Формирование экологической культуры у младших школьников средствами эстетического воспитания

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Естествознание
  • 4747 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 26.01.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие экологической культуры в педагогической литературе 7
1.3 Особенности формирования экологической культуры у младших школьников 11
1.4 Методические аспекты формирования экологической культуры у младших школьников средствами эстетического воспитания 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 30
2.1. Организация, содержание, методика диагностики экологической культуры младших школьников 30
2.2. Формирующий эксперимент по формированию экологической культуры у младших школьников средствами эстетического воспитания 30
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 37
ВЫВАОДЫ О ГЛАВЕ 2 40
Заключение 42
Список литературы 45

Фрагмент для ознакомления

Поэтому нашей задачей будет повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей путем включения их во внеклассную работу.2.2Формирующий эксперимент по формированию экологической культуры у младших школьников средствами эстетического воспитанияНа основании теоретических положений, изложенных в первой главе был разработан проект серии уроков экологии для учеников 4 класса общеобразовательной школы. В основу уроков положено рассматривание репродукций пейзажей, выполненных разными художниками, в разное время и в разной технике и обсуждение впечатлений, полученных при знакомстве с картинами. От впечатлений, учитель переводит обсуждение к злободневным проблемам – поведению людей на природе. Обсуждает с учениками проблемы бытового мусора после пикников. Цель учителя – побудить детей вербализовать свои представления о проблеме, отрефлексировать на эти представления. В процессе обсуждения учитель получает важную информацию о мировоззрении и ценностных установках учеников, что помогает ему планировать адресное и направленное педагогическое воздействие. К завершению урока учитель, для снижения напряжения и разрядки вновь возвращает разговор к прекрасному, предостваляет детям возможность прочесть любимые стихи, дарит репродукции картин для обсуждения с друзьями и родителями. Таким образом урок побуждает детей продолжить осмыслять полученную во время урока информацию, развивать коммуникативные навыки, качественно пообщаться с родителями. Приведем пример одного урока. Планирование урока произведено в соответствии с принципами природосообразности, социокультурной деятельности, эффективности взаимодействия, комплиментарности, междисциплинарности, деятельностного подхода, опоры на позитивное, личностного подхода, единства воспитательных воздействий. Тема урока: «пейзаж в живописи и в природе». Цель урока: Развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи урока: 1. Развитие эмоционально- эстетического восприятия природы, художественно- творческих способностей 2.Знакомство с работами художников-пейзажистов и с ландшафтами России3.Образовательная: учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе. 4.Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание. 5.Воспитательная: воспитывать привычку оценивать долгосрочные последствия своих поступков. Представление о результате: Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение; Метапредметные (МПР): регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке; - познавательные: учится слушать и смотреть, формулировать впечатления и и делится ими. Организация пространства. На доске репродукции нескольких пейзажей, например картина Тыранова «Вид на реке Тосно», Левитана – «У берега моря», (см приложение), Грабарь «Роскошный иней», Куиджи – «Лунная ночь на Днепре», Ван Гог - «закат в Монмажуре», Казимир Малевич – «Зима». Все картины подписаны. Ход урока. Посмотрите внимательно на доску. Что общего во всех этих картинах? (ответ- на них изображена природа) Знаете ли вы, как называется жанр живописи, в котором созданы все эти картины? (ответ – пейзаж). А вам нравятся эти картины? Хотели бы вы побывать в местах, которые здесь нарисованы? (учитель тезисно фиксирует ответы учеников, просит пояснить неожиданные варианты и в целом подводит к тому, чтобы хотя бы частью учеников было высказано желание посетить эти места). А как вы думаете, какими качествами надо обладать, чтобы нарисовать природу так, чтобы вам захотелось увидеть эти места воочию? (ответ – любить это место, быть внимательным, замечать когда это место красивее всего, уметь понять, что именно придает этому месту очерование). Давайте попробуем выяснить, что делает места, изображенные на представленных здесь картинах прекрасными, что в них так привлекло художника, что он захотел нарисовать именно это место ( к каждой картине подходят один-два ученика и дают коментарии, учитель при необходимости помогает наводящими вопросами). А как вы считаете, насколько прочно это