Аккредитация представителей СМИ: виды, правовое регулирование, проблемы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и практика СМИ
  • 7373 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 12.01.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ АККРЕДИТАЦИИ НА ОСНОВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 5
1.1 Нормативные аспекты аккредитации 5
1.2 Виды и правовое регулирование СМИ 12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ АККРЕДИТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМИ 20
2.1 Аккредитация свободного журналиста 20
2.2 Сравнительный анализ аккредитации российских и иностранных журналистов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Фрагмент для ознакомления

Этот телеканал является не единственным зарубежным СМИ в списке на регистрацию иностранным агентом по требованию Министерства юстиции США. Речь идет о не менее 6 других организаций, в том числе Канадскую вещательную корпорацию, японский NHK, China Daily и другие.[19]В Москве тогда заявили о «давлении» на российские СМИ в США и пообещали «симметричный ответ». Президент России Владимир Путин в конце 2017 года подписал закон о статусе иностранного агента для СМИ. Согласно тексту закона, иностранными агентами могут быть признаны СМИ, получающие финансовую помощь от иностранных государств или организаций. Изменения внесены в статью 6 закона «О средствах массовой информации». Поправки о статусе СМИ-иностранных агентов стали вынужденной ответной мерой на притеснение российских СМИ в США и, в частности, признание RT America иностранным агентом.[19]Соответствующая информация опубликована на сайте пресс-службы президента России.Отныне в законе отмечается, что СМИ других стран, которые распространяют в России аудиовизуальные, печатные, электронные материалы для неограниченного круга лиц, могут быть отнесены к таким медиа, которые выполняют функцию «иностранных агентов».Теперь российские власти вправе блокировать иностранные или международные некоммерческие организации, деятельность которых является «нежелательной в России».Также, согласно нововведениям, будут блокироваться материалы, призывающие к массовым беспорядкам, экстремизму или участию в несанкционированных акциях. Всего, по данным, которые приводятся на сайте МИД РФ, в России аккредитовано 21 средство массовой информации из США. Срединихагентства Bloomberg, Associated Press и Platts, газеты New York Times, Washington Post, Wall Street Journal, Washington Times, Christian Science Monitor. Из американских телеканалов при МИД РФ аккредитованы CNN, CBS, ABC, HBO, из радиостанций – "Голос Америки", радио "Свобода", National Public Radio. Аккредитацию в РФ также имеют американские журналы Newsweek, Atlantic, Hollywood Reporter, Orthodox Word, Road To Emmaus, фотоагентство VII PhotoAgency. [19]«Аккредитация в Государственной думе полезна для работы, лишение доступа в нижнюю палату российского парламента создаст неудобства» - заявил РИА Новости в 2017 году директор представительства Washington Post в России Дэвид Филипов. [8]Филипов отметил, что сейчас иностранные СМИ находятся в привилегированном положении по сравнению с российскими, потому что иностранным журналистам для прохода в Государственную думу и Совет Федерации достаточно общей аккредитации МИД. Россиянам же нужна специальная аккредитация для работы в парламенте – ежегодная или разовая.«Конечно, мы получаем от этого пользу, и мы благодарны органам власти за то, что они нам предоставляют такую возможность», — сказал тогда шеф бюро WashingtonPost. [8]Теперь, после решения Президента Владимира Путина, американским СМИ придется подчиниться решению Госдумы. «Это, конечно, решение Госдумы и их право. Мы будем, конечно, соблюдать это решение… будем соблюдать закон. Мы здесь в гостях, в конце концов», — сказал Филипов.По его словам, теперь бюро Washington Post будет писать про работу Госдумы, основываясьна сообщениях российских информагентств. [8]Бывший исполняющий обязанности главы московского бюро агентства Рейтер, руководитель учебных программ МИА «Россия сегодня» Олег Щедров считает, что запрет посещать Государственную думу и Совет Федерации не окажет значительного влияния на работу американских журналистов, поскольку непосредственный доступ в Госдуму не является критичным для западных СМИ. [8]«Непосредственный допуск в Государственную думу для большинства западных журналистов не является критичным, у них есть способы получения вполне законной информации о том, что происходит в Государственной думе, не будучи там аккредитованными», — заявил Щедров РИА Новости. [8]В ноябре 2018 года властями Франции был снят аналогичный запрет на аккредитацию журналистов Russia Today на мероприятия, организованные Елисейским дворцом. [19]Сотрудники RT получили разрешение работать на официальных мероприятиях, посвящённых 100-летней годовщине окончания Первой мировой войны. С момента победы Эммануэля Макрона на президентских выборах в мае 2017 года это первый подобный случай.