Восстановительные программы в разрешении конфликтов младших школьников со сверстниками

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 4040 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 19.01.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты восстановительных программ в разрешении конфликтов младших школьников со сверстниками 5
1.1 Модели управления конфликтами в образовательном учреждении 5
1.2 Особенности переговорного процесса как способа преодоления конфликтов в образовательном учреждении 13
1.3 Структура переговорного процесса как способа преодоления конфликтов в образовательном учреждении 19
Глава 2. Практические аспекты восстановительных программ в разрешении конфликтов младших школьников со сверстниками 25
2.1 Характеристика школьной медиации как способ разрешения конфликтных ситуаций 25
2.2 Анализ опыта работы школьной службы медиации 31
Заключение 37
Список использованных источников 39

Фрагмент для ознакомления

Установив отношения со сторонами и проводя с ними конфиденциальные беседы, медиатор всегда знает больше, чем любая из сторон, и это знание помогает медиатору формировать тактику разговора со сторонами, не раскрывая, тем не менее, иной стороне конфиденциальную информацию, которая была получена в ходе встреч с первой стороной. Процедура медиации, являясь одним из альтернативных способов разрешения конфликтов, завоевала уважение на Западе, даже, несмотря на то, что в Европе еще не выработался согласованный подход к самым разным аспектам, которые касаются процедуры медиации и в том числе на то, что неразвитость законодательства и разница в подходах являются некоторыми сдерживающими факторами развития медиации. США и Европа уже признали медиацию как эффективный способ разрешения споров, в связи с этим неприменение медиации в современных условиях на территории нашей страны может трактоватьсяв качестве проявления недальновидности. Условно процедуру медиации можно разделить на внесудебную, досудебную и судебную. Процедура медиации может проводиться: во внесудебном порядке - в случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а обращаться в суд у них намерения нет; в досудебном порядке - в случаях, предусмотренных законопроектом, или на основании внесенной в договор или в иное юридически обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации; в рамках судебного процесса - в случае, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации. Процедура медиации проводится в несколько этапов: организация процесса переговоров; изложение позиций сторон; выявление основного интереса сторон; поиск истинных интересов сторон и их возможных крайних позиций; выработка совместного решения (поиск и комбинация альтернатив); достижение договоренности; подписание мирового соглашения. В каждом определенном случае медиация сугубо индивидуальная работа, а не деятельность,которая может ограничиваться рамками некоего шаблона. Частный опыт медиации по определённому случаю нельзя считать общеприменимым: опыт, который был приобретен участниками одной процедуры медиации, неприменим к другому даже и аналогичному случаю.2.2 Анализ опыта работы школьной службы медиацииБыл проанализирован опыт работы службы школьной медиации (примирения) ГБОУ школы № 588 Заельцовского района г. Новосибирск. В ОУ Служба школьной медиации (СШМ) была создана в 2014 г. Несмотря на маленький временной период её деятельности, накоплен первый опыт осуществления восстановительных программ, который может быть полезен, в качестве медиатора-новичка при рассмотрении аналогичных ситуаций, так и для применения результатов изучения в дальнейшей работе службы.Определяющий момент начала функционирования службы состоит в квалифицированном информировании учащихся, родителей, учителей, которое реализовывалась посредством презентации службы на общешкольных родительских собраниях и конференциях, педагогических советах, ДОО «Школьный парламент», классных часах и в том числе оформления стенда и страницы на сайте школы. Миссией службы школьной медиации является трансформация исполнительно-распорядительных взаимоотношений внутри школьного образовательного пространства в отношения заинтересованного сотрудничества. По различным причинам, не каждая конфликтная ситуация в школе поступает для урегулирования в данную службу. Так, некоторымучителям по-прежнему трудно отказаться от привычной административной позиции. Однако проводимая просветительская работа среди обучающихся, учителей, классных руководителей дает возможность объяснить преимущества восстановительного подхода как им, так и родителям.Служба школьной медиации работает по обращениям учителей, обучающихся, родителей о наступивших и, что также важно, назревающих конфликтах. Конечно же, определенная часть, из указанных сторонами-участниками программ примирения, причин их появления могла бы не перерасти в конфликт. В данном направлении службе медиации и педагогическому коллективу школы еще предстоит кропотливая профилактическая работа.Среди обращений, которые рассмотрены службой за это время, отмечались отдельные случаи, когда участники конфликта отказывались участвовать в его разрешении. Кроме того, наблюдалось какобучающиеся с большей готовностью проявляли готовность к участию в процедуре примирения, однако родители иногда препятствовали их проведению.По причине того, чторезультаты анализа деятельности службы демонстрирует, что доминирующими являются случаи по восстановлению отношений «ученик» – «ученик» (обидные прозвища, борьба за лидерство, личная неприязнь и др.), приводятся отчеты о проведении двух из подобныхпрограмм. В целях соблюдения требований Федерального закона РФ «О персональных данных»№ 152-ФЗ и сохранения медиативного принципа конфиденциальности информация о персональных данных сторон и других существенных обстоятельствах рассматриваемых случаев изменена.Программа примирения № 1.Медиатор: Кулаковская М.В.Источник получения информации: обращение классного руководителя к куратору службы школьной медиации.