Изучение межличностных отношений младших школьников методом социометрии (практичкская часть)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 1515 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 25.04.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ СОЦИОМЕТРИИ 2
2.1 Организация исследования и методы исследования 2
2.2 Характеристика класса 5
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования социометрического исследования межличностных отношений в 3 «А» классе 7
2.3 Практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в классе 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 14





Фрагмент для ознакомления

В классе есть учащиеся с повышенной конфликтностью (Артем С. и Соня К.). Возможные конфликты у 3 пар: Артем С. – Жанна Х., Артем С. – Соня К., Катя Т. – Соня К. Результаты взаимоотношений также можно представить графически в виде социограммы (см. приложение А).Проведенное социометрическое исследование показывает высокую эмоциональную экспансивность младших школьников [1] (количество сделанных выборов большое), межличностные связи многообразны. Учащиеся делали несовпадающие взаимовыборы, что говорит о высокой интуиции в межличностных отношениях в данном классе.При помощи метода социометрии мы подтвердили гипотезу исследования межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста, о том, что социометрический статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности межличностных отношений. 2.3 Практические рекомендациипо улучшению социально-психологического климата в классеКлассным руководителям необходимо вовлекать «изолированных» и «отверженных» ребят в различные формы групповой деятельности, оказание помощи в установлении контактов со сверстниками, повышение их социального статуса, создание таких условий, в которых проявляется инициатива, лидерство.Психологу необходимо провести индивидуальное консультирование классных руководителей с выдачей рекомендаций в целом по классу и по каждому учащемуся.Психологу необходимо проведение индивидуальной работы с детьми, имеющими статус «отверженного» и «изолированного»по углубленному изучению их личностных особенностей и выдачей рекомендаций родителям и педагогам по индивидуальному подходу к ребенку в процессе обучения и воспитания для помощи ему в адаптации к обучению в старшем звене (по запросу).Психологу провести занятия по развитию коммуникативных навыкову учеников.ЗАКЛЮЧЕНИЕМладший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. В ходе исследования были выделены следующие выводы: Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе. При помощи метода социометрии мы подтвердили гипотезу исследования межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста, о том, что социометрический статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности межличностных отношений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБайгазова, Р.В., Каримова, Л.М. Взаимосвязь социометрического статуса и эмоционального состояния младших школьников //Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Часть II. - Бирск: Бирск. гос. соц. - пед. акад., 2012. - С.289.      Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 442 с. .       Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб.: Питер, 2004. - 268 с. ПРИЛОЖЕНИЕ АСоциограмма

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байгазова, Р.В., Каримова, Л.М. Взаимосвязь социометрического статуса и эмоционального состояния младших школьников //Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Часть II. - Бирск: Бирск. гос. соц. - пед. акад., 2012. - С.289.
2. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 442 с. .
3. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб.: Питер, 2004. - 268 с.







Вопрос-ответ:

Как проводилось исследование межличностных отношений младших школьников?

Исследование проводилось методом социометрии, который позволяет выявить степень популярности и привлекательности каждого ученика в классе.

Какими методами были анализированы результаты социометрического исследования?

Результаты исследования анализировались с помощью статистических методов, таких как вычисление коэффициента социометрической популярности, коэффициента социометрической отверженности и т.д.

Какие характеристики имеет класс, в котором проводилось исследование?

Класс, в котором проводилось исследование, состоит из младших школьников 3-го класса. В классе учится 25 учеников, включая 12 девочек и 13 мальчиков.

Какие практические рекомендации даны по улучшению социально психологического климата в классе?

В исследовании даны следующие рекомендации: создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества, проведение классных мероприятий, нацеленных на укрепление дружеских отношений, организация тренингов по развитию эмоциональной компетентности и конфликтологии.

Как проводится исследование межличностных отношений младших школьников методом социометрии?

Исследование межличностных отношений младших школьников методом социометрии проводится путем опроса каждого ученика, чтобы узнать, с кем он хотел бы дружить, а с кем нет, а также кому из класса он доверяет. Данные затем анализируются и интерпретируются для определения статусов учеников в социальной группе.

Какие методы исследования применяются для изучения межличностных отношений младших школьников?

Для изучения межличностных отношений младших школьников применяется метод социометрии. Это метод, основанный на опросе учеников, где они должны указать, с кем они хотели бы дружить и у кого из класса они чувствуют себя в безопасности. Также может использоваться метод наблюдения и записи поведения учеников в различных ситуациях.

Какие результаты были получены из анализа и интерпретации социометрических данных в исследовании межличностных отношений в 3 А классе?

Из анализа и интерпретации социометрических данных в исследовании межличностных отношений в 3 А классе были получены следующие результаты: определены лидеры и аутсайдеры класса, выявлены группы учеников, которые предпочитают общаться друг с другом, и группы, в которых возникают конфликты. Также было установлено, что некоторые ученики испытывают трудности в социальном взаимодействии.

Какие практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в 3 А классе были даны после исследования?

После исследования в 3 А классе были даны следующие практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата: проведение тренингов по развитию коммуникативных навыков, организация совместных мероприятий для укрепления коллектива, создание условий для проявления индивидуальных способностей учеников, и повышение внимания со стороны педагогов к проявлениям конфликтов и негативного поведения.

Как проводилось исследование межличностных отношений младших школьников методом социометрии?

Для проведения исследования межличностных отношений младших школьников методом социометрии был выбран класс 3 А. В ходе исследования ученикам предлагалось выбрать трех одноклассников, с которыми они хотели бы участвовать в различных социальных активностях. Результаты были обработаны и проанализированы для определения степени популярности, непопулярности и нейтральности каждого ученика.

Какие характеристики имеет класс 3 А, в котором проводилось исследование?

Класс 3 А, в котором проводилось исследование, характеризуется наличием 26 учеников, из которых 11 мальчиков и 15 девочек. В классе есть ученики, которые активно участвуют в социальных взаимодействиях, а также ученики, которые оказываются изолированными от группы.

Какими результатами был получен анализ и интерпретация социометрического исследования межличностных отношений в классе 3 А?

В результате анализа и интерпретации социометрического исследования межличностных отношений в классе 3 А было установлено, что некоторые ученики пользуются большей популярностью у своих одноклассников, в то время как другие ученики оказываются наименее популярными. Также было выявлено, что некоторые ученики оказываются изолированными и не имеют близких друзей в классе.