Запрет на выдачу аккредитаций RT действовал с момента, когда Макрон на пресс-конференции после переговоров в Версале с президентом РФ Владимиром Путиным раскритиковал Russia Today, обвинив журналистов в пропаганде. [19]Официальный представитель МИД России Мария Захарова ответила на заявления американской стороны о том, что российский закон о СМИ — иностранных агентах не симметричен аналогичной норме, существующей в США. Об этом она сообщила в ходе брифинга: «Российский закон предполагает административную ответственность за его неисполнение, а американский — уголовную». Мария Захарова также подчеркнула, что Москва готова отменить принятые меры, если Вашингтон отменит свои. [9]Чтобы убедиться, что норма об иностранных агентах не повлекла за собой серьезного ущерба в России и иностранные журналисты чувствуют себя комфортно, МИД, по словам официального представителя внешнеполитического ведомства, «в случайном порядке» обзвонил 100 иностранных корреспондентов и спросил, «насколько им сложно живется и работается в Москве и России».[9]«Абсолютное большинство ответило, что нормально», — сообщила Мария Захарова, добавив, однако, что «были какие-то пожелания», но в целом все, по ее данным, ответили утвердительно.Во время брифинга представитель МИД также продемонстрировала на экране телевизора фотографию американской журналистки Эмми Фэррис-Ротман. По ее словам, эта девушка, «получив аккредитацию, ни разу не обращалась в МИД России с вопросами» и представители ведомства «ни разу не видели ее на брифинге». При этом, как уточнила Захарова, журналистка написала статью в журнале Foreign Policy, в которой обвинила Россию в давлении на журналистов.[9]Возмущение официального представителя российского ведомства вызвала опубликованная 29 ноября на сайте Foreign Policy статья под заголовком Donald Trump has been torture for foreign correspondents in Russia. Автором являлась Фэррис-Ротман. В статье говорилось о том, что «никогда еще со времен холодной войны ситуация в России для иностранных журналистов не была такой сложной». В пример автор также приводила ново принятый закон об иностранных агентах, который, по ее мнению, сделал ситуацию еще хуже. [9]Можно сделать обобщенный вывод о том, что отношения России и иностранных журналистов на сегодняшний день очень непростые. В условиях продолжения информационных войн, которые чаще всего проводятся скрытыми методами, Российская Федерация применяет все меры для того, чтобы защитить свое государство от слова и дела недобросовестных иностранных журналистов.20 декабря 2018 года пройдет большая пресс-конференция Владимира Путина (рис. 2.2). На сайте Кремля сообщается, что уже сейчас Департамент аккредитации управления пресс-службы и информации Президента РФ начинает прием заявок на участие в мероприятии.[10]Большая пресс-конференция Президента - ежегодное мероприятие, которое проводится с 2001 года. Как правило, сначала глава государства озвучивает основные экономические и социальные показатели. После журналисты получают возможность задать вопросы. [10]Прошлая пресс-конференция состоялась 14 декабря в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве. На нее аккредитовалось рекордное количество представителей российских и иностранных СМИ - 1640 человек. Общение с журналистами длилось три часа и сорок минут, за это время Путин ответил на 73 вопроса. В этом году мероприятие пройдет в четырнадцатый раз. [10]Рис. 2.2. Большая пресс-конференция Владимира Путина в 2017 году, на которую было аккредитовано 1640 представителей российских и иностранных СМИ [10]Законодательством России о СМИпомимо журналистской аккредитации при организациях, государственных органах, общественных объединениях, учреждениях предусматривается специальный порядок аккредитации иностранных журналистов. Министерство иностранных дел Российской Федерации дает согласие на их аккредитацию (ст. 55 Закона о СМИ, Постановление Правительства РФ от 13.09.94 № 1055 «Об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации»).[21]Корреспондентами иностранных СМИ в России могут быть аккредитованы журналисты вне зависимости от гражданства, представители теле-, радио-, кино-, видеопрограмм, печатных изданий, других форм распространения периодической массовой информации.[21]Руководством иностранного СМИ направляется специальная просьба-обращение об аккредитации журналиста иностранного СМИ в МИД непосредственно или с помощью дипломатического представительства России в соответствующей стране.Выдается аккредитованным иностранным корреспондентам и журналистам удостоверение сроком действия до 2 лет. Также выдается специальная карточка члена семьи для родственников такого журналиста иностранного СМИ на тот же срок. [21]Прекращение аккредитации (регистрации) предложенных иностранным СМИ лиц, может также выполнить МИД РФ, если есть место нарушению ими законодательства РФ, в случае, который предусмотрен ст. 48 Закона «О средствах массовой информации», а также на основании ст. 19 или ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах.[21]Представители иностранных СМИ, которые аккредитованы в России (иностранные сотрудники корреспондентских пунктов или просто корреспонденты), могут ввезти и вывезти в соответствии с таможенными правилами для осуществления своей профессиональной деятельности компьютерную, теле-, радиотехнику, офисное оборудование, профессиональную видео-, аудио-, фото-, киноаппаратуру, расходные материалы и запасные части к указанному имуществу, предметы бытового назначения, информационные материалы на специальных носителях, личные автомобили ( не больше, чем одна машина на корреспондента или иностранного сотрудника корреспондентского пункта) в течение всего термина аккредитации их в России. При этом они освобождаются от уплаты налогов и таможенных пошлин, при условии вывоза по завершении аккредитации указанного имущества за территорию Российской Федерации.Институт аккредитации должен регламентировать взаимоотношения средств массовой информации с организациями, которые являются информационными источниками, при этом создавая благоприятные условия для осуществления деятельности профессиональными журналистами.[21]В частности, предоставляется право аккредитованным журналистам присутствовать на всех совещаниях, заседаниях, других мероприятиях, которые проводятся органом, аккредитовавшим журналиста, за исключением случаев принятия решения о проведении закрытого мероприятия или заседания. Следует при этом подчеркнуть, что на орган, который аккредитовал журналиста, возлагается обязанность предварительного извещения журналиста о проведении специальных мероприятий, а также создание благоприятных для видео-, фото-, аудио-, киносъемки.Вводить у себя аккредитацию журналистов не считают нужным все организации, мотивируя это тем, что работают они в состоянии полной открытости и доступности информации. Но по-настоящему открытых учреждений, заинтересованных в предоставлении информации в полном объеме, пока в России немного. Декларируемая открытость на деле часто может обернуться противоположным. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день в этапе развития общества России институт аккредитации призывается упорядочить контакты представителей власти и журналистов, ввести отношения между ними в более цивилизованное русло.Очень часто руководители пресс-служб возражают против введения института аккредитации, опасаются (разные мотивы) повышенной критики и интереса деятельности собственной организации со стороны СМИ.Данные организация, не желая создать дополнительные сложности, также могут установить разнообразные барьеры на доступность информации, использовать способы дозирования такой информации, устроить своеобразную цензуру, осуществив отбор по своему усмотрению «фаворитов СМИ» для того, чтобы предоставить информацию. Все это очень усложняет журналистскую деятельность, ведь журналистам с каждым годом труднее получить нужную для широкой общественности информацию, заблаговременно узнать о мероприятиях, встретиться с людьми, обладающими значимой для общества информацией.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель данной работы достигнута, так как в курсовой проанализирована аккредитация представителей средств массовой информации, а также изучены виды ее правового регулирования. Для того, чтобы достичь поставленной в курсовой работе цели, были решены следующие задачи:1. Проанализировано понятие аккредитации на основании нормативных документов.2. Изучены нормативные аспекты аккредитации.3. Рассмотрены виды и аспекты правового регулирования средств массовой информации.4. Проанализирована на практическом уровне аккредитация представителей средств массовой информации.5. Рассмотрена аккредитация свободного журналиста.6. Проведен сравнительный анализ аккредитации российских и иностранных журналистов.Гипотеза данной работы доказана, так как действительно, аккредитация представителей средств массовой информации способствует полноценному выполнению журналистами профессиональной деятельности и сбору необходимой для общественности информации.Термин «аккредитация» пришел в журналистику с международного права. Получение аккредитации наряду с вручением верительных грамот обозначало процедуру назначения представителя от страны в дипломатической миссии, которая располагалась в другой стране, а также представление журналистов в международных организациях. После этого данное слово вошло в практику журналистики и обозначает право корреспондентов на получение необходимой для общественности информации.Главная задача аккредитации – это регламентация взаимоотношений средств массовой информации с организациями, которые являются источниками информации, а также создание условий для эффективной журналистской работы.В частности, журналистам, которые получили аккредитацию, предоставляется право присутствия на всех заседаниях, других мероприятиях, совещаниях, которые проводятся органом, аккредитовавшим их. Исключение составляют случаи, когда принимается решение о закрытом мероприятии или заседании.Федеральный Закон «О СМИ» определяет обязанности и права свободного журналиста, устанавливает контрольные меры за соблюдением законодательства РФ, регулирует международное сотрудничество СМИ, устанавливаетответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации.Законодательство России регламентирует ответственность за нарушения целым рядом нормативных актов.Вводить у себя аккредитацию журналистов не считают нужным все организации, мотивируя это тем, что работают они в состоянии полной открытости и доступности информации. Но по-настоящему открытых учреждений, заинтересованных в предоставлении информации в полном объеме, пока в России немного. Декларируемая открытость на деле часто может обернуться противоположным. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день в этапе развития общества России институт аккредитации призывается упорядочить контакты представителей власти и журналистов, ввести отношения между ними в более цивилизованное русло.Отношения России и иностранных журналистов на сегодняшний день очень непростые. В условиях продолжения информационных войн, которые чаще всего проводятся скрытыми методами, Российская Федерация применяет все меры для того, чтобы защитить свое государство от слова и дела недобросовестных иностранных журналистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой информации". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
3. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
4. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2014. - 528 с.
5. Монахов В.Н. Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации. М.: Галерия, 2015. - 412 с.
6. Прайс Монро, Круг Питер. Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации // Центр социально-правовых исследований Вульфсон-колледжа Оксфордского университета, 2010. - 97 с.
7. Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах. М.: Пульс, 2011. - 40 с.
8. Журналисты западных СМИ о запрете входа в ГД: неудобно, но не критично. – Статья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/mediawars/20171201/1510031063.html
9. МИД спросил 100 иностранных журналистов о «трудностях жизни в России». – Статья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/06/12/2017/5a27d83e9a79475a60de95f0
10. В Кремле назвали дату проведения Большой конференции Владимира Путина. – Статья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mukola.net/v-kremle-nazvali-datu-bolshoj-press-konferentsii-putina/
11. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. - 446 с.
12. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/ Я.Н. Засурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; М.: Аспект-Пресс, 2013. - 257 с.
13. Балытников В. Четвертая власть: правовое регулирование // Общественные науки и современность. 2015. № 6. С. 166-167.
14. Игнатов Н.Г., Мотков С.И. Роль средств массовой информации в процессе формирования общественного мнения // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2017. - № 1.-С. 19-26.
15. Малинова И.П. Регулирование информационной стихии как проблема современной культуры / Информационное общество: право и власть: Собр. научн. статей / Отв. ред. Малинова И.П. Екатеринбург.: УрГЮА, 2011.
16. Попов В.Д. Концептуальные принципы формирования информационной политики // Информационная политика. М., 2003. С.46 - 57.
17. Рихтер А. К вопросу об основных направлениях политики в сфере массовой информации // Законодательство и практика средств массовой информации. 2015. № 9. С. 5 - 11.
18. Конгресс лишил RT аккредитации на Капитолийском холме. – Статья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/congress-bans-rt-on-capitol/4142463.html
19. Эксперт рассказал, с чем могут быть связаны меры в отношении RT и Sputnik. – Статья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/mediawars/20180905/1527852883.html
20. Журналист Си-эн-эн Джим Акоста, разозливший Трампа, лишен аккредитации в Белом доме "за рукоприкладство" – Статья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-46137494
21. Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/regulations//asset_publisher/4hyYVN4oHM4Z/content/id/608736
22. Саппак, В.С. Телевидение и мы: четыре беседы / В.С. Саппак. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 168 с.
23. Мельникова Л. «Правда поведения» на современном телеэкране, или к вопросу о телегеничности [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/20781/1/Melnikova.pdf
24. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Авраамов. - М.: МГУ, 2003. - 264 c.
25. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 224 c
26. Березкина О. Слуги народа: имидж и идеология. М., 1998.
27. Жалоба саентологов на телеканал "Звезда". – Статья на сайте: «Общественная коллегия по жалобам на прессу». – Режим доступа: https://presscouncil.ru/praktika/zhaloby-kollegii/rassmotrennye-zhaloby/5942-zhaloba-postupivshaya-ot-predstavitelej-religioznoj-gruppy-moskovskaya-saentologicheskaya-tserkov
28. Санкции для журналистов мировых СМИ: громкие увольнения из-за нарушений этики. – Статья на сайте: «Общественная коллегия по жалобам на прессу». – Режим доступа: https://presscouncil.ru/novosti/5935-kakie-sanktsii-sushchestvuet-dlya-zhurnalistov-mirovykh-smi-za-narushenie-professionalnoj-etiki
29. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. История создания. Анализ основных статей. – Статья. – Режим доступа:

