Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством интеграции в изодеятельности.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 4343 страницы
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 26.02.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
1. Научно теоретические подходы к развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции в изодеятельности 6
1.1 Проблемы и особенности развития творческого воображения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 6
1.2 Значение интеграции в изодеятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников 12
2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интеграции изодеятельности 28
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего возраста на констатирующем этапе 28
2.2. Подбор системы направленной на разработку программы развития творческого воображения, и апробация их в условиях формирующего эксперимента 31
2.3. Подведение итогов эмпирического исследования (контрольный эксперимент) 33
Заключение 39
Список литературы 43

Фрагмент для ознакомления

Речевое развитие: «Составление описательного рассказа о предметах посуды».Изобразительная деятельность: Рисование «Красивые узоры на посуде», «Чашка», «Ах да ложечка!».Аппликация «Полоски на чашке», «Красивые узоры».Лепка «Чашка и блюдце», «Украсим кувшинчик».«Чайная пара — тарелка и чашка — для мамы» Для этого рисунка потребуются краски и фломастеры. Основа картинки — вырезанные шаблоны. Задание может быть как индивидуальным, так и коллективным, например, создание сервиза для мам. При выполнении этого рисунка дети учатся равномерно закрашивать фон Инструкция Воспитатель раздаёт детям вырезанные шаблоны чашки и блюдца. «Сделайте красками фон на паре». Пока фон подсыхает, дети выполняют пальчиковую гимнастику или физкультминутку. «Теперь фломастерами наведите контур посуды и дорисуйте узор». «Обратите внимание на то, что рисунок должен быть одинаковым и располагаться симметрично». Это интересно. Как способ индивидуализировать задание, ребята с уверенными изобразительными навыками могут рисовать декор в виде ягод, фруктов (например, вишенки, яблоки), а не слишком сильные в рисовании — зигзагообразные линии, точки и пр. «Моя любимая чашка» Для выполнения этого рисунка дети применяют приём примакивания, с которым более детально будут знакомиться в старшей группе. На данном этапе они лишь делают жирные точки кончиком кисти. Рисунок выполняется на вырезанном шаблоне.Дети получают вырезанные шаблоны чашки, блюдца на салфетке. «С помощью линейки прорисовываем узоры на скатерти в виде полумесяцев». «Делаем узор с помощью линейки-трафарета». «Закрашиваем одним цветом носик, ручку, крышечку чайника, а также ручку, дно и внутренность чашки». «Раскрашиваем сервиз, добавляя необходимые детали узора». Приём примакивания отрабатывается в контексте нанесения узора на чашку и блюдцеДополнительным изобразительным средством в этом рисунке является обрывная аппликация, от рисунка в классическом понимании остаётся прорисовка контура посуды Рисование на тему «Посуда» подразумевает, как правило, раскрашивание готовых шаблонов. Однако это ни в коем случае не уменьшает тот объём подготовки занятия, который выполняет воспитатель на занятиях по рисованию с натуры с детьми постарше. Очень важно правильно подобрать образовательный контекст, в который данное занятие будет вписано, а также определиться с набором мотивационных приёмов. Нельзя забывать и правильной организации процесса рисования, а также этапа оценки и рефлексии. При соблюдении этих условий дети получат удовольствие от занятия, будут довольны результатами своей работы. А воспитатель не только реализует поставленные цели, задачи, но и откроет в своих подопечных новые творческие возможности и способности.Конспект НОД по лепке на тему: «Декоративная тарелка» ( лепка из солёного теста, с элементами исследовательской деятельности) Образовательные задачи: Закреплять понятия -раскатывание, сплющивание, размазывание, присоединение, сглаживание; Исследовать солёное тесто на наличие особенностей в сравнении с пластилином: раскатывание, сплющивание, сглаживание, присоединения. Развивающие задачи: Развивать воображение, задачи: Продолжать учить детей говорить вежливые (волшебные) слова; учить доводить начатое дело до конца. Материалы и оборудование: пластилин, солёное тесто, доска для лепки, стеки, зубочистки, стаканчик с водой. Ход НОД. 1. Орг.момент Воспитатель - Здравствуйте , ребята. Сегодня я с собой взяла вот такой волшебный сундучок. Но он закрыт, откроется только тогда, когда вы скажете волшебное слово. -Какие волшебные ( вежливые ) слова вы знаете?( ответы детей) Воспитатель Ой, сундучок наш открылся. Давайте посмотрим, что же там лежит. (достаю кусочек пластилина) -Ребята, а что же можно делать с пластилином?( дети: лепить, раскатывать, сплющивать, присоединять, размазывать) Мы с вами лепили и рыбок, и животных, и посуду, и овощи, и грибы. Воспитатель А, давайте-ка заглянем в сундучок и посмотрим, что же там ещё лежит.( достаю солёное тесто). Это что? Кто знает? 2.Исследовательская деятельность Это, ребята, солёное тесто. Да, да и из солёного теста можно лепить. Сейчас вы мне это докажете (раздаю солёное тесто и предлагаю детям раскатать его в колбаску, шарик, сплющить, размазать на картоне, присоединить два кусочка) Итак, ребята, что вы сможете сказать о солёном тесте.( ответы детей) Вывод: солёное тесто имеет все свойства пластилина, он хорошо лепится, раскатывается, размазывается, присоединяется. С ним очень хорошо работать. Воспитатель.: Сегодня мы с вами будем работать с солёным тестом. А лепить мы будем декоративную тарелочку. -Кто знает, что такое декоративная тарелочка? Это настенное украшение. И вот сегодня мы будем лепить декоративную тарелочку . 3.Физминутка: 4.Практическая часть:А сейчас я научу лепить такую вот тарелочку.