музе заповедник коломенское

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музееведение
  • 2626 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 20.12.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1 Теоретическая. Музей космонавтики
1.1. О музее. История музея
1.2. Экспозиция. Интерьеры музея
1.3. Коллекции музея. Музейное собрание
Глава 2. Практическая.
Виртуальная экскурсия по музею
Заключение
Список литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

Часть экспозиции включает предметы повседневного обихода, связанные с использованием воды, а также открытки, документы, фотографии, рассказывающие об истории водоснабжения на Руси и о водораспределительных сооружениях в России на рубеже XIX–XX столетий.Передние воротаПередние ворота (Дворцовые или Шатровые ворота с часами) — это главные ворота Государева двора в Коломенском. Они располагаются между Полковничьих палат, напротив церкви Вознесения Господня.В 1671 году на месте старых дубовых ворот было решено возвести каменные. Автором проекта выступил архитектор Петр Высоцкий. Спустя два года строительство было закончено.Передние ворота состояли из четырех ярусов. Первый считался самым массивным, именно в нем и располагались главные входные двери. Изначально ярус завершался белокаменными балюстрадами, сейчас же покрыт скатной кровлей. На втором ярусе с резными окнами находилась органная комната со специальным механизмом, который имитировал львиный рык. В третьем ярусе располагался часовой механизм, на четвертом — колокольня.В здании было прорублено две арки: одна предназначалась для пешеходов, другая — для проезда карет и лошадей. Внешне ворота были красиво украшены: белокаменные стены с колоннами. С запада и востока на башне располагались часы, которые сообщали о времени. Они звонили каждый пятнадцать минут, звук от них был слышен на расстоянии семи километров.За воротами находились четыре льва, которые издавали львиный рык каждый час и вращали глазами. Они были выполнены из дерева и покрыты шерстью, что создавало имитацию присутствия хищных животных.Здание ворот несколько раз реставрировалось, за счет чего удалось воссоздать их первозданный вид. Главная диковина сооружения — львы — до наших времен не сохранились, хотя часть механизма все же можно увидеть в башне.Церковь Усекновения главы Иоанна ПредтечиЦерковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове необыкновенно красивый православный храм Коломенского.К югу от Коломенского ранее находилось село Дьяково. Первые упоминания о нем относятся к началу XV века. Позже оно стало приселком Коломенского, частью государевой вотчины. Дьяково вошло в черту Москвы вместе с Коломенским — в 1960 году. Бывшее село известно высоким холмом, носящим название Дьяково городище. Здесь еще в XIX веке обнаружили стоянку древнего человека. Над разгадкой ее тайны специалисты бьются до сих пор.Однако Дьяково прославилось не только благодаря городищу. Пожалуй, еще большую известность имеет шедевр русского зодчества — храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.Его считают прообразом собора Василия Блаженного. Даты основания дьяковского храма называют разные —1529, 1547,1550-е годы. По всей вероятности, к середине XVI века в селе существовали две деревянные церкви. В 1550—1570-е годы, в эпоху Ивана Грозного, их как бы «объединили» в новом каменном храме. В отличие от Коломенской церкви Вознесения Господня, дьяковская церковь изначально была не придворной, а приходской. В ней молились и цари, и простой люд.И. Грабарь в своей «Истории русского искусства» отмечал:«Дьяковский храм, при всей своей нарядности, монументально строг и величествен. С этого храма Москва делает поворот в сторону воспроизведения деревянных национальных форм в камне».Кроме главного престола в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, храм имеет несколько приделов. Главную ось церкви составляют центральный столп и два восточных придела — в честь Зачатия Иоанна Предтечи и в честь Зачатия праведной Анны. Оригинальная по форме звонница, скорее всего, появилась на рубеже XVI—XVII веков.Считается, что в разработке пяти-столпной композиции храма участвовал сам Иван Грозный. Наличие пяти куполов могло символизировать преемственность власти московских государей. Каждый из куполов считался аллюзией на Успенские соборы в Киево-Печерской Лавре, Владимире и в Московском Кремле. А приделы Зачатия Праведной Анны и Зачатия Иоанна Предтечи (еще с двумя куполами), вероятно, были наследием двух предыдущих церквей.К 1923 году храм обветшал. По настоянию П.