Теория государства и права. Понятие и виды федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 3434 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 10.01.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Сущность федерации как формы государственного устройства 5
1.2. Виды федераций 7
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФЕДЕРАЦИЙ 15
2.1. Конституционная федерация на примере Германии 15
2.2. Договорная федерация на примере США 20
2.3. Особенности Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления

.
Третий стереотип заключается в убежденности о том, что федерация в обязательном порядке должна быть ассиметричной. И, наконец, последним из стереотипов, пришедших к нам из социалистической федеративной системы до настоящего времени остается существование восьмидесяти пяти федеральных субъектов, являющихся не просто разнотипными. Эти стереотипы имеют абсолютно разные социальные, демографические, экономические и прочие возможности и ресурсы.
Итак, чтобы в России был сформирован истинный федерализм, нам необходимо преодолеть былые стереотипы, сложившиеся в эпоху социализма и начать формирование абсолютно новых федеративных отношений, в которых человек – это свободная личность, и интересы этой личности необходимо ставить во главу угла в любой деятельности власти и государства.
У проблемы российской модели федерализма существует и вторая сторона. Власть в нашей стране в настоящее время утратила идентичность Российского государства. Разрушение связей времени, прогресса и преемственности в развитии страны и сильнейшие революционные потрясения, привели к полной потере исторической памяти и игнорированию общепринятых ценностей центральной и региональной властью. Это привело к появлению абсурдной теории, говорящей о том, что Россия появилась после того, как ряд республик решили объединиться в добровольном порядке и были включены в ее состав. Именно отсюда появился миф, стереотип, о котором было сказано выше - о вторичной сущности Российской Федерации.
Данное убеждение так крепко засело в сознании граждан нашей страны, что и по сей день проблемы государственного развития сегодняшней России возникают непосредственно благодаря этому стереотипу "социалистической модели федерализма". Не вызывает сомнений тот факт, что в дальнейшем развитии истинного федерализма в России от этого стереотипа необходимо избавиться. А это, в свою очередь, возможно лишь в случае обретения народом и властью идентичности России.
Далее необходимо подробнее рассмотреть убеждение о договорной природе федерации. Убеждения в том, что уровни власти в федеративном государстве способны договариваться и даже договориться между собой в части собственных полномочий является совершенно неправильным. Модель федерализма вообще не подразумевает какого-либо договора между уровнями власти, тем более исполнительными, являющимися по своей природе «нанятыми» обществом.
При федеральной модели государственного устройства полномочия отдельных субъектов власти должны определяться "третьей стороной" – представителями гражданского социума. Именно по этой причине полномочия не могут быть прерогативой властей, и власть не имеет права на распоряжение ими. Следовательно, федерализм власти и власть федерализма являются способностью к самоуправлению независимых индивидов гражданского социума. Чем скорее в нашей стране будет сформировано совершенно иное, чем ранее, понимание природы федерального устройства, тем активнее мы будем двигаться в направлении истинного федерализма в России. Наиболее сложным препятствием в данном направлении станет еще один из стереотипов "социалистической модели" - этнонационализм. Преодоление этого стереотипа заключается в отказе государства от регламентирования этничности и устранении этнитизации страны. Необходимо покончить с порочной и в корне неверной политикой разделения граждан на "некоренных" и "коренных".
Огромный прорыв в устранении этого стереотипа был осуществлен с принятием Конституции 1993 года. Основной Закон государства утвердил самоопределение Российской Федерации от имени всего многонационального народа в качестве единственного источника власти и носителя суверенитета в государстве. Что касается республик, краев, областей и других субъектов, то и в них единственным источником власти выступают все граждане, вне зависимости от их этнической принадлежности.
Еще одной значимой проблемой преодоления стереотипов "социалистической модели федерализма" можно считать несовершенство государственного строя в нашей стране в настоящее время. Совершенствование в этой сфере является необходимым, и обусловлено демографическими, экономическими, общественными, культурно-историческими, геополитическими и географическими причинами.
Кроме того, мы полагаем, что федерация, в которую входит восемьдесят пять субъектов различного типа – объективно не может существовать и нормально функционировать. С нашей точки зрения, уже в самом ближайшем будущем станет необходимым новое деление территорий, и разрабатывать это деление необходимо на основании всей совокупности исторических, социальных, природно-климатических, демографических, экономических и геополитических факторов, обеспечивающих успешное развитие регионов и высокий уровень благосостояния граждан.
Но кроме собственной глобальной природы, которая связывается с проблемой сохранения в нашей стране федеративной модели государственного устройства, проблемы федерализма проявляются и в иных сферах государственной жизни. Так, например, существует проблема обеспечения единства законности и законодательства на всей территории страны, проблема реального обеспечения провозглашаемого Конституцией России единства власти государства.
В целях обеспечения на всей территории страны единства законности и законодательства необходимо совершенствование деятельности органов прокуратуры РФ. На местах работники прокуратуры должны, предпринимать все законные меры в отношении отмены и опротестования любых актов федеральных субъектов и актов органов местного самоуправления, которые противоречат Конституции России и федеральному законодательству.
Вместе с тем, в целях решения перечисленных в данной статье проблем требуется реформирование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, куда входят представители всех федеральных субъектов. Им лучше всего известно, как и откуда появились перечисленные проблемы, а это означает, что и разрешить их они могут лучше других.
Россия находится в поиске ответов на исторический вызов времени, осваивает новое политическое и правовое поле федеративных отношений, на котором продолжают собственное сосуществование демократические направления федерализации и консервативно-охранительные направления унитаризации. России еще предстоит освоить опыт и общественную философию жизнедеятельности в обстановке демократического федерализма, приложить огромные усилия, чтобы сформировать истинно федеративное государство, которое способно поступательно развиваться во благо его народов в ХХI столетии.
Подводя итоги данной главы, необходимо отметить, что проблемы дальнейшего развития российской модели федерализма могут быть решены путем эволюционных демократических преобразований, в процессе которых можно достичь следующих целей: обеспечение реальной защиты человеческих свобод и прав; формирование эффективных рыночных механизмов хозяйствования; становление крепкой государственной власти, становление и развитие государственных институтов права, которые будут контролироваться обществом; становление подлинных институтов гражданского социума; совершенствование системы местного самоуправления; развитие культурно-национальной независимости во всех регионах страны; обретение властью и обществом самоидентичности России.
