роль ядерного оружия в международных отношениях 1945-1955 гг

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные отношения
  • 3535 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 02.01.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения роли ядерного оружия в международных отношениях 5
1.1. Характеристика оружия массового поражения 5
1.2. Американские и российские исследования истории атомного проекта 12
2. Особенности роли ядерного оружия в международных отношениях 1945-1955 гг. 18
2.1. Ядерное оружие и культурная дипломатия 18
2.2. Международный диалог после второй мировой войны 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Они были воспитаны на основе советской пропаганды, составной частью которой была шпиономания, поэтому не были свободны от страха стать объектами атаки «агентов империализма», и от страха перед «всевидящим оком» советских спецслужб.На первый взгляд, казалось, что ехидство тех западных критиков, которые называли советских специалистов в послевоенной Германии чужаками среди «друзей» было вполне обоснованным. В течение многих месяцев и долгих лет советские геологи, инженеры и другие технические работники жили и работали в социальном пространстве, не только чуждом, но поначалу глубоко враждебном. Создавать атмосферу сотрудничества и дружбы между представителями двух народов, еще вчера бывших смертельными врагами, было не просто. Тем удивительнее, что создать такую атмосферу удалось и вожделенный атом стал «мирным» вдвойне: с одной стороны, создание советской атомной бомбы было важным условием сохранение мира и недопущения новой войны, а с другой - работа в рамках Атомного проекта окончательно примирила послевоенную советскую и немецкую молодежь.Для советских специалистов «Висмута» выполнение задачи, поставленной перед ними правительством, было превыше всего. Достижение плановых показателей обеспечивалось во что бы то ни стало. На каждом из участков работы было не более 2 советских специалистов, обязанностью которых было рационально организовать работу и получить необходимый результат. В этих условиях геологи, инженеры, другие специалисты и особенно начальники шахт входили в специфическое психологическое состояние: они не испытывали антагонизма или негативныхэмоций. Они видели перед собой тех, к кому они обращались со словами: «Ребята! План по добыче горит! Нам нужно еще пару ящиков руды!» и как вспоминают немцы, они уже знали, что это означает «выйти на работу и в субботу, и в воскресенье. И работать на самых сложных участках, буквально подбирая урановую смолку, чтобы закрыть план».В этой ситуации для обеих сторон было большой удачей отсутствие у советских специалистов фронтового прошлого, и наличие у немцев таких качеств как дисциплинированность и пунктуальность. Сами немцы признавали, что такая работа постепенно сближала, объединяла, хотя дружбы еще очень долго между немецкими рабочими и советскими специалистами не было. И отчасти они это объясняли тем, что каждая из сторон «по-разному воспринимала послевоенные события, а также глубокими семейными переживаниями с обеих сторон».Ко всему прочему, существовал языковой барьер. Несмотря на то, что все советские специалисты со школьной скамьи изучали немецкий язык, а перед началом командировки проходили курсы и, приехав в Германию, еще в течение нескольких месяцев посещали языковые курсы здесь, но отсутствие активной языковой практики создавало определенные трудности. Достаточно быстро был создан так называемый «висмут шпрахе», т. е. упрощенный вариант разговорного немецкого на основе профессиональной лексики с использованием примитивных, не всегда корректных грамматических форм Постепенно в восприятии немцев формировался позитивный образ советского специалиста: прежде всего, профессионал своего дела, несмотря на молодость, безупречный внешний вид, самоотверженность, способность к интенсивному труду. Самойподкупающей чертой многих советских специалистов, которую немцы смогли открыть, оказалась их способность к состраданию. В своих воспоминаниях многие из немецких сотрудников «Висмута» еще раз будут благодарить тех советских сотрудников, кто протянул им руку помощи в их трудной жизненной ситуации: без промедления обеспечил деньгами на похороны умершего родственника, не требуя никаких расписок и не тратя время на определение условий возвращения денег; предоставил машину для поездки в больницу; поддержали семью при рождении ребенка; подарили советскую куклу ребенку; починил игрушки; дал совет учиться и настоял на обучении и т. д.