Устойчивое развитие туризма как разновидность туристского планирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Туризм
  • 3333 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 09.01.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Основы государственного управления сферой туризма в Российской Федерации 5
1.1. Общая теоретическая характеристика сферы туризма и описание его современного состояния 5
1.2. Изучение существующих классических и инновационных методов управления в сфере туризма 7
2. Анализ государственного управления в сфере туризма 10
2.1. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации 10
2.2. Полномочия и структура органов управления туризмом в субъектах Российской Федерации 16
2.3. Выявление проблем, сдерживающих развитие внутреннего туризма в Краснодарском крае 20
2.4. Перспективы развития туризма в Краснодарском крае 24
Заключение 29
Библиографический список литературы и использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

Пропускная способность традиционных отечественных направлений пляжного отдыха на сегодняшний день практически исчерпана. В Краснодарском крае в 2016 году отдохнуло порядка 14 млн. человек, а в 2017 году Кубань посетило более 15,8 млн. туристов, что является абсолютным рекордом.Туристические операторы и авиакомпании ещё в начале летнего сезона 2016 подготовились к такому наплыву числа отдыхающих. Крупнейшие туристические операторы России «Тез тур» и «Анекс тур» впервые за всю историю существования начали реализацию туристических продуктов внутри России, а российские авиакомпании заявили об увеличении частоты полётов на существующих направлениях и открытиях новых в связи с переориентацией географии полётов (рейсы на Юг России вместо Турции и Египта). В аэропорту Сочи открылось более 50 новых направлений по всей России, в аэропорту Анапа более 40.Сегодня ёмкость российских морских курортов практически исчерпана. Предположим, что только развитие новых курортов поможет нарастить потенциал внутреннего туризма нашей страны. В условиях нестабильности политической ситуации и экономического кризиса отдых внутри страны для многих россиян становится единственной альтернативой. Для страны это несомненный плюс, так как будут расти поступления налогов в бюджет, деньги не будут «вывозиться» за рубеж, будет расти ВВП. Однако самой большой проблемой на сегодняшний день остается возможность принятия и размещения российскими курортами всех желающих. Именно данная проблема, на наш взгляд, требует незамедлительного решения.2.4. Перспективы развития туризма в Краснодарском краеПравительством РФ и Министерством комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края ставится задача развития внутреннего и въездного туризма. В связи с этим представляется актуальным изучение возможностей развития событийного туризма в Краснодарском крае как перспективного направления внутреннего туризма.В последние годы в Геленджике регулярно проводятся различные мероприятия: международная выставка "Гидроавиасалон", Международная конференция стран-членов Черноморского экономического сотрудничества, музыкальный фестиваль "Маленький принц", открытый фестиваль юмора и эстрады "Москва-транзит-Геленджик, костюмированный карнавал – открытие сезона и другие мероприятия.Все более популярным становится событийный туризм в Анапе.Ярким примером развития событийного туризма в Краснодарском крае специалисты считают Темрюкский район. "В 2015 году на примере Темрюкского района было доказано, что событийный туризм будущее Кубани. Благодаря многочисленным фестивалям район посетило около 1,2 миллиона отдыхающих, что более чем в полтора раза превысило прошлогодний показатель", рассказывает заместитель главы района Елена Сорокина.Стоит отметить, что фестиваль на территории Краснодарского края становится лидером событийного туризма в России второй год подряд. После победы в 2016 году фестиваля «Кубана» по итогам 2017 года лучшим молодежным мероприятием стал проект от event-компании «ГЭСПРОМО» фестиваль активного отдыха и танцевальной музыки «A-ZOV», который проходил с 25 по 28 июля 2017 года в ст. ДолжанскийЕйского района.В общем, при поддержке министерства культуры Краснодарского края в 2017 году проведено около 400 фестивалей, которые посетили несколько десятков тысяч человек (2).Таблица 7. Список активных ежегодных фестивалейМесяцДаты (2018)(могутсдвигаться) Фестиваль Тематика Сайт 01 05-13 НадеждыЕвропыМеждународный, детско-юношескоготворчестваhttp://expectations21.ru0225-30 ОткрытаяРоссияНациональный, детско-юношескоготворчестваhttp://expectations21.ru03 18-19 ЖемчужинаРоссиибальныхтанцев0422-27 Виват, Россия!