Лишь при условии достижения истинного этих целей станет возможным становление федерализма в России, внутреннее государственного устройство станет предельно эффективным, будет обеспечено стабильное и достойное развитие Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основе изучения научной и учебной литературы по рассматриваемой теме можно сделать определенные выводы. Федерацией является государство, территория которого включает в себя территории ее членов – субъектов.
Все федеральные субъекты выступают государственными образованиями, то есть они наделяются учредительной властью. В типичной федерации внешняя и оборонная политика принадлежит федеральному правительству, образование - региональному, а право налогообложения разделяется между обоими. Потому и федерация, и субъекты ее могут обладать правом издавать законы касаемо соответствующих вопросов.
Есть три принципа построения федерации: федерация строится по территориальному принципу; по национальному принципу; по смешанному принципу.
Необходимо выделить такие важнейшие критерии разделения федеративных государств на виды:
- по способу создания (договорные (возникают на основе соглашения, договора, учредительного договора - создаются, как правило, «снизу»)); (конституционные (учреждаются путем принятия конституции - создаются главным образом «сверху», пример - Индия)); (договорно-конституционные (их большинство - США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация и др.)).
- по способу взаимоотношений субъектов и федерации существуют такие федеративные государства: на основе союза (США, Танзания, ОАЭ, СССР - в прошлом); на основе автономии (Бельгия, Австрия, Индия, Венесуэла, Пакистан).
- по способу распределения и осуществления властных полномочий: централизованные (Индия, Пакистан, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Бразилия); относительно централизованные (США, Австралия, ФРГ).
- по принципу преимущества или сочетание национального и территориального подходов: территориальный подход (США, Индия, Мексика); национальный подход (в бывшем СССР, ныне его в чистом виде нет); сочетание национально-территориального и территориального подходов (Россия).
Федерации также можно различать по степени децентрализации или централизации власти.
Сегодняшнее Российское государство согласно форме государственного устройства является федерацией.
В общем, невзирая на многообразие федеративных устройств, можно заключить, что данная форма государственного устройства считается эффективной в решении некоторых проблем общего характера: разграничения предметов полномочий и ведения между федерацией и федеральными субъектами, формирование механизма поддержания равновесия интересов внутри федерации; суверенитета; экономической стабильности регионов и условий жизнедеятельности людей, создание единой системы права федеративного государства и механизма осуществления права, сохранение целостности союзного государства и прочее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Аманчук. – М., 2011. – 442 с.
Бусыгина И. М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования www.fgu-nickolaus.narod.ru/
Введенский, А.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта [Текст] / А.Г. Введенский, А.Ю. Горохов. - М., 2002. 
История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М. 2010. – С. 114
Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма // Современное право, 2014. № 4. С. 34
Карапетян, Л.М. Федерализм и право народов [Текст] / Л.М. Карапетян. - М., 2009.
Киселева, А.В. Теория федерализма [Текст] / A.В. Киселева, А.В. Нестеренко. - М., 2002.
Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Право, 2011. – 125 с.
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – С. 203
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – 593 с.
Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных сранах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
Макинерин Д. США. История одной страны [Текст] / Д. Макинерин. – Мидгард, Эксмо, 2009. – 736 с.
Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Зерцало, 2015. – С. 343
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М., Дело. – С. 263
Миряшева Е.В. Теория и практика кооперативного федерализма в США в XIX - середине XX в. // История государства и права. 2014. №14. С. 22
Морозов С.И. Обеспечение федеративного устройства РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2012. – №1.
Понятие федеративного государства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_091.php
Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. – М., 2011. – 620 с.
Пусточаров В.: Российский федерализм - сегодня и завтра // Международная жизнь. - 2004. - №3. – с. 134-136
Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма [Текст] / И.А. Умнова. - М., 2008.
Хакимов Р.С. Российский федерализм:теория и практика // Учебное пособие. - Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011, С. 107
Черепанов, В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами [Текст] / B.А. Черепанов. - М., 2003.
Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 114
Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан. // Российская газета - Федеральный выпуск №3963
История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М. 2010. – С. 114
Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Зерцало, 2015. – С. 343
Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 364
Карапетян, Л.М. Федерализм и право народов [Текст] / Л.М. Карапетян. - М., 2009. – С. 5
Черепанов, В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами [Текст] / B.А. Черепанов. - М., 2003. – С. 28
Введенский, А.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта [Текст] / А.Г. Введенский, А.Ю. Горохов. - М., 2002. – С. 66
Там же. – С. 73
Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма [Текст] / И.А. Умнова. - М., 2008. – С. 34
Там же. – С. 36
Киселева, А.В. Теория федерализма [Текст] / A.В. Киселева, А.В. Нестеренко. - М., 2002. – С. 194
Бусыгина И. М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования www.fgu-nickolaus.narod.ru/
Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
Макинерин Д. США. История одной страны [Текст] / Д. Макинерин. – Мидгард, Эксмо, 2009. – С. 403
Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012. – 272 с.
Миряшева Е.В. Теория и практика кооперативного федерализма в США в XIX - середине XX в. // История государства и права. 2014. №14. С. 22
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М., Дело. – С. 263
Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма // Современное право, 2014. № 4. С. 34
Хакимов Р.С. Российский федерализм:теория и практика // Учебное пособие. - Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011, С. 107
Там же.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан. // Российская газета - Федеральный выпуск №3963 (0)
Пусточаров В.: Российский федерализм - сегодня и завтра // Международная жизнь. - 2004. - №3. – с. 134-136
Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Право, 2011. – С. 63
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – С. 248
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. – М., 2011. – С. 327












