Язык тела как инструмент воздействия на зрителя в театрализованном представлении

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусство
  • 4040 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 18.12.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Виды и особенности театрализованного представления 6
1.1 Понятие «язык тела» и его составляющие 6
1.2 Характеристика и роль пластической выразительности актера 9
1.3 Невербальная семиотика в театральной культуре 21
Глава 2. Использование языка тела в постановке театрализованного представления на примере спектакля «Маугли» 34
2.1 Анализ спектакля «Маугли» 34
2.2 Обзор различных постановок спектакля «Маугли» 36
Заключение 45


Фрагмент для ознакомления

«Книга джунглей» - не только приключения и увлекательная история для детей. В книге раскрыты темы взросления, бытия человека, противостояния личности и племени. Вот почему это произведение вошло в культурный контекст, и режиссеры, в том числе театральные, продолжают переосмысливать его и представлять новые версии "Маугли". Жизнь «Книги джунглей» на русской сцене тоже началась не вчера...Первые постановки «Книги джунглей» были ориентированы прежде всего на детей. Так, в Первом Государственном театре для детей пьесу «Маугли» поставили еще в 1920 году. Большой популярностью пользовалась постановка в Театре кукол им. С.В. Образцова 1945 года. Спектакль «Маугли» пережил множество постановок в разных городах России, а также ближнего зарубежья. Так, например, в Казахстане прошла премьера Молодёжного театра – спектакль «Маугли» по классическому произведению Редьярда Киплинга в постановке молодого режиссёра Камиллы Абдурахмановой – пример замечательного «учебника жизни», прекрасный подарок для подрастающего поколения маленьких жителей. Сразу отметим, волшебная классическая драматургическая основа спектакля – уже отличный старт для последующего успешного «прохождения» не только у маленького, но и у взрослого зрителя. Спектакль захватывает, завораживает и одновременно будоражит с первых минут. Молодёжный театр, в очередной раз демонстрируя свой фирменный легко узнаваемый стиль - синтез драмы, музыки, пластики и танца, создает зрелище-действие, зрелище яркое, стильное, современное, оправданно агрессивное (ведь мир индийских джунглей и его звериные законы, где выживает сильнейший, предполагает именно такую преобладающую краску в спектакле). Он держит внимание маленького зрителя до самого конца и заканчивается всепоглощающей апофеозной массовой сценой – с победой добра, справедливости, человечности, обретенных через пройденные испытания, взросление и мужание героя Маугли. В итоге финальная сцена с волшебным цветком перерастает в своеобразный символический образ традиционных юношеских инициаций, сданный экзамен на мужскую прочность и зрелость главного героя, порождая обобщенную метафору спектакля – метафору Пути героя от младенца-несмышлёныша в начале до Мужчины, Защитника, Победителя в конце. Маленький зритель проходит этот Путь вместе со своим любимым героем Маугли, приобретая вместе с ним свои жизненные уроки, проходя вместе с ним свои жизненные университеты.2.2 Обзор различных постановок спектакля «Маугли»В Иркутске прошли гастроли мюзикла «Маугли». Этот удивительный спектакль – плод коллективных усилий многих творцов и специалистов. Он замечателен, например, своими массовыми сценами мира зверей – волков и обезьян (работа постановщика пластики животных Дмитрия Резепина и балетмейстера Андрея Варакуты буквально завораживает) и мира людей. Выделю филигранную актерскую работу Сабины Асановой, которая тонкими мазками плетёт узорчатый рисунок нежной, трепетной и романтичной индийской девушки Майи – невесты Маугли. Бесконечно трогательна и берёт за душу опытная актриса НилуфарОктамова в образе Матери Маугли, потерявшей и заново обретшей своего ребёнка и свое счастье. Особой похвалы заслуживает, актер ДинисГромаков. Он создаёт выразительный образ всемогущего, коварного и доброго, вкрадчивого и опасного змея Каа ярко, выпукло, талантливо, широкими мазками, восхищая как своей пластикой, так и вокальной партией. Это абсолютный музыкальный хит спектакля – творческая удача композиторов АзизаСафаева и Ильи Халмурзаева, бесспорная удача которых и музыкальный «портрет» тигра Шер Хана. Актёр Улугбек Абдурахимов получает с их помощью дополнительные краски для создания образа генерального врага-агрессора спектакля, успех которого, несомненно, обеспечивает и артистка АфсонаШабаева, создавая главный положительный образ чёрной пантеры. Выбор её на роль пантеры Багиры – удивительное и абсолютно точное попадание по своим физическим характеристикам. Выразительная пластика лица, тела, рук актрисы помогает ей успешно справляться с поставленной перед ней задачей.