Стороны: одноклассницы Виктория и Анастасия, проживающие в одном дворе. Содержание информации: родителей одной из сторон встревожила переписка в социальных сетях вышеназванных учеников. Переписка, по их словам, велась довольнодолгое время, с применением нецензурной лексики, угроз, попыток вовлечения в конфликтную ситуацию между членами одной компании. Решением родителей стало обращение к классному руководителю с просьбой о помощи.Ход ведения программы:Были сформулированы цели: обеспечить безопасное психологическое пространство для осуществлялась примирительной встречи; помочь восстановить конструктивные отношения между одноклассниками и заглаживанию морального вреда.Шаг 1. Участники подростки без родителей.Сторонам были изложены правила процедуры. Обратившаяся сторона первой обозначила проблему. Заслушали и иную сторону с другим видением ситуации и причин, которые её вызвали. Первая встреча с девушками прошла довольно эмоционально и не дала возможности определиться с точной формулировкой причин разногласий, и, соответственно, мы не смогли приблизиться к разрешению самого конфликта. Одноклассницы не слушали и не слышали друг друга. Потребовалось взять паузу и назначить вторую встречу через неделю.Шаг 2. В преддверие следующей совместной встречи были организованы индивидуальные встречи с каждой из сторон для уточнения неизвестных обстоятельств и стартовых позиций девушек. Выяснились существенные поведенческие особенности Виктории (приехала из иного города, конфликты непрерывные в предыдущем коллективе, вследствие матери забрала девочку к себе). Поэтому, одной из сторон была предложено психологическое сопровождение с целью преодоления напряжения и страхов, которые связаны с рисками изоляции в молодежной среде. Также, с просьбой об участии в медиативном процессе обратился классный руководитель. Его волновал уровень участия в конфликте одноклассников, т.к. на основе рассказов девушек не удалось достоверно определить масштаб разногласий и наличие (или отсутствие «провокаторов»).Шаг 3. Вторая совместная встреча состоялась с участием родителей девушек и классного руководителя.Выявлена подлинная причина конфликта,заключающаяся в психологической несовместимости сторон, что является, скорее всего, самой трудноразрешимой в практике примирения. Осложнена данная главнаяпричина была еще и невозможностью девушек самореализоваться в коллективе.Были предложены к рассмотрению варианты моделей поведения, высказаны рекомендации, где и каким образом можно пробовать себя «найти» с учетом интересов и проблем сторон.Шаг 4. Третья встреча состоялась месяц спустя. Девушки воспользовались рекомендациями медиаторов: сформировали каждая собственный круг общения, одна из сторон продолжила коррекционные занятия с психологом и стала регулярно участвовать в общешкольных мероприятиях. Вторая – пришла в кружок ОДОД «На пороге взросления», готовила и проводила мероприятия, совместно с руководителем, для младших школьников по умению общаться. Обстановка в классе и во дворе стабилизировалась.Результат, резюме: Заключительный этап состоялся два месяца спустя после первого обращения. Несмотря на то, что девушки сделали собственный выбор, не посчитав необходимым сближаться, несомненным успехом проведенной работы явилось выстраивание ими отношений по принципу «минимизации вербального общения». При учетеособенностей конфликта подобное частичное решение проблемы является наиболее возможным и оптимальным.Таким образом, при своевременном обращении родителей, заинтересованном участии сторон, СШМ удалось своевременно купировать разрастание конфликта, не позволить ему перейти в открытую фазу с перерастанием в групповой между одноклассниками, способствовать восстановлению комфортных взаимоотношений внутри класса.Программа примирения № 2.Медиатор: Кулаковская М.В.Источник получения информации: инспектор по делам несовершеннолетних, родители, классные руководители.Стороны: учащиеся 7-х параллельных классов: Александр и ОлегСодержание информации. Пытаясь доказать друг другу собственную правотув вопросе, кто больше понимает в компьютерных стратегиях, способах реализовать себя в социальных сетях и, применяя момент отсутствия взрослых, по пути домой, подростки начинают доказывать и демонстрировать жестами, каким образомнадо себя вести в определенной ситуации. Вследствие Александр не рассчитал силу, Олег не устоял и упал на лестнице, ударился головой, врачи зафиксировали сотрясение головного мозга, ребенок был госпитализирован. Ход ведения программы:Шаг 1. Проводился совместно со службой медиации, советом по профилактике школы, родителями обеих сторон. Александр сразу признал свою вину, сразу последовали извинения, предложения помощи в лечении, восстановлении повреждённых очков. Александр, на тот момент, уже посетил Олега в больнице. Сторону потерпевшего представляли родители, которые не защищали сына, а желали разобраться в ситуации и их интересовал немаловажный вопрос, а что дальше? Ведь мальчики будут продолжать учиться в школе? Шаг 2. Александр рассказал, что Олег в момент разборок наносил оскорбления, а Александр (приехал из иной страны) привык защищать собственную честь, не сдержался и в этот раз, однако он сильно сожалеет о случившемся. Мальчику была предложена консультация психолога. Родители дали согласие на участие подростков в медиации по выходу Олега из больницы. В отделении по делам несовершеннолетних дело прекратили, потому что родители Олега не сомневались, что процедура принесет собственные результаты.Шаг 3. Мальчики встретились, были заслушаны обе стороны, уточнены обстоятельства и отношение к произошедшему. Мальчики не стали называть одноклассников, свидетелей конфликта, сами определили «цену вопроса», осознали, что ссора произошла из-за малозначимых обстоятельств. Детям было предложено подписание примирительного договора.Шаг 4. На примирительной встрече ребята сами назвали причины конфликта, смогли встать на место иной стороны. Они предварительно, готовясь к встрече, очень мудро разобрали ситуацию в семьях, назвав пути игнорирования конфликтных ситуаций на будущее. Договор был подписан, ученики пожали друг другу руки по-мужски. Мальчики с хорошим настроением ушли на летние каникулы.