Использование триз-технологии в формировании творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности в 3 классе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 4747 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 20.01.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ТРИЗ - технологии 5
1.1. Современная трактовка сущности ТРИЗ - технологии 5
1.2. Специфика творческого мышления младших школьников 8
1.3. Специфика внеурочной деятельности в начальной школе 15
1.4. Развивающий потенциал ТРИЗ-технологии для младших школьников 21
Глава 2. Комплекс проектов во внеурочной деятельности творческого направления при помощи ТРИЗ-технологии в 3 классе 31
2.1. Проект на тему «Сочинение сказки по технологии ТРИЗ» на занятиях внеурочной деятельности «Учимся творчеству» в 3 классе 31
2.2. Проект на тему «Метод «загадки» с применением ТРИЗ-технологий на занятиях внеурочной деятельности в 3 классе 32
2.2. Проект на тему уроков с применением ТРИЗ-технологий на занятиях внеурочной деятельности по литературе в 3 классе 37
Заключение 42
Литература 45

Фрагмент для ознакомления

Вот уж где простор и для развития речи, и для формирования креативных умений! Методы работы:Сочинение сказки – это счастливейшие минуты духовного общения учителя с детьми, а для них – несравненная радость мышления. И такие сказки, которые позволяют мыслить, воображать, фантазировать предлагает нам Д.Родари. «Сказки наизнанку» (характеры героев известной сказки меняются на противоположные). Нужно придумать, как изменится сюжет сказки. (Злая мышка-норушка никого не пустила к себе в теремок, а добрый сильный медведь построил новый большой теремок и пригласил всех к себе жить; волк, которого обхитрили семеро козлят). «Морфологический анализ». Происходит создание фантастического образа выбранного персонажа. Для этого продуктивно использовать «Карты Проппа» [5, с. 16]. Например, необходимо создать новый образ Василисы Прекрасной. В воображении детей это образ молодой, красивой, умной девушки. Для получения нового образа необходимо выделить основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: место жительства, возраст, внешний вид, средство передвижения, одежда. По желанию данные характеристики можно занести в таблицу. Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. В процессе получаются интересные образы. Например, Василиса Прекрасная – маленькая девочка, одета в костюм Мальвины, проживает в Снежном замке и передвигается на роликах. Суть данного метода в том, что его применение эффективно для преодоления стереотипов, развития фантазии, творческого воображения, умения выдвигать идеи. Использование технологии ТРИЗ и развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности направлено на то, что знания формируются в результате самостоятельной работы с информацией, а не транслируются от учителя к детям. На сегодняшний день ТРИЗ – это теория сильного мышления, теория управления творческим процессом, доказывающая, что творчеству можно и нужно учить.2.2. Проект на тему «Метод «загадки» с применением ТРИЗ-технологий на занятиях внеурочной деятельности в 3 классеОдним из приемов ТРИЗ технологии является «Загадка». Это любимая детьми форма устного народного творчества. С загадкой ребёнок знакомится в самом раннем возрасте, познавая окружающий его мир. Длительное время было распространено мнение, что творчество изначально присуще человеку, надо только не мешать ему самовыражаться, однако практика показывает, что этого мало. Необходимо помогать ребёнку не только сохранять, но и развивать свое творчество. Великий педагог К.Д.Ушинский писал – загадка заляжет прочно в памяти, увлекая за собой и все объяснение [2]. Загадка – это универсальный прием, который можно использовать, как для самостоятельного определения темы урока, так и для актуализации знаний учащихся. Задания в форме загадок могут быть разные, главное завлечь ребёнка и погрузить его необычную атмосферу. Так учащимся 3 класса на внеурочном занятии по теме «В мастерской художника» учитель может предложить отравиться в путешествия, взяв с собой необходимые вещи. Ребятам предлагается их отгадать самостоятельно. -Чтобы ноты разложить, У музыкантов есть пюпитры, А чтобы краски разводить, Для этого нужны… (палитры) -Ее обмакивает в краски, Художник смело, без опаски Окрашенной косичкой он Раскрасит смело весь альбом.