Банковские рейтинги: назначение, виды, современные рейтинговые агентства

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 6363 страницы
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 14.03.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКИХ РЕЙТИНГОВ 6
1.1. Понятие и назначение рейтингов банка 6
1.2. Виды банковских рейтингов 11
1.3. Современные рейтинговые агентства и их назначения 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКИХ РЕЙТИНГОВ В РОССИИ 24
2.1. Оценка России международными рейтинговыми агентствами 24
2.2. Международные рейтинги российских банков 31
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВСКОГО РЕЙТИНГА 37
3.1. Проблемы формирования банковского рейтинга 37
3.2. Пути решения проблем формирования банковского рейтинга 43
Заключение 52
Список использованных источников 56
Приложение 1 Показатели, используемые в оценке отчетности 60
Приложение 2- Показатели коммерческих банков 61

Фрагмент для ознакомления

Место коммерческого банка по отношению к другим участникам экономической деятельности по профессиональному или региональному срезу – можно установить, анализируя доли основных показателей субъекта в системе сектора рынка (внешний рейтинг).На основании внутреннего и внешнего рейтингов происходит объединение и создание общего рейтинга. Особенностями построения эквивалентного рейтинга коммерческого банка будут:динамика и тенденции изменения состояния коммерческого банка расчетным и аналитическим путем за исторический период;снижением значимости более ранних показателей, так как учитывается текущее состояние и положение коммерческого банка.динамика доли коммерческого банка в общей системе направлено на использование полноты информации, то есть создание баз данных, в которых будут указаны все компании определенного сектора экономики – в нашем случае это финансово- кредитная сфера деятельности.Внешние показатели в формирование рейтинга коммерческого банка характеризуют степень успешности деятельности коммерческого банка относительно других участников финансово-кредитной сферы деятельности. С помощью внутренних показателей можно определить сбалансированность деятельности коммерческого банка, но и отношения с контрагентами.Организации подразделяются на группы по признаку масштаба деятельности. Важная особенность методики состоит в использовании изменения долей, что позволяет выделить показатели, по которым в силу тех или иных причин резко снизились объемы операций. Наряду с использованием долей, возможно получение результатов расчета показателей на любую отчетную дату и уточнение характера возникающих проблем. Динамический рейтинг внешних показателей коммерческого банка характеризует его положение в системе. Состав внешних и внутренних показателей может меняться в зависимости от целей пользователя. Общая совокупность коммерческих банков оценивания подразделяется на четыре группы (К, Б, С, М) по признаку масштаба. Группы выделяются в зависимости от доли в объеме продукции рассматриваемой отраслевой подсистемы и могут формироваться, следующим образом: группа К (крупные) – крупнейшие коммерческие банки, на которые приходится 70% суммарного объемного показателя; группа Б (большие) – остальные крупные из оставшихся коммерческих банков, на которые приходится 15% объема совокупности; группа С (средние) - следующие по величине коммерческие банки, на которые приходится 10% объема совокупности; группа М (малые) – все остальные коммерческие банки, на которые приходится не более 5% объема.Важной особенностью методики расчета предлагаемого рейтинга является то, что для расчета используются изменения долей по каждому представленному показателю, что выделяет показатели, по которым могли снизиться объемы операций. Вместе с тем можно всегда получить результаты расчета каждого показателя на любую отчетную дату и по ним уточнить характер возникающих проблем. Для каждого показателя значения долей суммируются.Динамический рейтинг внешних показателей коммерческого банка характеризует его положение в системе. Кроме этого проводится анализ показателей, которые характеризуют основную деятельность коммерческого банка:показатели оценки капитала;показатели оценки активов;показатели оценки качества управления;показатели оценки доходности;показатели оценки ликвидности.