Классификация русских плясок

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Народное искусство
  • 3030 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 01.05.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.1. История возникновения русского народного танца 6
1.2. Общая характеристика русских народных танцев 11
1.3. Пляска 18
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Благодаря Ларионову песня «Калинка» признана самой популярной русской народной песней во всем мире. Популярность песни вывела танец на самые большие сцены. Ступени калининского танца разнообразны, но чаще всего это сгибание присядка.В наши дни танец Калинка стал выдающимся танцевальным шоу. Гибкие движения, присядка, прыжки в высоту, прекрасное русское пение, танец Калинка показывает глубокие русские культурные традиции.Мужские костюмы для этого русского танца достаточно традиционны: яркие косоворотки, рубашки, темные брюки и высокие сапоги. Женские русские танцевальные костюмы для Калинки могут быть различными. Важнейшим критерием является легкая широкая юбка, поэтому русские танцоры могут свободно прыгать и приседать.«Камаринская».Камаринская — популярный русский народный танец, в основном мужской, представляющий удалой пляс в сопровождении одноименной песни.Основу танца составляют пошаговые движения. Нога ставится на пятку, затем на носок. Этот элемент имеет разные названия: выбивание, постукивание (выбивание грязи из ботинка). Руки кладут на пояс («руки в боки»), затем разводят в стороны. Имеется также элемент приседания, прыжков, вращения и ходьбы по кругу. Во время танца танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.В XVIII - XIX веках Камаринская была включена в программу русских ассамблей и балов, где ее обычно танцевали все присутствующие.«Голубец» Голубец(голубиный танец) - древнерусский народный танец, в котором запечатлена размолвка и примирение двух влюбленныхТанец парный. Начинается в очень медленном темпе. Каждый танцевал в своем характере и по-своему топал ногами. Девушка стояла на одном месте, пытаясь отвернуться от парня, который ходил вокруг нее, подражая голубю, ухаживающему за голубкой весной. Затем темп музыки ускорялся, парень начинал более энергично преследовать девушку, совершая разнообразные трюки, пытаясь показать свое мастерство. Девушка была все более дружелюбна по отношению к партнеру и не пыталась уже уйти от него, а затем шла ему навстречу, покачивая бедрами и плечами, плавно размахивая руками. Лишь иногда в финале пара, держась за руки, делают по кругу несколько поворотов, бывает реже, что парень, обнимая девушку, кружится с ней. Танец заканчивался имитацией соития. Танец, как правило, заканчивался в середине круга взаимным поклоном.«Журавль».Журавль - белорусский, казацкий, русский, украинский танец, где главным героем был «журавль». Он происходит от хоровода и является одним из древнейших славянских танцев. До XIX века был частью магического обряда на свадьбах, также связанного с колядованием.Несколько девушек танцуют, другие защищают их от «журавлей» (парни), они поют, например:«Пасею я лён, канапель,Налятае журавель...»Если парни ловили девушек, пели все вместе:«Ішліхлопцымяжою,Пілі смалу дзяжою...»В другом варианте исполнители медленно поднимают правую, затем левую ногу, имитируя шаги журавля. В центре круга идет парень - «журавль». Если пары кружатся, «журавль» стремится выхватить какую-то девушку из рук парня. Девушки поют:«Да ўнадзіўся журавельДа данашыхканапель…»Когда девушки кричат: «Хапай, журавель!» - он должен схватить девушку за руку и потанцевать с ней на один круг ....«Трепак».Трепак (от «трепать») - древнерусский танец, также широко распространенный в Украине. Выполняется в быстром темпе, двудольного размера. Основными движениями являются дробные шаги, вытаптывание и приседание с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения были составлены исполнителем на ходу. По своим свойствам он имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо мужской танец, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак не имел своей общепринятой мелодии.«Матаня».«Матаня» - русский танец с частушками под особую мелодию. Пляска «Матаня» идет в круге или по кругу, где сопровождающий инструмент (или инструментальная группа) может находиться в центре круга, либо вне круга, либо в кругу споющими. Во время исполнения стиха певец не танцует, сопровождая выступление художественными жестами. Остальные участники действия как бы «экономят» движения, сберегая энергию к концу, где пляска разворачивается «от души».«Тройка».Тройка — русский народный танец, где мужчина танцует с двумя женщинами. Русское слово «тройка» означает конную повозку, в которую запряжено три коня. Танцоры имитируют скачущих лошадей, везущих салазки или повозку.