Художественные и технические приемы концентрации, удержания и переключения внимания телезрителя

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Кино и телевидение
  • 2525 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 06.02.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение......................................................................................................................3
1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ....................................................5
1.1. СМИ: виды, функции и основные характеристики......................................5
1.2. Функции современного телевидения как вида СМИ...................................9
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ...........................................................................................................11
2.1 Манипулирование массовым сознанием на телевидении...........................11
2.2. Художественные и технические средства воздействия на телезрителя....16
Заключение.................................................................................................................22
Список использованных источников.......................................................................24

Фрагмент для ознакомления

К примеру, если в театре зритель все время неподвижный и находится на одном и том же расстоянии от сцены, то во время просмотра телепрограммы, именно из-за подвижности камеры, телезритель сам становится как бы подвижным: онприближается к объекту и удаляется от него, видит с разных сторон, находится будто внутри события, которое развивается. Создатели телевизионных проектов выражают свое отношение к изображаемым явлениям, дают их трактовку, осуществляют отбор не только действий ведущих, но и положений статической или подвижной камеры.Важным художественным средством на телевидении является свет, благодаря которому телезритель представляет внутреннее состояние явлений, их взаимосвязь. Свет передает настроение, помогает выразить характер, психологическое состояние героев, их внутреннее напряжение, волнение. Существенным средством выразительности является также цвет, роль которого на современном телевидении достаточно значительна, так как цвет так же, как и свет, участвуют в моделировании формы и в построении пространства.Телевидение остается, даже при соединении со звуком, прежде всего зрительным видом искусства. Именно потому оно требует зрелищной предметности и конкретности, полной достоверности обстановок, в которых действуют ведущие или герои телепрограмм. Каждый кадр, как и общая программа, являются носителями эмоциональной информации, которая закодирована в них. Именно данное послание должно быть прочитанным в момент восприятия.Несомненно, введение звука на телевидении расширило его познавательные возможности, привело к усилению интеллектуального начала. Сильнейшим средством выразительности на телевидении является также свет. Телеэкран дает изображение «на просвет», что помогает создать несколько иную фактуру и другие законы освещения, композиции. Ракурс восприятия камеры и приближения предмета изображения дают телевидению большие возможности художественной выразительности. Для телевидения характерно сочетание ритмически плавного, «скрытого» монтажа с его неожиданным сбоем, переброской на новый объект внимания.Важная эстетическая особенность телевидения - передача «мгновенного события», непосредственный репортаж с места события, включение зрителя в тот поток истории, который происходит именно сейчас, и о котором только завтра смогут заговорить газеты и журналы, послезавтра - литература, театр, живопись. При художественном телерепортаже экранное время равно реальному, когда телевидение обращается к хронике, эффект мгновенной передачи информации, присутствия зрителя при событии, которое происходит, также должно сохраниться. Для телевидения важен «эффект безусловности» изображаемого и документальности.Начиная с конца XXвека стремительно визуализировался мир, культура телеэкрана пришла на смену культуре сцены и печатного слова, что заставляло научное сообщество задумываться о «визуальном повороте», который существенно изменил традиционные представления о художественных и выразительных приемах телеэкрана.Многие исследования указывают справедливо на то, что ориентация на целевую аудиторию стимулирует журналистов и режиссеров опускать ниже планку эстетического вкуса и профессионализма до уровня конвейерного производства тематических программ и новостных сюжетов. Это происходит при обилии художественных средств цифрового современного телевидения.Возрастающие требования оперативности, напряженная сетка вещания, ограничения бюджета сделали процесс творческого отбора художественных средств экрана условным. Режиссеры предпочтение отдают средствам выразительности, которые скорее подчеркнут программный жанр (при том нужно обеспечить высокий рейтинг), но не формирующим образ телеэкрана. В использовании таких приемов исчезает системность, что позволяет говорить о некотором кризисе таких средств, или о трансформации информационных технологий.Развиваясь, современное телевидение, направляется больше в рекреационное (развлекательное) русло, отдавая приоритет специфическим жанрам и видам: телекарнавалам, хит-парадам, викторинам, телеиграм, развлекательным шоу, «звездной» жизни и т.п. Это направление сопровождается контрастными эффектами света, декорированием до степени кича, использованием монтажных и оптических деформирующих приемов, мнимого изображения, кэшированием, приемов «стоп», рирпроекции (рирпроекция совмещает объекты и актёров с произвольным фоном, который предварительно снимается на пленку или неподвижный диапозитив).Рассмотрим некоторые приемы концентрации, удержания и переключения внимания телезрителей на примере отечественных и зарубежных телепроектов.