Выбор показателей предусматривает охват всех существенных и критичных для устойчивости сторон деятельности коммерческого банка, но во избежание искажения оценки необходимо убирать показатели, не вносящие изменений в оценку. В частности, для выбора показателей могут быть использованы методы формирования ключевых показателей эффективности.Внутренние показатели рассчитываются в течение года по разным временным отрезкам, затем формируется балльная оценка внутренних показателей по отношению к коммерческим банкам данной группы. Оценка значений каждого показателя проводится с использованием выборочной функции распределения для группы. Для этого все коммерческие банки упорядочиваются по убыванию качества и определяются нормированные суммарной оценкой значения. Суммарный балл по внутренним показателям оценивает состояние коммерческого банка по сравнению с другими в данной группе. Он и задает внутренний рейтинг субъекта. Внешний рейтинг определяет положение каждого коммерческого банка в подсистеме, его расчет и значение зависят от всех коммерческих банков рассматриваемой бизнес-группы. Внутренний рейтинг определяет состояние самого коммерческого банка по его показателям, расчет и значения внутренних показателей зависят только от самого субъекта. Вместе с тем значение внутреннего рейтинга зависит от субъектов данной группы масштабности, то есть внутренний рейтинг рассчитывается относительно некоторого усредненного значения каждого внутреннего показателя для субъектов данной группы. Рейтинговая шкала коммерческого банка формируется в соответствии с расчетом значений внешнего и внутреннего рейтингов, а также с учетом динамики значений данных показателей в течение года. Шкала является отражением результатов расчета и анализа показателей деятельности коммерческого банка на протяжении этого периода. Рейтинговая шкала реализуется отдельно для каждой группы коммерческих банков по масштабам их деятельности. Границы между группами с течением времени могут постоянно меняться, могут происходить переходы отдельных коммерческих банков из одной группы в другую [16].Кроме экономических показателей важным становится использование рейтинга конкурентоспособности. Существуют как дистанционные методы, основанные на публичной информации, в том числе финансовой отчетности, так и инсайдерские (контактные), предполагающие доступ к исследованию внутренней деятельности коммерческого банка.Как уже было аргументировано выше, методики формирования рейтингов коммерческих банков в основе своей подразумевают анализ отчетности коммерческих банков по ряду источников:анализ юридической документации коммерческого банка;анализ финансовой отчетности коммерческого банка;подбор ключевых характеристик функционирования коммерческого банка в отрасли;при наличии анализ заключений о рыночной стоимости имущества.Следует отметить, что часть параметров, например, имидж коммерческого банка в стране или регионе, качество менеджмента и т. п. предполагают субъективную оценку. В то же время нефинансовые факторы анализируются по минимуму или их оценка совсем не проводится. В результате может сложиться ситуация, когда субъекту присваивается положительный рейтинг, в то время как у коммерческого банка негативная деловая репутация. Следовательно, необходимо учитывать нефинансовые показатели деятельности компании. К таким показателям можно отнести:Общие данные коммерческого банка:срок работы на рынке;репутация владельцев компании;Оценка деятельности:диверсификация деятельности;степень спроса на банковские услуги и продукты;отношения с контрагентами;Оценка финансовой деятельности.В российской практике для оценки рейтинга коммерческого банка, как правило, используют коэффициенты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и различные коэффициенты оборачиваемости [9, 11, 40, 47]. Обобщение этих показателей на основе общепринятых количественных алгоритмов с применением экспертных оценок значимости позволяет разработать авторскую методику присвоения эквивалентов кредитных рейтингов компаний, которая будет включать четыре этапа:Количественный анализПо итогам данного этапа аналитик характеризует финансовое состояние коммерческого банка и факторы, которые на нее влияют. Проводится с учетом рыночных тенденций. Осуществляется анализ динамики показателей:вертикальный и горизонтальный анализ статей баланса;структура активов и их качество;характеристика хозяйственной и финансовой политики компании.