Первое время советские специалисты отмечали настороженное отношение к себе со стороны немцев, да и сами испытывали определенную внутреннюю напряженность. В своих воспоминаниях один из советских инженеров Олег Кедровский заметит: «Мне казалось, что они боялись нашего проявления жестокости, связанного с тем, что они проиграли затеянную Германией войну, и опасались, что мы будем в нашей практической деятельности мстить им за это, заставлять работать непомерно». Совсемобойти или забыть тему войны ни одна из сторон не могла, но их эмоции были полностью переключены на решение грандиозных задач. Советские специалисты, стремившиеся к своевременному решению всех многочисленных задач, поставленных перед ними, старались создать благоприятную рабочую атмосферу. Они использовали любую возможность для мобилизации всех ресурсов и способностей, поощряли и даже играли на самолюбии: «Ты же механик, ты же на «Бисмарке» был, что же ты не можешь поднять давление воздуха в шахте?». Немцыделали все, изобретали, конструировали, работали в дополнительное время. А когда в 1953 г. в Берлине и в некоторых крупных промышленных городах начались рабочие забастовки и демонстрации, горняки предприятия «Висмут» их не поддержали. Это было одним из подтверждений того, что коллективы на объектах предприятия были сформированы.По мнению советских представителей «Висмута», важным и эффективным способом укрепления коллектива была организация досуга - занятий спортом, художественной самодеятельностью, совместных праздничных застолий. Во всех населенных пунктах, при которых располагались объекты предприятия методом народной стройки в короткие сроки сооружались стадионы с обязательными футбольным полем, легкоатлетической дорожкой, площадками для волейбола и баскетбола; плавательные бассейны; дома культурыПозднее в своих воспоминаниях немцы напишут «Время все расставило на свои места» и оценят сотрудничество между всеми участниками проекта как «образцовое». Геолог Оттомар Буссе уточнит: «Наше сотрудничество было всегда плодотворным и коллегиальным. Дружескими были не только рабочие отношения, проводились также и совместные конференции и заседания. Мы встречались неоднократно после работы. Всегда находились темы для рассказов. Часто это были веселые встречи. Таким образом, советские специалисты «Висмута» оказались полномочными представителями советского общества, страны-победительницы. Не наделенные никакими мандатами, они справились с тяжелейшей дипломатической миссией - обеспечили плодотворное сотрудничество, приглушили и смягчили обиды. Они создали дух товарищества и уважения в коллективе, сформированном из представителей стран-противников, недавно завершивших одну из самых кровопролитных войн в мировой истории.2.2. Международный диалог после второй мировой войныСемьдесят лет, прошедшие после окончания Второй мировой войны, — достаточно большой срок в жизни человечества. За эти годы выросло несколько поколений взрослых сознательных людей. За это время были осуществлены значительныепреобразования в экономической, социальной и культурной областях. Произошлиэпохальные изменения в общественной жизни нашей страны.Переосмысливая и анализируя изменения, произошедшие в международныхотношениях в последние десятилетия, невольно возвращаешься к тем радостными памятным дням, когда мир узнал о победе над немецким фашизмом, главную,основную роль в которой сыграл Советский Союз.В последние месяцы войны союзники СССР хотели ослабить нашу страну.В этих целях У. Черчилль вынашивал план начать войну против Советского государства. Через несколько десятилетий после событий 1940-х гг. в английской и мировой печати были опубликованы первые сообщения о военных планах кабинетаУ. Черчилля в отношении Советского Союза, разработанные еще весной 1945 г.