Антропологическая теория права,теории Л.Фуллера и Р. Алекси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 1616 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 08.02.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Антропологические основы права: общая характеристика принципа и истории его развития 4
2.Характеристика правовых теорий Р. Алекси и Л. Фуллера 10
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

То есть, право является нормами, отвечающими установленным критериям, а также принципами и иными нормативными аргументами, посредством которых судьями, правоприменителями обосновываются или должны обосновываться свои решения в той ситуации, которую мы можем определить как правовая неопределенность. Критерий правильности (притязание на правильность) обладает для Р. Алекси классифицирующим значением: системы норм, которые прямо или косвенно не притязают на правильность, он не относит к правовым системам.Критерий социальной действенности предполагает наличие возможности принуждения (которое в развитых правовых системах является государственным) в виде санкций за несоблюдение конституционных и принятых на их основе норм, а также доминирующего положениясреди конкурирующих систем норм. Здесь речь идет о том, что должна быть общая конституция, а нормативные положения должны приниматься в соответствии с ней. Далее обратимся к так называемой процедурной теории права Л. Фуллера.Лон Фуллер (1902-1978) является известным американским правоведом, представителем гарвардской школы права, однако в России его работы известны не столь давно. Для Фуллера основная теоретико-правовая проблема состоит в соотношении права и морали. Мораль, как считал Фуллер, является шкалой, нижняя часть которой представлена элементарными требованиями общественной жизни, продиктованными насущной необходимостью (мораль долга), верхняя - стремлением к совершенству, достижению социальных идеалов, не требующих возложения на человека обязанностей, его принуждения к социально полезному поведению (мораль стремления). Что касается морали долга, то она характеризуется наибольшей связью с правом, запреты «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй» обладают не только моральным, но и очевидным правовым характером.Мораль долга может находить выражение не только в форме прямых запретов, но и форме обязанности совершения активных социально полезных действий. Мораль стремления, с позиции Л. Фуллера – это не «ближайший родственник» права, а близкое к эстетике, они объединены устремленностью к идеалу (для морали -рациональный идеал человеческих отношений, социальной коммуникации; для эстетики - идеал чувственного отношения к миру, к прекрасному). И все же, можно говорить о связи морали стремления с правом, но не посредством конкретных дозволений, обязанностей или запретов, а посредством определения общей картины человеческого прогресса, поиска высших социальных ориентиров, формирования внешних для права критериев, оценки создаваемых законодателем юридических норм.Л. Фуллер утверждал, что система норм должна обладать внутренними критериями юридического совершенства, выступающими как непременные условия ее существования как правовой системы. По Л. Фуллеру, законы юридически совершенны, если они: 1) имеют системный и нормативный характер; 2) являются известными гражданам и иным субъектам права - их адресатам (речь идет о критерии доступности, обязательности того, чтобы законы были обнародованы); 3) у них отсутствует обратное действие. По мнению Л. Фуллера, право является целенаправленной, систематической социальной деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы подчинить человека установленным правилам. Анализируя источники права, к числу которых ученый причислял законодательные установления, обычное право, договорное право и судейское право, Л. Фуллер выделял так называемое созданное право и имплицитное. Прототипом, прообразом созданного права он называл закон, а наиболее подходящим образцом, моделью имплицитного права - обычное право. ЗаключениеСогласно антропологической позиции, право представляет собой такое явление, без которого жизнь человека невозможна, кроме того, антропологическая концепция акцентирует внимание на тех моментах, которые и представляют собой источник правовых отношений.Теории Р. Алекси и Л. Фуллера основаны на тесной взаимосвязи права и морали. Согласно позиции Фуллера, мораль дает возможность существования права как такового. Им осуществлялось выделение двух типов морали: морали стремления и морали долга. Мораль стремления связана с тем, что наиболее полно реализуются человеческие силы, достигается совершенство, мораль долга является фундаментом, базовыми нормами, без которых общество существовать не может. В целом, теория Р. Алекси обладает как достоинствами, так и недостатками. В первую очередь, эта теория отличается глубокой философской осмысленностью, системностью, целостностью положений, тщательностью разработки. Огромное достоинство теории состоит в выявлении дуальности правовой природы. Также нужно сказать об особой ценности в теории Алекси процедурной стороны: право рассматривается как результат рационального практического дискурса, который основан на специальных принципах, правилах, требованиях. И все же, эта теория имеет и некоторые спорные положения. А именно, следует акцентировать внимание на ее философской отчужденности, оторванности от правовых реалий, от нормативных конструкций и понятий, которые применяются в законодательстве, в практике судов. Список литературыАлекси Р. Дуальная природа права // Рос. ежегодник теории права. 2009. № 2.Алекси Р. Понятие и действительность права (ответ юридическому позитивизму). М.; Берлин, 2011. Архипов С.И. Правовые теории Роберта Алекси и Лона Фуллера.// https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-teorii-roberta-aleksi-i-lona-fulleraБулыгин Е. В. Тезис Алекси о необходимой связи между правом и моралью // Рос. ежегодник теории права. 2009. № 2. Нерсесянц В.С. Философия права.// http://www.adhdportal.com/book_3605.htmlЮрчук В.С. Философия права.// http://www.e-college.ru/xbooks/xbook152/book/index/index.html?go=part-013*page.htm