Качественный анализДанный этап основывается на информации, которая не подлежит количественному выражению. Для проведения такого анализа должны быть использованы сведения, которые предоставляет анализируемый объект и информационные базы данных.Финансовый анализ компанииДля финансового анализа используются группы показателей оценки:ликвидностиуровня наличия собственных и заемных средств оборачиваемости и рентабельностиПоказатели, показанные в Приложении 1, используются в методике в качестве основных оценочных показателей (П1, П2, П3, П4, П5 и П6). Прочие показатели (в том числе коэффициенты оборачиваемости и рентабельности) применяются для общих характеристик и могут рассматриваться в качестве дополнения к рассмотренным.В частности, может анализироваться и учитываться оборачиваемость разных элементов активов и задолженности, на основании показателя объема продаж. Показатель объема продаж может быть взять на любой период времени, например, квартал или полугодие.Средняя величина оборотного актива рассчитывается по формуле:,(1)гдеОА – величина на начальную и конечную датуОАn – сумма оборотных активов за все периодып – количество периодов.В дополнение к показателям используется: Оборачиваемость оборотных активов;Оборачиваемость дебиторской задолженности;Оборачиваемость запасовПо результатам оценки компании присваивается категория, распределение по категориям представлено в таблице 3.2.Таблица 3.2- Распределение показателей по уровнямПоказатель1-й уровень2-й уровень3-й уровеньВес показателяП1>0,10,1 ÷ 0,05<0,055%П2>0,80,8÷0,5<0,515%П3>1,51,5÷0,25<0,2535%П4>0,40,4÷0,15<0,1525%П5>0,10,1÷0<010%П6>0,060,06÷0<010%Итого100%Источник: составлено авторомВес показателя в таблице 3.2 основывается на экспертной оценке.Сумма баллов считается как сумма каждого балла в соответствии с ее весом. Общая формула расчета суммы баллов:(2)Где Р – сумма рейтингаЗначение Р рейтинга в дальнейшем используется для определения рейтинга.Для показателей, которые не вошли в список 6 коэффициентов оптимальные значения не устанавливаются, так как допускается высокая зависимость значений показателей от специфики коммерческого банка. Эти показатели оцениваются в динамике на основании темпов роста или прироста.Заключение.На заключительном этапе устанавливается рейтинг. В соответствии с предложенной методикой, можно установить 3 уровня:1 уровень – коммерческий банк получает высший рейтинг;2 уровень – требуется оценка дополнительных показателей;3 уровень – коммерческий банк не заслуживает рейтинга.Уровень рейтинга зависит от суммы баллов (Р):1 уровень – P ≤ 1,25;2 уровень – сумма рейтинга находится в диапазоне – 1,25 Р ≤ 2,353 уровень 2,35 < PДалее рейтинг может быть скорректирован с учетом всех остальных показателей или выборочных показателей и качественным характеристикам.По результатам расчетов составляется сводная расчетно-аналитическая таблица, в которой поэтапно показывается, как оценивается рейтинг.Для апробации методики были выбраны три коммерческих банка, функционирующих в энергетической отрасли:ПАО Сбербанк;ПАО ВТБ;ПАО Россельхозбанк.Рассмотрим банки более подробно. По объему капитализации по итогам 2017 г. данные банки занимают следующие места среди российских публичных компаний (по данным РИА Рейтинг):В таблицах 1 – 3 Приложения 2 приведены финансовые показатели для составления рейтинга ПАО Россельхозбанк, ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ соответственно.По результатам проведенного анализа данных показателей трем компаниям был присвоен рейтинг 1, то есть все три банка заслуживают наивысшего рейтинга.По компании ПАО Россельхозбанк часть показателей были отнесены к второму уровню рейтинга. (табл.1). По ПАО Сбербанк (табл. 2) все показатели кроме рентабельности продаж отнесены к первому уровню рейтинга. По ПАО ВТБ (табл. 3) распределение показателей между вторым и первым уровнем рейтингапроисходит практически поровну, но взвешенность показателей меняет картину в сторону увеличения категории рейтинга.ЗаключениеРейтинг представляет собой один из вариантов анализа, который позволяет дать комплексную оценку финансового состояния коммерческих банков и произвести сравнительный анализ этих банков в достаточно доступном виде для различных категорий граждан.