Синтез европейской и азиатской культуры на евразийском пространстве в 13-15 веках

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 2121 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 16.12.2018
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 20
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Этот мощный религиозный подъем был естественным спутником той переоценки ценностей, того разочарования в жизни, которое было вызвано стихийным ударом татарского нашествия». Русское национальное чувство положительно отозвалось на борьбу, возрос интерес к далёкому историческому прошлому Руси, культурным истокам, более того, прошлое подверглось идеализации. В целом, эта идеализация служила опорой для возрождения национального самолюбия. Возрождение интереса к собственной культуре выразилось в процессе переработки и популяризации русских былин. Таким образом, укреплялся «национальный и религиозный героизм» одновременно в процессе борьбы с татаро-монгольским игом и его последствиями.Однако Н.С. Трубецкой упоминает существенные отрицательные стороны влияния татаро-монгольского ига на Русь. В частности он подчёркивает, что татаро-монгольское иго являлось большим унижением для русского народа, в результате чего почти полностью были утрачены достоинство, чувство самолюбия. Н.С. Трубецкой отмечает многочисленные случаи заискивания перед Ордой. Это было нравственным падением. То есть, эта эпоха была наполнена контрастами, противоречиями в духовной и общественной жизни, порождёнными именно борьбой Руси с Великой Степью, соединением духовного подвижничества, героизма и подвига с малодушием и полным отказом от национальных традиций.Вместе с тем Трубецкой отмечает, что монгольская государственность сильно повлияла на Русь. В частности, Русь влилась в общую монгольскую финансовую систему, более того, произошло ее принятие, утверждение, о чём говорит большое количество заимствований из татарского языка: казна, алтын, казначей. Именно татары ввели вРоссии сеть почтовых путей, и монгольскую систему организации почтовых отношений и путей сообщений, основанную на общегосударственной ямской повинности (от монгольского слова ям «почтовая станция»), она долго сохранялась на Руси. Таким образом, можно сделать вывод, что русская государственность являлась синтезом монгольских и византийских идей и традиций, воспринятых и обработанных согласно национальным представлениям русского народа. Также важно отметить, что монгольская государственная система во многом представлялась как более величественная, жизнеспособная, чем господствовавшая на Руси в то время система дробления на многочисленные удельные княжества.Н.С. Трубецкой, отмечая, что московская государственность в плане идеологического основания сильно отличалась от монгольской государственности, всё же подчёркивает, что московская государственность - это преемница монгольской «не только в отношении территории и некоторых особенностей государственного устройства, но в самом своем идейном содержании. И тут и там основой государства, признаком принадлежности к нему являлась определенная форма быта, неразрывно связанная с определенной психологической установкой: в монархии Чингисхана - кочевнический быт, в Московском государстве - православное бытовое исповедничество... Кроме того, общим было отношение к монарху, который воспринимался как «образец бытового идеала», также государственная дисциплина строилась по принципу подчинения монарха и подданных «неземному, божественному началу», в то время как сам монарх являл собой «земное орудие» этого божественного начала. В целом, можно говорить о том, что благодаря борьбе Руси с Великой Степью Русь обретает начала собственного исторического пути развития.П.Н. Савицкий был радикальным сторонником позитивного влияния «татарщины», борьбы Руси со степью на процесс исторического и культурного развития Руси. Савицкий исходит из того, что Киевская «дотатарская» Русь пребывала в состоянии упадка, который выражался в процессе культурного и политического измельчания, соответственно, он оспаривает факт традиционного возвышения культуры Киевской Руси накануне вторжения татаро-монголов. Кроме того, П.