(кисточка) -Хороши эти сестрицы, Разноцветны мастерицы. Нарисуют маму, дом, И как с братом мы живем. Лишь кисть в воду окуни, Цвет на кисть ты нанеси, И в альбоме словно сказка, С ними оживет раскраска. Что это за сестрицы? (краски) Отгадав загадки, ребята с легкостью называют тему урока и оправляются в гости к мастеру, где их ждут увлекательные задания. При изучении темы «Народный праздничный костюм» в 3 классе учитель рассказывает про старинный сундук, при этом задает учащимся вопрос «Что может лежать в этом сундуке?», ответы у ребят получаются разные, что способствует их творческому развитию, воображению. Для того чтобы узнать, кто из ребят правильно ответил на данный вопрос учитель предлагает отгадать загадку: Дуйся, не дуйся, Через голову суйся, Попляшешь день-деньской, И уйдёшь на покой. (рубаха) [3]. Использование загадок является очень эффективной формой в работе любого учителя. Для актуализации знаний на уроке можно использовать задание- загадку «Круги по воде». При изучении темы «Портрет» в 3 классе учитель предлагает составить ассоциограмму, для этого ребятам нужно придумать любые прилагательные или существительные, а буквы, входящие в слова ПОРТРЕТ будут служить началом ваших слов. П – прекрасный О – очаровательный Р – работа Т – творчество Р – рисунок Е – единственный Т – тихий Это помогает ребёнку не только развивать свое творчество, но и словарный запас. Учащимся очень нравится придумывать и самим загадки, что способствует развитию фантазии, воображения. Это может быть и нерифмованные, но раскрывающие образ, свойства и признаки предмета - отгадки. Такие загадки хорошо использовать на интегрированных уроках. Например, на уроке по внеурочной деятельности при изучении темы «Натюрморт» в 3 классе учитель может предложить ребятам на русском языке, прилагательные, которые связаны с темой урока – зеленое, вкусное, белый, кислый и т.д., учащимся необходимо назвать эти предметы на английском языке – яблоко, груша, виноград и составить натюрморт. Работа с загадками на уроке предусматривает не только отгадывание, но и использование их для решения той или иной дидактической задачи. Так можно предложить ребятам досказать загадку, что не только развивает в них логическое мышление, но и учит их легко запоминать слова: Проведем на кухне рейд: Назовем тарелку … plate. Вижу много умных глаз, Как стакан назвали?... glass. Вилки вымыть ты помог Вилка по - английски … fork. Антошка любит вкусно есть, Лишь позовут его к столу – Хватает тут же ложку… spoon. Дзинь ля-ля, да кап-кап-кап Чашка по - английски … cup. На блюдечко с вареньем Слетелись дружно осы, А блюдце по - английски – И без варенья… saucer. Ну, что ты плачешь, наш малыш? Разбил тарелку, блюдо… dish [4]. Для учащихся начальной школы можноиспользовать загадки, на которые учащиеся будут отвечать «Да» или «Нет». Например, изучая тему «Павловский платок» в 3 классе учитель в конце урока задает ребятам вопросы: - Разноцветные цветы, Быть в платке всегда должны? Вы скажите мне друзья, Так ли это, дети….(ответ детей «Да») - Село Павлово все знают, Хохлому в нем прославляют. Дайте мне скорей ответ, Это правдаили нет? ….(ответ детей «Нет») - Все цвета увидеть можно, Отличить платок не сложно. Желтый, красный, как семья Вы со мной согласны? (ответ детей «Да») - В целом мире знает каждый, Павловский платок наш важный. Мастерицы ткут всегда, Сувенир чудесный…(ответ детей «Да») С целью активизации внимания учащихся учитель может с помощью загадки создать проблемную ситуацию. Для учащихся 3 класса при изучении темы «Изображение и фантазия» учитель погружает ребят в удивительный мир творчества: Здесь окна необычные, Деревья не привычные. И даже дверь наоборот, На крыше замка бегемот! Ну, что же эта за страна, Ведь необычная она, Чтоб нам название узнать, Должны загадку отгадать: Любят дети там мечтать, Чудеса изображать! Скажет дружно мы друзья, Та страна – (дети) ФАНТАЗИЯ! [5]. По каким признакам вы догадались, что это фантазия? Ребята дают различные ответы, которые помогают им включить своё воображение. Изобразительно-выразительные средства загадки богаты и разнообразны. Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания, сопоставления, точности в употреблении слова, так и малыми размерами жанра, в котором каждый языковой элемент должен нести большую смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку.2.2. Проект на тему уроков с применением ТРИЗ-технологий на занятиях внеурочной деятельности по литературе в 3 классеВыбор ТРИЗ-инструментов зависит от целей, которые ставит перед собой учитель на конкретном уроке, уровня сложности произведения, уровняразвития способностей учащихся, степени проявления интереса и личногоопыта в плане применения элементов данной технологии.На уроке во 3-ем классе по теме «Олень» А. Барто были поставленыследующие цели:Образовательные:‒ формировать представление о фантазии, творческом мышлении,сравнение, анализе;‒ создавать условия для формирования системы читательских и речевых умений.Развивающие:‒ способствовать развитию воображения, эмоциональной чуткости кслову и мышления ребѐнка;‒ расширение кругозора, обогащение словаря.Воспитательные:‒ воспитывать уважительное отношение к родному языку, совершенствовать навыки общения;‒ создавать условия для повышения уровня культуры учащихся;‒ воспитывать интерес к предмету, доброе отношение к окружающим, трудолюбие, усидчивость.На этапе изучения нового материала был использован прием «Да –нет – ка».‒ Для того чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, предлагаювам поиграть в игру «Да – нет – ка». Правила игры просты: вы задаете вопросы о теме сегодняшнего урока. На вопросы отвечаю я.Главная особенность состоит в том, что вопросы должны формулироваться так, чтобы я отвечала только «да» или «нет». Первые вопросы наиболее общие, далее задаются более конкретные вопросы.Ну что, попробуем? (На сегодняшнем уроке мы будем читать сказку /рассказ / стихотворение? Автор, написавший данное произведение, нам известен? Стихотворение большое? Оно о людях?О сказочных персонажах? О животных? Животное большое? ипр. вопросы).‒ Отлично, ребята! Вы молодцы! Сегодня мы будем изучать стихотворение «Олень» А. Барто.На уроке во 3-ем классе по теме «Совесть» А.П. Гайдар были поставлены следующие цели:Развивающие:‒ развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений;‒ развивать творческое мышление.Воспитывающие:‒ воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешностьсуществования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности.Образовательные:‒ создавать условия для работы над понятием «совесть» при работе схудожественным текстом.На этапе закрепления пройденного материала был использован прием«Раскадровка».‒ А теперь давайте представим, что мы с вами кинорежиссеры. Нужноснять фильм по этому рассказу. Для этого мы разобьем произведениена «кадры», т.е. выделим главные моменты, составим некий план.‒ Первый кадр, как вы думаете, какой он? Обратимся за помощью крассказу. (Нина идет в рощу, в руках держит портфель и пакет сзавтраком) Второй кадр? (Пакет с завтраком лежит под кустом, девочка бежит за бабочкой) Дальше что случилось? (Встреча Нины имальчика, у которого в руках был букварь с заложенной тетрадкой)Отлично! Следующий кадр? (Нина ругает мальчика, а потом ведетего за руку через рощу) Что случилось потом? (Выпрыгивает собака и ест завтрак Нины) И последний кадр? (Нина вернулась, села изаплакала).‒ Молодцы! Я думаю, мы сняли с вами хороший фильм.На уроке во 3-ем классе по теме «Волшебный барабан» Дж. Радари были поставлены следующие цели:Образовательные:‒ познакомить учащихся с авторской сказкой Д. Родари;‒ создавать условия для формирования системы читательских и речевых умений.Развивающие:‒ способствовать развитию воображения, эмоциональной чуткости кслову и мышления ребѐнка.