Например, в советской и российской телеигре «Поле чудес», которая каждую пятницу вечером выходит на «Первом канале», медиасоздатели используют многие световые и звуковые приемы. Во время каких-либо интересных, напряженных моментов звучит соответствующая музыка, когда начинается супер-игра в зале приглушается свет, как бы создавая интригу и еще более приковывая телезрителя к экрану, заинтересовывая в развязке игры.В другой телепрограмме «Орел и Решка» используются множественные крупные планы при съемке телеведущих, их интересных приключений, а также высотные съемки различных городов при помощи квадрокоптера, которые после монтируются и включаются в основную запись телепрограммы. С моей точки зрения, на сегодняшний день скучными и однообразными стали отечественные комедийные шоу, к примеру, «КВН», «Уральские пельмени», «ComedyClub». Все они сняты по одинаковому принципу: «комик рассказывает – камера тут же показывает смеющегося зрителя в зале». Соответственно, у телезрителя подспутно возникает ощущение, что смеющаяся аудитория – это просто специфический монтаж, ведь не все шутки воспринимаются одинаково, и не все они могут быть смешными.Данная категория передач мало использует художественные приемы удержания внимания телезрителей, обычно студия и выступления актеров происходят в одинаковом жанре и форме. То есть телевизионному зрителю заранее становится известно какие приемы концентрации внимания может ожидать от просмотра той или иной комедийной программы.Исключением является «Вечерний Ургант» и его аналоги на зарубежных телевизионных рынках (шоу Джимми Фэллона и Дэвида Леттермана). В данных программах формата «late-nightshow» используются как крупные, так и дальние планы, переходы света, съемка разного ракурса. Безусловно, и звуковые эффекты в данных программах очень ярко подчеркивают стиль телевизионного шоу.На шоу-талантов «Голос» и его зарубежных аналогах также используется множество художественных и технических приемов концентрации, удержания и переключения внимания телезрителей. Камеры часто фокусируются на судьях проекта, показывая их эмоции от выступлений участников, тут же резко могут переключиться на самого конкурсанта, демонстрируя тонкости телезрителям. Яркие подсветки кресел, сцены, задних сценических экранов – все это создает у аудитории «эффект присутствия» на происходящем отборе, а показанные камерой различные эмоции у зрителей в зале –заряжают и передают энергетику события и момента.Можно сделать вывод, что художественные и технические приемы на телевидении играют огромную роль в удержании, концентрации и переключении внимания телезрителей, так как на сегодняшний день внедрение новейших технологий и появление креативных режиссерских и медиановаторских идей у телевизионщиков являются отличным способом продвижения и привлечения внимания целевой аудитории к телевизионному продукту.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель написания данной курсовой работы (изучение особенностей и характеристик современных художественных и технических приемов концентрации, удержания и переключения внимания целевой аудитории телевидения) достигнута, так как решены следующие задачи:1. Рассмотрены средства массовой информации и особенности воздействия на массовое сознание.2. Проанализированы современные виды, функции и основные характеристики средств массовой информации.3. Изучены функции современного телевидения в качестве вида средств массовой информации.4. Рассмотрены современные телевизионные приемы воздействия и манипулирования массовым сознанием на телевидении.5. Проанализированы художественные и технические средства воздействия на телезрителей.Телевидение родилось на пересечении возможностей кино и радио. От радио телевидение взяло возможность передачи сигнала при помощи радиоволн на далекие расстояния.На телевидении сегодня массово используют методы подсознательного воздействия, при этом отношение общества к явлениям в окружающем мире формируется при помощи стереотипов, внедряемых в потоке новостей, и вызывают в массовом сознании реакции на такие события и явления.Основными особенностями и методами, которые используются телевидением как видом средств массовой информации на сегодняшний день выступают убеждение и внушение.Телевидение при помощи звуков, языков и изображений вызывает у зрителя впечатление присутствия и близости к демонстрируемым событиям.Телевидение, как и любое другое медиапроизводство, применяет определенные технологические схемы. Прежде всего, это четкое планирование и телепрограммирование.В телевидении есть передаваемая сторона, которая посылает информацию, и есть приемная сторона, которая эту информацию доносит до конечного адресата. В телевизионной системе роль передающей стороны играет телевизионная камера.Важная эстетическая особенность телевидения - передача «мгновенного события», непосредственный репортаж с места события, включение зрителя в тот поток истории, который происходит именно сейчас. Важным художественным средством на телевидении является свет, благодаря которому телезритель представляет внутреннее состояние явлений, их взаимосвязь. Свет передает настроение, помогает выразить характер, психологическое состояние героев, их внутреннее напряжение, волнение.Современное телевидение направляется больше в рекреационное (развлекательное) русло, отдавая приоритет специфическим жанрам и видам: телекарнавалам, хит-парадам, викторинам, телеиграм, развлекательным шоу, «звездной» жизни и т.п. Это направление сопровождается контрастными эффектами света, декорированием до степени кича, использованием монтажных и оптических деформирующих приемов, мнимого изображения, кэшированием, приемов «стоп», рирпроекции (рирпроекция совмещает объекты и актёров с произвольным фоном, который предварительно снимается на пленку или неподвижный диапозитив).Художественные и технические приемы на телевидении играют огромную роль в удержании, концентрации и переключении внимания телезрителей, так как на сегодняшний день внедрение новейших технологий и появление креативных режиссерских и медиановаторских идей у телевизионщиков являются отличным способом продвижения и привлечения внимания целевой аудитории к телевизионному продукту.