Н. Савицкий утверждает, что иго – это была историческая неизбежность в условиях деградации Киевской Руси, иго заложило основу для последующего перерождения нации. Важно отметить, что татары по представлению Савицкого – это наименьшее зло для Руси, поскольку ей в то время велика была угроза с Запада: «Татары – «нейтральная» культурная среда, принимавшая «всяческих богов» и терпевшая «любые культуры», пала на Русь как наказание Божие, но не замутила чистоты национального творчества. Если бы Русь досталась туркам, заразившимся «иранским фанатизмом и экзальтацией», ее испытание было бы многажды труднее и доля - горше. Если бы ее взял Запад, он вынул бы из нее душу... Татары не изменили духовного существа России; но в отличительном для них в эту эпоху качестве создателей государств, милитарно организующейся силы, они, несомненно, повлияли на Русь». Иными словами, под влиянием Золотой Орды сложилась мощная военная система Руси, государственная организация, была достигнута относительная государственная устойчивость. Также Савицкий утверждает, что русское духовное своеобразие, основным стержнем которого является русское благочестие, сформировалось также под влиянием борьбы Руси со степью и татаро-монгольским игом: «И вот благочестие это - такое, как оно есть, и такое, каким оно питало русскую духовную жизнь, - создалось именно во времена «татарщины». В дотатарской Руси - отдельные черты, намеки; в Руси «татарской» - полнота мистического углубления и постигновения и ее лучшее создание, русская религиозная живопись; весь расцвет последней целиком умещается в рамки «татарского ига». Благодаря татаро-монгольскому игу Россия обрела статус объединительницы Азии, носительницы глубоких культурных традиций, страны, в которой присутствует синтез «одновременно исторической «оседлой» и «степной» стихий. Эпоха после освобождения от татаро-монгольского ига явилась одной из наиболее значительных в истории Руси, так как предоставилась возможность распространения русской народности, освоения степи. Русский народ, первоначально бывший преимущественно «лесным и земледельческим», затем стал также и «степным», а степное начало в свою очередь является одним из важнейших факторов развития новейшей истории русского народа: «Степное начало, привитое русской стихии, как одна из составляющих ее начал со стороны укрепляется и углубляется в своем значении, становится неотъемлемой ее принадлежностью; и наряду с «народом-земледельцем», «народом-промышленником» сохраняется или создается в пределах русского национального целого «народ-всадник», хотя бы и практикующий трехполье».ЗаключениеТаким образом, наиболее ярко синтез европейской и азиатской культур проявился во взаимодействии Руси и степи, а также во влиянии культуры Византии на Европу. Можно сделать вывод, что русская государственность выступала в качестве синтеза монгольских и византийских идей и традиций, которые были восприняты согласно национальным представлениям. Согласно общепринятой концепции борьбе Руси со степью принадлежит важное место в русской истории и культуре. Более того, истоки этой борьбы стоит искать в том, что борьба «леса со степью» носила исторически необходимый характер. За счет монгольского нашествия, согласно традиционной версии, были произведены многочисленные разрушения, но все же, русская культура смогла взять и многие позитивные черты. Монгольское завоевание привело к существенным изменениям в развитии государства, содействовало тому, чтобы начало формироваться единое русское государство. В домонгольский период развитие Руси осуществлялось по европейскому пути феодального развития. После нашествия Древняя Русь выбирает восточный путь развития. Нельзя также не сказать о том, насколько сильное влияние Золотая Орда оказала на становление дуализма государственности Руси.Позднее Русь заимствует традиции византийской культуры, особенно в сфере государственного управления. Византийская модель культуры дуальна, ей присущи как европейские, так и азиатские черты. Список литературыАязбекова С. БИКУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР ЕВРОПЫ И АЗИИ.// http://gisap.eu/ru/node/59259Вернадский Г.В. Монголы и Русь. - Тверь, 1997. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 1989.Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2002. Клосс Б.М. Формирование идеологии Московского государства. http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kloss-boris-mihajlovich/ocherki-po-istorii-russkoj-agiografii-xivxvi-vv/4Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 т. – М., 2002. Т. 1.// http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/Малыхин К.Г. История Донского края. Режим доступа: http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/history/idk/turks.htmСавицкий П.Н. Степь и осёдлость./П.Н. Савицкий// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. - М., 1993. Трубецкой Н.С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока./Н.С. Трубецкой//Классика геополитики. – М., 2003. Яновский О.А. История Беларуси. Полный курс. – Минск, 2006