очарование, легко ли его разрушить? (при необходимости дополняет вопрос, спрашивая, сохранит ли это место свое очарование, если на землю бросить фантики от конфет и другой тому подобный мусор). А может быть, если очарование природы так легко разрушить надо запретить людям ходить в лес, на речку, на озеро? На каждый ответ учитель просит пояснение. А как можно убедить людей не оставлять за собой мусор, что по вашему для этого надо сделать? (учитель собирает идеи). Как вы думаете, почему некоторые люди оставляют после себя на природе мусор? Они не видят, что разрушают этим красоту? Или им все равно? Или красота не представляет для них ценность? А как вы думаете, умение видеть красоту дается или не дается от рождения, или этому можно научить? (учитель собирает ответы, тк они играют диагностическую роль, показывают мировоззренческие установки и служат для планирования дальнейших педагогических воздействий). Как вы считаете, красота природы защищает ее от разрушения или нет? Почему?А как вы считаете, места, которые изобразили художники прекрасны сами по себе, или художник их приукрасил? А почему вы так считаете? А вы знаете в ближайших окрестностях такие места, в которые вы бы могли пригласить художника, которые, как вы считаете, было бы интересно нарисовать? Д/з – напишите короткое письмо своему воображаемому другу художнику и пригласите его приехать писать пейзаж. Расскажите ему о том, почему вы думаете, что место, в которое вы его зовете, стоит того, чтобы быть нарисованным. Если же у вас нет на примете такого места, то задача будет обратной. Ваш друг художник собирается приехать к вам чтобы нарисовать картину. Отговорите его. А как вы думаете, только ли через картины можно передать красоту природы? (ответ - нет). Хорошо, давайте попробуем вспомнить стихи, которые заставляют нас чувствовать красоту и хрупкость природы. Кто-нибудь хочет прочитать нам такое стихотворение? (несколько человек выходят к доске и читают стихи). Подведение итогов урока. Скажите пожалуйста, задумались ли вы на этом уроке о чем-то о чем не думали до сих пор? Помогли ли картины вам начать думать о природе как-то иначе, чем вы думали до сих пор? А стихи? Подумайте дома и попробуйте найти музыку, которая напоминает вам о красоте природы, ее хрупкости или наоборот, могуществе. Принесите записи на следующий урок. На выходе из класса лежат репродукции картин, которые мы рассматривали сегодня на уроке. Каждый может взять одну или две наиболее понравившиеся картины и поделиться впечатлениями с друзьями или родителями (при отсутствии возможностей распечатать репродукции их можно выложить в группе класса в социальной сети). Таблица 1Ожидаемые результатыпосле проведения урока урока экологии для учеников 4 классаОжидаемые результатыПоказатели эффективностиСоздание комфортной среды для обучения и развития личности учащихся;-снижение школьной тревожности;-повышение уровня учебной мотивации;-улучшение физического состояния здоровья.Развитие творческих  и интеллектуальных способностей-положительная мотивация учеников к деятельности творческого характера;-интерес к научно-исследовательской деятельности, уровень самостоятельности.2.3 Анализ результатов экспериментальной работыДля выявления производительности работы проведенных уроков эстетического воспитания был проведён опыт с учениками. Он состоял в выборе ответа на вопросы анкеты, которая применялась и в предыдущем опыте.Были получены такие результаты:- школьников с высочайшим уровнем в контрольной группе - 1 человек;- численность учащихся со средним уровнем в контрольной группе - 6 человек;- учеников с невысоким уровнем в контрольной группе - 8 человек.Результативность анкетирования:Контрольная группа:F / N * 100%,0/15*100% = 0 %9/15*100% = 60 %6/15*100% = 40 %Данные экспериментального исследования значения сформированности культуры и экологической воспитанности студентов на заключительном рубеже опыта предположим в таблице 2.Таблица № 2Сопоставление итогов констатирующего и контрольного опытаСтепень сформированностиэкологической культурыПервый экспериментКонтрольный опытКоличествоучащихся , %Количество учащихся, %невысокий (1 - 3)11 / 70,3%0 / 0%средний (4 - 6)3 / 20%9 / 60%Высокий (7 - 8)1 / 6,7%6 / 40%Мы видим, что не было выявлено ни 1-го человека с невысоким уровнем экологической культуры, среднюю степень составили 60%, а высокий - 40% . Впоследствии внеклассных занятий виден рост численности верных ответов и понизилась численность неверных. У большинства ребят видоизменилось отношение к находящемуся вокруг миру, поведение стало осознанным и адекватным. Таким образом, созданные внеклассные занятия и апробированные на практике серии уроков эстетического воспитания воздействовали на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Степень сформированности 1-го из компонентов экологической культуры младших классов - экологической воспитанности, стала значительно выше.