( раскатываю тесто, вырезаю круг- это тарелочка, делаем сердцевинку, лепестки фиалки, два зелёных лепестка, макаем детали в воду и присоединяем все части. Зубочисткой делаем отверстие для тесёмочки, чтобы после того как тарелочка высохнет повесить на стену) Дети лепят, а воспитатель помогает детям, если это требуется. 5.Итог: Выставка тарелочек. Какие тарелочки у вас получились. А теперь они должны высохнуть, потом вы дома повесите их на стенуДетское художественное творчество, в частности изобразительная деятельность, вызывает интерес у многих исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей. Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются все анализаторы, позволяющие воспринимать окружающий мир (зрительный, тактильный, двигательный). В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Продукты творчества (детские рисунки) помогают нам лучше узнать ребенка, дают возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия изобразительным искусством способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи.Кроме того, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В развитии творческого воображения ребенка старшего дошкольного возраста важно комплексное и систематическое использование различных методов и приемов, таких как предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, отсутствие готовых средств для разрешения проблемной ситуации. Их использование дает хороший стимул для поисковой и творческой деятельности детей. Таким образом, развитие творческого воображения детей будет эффективным в том случае, если будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Ко всему вышесказанному необходимо добавить: для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте необходимо соблюдение ряда педагогических условий: – положительный эмоциональный настрой и психологически комфортная обстановка; – обеспечение интеллектуального и эмоционального опыта, как основы для творческого замысла и материала, необходимого для воображения ребенка; – художественно-игровая форма организации занятий и совместной свободной деятельности детей и взрослых, ориентированной на развитие творческого воображения; – учет индивидуальных особенностей ребенка; – интеграция методов взаимодействия взрослого и ребенка; – корректное руководство со стороны взрослого. Соблюдение вышеуказанных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности, дать свободу фантазии в различных ее направлениях. Возможности занятий изобразительной деятельностью в развитии творческого воображения дошкольников становятся действительно безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.2.3. Подведение итогов эмпирического исследования (контрольный эксперимент)Рассмотрим результаты изучения эффективности проведенной работы на развитие воображения. Первоначально нами была проведена вводная диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Данные мы заносили в сводную таблицу и анализировали.Рассмотрим полученные данные по методике «Изучение уровня развития воображения» (Г.А. Урунтаева; Ю.А. Афонькина), отразив их в таблице 1.Таблица 1 - Уровни развития воображения на констатирующем этапе исследования (в % от числа детей)Группа Число детейуровнинизкийсреднийвысокийЭГ2045%45%10%КГ2040%50%10%Большинство детей экспериментальной группы показали низкий уровень развития воображения 45%. Дети рисовали и рассказывали знакомую сказку даже после повторения инструкции. В контрольной группе таких детей на этапе констатирующего эксперимента было 40%.Рис. 1 – Распределение детей по уровням развития воображения на констатирующем этапе исследования (в % от числа детей)Средний уровень развития воображения показали также 45% дошкольников экспериментальной группы и 50% - из контрольной группы. Они рассказывали немного измененный вариант знакомой сказки или сочиняли элементарную (очень короткую, с пропусками структурных изменений) собственную сказку. Картинка могла не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисовали только отдельного героя или один из эпизодов сказки.Высокий уровень показали по 10% дошкольников из каждой группы. Сюжет рисунка и сказки у них совпадал. Дети рисовали и сочиняли одновременно, а не пытались после рисования что-нибудь придумать по деталям рисунка. В рисунке, как правило, был представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяли знакомые ребенку сказки, в них было привнесено что-то свое, необычное, оригинальное. Рассмотрим данные методики «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) на этапе констатирующего эксперимента, отразив их в таблице 2.Таблица 2 - Уровни развития воображения и способности рисовать оригинальные образы на констатирующем этапе исследования (в % от числа детей)Группа Число детейуровнинизкийсреднийвысокийЭГ2065%30%5%КГ2060%35%5%Рис.2 – Распределение детей по уровням развития воображения и способности рисовать оригинальные образы на констатирующем этапе исследования (в % от числа детей)Было отмечено, что у 65% детей экспериментальной группы и 60% дошкольников контрольной группы низкий уровень умения рисовать оригинальные образы, их рисунки были стандартными, частыми, очевидными, повторяющимися. 30% детей экспериментальной группы и 35% дошкольников контрольной группы показали средний уровень, создав несколько (как правило, 3-5) оригинальных изображений. Только по 5% детей показали высокий уровень умения рисовать оригинальные образы.Констатирующий эксперимент подтвердил актуальность темы данного исследования, а также показал, что если целенаправленно не развивать воображение детей, то дети не смогут творить, придумывать, преобразовывать действительность.Сравним результаты констатирующего эксперимента с данными контрольного срезаРассмотрим полученные итоговые данные по методике «Изучение уровня развития воображения» (Г.