Теория государства и права. Понятие и виды федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 3434 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 10.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Сущность федерации как формы государственного устройства 5
1.2. Виды федераций 7
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФЕДЕРАЦИЙ 15
2.1. Конституционная федерация на примере Германии 15
2.2. Договорная федерация на примере США 20
2.3. Особенности Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
.
Третий стереотип заключается в убежденности о том, что федерация в обязательном порядке должна быть ассиметричной. И, наконец, последним из стереотипов, пришедших к нам из социалистической федеративной системы до настоящего времени остается существование восьмидесяти пяти федеральных субъектов, являющихся не просто разнотипными. Эти стереотипы имеют абсолютно разные социальные, демографические, экономические и прочие возможности и ресурсы.
Итак, чтобы в России был сформирован истинный федерализм, нам необходимо преодолеть былые стереотипы, сложившиеся в эпоху социализма и начать формирование абсолютно новых федеративных отношений, в которых человек – это свободная личность, и интересы этой личности необходимо ставить во главу угла в любой деятельности власти и государства.
У проблемы российской модели федерализма существует и вторая сторона. Власть в нашей стране в настоящее время утратила идентичность Российского государства. Разрушение связей времени, прогресса и преемственности в развитии страны и сильнейшие революционные потрясения, привели к полной потере исторической памяти и игнорированию общепринятых ценностей центральной и региональной властью. Это привело к появлению абсурдной теории, говорящей о том, что Россия появилась после того, как ряд республик решили объединиться в добровольном порядке и были включены в ее состав. Именно отсюда появился миф, стереотип, о котором было сказано выше - о вторичной сущности Российской Федерации.
Данное убеждение так крепко засело в сознании граждан нашей страны, что и по сей день проблемы государственного развития сегодняшней России возникают непосредственно благодаря этому стереотипу "социалистической модели федерализма". Не вызывает сомнений тот факт, что в дальнейшем развитии истинного федерализма в России от этого стереотипа необходимо избавиться. А это, в свою очередь, возможно лишь в случае обретения народом и властью идентичности России.
Далее необходимо подробнее рассмотреть убеждение о договорной природе федерации. Убеждения в том, что уровни власти в федеративном государстве способны договариваться и даже договориться между собой в части собственных полномочий является совершенно неправильным. Модель федерализма вообще не подразумевает какого-либо договора между уровнями власти, тем более исполнительными, являющимися по своей природе «нанятыми» обществом.
При федеральной модели государственного устройства полномочия отдельных субъектов власти должны определяться "третьей стороной" – представителями гражданского социума. Именно по этой причине полномочия не могут быть прерогативой властей, и власть не имеет права на распоряжение ими. Следовательно, федерализм власти и власть федерализма являются способностью к самоуправлению независимых индивидов гражданского социума. Чем скорее в нашей стране будет сформировано совершенно иное, чем ранее, понимание природы федерального устройства, тем активнее мы будем двигаться в направлении истинного федерализма в России. Наиболее сложным препятствием в данном направлении станет еще один из стереотипов "социалистической модели" - этнонационализм. Преодоление этого стереотипа заключается в отказе государства от регламентирования этничности и устранении этнитизации страны. Необходимо покончить с порочной и в корне неверной политикой разделения граждан на "некоренных" и "коренных".
Огромный прорыв в устранении этого стереотипа был осуществлен с принятием Конституции 1993 года. Основной Закон государства утвердил самоопределение Российской Федерации от имени всего многонационального народа в качестве единственного источника власти и носителя суверенитета в государстве. Что касается республик, краев, областей и других субъектов, то и в них единственным источником власти выступают все граждане, вне зависимости от их этнической принадлежности.
Еще одной значимой проблемой преодоления стереотипов "социалистической модели федерализма" можно считать несовершенство государственного строя в нашей стране в настоящее время. Совершенствование в этой сфере является необходимым, и обусловлено демографическими, экономическими, общественными, культурно-историческими, геополитическими и географическими причинами.
Кроме того, мы полагаем, что федерация, в которую входит восемьдесят пять субъектов различного типа – объективно не может существовать и нормально функционировать. С нашей точки зрения, уже в самом ближайшем будущем станет необходимым новое деление территорий, и разрабатывать это деление необходимо на основании всей совокупности исторических, социальных, природно-климатических, демографических, экономических и геополитических факторов, обеспечивающих успешное развитие регионов и высокий уровень благосостояния граждан.
