Структурные подразделения Банка России, реализующие регулятивные и надзорные полномочия: их функции, компетенции, инструментарий, правовое обеспечение и порядок взаимодействия.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Банковское дело
  • 2424 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 10.05.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Особенности Центробанка и его функции 4
1.1. Цели и функции Центрального Банка Российской Федерации 4
1.2. Структура Центрального Банка Российской Федерации 10
2. Роль регулятора Банковской системы 14
2.1. Организация банковского надзора 14
2.3. Деятельность Комитета банковского надзора 17
3. Особенности взаимодействия органов банковского надзора 20
Заключение 22
Список литературы 24


Фрагмент для ознакомления

Заседания Комитета проводятся в случаепотребности, но не реже одного раза в месяц.Большую часть работы по оздоровлению крупнейших игроков банковской системы России уже можно считать завершенной, указала глава ЦБ.Обеспечена непрерывность их деятельности, они докапитализированы, разработаны стратегии развития этих банковских групп с учетом возможностей, роли и значимости этих банков для экономики, непрофильные и проблемные активы реструктуризированы, отметила она.При этом Банк России будет продолжать претензионно-исковую работу с бывшими собственниками проблемных банков.3. Особенности взаимодействия органов банковского надзораРабота над совершенствованием банковского надзора представляет собой сложную систему мероприятий проводимых Банком России, и, тем самым, в первую очередь, должна быть связана с улучшением уже существующей банковской системы. В свою очередь Центральный банк проводит ряд мероприятий для ужесточения контроля. Поотношению ккредитным организациям, несоблюдающим законодательные нормы, ЦБвправе использовать санкции. Это запрет насовершение операций определенного вида, наложение штрафа (до1% отуставного капитала), изменение нормативов нашестимесячный срок, принятие решения осанации финансового учреждения, авнекоторых случаях - отзыв лицензии.Так, исходя из данных Годового отчета Центрального Банка Российской Федерации за 2016 год можно заметить, что сравнительно спо сравнению с данными на конец 2015 года в 2016 году данные принудительных мер воздействия Центрального банка РФ возросли на 24,35%. В настоящее время единственный предусмотренный законодательством механизм взыскания ущерба государством при финансовом оздоровлении банков - механизм судебного взыскания убытков при санации (на днях вступают в силу законодательные изменения о порядке расчета таких убытков), регулятор предлагает обсудить два дополнительных механизма.Первый из них - это механизм по блокировке активов на сумму исков Банка России на время судебных тяжб (для того, чтобы активы не были выведены или ликвидированы во время долгих судебных разбирательств). Вторая инициатива направлена на легализацию блокировки выезда за рубеж собственников и топ-менеджмента санируемых банков до окончания судебных разбирательств. К сожалению, бегство финансистов за рубеж и воссоединение их там с выведенными активами продолжается.ЦБ в 2016 году заявил о необходимости регулировать банковские и финансовые холдинги - регулятор объяснял, что входящие в холдинг организации юридически независимы, но по факту сильно взаимосвязаны. ЦБ уже разработал регулирование, главная идея которого - создание управляющей компании в России, которая будет управлять холдингом. Но по просьбе банков ЦБ отсрочил введение: требование по созданию УК вступит в силу с января 2020 года, сами нормы регулирования - с января 2021 года.Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В то же время данные предупредительных мер снизились на 6,41%. Данное явление является немаловажным фактором сокращения кредитных банков, и, как следствие, ужесточения мер банковского контроля. Данная практика полезна для банковской отрасли за счет того, что происходит сокращение количества тех кредитных учреждений, которые являются недобросовестными участниками банковского рынка. Несмотря на это, Банку России не всегда удается выявлять финансовые проблемы банков и удалять с рынка те кредитные организации, которые угрожают ее стабильности. На сегодняшний день Центральный банк не имеет достаточно полномочий на привлечение к ответственности недобросовестных руководителей кредитных банков. В реальной практике все еще присутствуют факты, когда владельцем банка становятся лица, действия которых привели к банкротству другой кредитной организации, в том числе через третьих лиц. Банк России в октябре 2018 г. завершит реформу, связанную с централизацией дистанционного банковского надзора.К отказу от распределенного характера системы надзора, при котором подразделения существуют в территориях и в центральном аппарате, подтолкнула трансформация ландшафта банковского сектора: тренд на цифровизацию сектора, изменение бизнес-моделей банков, сокращение числа подразделений кредитных банков.