34

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Аманчук. – М., 2011. – 442 с.
3. Бусыгина И. М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования www.fgu-nickolaus.narod.ru/
4. Введенский, А.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта [Текст] / А.Г. Введенский, А.Ю. Горохов. - М., 2002.
5. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М. 2010. – С. 114
6. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма // Современное право, 2014. № 4. С. 34
7. Карапетян, Л.М. Федерализм и право народов [Текст] / Л.М. Карапетян. - М., 2009.
8. Киселева, А.В. Теория федерализма [Текст] / A.В. Киселева, А.В. Нестеренко. - М., 2002.
9. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Право, 2011. – 125 с.
10. Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – С. 203
11. Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – 593 с.
12. Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
13. Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных сранах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
14. Макинерин Д. США. История одной страны [Текст] / Д. Макинерин. – Мидгард, Эксмо, 2009. – 736 с.
15. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Зерцало, 2015. – С. 343
16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М., Дело. – С. 263
17. Миряшева Е.В. Теория и практика кооперативного федерализма в США в XIX - середине XX в. // История государства и права. 2014. №14. С. 22
18. Морозов С.И. Обеспечение федеративного устройства РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2012. – №1.
19. Понятие федеративного государства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_091.php
20. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. – М., 2011. – 620 с.
21. Пусточаров В.: Российский федерализм - сегодня и завтра // Международная жизнь. - 2004. - №3. – с. 134-136
22. Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма [Текст] / И.А. Умнова. - М., 2008.
23. Хакимов Р.С. Российский федерализм:теория и практика // Учебное пособие. - Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011, С. 107
24. Черепанов, В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами [Текст] / B.А. Черепанов. - М., 2003.
25. Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 114
26. Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
27. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан. // Российская газета - Федеральный выпуск №3963

