Особенности внутреннего программирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 3737 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 21.01.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования; характеристика дошкольников, участвовавших в эксперименте 8
2.2. Особенности состояния связной речи у дошкольников 12
2.3. Результаты развития внутреннего программирования связного высказывания у старших дошкольников с ОНР 18
Заключение 29
Список литературы 32
Приложения 34

Фрагмент для ознакомления

Все еще остается 40% - это шесть детей с недостаточным уровнем, но их количество уменьшилось на 13,3% (на 2 человека) по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Количество детей с низким уровнем развития сократилось на 20% и составило всего двоих детей.Таким образом, после проведения коррекционных занятий с дидактическими играми мы можем проследить положительную динамику в развитии внутреннего программирования связного высказыванияу детей данной категории, что свидетельствует об эффективности использования дидактических игр на логопедических занятиях по формированию связного высказывания.ЗаключениеУ дошкольников с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы, что ведет за собой значительное отставание в овладении ими навыками связной речи. Именно от уровня развития связного высказывания (умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания) в дальнейшем зависит успешность детей с общим недоразвитием речи при обучении в школе: овладение навыками учебного монолога, грамоты, письма.Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Очевидна необходимость систематической коррекционной работы логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию внутреннего программирования связного высказывания. Дидактические игры занимают особое место в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, поскольку обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка. Дидактические игры позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Цель исследования достигнута: теоретически и экспериментально выявлена эффективность дидактической игры как средства развития внутреннего программирования связных высказываний у дошкольников с ОНРРешены поставленные задачи исследования:1. Изучены современные представления об общем недоразвитии речи, проанализирована научно-методическая литература, характеризующая особенности внутреннего программирования связного высказыванияу дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, выявлены  психологические особенности детей с речевыми нарушениями, рассмотрен вопрос эффективности применения дидактических игр в логопедической работе по формированию внутреннего программирования связного высказыванияу старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 2. Подобраны  и проведены диагностические методики по исследованию уровня сформированности внутреннего программирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и у детей с нормой развития. Исследование проведено по методике В.П. Глухова и Л.Н. Ефименковой. Сравнительный анализ данных экспериментального исследования выявил, что связная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня характеризуется недостаточной связностью, логичностью и последовательностью.3.  Разработан и проведен комплекс логопедических занятий с применением дидактических игр, направленный на коррекцию недостатков внутреннего программирования связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Коррекционная работа по формированию внутреннего программирования связного высказываниявелась по нескольким направлениям: - расширение ориентировки в окружающем и формировании словаря, формирование звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи4. Нами проведена оценка эффективности  коррекционно-развивающих  логопедических занятий направленных на развитие внутреннего программирования связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень связного высказывания у дошкольников экспериментальной группы:пересказы детей были составлены последовательно без логических пропусков между предложениями и частями рассказа; появились зачатки сложного предложения;обогатилася лексический словарь; повысились навыки использования грамматически правильно оформленных высказываний;детям стал доступен самый сложный вид рассказа – творческий.Следовательно, после проведения комплекса логопедических занятий с дидактическими играми, отмечена положительная динамика развития внутреннего программирования связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитие речи III уровня, что свидетельствует об эффективности использования дидактических игр в логопедических занятиях. Гипотеза исследования получила подтверждение: применение дидактических игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня является эффективным средством коррекции нарушений внутреннего программирования связных высказываний, характеризующихся недостаточной связностью, логичностью и последовательностью.