Банки тоже имели претензии к системе, они говорили о наличии двойных стандартов оценки работы: территориальное учреждение трактует ситуацию так, как оно видит, Центральный аппарат - по-своему, объяснила Полякова. Из-за этого возникают конфликтные ситуации по разрешению конкретных проблем в деятельности кредитных банков. ЦБ решил перейти на применение единых стандартов без учета региональных рамок"Надзор за деятельностью банков будут обеспечивать три подразделения центрального аппарата. Департамент банковского надзора отвечает за методологию а аналитику, оценку качества деятельности. Служба текущего банковского надзора (СБТН) и департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями будут делить между собой действующие кредитные организации России.При этом сотрудники текущего банковского надзора останутся в регионах, которые имеют самостоятельные кредитные организации, зарегистрированные в субъекте. Они будут уполномоченными представителями ЦБ в кредитных организациях и выполнять функцию заместителя куратора, находящегося в Москве. В целом же реформа приведет к 40%-ному сокращению сотрудников надзорного блока по всей стране, из количество уменьшится с, приблизительно, 2,5 тыс. человек до 1,3 тыс.ЗаключениеОценивая последние годы деятельности Центробанка можно сказать, что на текущий момент он справился с задачей понижения инфляции, но фактически потерпел крах в сфере банковского контроля - с того момента, как сделался мегарегулятором. Совокупность мероприятий, реализуемых ЦБРФдля контроля деятельности коммерческих кредитных организаций.Входе регулирования уполномоченное лицо проверяет:- соблюдение финансовыми структурами положения законодательства;- выполнение экономических нормативов;- корректность отражения информации оматериальном положении вучете иотчетности.Согласно ст. 56ФЗ-86, принятого в2002году, банковский надзор вРоссии - обязанность Центробанка. Регулятор анализирует работу кредитных организаций, контролирует соблюдение ими положений законодательства иобязательных нормативов.Контрольные функции регулятора реализуются через специально созданный орган - Комитет банковского надзора. Руководителя выбирают изчленов совета директоров ЦБ.Банковский надзор следитза:- соблюдением правил проведения банковских операций;- выполнением нормативов поформированию резервов, выданным кредитам идостаточности собственного капитала;- соблюдением ограничений повеличине принимаемых финансовых рисков.Согласно ст. 56ФЗ-86, принятого в2002году, банковский надзор вРоссии - обязанность Центробанка. Регулятор анализирует работу кредитных организаций, контролирует соблюдение ими положений законодательства иобязательных нормативов.Предоставление банковских услуг без получения регистрационных документов илицензии состороны контролирующих органов.Незаконная банковская деятельность преследуется позакону, согласно статье 172УК РФ.Ведение незаконной деятельности вбанковской сфере наносит финансовый ущерб государственным структурам, частным клиентам июридическим лицам, способствует уходу отналогов преступных организаций. Сточки зрения законодательства, такая деятельность относится кэкономическим преступлениям, взависимости отобъема незаконной прибыли нарушителю вменяется штраф, лишение свободы сроком оттрех лет, полная конфискация имущества.Действие статьи 172УК РФраспространяется наюридическое лицо (группу лиц) при условии ведения банковской деятельности без регистрации, получения лицензионных документов (если ихналичие обязательно - например, при операциях свалютными счетами).Преступными действиями считается любое (втом числе неумышленное) нарушение лицензионных требований - проведение инкассации, открытие иобслуживание вкладов без действительных разрешительных документов. Согласно положениям 86-ФЗ, уБанка России нет полномочий для вмешательства вдеятельность коммерческих кредитных организаций, осуществлять управление ими или оценивать целесообразность совершаемых операций. Его задача сводится кконтролю соблюдения норм законодательства, выявлению нарушений иустановлению ответственности заних.Большую часть работы по оздоровлению крупнейших игроков банковской системы России уже можно считать завершенной, указала глава ЦБ.Обеспечена непрерывность их деятельности, они докапитализированы, разработаны стратегии развития этих банковских групп с учетом возможностей, роли и значимости этих банков для экономики, непрофильные и проблемные активы реструктуризированы, отметила она.При этом Банк России будет продолжать претензионно-исковую работу с бывшими собственниками проблемных банков.