бальныхтанцев054-11 Кинотавркиноhttp://www.kinotavr.ru/ru069-11 Лето — этомаленькаяжизньавторскойпесниhttp://fond.mityaev.ru/leto/0714 Мисс Сочикрасотыhttp://www.miss-sochi.ru/0823-25 Чёрное мореджазовоймузыки096-7 SurfYogaFestSochi Фестиваль водного спорта и активного отдыха. www.surfyogafest.ru Бархатныесезонымоды10 Хрустальныйпетушоктворчествадетей с ограниченнымивозможностями11Битва двухстолицГоворя о перспективах дальнейшего развития курортов края, необходимо отметить, что прошедшие Олимпиады в Сочи стали так называемой «точкой опоры», от которой и пойдет последующее их развитие. Стадион «Фишт» - главный стадион Зимних игр - станет главной футбольной ареной края во время проведения Чемпионата мира в 2018 году. А «Дом регионов», в котором «базировались» все достопримечательности субъектов нашей Великой страны - это трибуна Формулы 1, которая будет проходить в Сочи в сентябре 2016 года. Эти мероприятия не могут не привлекать в Сочи как наших соотечественников, так и гостей из за рубежа. С точки зрения возможных экономических выгод, организация крупных спортивных событий сулит как прямые, так и косвенные выгоды.Прямые выгоды - это капитальное и инфраструктурное строительство в связи с мероприятиями. Это долгосрочные преимущества, которые решают вопросы экологизации транспортировки грузов, модернизации инфраструктурной составляющей транспортного потенциала страны, в том числе водно-портовой и железнодорожной, снижения вредного воздействия транспорта, особенно автомобильного на окружающую среду и создания качественных условий жизни населения.Кроме того, это деньги, оставленные туристами, приезжающими на Олимпиаду из других государств и городов.К непрямым выгодам можно отнести рекламный эффект: город, принимающий Игры, и вся страна предстают потенциально интересным туристическим направлением и местом для будущего бизнеса. За последние три года в экономику Краснодарского края инвестировано 1,2 триллиона рублей. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи положило начало появлению нового для России типа городов - уникального круглогодичного курорта. Говоря уникального, значит речь идет о таком курорте, где можно отдыхать как летом - на море, так и зимой - в горах.Однако, любая оценка перспектив развития курортов Краснодарского края содержит значительную долю субъективизма. Перспективы могут быть как положительные, так и отрицательные. Говоря об отрицательных перспективах, можно сделать основной упор на то событие, которое связано с присоединением полуострова Крым к России. Очевидно, что перспективы развития курортов Краснодарского края есть, и они положительные, несмотря на присоединение Крыма и наличие стран - конкурентов. Но нельзя сказать однозначно, что Кубань может ожидать взрывного наплыва туристов. Безусловно, есть статистика, которая говорит нам о том, что с каждым годом отдыхающих все больше, есть эксперты, которые подтверждают эту точку зрения. Но ясно одно - регион динамично развивается, он уже привлек немалое число инвесторов, здесь уже прошло одно из трех мероприятий мирового уровня, а это значит, что многое еще впереди, и увидеть курорты Краснодарского края, а главное - с пользой отдохнуть здесь, хочет огромное число туристов по всему миру.Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что событийный туризм в Краснодарском крае – одно из перспективных направлений развития внутреннего туризма.ЗаключениеПроведенное исследование было посвящено изучению туристско-рекреационной системы территорий РФ.Рассмотрение теоретических основ функционирования туристско-рекреационных систем позволило установить, что рекреационные системы имеют территориальный характер, а главной функцией региональной туристско-рекреационной системы является осуществление процесса воспроизводства туристского продукта. Компонентами данной системы являются рекреационные ресурсы, инфраструктура рекреационной деятельности, рекреанты, рекреаторы и руководящие органы. Важными свойствами туристско-рекреационных систем выступают их разнообразие, динамичность, комфортность, устойчивость, эффективность, иерархичность и надежность. Предлагается классифицировать туристко-рекреационные системы по функциям рекреационной деятельности, по степени урбанизации, по территориальной организации. Рационально организовать процесс рекреационного освоения территории региона и управлять им позволит выявление рекреационных возможностей в уже освоенных или вновь развивающихся туристско-рекреационных системах, а также знание закономерностей развития туристско-рекреационных систем разного ранга в зависимости от факторов, их формирующих, требований потребителей рекреационных услуг в различных функциональных типах данных систем.Оценка природных ресурсов Краснодарской области выявила разнообразие и уникальность природно-климатических ресурсов. Климат данной территории достаточно суровый, высока влажность воздуха, зимний период холодный и длительный. Речная сеть Краснодарской области отличается густотой и практически все реки имеют рыбохозяйственное значение. Биологические ресурсы уникальны по своему количеству и разнообразию, здесь множество редких охраняемых видов животных, растений и грибов, занесенных в «Красную книгу». Лесами покрыто 37% территории Краснодарской области, а недра чрезвычайно богаты полезными ископаемыми. Десятая часть территории области является особо охраняемыми природными территориями. Культурное наследие представлено в основном археологическими памятниками. Выдающийся сырьево-ресурсный потенциал региона сочетается с экстремальными условиями его освоения. Основными направлениями туризма в Краснодарской области являются: морской туризм, сплавы по рекам, рафтинг, пешеходный туризм, альпинизм, сноуборд, горные лыжи, велотуризм, спелеология, парапланеризм, виндсерфинг, круглогодичная рыбалка, морской каякинг, дайвинг, скалолазание, ледолазание, кайтсёрфинг. К сожалению, рекреационная нагрузка на естественные экосистемы региона растет в связи с освоением континентального шельфа и активной эксплуатацией ресурсов суши и моря.