А. Урунтаева; Ю.А. Афонькина), отразив их в таблице 3.Таблица 3 - Уровни развития воображения на контрольном этапе исследования (в % от числа детей)Группа Число детейуровнинизкийсреднийвысокийЭГ2010%50%40%КГ2035%50%15%Рис.3. – Распределение детей по уровням развития воображения на контрольном этапе исследования (в % от числа детей)Низкий уровень развития воображения на этом этапе показали только 10% детей экспериментальной группы, средний уровень - 50% дошкольников. Высокий уровень показали уже 40% дошкольников экспериментальной группы. Сравним с данные контрольной группы: низкий уровень – у 35% детей, средний – 50%, высокий – всего 15%.Рассмотрим данные методики «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) на этапе констатирующего эксперимента, отразив их в таблице 4.Таблица 4 - Уровни развития воображения и способности рисовать оригинальные образы на контрольном этапе исследования (в % от числа детей)Группа Число детейуровнинизкийсреднийвысокийЭГ20-50%50%КГ2055405Рис.4– Распределение детей по уровням развития воображения и способности рисовать оригинальные образы на контрольном этапе исследования (в % от числа детей)На контрольном этапе 50% детей экспериментальной группы показали средний уровень, создав несколько оригинальных изображений, также 50% детей показали высокий уровень умения рисовать оригинальные образы. В контрольной группе преобладает низкий уровень (55%), а также средний (40%), высокий – только у 5%.Таким образом, динамика в развитии воображения оказалась более выраженной в экспериментальной группе. В связи с этим мы можем утверждать, что гипотеза данного исследования была доказана, все поставленные задачи в полной мере решены.ЗаключениеВ связи с тем, что наша действительность требует от детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления, пытливости, смекалки, инициативы, то можно сказать, что развитие творческого воображения в дошкольном возрасте является актуальной проблемой, поэтому мы решили провести опытно-поисковую работу по данной теме. Для доказательства эффективности опытно-поисковой работы были проведены теоретические изыскания и практические исследования. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «творческое воображение». Это - процесс создания совершенно нового, оригинального образа (произведения), не существующего до сих пор в действительности. Оно выражается в создании образов таких объектов, которых не было в нашем опыте. (Е.И. Рогов.) Выявлены особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста: проявляется новый тип деятельности – творческий, своеобразие этой деятельности заключается в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому «развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка. Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения у детей. Они заключаются в том, что реализуется средствами разных видов искусства и создаваемый детьми образ в разных видах их деятельности ведёт к обобщению и уплотнению емкости знания; происходит взаимопроникновение структурных элементов различных областей. Таким образом, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну. Всё это вместе воздействует на детей во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания. Проведено диагностическое исследование развития творческого воображения у детей. Разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. Содержание интегрированных занятий выстраивались с учетом следующих принципов: принцип деятельности – на занятиях дети находятся в процессе открытия новых знаний;принцип креативности – педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации в которых ребенок может проявить свое творчество; принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных особенности детей и обеспечение им продвижение вперед своим темпом. принцип гуманизации – принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему, обеспечивает психолого – педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития. принцип интегративности – принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности. Использование интегрированного подхода развивает фантазию, наблюдательность, умение находить нестандартные решения, помогает ребенку выразить свои эмоции, впечатления, переживания, развивает творческое воображение.В процессе занятий из цикла по развитию творческого воображения в интегрированной художественной деятельности дошкольники учатся воспринимать произведения искусства по отдельности, в парной интеграции, в тройственной интеграции, выделять, интерпретировать и применять в деятельности средства выразительности каждого вида искусства, опосредованно познавали разнообразие образов окружающего мира через произведения искусства, осваивают разнообразный изобразительный материал, новые техники и приемы рисования, воспроизведения музыкальных произведений (вокальное, инструментальное, танцевальное импровизационное исполнение), получают опыт создания коллективных работ, организации и проведения выставок собственных творческих работ. По нашим наблюдениям, занятия по изобразительной деятельности воспринимались детьми с радостью, доставляли им удовольствие. Они чувствовали себя свободно, комфортно. Анализ выполненных детьми заданий на итоговом этапе показывает, что у детей произошло развитие творческого воображения по всем выделенным показателям. Стала проявляться новизна и оригинальность сюжетов в рисунках, самостоятельность и разработанность в исполнении. Полученные результаты говорят о том, что комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности оказался эффективным. В процессе работы мы убедились, что процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности результативен при соблюдении некоторых условий, а именно интегрированный подход в организации занятий для развития творческого воображения.