«Метелица»Метелица - это русский, украинский и белорусский народный танец с быстрой сменой фигур и разнообразных кругов, напоминающих метель. Метелица - это танец зимних гуляний молодых людей, которые обычно проходят на празднике на сельской площади или на замерзшем пруду.Танцоры кружатся в быстром танце, изображая метель. Метель исполняется вместе с пением или просто под музыку. Хоровод «метелицы» строится на одном или двух простых движениях. Ведущая пара увлекаетвсю цепочку людей, танцующих по кругу, восьмеркой или «улиткой», а иногда закручивает всех в «сугроб», скученный в центре.«Яблочко».Пляска "«Яблочко» считается «матросским». Его танцуютна одном и том же месте, руки за спиной.Существует версия, что танец «Яблочко» появился как синтез кельтскогохорнпайпа и русских народных плясок. Русские морякипереняли танец в портовых тавернах от ирландских моряков, плавающих на британских кораблях. «Русскаяпляска».Русская пляска - это своего рода русский народный танец. Движение танца с каждымтактом становится все более разнообразным, что является характерной чертой танца. Русская пляска импровизационная. Каждый регион России имеет свой, местный тип пляски. Раньше это был церемониальный, а теперь - бытовой танец.«Танок».Древний южнорусский и украинский народно-массовый ритуальный танец, с песней и элементами игры, Танокблизок к хороводам. Понятие «вождение танков» соответствует общероссийскому понятию «вождение хороводов».У курян «вождение танков» соответствует общерусскому «вождение хороводов». Однако определения «танка» бывают разные. В одном случае танки совпадают с хороводами: «хороводы проводятся с пением старых песен. Хороводы эти называются танками»; вдругом они независимы: «водили танки и хоровод»; и в третьем: «они водят танки, образуя танец», и «кривой танок уже не просто хоровод, а высшее развитие хоровода». Иногда танки означают то же самое, что и хороводы-игры: «они ведут танки, то есть хороводы, связанные с определенными движениями, называемыми играми».ЗаключениеРусская народнаяпляска — это великое богатство, которое на протяжении многих столетий создавал и обогащал народ. Пляска впитывала лучшие черты характера русского человека - широту души, сердечность, гостеприимство, удаль, нравственность и многие другие положительные качества. Хотя необходимо заметить, что исполнители, как в быту, так и на сцене показывали не только одни положительные стороны характера русского человека. Но в этом всегда былпозитив: высмеивались человеческие пороки и утверждались смелость, мужество, гордость. В танце царила любовь и уважение к людям, в них добро всегда побеждало зло!Русская народнаяпляска была и остается важной частью русской культуры. Традиционный русский народный танец берет свое начало в разных источниках. К ним относятся: славянское и татарское происхождение. Некоторые из первых русских народной музыки и танца появились примерно в 10 веке, когда славянские племена переселились в Россию. В последующие столетия в регион вошли другие народы и культуры, культуры которых были включены в общую русскую культуру. Культурная смесь музыки и танца, которую эти культуры принесли с собой, способствовала развитию русских народных плясок.Русскуюпляску, в первую очередь, отличает экспрессия, ритм и динамичные движения: прыжковые, ловкие и акробатические движения.Во-вторых и другие: выраженная чувственность, грация, особенно в женских танцах. Русский танец это как неординарная и широкая душа русского человека.Традиции русского народного танца продолжают играть важную роль в различных сферах русской культуры. К ним относятся в области музыки и танца. Один из примеров можно увидеть в «Русском балете», в котором русские народные танцы и музыка включали в свои пьесы.Русские пляски происходят от нескольких групп людей и их культур, таких как татары и славяне. Из-за этого у этих танцев есть разнообразие в движении и темпе, делая их одним из самых красивых танцев в мире. Такие танцы, как «Чечетка», «Карельский танец», показывают, что разнообразие может принести в музыку и танцы гораздо больше красоты, чем мы можем себе представить.Многие из этих танцев в прошлом исполнялись только низшими классами, в то время как высшие классы только смотрели, но теперь все наслаждаются ими. Костюмы красиво оформлены, с прекрасными и тщательно подобранными деталями. Вот почему все танцы выглядят еще красивее.Каждая страна имеет свою собственную культуру и традиции, которые отличают ее от других, но, тем не менее, когда все они расположены в одном районе, всегда есть одна связь, которая связывает каждую страну. В славянском регионе этой магической связью являются народные танцы. Да, они все немного разные, но когда дело доходит до конца, все славянские танцы очень похожи. Так что, если мы столкнемся с ситуацией, когда все мы будем танцевать один большой танец, мы сделаем это без проблем.