Инновации в гуманитарных науках: проблемы и перспективы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление проектами
  • 2525 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 28.04.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

1. Современные тенденции в инновации в области гуманитарных наук 4
1.1. Роль инноваций в гуманитарном образовании 4
1.2. Необходимость инноваций в гуманитарном образовании 8
2. Инновации в системе высшего образования 14
2.1. Проблемы модернизация гуманитарного образования 14
2.2. Перспективы развития инноваций в гуманитарных науках 20
Заключение 24
Список литературы 25



Фрагмент для ознакомления

Для решения такой сложной задачи необходимо соблюдение ряда условий. Первое из них – это формирование и развитие кадровой базы преподавателей университета, обладающих высоким научным уровнем. Второе – развитие на базе высшего учебного заведение прикладных научных центров, способных создавать оригинальные научные разработки с последующим их практическим использованием. Третье – сохранение и укрепление тесной связи университета, как регионального научного и образовательного центра, с интересами региона, их постоянный учет в текущей деятельности. Это в свою очередь требует развития системы мониторинга указанных интересов. Четвертое условие – это стремление к постоянному наращиванию научного потенциала создаваемых в университете разработок. Это будет способствовать как повышению интереса у участников процесса, в том числе у студентов, так и признанию вуза в качестве инновационного центра в научной и образовательной среде, у региональных властей, в широкой общественной сфере. И, наконец, последним необходимым условием является постоянное наращивание и качественное обновление материально-технической базы университета. При соблюдении указанных условий университет способен накапливать свою интеллектуальную собственность, представляющую практическую ценность. В свою очередь создатели такой собственности могут выступать в качестве авторов новых бизнес – идей в образовательной и научной сфере. Одной из таких широко распространившихся идей, в частности стало предоставление образовательных услуг по дополнительному образование, организация занятий по специализированным курсам переподготовки и подготовки специалистов с различным сроком обучения. В том числе в ряде центральных вузов внедряется практика подготовки специалистов, непосредственно ориентированных на инновационную деятельность. Особенно важной стороной такой работы является подготовка молодых кадров, мобильно реагирующих на происходящие изменения. В некоторых университетах даже создается собственная инновационная инфраструктура, необходимая для обеспечения коммерциализации научно-исследовательских работ, придания им прикладного экономически востребованного на научном рынке характера. Кроме того, подобная инфраструктура может стать толчком для развития инновационной деятельности в регионе в целом, стать своеобразным образцом, «пилотным» проектом для местных властных органов. Основные апробированные формы подобной инфраструктуры – это технопарки и бизнес-инкубаторы. Однако подобная деятельность абсолютно не исключается и для представителей гуманитарного направления обучения.Перспективы развития инноваций в гуманитарных наукахDigitalHumanities (Цифровые гуманитарные науки) на протяжении уже почти полувека доказывает, что действительно является отдельной областью исследования. И имеет безусловные основания для этого: завершен и представлен ряд убедительных проектов в области лингвистики, истории, музыки, искусствоведения, реализованных с использованием цифрового инструментария; сформировано научное сообщество Цифровых гуманитарных наук, которое в рамках регулярно проводимых конференций и семинаров представляет результаты своих исследований; обсуждается становление Цифровых гуманитарных наук как учебной дисциплины. Таллер Манфред, профессор Кельнского университета, в 2012 году предпринял попытку анализа дискуссий вокруг Цифровых гуманитарных наук, выделяя между тем опасности развития данной междисциплинарной области: «акцент на инфраструктуру для цифровых гуманитарных наук может скрыть тот факт, что исследования в конечном итоге основаны на аналитических методах и инструментах, а не только на предоставлении необходимых данных или публикации инструментов исследования; ИТ может поддерживать гуманитарные науки во многих формах и национальных традициях, что, однако, не должно закрывать более широкое представление о возможностях цифровых гуманитарных наук; Грядущая «мобильная революция» может привести к повторению разрушительного процесса, имевшего место во время революций на ПК и в Интернете; Сфера цифровых гуманитарных наук, возможно, должна играть более активную роль не только в восприятии технологий, но и в их развитии».Гуманитарные знания сами по себе не единообразны. Границы гуманитарных знаний, как внешних, так и внутренних, слишком размыты. Внутри каждой дисциплины содержатся не только разделы, но и ряд школ и методик, некоторые из которых ставят под сомнение правильность других, многие из них являются общими для нескольких дисциплин. По крайней мере, по внешним показателям некоторые гуманитарные дисциплины, например, история, можно отнести к общественным наукам.В целом считается, что три или четыре дисциплины - философия, история, литературоведение и, возможно, античность - составляют основу современного гуманитарного знания. И в то же время мы знаем, что новые или вспомогательные дисциплины (в которых отсутствует институциональная инфраструктура высококлассных дисциплин) постоянно создаются в ответ на появление новых технологий или жанров (телевизионные исследования, цифровые технологии в гуманитарных науках), или новые социальные, культурные, политические движения (гендерные исследования, постколониализм), или новые возможности карьерного роста (музеология), или новые функциональные отношения с другими дисциплинами (деловое и профессиональное общение), или просто маркетинговый спрос (письмо). Более того, воображаемые границы гуманитарной области время от времени «атакованы» областями точных знаний.