Вопрос-ответ:

Какие нормативные документы регулируют аккредитацию представителей СМИ?

Аккредитация представителей СМИ регулируется несколькими нормативными документами, включая конституцию РФ, федеральные законы о СМИ и правила аккредитации, утвержденные соответствующими органами.

Какие виды аккредитации предусмотрены для СМИ?

Для представителей СМИ существуют различные виды аккредитации, включая аккредитацию свободного журналиста, аккредитацию на мероприятия, аккредитацию в ООН и др.

Какие проблемы возникают при аккредитации представителей СМИ?

При аккредитации представителей СМИ могут возникать различные проблемы, включая ограничение свободы СМИ, произвол при отборе аккредитуемых журналистов, неравенство доступа к информации и др.

Как проходит аккредитация свободного журналиста?

Аккредитация свободного журналиста обычно проходит через предоставление заявки на аккредитацию, предоставление необходимых документов и прохождение проверки соответствия журналиста определенным критериям.

В чем различие между аккредитацией российских и иностранных журналистов?

Аккредитация российских и иностранных журналистов может иметь различия в требованиях к документам, процедуре аккредитации и правах и обязанностях, предоставляемых журналистам при аккредитации.

Что такое аккредитация представителей СМИ и как она регулируется?

Аккредитация представителей СМИ - это процесс официального признания их статуса правомочного журналиста. Она регулируется нормативными документами, которые определяют процедуры и требования для получения аккредитации.

Какие нормативные аспекты связаны с аккредитацией представителей СМИ?

Нормативные аспекты аккредитации включают в себя правовое регулирование, установление процедур и требований для получения аккредитации, а также определение прав и обязанностей аккредитованных представителей СМИ.

Какие виды и формы правового регулирования аккредитации представителей СМИ существуют?

Существует несколько видов и форм правового регулирования аккредитации представителей СМИ. Они могут включать законы, постановления, приказы и другие нормативные документы, которые определяют порядок и условия аккредитации.

Как происходит аккредитация свободного журналиста?

Аккредитация свободного журналиста происходит на основании заявки, предоставляемой представителем СМИ, и после рассмотрения компетентными органами. При этом могут быть установлены определенные требования и условия для получения аккредитации.

В чем отличие аккредитации российских и иностранных журналистов?

Аккредитация российских и иностранных журналистов может иметь различия в процедуре, требованиях и условиях получения. Однако, обычно основные принципы и правила аккредитации схожи, включая предоставление заявки и рассмотрение органами, определение прав и обязанностей аккредитованных журналистов.

Что такое аккредитация представителей СМИ?

Аккредитация представителей СМИ - это процедура официального признания журналиста или СМИ с целью предоставления определенных привилегий, прав и доступа к информации.