Большинство инвесторовдоверяют кредитным рейтингами используют их в качестве одного из главных источников информации с целью размещения собственных денежных средств.Рейтинги существуют различных видов и отличаются не только по объему исследуемыххарактеристик, но и по субъекту анализа (рейтинговому агентству). На сегодняшний день основными и наиболее значимыми из международных рейтинговых агентств являются Moody's, Standard&Poor's и FitchRatings. Из российских рейтинговых агентств, получивших аккредитацию в Минфине России - «Эксперт РА», Национальное Рейтинговое Агентство (НРА), АК&M, RusRating. Стоит отметить, что методика и критерии национальных рейтинговых агентств существенно отличаются от международных.Самый известный показатель рейтинговых агентств - это оценка платежеспособности - кредитный рейтинг. Он показываетспособность эмитента отвечать по своим долгам и оказывает влияние на уровень процентной ставки, на стоимость и доходность долговых обязательств. В основном рейтинговые агентстваанализируют банки по двум видам кредитных рейтингов - долгосрочный и краткосрочный. В работе был проведен анализ оценки России международными рейтинговыми агентствами, который показал, что за рассматриваемый восьмилетний срок кредитный рейтинг страны был мало подвержен изменениям, все агентства выставляли кредитные рейтинги примерно на одном уровне.На сегодняшний день агентства S&P и Fitch установили кредитный рейтинг государства на последнюю ступень инвестиционного уровня. Агентство Moody’s установило кредитный рейтинг на спекулятивном уровне. Это связано с тем, что на российский рынок стали возвращаться западные инвесторы, которые хотели бы использовать высокую волатильность российского фондового рынка для получения быстрой прибыли.Также были рассмотрены международные рейтинги российских банков. Среди российских банков, которые имеют наиболее высокие международные рейтинги на протяжении длительного времени, можно отнести АО «Газпромбанк», ОАО «Альфа-Банк» (рейтинги агентства Moody's), Сбербанк РФ и ЗАО «Международный Московский Банк» (Fitch Ratings).В работе были определены виды и подходы к формированию кредитных рейтингов банков, выявлены цел их применения.Основными методами построения рейтинга являются номерной, балльный и индексный.В представленной работе были выявлены проблемы по формированию банковского рейтинга.Одна из проблем, которая может возникнуть при составлении рейтинга, заключается в том, что даже основанная на количественных методах оценка рейтинга учитывает мнение конкретных профессионалов, и, следовательно, оценка всегда будет субъективна.Также проблема, проявляющаяся при присвоении кредитного рейтинга, связана с долговыми обязательствами. Заключается она в том, что снижение рейтинга приводит к уменьшению цен на обязательства, в то время как увеличение кредитного рейтинга в обратную сторону – к росту. Так как кредитный рейтинг носит всего лишь рекомендованный характер, то возможно искажение оценки долговых ценных бумаг, что влечет за собой проблемы их дооценки или переоценки.Одна из основных проблем формирования рейтингов коммерческих банков – это не совершенность используемых методик.В результате проделанной работы были систематизированы методические подходы к присвоению кредитных рейтингов банкам, что позволило обосновать ответы по следующим ключевым вопросам:цели применения кредитных рейтингов банков;подходы к формированию кредитных рейтингов;проблемы применения кредитных рейтингов;факторы, влияющие на кредитный рейтинг банков;В результате, была разработана авторская методика присвоения эквивалентов кредитных рейтингов банкам.Были проанализированы факторы, влияющие на формирование кредитного рейтинга банка, проведено сравнение методик присвоения рейтингов кредитными рейтинговыми агентствами.Было установлено, что в первую очередь агентства учитывают исторические данные заимствований и погашений банков. Негативное влияние оказывают любые невыплаты или пропущенные транши по кредитам. Кроме этого, оценивается экономический потенциал банка в будущем. В зависимости от этих факторов будет установлен кредитный рейтинг.Оценка собственной кредитоспособности банка включает в себя анализ нескольких риск-профилей:отраслевой;операционный;финансовый.