Еще в начале XX века ученые пытались применить математические методы в гуманитарных науках, в частности в лингвистике. Так был исследован роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на предмет вероятности следования гласного или согласного звука за каждой буквой в произведении.Любая область научного знания в своем развитии следует логике существования и взаимодействия структуры и ее элементов. Понятия элементов и структуры раз рабатываются с античных времен и трактуются всоответствии с представлениями о мироустройстве в целом. Пифагорейцы абсолютизировали структуру явлений и мира и объясняли состояние истепень устойчивости структуры количественными, числовыми соотношениями. Демокрит структурными особенностями наделяет атомы, многообразные сочетания которых есть тела/объекты, и считает причиной новых качественных состояний простое изменение структурной связи тех элементов, которые образуют явление. Любая структура, в том числе и структура гуманитарного знания, состоит из элементов, каждый из которых представляет собой некое единство устойчивости и изменчивости. И каждая структура конечна в плане возможности содержать («освоить») определенное количество элементов. Они связаны не только между собой, но и с другими явлениями/структурами и не могут быть однопорядковыми. Поэтому междисциплинарность– естественное состояние развития структуры гуманитарного знания. Основная структура может производить новые элементы, которые вызывают появление себе подобных и могут формироваться в иную структуру. Таким образом, любая структура, простая или сложная, определяется ее элементами. Следовательно, она всецело зависит от них.Незначительные изменения элементов не повлекут за собой разрушения структуры или образования новой, значит, она самостоятельна, но эта самостоятельность не абсолютна.Характер изменений и развития элементов зависит от способа их связи и взаимодействия в рамках целого (структуры). Так, использование цифровых технологий всегда привязано к конкретной области знаний (история, лингвистика и др.) Отношения могут быть разными: соответствие, несоответствие, взаимообусловленность, противоречие и др. Структура может способствовать или не способствовать развитию элементов и работает при условии их соответствия или несоответствия по характеру, уровню или темпам изменения и развития. Прогрессирующие элементы приходят впротиворечие со структурой. Условие разрешения противоречия– замена старой структуры новой. И это повторяется бесконечно. Следовательно, смена структуры в результате развития элементов закономерна. Требования кней предъявляются не каким-либо ничтожным числом элементов, а всей их совокупностью, ибо они взаимосвязаны. Появляется новая структура, и она соответствует новым элементам. Таким образом, в развитии любого явления заложены тенденции отставания структуры от развития ее элементов иприведения структуры в соответствие с развивающимися элементами. Она не может оставаться однородной в меняющемся пространстве и течении времени. В нашем случае появление новой структуры вряд ли возможно, так как DigitalHumanities по большей части носит прикладной характер, нокачественное изменение самой структуры гуманитарного знания подвоздействием стремительного развития одного из ее элементов все же видится неизбежным. В данной ситуации — это очевидный способ «выживания» структуры.ЗаключениеНовый технологический уклад, «цифровизация» экономики обусловливают динамичное ежечасное изменение информационной среды, что требует постоянной работы по развитию образовательных программ. Соответственно возникает объективная необходимость постоянной обратной связи и внесения корректив в стратегию цифрового взаимодействия, «дорожные карты» развития информационных систем, «портфели» конкретных инструментов, программных продуктов. Важными барьерами на пути формирования и функционирования рассматриваемых механизмов могут стать инфраструктурные ограничения и отставание инжиниринга в современной системе образования.В настоящее время мы можем наблюдать некое переходное состояние структуры гуманитарного знания за счет нарастания элементов нового состояния, связанных с применением цифровых технологий в процессе исследования. Такое состояние можно назвать компромиссным, но это неможет длиться бесконечно, потому как компромисс– состояние временное. Остается один выход: изменение структуры. В данном случае за счет включения в нее или же «признания» нового ее элемента– DigitalHumanities.Таким образом, никакая структура не может представлять собой статичное образование. Непременное условие ее существования– соответствие элементам, которые находятся в состоянии перманентного изменения.Список литературыЖелезнякова С.И. К вопросу о гуманитарном образовании в современном вузе//Концептуал/Сост. А.В.Матюхин. М., МФПУ «Синергия», 2016, с.395-398.Новиков, С.Г. Целеполагание российского образования в контексте стратегии опережающего развития / С.Г. Новиков // Профессиональное образование в современном мире. 2017.№1. Т.7. С.748 –754.Сиволап Т. Проблема внедрения инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин / Т. Сиволап // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, том 200, 2013.Цветков В. Я. Неявные знания в образовании//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-3. С. 504-505Debates in the Digital Humanities / M.K.Gold (ed.). University of Minnesota Press, 2012.Edelstein D. How Is Innovation Taught? On the Humanities and the Knowledge Economy/D. Edelstein//Liberal Education, vol.96, No. 1.