Поотношению ккредитным организациям, несоблюдающим законодательные нормы, ЦБвправе использовать санкции. Это запрет насовершение операций определенного вида, наложение штрафа (до1% отуставного капитала), изменение нормативов нашестимесячный срок, принятие решения осанации финансового учреждения, авнекоторых случаях - отзыв лицензии.В настоящее время единственный предусмотренный законодательством механизм взыскания ущерба государством при финансовом оздоровлении банков - механизм судебного взыскания убытков при санации (на днях вступают в силу законодательные изменения о порядке расчета таких убытков), регулятор предлагает обсудить два дополнительных механизма.Первый из них - это механизм по блокировке активов на сумму исков Банка России на время судебных тяжб (для того, чтобы активы не были выведены или ликвидированы во время долгих судебных разбирательств). Вторая инициатива направлена на легализацию блокировки выезда за рубеж собственников и топ-менеджмента санируемых банков до окончания судебных разбирательств.Список литературыФедеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "ОЦентральномбанкеРоссийскойФедерации(Центральном Банке Российской Федерации)" Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности».Безуглова А.И. Денежно-кредитная политика Центрального Центрального Банка Российской Федерации в современных условиях // Экономика. Социология. Право: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов, 2016. – С. 28-31.Бичева Е.Е. Современные инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации / Е.Е. Бичева, Л.Н. Сотникова // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 9-1. – С. 129-134.Давыдок В.К. Некоторые аспекты денежно-кредитной политики Центрального Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе // Финансовые аспекты развития реального и государственного секторов экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 110-летию со дня рождения В.В. Леонтьева. – М., 2017. – С. 68-74. Дубова С.Е. Особенности нормативного контроля деятельности коммерческих банков в нестабильной экономической среде // Известия вузов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2016. № 4(30). С. 3–10.Кульбацкая А.А. Проблемы современной денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации // Финансовые центры в мировой системе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2015. – С. 535-539.Малухин Ю.А. Проблемы и перспективы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе // Студенческая наука XXI века. – 2015. - № 3. – С. 147-150 Петренко А.С. Денежно-кредитная политика Центрального Банка в современных условиях / А.С. Петренко, Е.В. Попова, Д.Н. Цветкова // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. (заочн.) науч.-практ. конф. / гл. ред Д.А. Ефремов, отв. за вып. А.И. Вострецов. – Нефтекамск, 2015. - С. 160-163. Пивень Н.И. Денежно-кредитная политика Центрального Банка в современных условиях импортозамещения / Н.И. Пивень, Г.А. Ефимова // Научный поиск - 2 : сб. науч. тр. магистрантов / С.-Петерб. гос. аграрный ун-т. - СПб., 2016. – С. 129-136.Поздышев В.А., Говакова А.А., Гавриленко Д.В. Реализация приоритетных направлений развития банковского законодательства в апреле 2017 года // Деньги и Кредит. 2017. № 5. С. 9–17.Садеков Р.М. Современная система инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации / Р.М. Садеков, М.Г. Полозков // 21 век: фундаментальная наука и технологии : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2016. – С. 189-197.Ситабдиева Э.Н. Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. – Симферополь, 2016. – С. 416-417. Скребцова Т.В. Цели и функции денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ на современном этапе // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 12-1. – С. 76-79. Солонина С.В. Центральный Банк России: современная денежно-кредитная политика и конкурентное регулирование на российском банковском рынке // Современная экономика России : опора на внутренние резервы и поворот на Восток : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2015. – С. 273-281.Танташев А. Ключевые инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации в современных экономических условиях // Молодежь и наука: реальность и будущее : VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Невинномысск, 2015. – Т. 2. - С. 316-318Хасанов Т.Ю. Проблемы современной денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ / Т.Ю. Хасанов, Л.Р. Курманова // Соврем.наука и практика. – 2016. – № 12. – С. 61-63Вотинцева, Л.И. Проблемы и стратегические решения в системе национального банковского надзора / Л.И. Вотинцева, С.В. Кривошапова // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (Владивосток). – 2015. – С. 21-22. Шагунова, М.А., Кривошапова, С.В. Роль внутрибанковского контроля в деятельности коммерческого банка / М.И. Шагунова, С.В. Кривошапова // Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза). – 2015. – С. 1-2.