Но кроме собственной глобальной природы, которая связывается спроблемой сохранения в нашей стране федеративной модели государственного устройства, проблемы федерализма проявляются и в иных сферах государственной жизни. Так, например, существует проблема обеспечения единства законности и законодательства на всей территории страны, проблема реального обеспечения провозглашаемого Конституцией России единства власти государства.
В целях обеспечения на всей территории страны единства законности и законодательства необходимо совершенствование деятельности органов прокуратуры РФ. На местах работники прокуратуры должны, предпринимать все законные меры в отношении отмены и опротестования любых актов федеральных субъектов и актов органов местного самоуправления, которые противоречат Конституции России и федеральному законодательству.
Вместе с тем, в целях решения перечисленных в данной статье проблем требуется реформирование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, куда входят представители всех федеральных субъектов. Им лучше всего известно, как и откуда появились перечисленные проблемы, а это означает, что и разрешить их они могут лучше других.
Россия находится в поиске ответов на исторический вызов времени, осваивает новое политическое и правовое поле федеративных отношений, на котором продолжают собственное сосуществование демократические направления федерализации и консервативно-охранительные направления унитаризации. России еще предстоит освоить опыт и общественную философию жизнедеятельности в обстановке демократического федерализма, приложить огромные усилия, чтобы сформировать истинно федеративное государство, которое способно поступательно развиваться во благо его народов в ХХI столетии.
Подводя итоги данной главы, необходимо отметить, что проблемы дальнейшего развития российской модели федерализма могут быть решены путем эволюционных демократических преобразований, в процессе которых можно достичь следующих целей: обеспечение реальной защиты человеческих свобод и прав; формирование эффективных рыночных механизмов хозяйствования; становление крепкой государственной власти, становление и развитие государственных институтов права, которые будут контролироваться обществом; становление подлинных институтов гражданского социума; совершенствование системы местного самоуправления; развитие культурно-национальной независимости во всех регионах страны; обретение властью и обществом самоидентичности России.
Лишь при условии достижения истинного этих целей станет возможным становление федерализма в России, внутреннее государственного устройство станет предельно эффективным, будет обеспечено стабильное и достойное развитие Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основе изучения научной и учебной литературы по рассматриваемой теме можно сделать определенные выводы. Федерацией является государство, территория которого включает в себя территории ее членов – субъектов.
Все федеральные субъекты выступают государственными образованиями, то есть они наделяются учредительной властью. В типичной федерации внешняя и оборонная политика принадлежит федеральному правительству, образование - региональному, а право налогообложения разделяется между обоими. Потому и федерация, и субъекты ее могут обладать правом издавать законы касаемо соответствующих вопросов.
Есть три принципа построения федерации: федерация строится по территориальному принципу; по национальному принципу; по смешанному принципу.
Необходимо выделить такие важнейшие критерии разделения федеративных государств на виды:
- по способу создания (договорные (возникают на основе соглашения, договора, учредительного договора - создаются, как правило, «снизу»)); (конституционные (учреждаются путем принятия конституции - создаются главным образом «сверху», пример - Индия)); (договорно-конституционные (их большинство - США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация и др.)).
- по способу взаимоотношений субъектов и федерации существуют такие федеративные государства: на основе союза (США, Танзания, ОАЭ, СССР - в прошлом); на основе автономии (Бельгия, Австрия, Индия, Венесуэла, Пакистан).
- по способу распределения и осуществления властных полномочий: централизованные (Индия, Пакистан, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Бразилия); относительно централизованные (США, Австралия, ФРГ).
- по принципу преимущества или сочетание национального и территориального подходов: территориальный подход (США, Индия, Мексика); национальный подход (в бывшем СССР, ныне его в чистом виде нет); сочетание национально-территориального и территориального подходов (Россия).
Федерации также можно различать по степени децентрализации или централизации власти.
Сегодняшнее Российское государство согласно форме государственного устройства является федерацией.
В общем, невзирая на многообразие федеративных устройств, можно заключить, что данная форма государственного устройства считается эффективной в решении некоторых проблем общего характера: разграничения предметов полномочий и ведения между федерацией и федеральными субъектами, формирование механизма поддержания равновесия интересов внутри федерации; суверенитета; экономической стабильности регионов и условий жизнедеятельности людей, создание единой системы права федеративного государства и механизма осуществления права, сохранение целостности союзного государства и прочее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Аманчук. – М., 2011. – 442 с.
