается в том, что она является одним из немногих современных описаний крестовых походов, написанных историком того времени. Комнина, будучи дочерью императора, была свидетелем и участником многих событий, что делает ее свидетельство непосредственным и достоверным. Кроме того, Анна Комнина впечатляет своими литературными навыками и глубокими психологическими портретами персонажей.

Какие причины и предпосылки движения крестоносцев были описаны Анной Комниной в "Алексиаде"?

В "Алексиаде" Анна Комнина указывает на несколько причин, которые побудили европейцев приступить к крестовому походу. Она говорит о растущем влиянии и угрозе ислама, о христианских святынях, находящихся под контролем мусульман, а также о стремлении показать свою мощь и благочестие перед Богом. Кроме того, она отмечает массовое недовольство и безработицу в Европе, что также являлось природным побудительным фактором.

Кто написал "Алексиаду"?

Алексиада была написана Анной Комниной.

Что представляет собой "Алексиада"?

Алексиада - это труд Анны Комниной о истории Крестового движения.

Какие особенности делают "Алексиаду" ценным историческим источником?

Особенности Алексиады, делающие ее ценным историческим источником, включают детальное описание действий крестоносцев, социальный состав крестовых походов и представление общественной атмосферы того времени.

Каковы предпосылки и причины движения крестоносцев, описанные в "Алексиаде"?

В "Алексиаде" описываются такие предпосылки и причины движения крестоносцев, как религиозная мотивация, амбиции лидеров, недовольство населения Византии и давление с турецкой стороны.

Каков социальный состав крестоносцев, описанный в "Алексиаде"?

В "Алексиаде" описывается социальный состав крестоносцев, включающий рыцарей, простых солдат и религиозных проповедников.

Кто написал Алексиаду?

Алексиаду написала Анна Комнина, дочь византийского императора Алексия I Комнина. Она является одним из первых известных женских историков и писателей Средневековья.

В чем особенности Алексиады как исторического источника?

Алексиада Анны Комниной является одним из важных первоисточников для изучения Крестовых походов. Она содержит подробные описания событий и персонажей, а также богатое описание культурной и социальной жизни того времени. Однако, стоит помнить, что Алексиада является личным произведением историка, и ее повествование может быть повлияно ее собственным видением и представлениями.