Однако основными проблемами в сфере туризма Краснодарской области является недостаток инвестиций, износ материальной базы, неразвитая инфрастурктура, низкая конкурентоспособность турпродукта.В связи с этим необходима поддержка развития внутреннего и въездного туризма, формирование туристско-рекреационного комплекса Краснодарской области, формирование позитивного имиджа и продвижение бренда региона, расширение межрегионального и международного сотрудничества, улучшение качества туристских услуг, развитие новых видов туризма. Наиболее перспективным направлением является активизация спортивного туризма, приключенческого, этнографического и экзотического; развитие экологического направления в туризме за счет первозданных уголков природы; введение новых форм туризма (автокараванов, вертолетов, комплексных экскурсий).В результате проведеного исследования поставленная цель достигнута, задачи выполнены.Библиографический список литературы и использованных источниковНормативно-правовые актыОб основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон № 132 : принят Гос. Думой 4 окт. 1996 г. [по сост. на 03.05.2012].Книги и монографииГеографические основы туризма, рекреации и краеведения в Беларуси / [М.Г. Ясовеев и др.]; под научной редакцией М.Г. Ясовеева. – Минск: Право и экономика, 2017. – 208 с.Дусенко Светлана Викторовна. Структура и функция социального пространства туризма (социологический анализ): диссертация ... доктора социологических наук: 22.00.04 / Дусенко Светлана Викторовна; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего професси-онального образования «Тихоокеанский государственный университет»].– Хабаровск, 2016.– 337 с.Никанорова Екатерина Вадимовна. Формирование туристского образа территории: на примере Ростов-ской области: диссертация ... кандидата географических наук: 25.00.24 / Никанорова Екатерина Вадимовна; [Место защиты: Моск. гос. ун–т им. М.В. Ломоносова].– Москва, 2017.– 168 с.: ил.Новикова А. С. Инвестиционная привлекательность города как фактор повышения его конкурентоспособности: автореф. дис. … к. экон. н. Ставрополь, 2016. - 24 с.Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 416 с.Третьяков А. Г. Управление инвестиционной активностью в городе: автореф. дис. … к. экон. н. М.: РАГС, 2017. - 18 с.СтатьиМещеряков Т. В. Бренд территории как символический капитал // Креативная экономика. 2017. - № 8. - С. 61–69.Святохо Н. В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала города // Экономика и управление. 2016. - № 2. - С. 30–35.Семина Л. С. Инвестиционная привлекательность: теоретический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 14. Экономика. Вып. 27. - С. 17–19.Славин В. В. Туристическая привлекательность города: понятие, содержание, основные принципы формирования // Вопросы управления. 2016. № 1.Тетенькина О. Л. К вопросу об определении понятия «туристическая привлекательность города» // Экономика и современный менеджмент: теория и практика : материалы ХХVII междунар. заочной науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. - С. 198–203.Шалыгина Н. П., Селюков М. В., Курач Е. В. О роли брендинга в формировании туристской привлекательности города // Фундаментальные исследования. Экономические науки. 2015. № 8. - С. 1165–1168.Юняева Р. Р., Клеманова И. В. Инвестиционная привлекательность города как фактор дополнительного поступления денежных средств на развитие сельского хозяйства // Известия Пензенского гос. ун-та им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2015. - № 28. - С. 639–646.Электронные источникиКоваленко Т. Д. Туристический имидж как фактор социально-экономического развития города [Электронный ресурс] // Труды междунар. симпозиума «Надежность и качество». 2017. Т. 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskiy-imidzh-kak-faktor- sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (дата обращения: 11.11.2018).Кузик С. П. География туризма [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnikionline. ru/turizm/geografiya_turizmu_-kuzik_sp/geografiya_turizmu_-kuzik_sp.htm (дата обращения: 12.11.2018).Майкова С. Э., Сармаева Т. А. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории [Электронный ресурс] // Экономическое развитие современной России: проблемы и перспективы : материалы Второй респ. науч.-практ. конф. студентов, посвящ. 40-летию экон. фак. Мордов. гос. ун-та. Саранск, 2017. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2009-2/pdf/13.12_sarmaeva.pdf (дата обращения: 12.11.2018).Ушакова Е. О., Вдовин С. А. Определение туристкой привлекательности города по величине потенциала ресурсов развития туризма [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: www.science-education.ru/115-12214 (дата обращения: 15.11.2018).