дети вовлечены в творческие задания во всех видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); создаётся на занятиях благоприятная эмоциональная атмосфера, способствующая творческим проявлениям детей; учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. создаётся в группе среда, благоприятная для развития творческой деятельности ребенка; детям предоставляется возможность проявлять оригинальность в творческом процессе. Данная опытно-поисковая работа, направленная на решение сложной задачи – развитие творческого воображения, доказала эффективность как теоретически, так и практически. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Результаты этой работы дают возможность утверждать, что интегрированный подход в художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста помогает развивать творческое воображение. Список литературыБогачек, И.С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И.С. Богачек // Теоретические и прикладные проблемы образования старших дошкольников. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.25-28. 2. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2013. – 112 с. 3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 96 с. 4. Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников [Текст] / А.А. Грибовской.– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. 5. Галянт, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 7. – С. 26-38. 6. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с. 7. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова. – Ч. 1. – М.: Скрипторий, 2013. – 124 с. 8. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Ч. 2. – М.: Скрипторий, 2003. 9. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 129 с. 10. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса.– М.: Просвещение, 2012. – 659 с. 11. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Учебная литература, 2011. – 144 с. 12. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т.Н. Доронова.– М.: Просвещение, 2013. – 128 с. 13. Захарюта, Н.А. Современный подход к развитию творческой личности [Текст] / Н.А. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. – С. 21-27. 14. Зацепина М. Б., Комарова Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада, пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ .- 2010 15. Заика, Е.В. Учитесь мыслить играя [Текст] / Е.В. Заика // Наука и жизнь. – 2013. – № 4. – С. 54-56. 16. Ильина, М.В. Развитие невербального воображения [Текст] / М.В. Ильина. – М.: Книголюб, 2012. – 64 с. 17. Ильницкая, И.И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка [Текст] / И.И. Ильницкая, Л.А. Остапенко // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 49-53. 18. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 149 с. 19. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р.Г. Казакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с. 20. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности [Текст] / С.К. Кожохина.– М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 192 с.21. Кудрявцев, Т.В. Развивающее воображение [Текст] / Т.В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 77-83. 22. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.23Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать/В помощь учителю.Изд.3-е перераб. и доп. – М.:АО «Столетие»,1998.24Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. — М., 2006.25. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2014. – 208 с. 26. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа [Текст] / И.А. Лыкова.– М.: Карапуздидактика, 2014. – 216 с. 27. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2016. – 195 с. 28. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с. 29. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2014. – 255 с. 30. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст] / М.В. Межиева. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2022. – 128 с. 31. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 608 с. 32. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. 33. Общая психология [Текст] / под общей ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2013. – 560 с. 34. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей [Текст]: игры и упражнения / О.Е. Озерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 192 с. 35. Пастухова, Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.В. Пастухова. – Издательство «Центр Проблем Детства», 2012. – 145 с. 36. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2013. – 512 с. 37. Пройслер, О.А. Игровые площадки фантазии [Текст] / О.А. Пройслер // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 28-30. 38. Рибо, Т. Болезни личности; опыт исследования творческого воображения; психология чувств [Текст] / Т. Рибо. – Минск: Харвест, 2011. – 784 с. 39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 712 с. 40. Синельников, В.С. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии [Текст] / В.С. Синельников // Дошкольное воспитание. – 2009. – №10. – С.33-35. 41. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2011. – 812 с. 42. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с. 43. Соловьев, Л.Б. Развитие творческого воображения у детей [Текст] / Л.Б. Соловьев. – М.: Гардарики, 2014. – 213 с. 44. Соломенникова, О.В. Радость творчества [Текст] / О.В. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 49-52; № 2. – С. 51-56. 45. Страунинг, А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / А.М. Страунинг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 39 с. 46. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: кадемия развития, 2014. – 240 с.47. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Владос, 2014. – 456 с. 48. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.