Многообразие плясок, обилие их видов — трудовые и охотничьи, воинственные и любовные — рождено самой жизнью. Умению видеть жизнь и претворять ее в искусстве надо учиться у народа. Недаром не только танец, но все, что создает талант народа,— легенда или песня, керамика или вышивка, национальный костюм или зодчество, — дышит поэтическим восприятием окружающего мира. Вот почему народное творчество — лучший учитель дли всех, кто стремится сделать сцену зеркалом жизни. Список использованных источников и литературыБаглай В.Е. Этническая хореография народов мира. Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 405 с.Базис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы /К. Базис. 2-е изд., испр. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань; Санкт-Петербург : Планета музыки, 2008. 346 с.Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца: учебное пособие для вузов культуры и искусств / Г. Ф. Богданов; Московский гос. ун-т культуры и искусств. - [2. изд.]. - Москва: Изд-во МГУК, 2003 (Тип.Момент). - 221 с. Богданов Г.Ф. Традиционная русская народная хореография: жанры, формы, композиции (от истоков до начала XX века): [учебное пособие для вузов по направлению подготовки 071500 "Народная художественная культура" (квалификация "бакалавр")] / Г. Ф. Богданов; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва :МГУКИ, 2014. - 442 с.Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца. — М.: Всероссийское музыкальное общество, 1995 - С. 20-23.Борзов А.А. Грамматика русского танца : теория и практика / Анатолий Борзов; [Рос.ун-т театр. искусства-ГИТИС]. - Москва :ГИТИС. Т. 1. - 2014. - 558 с.Вашкевич, Н. Н. История хореографии / Н.Н. Вашкевич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 232 c.Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н.Н. Вашкевич. - М.: Лань, Планета музыки, 2009. - С. 88.Захаров В. М. Поэтика русского танца / В. М. Захаров; Владимир Захаров. - Москва: [б. и.]. Т. 4: Народная художественная культура регионов России: обряды, песня, танец, костюм, промыслы. - 2009. - 423 с.Калыгина А.А.. Традиционные народные танцы и игры: [описание народных танцев, рисунки, ноты] / Анна Калыгина. - Москва: Век информации, 2014. - 289 с.Кособуцкая Н.Ю. Мужские танцевальные движения прыжковой группы: учебно-методическое пособие по дисциплине "Русский танец" для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 071200.62 "Хореографическое искусство", 071500.62 "Народная художественная культура" / Н. Ю. Кособуцкая; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ЧГАКИ, 2013. - 67 с.Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. – СПб., 2007 - 344 с.Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. -256 с.Матвеев В.Ф. Русский народный танец: теория и методика преподавания: учебное пособие : [12+] / В. Ф. Матвеев. - Изд. 2-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2013. - 251 с.Морохин В.И. Хрестоматия по истории русской фольклористики. — М.: Высшая школа, 1973 - С. 43 Мурашко М.П. Русская пляска : учебное пособие / М. П. Мурашко ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва : Издательский дом МГУКИ, 2010. - С. 342.Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. – 144 с.Устинова Т.А. Русские танцы. — М.: Молодая гвардия, 1955 - С. 24, 97Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А. Я. Цорн. 2-е изд., испр. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар : Лань; Санкт-Петербург : Планета музыки, 2011. 539 с.Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004. 384 с.Балет. Танец. Хореография: [Текст]: краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост.: Н. А. Александрова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург [и др.] : Планета музыки [и др.], 2011. - 622 с.Камаринскiй: лихая русская пляска / конс.: Т. А. Мартемьянов, В. Н. Семенкович. - Репр. изд. - Иваново : Роща Академии, 2013. - 34 с.Русский народный танец : история и современность : Материалы IIВсерос. науч.-практ. конф. по рус. нар. танцу [февр. 2003, г. Владимир / Составитель Т. В. Пуртова]. - М. :ГРДНТ, 2003. - 110 с.16 Русских народных танцев [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fishki.net/1587811-16-russkih-narodnyh-tancev.html - (Дата обращения: 21.03.2019г.).Русские народные танцы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://origin-life.ru/blog/43536591410/Russkie-narodnyie-tantsyi - (Дата обращения: 22.03.2019г.).История русского танца [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.letopis.info/themes/dancing/istorija_russkogo_narodnogo_tantsa.html - (Дата обращения: 22.03.2019г.).Русские народные танцы. Культура и искусство [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/russkie_narodnie_tantsi.html - (Дата обращения: 22.03.2019г.).