Шаг 5. Постконфликт. В сентябре Александр и Олег встретились после каникул. Наблюдая со стороны, было приятно видеть, что мальчики при встрече пожимают друг другу руки, как хорошие знакомые. При общении в отдельности с каждой стороной пришли к выводу, что возвращаться к повторной медиации нет смысла.Результаты, резюме. Дети были удовлетворены исходом медиации. Важными результатами работы стали следующие факты: последствий для здоровья не выявлено, обучающихся на поставили на учет в соответствующие органы. Сами детиосознали, что в решении всякого случая важен конструктивный исход и уход от повторного конфликта. Родители поблагодарили службу, отметили воспитательный момент, а служба, в свою очередь, поблагодарила родителей за понимание.Медиативные технологии не могут разрешить каждую спорную школьную ситуацию, не подменяют административные меры. Однако важно, что они предлагают рациональную альтернативу разрешению многих назревающих и текущих конфликтов, предоставляют сторонам воспользоваться восстановительным подходом в максимальном количестве случаев в целях обеспечения комфортной и безопасной среды в школе.В школе, вместе с процессом обучения и воспитания имеются и другие, малоизученные процессы, которые потом приводят к конфликтам, и наша служба старается помочь разным ребятам не переступить черту. Опыт этой работы свидетельствует, что службы примирения способны помогать разрешать самые сложные ситуации, поскольку в 80 % случаев ситуация была частично или полностью разрешена.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование восстановительных программ в разрешении конфликтов младших школьников со сверстниками.В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Изучив модели управления конфликтами в образовательном учреждении, можно сказать, чтоконфликты бывают внутренние и внешние. Внешние очевидные конфликты у ребят возникают вследствие противоречий, которые возникают при организации ими совместной деятельности либо в ходе ее. В свою очередь, внутренний конфликт образовывается у людей в условиях их ведущей деятельности и по большей части скрыт от наблюдения.В научной литературе выделяется 5 моделей поведения конфликтующих сторон в юридическом конфликте: 1) игнорирование; 2) уклонение от конфликта; 3) сотрудничество (компромисс); 4) соперничество (конкуренция).2. Рассмотрев особенности переговорного процесса как способа преодоления конфликтов в образовательном учреждении, можно констатировать, чтопереговоры рассматриваются в качестве коммуникации между сторонами для того, чтобы достигнуть собственных целей, когда все стороны обладают равными возможностями в контроле ситуации и принятии решения. 3. Проанализировав структуру переговоров, можно сделать вывод, чтоПереговоры состоят из трех этапов: 1) подготовки переговоров; 2) ведения переговоров; 3) достижения согласия.4. Дав характеристику школьной медиации как способ разрешения конфликтных ситуаций, можно сказать, чтоона являетсяинновационным методом, который используется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками учебного процесса как современный альтернативный способ разрешения споров.5. Результаты проведенного анализ опыта работы школьной службы медиации, показывают, чтослужба школьной медиации является службой, созданной в образовательном учреждении, состоящей из сотрудников образовательногозаведения, обучающихся и их родителей, которые прошлинужную подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.В заключение отметим, что школьную медиацию не следует ограничивать территорией образовательногоучреждения. Значимую роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это даст возможность им как желать помогать ребятам в семье в трудных, потенциально конфликтных ситуациях, так и делать компетентным образом, втом числе, в сложные, критические периоды их жизни и становления.В свою очередь, в образовательномзаведении конфликт будет разрешаться эффективнее, если родители (законные представители) будут направлять ребенка на медиативный подход.Таким образом, метод школьной медиации дает возможность образовательномуучреждению и семье воспринимать друг друга в качестве партнеров, которые стремятся к общей цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия учащегося.Список использованных источниковБекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4, 2007. – С. 141-144.Бит-Мирза К. С., Сидорова А. В., Токарев А. А. Детские конфликты: как их разрешить // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 32-34. Бондарева Г. С, Булах К. В. Конфликты между детьми в детском коллективе и способы их разрешения. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5297/. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: Инфра-М, 2006. - 224 с.Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 464 с.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001.Игумнова Г.В. Психология межличностного конфликта: учебно-методический комплекс. - Йошкар-Ола, МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2012. -185 с.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302с.Кутюков Д. В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 127-129.Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с. Морозов, А.В. Деловая психология. - СПб. Изд-во Союз, 2000. - 576 с.Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. — М., 1977. —С. 128-138, 142-143.Психология и этика делового общения. / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2001.Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 1988. -500 с. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 1996. – 450 с.Сорокина А. И. Конфликгные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: Дисс .какд. психол. наук.-Уфа, 2001. Вес ник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13. – 200 с.Фахрутдинова А.З. Деловые коммуникации. - - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. - 195 с. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. – Киев: Свiт, 2001. - 144 с. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996. – 700 с.