Новый спектакль Молодёжного театра - современный и стильный. Такое впечатление, на наш взгляд, рождают абстрактные декорации, лишенные прямой и плоской натуралистичности, и видеопроекция спектакля, воссоздающая образ компьютерной игры, перетекающей в реальность, и звуковые спецэффекты, и свето-динамическое оформление, заставляющие провести аналогии с вышедшей параллельно со спектаклем Молодёжного театра американской кинематографической версией великой книги Киплинга.«Маугли» с успехом продолжает поиски театра на территории других культур. Авторы спектакля о Маугли говорят с детьми о первой любви и сильных чувствах. И о том, почему люди так усиленно борются с природой, все больше теряя гармонию с ней. Впервые в детском театре текст звучит на хинди, реплики персонажей сопровождается жестикуляцией, принятой в Индии. В спектакле затронуты такие философские понятия, как «колесо Сансары», чакра, карма, мантра и др. Ну а говорить о том, что на сцене оркестр и к тому же с этническими инструментами, просто излишне – в «Театриуме» спектакли никогда не идут под фонограмму.В первом действии Маугли не произносит ни слова. Что понятно, ведь он не знает человеческого языка, он же воспитан животными. Комментируют все происходящее лиса с дикобразом. Не стесняются высказаться и антилопы, носороги и прочие обитатели джунглей. Ну, про волков, Балу и Багиру вообще молчу. В ходе обсуждения всплывает страшная тайна убийства родителей Маугли – оказывается, их убил Шерхан.Если вспомнить первоисточник Киплинга, то Маугли как-то очень быстро осваивает предметы людского быта и вообще мир людей. Сначала он пугается огня, но через мгновение уже вовсю использует его силу. Отобранный у кобры кинжал вообще становится его персональным оружием. Словно он просто шагнул безо всяких усилий из одного мира в другой. По пьесе, как мне кажется, только Ананда и уводит Маугли из джунглей. Или, наоборот, она сама уходит из мира людей вслед за любимым. Сделаем обзор еще одной постановки знаменитого спектакля. В Московском Губернском театре под руководством народного артиста РФ Сергея Безрукова в субботу представят премьеру постановки «Книга джунглей. Маугли». Знаменитый роман Киплинга задуман как красочное музыкально-пластическое шоу для всей семьи.«Книга джунглей. Маугли» – очень красивая, масштабная постановка с яркими декорациями и костюмами, акробатическими номерами. В разгар новогодних праздников мы устроим индийскую елку в фойе, где Дед Мороз и Снегурочка окажутся в джунглях, а на сцене создадим ощущение летнего зноя», – рассказал Безруков.В свою очередь режиссер спектакля Татьяна Вдовиченко отметила, что поставить историю о Маугли ей предложил художественный руководитель театра Сергей Безруков.«Готовясь к постановке, я, конечно же, перечитала «Книгу джунглей». Мне показалось, что эта история очень актуальна и будет интересна и детям, и взрослым, потому что она рассказывает о настоящих сильных чувствах, о настоящей дружбе, о том, как сложно стать настоящим человеком», – поделилась Вдовиченко.Специально для нового спектакля лучшие мастера Москвы и Санкт-Петербурга сшили более 50 уникальных костюмов и создали около 40 масок. «Костюмы собраны из мелких деталей, кусочков меха и фактурных тканей, на некоторых из них использованы стразы. Например, роскошный хвост павлина Мао переливается всеми цветами радуги и действительно завораживает», – рассказала режиссер.По ее словам, для того чтобы передать характеры всеми любимых персонажей Киплинга, было важно овладеть их повадками и особой «звериной» пластикой. «Этим в течение трех месяцев с актерами занимался балетмейстер Антон Крамар. Ему удалось создать впечатление, что перед публикой действительно появляются обитатели джунглей: медведь Балу, тигр Шер-Хан, пантера Багира, шакал Табаки, павлин Мао, волки, неугомонные обезьяны-бандерлоги», – отметила Вдовиченко.Роль Маугли требует выносливости. Главную роль в спектакле исполнит Александр Соколовский, известный телезрителям по сериалам «Страсти по Чапаю» (Петька Исаев), «Молодежка» (Егор Щукин). Соколовский вошел в труппу Губернского в начале сезона, исполнив главную роль в спектакле «Весна» по рассказам Михаила Задорнова.Рассказывая о работе над новой постановкой, артист признался, что роль Маугли прежде всего требует хорошей физической подготовки. «Мы делаем трюковую историю, и она действительно требует большой выносливости, умения выполнять акробатические элементы, трюки», – считает Соколовский.Все сценическое движение поставит профессор кафедры сценической пластики ГИТИСа Айдар Закиров. «С его помощью бои, драки и сражения приобрели акробатическую направленность, – сообщил актер. – В качестве гимнастических снарядов мы используем и канаты, и выступы, и друг друга. В одном из трюков даже задействовали постановщика цирковых историй, и Маугли там выступает как профессиональный циркач».