1. Бориснев С.В. Социология коммуникации. - Под ред. Бориснева С.В.- М.: «Юнити», 2003. - с.269
2. Бригз А.Б, Кобли П. Медиа. Второе издание. - По ред. А.Б. Бригз, П. Кобли - М.: «Юнити», 2006. - с.377
3. Ванькова А. Д. Влияние цифровизации на телевизионный рынок: тренды и оценки экспертов // Актуальные проблемы медиаисследований–2016. междунар. науч.-практ. конф. НАММИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2016. С. 40–41.
4. Вартанова Е.Л. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. - Отраслевой доклад. — Под общ. ред. Е.Л. Вартановой. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2017. — 100 с.
5. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. - Под ред. Винтерхофф-Шпурка П. - Харьков: «Гуманитарный центр», 2007. - с.397
6. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. - Под ред. Ворошилова В.В. - С-пб.: Издательство Михайлова В.А., 2006. - с.496
7. Евменова Н. И. Медиаиндустрия в сфере кино и телевидения: состояние, проблемы и направления развития: монография. СПб: СПбГИКиТ, 2016.
8. Ефимов Д.К. Терминосфера СМИ. – Под ред. Ефимова Д.К. -Екатеринбург: «Атмосфера», 2005. - с.22
9. Канаев А. К. Системы управления телекоммуникациями: учеб. пособие. СПб: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016.
10. Маркосян Д.Г. Система выразительных средств телевидения как инструмент мифологизации личности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/kino-iskusstvo/sistema-vyrazitelnyh-sredstv-televidenija-kak-instrument-mifologizacii-lichnosti.html
11. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – Под ред. Науменко Т.В. - М.: «Питер», 2005. - с. 234
12. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. - М. : НИПКЦ Восход–А, 2015. – 304 с.
13. Прозоров В.В. Власть современной журналистики или СМИ наяву. – Под ред. Прозорова В.В. - Саратов: Саратовский университет, 2004. - с.240
14. Толоконникова А. В. Телевидение и его зрители: кто определит запросы? // Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. М.: МедиаМир, 2016. С. 60–61.
15. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. – Под ред. Филатовой О.Г. - М.: «Гардарики», 2006. - с.299
16. Фомичева И.Д. Социология СМИ. – Под ред. Фомичевой И.Д. - М.: «Аспект Пресс», 2007. - с.312
17. Фрейлих С. И. Теория кино : от Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. - [2-е изд]. - М. : Академический Проект, 2002. - 512 с. -(„Gaudeamus”). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/kinematograf-i-telebachennya-polifonichni-vidi-mistetstva-estetiko-hudozhni-osoblivosti
18. Хапенков В.Н. Организация рекламной деятельности. – Под ред. Хапенкова В.Н. - М.: Издательский Центр «Академия», 2006. - с.345
19. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - Под ред. Харриса Р. - С-Пб.: Издательский дом «Нева», 2002. -с.482
20. Черных А. Мир современного Медиа. – Под ред. Черных А. - М.: «Теория будущего», 2007. - с.312
21. Чумихов А.Н. Связи с общественностью: теория и практика. – Под ред. Чумихова А.Н. - М.: «Дело», 2004. - с.496.