Д. Барановского в нем прекратили службы, и он перешел в ведение музея. До 1929 года шла реставрация церкви, но ее завершить не успели. Храм пережил масштабный ремонт в 1958— 1960 годах, потом долго стоял практически заброшенным. Последняя реставрация датируется 2008—2010 годами.Богослужения в храме возобновились в 1992 году. Сегодня дьяковский храм (как и Вознесенский) находится в совместном ведении Музея-заповедника «Коломенское» и Русской Православной Церкви.Башня (ворота) Николо-Карельского монастыряДеревянную башню с воротами, справа и слева от которой есть еще и фрагменты стен, Петр Дмитриевич Барановский привез в Коломенское в 1932-м из Николо-Корельского монастыря.Николо-Корельский монастырь основали в XV в. Стоял он в 2 верстах от Белого Моря и в 34 верстах от Архангельска. Теперь это – территория города Северодвинска. Первоначально считали, что проездную надвратную башню построили либо в начале 60-х либо начале 90-х гг. XVII в. Но сравнительно недавно выяснилось, что Коломенская башня лет на сто моложе. Ведь ее могли построить лишь после пожара. А он случился в монастыре в 1798-м. Тогда сгорело все. И стены, и башни. К концу XIX в. деревянные постройки Николо-Корельского монастыря совсем обветшали. Тогда их полностью заменили, однако башни оставили старые. Только обшили тесом.Башня Николо-Корельского монастыря раньше и в самом Коломенском стояла в другом месте. Совсем недалеко от домика Петра I, рядом с вековыми дубами. Но в 2007 г. памятник разобрали, отреставрировали, перевезли сюда и заново собрали. Все плотницкие работы выполнили по исторической технологии XVII–XVIII вв. Для этого даже пришлось по специально изготовить аутентичные инструменты.Домик Петра IВ Государственном музее-заповеднике "Коломенское" открыта экспозиция "Государева светлица. Домик Петра".Единственный в Москве мемориальный музей, посвященный Петру Великому. Экспозиция состоит из реконструированных интерьеров "государевых светлиц", в которых царь Петр Алексеевич прожил несколько месяцев летом 1702 г. и небольшой выставки, связанной с началом российского военно-морского флота.Государевы светлицы, теперь более известные как Домик Петра I, были построены в Новодвинской крепости на Маркове острове, в устье Северной Двины. В 1701 году шведский флот вошел в Белое море и пытался захватить Архангельск. Ожидая повторного нападения шведов в 1702 году, царь Петр приехал в Новодвинскую крепость и остановился в специально построенных для него светлицах, или "новом двoрце". Здесь он жил более двух месяцев. Будучи в Новодвинской крепости, Петр наблюдал за сооружением укреплений, принимал участие в строительстве кораблей."Двoрец" Петра I, построенный русскими и голландскими плотниками, представляет собой два сруба с прирубом, соединенные сенями. Как и все северные постройки, он сложен из толстых бревен с низкими дверями и потолками. Западноевропейские традиции, привнесенные голландскими плотниками, и личные вкусы Петра проявляются в планировке дома, необычны также спаренные окна и скругленные входные двери, характерные для корабельных кают начала XVIII столетия.По документам сотрудникам музея удалось установить назначение и старинные названия комнат дворца: "светлица" (кабинет), "светлица, где был стол государев" (столовая), "почивальня", "денщицкая", "чуланец".Экспозиция отражает характер деятельности и круг интересов императора периода первых лет Северной войны. Известно, что во "Двoрце" на Марковом острове царь жил в походных условиях. Он не был склонен к роскоши, поэтому обычно не обременял свой обоз лишними вещами.На самом деле, Коломенском не один, а два домика Петра I. Первый находится неподалеку от Передних ворот и церкви Вознесения Господня. Второй — на правом берегу реки Жужи возле Музея деревянного зодчества. Это единственные в Москве музейные объекты, посвященные последнему царю и первому императору России. Оба не были построены здесь, а привезены и смонтированы заново на территории заповедника. Есть и отличие — домик у ворот подлинный, а тот, что на Жуже, — только подробный макет. Причем не отечественный, а зарубежный.Архангельский Домик Петра IДом в устье Северной Двины соорудили для того, чтобы царю было удобно наблюдать за строительством Новодвинской крепости. Из-за большого количества окон современники называли его «государевой светлицей». В 1934 г. домик разобрали и перевезли в Коломенское. В 2008 г. закончилась его полная реставрация.Экспозиция не очень богата, но в помещениях чувствуется дух подлинной истории. У двери сохранилась отметка роста государя. На столе лежат карты и чертежи, стоит медная чернильница, подзорная труба на подставке. Небогатая посуда и аскетичная обстановка говорят многое о характере царя-реформатора.