Таким образом, мы изучили влияние дидактических игр на развитие внутреннего программирования связных высказываний и доказали эффективность использования дидактических игр в логопедических занятиях по формированию связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.Список литературыБондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.1991г.Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно- повествовательной речи / В. К. Воробьева // Дефектология. – 1990. – № 4. – C. 40 – 46.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.-158 с.- (Высшая школа)Глухов В.П. Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994. – № 2; 1994. – №4. – C. 63 – 71.Глухов, В.П. Формирование связной речи у детей с общим речевым недоразвитием / В.П Глухов. - М: АРКТИ. 2004. - 168 с.Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей дошкольного возраста [Текст]. – Ярославль: из-во ЯГПУ, 2003. – 54 с.Ерошенко Т.И. Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. III Международная научно-практическая конферения: сборник статей. под редакцией А.И. Улзытуевой. 2015Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников(методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений) 2004, - 59 с.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраст // Вектор науки ТГУ. 2012. №4(11). – C.326-329Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009.Швайко Г.С.. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ.работников ДОУ[под ред.В.В.Гербовой]. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 176с.Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013.ПриложенияДидактический материал к методике исследованияПриложение 2.Таблица 3.Комплексное исследование уровня связной речи экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента.Имя1. Пересказ2. Рассказ по серии картин3. Рассказ по ранее виденному4. Рассказ-описаниеОбщее количество баллов1. Олеся Д. 22 2 2 82.Аркадий С. 3 223 103. Егор П. 212 2 84. Кирилл В. 2 2 2 2 75. Олег П. 21 0 1 46. Вадим К. 2 22 2 87. Максим Р. 2122 78. Ваня О. 212 279. Кира М. 101 1310. Никита С. 1101311. Вера М. 3212812. Саша Р. 1111413. Полина Г. 2222814. Дима О. 1011315.Ангелина Х. 11114Таблица 4.Комплексное исследование уровня связной речи контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента.Имя1. Пересказ2. Рассказ по серии сюжетныхкартин3. Рассказ по ранее виденному4. Рассказ-описаниеОбщее количество баллов1. Артем К. 44 44 162. Матвей А. 3333123. Варя З. 4 4 4 4 164. Марина П. 4 43 4155. Алена В. 3333 126. Миша Л. 4 4 4 4 167. Даша В. 4 4 3 4 158. Евгений Р. 33 33 129. Алена Т. 44 4 4 1610. Катя Т. 33331211. Кирилл П.33331212. Алина Б. 3 333 1213. Полина К.44441614. Богдан Л. 33 3 3 1215. Денис М.333312Приложение 3Примеры протоколовПротокол №1ФИО_ОЛЕСЯ Д_________________________________________________Диагноз исследования___ ОНР 3 ур________________________________Дата исследования_______________________________________________№ зад.СодержаниеКомментарии1ПересказРебенок полагается на экзаменатора, ждет от него наводящих вопросов, между предложениями значительные паузы, теряется связность высказывания при пересказе2Рассказ по серии сюжетныхкартинДевочка пыталась просто отрывочно описать, что изображено в формате: «вот гриб», «это девочка», «синий дом». Выражения не связаны в единое целое. После каждой сказанной фразы девочка говорила: так и смотрела на экзаменатора.3Рассказ по ранее виденномуБолее половины вопросов проигнорировались, ответ звучал как «незнаю», «нет»4Рассказ-описаниеОписания не были исчерпывающими, не было дополнительных деталей в описании (цвет, размер, форма).Вывод: ребенок при построении монологического высказывания сводит речь к высказываниям в два-три слова, неуверен, опирается на экзаментатора. Наибольшие проблемы в рассмотрении сюжетной картинки и описании, ребенок часто отвлекается, невнимательный.Уровень: недостаточныйПротокол №1ФИО_ДАША В._________________________________________________Диагноз исследования__НОРМА__________________________________________Дата исследования_______________________________________________№ зад.СодержаниеКомментарии1ПересказПересказывала самостоятельно и последовательно. Паузы незначительные, передала много деталей. Смысл передала верно2Рассказ по серии сюжетныхкартинСамостоятельно составила связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. 3Рассказ по ранее виденномуРассказ выполнила по вопросному плану. Пару раз использовала глаголы неверно или «свои», несуществующие, например: «порасказовывает», «молчунится».4Рассказ-описаниеВ рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначения. Составлен связный рассказ, описаны мельчайшие детали.Вывод: девочка верно употребляет слова, имеет богатый словарный запас, старается выполнять самостоятельно, внимательна, не отвлекается. Уровень: высокий