Учет отраслевой специфики предполагает применение различных факторов, их весов и диапазонов.Все модели прогнозирования банкротства основаны на построении данных из статистической выборки. В процессе анализа компаний используются разные финансовые коэффициенты Сравнительный анализ моделей банкротства показал, что наибольший вес в моделях имеют прибыль от продаж и величина оборотного капитала.Расчет основывается на открытых данных, что упрощает возможность применения методики. На основании сделанных расчетов был сформирован вывод о присвоении рейтинга и возможности применения методики в целом.Список использованных источниковФедеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 года «О банках и банковской деятельности», в редакции от 27.12.2018 года № 514-ФЗ.Ануашвили Н.А. Методы оценки инвестиционных рейтингов и инвестиционной емкости коммерческих банков // Транспортное дело России. 2017. № 4. С. 54–59Бамбаева Н.Я., Атабекян Р.А. К вопросу построения рейтинга коммерческого банка // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2016. № 167. С. 181–185.Батищева Е.А., Петренко Н.Г. Рейтинг самых популярных банков России в Интернет // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1. С. 61–64.Байрам У.Р. Система оценки эффективности кредитной деятельности регионального подразделения банка на основе интегрального рейтинга // Символ науки. 2015. Т. 1. № 4. С. 66–70Василюк А.А., Карминский А.М. Моделирование кредитных рейтингов отечественных банков на основе российской отчетности // Управление финансовыми рисками. 2015. № 3. С. 194–205.Давыдова Е.В. Рейтинг-контроль в управлении кредитным портфелем коммерческого банка //Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 1. С. 55–58.Исмагилова Л.А., Идрисова З.Н., Саттарова А.Р. Концептуально-методические подходы к оценке внутреннего рейтинга коммерческого банка // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1. С. 31–39.Карминский А. М., Пересецкий А. А. Рейтинги как мера финансовых рисков. Эволюция, назначение, применение //Журнал новой экономической ассоциации. - 2015. - №. 1-2. - С. 86-103.Карминский А.М. Использование информации независимых рейтинговых агентств для анализа банковских рисков в интересах реализации Базельских соглашений // Банковское право. 2017. № 6. С. 53–59.Карминский С.А., Малахова И.У., Миненкова Е.С., Пересецкий А.А. Модели рейтингов банков агентства MOODYS // Управление финансовыми рисками. 2017. № 2. С. 96–109.Карминский А.М., Трофимова Е.В. Роль рейтингов в развитии бизнес-процессов российских банков // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 1. С. 260–266. URL: http://urlid.ru/afdb.Кощегулова И.Р., Саттарова А.Р. Модели внутреннего инвестиционного рейтинга коммерческого банка // Экономика и управление. 2017. № 2. С. 62–66.Колесникова В.С., Силкина Г.Ю. Использование внутренних кредитных рейтингов в управлении кредитными рисками коммерческого банка / Материалы научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Инженерно-экономический институт СПбГПУ, 2014. С. 235–238.Кромонов В.С. Методика составления рейтинга наждежности банков // Банковское дело. 2014. С. 50–55Мардеева Г.Р. Кредитный рейтинг как инструмент развития финансового сектора в России // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2018): материалы Всероссийской научной конференции молодых исследователей . Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). – 2018. – С. 289-291Насонова А.А., Лотобаева Г.Г. Современные подходы к расчету кредитного риска организаций малого бизнеса на основе внутренних рейтингов банка // Сибирская финансовая школа. 2014. № 3. С. 86–92.Полушина О. С., Ходоровский М. Я. Рейтинговая оценка финансового состояния банков: проблемы и перспективы //Известия Уральского государственного экономического университета. - 2016. - №. 6 Пересецкий А.А., Карминский А.М., ван Суст А.Г.О. Моделирование рейтингов российских банков // Экономика и математические методы. 2014. Т. 40. № 4. С. 10–25Поморина М.А., Синева И.С., Шевченко Е.С. Использование рейтинговых моделей в системе оценки кредитного риска // Банковское кредитование. 2016. № 5. С. 32–38.Уколов В. Ф., Соломатин А. В., Никиенко А. В. Формирование института независимых рейтинговых агентств //Вестник университета. -2017.-№.2.Филиппова Ю. А. Оценка финансового состояния банка //Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2016. –№. 