Список использованных источников и литературы
1. Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира. Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 405 с.
2. Базис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы /К. Базис. 2-е изд., испр. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань; Санкт-Петербург : Планета музыки, 2008. 346 с.
3. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца: учебное пособие для вузов культуры и искусств / Г. Ф. Богданов; Московский гос. ун-т культуры и искусств. - [2. изд.]. - Москва: Изд-во МГУК, 2003 (Тип. Момент). - 221 с.
4. Богданов Г.Ф. Традиционная русская народная хореография: жанры, формы, композиции (от истоков до начала XX века): [учебное пособие для вузов по направлению подготовки 071500 "Народная художественная культура" (квалификация "бакалавр")] / Г. Ф. Богданов; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва : МГУКИ, 2014. - 442 с.
5. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца. — М.: Всероссийское музыкальное общество, 1995 - С. 20-23.
6. Борзов А.А. Грамматика русского танца : теория и практика / Анатолий Борзов; [Рос. ун-т театр. искусства-ГИТИС]. - Москва : ГИТИС. Т. 1. - 2014. - 558 с.
7. Вашкевич, Н. Н. История хореографии / Н.Н. Вашкевич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 232 c.
8. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н.Н. Вашкевич. - М.: Лань, Планета музыки, 2009. - С. 88.
9. Захаров В. М. Поэтика русского танца / В. М. Захаров; Владимир Захаров. - Москва: [б. и.]. Т. 4: Народная художественная культура регионов России: обряды, песня, танец, костюм, промыслы. - 2009. - 423 с.
10. Калыгина А.А.. Традиционные народные танцы и игры: [описание народных танцев, рисунки, ноты] / Анна Калыгина. - Москва: Век информации, 2014. - 289 с.
11. Кособуцкая Н.Ю. Мужские танцевальные движения прыжковой группы: учебно-методическое пособие по дисциплине "Русский танец" для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 071200.62 "Хореографическое искусство", 071500.62 "Народная художественная культура" / Н. Ю. Кособуцкая; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ЧГАКИ, 2013. - 67 с.
12. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. – СПб., 2007 - 344 с.
13. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. -256 с.
14. Матвеев В.Ф. Русский народный танец: теория и методика преподавания: учебное пособие : [12+] / В. Ф. Матвеев. - Изд. 2-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2013. - 251 с.
15. Морохин В.И. Хрестоматия по истории русской фольклорис-тики. — М.: Высшая школа, 1973 - С. 43
16. Мурашко М.П. Русская пляска : учебное пособие / М. П. Мурашко ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва : Издательский дом МГУКИ, 2010. - С. 342.
17. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. – 144 с.
18. Устинова Т.А. Русские танцы. — М.: Молодая гвардия, 1955 - С. 24, 97
19. Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А. Я. Цорн. 2-е изд., испр. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар : Лань; Санкт-Петербург : Планета музыки, 2011. 539 с.
20. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004. 384 с.
21. Балет. Танец. Хореография: [Текст]: краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост.: Н. А. Александрова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург [и др.] : Планета музыки [и др.], 2011. - 622 с.
22. Камаринскiй: лихая русская пляска / конс.: Т. А. Мартемьянов, В. Н. Семенкович. - Репр. изд. - Иваново : Роща Академии, 2013. - 34 с.
23. Русский народный танец : история и современность : Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. по рус. нар. танцу [февр. 2003, г. Владимир / Составитель Т. В. Пуртова]. - М. : ГРДНТ, 2003. - 110 с.
24. 16 Русских народных танцев [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fishki.net/1587811-16-russkih-narodnyh-tancev.html - (Дата обращения: 21.03.2019г.).
25. Русские народные танцы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://origin-life.ru/blog/43536591410/Russkie-narodnyie-tantsyi - (Дата обращения: 22.03.2019г.).
26. История русского танца [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.letopis.info/themes/dancing/istorija_russkogo_narodnogo_tantsa.html - (Дата обращения: 22.03.2019г.).
27. Русские народные танцы. Культура и искусство [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/russkie_narodnie_tantsi.html - (Дата обращения: 22.03.2019г.).