В основу их легли документы Государственного архива Великобритании. Ключевым в них является датированный 22 мая 1945 г. 29-страничный план экстреннойоперации «Немыслимое», подготовленный Штабом объединенного планированиявоенного кабинета. В плане дана оценка обстановки, сформулированы цели операции, определены привлекаемые силы, направления ударов войск западных союзников и их вероятные результаты.16 июля 1945 г. в Аламогордо, в пустынной части штата Нью-Мексико, США испытали атомное оружие. На переговорах в Потсдаме 24 июля1945 г. Президент США Г. Трумэн заявил главе СССР И.В. Сталину, что в СШАсоздано оружие небывалой разрушительной силы. «Русский премьер, — писалТрумэн, — не проявил какого-то особого интереса». Как отмечал мемуарист Р. Мэрфи, «в поведении Трумэна появилась большая уверенность в себе, — было заметно, что что-то случилось».С этого момента начался политический шантаж США и Англии по отношению к Советскому Союзу. Британский премьер испытал огромную радость, когдаузнал, что в США произведен экспериментальный взрыв атомной бомбы. Перваяего мысль заключалась в том, что атомную бомбу следует использовать немедленно против СССР, чтобы добиться его капитуляции. В мемуарах У. Черчилль признавался, что к весне 1945 г. «советская угроза» в его глазах «уже встала на местонацистского врага». В августе 1945 г., призывая к войне с СССР, он заявил: «мыне должны ждать, пока Россия подготовится. Я верю, что пройдет восемь лет, прежде чем она станет обладательницей бомбы». У. Черчилль, по свидетельству своего личного врача Морана, продолжая эту мысль, сказал: «Возможно, что войнаначнется этой зимой».Как отмечали некоторые СМИ того времени, И.В. Сталин принял это сообщение спокойно. До сведения Г. Трумэна было доведено, что Советский Союзвступит в войну с Японией 9 августа 1945 г., т.е. через три месяца после окончания войны в Европе. Договоренность об этом была достигнута ранее, на конференции трех держав в феврале 1945 г. по предложению руководства США и Англии.Поэтому разгром и капитуляция Японии становилась неизбежной, а применениеатомного оружия привело бы к множеству жертв. Поэтому руководство СШАи Англии должны сами решить, нужны ли новые лишние жертвы в войне.США сбросили две атомные бомбы на японские города — 6 августа 1945 г. на Хиросиму, а 9 августа 1945 г. — на Нагасаки. Применениематомного оружия впервые в мировой истории США преследовали две цели. Во-первых, узнать истинную силу атомногооружия. Два японских города и живущие в них люди стали живой испытательнойсредой. В течение долгих лет американские специалисты изучалипоследствия атомной бомбардировки в закрытой зоне. Во-вторых, главнойцелью применения атомного оружия являлся вызов Советскому Союзу. Нам былонаглядно показана военная сила США.В этих условиях перед Советским Союзом встало две важных задачи. Перваясостояла в том, чтобы как можно быстрее ликвидировать последствия страшнойвойны, наладить мирную жизнь и создать лучшие жизненные условия для советского народа. Вторая— в немедленном принятии мер к созданию своего атомного оружия и средств его доставки на территорию противника.В эти годы США продолжали свою политику на расширение своего влиянияв мире. Они усиливали свое влияние в ООН, продолжалирасширять влияние НАТО в мире. США откровенно использовало НАТО для решения своих проблем в различных регионах мира. Главная цель США состоитв том, чтобы придвинуть НАТО к границам России. Внешняя политика США состоит в том, чтобы помешать России развивать свои отношения с другими странами, способствовать международной изоляции нашей страны.Несмотря на такую политику западных стран, СССР и теперь Россия зачастуюдобивались и добиваются определенных успехов в борьбе за мир. Для этого пришлось «подтянуть ремни» и во многом отказывать себе ради укрепления обороны.Вокруг Москвы было построено специальное кольцо, которое стало известно как«бетонка», для размещения средств противоракетной обороны. Были улучшеныусловия жизни и работы научных учреждений. В результате усилий уже в 1949 г.,т.е. за четыре года, у нас было создано свое атомное оружие.