2Харитонова Е.Э. Рейтинги предприятий, присваиваемые банком Франции // Деньги и кредит. 2015. № 3. С. 64–68.Цареградская Ю.К. Кредитные рейтинговые агентства как субъекты финансовых правоотношений // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 3 (88). – С. 56-60.Ягупова Е.А., Черникова Л.Ф. Современные тенденции в развитии кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации // Социально-гуманитарные тенденции: история и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 177-188.Saribekian K. The application of system of internal ratings in assessment of credit risk of long-term financing in Russian banks // Economics. 2015. № 1. P. 55–58.Аналитическое кредитное рейтинговое агентство - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/ (дата обращения: 05.01.2019)МРСК – Волги - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mrsk-volgi.ru/ru/o_kompanii/(дата обращения: 05.01.2019).МРСК – Центра и Приволжья - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mrsk-cp.ru/ (дата обращения: 28.12.2018).Рейтинговое агентство «AK&M « [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.akm.ru/ (дата обращения: 05.01.2019).Рейтинговое агентство «RAEX» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.raexpert.ru/ (дата обращения: 05.01.2019).Рейтинговое агентство «Национальное рейтинговое Агентство» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.ra-national.ru/ (дата обращения: 05.02.2019)Рейтинговое агентство «Рус-Рейтинг» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www. rusrating.ru/ (дата обращения: 05.01.2019)Рейтинговое агентство Fitchratings - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.fitchratings.com/ (дата обращения: 09.01.2019)Рейтинговое агентство Moody’s Analytics - [Электронный ресурс] - Режим доступа: (дата обращения: 09.01.2019)Рейтинговое агентство Standard&Poors https://www.standardandpoors.com (дата обращения: 12.01.2019)Центральный банк Российской Федерации - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_ra/ (дата обращения: 14.01.2019)Центральный банк РФ – Доклад о мэшеринге - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/ppc/Consultation_Paper_171115.pdf (дата обращения: 14.01.2019)International Organization of Securities Commissions- [Электронныйресурс] - Режимдоступа: www.iosco.org(датаобращения: 05.02.2019)Jorion P. Financial Risk Manager Handbook. Second Edition. John Wiley & Sons, Inc., 2013. - 708 с.Сайт РБК - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/03/02/2015/54d0e2d29a7947f3cabaeeec(дата обращения: 05.02.2019)Приложение 1 Показатели, используемые в оценке отчетностиИсточник: [18]Приложение 2- Показатели коммерческих банковТаблица 1 – Показатели ПАО Россельхозбанк за 2017 г.ПоказательЗначение показателяКатегория показателяВес показателяПоказательвзвешенный по балансуНа начало периодаНа конец периодаИзменение за периодНа начало периодаНа конец периодаНа начало периодаНа конец периодаП10,150,07- 0,08125%0,010,00П21,050,69- 0,361115%0,160,10П31,190,81- 0,382235%0,420,28П40,400,420,021125%0,100,10П59,83%9,44%- 0,002210%0,010,01П64,93%4,60%- 0,001110%0,000,00Общий балл100%0,700,51Присвоение рейтинга11Составлено автором по данным отчетности ПАО Россельхозбанк Таблица 2 – Показатели ПАО Сбербанк за 2017 г.ПоказательЗначение показателяКатегория показателяВес показателяПоказатель, взвешенный по балансуНа начало периодаНа конец периодаИзменение за периодНа начало периодаНа конец периодаНа начало периодаНа конец периодаП10,210,360,15115%0,010,02П21,541,640,101115%0,230,25П31,791,870,071135%0,630,65П40,620,680,071125%0,150,17П56,04%9,76%0,042210%0,010,01П62,65%5,25%0,031110%0,000,01Общий балл100%1,031,10Присвоение рейтинга11Составлено автором по данным отчетности ПАО Сбербанк Таблица 3 – Показатели ПАО ВТБ за 2017 г.ПоказательЗначение показателяКатегория показателяВес показателяПоказатель, взвешенный по балансуНа начало периодаНа конец периодаИзменение за периодНа начало периодаНа конец периодаНа начало периодаНа конец периодаП10,090,120,03215%0,000,01П20,830,940,111115%0,130,14П30,891,010,122235%0,310,35П40,550,590,041125%0,140,15П53,84%4,36%0,012210%0,000,00П62,53%1,82%- 0,011110%0,000,00Общий балл100%0,590,65Присвоение рейтинга11Составлено автором по данным отчетности ПАО ВТБ

