Приемы нормализации речевого дыхания у детей со стертой дизартрией

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Логопедия
  • 1515 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 12.01.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1.Приемы нормализации речевого дыхания у детей со стертой дизартрией 5
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

IV направление
Цель четвертого направления: развитие речевого дыхания. Данный этап считается базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания.
Сначала детей обучали в ходе выдоха произносить слоги и отдельные слова, а затем фразы из двух, далее из трех, четырех слов, скороговорки и поговорки.
На первых занятиях применялась невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, которое означает начало быстрого вдоха через рот.
По мере того, как дети начинали самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций уменьшается. Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (на-но-ну-ны-нэ; ма-мо-му-мы-мэ). Затем дети "поют" двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др.), трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки), двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).
Рекомендуемые звуковые речевые игры четвертого этапа: «Изобрази животное» - сочетание речи с движением, «Эхо» и другие .
V направление
Цель пятого направления: тренировка речевого дыхания в ходе произнесения предложений и текста.
Логопед проговаривает фразу, например: "Это яблоко большое и красное", поднимает руку вверх (вдох), опускает вниз (выдох). При акценте на одном из слов - рука движется в горизонтальной плоскости. Применяются схемы предложений, где слово - "вагончик", на котором сделан акцент, закрывается фишкой. Успех ребенка на каждом этапе закреплялся непрерывным надзором за дыханием, разъяснением и соответствующим внушением. редлагаем применять такие упражнения по развитию речевого и физиологического дыхания как: «Подуем в трубочку», «Фокус-покус», «Лопнула шина», «Футбол», «Волшебные колпачки», «Снегопад», «Лодочки плывут по озеру», « Покатаем бревнышки». Игры для развития голоса: «Сломанный телефон», «Шмель», «В гору», «Укачивание куклы», «За грибами», «Теплоход». [4; 79]
Например, такие логопедические игры: «Песенка ветерка» (произносить звук [у] в одной тональности и силе, а затем переходим от громкого к тихому голосу без паузы), «Учим зайку петь» (а, о, у, и, ы, я, ю, е, ё), «Построим домик котику» (та-та-да-да-та-та-да-да), «Чей голос прозвучал?» и т.д. [4; 75]
Ведем работу по развитию чувства ритма, используя для этого любые стихотворения. Например: [5; 51]
Си-дит в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
Ко-зел ша-га-ет по цве-там. (Стучим указательным и большим пальцем по столу в ритм).
Таким образом, у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией нарушена просодическая сторона речи, что остается по сей день актуальной проблемой. В этом возрасте у детей развивается языковая способность. Это говорит о том, что необходимо учитывать принципиально особое значение интонации в процессе становлении восприятия и воспроизведения разных средств общения, осуществления коммуникационной стороны речи. Занимаясь с детьми по развитию просодики, мы восстанавливаем взаимосвязь между звучанием и дыханием, устанавливаем и закрепляем в спонтанной речи громкое, звонкое звучания голоса.






















Заключение


У старших дошкольников со стертой формой дизартрии обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи.
Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Так дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном) с резким поднятием плеч, коротком речевом выдохе – до 5 секунд. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечается назальный оттенок речи, нарушения голоса, модулированности и темповой организации речи. Значительно реже встречаются нарушения динамической организации речи. Традиционные методики, используемые специалистами при коррекции речевого дыхания и голоса, в большинстве случаев, имеют узкую направленность, осуществляя целенаправленно коррекцию дыхательной и голосовой функции. При стертой дизартрии, учитывая сложность структуры данного дефекта, особо важно использование таких методов, направленность которых охватывало бы всестороннее развитие ребенка, сочетая в себе коррекцию как речевых, так и неречевых симптомов данного дефекта.
Эффективным способом коррекции речевого дыхания и голоса, а так же основным средством, отвечающим потребностям специалистов осуществлять одновременно всестороннее развитие, у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией является логоритмика.


Список литературы

Ежкова Н. А., Елецкая О. В. Использование спектрального анализа при оценке звукопроизношения у дошкольников с речевой патологией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 23. – с. 1–5.
Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн. -метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт. — сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. Волгоград: Учитель, 2011. — 141с.
Логопедические игры для детей / И.В. Корнеева. – Изд. 2-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 95 с. – (Библиотека логопеда).
Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222 с.









2


1. Ежкова Н. А., Елецкая О. В. Использование спектрального анализа при оценке звукопроизношения у дошкольников с речевой патологией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 23. – с. 1–5.
2. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн. -метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
3. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт. — сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. Волгоград: Учитель, 2011. — 141с.
4. Логопедические игры для детей / И.В. Корнеева. – Изд. 2-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 95 с. – (Библиотека логопеда).
5. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222 с.


Вопрос-ответ:

Какие приемы нормализации речевого дыхания применяются у детей со стертой дизартрией?

Детей с стертой дизартрией обучают в ходе выдоха произносить слоги, отдельные слова, фразы, скороговорки и поговорки.

Какое направление развития речевого дыхания считается базовым при работе с детьми со стертой дизартрией?

Четвертое направление, которое предусматривает развитие речевого дыхания, считается базовым при работе с детьми со стертой дизартрией.

Какие элементы речи обучаются детей в ходе развития речевого дыхания?

Детей обучают произносить слоги, отдельные слова, фразы, скороговорки и поговорки в ходе развития речевого дыхания.

Какие результаты можно ожидать при применении приемов нормализации речевого дыхания у детей со стертой дизартрией?

При применении приемов нормализации речевого дыхания у детей со стертой дизартрией можно ожидать улучшение произношения слов и фраз, более четкую и плавную артикуляцию.

Какие основные этапы проходят дети в процессе обучения речевого дыхания?

В процессе обучения речевого дыхания дети сначала обучаются произносить слоги, затем отдельные слова, далее фразы, скороговорки и поговорки.

Какие приемы используются для нормализации речевого дыхания у детей со стертой дизартрией?

Для нормализации речевого дыхания у детей со стертой дизартрией используются следующие приемы: обучение детей правильной технике выдоха, обучение произношению слогов, слов, фраз, скороговорок и поговорок.

Какое место занимает развитие речевого дыхания в логопедической работе?

Развитие речевого дыхания является базовым этапом в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания.

Как происходит обучение детей правильной технике выдоха?

Обучение детей правильной технике выдоха происходит путем тренировки произношения слогов, слов, фраз, скороговорок и поговорок во время выдоха.

Какие этапы проходят дети при обучении речевому дыханию?

Дети проходят следующие этапы при обучении речевому дыханию: сначала обучаются произносить слоги и отдельные слова в ходе выдоха, затем фразы из двух, трех или четырех слов, после этого начинают тренироваться в произношении скороговорок и поговорок.

Какое значение имеет развитие речевого дыхания в формировании речевого высказывания?

Развитие речевого дыхания играет важную роль в формировании речевого высказывания, так как правильная техника выдоха позволяет детям говорить четко, выразительно и с правильным ритмом.

Какое направление развития речи рассматривается в статье?

В статье рассматривается IV направление развития речевого дыхания.