Вопрос-ответ:

Что такое федерация и какой вид государственного устройства она представляет?

Федерация - это форма государственного устройства, при которой суверенное государство объединяется из нескольких территориальных единиц, обладающих определенной степенью автономии. Федерация является видом федеративного государства, где существует две уровня власти - центральный и региональный.

Какие виды федераций существуют?

Существуют различные виды федераций. Одним из видов является симметричная федерация, при которой все территориальные единицы имеют одинаковый статус и одинаковые права. Другим видом является ассиметричная федерация, где различные регионы имеют разные статусы и разные уровни автономии.

Какие особенности имеет конституционная федерация на примере Германии?

В конституционной федерации, такой как Германия, существует федеральное правительство, которое руководит всей страной, и отдельные федеральные земли имеют определенную степень автономии и собственное законодательство. Германия также имеет федеральный суд, который решает споры между центральным правительством и федеральными землями.

Какие особенности имеет договорная федерация на примере США?

В договорной федерации, такой как США, союзные штаты сохраняют определенную степень суверенитета и имеют свои собственные правительства и законодательные органы. Центральное правительство США имеет ограниченные полномочия, а основные полномочия лежат на уровне штатов. Судебная система также является федеральной, с судами, рассматривающими дела по всей стране.

Какие особенности имеет Российская Федерация?

Российская Федерация имеет своеобразные особенности. У нее существует федеральное правительство, а также федеральные субъекты, которые имеют определенный уровень автономии и свои законодательные органы. Россия также имеет федеральный суд, который рассматривает дела, связанные с конституционными вопросами и спорами между федеральным правительством и субъектами.

Что такое федерация?

Федерация - это форма государственного устройства, при котором полномочия разделены между центральным правительством и региональными единицами. В федерации региональные единицы обладают определенной степенью автономии, сохраняют собственные законы и конституции, но при этом подчиняются общей конституции и центральному правительству.

Какие бывают виды федераций?

Существует несколько видов федераций. Самый распространенный вид - классическая или конституционная федерация, при которой организация государственной власти основывается на конституции, определяющей полномочия центрального правительства и региональных единиц. Еще один вид - договорная федерация, при которой формирование федерации происходит на основе договоров между государствами, с сохранением некоторой автономии каждого государства.

Какими особенностями отличаются современные федерации?

Современные федерации имеют свои особенности, которые зависят от конкретного государства. Например, в Германии применяется конституционная федерация, где федеративные единицы (земли) имеют значительную степень автономии, но при этом центральное правительство имеет важную роль в принятии решений. В США функционирует договорная федерация, где штаты сохраняют широкий спектр прав и свобод, но при этом обязаны подчиняться федеральному правительству.

Какие особенности имеет Российская Федерация?

Российская Федерация является федерацией, где существует федеративное государственное устройство, включающее региональные субъекты и центральное правительство. Российская Федерация имеет существенные особенности, такие как федеративные субъекты, которые имеют определенную степень автономии, а также региональные законы и конституции, но при этом они подчиняются федеральному правительству и общей конституции.

Что такое федерация?

Федерация - это форма государственного устройства, в которой существуют несколько регионов (субъектов), обладающих определенной степенью самоуправления, но при этом сохраняющих общий суверенитет. Иными словами, это объединение различных территорий с целью совместного осуществления некоторых функций и охраны общих интересов.

Какие виды федерации существуют?

Существуют различные виды федерации в зависимости от степени делегирования власти и компетенций от центрального правительства к регионам. Основные виды федерации: симметричная федерация, ассиметричная федерация и договорная федерация.