Список использованных источников

1. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 года «О банках и банковской деятельности», в редакции от 27.12.2018 года № 514-ФЗ.
2. Ануашвили Н.А. Методы оценки инвестиционных рейтингов и инвестиционной емкости коммерческих банков // Транспортное дело России. 2017. № 4. С. 54–59
3. Бамбаева Н.Я., Атабекян Р.А. К вопросу построения рейтинга коммерческого банка // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2016. № 167. С. 181–185.
4. Батищева Е.А., Петренко Н.Г. Рейтинг самых популярных банков России в Интернет // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1. С. 61–64.
5. Байрам У.Р. Система оценки эффективности кредитной деятельности регионального подразделения банка на основе интегрального рейтинга // Символ науки. 2015. Т. 1. № 4. С. 66–70
6. Василюк А.А., Карминский А.М. Моделирование кредитных рейтингов отечественных банков на основе российской отчетности // Управление финансовыми рисками. 2015. № 3. С. 194–205.
7. Давыдова Е.В. Рейтинг-контроль в управлении кредитным портфелем коммерческого банка //Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 1. С. 55–58.
8. Исмагилова Л.А., Идрисова З.Н., Саттарова А.Р. Концептуально-методические подходы к оценке внутреннего рейтинга коммерческого банка // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1. С. 31–39.
9. Карминский А. М., Пересецкий А. А. Рейтинги как мера финансовых рисков. Эволюция, назначение, применение //Журнал новой экономической ассоциации. - 2015. - №. 1-2. - С. 86-103.
10. Карминский А.М. Использование информации независимых рейтинговых агентств для анализа банковских рисков в интересах реализации Базельских соглашений // Банковское право. 2017. № 6. С. 53–59.
11. Карминский С.А., Малахова И.У., Миненкова Е.С., Пересецкий А.А. Модели рейтингов банков агентства MOODYS // Управление финансовыми рисками. 2017. № 2. С. 96–109.
12. Карминский А.М., Трофимова Е.В. Роль рейтингов в развитии бизнес-процессов российских банков // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 1. С. 260–266. URL: http://urlid.ru/afdb.
13. Кощегулова И.Р., Саттарова А.Р. Модели внутреннего инвестиционного рейтинга коммерческого банка // Экономика и управление. 2017. № 2. С. 62–66.
14. Колесникова В.С., Силкина Г.Ю. Использование внутренних кредитных рейтингов в управлении кредитными рисками коммерческого банка / Материалы научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Инженерно-экономический институт СПбГПУ, 2014. С. 235–238.
15. Кромонов В.С. Методика составления рейтинга наждежности банков // Банковское дело. 2014. С. 50–55
16. Мардеева Г.Р. Кредитный рейтинг как инструмент развития финансового сектора в России // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2018): материалы Всероссийской научной конференции молодых исследователей . Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). – 2018. – С. 289-291
17. Насонова А.А., Лотобаева Г.Г. Современные подходы к расчету кредитного риска организаций малого бизнеса на основе внутренних рейтингов банка // Сибирская финансовая школа. 2014. № 3. С. 86–92.
18. Полушина О. С., Ходоровский М. Я. Рейтинговая оценка финансового состояния банков: проблемы и перспективы //Известия Уральского государственного экономического университета. - 2016. - №. 6
19. Пересецкий А.А., Карминский А.М., ван Суст А.Г.О. Моделирование рейтингов российских банков // Экономика и математические методы. 2014. Т. 40. № 4. С. 10–25
20. Поморина М.А., Синева И.С., Шевченко Е.С. Использование рейтинговых моделей в системе оценки кредитного риска // Банковское кредитование. 2016. № 5. С. 32–38.
21. Уколов В. Ф., Соломатин А. В., Никиенко А. В. Формирование института независимых рейтинговых агентств //Вестник университета. -2017.-№.2.
22. Филиппова Ю. А. Оценка финансового состояния банка //Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2016. –№. 2
23. Харитонова Е.Э. Рейтинги предприятий, присваиваемые банком Франции // Деньги и кредит. 2015. № 3. С. 64–68.
24. Цареградская Ю.К. Кредитные рейтинговые агентства как субъекты финансовых правоотношений // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 3 (88). – С. 56-60.
25. Ягупова Е.А., Черникова Л.Ф. Современные тенденции в развитии кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации // Социально-гуманитарные тенденции: история и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 177-188.
26. Saribekian K. The application of system of internal ratings in assessment of credit risk of long-term financing in Russian banks // Economics. 2015. № 1. P. 55–58.
27. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/ (дата обращения: 05.01.2019)
28. МРСК – Волги - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mrsk-volgi.ru/ru/o_kompanii/ (дата обращения: 05.01.2019).
29. МРСК – Центра и Приволжья - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mrsk-cp.ru/ (дата обращения: 28.12.2018).
30. Рейтинговое агентство «AK&M « [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.akm.ru/ (дата обращения: 05.01.2019).
31. Рейтинговое агентство «RAEX» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.raexpert.ru/ (дата обращения: 05.01.2019).
32. Рейтинговое агентство «Национальное рейтинговое Агентство» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.ra-national.ru/ (дата обращения: 05.02.2019)
33. Рейтинговое агентство «Рус-Рейтинг» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www. rusrating.ru/ (дата обращения: 05.01.2019)
34. Рейтинговое агентство Fitchratings - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.fitchratings.com/ (дата обращения: 09.01.2019)
35. Рейтинговое агентство Moody’s Analytics - [Электронный ресурс] - Режим доступа: (дата обращения: 09.01.2019)
36. Рейтинговое агентство Standard&Poors https://www.standardandpoors.com (дата обращения: 12.01.2019)
37. Центральный банк Российской Федерации - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_ra/ (дата обращения: 14.01.2019)
38. Центральный банк РФ – Доклад о мэшеринге - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/ppc/Consultation_Paper_171115.pdf (дата обращения: 14.01.2019)
39. International Organization of Securities Commissions - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.iosco.org (дата обращения: 05.02.2019)
40. Jorion P. Financial Risk Manager Handbook. Second Edition. John Wiley & Sons, Inc., 2013. - 708 с.
41. Сайт РБК - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/03/02/2015/54d0e2d29a7947f3cabaeeec (дата обращения: 05.02.2019)