ВЫВОДЫ О ГЛАВЕ 2Во второй главе работы нами была осуществлена диагностика сформированности экологической культуры у младших школьников, разработан дидактический материал, направленный на формирование экологической культуры у младших школьников средствами эстетического воспитания и выявлены результаты экспериментальной работы, в следствии чего можно сделать следующие выводы:1. Для определения значения экологической культуры учеников класса нами был проведен опыт с учениками 4-го класса с поддержкой анкеты, которая содержит 8 вопросов. Итоги обрабатываются грядущим образом: за любой верный ответ начисляется 1 балл, неверный - 0 баллов. Уровень сформированности экологической культуры ориентируется по шкалевозвышенный уровень, средний уровень, невысокий степень.В ходе констатирующего опыта мы получили следующие результаты:Детей с высоким уровнем в классе - 1 человек;Детей со средним уровнем в классе - 3 человека;Детей с невысоким уровнем в классе - 11 человек.Таким образом, экологическая культура у большинства учащихся четвертого класса, находилась на низком уровне, поэтому нашей задачей было повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей путем включения их во внеклассную работу.2.На основании теоретических положений, изложенных в первой главе был разработан проект серии уроков экологии для учеников 4 класса общеобразовательной школы. В основу уроков положено рассматривание репродукций пейзажей, выполненных разными художниками, в разное время и в разной технике и обсуждение впечатлений, полученных при знакомстве с картинами.3.Для выявления производительности работы проведенных уроков эстетического воспитания был проведён опыт с учениками. Он состоял в выборе ответа на вопросы анкеты, которая применялась и в предыдущем опыте.Были получены такие результаты:школьников с высочайшим уровнем в контрольной группе - 1 человек;численность учащихся со средним уровнем в контрольной группе - 6 человек;учеников с невысоким уровнем в контрольной группе - 8 человек. Таким образом, созданные и апробированные на практике серии уроков эстетического воспитания воздействовали на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Степень сформированности 1-го из компонентов экологической культуры младших классов - экологической воспитанности, стала значительно выше.ЗаключениеЭкологическая культура является одним из проявлений общей культуры. Одна из важнейших задач современной школы – поднятие экологической грамотности а так же культуры учащихся, вооружение их навыками рационального, бережного использования ресурсов находящихся в недрах нашей планеты, формирования активной, четкой позиции по отношению к себе и природе. Таким образом, в формировании и приобретении школьниками знаний об экологической культуре важное место занимает начальная школа – именно в этот период закладываются основы поведения и отношения к природе и всему живому, что есть на планете.Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как неотъемлемой составной части окружающего природного мира. Понятие экологической культуры охватывает экологические знания, богатство порождаемых общением с природой нравственно-эстетических чувств и переживаний, а также способность соизмерять собственное существование с возможностями природы, проявляющуюся в деятельности по сохранению и развитию системы «общество — природа» Т.е., экологическая культура личности являет собой целостную систему, функционирование которой базируется на гармонии взаимодействия всех сознательных сфер личности: когнитивной (восприятие и осознание экологически значимых сведений), аффективной (экологические ценности, оценки отношения, переживания, «эмоциональный резонанс») и деятельностной (природосообразные поступки, опыт созидательной экологооправданной деятельности) (П.И. Агаларова, Л.В. Моисева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин).Формирование экологической культуры рассматривается в качестве одной из наиважнейших мер преодоления экологической опасности.Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный социально - педагогический процесс.Становление экологической культуры осуществляется с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К разработке социально-экологических программ наряду с биологами, географами, педагогами и другими «традиционными» природоохранными специалистами следует привлекать социологов и психологов, а также журналистов, представителей других творческих профессий. Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у детей умения соизмерять свои потребности с возможностями природы.Эмоционально-эстетическое отношение к природе — особая форма ее познания, без которой общее естествознание утрачивает свое гуманистическое предназначение. Поэтому развитие эстетического отношения к природе у детей и подростков, состоит, прежде всего, в том, чтобы нацелить детей на встречу с красотой и организовать познавательную деятельность с использованием художественно-эстетических средств.