Список литературы

Богачек, И.С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И.С. Богачек // Теоретические и прикладные проблемы образования старших дошкольников. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С.25-28.
2. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2013. – 112 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 96 с.
4. Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников [Текст] / А.А. Грибовской.– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.
5. Галянт, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 7. – С. 26-38.
6. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.
7. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова. – Ч. 1. – М.: Скрипторий, 2013. – 124 с.
8. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Ч. 2. – М.: Скрипторий, 2003.
9. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 129 с.
10. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса.– М.: Просвещение, 2012. – 659 с.
11. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Учебная литература, 2011. – 144 с.
12. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т.Н. Доронова.– М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
13. Захарюта, Н.А. Современный подход к развитию творческой личности [Текст] / Н.А. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. – С. 21-27.
14. Зацепина М. Б., Комарова Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада, пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ .- 2010
15. Заика, Е.В. Учитесь мыслить играя [Текст] / Е.В. Заика // Наука и жизнь. – 2013. – № 4. – С. 54-56.
16. Ильина, М.В. Развитие невербального воображения [Текст] / М.В. Ильина. – М.: Книголюб, 2012. – 64 с.
17. Ильницкая, И.И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка [Текст] / И.И. Ильницкая, Л.А. Остапенко // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 49-53.
18. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 149 с.
19. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р.Г. Казакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.
20. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности [Текст] / С.К. Кожохина.– М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 192 с.
21. Кудрявцев, Т.В. Развивающее воображение [Текст] / Т.В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 77-83.
22. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.
23Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать/В помощь учителю.Изд.3-е перераб. и доп. – М.:АО «Столетие»,1998.
24Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. — М., 2006.


25. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2014. – 208 с.
26. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа [Текст] / И.А. Лыкова.– М.: Карапуздидактика, 2014. – 216 с.
27. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2016. – 195 с.
28. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
29. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2014. – 255 с.
30. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст] / М.В. Межиева. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2022. – 128 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 608 с.
32. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
33. Общая психология [Текст] / под общей ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2013. – 560 с.
34. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей [Текст]: игры и упражнения / О.Е. Озерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 192 с.
35. Пастухова, Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.В. Пастухова. – Издательство «Центр Проблем Детства», 2012. – 145 с.
36. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2013. – 512 с.
37. Пройслер, О.А. Игровые площадки фантазии [Текст] / О.А. Пройслер // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 28-30.
38. Рибо, Т. Болезни личности; опыт исследования творческого воображения; психология чувств [Текст] / Т. Рибо. – Минск: Харвест, 2011. – 784 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 712 с.
40. Синельников, В.С. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии [Текст] / В.С. Синельников // Дошкольное воспитание. – 2009. – №10. – С.33-35.
41. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2011. – 812 с.
42. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
43. Соловьев, Л.Б. Развитие творческого воображения у детей [Текст] / Л.Б. Соловьев. – М.: Гардарики, 2014. – 213 с.
44. Соломенникова, О.В. Радость творчества [Текст] / О.В. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 49-52; № 2. – С. 51-56.
45. Страунинг, А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / А.М. Страунинг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 39 с.
46. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: кадемия развития, 2014. – 240 с.
47. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Владос, 2014. – 456 с.
48. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста?

В развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста используются различные подходы. Один из них - игровой подход, который основан на организации творческой деятельности детей в форме игры. Второй подход - целенаправленное методическое воздействие, которое направлено на развитие творческих способностей детей через систематическое обучение и тренировку. Также используется социокультурный подход, основанный на включении детей в творческую деятельность общества и культуры.

Какие проблемы и особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста описываются в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе описываются различные проблемы и особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Некоторые из них включают ограниченность восприятия и представления, слабую самостоятельность мышления, стереотипность мышления и действий, эмоциональные проблемы, недостаток фантазии и креативности. Особенности развития творческого воображения у старших дошкольников включают формирование представлений о процессах и явлениях, умение переносить представления на практическую деятельность, развитие абстрактного мышления и конструктивной деятельности.

Какое значение имеет интеграция в изодеятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста?

Интеграция в изодеятельности имеет большое значение в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Это позволяет детям объединять различные виды искусства, создавать новые идеи и решать творческие задачи. Интеграция в изодеятельности также способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, самостоятельности, коммуникативных навыков и эмоционально-творческой сферы. Она помогает детям расширять свои представления о мире и самореализовываться через творческую деятельность.

Что такое творческое воображение?

Творческое воображение - это способность детей создавать новые, оригинальные и нестандартные идеи, образы и решения. Оно позволяет детям осознавать и понимать мир вокруг себя, развивать свою фантазию и креативность.

Какие научно-теоретические подходы существуют к развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста?

Существуют различные научно-теоретические подходы к развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Некоторые из них включают игровые методы исследования, создание условий для свободного самовыражения детей, использование различных форм изобразительной и художественной деятельности.

Какие проблемы и особенности развития творческого воображения у старших дошкольников описаны в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе описаны различные проблемы и особенности развития творческого воображения у старших дошкольников. Некоторые из них включают ограничение творческого мышления в результате строгих правил и норм, недостаток стимуляции со стороны взрослых, и неспособность детей проявить свои творческие способности.

Какое значение имеет интеграция в изодеятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников?

Интеграция в изодеятельности имеет большое значение в развитии творческого воображения старших дошкольников. Она позволяет детям проявить свою индивидуальность, развить свои творческие способности, улучшить координацию движений и развить воображение.

Какие эмпирические исследования проводились по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию в изодеятельности?

Были проведены эмпирические исследования, в которых дети старшего дошкольного возраста участвовали в интегрированной изодеятельности. В результате этих исследований было обнаружено, что интеграция в изодеятельности способствует развитию творческого воображения у детей, улучшает их художественные навыки и развивает их эмоциональную сферу.