1. Аязбекова С. БИКУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР ЕВРОПЫ И АЗИИ.// http://gisap.eu/ru/node/59259
2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. - Тверь, 1997.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 1989.
4. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
5. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2002.
6. Клосс Б.М. Формирование идеологии Московского государства. http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kloss-boris-mihajlovich/ocherki-po-istorii-russkoj-agiografii-xivxvi-vv/4
7. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 т. – М., 2002. Т. 1.// http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/
8. Малыхин К.Г. История Донского края. Режим доступа: http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/history/idk/turks.htm
9. Савицкий П.Н. Степь и осёдлость./П.Н. Савицкий// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. - М., 1993.
10. Трубецкой Н.С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока./Н.С. Трубецкой//Классика геополитики. – М., 2003.
11. Яновский О.А. История Беларуси. Полный курс. – Минск, 2006






Вопрос-ответ:

Что представляет собой синтез европейской и азиатской культуры на евразийском пространстве?

Синтез европейской и азиатской культуры на евразийском пространстве в 13-15 веках представляет собой процесс взаимодействия и смешения двух культурных традиций. Здесь соединяются влияния Западной Европы и Восточной Азии, что приводит к появлению новых форм и проявлений в искусстве, религии, архитектуре и других сферах жизни.

Как возник этот синтез?

Синтез европейской и азиатской культуры на евразийском пространстве возник в результате торговых и культурных контактов между народами. Шелковый путь и другие торговые пути стали мощными магнитами для обмена товарами и идеями. Купцы, путешественники, миссионеры и исследователи проникали на территорию других культур, принося с собой новые знания и технологии, которые смешивались с местными традициями.

Какие проявления синтеза и культурного обмена можно наблюдать в этот период?

В этот период можно наблюдать множество проявлений синтеза и культурного обмена. Например, в архитектуре можно видеть смешение европейских и азиатских стилей, использующих элементы готики и мавританской архитектуры. В искусстве распространялись новые жанры и техники, вдохновленные разными культурами. В религии возникали новые синкретические верования, сочетающие элементы христианства, буддизма и ислама. Это лишь некоторые примеры проявлений синтеза культурного обмена на евразийском пространстве в 13-15 веках.

Каким образом осуществлялся синтез европейской и азиатской культур на евразийском пространстве в 13-15 веках?

Синтез европейской и азиатской культур на евразийском пространстве в 13-15 веках осуществлялся в основном через взаимодействие между различными народами. Этот процесс был результатом как экономических и политических контактов, так и культурного обмена. Например, в результате торговых связей между Византией и Востоком происходило взаимопонимание и ассимиляция элементов восточной и западной культур.

Какие факторы способствовали взаимопониманию и синтезу культур на евразийском пространстве в 13-15 веках?

Взаимопониманию и синтезу культур на евразийском пространстве в 13-15 веках способствовали различные факторы. Во-первых, это было связано с развитием торговли и обмена товарами между различными народами. Во-вторых, роль сырьевых ресурсов и природных условий была также значительной, так как они стимулировали взаимовыгодное взаимодействие. Наконец, религиозные и экономические факторы также оказывали свое влияние на процесс синтеза культур на евразийском пространстве.

Какое влияние процесс синтеза культур на евразийском пространстве в 13-15 веках оказал на Россию?

Процесс синтеза культур на евразийском пространстве в 13-15 веках оказал значительное влияние на Россию. В результате экономических и культурных контактов с азиатскими народами, Россия стала обогащаться новыми идеями и передовыми технологиями. Более того, это содействовало формированию русского национального чувства и возросшему интересу к историческому прошлому Руси и ее культурным истокам.

Какие были последствия стихийного удара татарского нашествия на евразийское пространство в 13-15 веках?

Столкновение с татарами вызвало разочарование и переоценку ценностей в жизни евразийского пространства. Религиозный подъем был естественным следствием этого исторического события. В частности, русское национальное чувство положительно отозвалось на борьбу и возрос интерес к историческому прошлому Руси и ее культурным истокам.

Какие культурные изменения произошли на евразийском пространстве в результате синтеза европейской и азиатской культур в 13-15 веках?

Синтез европейской и азиатской культур на евразийском пространстве привел к изменениям в ценностях и восприятии прошлого. Прошлое стало предметом идеализации, а интерес к далекому историческому прошлому Руси и культурным истокам возрос. Этот процесс также сопровождался религиозным подъемом, который стал естественным следствием столкновения с татарами.

Какое значение имел синтез культур на евразийском пространстве в 13-15 веках для русского национального чувства?

Синтез культур на евразийском пространстве в 13-15 веках положительно отразился на русском национальном чувстве. Столкновение с татарами вызвало интерес к историческому прошлому Руси и ее культурным истокам. Этот интерес способствовал борьбе и переоценке ценностей, стимулировал религиозный подъем и идеализацию прошлого.

Что вызвало стихийный удар татарского нашествия на евразийское пространство в 13-15 веках?

Стихийный удар татарского нашествия вызвал разочарование в жизни и переоценку ценностей на евразийском пространстве в 13-15 веках. Это событие стало естественным спутником религиозного подъема, который оказал значительное влияние на культурные и социальные изменения того времени.

Какие последствия вызвало татарское нашествие на евразийском пространстве?

Татарское нашествие привело к переоценке ценностей и вызвало разочарование в жизни. Однако, оно также способствовало росту религиозного подъема и интереса к историческому прошлому, культурным истокам и идеализации прошлого.