«воспитание доброжелательности у старших дошкольников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 3636 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 29.05.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения доброжелательности в старшем дошкольном возрасте 6
1.1 Особенности процесса воспитания доброжелательных отношений у детей 6-7 лет 6
1.2 Роль игры в развитии ребенка 10
1.2 Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в процессе игры 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В ИГРЕ 15
2.1 Диагностика уровня доброжелательности ребёнка дошкольного возраста в процессе его общения со сверстниками в игре 15
2.2.Выявление результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

Методика «Подели игрушку». Результаты диагностики по методике «Подели игрушку» представлены в таблице 6.Таблица 6 – Результаты диагностики по методике «Подели игрушку» (контрольный этап)Уровни проявленияКонтрольная группаЭкспериментальная группаКонст. этапКонтр. этапКонст. этапКонт. этапНравственный выбор10%10%10%25%Ненравственный выбор90%90%90%75%Представленные результаты позволяют утверждать, что, проведение занятий по формированию нравственных качеств способствовало формированию не только нравственных знаний и норм, но и переводом этих знаний во внутренний план, то есть превращение в нравственную привычку. Результаты контрольного этапа установили, что количество детей, сделавших правильный нравственный выбор в контрольной группе осталось на прежнем уровне, в экспериментальной группе увеличилось на 15% и стало 25%. Однако, следует отметить, что это временный результат. Об этом свидетельствуют результаты экспериментов Е.О. Смирновой. Ею проведены аналогичные диагностики нравственного выбора старших школьников. Проведение диагностики через месяц после обучения выявило, что нравственный выбор сохранили только 10% учеников во всех возрастных группах. Это объясняется тем, что в период школьного возраста идет активное освоение нравственных представлений и норм. А перевод их во внутренние мотивы и потребности происходит в более поздний возрастной период. Но проведение диагностики сразу после формирования нравственных качеств приносит положительный результат и положительную динамику, хотя не значительную. Это установлено исследованиями Е.О. Смирновой. Поэтому можно сказать, что знание нравственных норм школьниками не является гарантией нравственного выбора в реальной действительности.Сравнение полученных результатов контрольной и экспериментальной группы позволяет утверждать, что по результатам диагностики контрольная и экспериментальная группа отличаются незначительно. Следовательно, выборка испытуемых однородна.Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на воспитание нравственных качеств личности учеников. Для этого были разработаны занятия по формированию нравственных качеств.Представленные результаты контрольного эксперимента позволяют утверждать, что, проведение занятий по формированию нравственных качеств способствовало формированию не только нравственных знаний и норм, но и переводом этих знаний во внутренний план, то есть превращение в черту личности.Анализируя полученные на контрольном этапе исследования ответы детей, можно сделать вывод, что после проведенной воспитательной работы, ориентированной на общение детей в процессе совместной деятельности, уровень сформированности у них представлений о доброжелательности личности и их важности существенно возрос. Большинство дошкольников смогли объяснить значения выделенных качеств, многие из них использовали фразы типа «люди должны быть такими», «я хочу быть таким и стараюсь это делать» и т.д. Главным условием проведения эффективной работы по воспитанию доброжелательности личности у детей старшего дошкольного возраста можно считать воссоздание тех условий, в которых ребенок начинает моделировать соответствующее поведение, являющееся выражением доброжелательности. В данном случае хорошо подходит игровая форма, имеющая определенный сюжет. В рамках реализации ряда мероприятий, направленных на формирование доброжелательности у детей, были достигнуты следующие результаты:– у детей складываются первые моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы;– положительные представления переносятся в реальную жизнь;– наблюдается положительная динамика психологического развития детей;– возникает сознательная нравственность, когда положительные качества интериоризируются и начинают доминировать в структуре личности ребенка, определяя его поведение. Стоит отметить, что принятые меры благотворно скажутся не только на формировании нравственного понятия в сознании детей. Групповые занятия и необходимость коллективной работы способствует сплочению ребят, а необходимость участвовать диалоге и выражать собственные мысли положительно влияет не только на мыслительные процессы, но и на развитие речи, что так же является актуальной проблемой для многих детей, достигших младшего дошкольного возраста. Элемент активного построения коммуникации для дошкольников является особенно важным при условии, что вскоре им предстоит смена обстановки и попадание в совершенно незнакомый коллектив – первый класс. Важно, чтобы на данном этапе развития, дети уже имели представление о нравственном взаимодействии и были готовы активно применять их на практике. После проведения плановых мероприятий следует подвести итоги, характеризующие, непосредственно, достижения двух определенных нами на начальном этапе групп. В первой группе повысилось количество детей, которые сумели дать наиболее точное определение предложенным на первом этапе исследования понятиям. Большинство детей не испытали никаких затруднений в подробной объяснении и положительных, и отрицательных понятий. В контрольной группе за период проведения в экспериментальной группе цикла занятий произошли незначительные изменения.