Формирование словоизменения у старших дошкольников с онр 3 уровня

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 5858 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 16.02.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы формирования словоизменения у старших дошкольников с ОНР 7
1.1. Формирование навыков словоизменения в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР 12
1.3. Методические аспекты формирования словоизменения у дошкольников с ОНР 18
2 Экспериментальная работа по формированию словоизменения у старших дошкольников с ОНР 23
2.1 Характеристика участников исследования. Анализ состояния словоизменения у старших дошкольников с ОНР 23
2.2 Коррекционно-логопедическая работа по развитию словоизменения у старших дошкольников с ОНР 34
2.3. Промежуточная динамика состояния словоизменения у старших дошкольников с ОНР 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Фрагмент для ознакомления

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня при выполнении заданий на исследование словоизменения были неуверенны в себе, боялись совершить ошибку, не все легко шли на контакт. Если проанализировать ошибки обеих групп детей, то можно увидеть, что в основном ошибки и у детей с развитием в норме, и у детей с ОНР одинаковые. Больше всего ошибок дети с ОНР допустили в следующих группах: межпадежные замены окончаний, внунтипадежные замены окончаний, несоответствие предлога окончанию. Характер ошибок: ошибки в определении рода, склонения, категории одушевленности.Если сравнить отдельные блоки, то можно увидеть, что дети экспериментальной группы лучше всего справились с заданиями на словоизменение существительных единственного числа с предлогами и на словоизменение существительных единственного числа в предложном падеже. Хуже всего они справились с заданием на словоизменение существительных в числе и словоизменение существительных единственного числа без предлогов.Проведенная коррекционно-логопедическая работа была направлена на формирование форм словоизменения и закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.После проведения коррекционно-логопедической работы дошкольники с ОНР смогли показать лучшие результаты по сравнению с первым исследованием, но все еще допускали ошибки. Следовательно, необходимо продолжать работу по данному направлению.Спасибо за внимание!

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 410 с.
2. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Нейропсихологическая диагностика речи детей. – М.: АРКТИ, 2013. – 136с.
3. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. – СПб.: КАРО, 2007. – 384с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 2006. – 224с.
5. Гафиулина О.Ю. Исследование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня // Специальное образование – 2015 – Том II – Выпуск XI – С. 71-73
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 480с.
7. Динмухамедова А.С., Габдулхаева Б.Б., Кабиева С.Ж., Резник Л.В., Даржуман Г.К. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2013 – №2 –С.5-13
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М.: КнигоМир, 2011. – 320с.
9. Исенина Е.И. Развитие языковых функций в дословесной коммуникации у детей // Фонетика и психология речи. – Иваново: ИГУ,1981 – Вып. З. – С. 50 – 65. – С. 61.
10. Коротовских Т.В., Пяшкур Ю.С. Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Казанский педагогический журнал – 2016 – С. 121-127
11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
12. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология Учебное пособие. – M.: Владос, 2011. – 285с.
13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: АльянС, 2014. – 368с.
14. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010. – 216с.
15. Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М.: МТУ, 1997. – 152 с.
16. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым у детей от рождения до семи лет.: дис. докт. психол. наук. – М.: Наука, 1974. – 123с.
17. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2016. – 352с.
18. Малашихина И.А., Черепкова Н.В., Эм Е.А. Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2008. – 8 с.
19. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. – М.: Классик Стиль, 2003. – 320с.
20. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. -СПб.: Корона-Принт, 2005. – 64 с.
21. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
22. Розенгарб-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. – М.: Педагогика, 1993. – 234 с.
23. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. — М.: Академия, 2005. — 144 с.
24. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.
25. Скворцова И.В. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева; М.: Олма-пресс, 2005. — 240 с.
26. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
27. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. М., 2009. С 149- 163.
28. Тенкачева Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников // Специальное образование. – 2013. – № 4 (32). – С. 66-71.
29. Тенкачева Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста / Т. Р. Тенкачева // Специальное образование. – 2014. – № 1 (33). – С. 68-78.
30. Тимонен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа). Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64с.
31. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2009. 314 с.
32. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2009. – 192с.
33. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2009. – 192с.
34. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Владос, 2009. – 272 с.
35. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010. – 272с.
36. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКТИ, 2005 – 240с.
37. Чиркина Г.В., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 209с.
38. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Academia, 2014. – 256с.
39. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 2014. – 330с.
40. Шевцова Б.Б. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 222с.
41. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М.: Гном и Д, 2015. – 48 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе формирования словоизменения у старших дошкольников с особыми нарушениями речи?

Теоретическими основами формирования словоизменения у старших дошкольников с ОНР являются принципы зонтикового подхода, зон и речевых зон.

Каковы психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста с особыми нарушениями речи?

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР характеризуются задержкой речевого развития, недостаточностью грамматических норм, дефицитом словарного запаса и нарушением звуковой стороны речи.

Какие методические аспекты могут быть использованы при формировании словоизменения у дошкольников с особыми нарушениями речи?

При формировании словоизменения у детей с ОНР можно использовать такие методические аспекты, как игра, обучение на основе ситуаций, интерактивное обучение и дифференцированный подход.

Какие результаты были получены в экспериментальной работе по формированию словоизменения у старших дошкольников с особыми нарушениями речи?

В результате экспериментальной работы было выявлено, что использование специально разработанных методик позволяет эффективно формировать навыки словоизменения у детей с ОНР.

Какие особенности характеризуют участников исследования по формированию словоизменения у старших дошкольников с особыми нарушениями речи?

Участниками исследования являются дети старшего дошкольного возраста с ОНР, которые обладают недостаточным словарным запасом, ограниченными грамматическими нормами и проблемами в звуковой стороне речи.

Какие теоретические основы лежат в основе формирования словоизменения у старших дошкольников с ОНР?

Формирование словоизменения у старших дошкольников с ОНР основывается на теории лингводидактики и психолингвистики. Эти теории рассматривают процессы усвоения языка и развития речи у детей. Также важной основой является понимание специфики ОНР и применение методов коррекционно-развивающей работы.

Какие навыки формируются в онтогенезе по поводу словоизменения?

В онтогенезе у детей формируются следующие навыки по поводу словоизменения: усвоение правил склонения и спряжения, распознавание и использование грамматических форм, овладение правописанием слов, определение рода, числа и падежа слов.

Как можно охарактеризовать детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР обладают специфическими особенностями развития речи и языка. Они могут испытывать трудности в усвоении правил словоизменения, запоминании грамматических форм и правописании. Такие дети могут нуждаться в коррекционной помощи и поддержке в процессе формирования словоизменения.

Какие методические аспекты важны при формировании словоизменения у дошкольников с ОНР?

При формировании словоизменения у дошкольников с ОНР важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Подходы и методы должны быть адаптированы к специфике ОНР. Также важно создать стимулирующую обстановку, использовать игровые и практические задания, обеспечить наглядность и последовательность материала.

Какую экспериментальную работу проводили по формированию словоизменения у старших дошкольников с ОНР?

В экспериментальной работе по формированию словоизменения у старших дошкольников с ОНР были описаны характеристики участников исследования, даны методы и задания, проведена оценка результатов. Результаты показали, что правильная методика и учет особенностей ОНР способствуют успешному формированию словоизменения у детей.

Какие основы использовались при формировании словоизменения у старших дошкольников с ОНР?

При формировании словоизменения у старших дошкольников с ОНР использовались теоретические основы, такие как онтогенез развития речи, психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а также методические аспекты формирования словоизменения.