Знакомая многим история, но в необычной обертке. Спектакль «Маугли» — это одно сплошное движение: герои не сидят на месте. Они появляются отовсюду: сбоку, из-под сцены, сверху. Элемент неожиданности присутствует на протяжении всей постановки, которая длится 1 час 20 минут.Работа над постановкой началась еще осенью. И три месяца шла она в режиме нон-стоп. Тяжело пришлось всем подразделениям театра. Художники и костюмеры трудились, не покладая рук. Разработан и сшит не один десяток костюмов. Здесь и племя бандерлогов, и волчья стая, и, конечно, главные персонажи «Книги джунглей»: Маугли, Багира, Балу, Каа.Для того чтобы спектакль воплотился на сцене, пришлось использовать большое количество технических приемов. Ведь практически весь зрительный зал необходимо было превратить в джунгли. Декорации устанавливали более 12 часов. И все это задумка приглашенного режиссера из Казани.Но не только этим сложен «Маугли». У Киплинга нет пьесы, поэтому работали по книге, конечно, не следуя ей вслепую.Рассказывает Диана Сафарова, режиссер спектакля «Маугли», г. Казань:— Актеры делали много этюдов и из этих этюдов начали складываться сам спектакль. Изначально работали этюдным методом.В спектакле задействована вся труппа театра «Мастеровые», но не обошлось и без приглашенных актеров. Как признается режиссер, пока не появились они, постановка не клеилась. Это начинающие юные челнинские таланты.Артур Нурутдинов, юный актер— Эта роль очень энергичная, постоянно я бегаю и прыгаю. Мне очень нравится играть на сцене особенно со взрослыми. Тут иногда бывает тяжело, но играть все равно нравится.Актеры не просто рассказывают юному зрителю историю человеческого детеныша, воспитанного животными дикого мира. Ребята вовлечены в нее. Часть расположилась на сцене сбоку, а часть на камешках в джунглях.Андрей Бикбаев, юный актер— Когда мы подходим, они пытаются нас потрогать, потому что у нас костюмы, маски, все интересно. Мы не особо даем себя трогать, но они могут себе это позволить.Сложный подход, но действенный. Да и сами герои на протяжении всего спектакля поддерживают контакт со зрителем.Знаменитый роман Р. Киплинга задуман как красочное музыкально-пластическое шоу для всей семьи. Что произойдет с человеческим детенышем, если он потеряется в индийских джунглях? Волки примут его в свою стаю, дадут ему имя Маугли, будут учить ловкости, смекалке, отваге. Черная пантера Багира и медведь Балу станут его настоящими друзьями, а тигр Шер-Хан и шакал Табаки станут его заклятыми врагами. Маугли узнает законы джунглей, станет храбрым повелителем леса, защитником зверей и людей, настоящим человеком... Ведь человек – часть природы, но при этом он всё же остаётся человеком, которым должен руководить древний принцип: «Мы с тобой одной крови! Ты и я!».«Маугли» – очень красивая, масштабная постановка с яркими декорациями и костюмами, акробатическими номерами, она непременно покорит и детей, и взрослых. В этом абсолютно уверены режиссёр спектакля Светлана Степкина - заслуженная артистка ЛНР и артисты Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева. Спектакль «Маугли. Доброй охоты!» театра Романа Виктюка в символической форме открыто показывает то, что происходит скрыто в глубинах Бессознательного. Несмотря на то, что произведение Киплинга адресовано детям, спектакль интересен для взрослой аудитории. И с психологической точки зрения историю Маугли можно определить как процесс сепарации.Сепарация – отделение от родителей, необходимое для достижения зрелости. Вначале Маугли предстает беспомощным детенышем, нуждающимся в защите и заботе. В итоге он становится взрослым и самостоятельным, уходит во взрослую жизнь. Как она сложится, мы не знаем, но понимаем, что он сам будет строить ее, делать выборы и нести за них ответственность. Как и положено зрелой личности.История Маугли – метафорическое отображение пути взросления и достижения зрелости. Человеческие дети совершенно беспомощны, у них долгий путь взросления и достижения самостоятельности. Именно поэтому эволюционно возникла семья, семья как образование нужна для защиты самых слабых, а это, конечно, дети. Дети могут вырасти только в семье – необязательно своих биологических родителей, но они нуждаются во взращивании.При этом есть интересный феномен. Внутри ребенка формируется так называемое «родительское представительство». Это сложный конструкт, который состоит из множества элементов – самых разных образов Родителя и опыта взаимоотношений с ним. Механизм следующий: ребенка окружают самые разные взрослые, которые участвуют в его воспитании, явно или косвенно. Их образы впитываются внутрь, «интериоризируются», как это называется в психологии. И именно из них складывается родительское представительство.