Проект/модель/описанная технология на тему «Характеристика основных философских подходов к обоснованию науки».

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 1616 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 27.02.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Понятие, история развития науки 5
2. Основные философские подходы к обоснованию науки. 11
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Фалес, являющийся родоначальником антично философии, а также другие представители его школы сравнивали первичные элементы мира с чувственно воспринимаемыми вещами (с водой, с воздухом, огнем). Данные объяснения можно рассматривать в качестве первых примитивных форм использования теории или общей картины мира, из которой, собственно, и возникли в дальнейшем подлинные теоретические формы обоснования и объяснения науки.При рассмотрении такого вопроса как обоснование научного знания, важно упомянуть о роли философии в данном вопросе. Обоснование научного знания служит обеспечению объективной истинности, проверяемости, точности и доказательности результатов исследований. Теоретические обоснования, заключающиеся в выводе эмпирических законов из теоретических путем установления соответствия между эмпирическими и теоретическими терминами, играют наиболее важную роль при таком обосновании. Ранее неизвестные эмпирические законы, способствующие открытию новых фактов, представляют особую ценность.На текущий момент выделяются три основных направления обоснования науки: эмпиризм, рационализм и трансцендентализм.Согласно эмпиризму, все знания происходят из опыта. Сенсуализмом подчеркивается мысль о том, что знания происходят непосредственно из чувственного опыта. Таким образом, опыт предстает в качестве источника знаний. Благодаря эмпирическим законам объясняются определенные факты, поскольку они образуются как частные случаи из обобщений. Таким образом, теоретическое объяснение получают не только сами эмпирические законы, но и факты. Но главное в теоретическом объяснении заключается в том, что посредствам вывода из него эмпирических законов оно получает эмпирическое подтверждение, так как эмпирические законы и конкретные факты могут быть проверены только через непосредственное наблюдение и специальный эксперимент.Согласно мнению Дж. Локка, разуму отводится пассивная роль, и он лишь воспринимает информацию, которая поступает от органов чувств. А вся деятельность разума сводится в конечном итоге к регистрации чувственных данных. Чувства поставляют весь материал. Для науки опыт является качественно организованным экспериментом и наблюдением.Индуктивный метод используется в качестве базового метода научного познания. Согласно этому методу истинное знание достигается путем опоры на достоверную информацию посредством точных логических приемов. Преодолению главного недостатка индуктивного метода способствует накопление опыта во всевозможных областях знания.Согласно утверждениям рационалистов опыт, существующий сам по себе и не переработанный разумом, не может быть основой познания; для разума характерно самостоятельно совершать открытия, которые изначально не основывались на опыте, а лишь впоследствии подтвердились опытным путем. Декарт утверждал, что основной ценностью знания является объективность и независимость субъекта. То, что является очевидным для одного, совсем необязательно может быть очевидным для другого. Нужно уметь проводить границу между неочевидным и очевидным.В свое время Кант различал два вида существования: трансцендентное и трансцедентальное.Сущность первого заключалась в существовании за пределами сознания, а второго – в существовании внутри сознания.Первым, но не единственным источником существования Кант считал опыт, знания, которые не имели своим источником опыт, считались априорными, а знания, которые были получены опытным путем, считаются апостериорными.Несмотря на то, что любое знание начинается с опыта, можно найти знания, которые не зависят от опыта. Предметом анализа Канта являются именно априорные синтетические суждения. Они никак не связаны с опытом, они позволяют получать новые знания в теоретических науках.ЗаключениеТаким образом, как ужебыло упомянуто ранее, научная реальность существует как модификация сознания человека, поэтому научная картина мира не является имманентным свойством мира науки, поскольку так же влияет на процессы восприятия и познания субъекта в мире ощущений и физических действий. Построение научной картины мира происходит непосредственно в мире научной теоретизации, но, являясь фундаментом, она определяет область развития других составляющих общей картины мира в качестве двигателя изменений, происходящих в ней и реализуемых в расширении области знаний и способов их применения. Развитие науки обусловлено внутренней интенцией на исследование все новых и новых объектов, которые принадлежат миру физических ощущений и действий. На каждом этапе эволюции научное познание усложняет свою организацию (изменяются нормы исследования, дифференцируются и интегрируются научные дисциплины, формируются новые методы изучения объектов), сохраняя при этом уровни теоретического и эмпирического исследования, основными формами которых являются научная теория и научный факт. Эти формы принадлежат, по сути, разным реальностям: научная теория - часть (продукт) мира науки, а научный факт, несмотря на его научность, - часть (продукт) повседневной жизни, результат эмпирического восприятия окружающего мира. Но в рамках научной реальности они приобретают основополагающее значение при построении научной картины мира, которая призвана объяснить структуру и процессы физической реальности, а также определить границы разумного понимания на данном этапе развития общества. До тех пор, пока философия сохраняет связь с разными сферами культуры и духовной жизни вообще и реагирует на сложности, возникающие в ходе процесса их развития, она дееспособна выдвигать в свет и решать истинные философские проблемы. Философские принципы охватывают широчайший круг логических принципов правдоподобных и доказательных суждений, а также определения понятий и методов аргументации.Но для развития науки, обобщения ее теорий и продвижению их на новые области исследования наиважнейшее значение приобретают именно теоретические объяснения.Список использованной литературы1. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.2. Шюц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. Том 3. 2003. №2.3. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. сангл./ Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, 2003.4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.5. Степин В.С. Становление норм и идеалов постнеклассической науки // Прблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