Осуществление экологического воспитания с помощью искусства всегда является глубоким и основательным, поскольку задает работу всей системе эмоционально насыщенного конкретно-образного мышления. Формирование отношения к природе, основанного на эстетическом ее восприятии требует направленного и длительного педагогического воздействия.Для определения значения экологической культуры учеников класса нами был проведен опыт с учениками 4-го класса с поддержкой анкеты, которая содержит 8 вопросов. Итоги обрабатываются грядущим образом: за любой верный ответ начисляется 1 балл, неверный - 0 баллов. Уровень сформированности экологической культуры ориентируется по шкалевозвышенный уровень, средний уровень, невысокий степень.. На основании теоретических положений, изложенных в первой главе был разработан проект серии уроков экологии для учеников 4 класса общеобразовательной школы. В основу уроков положено рассматривание репродукций пейзажей, выполненных разными художниками, в разное время и в разной технике и обсуждение впечатлений, полученных при знакомстве с картинами.Для выявления производительности работы проведенных уроков эстетического воспитания был проведён опыт с учениками. Он состоял в выборе ответа на вопросы анкеты, которая применялась и в предыдущем опыте. Были получены такие результаты:школьников с высочайшим уровнем в контрольной группе - 1 человек;численность учащихся со средним уровнем в контрольной группе - 6 человек;учеников с невысоким уровнем в контрольной группе - 8 человек. Таким образом, созданные и апробированные на практике серии уроков эстетического воспитания воздействовали на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Степень сформированности 1-го из компонентов экологической культуры младших классов - экологической воспитанности, стала значительно выше.Таким образом, задачи решены, поставленная цель достигнута. Список литературыФедеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/Агаларова, П.И. Формирование экологической культуры в учебно-игровой деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / П.И. Агаларова. — Махачкала: ДГПУ, 2009. — 216 с.Андреев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145.Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - N 12. - С. 33-35.Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. – 2006. – №2.Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 2004. Битюкова Л. А., Тощакова С. В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 7. – С. 10-14.Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 2004.Габинская А. А. Механизмы и некоторые пути «вхождения» в экологическую культуру // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2008. – Т. 181. – С. 41-46.Гирусов Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. – 2010. – № 3. – С. 6-11.Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. — М.: АРКТИ, 2011. — 128 с.Захарова Н. М., Баранов А. В. Экологическое воспитание учащихся начальной школы // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 13. – С. 57-59.Зверев, И.Д. Экология в обучении: новый аспект образования / И.Д. Зверев. — М.: Знание, 1980. — 96 с.Котова С. А., Граничина О. А. Значение начального школьного образования для устойчивого развития подрастающего поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – Вып. 2.Кривошеева Е. С. На пути к экологическому сознанию // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2010. – № 1. – С. 177-183.Лещинская В. В. Экологическая культура для устойчивого развития // Научные и технические библиотеки. – 2006. – № 3. – С. 58-62.Миронов А. В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта // Начальная школа. – 2011. – № 2. – С. 48.Моисеева Л. В., Никитина Ю. Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2 – С. 203-210.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. – 224 с.Саушкина И. А. Экологическое воспитание в начальной школе // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 10. – С. 165-167.Семенова Г. Н. Воспитание экологической культуры младшего школьника как части общей культуры личности // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – Т. 1. – № 1. – С. 76-80.Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура. Проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 6. – С. 57-61. Шаляпина. Условия социализации школьников в процессе экологического образования. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2011. – 100 с.Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. – М.: Учитель, 2007. – 144 с.Экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Учитель, 2007. – 272 с.Юркина С. В. Экологическое образование младших школьников (социально-экологический проект «Вода без границ») // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 7. – С. 15-18.Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М., Смысл, 2000. — 456 с.http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=412