Внутренний образ Родителя, или родительское представительство, становится объемным, разнообразным и даже – противоречивым. Ведь сейчас мама улыбается малышу, а потом на ее лице отобразится гнев или печаль… Ребенок, как губка, впитывает свое окружение. Во внешнем мире его взращивают реальные люди, во внутреннем мире – символический образ Родителя.Спектакль символичен, и в нем мы видим опредмечивание внутреннего родительского представительства: Маугли окружают некие фигуры, будь то люди или животные, и каждый из них символизирует определенную часть родительского представительства. Мать Волчица – «защищающая мать». Образ Багиры несет в себе много сексуальности, это встреча ребенка с женственностью и сексуальностью своей матери. «Мудрый Каа» символизирует мудрость и опыт родителя. Акела – отец как глава семьи, лидер. А Шерхан – «пожирающий родитель», теневая, негативная часть родителя, которая представляет угрозу для ребенка. Когда-то на заре зарождения человечества процветал каннибализм, и в суровых условиях голода ребенка мог съесть сам родитель.Современный родитель может пожирать ребенка символически: не давая права на сепарацию. Исходит он при этом из собственных интересов, дефицитов, внутреннего голода: без ребенка ему будет одиноко и страшно. Все мы помним анекдоты и шутки про одесских мам: «Ты хочешь жениться? Ты хочешь сделать маму сиротой?»Поэтому отношения Шерхана и Маугли – центральная интрига. Только разобравшись с «пожирающим родителем», препятствующим развитию, ребенок может сепарироваться и уйти во взрослую самостоятельную жизнь. Что и происходит как с повзрослевшим Маугли, так и со многими из нас в период сепарации.ЗаключениеВ современном театре существует колоссальное разнообразие различных жанров. Драматический, музыкальный, пластический, эстрадная клоунада, пантомима и много всего другого. Но каждый этот жанр сопряжён с несколькими едиными вещами: с режиссёром, с актёром, с действием. Но также в каждом этом виде существует и пластика. Она тоже объединяет театральные жанры в одно явление.Зримое всегда будет более интересно, более познавательно, более эмоциональнее и ярче. Театр существует в пространстве и времени, так что лишать его такой важной составляющей никак нельзя, иначе он теряет свою зрелищность, а вместе с нею сущность.Информация зрителем усваивается на семьдесят процентов через зрение. А доказательства того, что пробуждение эмоций, переживаний и всего внутреннего мира проще и точнее сделать через внешние проявления, говорят о необходимости работы актёра над своей пластикой. Он должен не только заниматься физическим состоянием своим и учиться технике, хотя это необычайно важно, но и духовно развиваться, чтобы тела выражало истину актёра, его собственную сущность.Не стоит также забывать, что мы иногда бываем свидетелями того, как, работая над пластическим решением и воплощением роли или мизансцены, одни актеры довольно быстро ориентируются в конкретных сценических условиях, а другие тратят на это значительно больше времени и ждут показа режиссера по каждой отдельной детали, каждому отдельному движению.Актёр в современном театре должен понимать ещё и то, что повышенная конкуренция требует наивысшей квалификации и наиболее развитых способностей, чтобы он смог быть уверен в том, что найдёт себе место работы и будет продуктивно сотрудничать с театром.В заключение считаю необходимым обратить особое внимание на овладение актером и режиссером своим ремеслом, без этого не может быть полноценного художника. Эта истина давно всем известна, особенно артистам цирка, балета, вокалистам и музыкантам. Однако некоторые драматические актеры, меняя костюмы, переходят из роли в роль, из спектакля в спектакль с привычными для них движениями, ритмами, жестикуляцией, не стремясь к созданию яркого образа. Естественно, что подобное пренебрежение основами профессии может привести к значительному снижению актерского мастерства.Пластический рисунок роли не может быть ограничен он других элементов системы Станиславского и всей остальной структуры актёрского мастерства.Вопросы, связанные с перевоплощением, овладением характером, характерностью, жанром, стилем, подчас забываются актерами и режиссерами. Более того, некоторые из режиссеров пытаются найти теоретические обоснования того, что в современном спектакле это лишний балласт, устарело и старомодно. Так фактически от незнания ремесла, неумения реализовать во времени и пространстве сценическое действие, а нередко и от безграмотности, прикрывающейся современностью или так называемым «своим видением и решением», происходит выхолащивание и оскудение искусства актера.В данной курсовой работе решены все поставленные задачи:- дано определение понятию «язык тела» и его составляющих;- дано определение характеристике и роли пластической выразительности актера;- изучено явление невербальной семиотики в театральной культуре;- изучено использование языка тела в постановке театрализованного представления на примере спектакля «Маугли».