Воспитательные:‒ создавать условия для повышения уровня культуры учащихся;‒ воспитывать интерес к предмету, доброе отношение к окружающим, трудолюбие, усидчивость.На этапе актуализации знаний был использован прием «Если бы».‒ Если вы заметили, у нашей сказки несколько концовок. Но преждечем мы их прочитаем, давайте немного пофантазируем. Я предлагаю вам придумать свое развитие сюжета. Я начинаю свои предложения со слов «если бы», а вы заканчиваете своим рассказом. Например, если бы солдат не был беден, то… Что могло бы тогда случиться? (Дети рассказывают свои концовки) Молодцы! Дальше. Если бы солдат не оказался добродушным и не отдал бы последнийсольдо старушке, то… (Ответы уч-ся) Если бы старушка за добротусолдата подарила ему не барабан, а другой музыкальный инструмент. Какой? (Дети высказывают предположения и рассказываютсказку с их музыкальным инструментом).Таким образом, применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках литературного чтения в начальной школе помогает развить речь, мышление,воображение и эмоционально-волевую сферу. У детей работа с творческимизаданиями способствует повышению уровню речевого развития, они учатсядавать полный, развернутый ответ и расширяют свой повседневный словарный запас слов. Применением приемов ТРИЗ-технологии позволит сделатьуроки интереснее, продуктивнее и поспособствует развитию творческогопотенциала младших школьников.ЗаключениеТеоретический анализ литературы позволил нам сделать следующие выводы. Креативность – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Все определения креативности можно разделить на шесть видов: гештальтистские; инновационные; эстетические, или экспрессивные; психоаналитические, или динамические; проблемные; определения.Существует множество классификаций креативности с различными их видами, например такими как: креативность таланта и самоактулизации; невербальная, вербально-символическая, вербально-семантическая, вербально-ассоциативная и креативность как творческое отношение к жизни; подлинная креативность, «псевдокреативность» и «квазикреативность» и многие другие. Основными критериями креативности являются: способность к обнаружению и постановке проблем; «беглость мысли»; оригинальность; гибкость; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы; восприимчивость; метафоричность; чувствительность к проблеме; способность к синтезу и другие.Творческим (креативным) мышлением учащихся в современной педагогической литературе принято считать комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Развитие творческого, нешаблонного мышления особенно усиливается в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста.На данный момент в психологии развития существуют и дополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативного мышления: генетический, средовой, генотип-средового взаимодействия.Исследователями были сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности: влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников; разработка программ и методов, направленных на развитие креативности в условиях школы.На сегодняшний день существует множество методов направленных на развитие творческого мышления личности. Некоторые исследователи для стимуляции креативности используют арт-терапию, физические упражнения, другие - дискуссии, решение проблемных ситуаций, задач, ролевые игры, музыку, открытые проекты. С нашей точки зрения одной из эффективных средств является использования ТРИЗ техники для развития креативного мышления. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.Главным при обучении является направленность и управляемость творческих процессов, в качестве методов используются как неалгоритмические методы активизации воображения, так и алгоритмизированные приемы фантазирования, разработанные в ТРИЗ. К неалгоритмическим методам активизации воображения относятся метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика.Современная школа, находясь на пути освоения Федеральных государственных образовательных стандартов, ставит перед собой, одну из важных задач: задачу социализации школьника в условиях постоянных изменений современного общества. Поэтому сегодня становится актуальной проблема формирования творчески активной личности школьника, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность.Итак, проанализировав научную литературу, мы выделяем следующее определение креативности – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.В нашей работе мы использовали программу на развитие креативности, основным средством которой является ТРИЗ.Для доказательства нашей гипотезы были подобраны следующие диагностические методики: методика исследования творческого мышления (Дж. Гилфорда, Е. Торренса, модификация Е. Туник); тест «Завершение картинок» (Е.Торренса адаптация А.Н. Воронина). Полученные данные позволили разработать и провести программу, основным средством которой является ТРИЗ, с целью определения эффективности.Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены. Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшего исследования проблемы развития креативного мышления у младших школьников.ЛитератураАвдеева Т. Г. Статья: ТРИЗ как средство развития творческой личности. // «Инновации в науке»: материалы XIX международной заочной научно-практической конференции. (22 апреля 2017 г.). – 2017. – С.4-8.Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - Альпина Бизнес Букс, 2016 . – 213с.Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб: СПГУТД, 2016. -306с.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 320с.Винокурова О.В. Теоретико-методологические основы субъектно-личностного развития ребенка в междисциплинарном пространстве научных исследований // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 160. С. 196-203.Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2014, 256 с.Воронин А. Н Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии // Журнал Высшей школы экономики. Т. 3. №.3 2016. 154с.Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 112 с. Ильин Е.П. Мотивация учебной деятельности. – СПб.: Питер, 2016 – 512с., с.157Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2016. – 175с.Кукушин, В. С. Педагогические технологии: Учеб.пособие для студ. пед. Специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2014. – 302с.Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь // Дошкольное воспитание. 2013. - № 4. - С.23-28. Львовский Ю.В. Там где нет не правильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2016. – 144 с.Орлов М. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. Изд.- Солон-Пресс, 2016. – 123с.Пастернак Н.А. «Психология Воспитания: О психологических условиях формирования способности кобучению» // Журнал «Новое В Психолого-Педагогических Исследованиях» №1, 2018. - С.11-15.Позняк Т.Н. Проблема творческой одаренности СПб.: Питер, 2015. – 426с.Сидорчук Т.Д., Хоменко Н.Н., Лелюх С.И. Развитие 19 системного мышления методами ТРИЗ-РТВ // Ребѐнок в детском саду. 2016. №4. С. 15-19. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. – М.: Изд. дом «Восток», 2015. – 81 с., c. 55.Теория и методика развития творческого мышления учащихся. Выпуск 5: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. М. М. Зиновкина // Концепт. – Приложение № 17. – Киров: МЦИТО, 2014. – 218с. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: Дис… кандидата пед. наук. – Челябинск, 2014. – 113с.Утёмов В.В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 51-57.Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб.пособие. – Магнитогорск, 2015. – 55 с.Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г., №1155, г.Москва. Фишер Г. Развитие социальной креативности: пусть все голоса будут услышаны //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. - С.58.Фройнд Ф.А., Холлинг Х. Исследование и измерение одаренности и креативности с помощью берлинского теста структуры интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015, -Т. 2.- № 4- С.81-94Холодная М. А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. 2017. № 1. - С. 141.,с. 28Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1026. - С.9-11.