Советский Союз сумел сделать большой рывокв развитии науки и техники, и подобно тому, как в предвоенные 1930-е гг. мысмогли совершить большой прорыв и создать очень сильную оборонную промышленность, мы осуществили прорыв и вышли на передовые позиции мирового уровня. Об этом свидетельствовали и события в Корее,когда США не удалось навязать нашей стране свои условия, и, более того, в начале 1970-х гг., когда они потерпели фиаско и поражение в войне с героическимвьетнамским народом.Теперь, когда Россия постепенно укрепляет свое положение, это должно бытьаксиомой внешней политики нашего государства. Не надо никому угрожать,но не нельзя никому и уступать. Как Советский Союз, так и Россия всегда выходили из трудных положений, увеличивая свое могущество и влияние. Нельзя допускать, чтобы какие бы то ни было государства могли пренебрежительно относитьсяк нашей стране. Всей своей историей Россия и населяющие ее народы должны чувствовать себя уверенно и достойно на международной арене. ЗаключениеВ настоящее время, через 70 с лишним лет после первой атомной бомбардировки, ядерное оружие уже есть не только у США и Российской Федерации, но и у Великобритании, Франции, КНР, КНДР, Индии, Пакистана и Израиля. Попытки иметь собственное ядерное оружие делали и делают некоторые другие страны, но пока безрезультатно. При этом обладатели ядерного оружия имеют на вооружении главным образом термоядерные заряды мощностью от нескольких сотен килотонн до нескольких мегатонн. Так что использование термина «оружие массового поражения» в СМИ в нашей стране является неверным, худосочным. Все виды термоядерного оружия будет правильно называть средством глобального уничтожения всего человечества в случае его массового применения.Несмотря на то что и в американских, и в российских публикациях довольно много рассказано о «тайнах» производства оружия холодной войны и о людях, его создававших, остаются области, требующие изучения. Во-первых, если продолжится рассекречивание документов, историкам следует обратиться к культурным, демографическим и другим социальным аспектам создания и использования ядерного оружия, а также оценить последствия накопления радиоактивных отходов и их утилизации. Во-вторых, они смогут более полно исследовать взаимосвязи между военными и гражданскими программами. Они будут в состоянии внести ясность во многие детали истории атомных предприятий - одних из самых крупных, дорогостоящих, опасных и критикуемых производств и характерных социальных институтов двадцатого века.На протяжении нескольких столетий разнообразие контактов России и Германии привело к тому, что возникло непрерывное трансграничное перемещение населения между этими двумя влиятельными европейскими государствами. И, как следствие этих миграций на территории каждой из стран-участниц оформлялись особые социальные пространства: в России это было немецко-говорящее, а в Германии - русскоговорящее. Они не оставались неизменными, застывшими. Это были живые социальные организмы, состояние которых напрямую зависело от характера межгосударственных отношений.Советскиеспециалисты «Висмута» оказались полномочными представителями советского общества, страны-победительницы. Не наделенные никакими мандатами, они справились с тяжелейшей дипломатической миссией - обеспечили плодотворное сотрудничество, приглушили и смягчили обиды. Они создали дух товарищества и уважения в коллективе, сформированном из представителей стран-противников, недавно завершивших одну из самых кровопролитных войн в мировой истории.Советский Союз сумел сделать большой рывок в развитии науки и техники, и подобно тому, как в предвоенные 1930-е гг. мы смогли совершить большой прорыв и создать очень сильную оборонную промышленность, мы осуществили прорыв и вышли на передовые позиции мирового уровня. Об этом свидетельствовали и события в Корее, когда США не удалось навязать нашей стране свои условия, и, более того, в начале 1970-х гг., когда они потерпели фиаско и поражение в войне с героическим вьетнамским народом.