Список использованной литературы
1. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
2. Шюц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. Том 3. 2003. №2.
3. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. сангл./ Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, 2003.
4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
5. Степин В.С. Становление норм и идеалов постнеклассической науки // Прблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

Вопрос-ответ:

Какие есть основные философские подходы к обоснованию науки?

Основные философские подходы к обоснованию науки включают эмпиризм, рационализм, позитивизм, конструктивизм, постмодернизм и другие. Каждый из этих подходов предлагает свою концепцию того, как наука обосновывает свои знания и отношение к понятиям и методам научного исследования.

Какие представители античной философии приняли участие в обосновании науки?

Один из представителей античной философии, Фалес, являлся родоначальником античной философии. Он и другие представители его школы предлагали различные объяснения первичных элементов мира, сравнивая их с чувственно воспринимаемыми вещами, такими как вода, воздух и огонь. Эти объяснения можно рассматривать как первые примитивные формы использования философии для обоснования науки.

Какой философский подход основывается на опыте и наблюдении?

Философский подход, который основывается на опыте и наблюдении, называется эмпиризмом. Согласно эмпиризму, все наши знания происходят из опыта и наблюдения. Эмпиризм придает особое значение опытным фактам и экспериментам в процессе обоснования научных теорий и законов.

Что предлагает рационализм в обосновании науки?

Рационализм в обосновании науки предлагает использовать разум и логические рассуждения для получения знаний. Согласно рационализму, разум является источником истинных знаний, которые могут быть достигнуты не только через опыт, но и через рассуждение и анализ понятий. Рационализм подчеркивает роль априорных идей и логических законов в обосновании и развитии науки.

Какой подход в обосновании науки связан с позитивизмом?

Позитивизм в обосновании науки связан с идеей, что наука должна основываться только на твердых фактах, которые могут быть проверены опытным путем. Позитивизм отрицает метафизические и религиозные объяснения и предлагает строго научный подход к исследованию и обоснованию научных теорий и законов. Важным аспектом позитивизма является идея об универсальности и достоверности научного знания.

Что такое основные философские подходы к обоснованию науки?

Основные философские подходы к обоснованию науки - это различные философские концепции, которые объясняют природу и сущность научного знания. Они помогают понять, как наука формируется, развивается и обосновывает свои теории.

Кто является родоначальником античной философии?

Родоначальником античной философии считается Фалес. Он был первым представителем философской школы Милета и предложил свое объяснение первичных элементов мира.

Какие первичные элементы мира сравнивали Фалес и его последователи?

Фалес и его последователи сравнивали первичные элементы мира с чувственно воспринимаемыми вещами, такими как вода, воздух и огонь. Они полагали, что именно эти элементы являются основой всего сущего.

Какие объяснения можно рассматривать в качестве первых форм использования философии?

В качестве первых форм использования философии можно рассматривать объяснения Фалеса и его школы, которые сравнивали первичные элементы мира с чувственно воспринимаемыми вещами, такими как вода, воздух и огонь. Это были первые попытки объяснить природу мира и его происхождение.