Вопрос-ответ:

Зачем нужны банковские рейтинги?

Банковские рейтинги используются для оценки финансовой устойчивости и надежности банков. Они помогают инвесторам, клиентам и регуляторам принимать информированные решения о выборе банка для размещения депозитов, инвестиций или получения кредита.

Какие виды банковских рейтингов существуют?

Существуют различные виды банковских рейтингов, включая кредитные рейтинги, рейтинги финансовой устойчивости, рейтинги ликвидности и другие. Каждый вид рейтинга оценивает определенные аспекты деятельности банка.

Какие современные рейтинговые агентства существуют?

Среди современных рейтинговых агентств можно выделить таких крупных игроков, как Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings. Они известны своими мировыми репутациями и широким спектром услуг в области рейтингования банков.

Как оцениваются российские банки международными рейтинговыми агентствами?

Международные рейтинговые агентства оценивают российские банки на основе различных факторов, включая финансовую устойчивость, кредитный риск, ликвидность, корпоративное управление и другие. Оценки российских банков могут варьироваться в зависимости от критериев, применяемых агентствами.

Какие проблемы связаны с банковскими рейтингами в России?

В России существуют проблемы, связанные с недостаточной прозрачностью и надежностью банковских рейтингов, а также с неполным учетом специфики российского рынка. Это может создавать затруднения при принятии решений на основе рейтинговых оценок и снижать доверие к системе рейтингования в целом.

Какие виды банковских рейтингов существуют?

Существуют различные виды банковских рейтингов, включая кредитные рейтинги, рейтинги финансовой устойчивости, рейтинги привлекательности инвестиций и др.

Какое назначение у банковских рейтингов?

Назначение банковских рейтингов заключается в оценке финансовой стабильности и надежности банков, чтобы помочь инвесторам, держателям депозитов и другим участникам финансового рынка принимать информированные решения.

Какие существуют современные рейтинговые агентства?

Среди современных рейтинговых агентств можно выделить такие известные компании, как Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings. Они занимаются проведением анализа и назначением рейтингов различным банкам и финансовым учреждениям.

Какие проблемы существуют в области банковских рейтингов в России?

В России существуют некоторые проблемы в области банковских рейтингов, включая недостаточную прозрачность процесса назначения рейтингов, возможность конфликтов интересов, а также низкую глобальную позицию российских банков в международных рейтингах.