Список литературы

1. Железнякова С.И. К вопросу о гуманитарном образовании в современном вузе//Концептуал/Сост. А.В.Матюхин. М., МФПУ «Синергия», 2016, с.395-398.
2. Новиков, С.Г. Целеполагание российского образования в контексте стратегии опережающего развития / С.Г. Новиков // Профессиональное образование в современном мире. 2017.№1. Т.7. С.748 –754.
3. Сиволап Т. Проблема внедрения инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин / Т. Сиволап // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, том 200, 2013.
4. Цветков В. Я. Неявные знания в образовании//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-3. С. 504-505
5. Debates in the Digital Humanities / M.K.Gold (ed.). University of Minnesota Press, 2012.
6. Edelstein D. How Is Innovation Taught? On the Humanities and the Knowledge Economy/D. Edelstein//Liberal Education, vol.96, No. 1.

Вопрос-ответ:

Каковы современные тенденции в инновациях в области гуманитарных наук?

Современные тенденции в инновациях в области гуманитарных наук включают в себя внедрение информационных технологий, использование искусственного интеллекта, развитие цифровых инструментов для исследований и общения, стремление к междисциплинарности и глобализации в гуманитарных науках.

Какова роль инноваций в гуманитарном образовании?

Роль инноваций в гуманитарном образовании заключается в создании новых методов обучения и оценки знаний, расширении доступа к образованию, развитии креативности и критического мышления студентов, интеграции современных технологий в учебный процесс.

Почему необходимы инновации в гуманитарном образовании?

Инновации в гуманитарном образовании необходимы для адаптации к быстро меняющемуся миру, обеспечения конкурентоспособности выпускников, развития новых и актуальных знаний, формирования у студентов навыков работы с информацией, развития креативности и критического мышления.

Какие проблемы модернизации гуманитарного образования существуют?

Проблемы модернизации гуманитарного образования включают ограниченные финансовые ресурсы, сопротивление традиционным методам обучения, несоответствие программ обучения потребностям рынка труда, отсутствие инновационной культуры в учебных заведениях.

Какие перспективы развития инноваций в гуманитарных науках?

Перспективы развития инноваций в гуманитарных науках включают развитие смешанной модели обучения (онлайн и офлайн), создание виртуальных лабораторий и коллективной работы над проектами, развитие интерактивных и геймификационных методов обучения, внедрение технологий в исследовательскую деятельность.

Какие существуют современные тенденции в инновациях в области гуманитарных наук?

Современные тенденции в инновациях в области гуманитарных наук включают в себя использование цифровых технологий, создание междисциплинарных программ, применение методов искусственного интеллекта и машинного обучения.

Какую роль играют инновации в гуманитарном образовании?

Инновации в гуманитарном образовании играют роль в развитии новых методов преподавания, обогащении содержания учебных программ и повышении мотивации студентов к изучению гуманитарных наук.

Почему инновации необходимы в гуманитарном образовании?

Инновации необходимы в гуманитарном образовании для обновления содержания образовательных программ, адаптации к современным вызовам и потребностям общества, развития критического мышления и творческих способностей студентов.

Какие проблемы существуют в модернизации гуманитарного образования?

Проблемы модернизации гуманитарного образования включают недостаточное финансирование инновационных проектов, несоответствие содержания образования потребностям рынка труда, традиционный подход к преподаванию и отсутствие высококвалифицированных преподавателей.

Какие перспективы развития инноваций в гуманитарных науках?

Перспективы развития инноваций в гуманитарных науках включают расширение использования технологий в образовании, создание сетевых образовательных платформ, развитие совместных исследовательских проектов и укрепление взаимодействия с другими областями науки.

Какие современные тенденции в инновациях в области гуманитарных наук?

Современные тенденции в инновациях в гуманитарных науках включают использование информационных технологий, цифровизацию и автоматизацию процессов, разработку новых методов и подходов к исследованиям, а также укрепление междисциплинарного взаимодействия.