Бусыгина И. М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования www.fgu-nickolaus.narod.ru/
Введенский, А.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта [Текст] / А.Г. Введенский, А.Ю. Горохов. - М., 2002.
История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М. 2010. – С. 114
Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма // Современное право, 2014. № 4. С. 34
Карапетян, Л.М. Федерализм и право народов [Текст] / Л.М. Карапетян. - М., 2009.
Киселева, А.В. Теория федерализма [Текст] / A.В. Киселева, А.В. Нестеренко. - М., 2002.
Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Право, 2011. – 125 с.
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – С. 203
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – 593 с.
Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных сранах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
Макинерин Д. США. История одной страны [Текст] / Д. Макинерин. – Мидгард, Эксмо, 2009. – 736 с.
Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Зерцало, 2015. – С. 343
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М., Дело. – С. 263
Миряшева Е.В. Теория и практика кооперативного федерализма в США в XIX - середине XX в. // История государства и права. 2014. №14. С. 22
Морозов С.И. Обеспечение федеративного устройства РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2012. – №1.
Понятие федеративного государства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_091.php
Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. – М., 2011. – 620 с.
Пусточаров В.: Российский федерализм - сегодня и завтра // Международная жизнь. - 2004. - №3. – с. 134-136
Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма [Текст] / И.А. Умнова. - М., 2008.
Хакимов Р.С. Российский федерализм:теория и практика // Учебное пособие. - Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011, С. 107
Черепанов, В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами [Текст] / B.А. Черепанов. - М., 2003.
Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 114
Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан. // Российская газета - Федеральный выпуск №3963
История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М. 2010. – С. 114
Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Зерцало, 2015. – С. 343
Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 364
Карапетян, Л.М. Федерализм и право народов [Текст] / Л.М. Карапетян. - М., 2009. – С. 5
Черепанов, В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами [Текст] / B.А. Черепанов. - М., 2003. – С. 28
Введенский, А.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта [Текст] / А.Г. Введенский, А.Ю. Горохов. - М., 2002. – С. 66
Там же. – С. 73
Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма [Текст] / И.А. Умнова. - М., 2008. – С. 34
Там же. – С. 36
Киселева, А.В. Теория федерализма [Текст] / A.В. Киселева, А.В. Нестеренко. - М., 2002. – С. 194
Бусыгина И. М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования www.fgu-nickolaus.narod.ru/
Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
Макинерин Д. США. История одной страны [Текст] / Д. Макинерин. – Мидгард, Эксмо, 2009. – С. 403
Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012. – 272 с.
Миряшева Е.В. Теория и практика кооперативного федерализма в США в XIX - середине XX в. // История государства и права. 2014. №14. С. 22
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М., Дело. – С. 263
Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма // Современное право, 2014. № 4. С. 34
Хакимов Р.С. Российский федерализм:теория и практика // Учебное пособие. - Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011, С. 107
Там же.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан. // Российская газета - Федеральный выпуск №3963 (0)
Пусточаров В.: Российский федерализм - сегодня и завтра // Международная жизнь. - 2004. - №3. – с. 134-136
Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Право, 2011. – С. 63
Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – С. 248
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398.
Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. – М., 2011. – С. 327
34
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Аманчук. – М., 2011. – 442 с.
3. Бусыгина И. М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования www.fgu-nickolaus.narod.ru/
4. Введенский, А.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта [Текст] / А.Г. Введенский, А.Ю. Горохов. - М., 2002.
5. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М. 2010. – С. 114
6. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма // Современное право, 2014. № 4. С. 34
7. Карапетян, Л.М. Федерализм и право народов [Текст] / Л.М. Карапетян. - М., 2009.
8. Киселева, А.В. Теория федерализма [Текст] / A.В. Киселева, А.В. Нестеренко. - М., 2002.
9. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. – М.: Право, 2011. – 125 с.
10. Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – С. 203
11. Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2012. – 593 с.
12. Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
13. Макарычев А.С. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных сранах: сравнительные характеристики России и ФРГ http://www.policy.hu/makarychev/rus2.htm
14. Макинерин Д. США. История одной страны [Текст] / Д. Макинерин. – Мидгард, Эксмо, 2009. – 736 с.
15. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Зерцало, 2015. – С. 343
16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М., Дело. – С. 263
17. Миряшева Е.В. Теория и практика кооперативного федерализма в США в XIX - середине XX в. // История государства и права. 2014. №14. С. 22
18. Морозов С.И. Обеспечение федеративного устройства РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2012. – №1.
19. Понятие федеративного государства. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/kpzs/DOC_091.php
20. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. – М., 2011. – 620 с.
21. Пусточаров В.: Российский федерализм - сегодня и завтра // Международная жизнь. - 2004. - №3. – с. 134-136
22. Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма [Текст] / И.А. Умнова. - М., 2008.
23. Хакимов Р.С. Российский федерализм:теория и практика // Учебное пособие. - Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011, С. 107
24. Черепанов, В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами [Текст] / B.А. Черепанов. - М., 2003.
25. Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 114
26. Эбзеев Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
27. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан. // Российская газета - Федеральный выпуск №3963
Вопрос-ответ:
Что такое федерация и какой вид государственного устройства она представляет?
Федерация - это форма государственного устройства, при которой суверенное государство объединяется из нескольких территориальных единиц, обладающих определенной степенью автономии. Федерация является видом федеративного государства, где существует две уровня власти - центральный и региональный.
Какие виды федераций существуют?
Существуют различные виды федераций. Одним из видов является симметричная федерация, при которой все территориальные единицы имеют одинаковый статус и одинаковые права. Другим видом является ассиметричная федерация, где различные регионы имеют разные статусы и разные уровни автономии.
Какие особенности имеет конституционная федерация на примере Германии?
В конституционной федерации, такой как Германия, существует федеральное правительство, которое руководит всей страной, и отдельные федеральные земли имеют определенную степень автономии и собственное законодательство. Германия также имеет федеральный суд, который решает споры между центральным правительством и федеральными землями.
Какие особенности имеет договорная федерация на примере США?
В договорной федерации, такой как США, союзные штаты сохраняют определенную степень суверенитета и имеют свои собственные правительства и законодательные органы. Центральное правительство США имеет ограниченные полномочия, а основные полномочия лежат на уровне штатов. Судебная система также является федеральной, с судами, рассматривающими дела по всей стране.
Какие особенности имеет Российская Федерация?
Российская Федерация имеет своеобразные особенности. У нее существует федеральное правительство, а также федеральные субъекты, которые имеют определенный уровень автономии и свои законодательные органы. Россия также имеет федеральный суд, который рассматривает дела, связанные с конституционными вопросами и спорами между федеральным правительством и субъектами.
Что такое федерация?
Федерация - это форма государственного устройства, при котором полномочия разделены между центральным правительством и региональными единицами. В федерации региональные единицы обладают определенной степенью автономии, сохраняют собственные законы и конституции, но при этом подчиняются общей конституции и центральному правительству.
Какие бывают виды федераций?
Существует несколько видов федераций. Самый распространенный вид - классическая или конституционная федерация, при которой организация государственной власти основывается на конституции, определяющей полномочия центрального правительства и региональных единиц. Еще один вид - договорная федерация, при которой формирование федерации происходит на основе договоров между государствами, с сохранением некоторой автономии каждого государства.
Какими особенностями отличаются современные федерации?
Современные федерации имеют свои особенности, которые зависят от конкретного государства. Например, в Германии применяется конституционная федерация, где федеративные единицы (земли) имеют значительную степень автономии, но при этом центральное правительство имеет важную роль в принятии решений. В США функционирует договорная федерация, где штаты сохраняют широкий спектр прав и свобод, но при этом обязаны подчиняться федеральному правительству.
Какие особенности имеет Российская Федерация?
Российская Федерация является федерацией, где существует федеративное государственное устройство, включающее региональные субъекты и центральное правительство. Российская Федерация имеет существенные особенности, такие как федеративные субъекты, которые имеют определенную степень автономии, а также региональные законы и конституции, но при этом они подчиняются федеральному правительству и общей конституции.
Что такое федерация?
Федерация - это форма государственного устройства, в которой существуют несколько регионов (субъектов), обладающих определенной степенью самоуправления, но при этом сохраняющих общий суверенитет. Иными словами, это объединение различных территорий с целью совместного осуществления некоторых функций и охраны общих интересов.
Какие виды федерации существуют?
Существуют различные виды федерации в зависимости от степени делегирования власти и компетенций от центрального правительства к регионам. Основные виды федерации: симметричная федерация, ассиметричная федерация и договорная федерация.