Библиографический список литературы и использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон № 132 : принят Гос. Думой 4 окт. 1996 г. [по сост. на 03.05.2012].

Книги и монографии
2. Географические основы туризма, рекреации и краеведения в Беларуси / [М.Г. Ясовеев и др.]; под научной редакцией М.Г. Ясовеева. – Минск: Право и экономика, 2017. – 208 с.
3. Дусенко Светлана Викторовна. Структура и функция социального пространства туризма (социологический анализ): диссертация ... доктора социологических наук: 22.00.04 / Дусенко Светлана Викторовна; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего професси- онального образования «Тихоокеанский государственный университет»].– Хабаровск, 2016.– 337 с.
4. Никанорова Екатерина Вадимовна. Формирование туристского образа территории: на примере Ростов- ской области: диссертация ... кандидата географических наук: 25.00.24 / Никанорова Екатерина Вадимовна; [Место защиты: Моск. гос. ун–т им. М.В. Ломоносова].– Москва, 2017.– 168 с.: ил.
5. Новикова А. С. Инвестиционная привлекательность города как фактор повышения его конкурентоспособности: автореф. дис. … к. экон. н. Ставрополь, 2016. - 24 с.
6. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 416 с.
7. Третьяков А. Г. Управление инвестиционной активностью в городе: автореф. дис. … к. экон. н. М.: РАГС, 2017. - 18 с.

Статьи
8. Мещеряков Т. В. Бренд территории как символический капитал // Креативная экономика. 2017. - № 8. - С. 61–69.
9. Святохо Н. В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала города // Экономика и управление. 2016. - № 2. - С. 30–35.
10. Семина Л. С. Инвестиционная привлекательность: теоретический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 14. Экономика. Вып. 27. - С. 17–19.
11. Славин В. В. Туристическая привлекательность города: понятие, содержание, основные принципы формирования // Вопросы управления. 2016. № 1.
12. Тетенькина О. Л. К вопросу об определении понятия «туристическая привлекательность города» // Экономика и современный менеджмент: теория и практика : материалы ХХVII междунар. заочной науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. - С. 198–203.
13. Шалыгина Н. П., Селюков М. В., Курач Е. В. О роли брендинга в формировании туристской привлекательности города // Фундаментальные исследования. Экономические науки. 2015. № 8. - С. 1165–1168.
14. Юняева Р. Р., Клеманова И. В. Инвестиционная привлекательность города как фактор дополнительного поступления денежных средств на развитие сельского хозяйства // Известия Пензенского гос. ун-та им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2015. - № 28. - С. 639–646.