1. Алекси Р. Дуальная природа права // Рос. ежегодник теории права. 2009. № 2.
2. Алекси Р. Понятие и действительность права (ответ юридическому позитивизму). М.; Берлин, 2011.
3. Архипов С.И. Правовые теории Роберта Алекси и Лона Фуллера.// https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-teorii-roberta-aleksi-i-lona-fullera
4. Булыгин Е. В. Тезис Алекси о необходимой связи между правом и моралью // Рос. ежегодник теории права. 2009. № 2.
5. Нерсесянц В.С. Философия права.// http://www.adhdportal.com/book_3605.html
6. Юрчук В.С. Философия права.// http://www.e-college.ru/xbooks/xbook152/book/index/index.html?go=part-013*page.htm

Вопрос-ответ:

Какая основная идея теории Л. Фуллера и Р. Алекси в антропологической теории права?

Основная идея антропологической теории права Л. Фуллера и Р. Алекси заключается в том, что право является нормами, которые отвечают установленным критериям и принципам, а также используются судьями и правоприменителями для обоснования своих решений.

Как развивалась антропологическая теория права?

История развития антропологической теории права включает в себя постепенное формирование принципов и нормативных аргументов, которые используются для обоснования решений судьями и правоприменителями в различных ситуациях.

Какие характеристики у правовых теорий Р. Алекси и Л. Фуллера?

Правовые теории Р. Алекси и Л. Фуллера имеют различные характеристики. Например, теория Р. Алекси основывается на концепциях о справедливости и рациональности, в то время как теория Л. Фуллера сфокусирована на идеях о нормах и обязательствах.

Какие нормативные аргументы используются судьями и правоприменителями для обоснования своих решений?

Судьи и правоприменители используют различные нормативные аргументы для обоснования своих решений. Это могут быть принципы справедливости, общепризнанные нормы права, решения высших судов и т.д. Конкретные аргументы могут зависеть от ситуации и применимого законодательства.

Как можно определить ситуацию, в которой применяются нормы права?

Ситуация, в которой применяются нормы права, может быть определена путем анализа фактических обстоятельств и их соответствия установленным законами и правилам. Это может включать изучение действий сторон, последствий, целей и других факторов, которые могут иметь юридическое значение.

Что такое антропологическая теория права?

Антропологическая теория права - это теоретическая концепция, которая исследует связь между правом и человеком, а также исследует исторические и социальные аспекты права.

Какие принципы и нормативные аргументы используются в антропологической теории права?

В антропологической теории права используются различные принципы и нормативные аргументы, такие как установленные критерии, принципы справедливости, социальные ценности и традиции.

Какие теории права разработали Р. Алекси и Л. Фуллер?

Р. Алекси разработал теорию правового рационализма, которая сосредоточена на выявлении объективных правил и принципов, опирающихся на рациональные аргументы. Л. Фуллер предложил концепцию правового плюрализма, которая уделяет внимание социальным ценностям и нормативным системам, а не только рациональным правилам.