Вопрос-ответ:

Какие художественные и технические приемы используются для концентрации внимания телезрителя?

Художественные приемы, такие как драматизация событий, использование эмоциональных аспектов, создание сюжетной натяжки, а также технические приемы, такие как быстрое монтажное редактирование, использование различных камерных ракурсов и т.д.

Какие художественные и технические приемы используются для удержания внимания телезрителя?

Для удержания внимания телезрителя используются художественные приемы, такие как создание интригующих сюжетных линий, использование неожиданных поворотов сюжета, создание интересных персонажей, а также технические приемы, такие как использование музыкального сопровождения, замедленное или ускоренное воспроизведение видео и т.д.

Какие художественные и технические приемы используются для переключения внимания телезрителя?

Для переключения внимания телезрителя используются художественные приемы, такие как смена сюжетной линии, использование различных жанров и стилей, включение коммерческих перерывов, а также технические приемы, такие как изменение освещения, использование специальных эффектов и т.д.

Какие основные функции современного телевидения как вида СМИ?

Основные функции современного телевидения в качестве СМИ включают информационную функцию (предоставление актуальной информации), образовательную функцию (предоставление образовательного контента), развлекательную функцию (предоставление развлекательного контента), социализационную функцию (формирование общественной и политической идентичности) и рекламную функцию (предоставление рекламного контента).

Какие основные характеристики современного телевидения как вида СМИ?

Основными характеристиками современного телевидения как вида СМИ являются широкая аудитория (телевидение охватывает большое количество зрителей), высокая достоверность (телевизионные программы обычно являются доступными и проверенными источниками информации), мультимедийность (телевидение сочетает в себе зрительные, звуковые и текстовые элементы), коммерческий потенциал (телевидение является основным средством дохода для многих компаний) и влиятельность (телевидение может оказывать значительное влияние на массовое сознание и поведение людей).

Какие художественные приемы используются для концентрации внимания телезрителя?

Художественные приемы, используемые для концентрации внимания телезрителя, могут включать различные эффекты, такие как драматическая музыка, яркие визуальные эффекты, быстрые редакционные сборки, напряженная интонация актеров и т.д. Все эти приемы направлены на то, чтобы привлечь внимание зрителя и удержать его внимание на экране.

Какие технические приемы используются для концентрации внимания телезрителя?

Для концентрации внимания телезрителя используются различные технические приемы, включая гармоничную композицию кадра, использование цветовых контрастов, насыщенность цвета, изменение ракурсов съемки, использование спецэффектов и др. Все эти приемы помогают создать визуально привлекательные и интересные образы, которые способны удержать внимание зрителя.

Как осуществляется переключение внимания телезрителя?

Для переключения внимания телезрителя могут использоваться различные приемы, такие как изменение кадровых ракурсов, резкие смены сцен, переходы между разными сюжетными линиями, смена темы разговора и т.д. Все это позволяет создать динамичный и интересный сюжет, который заставляет зрителя следить за происходящим на экране.

Какие функции выполняют средства массовой информации?

Средства массовой информации выполняют различные функции, включая информационную, образовательную, развлекательную, социально-культурную и политическую. Информационная функция заключается в предоставлении актуальной и достоверной информации. Образовательная функция направлена на распространение знаний и образование. Развлекательная функция предоставляет развлекательный контент, который помогает людям отдохнуть и расслабиться. Социально-культурная функция способствует формированию общественного мнения и сохранению культурного наследия. Политическая функция связана с освещением политических событий и формированием политического сознания.

Какие художественные и технические приемы используются для концентрации внимания телезрителя?

Для концентрации внимания телезрителя используются различные тактики, включая использование монтажа, цветовой схемы, звуковых эффектов, света, композиции кадра и др. Таким образом, используется сочетание визуальных и звуковых сигналов, чтобы привлечь внимание зрителя к определенной сцене или действию. Приемы концентрации внимания могут также включать в себя увеличение скорости монтажа, использование крупных планов, а также воздействие на эмоции зрителя.