Голландский домик Петра IВо время путешествия в Европу Петр I учился корабельному строению в Заандаме и жил в небольшом домике на берегу моря. Он сохранился, сейчас в нем открыта постоянная экспозиция, посвященная, русскому царю и Великому посольству. При содействии Заандамского университета и правительства Голландии в 2013 г. в Коломенском был сооружен точный макет жилища государя.На столе стоит модель военного судна, разложены рисунки такелажа и рабочие записи. Печь облицована зелеными изразцами, кровать Петру Алексеевичу явно была мала, спать приходилось полусидя. На интерактивном экране показан путь Великого посольства, рассказывается о знаниях, полученных молодым царем и пользе, которую они принесли его стране.Усадьба пасечникаДеревянный домик на территории, огороженной забором, – это Усадьба пасечника. То есть в самом деле действующая пасека и этнографический музей.Коломенское всегда славилось своими садами, цветущими лугами и липами. Ну а где цветы, там и пчелы. Вот и слыла на всю Москву царская вотчина – «медовым Коломенским». А сейчас так называется выставочный комплекс, в который входит домик пасечника, действующая пасека и дегустационный зал.Домик пасечника – это настоящий деревянный дом с жилым и хозяйственным помещениями. Рядом пасека и приусадебный участок. В домике пасечника всего две комнаты. В одной – инвентарь, необходимый для работы с пчелами, и ульи разных конструкций. Пчеловод-профессионал все рассказывает и показывает. В другой комнате воссоздан интерьер крестьянской избы. Русская печь с полатями, лавки вдоль стен. Вбабьем куту – полки с посудой. Все как в конце XIX в.Пасека работает, пока цветут цветы. То есть с мая по август. На ней 10 ульев. Причем один из них – прозрачный. Можно наблюдать за тем, как живут пчелы. Посетителям выдают защитные костюмы. Так что, скорее всего, – не ужалят. А в дегустационном зале – множество сортов меда на выбор и горячий чай.Казанская церковьБелокаменный пятиглавый храм Казанской иконы Божией матери украшает территорию музея-заповедника Коломенское. Он привлекает к себе внимание своей классической, исконно русской архитектурой, характерной для церквей середины 17 века — эпохи, последовавшей за грозным Смутным временем и порой воцарения на русском престоле дома Романовых. В отличие от большинства религиозных сооружений — закрытых, пришедших в упадок или вовсе разрушенных при Советском Союзе, этому храму удалось уцелеть. Он не действовал в короткий период 1941-42 гг., после чего богослужения возобновились и более не прекращались.Относительно основания церкви существуют две версии: первая говорит о том, что ее построили в честь 100-летия взятия Казани на месте старого деревянного здания, вторая и более распространенная утверждает, что проект задумали при царе Михаиле Федоровиче в 1612 г., когда из Москвы изгнали польско-литовских интервентов, а реализовали уже при его сыне Алексее Михайловиче. Изначально оно выполняло роль придомовой часовни и соединялось 50-метровым переходом с деревянным дворцом Алексея Михайловича, а с 18 века стало служить в качестве приходской церкви с. Коломенского.Сооружение выполнено в виде вытянутого куба, укрепленного на высоком подклете. По его периметру расположены ряд арочных пролетов и окна различной формы. Второй ярус представляет собой традиционный четверик, увенчанный сферическими куполами.Считается, что внешний вид фасада и стен довольно типичен для религиозного строительства 17 века, однако есть и ряд уникальных особенностей: богатый внешний декор в форме импровизированных дуговых перекрытий, классические балконы и пилястры, обрамляющие оконные проемы.Квадратная шатровая колокольня — редкий пример зодчества того времени. Сегодня такие конструкции уже не встретить в Центральной России. Также отдельного упоминания заслуживает массивное крыльцо с островерхой треугольной крышей, выступающее на прогулочную аллею парка — мимо него не пройдет ни один гость Коломенского.К сожалению, исторический интерьер не сохранился. Когда-то храм был убран резными киотами, богатыми тканями и коврами, сегодня стены покрывает не так давно созданная художественная роспись. На 5-ярусном иконостасе сохранились ценные иконы 17 века.Одними из главных святынь считаются чудотворный образ Державной Божией Матери и список с Казанской иконы Божией Матери. В одном из приделов хранится выполненная из дерева статуя Иисуса Христа, принадлежащая руке неизвестного мастера.Для прихожан работает воскресная школа, принимающая взрослых и детей. Местный архиерейский хор участвует в важных богослужениях и различных профессиональных фестивалях. В нем выступают певцы из Большого театра и Московского музыкального Театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

.