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Агаларова, П.И. Формирование экологической культуры в учебно-игровой деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / П.И. Агаларова. — Махачкала: ДГПУ, 2009. — 216 с.
4. Андреев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145.
5. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - N 12. - С. 33-35.
6. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. – 2006. – №2.
7. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 2004.
8. Битюкова Л. А., Тощакова С. В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 7. – С. 10-14.
9. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 2004.
10. Габинская А. А. Механизмы и некоторые пути «вхождения» в экологическую культуру // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2008. – Т. 181. – С. 41-46.
11. Гирусов Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. – 2010. – № 3. – С. 6-11.
12. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. — М.: АРКТИ, 2011. — 128 с.
13. Захарова Н. М., Баранов А. В. Экологическое воспитание учащихся начальной школы // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 13. – С. 57-59.
14. Зверев, И.Д. Экология в обучении: новый аспект образования / И.Д. Зверев. — М.: Знание, 1980. — 96 с.
15. Котова С. А., Граничина О. А. Значение начального школьного образования для устойчивого развития подрастающего поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – Вып. 2.
16. Кривошеева Е. С. На пути к экологическому сознанию // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2010. – № 1. – С. 177-183.
17. Лещинская В. В. Экологическая культура для устойчивого развития // Научные и технические библиотеки. – 2006. – № 3. – С. 58-62.
18. Миронов А. В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта // Начальная школа. – 2011. – № 2. – С. 48.
19. Моисеева Л. В., Никитина Ю. Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2 – С. 203-210.
20. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
21. Саушкина И. А. Экологическое воспитание в начальной школе // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 10. – С. 165-167.
22. Семенова Г. Н. Воспитание экологической культуры младшего школьника как части общей культуры личности // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – Т. 1. – № 1. – С. 76-80.
23. Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура. Проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 6. – С. 57-61.
24. Шаляпина. Условия социализации школьников в процессе экологического образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 100 с.
25. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. – М.: Учитель, 2007. – 144 с.
26. Экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Учитель, 2007. – 272 с.
27. Юркина С. В. Экологическое образование младших школьников (социально-экологический проект «Вода без границ») // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 7. – С. 15-18.
28. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М., Смысл, 2000. — 456 с.
29. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=412