Вопрос-ответ:

Какие есть виды русских народных плясок?

В русских народных плясках существует множество разнообразных видов. Некоторые из них: Калинка, Камаринская, Берёзка, Коломийка, Барыня, Дробилка, Лезгинка и др.

Какова история возникновения русского народного танца?

История возникновения русского народного танца насчитывает множество веков. Он является одной из самых древних форм народного искусства и имеет свои корни в языческой культуре. В течение истории он претерпевал различные изменения и развивался под влиянием разных народов и культур.

Что такое пляска?

Пляска - это оркестровый способ исполнения русских народных танцев. Она включает в себя элементы акробатики и хореографии, и требует от исполнителей высокой координации движений и грации.

Какие танцы являются самыми популярными в России?

Самыми популярными танцами в России являются Калинка, Камаринская и Берёзка. Эти танцы широко известны и активно исполняются на различных праздниках и мероприятиях.

Какие ступени характерны для танца Калинка?

Ступени Калинки разнообразны, но чаще всего включают сгибание и присядку. Этот танец требует от танцора высокой физической подготовки и гибкости.

Какие танцы относятся к русским народным танцам?

К русским народным танцам относятся различные пляски, такие как Калинка, Кадриль, Барыня и другие.

Какими особенностями характеризуются русские народные танцы?

Русские народные танцы характеризуются живостью, энергичностью, использованием характерных движений и элементов, а также народными музыкальными инструментами.

Какие ступени чаще всего выполняются в танце Калинка?

В танце Калинка чаще всего выполняются ступени, такие как сгибание и присядка.

Какая песня считается самой популярной русской народной песней во всем мире?

Песня "Калинка" считается самой популярной русской народной песней во всем мире. Ее популярность вывела танец на самые большие сцены и заставила миллионы людей по всему миру исполнять узнаваемую мелодию.

Какой танец стал выдающимся в наши дни?

В наши дни танец "Калинка" стал выдающимся и пользуется большой популярностью. Многие люди по всему миру знают и исполняют этот танец на своих выступлениях и танцевальных мероприятиях.

Какая пляска считается самой популярной русской народной песней в мире?

Благодаря Ларионову песня Калинка признана самой популярной русской народной песней во всем мире.

Какие ступени включает в себя танец Калинка?

Ступени калининского танца разнообразны, но чаще всего это сгибание и присядка.