-

Вопрос-ответ:

Какова роль языка тела в театральном представлении?

Язык тела является важным инструментом воздействия на зрителя в театральном представлении. Он позволяет актерам передать эмоции, мысли и сообщения без использования слов.

Какие компоненты входят в язык тела?

Язык тела состоит из различных компонентов, таких как жесты, позы, мимика, выразительность глаз и движения. Каждый из этих элементов влияет на общее впечатление, которое создает актер.

Как пластическая выразительность актера влияет на театральное представление?

Пластическая выразительность актера играет важную роль в театральном представлении. Она позволяет актеру создать образ персонажа, передать его характер, эмоции и отношение к окружающей среде.

Какую роль играет невербальная семиотика в театральной культуре?

Невербальная семиотика является важным элементом театральной культуры. Она помогает актерам передать сообщения и эмоции через язык тела, жесты и мимику, что усиливает впечатление на зрителей и помогает им глубже понять и воспринять художественное произведение.

Как в спектакле "Маугли" используется язык тела?

В спектакле "Маугли" язык тела используется для создания образов животных и передачи их характеров и поведения. Актеры использовали пластические движения, мимику и выразительность глаз, чтобы оживить персонажей и взаимодействовать с другими актерами на сцене.

Каким образом язык тела используется в театрализованных представлениях?

Язык тела является основным инструментом актера для передачи эмоций, мыслей и сообщения зрителям. Он используется для создания персонажей, передачи настроения и эмоциональной окраски сцены.

Какие компоненты входят в язык тела?

Язык тела включает в себя пластическую выразительность, основополагающую факторов в передаче сообщения актера. Кроме того, важным компонентом является невербальная семиотика, которая помогает актеру передать информацию с помощью жестов, мимики и поз.

Какова роль пластической выразительности актера в театральной постановке?

Пластическая выразительность актера играет важную роль в передаче эмоций и создании персонажей. Она включает в себя умение работать с пространством, ритмом, временем, формой и динамикой. Пластическая выразительность помогает актеру создать запоминающиеся образы и увлечь зрителей в мир театра.

Какое место занимает невербальная семиотика в театральной культуре?

Невербальная семиотика играет важную роль в театральной культуре. С помощью жестов, мимики и поз актер может передать информацию, которую словами выразить сложно или невозможно. Она позволяет создать целостное выражение и усилить эмоциональную окраску сцены.

Как использование языка тела было продемонстрировано в спектакле "Маугли"?

В спектакле "Маугли" использование языка тела было очень ярким и выразительным. Актеры использовали различные жесты и движения для передачи поведения животных и создания образов. Они использовали пластическую выразительность, чтобы показать характеры персонажей и передать эмоциональное состояние.

Каким образом язык тела влияет на зрителя в театрализованном представлении?

Язык тела в театрализованном представлении играет ключевую роль в передаче эмоций, создании образа и воздействии на зрителя. Он позволяет актеру выразить свои мысли, чувства, переживания и передать их зрителю через движения, позы, жесты и мимику. Язык тела также помогает создать атмосферу спектакля и передать определенные сообщения, которые могут быть важны для понимания сюжета и контекста представления.

Какова роль пластической выразительности актера в театрализованном представлении?

Пластическая выразительность актера является важной составляющей языка тела в театральном искусстве. Она позволяет актеру создать уникальный образ персонажа и передать его через движения и позы. Пластическая выразительность актера помогает подчеркнуть эмоции и характер персонажа, а также передать зрителю информацию о его внутреннем мире и отношении к событиям на сцене.