На протяжении эксперимента за детьми велось наблюдение. В поступках и действиях ребят, прошедших цикл занятий по развитию доброжелательности, произошли явные изменения в поведении и взаимодействии с окружающими. В процессе формирования нравственности у детей появилось чувство собственного достоинства, гордости и угрызения совести — это их «внутренний судья», «контролер» мыслей, поступков и действий. Кроме того, дети стали проявлять сопереживание, сочувствие и сострадание. Подобные процессы хорошо заметны не только в процессе детских игр, но и в принципах построения ежедневной коммуникации между ребятами и воспитателями. В целях окончательного подтверждения наличия положительных результатов, родителям также было предложено понаблюдать за возможными изменениями в поведении и действиях их детей вне стен детского сада.Положительную динамику заметили родители каждого ребенка. Они отметили, что дети стали чаще извиняться, более общительными и дружелюбными и стремятся к коллективным играм, предполагающим добрый, миролюбивый характер. Очевидно, что проведенная работа, направленная на воспитание доброжелательности личности старших дошкольников с помощью этических бесед и ролевых игр, позволила повысить уровень сформированности этих качеств до высоких показателей, что позволяет говорить об эффективности предложенных нами методов формирования доброжелательности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПоложительные качества не могут возникать вне конкретной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.Практическая реализация поставленных задач осуществляется подробно спланированным использованием различных средств и методов. Принцип системности, последовательности в работе обеспечивается циклограммой деятельности воспитателя. В ней отображаются все разработанные формы взаимодействия с группой детей старшего дошкольного возраста, а также примеры их детальной разработки. Предлагаемая система образовательной работы является эффективной для первичного решения задач, направленных на формирование положительных качеств и представляющих ценность для общества. В рамках работы была проведено опытно-экспериментальная работа.В результате исследования получена положительная динамика уровня воспитания положительных качеств личности у детей экспериментальной группы.Об эффективности работы говорит эмпирический метод наблюдения как проводимого исследование автора данной работы, так воспитателей и родителей. Предполагается, что проделанная работа будет способствовать упрощению адаптации детей в дальнейшем новом этапе их жизни, т.е. при школьном обучении.Результаты детей контрольной группы ничем не отличались от результатов экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента.При повторной диагностике мы получили следующие результаты.Только 8% детей попытались объяснить все предложенные понятия. 40% детей попытались объяснить половину или менее половины понятий, а 60% детей не сумели пояснить значение ни одного из указанных примеров выражения положительных качеств. Результаты свидетельствуют об увеличении количества дошкольников, обладающих высоким уровнем сформированности нравственного качества личности «Уважение к взрослым» в экспериментальной группе с 20% до 55%. В то время как в контрольной группе количество учеников с высоким уровнем увеличилось на 5%. Количеств учеников со средним уровнем развития качества «Уважение к взрослым» уменьшилось в экспериментальной группе с 60% до 45%. В контрольной группе количество учеников со средним уровнем сформированности качества уменьшилось на 5%. В экспериментальной группе количество детей с низким уровнем сформированности качества не выявлено, в то время как контрольной группе количество таких детей осталось прежним.В экспериментальной группе количество дошкольников, обладающих высоким уровнем сформированности данного нравственного качества увеличилось с 40% до 60%, в то время как в контрольной группе увеличение наблюдается на 5%. Сравнение количества детей со средним уровнем сформированности этого качества в контрольной группе уменьшилось на 5% и стало 45%, против 50%. В экспериментальной группе количество таких детей тоже уменьшилось на 5% и стало 40% против 45% в констатирующем этапе. Количество учеников с низким уровнем развития этого качества в контрольной группе осталось прежним, в то время как в экспериментальной группе детей с низким уровнем сформированности этого качества не выявлено.Анализ полученных результатов констатирует повышение количество учеников с высоким уровнем сформированности нравственного качества «Умение отзываться на горе и радость другие детей» в экспериментальной группе с 20% до 50%. В то время как в контрольной группе количество учеников с высоким уровнем сформированности данного качества осталось на прежнем уровне 20%. Количество учеников со средним уровнем сформированности данного качества в экспериментальной группе уменьшилось на 15%, и стало 45%. В контрольной группе изменений не произошло. Количество учеников с низким уровнем сформированности нравственного качества в контрольной группе осталось на прежнем уровне, в то, время как в экспериментальной группе количество учеников уменьшилось на 15% и стало 5%.Полученные результаты контрольного этапа по методике «Закончи историю» позволили установить, что в экспериментальной группе количество учеников с высоким уровнем осознания нравственных норм увеличилось с 25% до 50%. В тоже время в контрольной группе увеличение произошло только на 5%.Количество детей в экспериментальной группе со средним уровнем осознания нравственных норм в контрольной группе уменьшилось на 5%, в экспериментальной группе уменьшилось на 15%. Количество учеников с низким уровнем осознания нравственных норм в контрольной группе осталось на прежнем уровне, в тоже время в экспериментальной группе не выявлено количество учеников с низким уровнем осознания нравственных норм.