Комплексное развитие музыкального мышления учащихся детской музыкальной школы искусств на интегрированном уроке сольфеджио и фортепиано.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 4545 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 20.06.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития музыкального мышления в отечественной системе музыкального образовании 6
1.1 Система профессионального музыкального образования в России XX – XXI в.в. 6
1.2 Методология развития комплексного музыкального мышления у учащихся ДМШ и ДШИ 15
Глава 2. Интегрированный подход в начальном, полном среднем образовании и возможности его реализации в музыкальном образовании 26
2.1 Специфика интегрированного подхода в ДШИ 26
2.2 Особенности практической реализации интегрированного урока сольфеджио и фортепиано в 5 классе детской школы искусств 30
Заключение 41
Список использованной литературы 42



Фрагмент для ознакомления

Базой экспериментального исследования послужилаДетская школа искусств им. М.А.Балакирева.Впускная квалификационная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы.1 глава «Теоретико-методологические основы развития музыкального мышления в отечественной системе музыкального образовании» начинается с экскурса в историю системы профессионального музыкального образовании в России. Основываясь на традициях отечественного музыкального образования, учитывая современный контекст во втором параграфе теоретически обоснована комплексная методика развития музыкального мышления на интегрированном уроке сольфеджио и фортепиано.2 глава выпускной квалификационной работы: «Интегрированный подход в начальном, полном среднем образовании и возможности его реализации в музыкальном образовании». В практической частибыло проведено исследование, направленное на диагностику уровня музыкального мышления у учащихся 5 класса ДШИ, а также представлена авторская методика по развитию педагогики интегрированного типа на уроках специальности (фортепиано). Положительные результаты данного эксперимента позволяют рекомендовать данную методику в качестве инновационной с возможностью ее применения на уроках специальности в ДМШ и ДШИ.В заключении даны выводы по работе в соответствии с целями и задачами, подтверждена гипотеза исследования, спрогнозированы направления дальнейшего исследования темы.Спасибо за внимание!

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1978. – 288 с.
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л.А. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1974. – 337 с.
5. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика [Текст] / М.Н. Баринова. – Л.: государственное музыкальное издательство, 1961. – 59 с.
6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность [Текст] / Н.А. Берштейн. – М.: Наука, 1990. – 496 с.
7. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) [Текст] / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
8. Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей. И Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. Тезисы VI научной конференции [Текст] / П.Ф. Вейс. - М.: НИИ ХВ, 1982. – С. 245 – 247.
9. Восприятие музыки: Сборник статей [Текст] / Под редакцией В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 1980. – 296 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. Изд. 3-е [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
11. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
12. Кадыров Р.Г. Музыкальная психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=215 (Дата обращения: 15.01.2019)
13. Коган Г. Работа пианиста [Текст] / Г. Коган. - М.: Классика-ХХI, 2004. - 204 с. .
14. Коган Г. У врат мастерства [Текст] / Г. Коган. – М.: Музыка, 1969. – 342 с.
15. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения в двух томах. - М.: Педагогика, 1983.
16. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни [Текст] / В.В. Медушевский // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей. Отв. ред. И.Г. Ляшенко. - Киев, 1989. - С. 3-27.
17. Николаева Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования [Текст] / Е.В. Николаева // Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции. - М.: МПГУ, 1999. - С. 81 – 97.
18. Петрушин И.В. Музыкальная психология [Текст] / И.В. Петрушин. - М.: Академический проспект, 2006. – 400 с.
19. Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. - М.: Владос, 2001. - 320 с.
20. Полоцкая Е.Е. Профессиональное музыкальное образование в Древней Руси: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. Е. Полоцкая. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2002. - 31 с.
21. Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский [Текст]. - М.: Музыка, 1974. – 336 с.
22. Руководство самообразованием школьников. Из опыта работы [Текст] / Ред.-сост. Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин. - М.: Просвещение, 1983. - 143 с.
23. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия [Текст] / А. Сохор // Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 38-46.
24. Стоковский Л. Музыка для всех нас [Текст] / Л. Стоковский. - М.: Советский композитор, 1963. – 216 с.
25. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст] / К.В.Тарасова. - М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
26. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: АПН РСФСР, 1948. - 390 с.
27. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие в двух частях [Текст] / Н.А. Терентьева. СПб., 1994.
28. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста [Текст] / Е.М. Тимакин. – М.: Музыка, 2009. – 176 с.
29. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mincult.rkomi.ru/page/7296/ (Дата обращения: 15.01.2019)
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073002 Теория музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1531 (Дата обращения: 15.01.2019)
31. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073101 Инструментальное исполнительство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm771-1.pdf (Дата обращения: 15.01.2019)
32. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073401 Вокальное искусство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm735-1.pdf (Дата обращения: 15.01.2019)
33. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073403 Сольное хоровое и народное пение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm728-1.pdf (Дата обращения: 15.01.2019)
34. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073502 Хоровое дирижирование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm729-1.pdf (Дата обращения: 15.01.2019)
35. Федорович Е.Н. История российского музыкального образования [Текст] / Е.Н. Федорович. – Екатеринбург, 2003. – 110 с.
36. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога [Текст] / М. Фейгин. - М.: Музыка, 1975.
37. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
38. Шмидт-Шкловская А.О. Воспитание пианистических навыков [Текст] / А.О. Шмидт – Шкловская. – Л.: Музыка, 1985. – 69 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы развития музыкального мышления в российской системе музыкального образования?