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.1991г.
2. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно- повествовательной речи / В. К. Воробьева // Дефектология. – 1990. – № 4. – C. 40 – 46.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.-158 с.- (Высшая школа)
4. Глухов В.П. Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 3. – 125 с.
5. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994. – № 2; 1994. – №4. – C. 63 – 71.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи у детей с общим речевым недоразвитием / В.П Глухов. - М: АРКТИ. 2004. - 168 с.
7. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей дошкольного возраста [Текст]. – Ярославль: из-во ЯГПУ, 2003. – 54 с.
8. Ерошенко Т.И. Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. III Международная научно-практическая конферения: сборник статей. под редакцией А.И. Улзытуевой. 2015
9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.
10. Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников(методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений) 2004, - 59 с.
11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
12. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.
13. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраст // Вектор науки ТГУ. 2012. №4(11). – C.326-329
14. Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009.
15. Швайко Г.С.. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ.работников ДОУ[под ред.В.В.Гербовой]. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 176с.
16. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013.

Вопрос-ответ:

Какие цели и задачи были поставлены в исследовании?

Основной целью исследования было изучение особенностей внутреннего программирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: определение характеристик дошкольников, участвующих в эксперименте; изучение особенностей состояния связной речи у дошкольников; выявление результатов развития внутреннего программирования связного высказывания у старших дошкольников с ОНР.

Как проходило исследование? Какие методы были использованы?

Исследование было организовано в виде эксперимента. Участвовали старшие дошкольники с общим недоразвитием речи. Они проходили специальные задания, направленные на развитие внутреннего программирования связных высказываний. Для сбора данных были использованы наблюдение, анализ аудиозаписей и контрольных работ. Проводилась статистическая обработка полученных результатов.

Какие характеристики имели дошкольники, участвовавшие в исследовании?

Дошкольники, участвовавшие в исследовании, имели общее недоразвитие речи. У них были проблемы с формированием связных высказываний. Также у них наблюдались нарушения в семантическом и грамматическом аспектах речи. Они имели ограниченный словарный запас и слабо развитые навыки речевой коммуникации.

Что можно сказать об особенностях состояния связной речи у дошкольников?

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдались особенности в состоянии связной речи. Они испытывали трудности в формировании связей между словами и предложениями. У них была ограничена способность к логическому и последовательному изложению мыслей. Они часто делали грамматические ошибки и имели проблемы с пониманием смысла высказываний.

Какие были цели и задачи исследования?

Целью исследования было изучение особенностей внутреннего программирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачами исследования были определение характеристик дошкольников, участвующих в эксперименте, и изучение особенностей состояния связной речи у этих дошкольников.

Какие особенности связной речи были выявлены у дошкольников с общим недоразвитием речи?

В ходе исследования были выявлены особенности состояния связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Некоторые из этих особенностей включали нарушение логической последовательности высказывания, недостаточное использование связующих слов и конструкций, затруднения в формулировании мыслей и ограниченный словарный запас.

Какие были результаты развития внутреннего программирования связных высказываний у старших дошкольников с ОНР?

Результаты исследования показали, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается развитие внутреннего программирования связных высказываний. Они становятся более способными формулировать логически связные мысли, использовать связующие слова и конструкции, а также расширяют свой словарный запас.

Как было организовано исследование?

Исследование было организовано путем проведения эксперимента с участием дошкольников с общим недоразвитием речи. Дошкольники проходили различные задания, направленные на развитие их внутреннего программирования связных высказываний. Результаты заданий анализировались и сравнивались с исходным состоянием дошкольников.

Какие были характеристики дошкольников, участвующих в эксперименте?

Дошкольники, участвующие в эксперименте, имели общее недоразвитие речи. Они испытывали затруднения в связной речи, имели ограниченный словарный запас и трудности в формулировании мыслей. Возраст дошкольников был старший дошкольный период, что позволяло оценить результаты развития их внутреннего программирования связных высказываний.

Какие цели и задачи были поставлены при проведении исследования о внутреннем программировании связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Целью исследования было выявить особенности внутреннего программирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачами исследования были описание характеристик дошкольников, участвующих в эксперименте, анализ особенностей состояния связной речи у дошкольников и изучение результатов развития внутреннего программирования связного высказывания у старших дошкольников с ОНР.

Каковы особенности состояния связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, изучаемые в рамках исследования?

В рамках исследования изучаются особенности состояния связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Это может включать ограниченный словарный запас, нарушения грамматической структуры предложений, трудности в формировании логически связанных высказываний и т. д.

Какие результаты развития внутреннего программирования связных высказываний у старших дошкольников с ОНР были получены в ходе исследования?

В результате исследования было выявлено, что развитие внутреннего программирования связных высказываний у старших дошкольников с ОНР происходит, однако оно может быть отставать по сравнению со сверстниками без нарушений речи. Это связано с особенностями восприятия и обработки информации у детей с ОНР.