Занятость населения социально-экономическая сущность, направления совершенствования.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Рынок труда
  • 3030 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 24.02.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования 5
1.1. Рынок труда как социально-экономическая категория 5
1.2. Понятие безработицы и занятости 10
Глава 2. Проблемы и тенденции занятости и безработицы в РФ 17
2.1. Статистический анализ занятости в РФ 17
2.2. Совершенствование механизмов занятости населения 21
Заключение 26
Библиографический список 28


Фрагмент для ознакомления

Недостаточно развита общероссийская составляющая информационной инфраструктуры рынка труда. Для решения вышеперечисленных проблем в сфере занятости необходимо предпринять следующие меры.Активизировать воздействие на работодателя с целью стимулирования создания дополнительных рабочих мест и закрепления персонала. Значительная роль в регулировании сферы занятости населения принадлежит и работодателям. Их регулирующая роль охватывает следующие направления: соблюдение условий договоров, реализация мер, предусмотренных законодательством о труде, оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций, создание условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и т. д. Создание рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса. Наиболее динамично создание рабочих мест происходит в сфере услуг, что смягчает количественные диспропорции на рынке труда, однако в данной сфере наблюдается серьезное несоответствие рабочего места и профессиональной подготовленности работника (например, профессиональные педагоги занимаются торговлей, инженеры – финансовой деятельностью и т. д.). Поэтому важно поддерживать другие направления мелкого и среднего бизнеса в сфере производства и сельского хозяйства. Мировой опыт показывает, что малый и средний бизнес способен развиваться в условиях интеграции с крупным производством: в промышленности широко практикуются кооперационные связи между ними, в торговле и услугах контрактные отношения. Российские крупные предприятия не проявляют интереса к сотрудничеству с мелкими структурами. Решение проблемы «кадрового голода» путём тесного сотрудничества профессиональных образовательных учреждений и непосредственно работодателей. По данным статистики кадровых органов отмечается, что в России существует проблема «кадрового голода», в частности, среди квалифицированных рабочих. В то же время отмечается, что высококвалифицированные специалисты с высшим образованием не могут получить работу по специальности. Поэтому важно не только непосредственное трудоустройство ищущих работу, но и обеспечение эффективной занятости, которая позволит работникам занимать подходящие рабочие места, где возможно будет максимально реализовать человеческий потенциал. Регулирование оплаты труда по приоритетным для государства направлениям. Учитывая наметившуюся в России ориентацию экономической политики на долгосрочную перспективу и развитие наукоемких отраслей, важно стимулировать приток высококвалифицированных специалистов и рабочих в авиастроение, машиностроение, строительство транспортных сетей, научные исследования, энергетическую отрасль. Это возможно только в том случае, если заработная плата в указанных отраслях будет не ниже, чем в сфере финансов и торговли, добычи ископаемых и др. Специалисты отмечают неэффективность государственного регулирования через установление минимального размера оплаты труда, который не несет экономического содержания и является номинальной величиной. Ориентация сферы профессионального образования на фактические потребности сферы занятости населения. Современная структура подготовки кадров не отвечает потребностям экономики. Во многих регионах наблюдается перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците специалистов для промышленности, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Государство должно быть активным посредником между рынком труда и системой образования, обеспечить правовую и нормативную поддержку формирования связей между профессиональным образованием и работодателями. Реализация государственной политики занятости предполагает разработку и реализацию ряда направлений, таких как «Молодежная занятость», «Содействие занятости инвалидов», «Содействие занятости женщин» как наиболее социально уязвимых слоев населения. Назрела необходимость совершенствования структуры занятости, формирования новой политики, новых приёмов воздействия рынка труда на занятость, активизации органов службы занятости, принципов и методов исследования проблемы занятости и управления ею посредством воздействия государственной службы занятости. Однако для этого требуется решение многих проблем, как экономического, так и социального плана, осуществление комплекса мероприятий, в том числе проведение ряда специальных социально-экономических научных исследований. В качестве мер по решению проблем занятости можно предложить осуществление таких мероприятий, как создание дополнительных рабочих мест, сотрудничество профессиональных образовательных учреждений и работодателей, стимулирование притока высококвалифицированных специалистов по приоритетным для государства направлениям.ЗаключениеРынок труда представляет собой сложную систему социальных,экономических и организационных институтов, регулирующих распределение ииспользование рабочей силы. Дисбаланс на рынке трудовых ресурсов приводит кизменению состояния занятости населения, которое можно рассматривать не толькос количественной, но и с качественной стороны, учитывая эффективностьэкономической деятельности граждан. Нарушение равновесия спроса ипредложения рабочей силы может привести к безработице и снижению уровняжизни населения. Выделяются следующие особенности современной безработицы в России:продолжительность безработицы;существование скрытой безработицы наряду с открытой;наличие незарегистрированной безработицы, процентное соотношение которой, по сравнению с официальной, в разы выше;наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость);неразвитость структуры рынка труда;наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм.Регулирование рынка труда как процесс является сложной системой организационных, экономических и нормотворческих мер. Государственное регулирование рынка труда выражается в разработке программ, нацеленных на создание наибольшего количества рабочих мест в государственном секторе; программ по подготовке и переподготовке рабочей силы; программ, помогающих трудоустройству рабочей силы; правительственных программ по социальному страхованию от безработицы. Средства государственного регулирования делятся на две группы: прямого государственного воздействия, то есть через систему государственного заказа и государственных контрактов, установление норм и стандартов, законодательных актов, прогнозов, целевых комплексных программ развития; косвенного влияния, то есть через государственные кредиты, дотации, налоговые льготы, субсидии, цены. Для улучшения ситуации на рынке труда должна быть разработанастратегия, направленная на сокращение численности безработных и увеличениячисла занятых. Исходя из перечисленных выше причин, могут бытьпредложены следующие мероприятия:1. обеспечить временную занятость и опережающее профессиональноеобучение работников организаций, находящихся под риском увольнения;2. повышение качества и доступности всех государственных услуг,предоставляемых в области содействия занятости населения, в том числе вэлектронном виде;3. создание новых эффективных рабочих мест и модернизацииимеющихся;4. повышение конкурентоспособности высвобождаемых граждан(программы повышения квалификации, курсы, содействиепредпринимательской деятельности).Библиографический списокКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018)Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.07.2018) Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» Положение о Федеральной службе по труду и занятости (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 г. № 1581).Ахмедов К.А. Особенности и проблемы государственного регулирования рынка труда в условиях рыночной экономики // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. № 3. С. 24-27.Бобков В.Н. Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего сферы труда: монография/Главный научный редактор д.э.н., проф. В.Н. Бобков/М.: Изд-во РеалПринт, 2017. -560 с.Бреев, Б. Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев. - М.: Наука, 2017. - 272 c.Веричева О.Н., Басов Н.Ф. Технологии социальной работы с молодежью // Материалы II межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием, 20–25 октября 2014 года. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. С. 378-380.Ветчинова В.Ю. Механизмы государственного регулирования рынка труда РФ // Теория и практика современной науки. 2017. № 3 (21). С. 12-16.Войтинский В. Безработица и локауты /В. Войтинский. М.: ЁЁ Медиа, 2017. 372 c.Горелова Г.В., Масленникова А.В. Проектирование стратегий развития социально-экономических систем // Системный анализ и информационные технологии : материалы 15-й Международной научно-технической конференции SAIT-2013, Киев, 27–31 мая 2013 г. / УНК «ИПСА» НТУУ «КПИ». – Киев : – УНК «ИПСА» НТУУ «КПИ», 2013. – С. 20–22Горшкова В.И. Теоретические аспекты регулирования структуры рынка труда // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 56-60.Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: учебник и практикум / Г.М. Гукасьян – М.: Изд-во Юрайт. — 2013. — 573 с.Дудин М.Н., Лясников Н.В. Системный подход к определению форм взаимодействия крупных и малых предприятий // EuropeanJournalofEconomicStudies. 2013. Т. 2. № 2. С. 84–87. Зарипова Э.А. Регулирование рынка труда как катализатор преобразований // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 158–160. Игошина К.Е. Проблемы российского рынка труда и основные направления государственной политики регулирования занятости населения // NAUKA-RASTUDENT.RU: электронный научно-практический журнал. 2016. № 12 (036). – Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/36/3871/ Кучма К.П., Кучма О.П., Горбунова О.Н. Процессы регулирования рынка труда // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 10. С. 82–87. Леманова В.П. Теории рынка труда. Функционирование механизмов рынка труда // Успехи современной науки. 2016. № 7. С. 26–28. Лукьянова Т.Н. Направления совершенствования государственного регулирования рынка труда и занятости населения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 6 (28). С. 328–330. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Менеджмент в XXI веке: сущность, проблемы и задачи // Путеводитель предпринимателя. 2013. № 8. С. 83–92. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Организация стратегической устойчивости — в разрезе концепции развития инновационной системы стратегического корпоративного управления на предприятиях промышленности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 76–79. Меркулова Ю.П. Государственное регулирование регионального рынка труда и приоритеты государственной политики занятости // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в 21 веке. Сборник материалов VII-й международной научно-практической конференции. Липецк, 2015. С. 70–73. Миланович Б. Глобальное неравенство. Новый подход для эпохи глобализации/пер. с англ. Д. Шестакова. -М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. -336 с.Полищук Е.А. Систематизация методов регулирования рынка труда // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 149–153. Попова Н.В. Опыт зарубежных стран в управлении занятостью и рынком труда // Фундаментальные исследования. 2014. № 12–3. С. 592–595. Урусова А.А. Рынок труда Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. № 6. С. 10-13.Уткина В.А., Слюсаренко В.К. Виды безработицы//Молодой ученый. -2016. -№ 29. -С. 528-530.Якименко Л.В. Социальная политика: государственное регулирование рынка труда и занятости населения // В мире научных открытий. Материалы XV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2015. С. 213–219.Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации в 2013–2018 гг., рублей [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Федер. служба гос. Статистики. – Электрон. данные. – М. 2013-2018. – Режим доступа:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud3_15-s.xls, свободный. – Загл. с экрана.Уровень безработицы населения в возрасте 15–72 лет по субъектам Российской Федерации, в среднем за три месяца [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Федер. служба гос. Статистики. – Электрон. данные. – М. 2017-2018. – Режим доступа:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud6_15-72.xls, свободный. – Загл. с экрана.Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации, в среднем за три месяца [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Федер. служба гос. Статистики. – Электрон. данные. – М. 2017-2018. – Режим доступа:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud6_15-s.xls, свободный. – Загл. с экрана.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Федер. служба гос. Статистики. – Электрон. данные. – М. 2001-2018. – Режим доступа: http: gks.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Библиографический список