Основными принципами развития музыкального мышления в российской системе музыкального образования являются системность, преемственность, целостность, интегративность и активно-творческая ориентация. Это позволяет создать благоприятные условия для комплексного развития музыкального мышления учащихся.

Каким образом возможно развить комплексное музыкальное мышление учащихся детской музыкальной школы искусств?

Комплексное музыкальное мышление учащихся детской музыкальной школы искусств можно развить путем интеграции различных предметов и методов обучения. Например, через интегрированный урок сольфеджио и фортепиано, где учащиеся могут одновременно развивать свои музыкальные навыки и творческие способности.

В чем заключается методология развития комплексного музыкального мышления у учащихся детской музыкальной школы искусств?

Методология развития комплексного музыкального мышления у учащихся детской музыкальной школы искусств основывается на принципах интегрированного подхода и активно-творческой ориентации. Ученикам предлагаются различные задания и упражнения, которые помогают осознать соединение музыкальных знаний и навыков с их практическим применением.

Какие преимущества интегрированного подхода в начальном полном среднем образовании?

Интегрированный подход в начальном полном среднем образовании имеет такие преимущества, как развитие системного мышления, формирование комплексного подхода к учебной и творческой деятельности учащихся, преодоление отрыва между теорией и практикой, развитие творческих способностей и гибкости мышления.

Какие основные принципы лежат в основе развития музыкального мышления учащихся в российских музыкальных школах?

Основные принципы развития музыкального мышления в российских музыкальных школах включают в себя интегрированный подход, систему профессионального музыкального образования и комплексную методологию развития музыкального мышления у учащихся ДМШ и ДШИ.

Что такое интегрированный урок сольфеджио и фортепиано и как он способствует развитию музыкального мышления учащихся?

Интегрированный урок сольфеджио и фортепиано это урок, на котором учащиеся одновременно занимаются развитием навыков слушания, чтения и исполнения музыкальных произведений. Такой подход позволяет развивать музыкальное мышление учащихся одновременно в различных его аспектах.

В чем особенность системы профессионального музыкального образования в России?

Система профессионального музыкального образования в России отличается широким спектром предметов и дисциплин, которые позволяют учащимся получить полное музыкальное образование. В рамках этой системы учащиеся детской музыкальной школы искусств получают навыки игры на инструменте, знания в области музыкальной теории, а также развивают слух и музыкальное мышление.

Какая методология используется для развития комплексного музыкального мышления учащихся?

Для развития комплексного музыкального мышления у учащихся ДМШ и ДШИ применяется комплексная методология, которая включает в себя различные упражнения и задания, направленные на развитие навыков слушания, чтения и исполнения музыки. Она также учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и его потребности в развитии музыкального мышления.

Какие принципы лежат в основе комплексного развития музыкального мышления учащихся детской музыкальной школы?

Основными принципами комплексного развития музыкального мышления учащихся детской музыкальной школы являются интегрированный подход, системный подход и активный учебный процесс. Интегрированный подход предполагает объединение различных музыкальных дисциплин, таких как сольфеджио и фортепиано, для более глубокого и всестороннего развития музыкального мышления. Системный подход предусматривает построение учебного процесса на основе единой методологии и последовательной системы педагогических задач. Активный учебный процесс предполагает активное участие учащихся в музыкальных занятиях, использование интерактивных методов обучения и постоянную практику.

Какова роль интегрированного подхода в развитии музыкального мышления учащихся?

Интегрированный подход играет важную роль в развитии музыкального мышления учащихся, так как позволяет объединить различные аспекты музыкального образования в одном уроке. Например, на интегрированном уроке сольфеджио и фортепиано учащиеся одновременно развивают свои навыки чтения нотного текста, слухового восприятия и игры на инструменте. Такой подход способствует более глубокому и системному усвоению материала, развитию музыкального воображения и творческого мышления.

Какие методологические принципы лежат в основе развития комплексного музыкального мышления у учащихся ДМШ и ДШИ?

Основными методологическими принципами развития комплексного музыкального мышления у учащихся ДМШ и ДШИ являются индивидуализация образования, активное взаимодействие педагогов разных музыкальных дисциплин и использование современных технологий обучения. Индивидуализация образования предполагает учет особенностей каждого учащегося, его интересов, способностей и потребностей. Активное взаимодействие педагогов разных дисциплин способствует более глубокому и всестороннему развитию музыкального мышления. Использование современных технологий обучения позволяет сделать уроки более интерактивными и увлекательными для учащихся.

Какие методологические основы используются при развитии музыкального мышления учащихся в музыкальной школе?

В музыкальной школе используется комплексный подход в развитии музыкального мышления учащихся. Для этого применяются методы сольфеджио и фортепиано, которые помогают развить навык обработки музыкальной информации, слухового восприятия, счета и ритма. Также важное значение имеет интегрированный подход, который позволяет объединить различные аспекты музыкального обучения и развития.