Представленные результаты позволяют утверждать, что, проведение занятий по формированию нравственных качеств способствовало формированию не только нравственных знаний и норм, но и переводом этих знаний во внутренний план, то есть превращение в нравственную привычку. Результаты контрольного этапа установили, что количество детей, сделавших правильный нравственный выбор в контрольной группе осталось на прежнем уровне, в экспериментальной группе увеличилось на 15% и стало 25%.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2015. – №11. – С. 68 71.Анализ содержания детских рассказов - метод определения динамики развития нравственных представлений // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых: Материалы к заседанию бюро отделения теории и истории педагогики АПН СССР, посвященному 80-летию со дня рождения А.В. Запорожца, М. 2016. – С. 73-77.Апресян Р. Г. Нравственность / Р.Г. Апресян // Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2015.Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. – М.: Просвещение, 2016. – 275 с.Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 2018.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте СПб.: Питер, 2018. - 272 с.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 2014.Даренская Л. С. Воспитание культуры общения / Л.С. Даренская// Ребенок в детском саду. —2016. №1. С. 33-40Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика» / Е. Емакова // Народное образование. 2015. 9–10.Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии / О. Н. Ефимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. 3. С. 9-12.Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. – Минск, 2016. – С. 38.Кириллов И.Л., Девятых С.Ю. (ред). Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников. Материалы международной научно-практической конференции 20–21 января 2011 года. – Пенза – Витебск – Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – 210 с.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Академия, 2016. – 195 с.Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника / В.И. Логинова // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб., 2017.-С. 3-14.Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Сфера, 2018. - 80 с.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2016. – С. 24-26.Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности / Е.А. Новгородцева// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения 2017 г. – М.: Сфера. С. 45-56.Педагогические условия формирования взаимоотношений между дошкольниками // Деятельность органов народного образования по руководству дошкольными учреждениями: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. М., 2000. - С.95-99.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. - 389 с.Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – с. 68-76.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ А.И. Сорокина. М.: – Просвещение, 2016. – 96с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htmlФрадкин, Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия / Ф. Фрадкин // Воспитание школьников. – 2014. –№6Штольц, Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М.: Просвещение, - 2014. – 375 с.

1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2015. – №11. – С. 68 71.
2. Анализ содержания детских рассказов - метод определения динамики развития нравственных представлений // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых: Материалы к заседанию бюро отделения теории и истории педагогики АПН СССР, посвященному 80-летию со дня рождения А.В. Запорожца, М. 2016. – С. 73-77.
3. Апресян Р. Г. Нравственность / Р.Г. Апресян // Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2015.
4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. – М.: Просвещение, 2016. – 275 с.
5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 2018.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте СПб.: Питер, 2018. - 272 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 2014.
8. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения / Л.С. Даренская // Ребенок в детском саду. —2016. №1. С. 33-40
9. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика» / Е. Емакова // Народное образование. 2015. 9–10.
10. Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии / О. Н. Ефимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77.
11. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. 3. С. 9-12.
12. Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. – Минск, 2016. – С. 38.
13. Кириллов И.Л., Девятых С.Ю. (ред). Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников. Материалы международной научно-практической конференции 20–21 января 2011 года. – Пенза – Витебск – Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – 210 с.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Академия, 2016. – 195 с.
15. Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника / В.И. Логинова // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб., 2017.-С. 3-14.
16. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Сфера, 2018. - 80 с.
17. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2016. – С. 24-26.
18. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности / Е.А. Новгородцева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения 2017 г. – М.: Сфера. С. 45-56.
19. Педагогические условия формирования взаимоотношений между дошкольниками // Деятельность органов народного образования по руководству дошкольными учреждениями: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. М., 2000. - С.95-99.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. - 389 с.
21. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – с. 68-76.
22. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ А.И. Сорокина. М.: – Просвещение, 2016. – 96с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
24. Фрадкин, Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия / Ф. Фрадкин // Воспитание школьников. – 2014. –№6
25. Штольц, Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М.: Просвещение, - 2014. – 375 с.