Список использованных источников

1. Бекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4, 2007. – С. 141-144.
2. Бит-Мирза К. С., Сидорова А. В., Токарев А. А. Детские конфликты: как их разрешить // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 32-34.
3. Бондарева Г. С, Булах К. В. Конфликты между детьми в детском коллективе и способы их разрешения. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5297/.
4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: Инфра-М, 2006. - 224 с.
5. Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 464 с.
6. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.
7. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001.
8. Игумнова Г.В. Психология межличностного конфликта: учебно-методический комплекс. - Йошкар-Ола, МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2012. -185 с.
9. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302с.
10. Кутюков Д. В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 127-129.
11. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
12. Морозов, А.В. Деловая психология. - СПб. Изд-во Союз, 2000. - 576 с.
13. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. — М., 1977. —С. 128-138, 142-143.
14. Психология и этика делового общения. / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
15. Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2001.
16. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 1988. -500 с.
17. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 1996. – 450 с.
18. Сорокина А. И. Конфликгные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: Дисс .какд. психол. наук.-Уфа, 2001. Вес ник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13. – 200 с.
19. Фахрутдинова А.З. Деловые коммуникации. - - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. - 195 с.
20. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. – Киев: Свiт, 2001. - 144 с.
21. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996. – 700 с.

Вопрос-ответ:

Какие модели управления конфликтами существуют в образовательном учреждении?

В образовательном учреждении существуют различные модели управления конфликтами, такие как модель примирения, модель медиации, модель судебного разбирательства и другие. Каждая модель имеет свои особенности и подходы к разрешению конфликтов младших школьников со сверстниками.

Какие особенности имеет переговорный процесс в разрешении конфликтов в образовательном учреждении?

Переговорный процесс в разрешении конфликтов в образовательном учреждении имеет свои особенности. Он основан на взаимодействии сторон конфликта и на поиске взаимоприемлемых решений. Ключевыми особенностями являются активное слушание, выявление интересов и потребностей сторон, сотрудничество и учет мнения всех участников.

Какова структура переговорного процесса в разрешении конфликтов в образовательном учреждении?

Структура переговорного процесса в разрешении конфликтов в образовательном учреждении состоит из нескольких этапов. Сначала происходит определение проблемы и установление контакта с участниками конфликта. Затем проводится активное слушание и выявление интересов и потребностей каждой стороны. Далее стороны совместно ищут взаимоприемлемое решение и достигают соглашения. На последнем этапе происходит оценка результатов и заключение.

Какие теоретические аспекты связаны с восстановительными программами в разрешении конфликтов младших школьников со сверстниками?

С восстановительными программами в разрешении конфликтов младших школьников со сверстниками связаны различные теоретические аспекты. Это, например, теория коммуникации, теория конфликтов, теория развития личности. Такие программы учитывают психологические и социальные аспекты конфликтов и предлагают инструменты для их успешного разрешения.

Какова цель восстановительных программ в разрешении конфликтов младших школьников со сверстниками?

Цель восстановительных программ в разрешении конфликтов младших школьников со сверстниками заключается в создании мирного и дружественного образовательного окружения. Эти программы направлены на развитие навыков коммуникации, умения преодолевать конфликты и строить отношения на основе взаимного уважения и понимания.