Список литературы
1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Центральном Банке Российской Федерации)"
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности».
3. Безуглова А.И. Денежно-кредитная политика Центрального Центрального Банка Российской Федерации в современных условиях // Экономика. Социология. Право: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов, 2016. – С. 28-31.
4. Бичева Е.Е. Современные инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации / Е.Е. Бичева, Л.Н. Сотникова // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 9-1. – С. 129-134.
5. Давыдок В.К. Некоторые аспекты денежно-кредитной политики Центрального Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе // Финансовые аспекты развития реального и государственного секторов экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 110-летию со дня рождения В.В. Леонтьева. – М., 2017. – С. 68-74.
6. Дубова С.Е. Особенности нормативного контроля деятельности коммерческих банков в нестабильной экономической среде // Известия вузов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2016. № 4(30). С. 3–10.
7. Кульбацкая А.А. Проблемы современной денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации // Финансовые центры в мировой системе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2015. – С. 535-539.
8. Малухин Ю.А. Проблемы и перспективы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе // Студенческая наука XXI века. – 2015. - № 3. – С. 147-150
9. Петренко А.С. Денежно-кредитная политика Центрального Банка в современных условиях / А.С. Петренко, Е.В. Попова, Д.Н. Цветкова // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. (заочн.) науч.-практ. конф. / гл. ред Д.А. Ефремов, отв. за вып. А.И. Вострецов. – Нефтекамск, 2015. - С. 160-163.
10. Пивень Н.И. Денежно-кредитная политика Центрального Банка в современных условиях импортозамещения / Н.И. Пивень, Г.А. Ефимова // Научный поиск - 2 : сб. науч. тр. магистрантов / С.-Петерб. гос. аграрный ун-т. - СПб., 2016. – С. 129-136.
11. Поздышев В.А., Говакова А.А., Гавриленко Д.В. Реализация приоритетных направлений развития банковского законодательства в апреле 2017 года // Деньги и Кредит. 2017. № 5. С. 9–17.
12. Садеков Р.М. Современная система инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации / Р.М. Садеков, М.Г. Полозков // 21 век: фундаментальная наука и технологии : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2016. – С. 189-197.
13. Ситабдиева Э.Н. Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. – Симферополь, 2016. – С. 416-417.
14. Скребцова Т.В. Цели и функции денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ на современном этапе // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 12-1. – С. 76-79.
15. Солонина С.В. Центральный Банк России: современная денежно-кредитная политика и конкурентное регулирование на российском банковском рынке // Современная экономика России : опора на внутренние резервы и поворот на Восток : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2015. – С. 273-281.
16. Танташев А. Ключевые инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации в современных экономических условиях // Молодежь и наука: реальность и будущее : VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Невинномысск, 2015. – Т. 2. - С. 316-318
17. Хасанов Т.Ю. Проблемы современной денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ / Т.Ю. Хасанов, Л.Р. Курманова // Соврем. наука и практика. – 2016. – № 12. – С. 61-63
18. Вотинцева, Л.И. Проблемы и стратегические решения в системе национального банковского надзора / Л.И. Вотинцева, С.В. Кривошапова // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (Владивосток). – 2015. – С. 21-22.
19. Шагунова, М.А., Кривошапова, С.В. Роль внутрибанковского контроля в деятельности коммерческого банка / М.И. Шагунова, С.В. Кривошапова // Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза). – 2015. – С. 1-2.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет Центральный Банк Российской Федерации?