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
5. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.07.2018)
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»
7. Положение о Федеральной службе по труду и занятости (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 г. № 1581).
8. Ахмедов К.А. Особенности и проблемы государственного регулирования рынка труда в условиях рыночной экономики // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. № 3. С. 24-27.
9. Бобков В.Н. Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего сферы труда: монография/Главный научный редактор д.э.н., проф. В.Н. Бобков/М.: Изд-во РеалПринт, 2017. -560 с.
10. Бреев, Б. Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев. - М.: Наука, 2017. - 272 c.
11. Веричева О.Н., Басов Н.Ф. Технологии социальной работы с молодежью // Материалы II межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием, 20–25 октября 2014 года. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. С. 378-380.
12. Ветчинова В.Ю. Механизмы государственного регулирования рынка труда РФ // Теория и практика современной науки. 2017. № 3 (21). С. 12-16.
13. Войтинский В. Безработица и локауты /В. Войтинский. М.: ЁЁ Медиа, 2017. 372 c.
14. Горелова Г.В., Масленникова А.В. Проектирование стратегий развития социально-экономических систем // Системный анализ и информационные технологии : материалы 15-й Международной научно-технической конференции SAIT-2013, Киев, 27–31 мая 2013 г. / УНК «ИПСА» НТУУ «КПИ». – Киев : – УНК «ИПСА» НТУУ «КПИ», 2013. – С. 20–22
15. Горшкова В.И. Теоретические аспекты регулирования структуры рынка труда // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 56-60.
16. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: учебник и практикум / Г.М. Гукасьян – М.: Изд-во Юрайт. — 2013. — 573 с.
17. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Системный подход к определению форм взаимодействия крупных и малых предприятий // European Journal of Economic Studies. 2013. Т. 2. № 2. С. 84–87.
18. Зарипова Э.А. Регулирование рынка труда как катализатор преобразований // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 158–160.
19. Игошина К.Е. Проблемы российского рынка труда и основные направления государственной политики регулирования занятости населения // NAUKA-RASTUDENT.RU: электронный научно-практический журнал. 2016. № 12 (036). – Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/36/3871/
20. Кучма К.П., Кучма О.П., Горбунова О.Н. Процессы регулирования рынка труда // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 10. С. 82–87.
21. Леманова В.П. Теории рынка труда. Функционирование механизмов рынка труда // Успехи современной науки. 2016. № 7. С. 26–28.
22. Лукьянова Т.Н. Направления совершенствования государственного регулирования рынка труда и занятости населения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 6 (28). С. 328–330.
23. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Менеджмент в XXI веке: сущность, проблемы и задачи // Путеводитель предпринимателя. 2013. № 8. С. 83–92.
24. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Организация стратегической устойчивости — в разрезе концепции развития инновационной системы стратегического корпоративного управления на предприятиях промышленности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 76–79.
25. Меркулова Ю.П. Государственное регулирование регионального рынка труда и приоритеты государственной политики занятости // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в 21 веке. Сборник материалов VII-й международной научно-практической конференции. Липецк, 2015. С. 70–73.
26. Миланович Б. Глобальное неравенство. Новый подход для эпохи глобализации/пер. с англ. Д. Шестакова. -М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. -336 с.
27. Полищук Е.А. Систематизация методов регулирования рынка труда // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 149–153.
28. Попова Н.В. Опыт зарубежных стран в управлении занятостью и рынком труда // Фундаментальные исследования. 2014. № 12–3. С. 592–595.
29. Урусова А.А. Рынок труда Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. № 6. С. 10-13.
30. Уткина В.А., Слюсаренко В.К. Виды безработицы//Молодой ученый. -2016. -№ 29. -С. 528-530.
31. Якименко Л.В. Социальная политика: государственное регулирование рынка труда и занятости населения // В мире научных открытий. Материалы XV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2015. С. 213–219.
32. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации в 2013–2018 гг., рублей [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Федер. служба гос. Статистики. – Электрон. данные. – М. 2013-2018. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud3_15-s.xls, свободный. – Загл. с экрана.
33. Уровень безработицы населения в возрасте 15–72 лет по субъектам Российской Федерации, в среднем за три месяца [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Федер. служба гос. Статистики. – Электрон. данные. – М. 2017-2018. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud6_15-72.xls, свободный. – Загл. с экрана.
34. Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации, в среднем за три месяца [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Федер. служба гос. Статистики. – Электрон. данные. – М. 2017-2018. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud6_15-s.xls, свободный. – Загл. с экрана.
35. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Федер. служба гос. Статистики. – Электрон. данные. – М. 2001-2018. – Режим доступа: http: gks.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Вопрос-ответ:

Как можно определить рынок труда?

Рынок труда можно определить как сферу обмена рабочей силы, где предложение труда со стороны работников встречается с спросом на рабочую силу со стороны работодателей. Это место, где происходит продажа и покупка рабочей силы.

Что такое безработица?

Безработица - это состояние, когда люди, способные и готовые работать, не имеют возможности найти работу. Они активно ищут работу, но не могут найти ее. Безработица является одной из ключевых проблем на рынке труда.

Какие механизмы совершенствуют занятость населения в РФ?

Совершенствование механизмов занятости населения в РФ включает в себя различные меры и программы по созданию рабочих мест, поддержке предпринимательства, обучению и переквалификации безработных, а также стимулированию занятости в экономических и социально уязвимых регионах.

Как статистически анализируется занятость в РФ?

Занятость в РФ статистически анализируется с помощью различных показателей, таких как уровень занятости, уровень безработицы, динамика занятости по отраслям экономики и регионам, средняя заработная плата и другие. Эти данные собираются и анализируются статистическими органами и используются для оценки состояния рынка труда и разработки соответствующих политик и программ.

Почему в России недостаточно развита общероссийская система занятости?

В России недостаточно развита общероссийская система занятости из-за ряда причин, включая недостаточное финансирование, сложности в координации между различными уровнями власти, отсутствие эффективных механизмов поддержки предпринимательства и создания рабочих мест, а также недостаточное вовлечение государственных и негосударственных организаций в процесс реализации политики занятости.

Что такое занятость населения?

Занятость населения - это социально-экономическая категория, которая отражает количество и качество занятых людей в определенной территориальной единице.

Какое значение имеет анализ рынка труда?

Анализ рынка труда позволяет изучить его особенности и тенденции, определить уровень безработицы, оценить социально-экономическую ситуацию и разработать механизмы совершенствования занятости населения.

Каковы проблемы занятости и безработицы в России?

В России существует ряд проблем в сфере занятости и безработицы, включая недостаточно развитую инфраструктуру рынка труда, несоответствие требованиям рынка труда квалификации населения, неравномерное распределение рабочих мест по регионам и низкую заработную плату.

Какие механизмы могут помочь улучшить занятость населения?

Для совершенствования занятости населения необходимо развитие образования и повышение квалификации, создание новых рабочих мест, поддержка предпринимательства и стимулирование экономического роста.

Какая статистика используется для анализа занятости в России?

Для анализа занятости в России используется статистическая информация о численности занятых и безработных, их возрасте, образовании, секторе занятости и других характеристиках, собираемая федеральными и региональными органами статистики.

Какова социально-экономическая сущность направления совершенствования занятости населения?

Социально-экономическая сущность направления совершенствования занятости населения заключается в создании условий для повышения уровня занятости населения, улучшения качества труда и повышения экономической эффективности производства. Это направление включает в себя реализацию таких политик и мероприятий, как создание новых рабочих мест, развитие предпринимательства, содействие образованию и профессиональной подготовке, стимулирование трудоустройства и обеспечение социальной защиты работников.