Список использованной литературыАндрюшин И. А., Чернышев А. К, Юдин Т. А. Укрощение ядра. Страницы истории ядерного оружия и ядерной инфраструктуры СССР. Саров; Саранск: Красный Октябрь, 2013. С. 31.Астафьева Э. А. Реализация советского атомного проекта в 1942-1949 гг.: дис.... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2008. С. 23.Власова Е. Ю. Создание и становление первого закрытого научно-технического центра советского атомного проекта: дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 22.Кузнецов В. Н. Цена свободы - атомная бомба. Екатеринбург: Полиграфист, 2015. С. 37.Мельникова Н. В., Бедель А. Э. Атомный проект СССР: современная отечественная историография и источники // Экономическая история. Ежегодник. М. 2015. С. 88.Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии. М.: Изд-во ЛКИ, 2014. С. 52.Негин Е. А., Голеусова Л. П., Куличков Г. Д., Максименко П. Советский атомный проект. Конец атомной монополии. Как это было. Нижний Новгород; Арзамас-16: «Нижний Новгород», 2012. С. 48.Некрасов В. Ф. НКВД - МВД и атом: судьбы, события, документы, версии. М.: Кучково поле, Гиперборея, 2013. С. 11-14.Новоселов В. Н., Носач Ю. Ф., Ентяков Б. Н. Атомное сердце России. Челябинск: Автограф, 2014. С. 102.Полегаев В.И., Алферов В.В. О неядерном сдерживании, его роли и месте в системе стратегического сдерживания // Военная мысль. Июль 2015. С. 24-27.Пятое Е. А. Стране был нужен уран. М.: ВИМС, 2015. С. 349-352.Ржешевский О.А. Секретные военные планы У. Черчилля против СССР в мае 1945 г. // Новая и новейшая история. 2013. № 3. С. 29-34.Родин А. М. Л. П. Берия в атомном проекте // Военно-исторический журнал. 2014. № 9. С. 60-67Уран для мира. История СГАО «Висмут» 1945 - 1990. М.: Энергоатомиздат, 2014. С. 46.Хлевнюк О. В., Горлщкий Й. Холодный мир: Сталин и завершение сталинской диктатуры. М.: РОССПЭН, 2015. С. 77.Кузнецова Р.В. Страницы истории атомного проекта СССР в биографии И.В. Курчатова (1943—1949 гг.) // История науки и техники URL: http://www.nrcki.ru/pages/main/5509/6392/5433/6671/7131/index.shtml.

Список использованной литературы

1. Андрюшин И. А., Чернышев А. К, Юдин Т. А. Укрощение ядра. Страницы истории ядерного оружия и ядерной инфраструктуры СССР. Саров; Саранск: Крас¬ный Октябрь, 2013. С. 31.
2. Астафьева Э. А. Реализация советского атомного проекта в 1942-1949 гг.: дис.... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2008. С. 23.
3. Власова Е. Ю. Создание и становление первого закрытого научно-технического центра советского атомного проекта: дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 22.
4. Кузнецов В. Н. Цена свободы - атомная бомба. Екатеринбург: Полиграфист, 2015. С. 37.
5. Мельникова Н. В., Бедель А. Э. Атомный проект СССР: современная отечественная исто¬риография и источники // Экономическая история. Ежегодник. М. 2015. С. 88.
6. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии. М.: Изд-во ЛКИ, 2014. С. 52.
7. Негин Е. А., Голеусова Л. П., Куличков Г. Д., Максименко П. Советский атомный проект. Ко¬нец атомной монополии. Как это было. Нижний Новгород; Арзамас-16: «Нижний Новгород», 2012. С. 48.
8. Некрасов В. Ф. НКВД - МВД и атом: судьбы, события, документы, вер¬сии. М.: Кучково поле, Гиперборея, 2013. С. 11-14.
9. Новоселов В. Н., Носач Ю. Ф., Ентяков Б. Н. Атомное сердце России. Челябинск: Автограф, 2014. С. 102.
10. Полегаев В.И., Алферов В.В. О неядерном сдерживании, его роли и месте в системе стратегического сдерживания // Военная мысль. Июль 2015. С. 24-27.
11. Пятое Е. А. Стране был нужен уран. М.: ВИМС, 2015. С. 349-352.
12. Ржешевский О.А. Секретные военные планы У. Черчилля против СССР в мае 1945 г. // Новая и новейшая история. 2013. № 3. С. 29-34.
13. Родин А. М. Л. П. Берия в атомном проекте // Военно-исторический журнал. 2014. № 9. С. 60-67
14. Уран для мира. История СГАО «Висмут» 1945 - 1990. М.: Энергоатомиздат, 2014. С. 46.
15. Хлевнюк О. В., Горлщкий Й. Холодный мир: Сталин и завершение сталин¬ской диктатуры. М.: РОССПЭН, 2015. С. 77.
16. Кузнецова Р.В. Страницы истории атомного проекта СССР в биографии И.В. Курчатова (1943—1949 гг.) // История науки и техники URL: http://www.nrcki.ru/pages/main/5509/6392/5433/6671/7131/index.shtml.