Электронные источники
15. Коваленко Т. Д. Туристический имидж как фактор социально-экономического развития города [Электронный ресурс] // Труды междунар. симпозиума «Надежность и качество». 2017. Т. 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskiy-imidzh-kak-faktor- sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (дата обращения: 11.11.2018).
16. Кузик С. П. География туризма [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnikionline. ru/turizm/geografiya_turizmu_-kuzik_sp/geografiya_turizmu_-kuzik_sp.htm (дата обращения: 12.11.2018).
17. Майкова С. Э., Сармаева Т. А. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территории [Электронный ресурс] // Экономическое развитие современной России: проблемы и перспективы : материалы Второй респ. науч.-практ. конф. студентов, посвящ. 40-летию экон. фак. Мордов. гос. ун-та. Саранск, 2017. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2009-2/pdf/13.12_sarmaeva.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
18. Ушакова Е. О., Вдовин С. А. Определение туристкой привлекательности города по величине потенциала ресурсов развития туризма [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: www.science-education.ru/115-12214 (дата обращения: 15.11.2018).

Вопрос-ответ:

Что такое устойчивое развитие туризма?

Устойчивое развитие туризма - это подход к планированию и управлению туристской отраслью, который стремится сбалансировать экономические, социальные и экологические аспекты развития туризма. Он включает в себя учет потребностей и интересов как текущих, так и будущих поколений, а также стремление к сохранению природной и культурной среды.

Какая роль государства в устойчивом развитии туризма?

Государство играет ключевую роль в устойчивом развитии туризма. Оно должно создавать правовую и организационную базу для развития туристской отрасли, определять стратегию развития, формировать политику и регулировать отношения между различными участниками рынка. Государство также должно устанавливать стандарты и нормы в области экологии, социальной ответственности и качества услуг.

Какие методы управления используются в сфере туризма?

В сфере туризма используются различные методы управления. Классические методы включают планирование, организацию, контроль и координацию. Они обеспечивают эффективное распределение ресурсов и регулирование процессов. Кроме того, в современной практике все больше используются инновационные методы, такие как социальное партнерство, маркетинговые исследования, информационные технологии и развитие туристского потенциала.

Какие проблемы существуют в сфере туризма в России?

Сфера туризма в России сталкивается с рядом проблем. Во-первых, отсутствие качественной инфраструктуры и сервиса, особенно в отдаленных регионах. Во-вторых, недостаточное продвижение и маркетинг туристических продуктов России на международном рынке. Также существует проблема сохранения и развития природно-культурного наследия страны, а также снижение экологической устойчивости туристского потока.

Что такое устойчивое развитие туризма?

Устойчивое развитие туризма - это подход к планированию и управлению туризмом, который уделяет особое внимание экономическим, социальным и экологическим аспектам. Основная цель устойчивого развития туризма заключается в том, чтобы обеспечить долгосрочное благосостояние туристских регионов, сохраняя природные и культурные ресурсы, а также поддерживая местное сообщество и улучшая жизнь местных жителей.

Какие основные проблемы существуют в сфере туризма в России?

В сфере туризма в России существует ряд проблем: низкая инфраструктура, недостаточное качество услуг, ограниченный доступ к информации о туристических объектах, отсутствие устойчивой системы управления, неполное использование туристического потенциала страны и др. Все эти проблемы затрудняют развитие туризма и привлечение большего числа туристов в Россию.

Что делает государство для развития туризма в России?

Государство предпринимает ряд мер для развития туризма в России. В частности, проводятся программы и проекты по развитию туристической инфраструктуры, созданию новых туристических маршрутов и объектов, а также по улучшению качества предлагаемых услуг. Кроме того, государство осуществляет поддержку местных и региональных органов управления, а также разрабатывает и внедряет законодательные и нормативные акты, регулирующие сферу туризма.

Какие классические методы управления используются в сфере туризма?

В сфере туризма используются различные классические методы управления, такие как разработка стратегий и планов развития, координация деятельности различных органов и структур, мониторинг и контроль выполнения задач, финансовое планирование и т. д. Эти методы помогают организовать и эффективно управлять туристскими процессами, обеспечивая достижение поставленных целей и задач.

Что такое устойчивое развитие туризма?

Устойчивое развитие туризма - это концепция развития туризма, которая стремится совместить экономические, социальные и экологические аспекты этой отрасли, с целью обеспечения долгосрочной устойчивости и сохранения природной и культурной среды.