Центральный Банк Российской Федерации выполняет следующие функции: регулирование и надзор за банковской системой, обеспечение стабильности национальной валюты, проведение денежно-кредитной политики, управление золотовалютными резервами, осуществление платежной и расчетной деятельности, обеспечение функционирования платежных систем и др.

Какие структурные подразделения Центрального Банка Российской Федерации реализуют регулятивные и надзорные полномочия?

В реализации регулятивных и надзорных полномочий Центрального Банка Российской Федерации участвуют несколько структурных подразделений, включая Комитет банковского надзора, Департамент банковского надзора, Департамент регулирования рынков финансовых инструментов и с задачами надзора, а также другие департаменты и службы.

Как осуществляется банковский надзор в России?

Банковский надзор в России осуществляется Центральным Банком Российской Федерации. Для этого был создан Комитет банковского надзора, который осуществляет контроль за деятельностью банков, выявляет и предотвращает нарушения законодательства в сфере банковской деятельности, проводит проверки и анализирует финансовую отчетность банков и т.д. Банковский надзор является важной составляющей стабильности и надежности банковской системы России.

Какими инструментами Центральный Банк Российской Федерации обеспечивает стабильность национальной валюты?

Для обеспечения стабильности национальной валюты Центральный Банк Российской Федерации использует такие инструменты, как установление ключевой ставки и ее изменение, операции на открытом рынке, регулирование ликвидности банковской системы, валютный контроль и др. ЦБ РФ активно вмешивается на валютном рынке для поддержания стабильного курса национальной валюты.

Какие функции и цели выполняет Центральный банк Российской Федерации?

Центральный банк России выполняет такие основные функции как эмиссия денежных средств, регулирование денежного обращения, проведение монетарной политики, обеспечение стабильности финансовой системы, надзор за банками и кредитными организациями, осуществление платежных операций и другие. Целью работы Центрального банка является достижение и поддержание стабильности и надежности денежно-кредитной системы, обеспечение ценовой стабильности и устойчивого экономического роста страны.

Каковы особенности структуры Центрального банка России?

Центральный банк России имеет разветвленную структуру, включающую ряд структурных подразделений, которые выполняют различные регулятивные и надзорные функции. К ним относятся, например, департаменты по монетарной политике, банковскому надзору, финансовому стабилизационному и развитию рынков, кредитному регулированию и др. Они осуществляют контроль и надзор за банками и финансовыми учреждениями, принимают участие в разработке и реализации мер по стабилизации рынков, развитию финансовой системы и др.

Как организован банковский надзор в России?

Банковский надзор в России осуществляется Центральным банком. Для этого созданы специальные структурные подразделения, такие как Департамент банковского надзора и Комитет банковского надзора. Они осуществляют контроль за деятельностью банков, проверяют их финансовое состояние, участвуют в разработке и реализации нормативно-правовых актов в сфере банковского надзора.

Каковы особенности деятельности Комитета банковского надзора?

Комитет банковского надзора является одним из главных структурных подразделений Центрального банка, осуществляющим банковский надзор в России. Он контролирует финансовое состояние банков, проверяет их деятельность, разрабатывает нормативно-правовые акты в сфере банковского надзора. Кроме того, Комитет принимает решения о лицензировании и отзыве лицензий у банков и организаций.

Какие функции и полномочия выполняют структурные подразделения Банка России?

Структурные подразделения Банка России выполняют регулятивные и надзорные полномочия. Они контролируют деятельность банков и других финансовых организаций, разрабатывают и реализуют монетарную политику, участвуют в процессе эмиссии денежных средств, контролируют платежную систему и другие аспекты финансовой системы.