Литература

1. Авдеева Т. Г. Статья: ТРИЗ как средство развития творческой личности. // «Инновации в науке»: материалы XIX международной заочной научно-практической конференции. (22 апреля 2017 г.). – 2017. – С.4-8.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - Альпина Бизнес Букс, 2016 . – 213с.
3. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб: СПГУТД, 2016. -306с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 320с.
5. Винокурова О.В. Теоретико-методологические основы субъектно-личностного развития ребенка в междисциплинарном пространстве научных исследований // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 160. С. 196-203.
6. Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2014, 256 с.
7. Воронин А. Н Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии // Журнал Высшей школы экономики. Т. 3. №.3 2016. 154с.
8. Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 112 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация учебной деятельности. – СПб.: Питер, 2016 – 512с., с.157
10. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2016. – 175с.
11. Кукушин, В. С. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. пед. Специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2014. – 302с.
12. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь // Дошкольное воспитание. 2013. - № 4. - С.23-28.
13. Львовский Ю.В. Там где нет не правильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2016. – 144 с.
14. Орлов М. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. Изд.- Солон-Пресс, 2016. – 123с.
15. Пастернак Н.А. «Психология Воспитания: О психологических условиях формирования способности к обучению» // Журнал «Новое В Психолого-Педагогических Исследованиях» №1, 2018. - С.11-15.
16. Позняк Т.Н. Проблема творческой одаренности СПб.: Питер, 2015. – 426с.
17. Сидорчук Т.Д., Хоменко Н.Н., Лелюх С.И. Развитие 19 системного мышления методами ТРИЗ-РТВ // Ребѐнок в детском саду. 2016. №4. С. 15-19.
18. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. – М.: Изд. дом «Восток», 2015. – 81 с., c. 55.
19. Теория и методика развития творческого мышления учащихся. Выпуск 5: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. М. М. Зиновкина // Концепт. – Приложение № 17. – Киров: МЦИТО, 2014. – 218с.
20. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: Дис… кандидата пед. наук. – Челябинск, 2014. – 113с.
21. Утёмов В.В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 51-57.
22. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск, 2015. – 55 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г., №1155, г.Москва.
24. Фишер Г. Развитие социальной креативности: пусть все голоса будут услышаны // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. - С.58.
25. Фройнд Ф.А., Холлинг Х. Исследование и измерение одаренности и креативности с помощью берлинского теста структуры интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015, -Т. 2.- № 4- С.81-94
26. Холодная М. А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. 2017. № 1. - С. 141.,с. 28
27. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1026. - С.9-11.

Вопрос-ответ:

Какие технологии используются при формировании творческого мышления младших школьников?

При формировании творческого мышления младших школьников используется технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая способствует развитию их креативных способностей.

Какова сущность ТРИЗ технологии?

Сущность ТРИЗ технологии состоит в разработке инновационных решений с помощью систематизации и анализа изобретательских задач, применению специальных методов и приемов при поиске решений.

Какова специфика творческого мышления младших школьников?

Специфика творческого мышления младших школьников заключается в их непредубежденности, свободе ассоциаций и готовности к экспериментам. Они обладают большой фантазией и способны видеть нестандартные решения задач.

Какая специфика внеурочной деятельности в начальной школе?

Внеурочная деятельность в начальной школе является дополнительной образовательной программой, которая позволяет школьникам развивать различные навыки и способности вне границ учебного плана. Она часто основана на игровой, творческой и исследовательской формах работы.

Какой развивающий потенциал имеет ТРИЗ технология для младших школьников?

ТРИЗ технология имеет большой развивающий потенциал для младших школьников. Она способствует развитию их аналитического и логического мышления, креативности, умению находить нестандартные решения задач. Также она развивает коммуникативные навыки и способность работать в коллективе.

Какая основная цель использования триз технологии в формировании творческого мышления младших школьников?

Основная цель использования триз технологии в формировании творческого мышления младших школьников - развитие у них способности к анализу сложных задач, поиск нестандартных решений и креативное мышление.

Что такое ТРИЗ технология?

ТРИЗ технология - это система принципов, методов и приемов, разработанная Генрихом Альтшуллером, которая помогает в решении проблем и генерации новых идей. Она базируется на анализе причин и последствий, а также на использовании базовых принципов развития технических систем.

Какие специфические особенности позволяют развивать творческое мышление у младших школьников при использовании триз технологии?

При использовании триз технологии у младших школьников развивается способность анализировать задачи, находить альтернативные решения, учиться генерировать новые идеи и осознавать причины и последствия своих решений. Также развивается логическое мышление и умение работать в команде.