Вопрос-ответ:

Что такое экологическая культура с точки зрения педагогической литературы?

Экологическая культура - это совокупность знаний, ценностей, навыков и норм поведения, которые помогают человеку жить в гармонии с природой и бережно относиться к окружающей среде. Изучение этого понятия проводится в педагогической литературе для определения основных принципов и подходов к формированию экологической культуры у младших школьников.

Какие особенности есть в формировании экологической культуры у младших школьников?

У младших школьников формирование экологической культуры происходит с учетом их возрастных особенностей. В этом возрасте дети активно участвуют в играх и творческих занятиях, поэтому использование эстетического воспитания, то есть при помощи искусства и красоты, становится эффективным методом. Дети легко воспринимают информацию через визуальные образы, мелодии, цвета и формы, поэтому эстетический подход помогает им осознать ценность природы и необходимость ее сохранения.

Какие методические аспекты используются для формирования экологической культуры у младших школьников через эстетическое воспитание?

Методические аспекты включают организацию творческих занятий, проведение практических экологических занятий на природе, использование художественных произведений и игр, развитие эстетического восприятия и творческой активности. Важно создавать атмосферу уважения к окружающей среде и природе, воспитывать чувство ответственности за ее сохранение и развивать навыки участия в экологических проектах и деятельности.

Какие принципы и подходы используются при формировании экологической культуры у младших школьников?

При формировании экологической культуры у младших школьников используются принципы научности, системности, коммуникативности и практичности. Важно создать целостную систему знаний об окружающей среде и ее проблемах, развивать коммуникативные навыки и нравственные качества, а также предоставить практические возможности для участия детей в экологической деятельности и проектах.

Что такое экологическая культура в педагогической литературе?

Экологическая культура в педагогической литературе определяется как система знаний, ценностей, норм и навыков, которая помогает человеку осознать взаимосвязь и взаимозависимость между человеком и природой, способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде и природным ресурсам.

Какие особенности формирования экологической культуры у младших школьников?

Особенности формирования экологической культуры у младших школьников связаны с их возрастными особенностями. На этом этапе развития детей особенно важно использовать эстетическое воспитание, так как они находятся в период формирования эстетических предпочтений и восприятия. Кроме того, данная возрастная группа легко впитывает знания и новый опыт. Экологическая культура у младших школьников должна строиться на основе игровых форм, активной практической деятельности и эстетического восприятия окружающего мира.

Какие методические аспекты используются для формирования экологической культуры у младших школьников?

Для формирования экологической культуры у младших школьников средствами эстетического воспитания используются различные методические аспекты. Например, в процессе обучения используются игровые формы, которые помогают учащимся лучше усваивать знания и развивать ответственное отношение к окружающей среде. Также важно использование цветовых и звуковых средств при работе с детьми, чтобы создавать эмоциональную связь с природой и приобретать эстетический опыт.

С какой целью проводилась экспериментальная работа по формированию экологической культуры у младших школьников?

Экспериментальная работа по формированию экологической культуры у младших школьников проводилась с целью исследования эффективности использования эстетического воспитания в формировании экологической культуры. Основной задачей эксперимента было выявить влияние эстетических методов на развитие экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде у детей младшего школьного возраста.

Что такое экологическая культура и как она формируется у младших школьников?

Экологическая культура - это система знаний, ценностей и умений, которая позволяет человеку вести активную экологическую деятельность и сохранять природную среду. Формирование экологической культуры у младших школьников происходит через различные методические подходы, включая эстетическое воспитание, которое позволяет развивать их чувство прекрасного и понимание взаимоотношений с окружающей средой.

Какие особенности существуют в формировании экологической культуры у младших школьников?

В формировании экологической культуры у младших школьников есть несколько особенностей. Во-первых, на этом этапе развития детей формируются базовые знания о природе и экологии. Во-вторых, в этом возрасте важно развивать интерес и любовь к природе, чтобы формирование экологической культуры стало для детей интересным и полезным. Наконец, важно использовать методы эстетического воспитания для формирования экологической культуры у младших школьников, так как они помогают развивать эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего мира.

Какие методические подходы можно использовать для формирования экологической культуры у младших школьников через эстетическое воспитание?

Для формирования экологической культуры у младших школьников через эстетическое воспитание можно использовать различные методические подходы. Некоторые из них включают использование художественной литературы и искусства для изучения природы и окружающего мира, проведение экскурсий и прогулок в природу, использование экологических игр и творческих заданий. Важно, чтобы эти методические подходы были интересными и доступными для детей, чтобы они смогли активно участвовать в формировании своей экологической культуры.