Значение метаязыка в речи и в самом языке

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Языкознание
  • 22 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 11.05.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Несмотря на то, что в последнее время современное языкознание проявляет все больший интерес к человеку-говорящему и к тому, как он отражается в языке, некоторые аспекты, связанные с антропоцентрической направленностью в лингвистике, остаются пока мало изученными. К этому кругу вопросов относится проблема рефлексии обыденного, нелингвистического сознания над языком. С момента возникновения науки о языке сложилось мнение о том, что естественный язык является предметом изучения лингвистики и других смежных с ней дисциплин. Однако, как показывают исследования, язык как предмет размышлений привлекает внимание не только ученых-профессионалов, но и так называемых «наивных лингвистов» или языковых носителей-нелингвистов. Под «наивным лингвистом» — понимается носитель языка, который профессионально не связан с языком, но является лингвистом в силу того, что предметом его наблюдений является язык, речевая деятельность.
Понятие метаязыка вошло в науку в связи с работами известного немецкого математика Дэвида Гильберта (1862-1943) по созданию математической метатеории, в которой исследуется правомерность построения рассуждений в математике. В лингвистике в связи с термином «метаязык» принято говорить об иерархии языков, когда один язык является объектом другого, стоящего иерархически выше языка, или метаязыка, на котором ведется разговор о высказываниях, сделанных на стоящем ниже языке – языке-объекте. Что касается языкознания, то здесь, в отличие от математики, мы говорим о метаязыке как о средстве описания естественного языка, а не формализованной системы.
Фрагмент для ознакомления

Возможность осуществления рефлексивной деятельности свидетельствует о том, что в языковом сознании человека присутствует особый компонент - метаязыковое сознание, которое содержит круг знаний о языке и позволяет понимать, интерпретировать и квалифицировать языковые явления, вербально эксплицировать наблюдения над ними и осуществлять произвольный контроль за речевым. Таким образом, рефлективность языка как его особое свойство и рефлексия над языком как уникальная способность человека являются предпосылками метаязыковой функции речи и обеспечивают возможность индивида строить суждения о языке и / или процессе коммуникации.Проявления метаязыковой функции речи разнообразны: к ним относятся обеспечение внутренней связи речевого акта, комментирование говорящим своей текущей речи, прояснение общего для коммуникантов кода, критика языка и речевого поведения собеседника, метакоммуникация.

Несмотря на то, что в последнее время современное языкознание проявляет все больший интерес к человеку-говорящему и к тому, как он отражается в языке, некоторые аспекты, связанные с антропоцентрической направленностью в лингвистике, остаются пока мало изученными. К этому кругу вопросов относится проблема рефлексии обыденного, нелингвистического сознания над языком. С момента возникновения науки о языке сложилось мнение о том, что естественный язык является предметом изучения лингвистики и других смежных с ней дисциплин. Однако, как показывают исследования, язык как предмет размышлений привлекает внимание не только ученых-профессионалов, но и так называемых «наивных лингвистов» или языковых носителей-нелингвистов. Под «наивным лингвистом» — понимается носитель языка, который профессионально не связан с языком, но является лингвистом в силу того, что предметом его наблюдений является язык, речевая деятельность.
Понятие метаязыка вошло в науку в связи с работами известного немецкого математика Дэвида Гильберта (1862-1943) по созданию математической метатеории, в которой исследуется правомерность построения рассуждений в математике. В лингвистике в связи с термином «метаязык» принято говорить об иерархии языков, когда один язык является объектом другого, стоящего иерархически выше языка, или метаязыка, на котором ведется разговор о высказываниях, сделанных на стоящем ниже языке – языке-объекте. Что касается языкознания, то здесь, в отличие от математики, мы говорим о метаязыке как о средстве описания естественного языка, а не формализованной системы.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет метаязык в речи и в самом языке?

Метаязык играет важную роль как в речи, так и в самом языке. В речи метаязык используется для описания и комментирования основного языка, позволяя говорящему отразить свое отношение к тому, что он говорит. В самом языке метаязык помогает описывать языковые явления и концепты, а также анализировать их структуру и функцию.

Что означает "антропоцентрическая направленность" в лингвистике?

Антропоцентрическая направленность в лингвистике означает ориентацию на изучение говорящего и его отражение в языке. Это подход, который признает, что язык является не только средством коммуникации, но и отражает мирозрение и культуру говорящего. В рамках антропоцентрической направленности лингвистика исследует взаимосвязь между языком и человеком, а также различные аспекты, связанные с влиянием человека на язык и наоборот.

Почему проблема рефлексии обыденного нелингвистического сознания над языком мало изучена в лингвистике?

Проблема рефлексии обыденного нелингвистического сознания над языком до сих пор остается мало изученной в лингвистике. Это связано с тем, что в последнее время основной фокус исследований сместился на изучение языка как средства коммуникации и его структуры, при этом меньше внимания уделяется анализу взаимодействия между языком и мышлением, в том числе нелингвистическим. Однако современное языкознание начинает проявлять больший интерес к этой проблеме и постепенно расширяет свои исследовательские горизонты в этом направлении.

Как метаязык используется в речи?

В речи метаязык используется для описания и комментирования основного языка. Например, говорящий может использовать метаязык, чтобы выразить свою неуверенность в высказывании: "Мне кажется, что это может быть правильным, но не уверен". Также метаязык может использоваться для обозначения перехода к другому языку или диалекту, например, "На заре английской филологии...".

В чем состоит значение метаязыка в речи и в самом языке?

Метаязык играет важную роль в речи и языке. Он позволяет нам обсуждать язык сам по себе, а не только использовать его для передачи информации. Метаязык помогает нам анализировать и описывать языковые явления и правила, а также обсуждать их эффективность и применимость.

Почему некоторые аспекты связанные с антропоцентрической направленностью в лингвистике остаются мало изученными?

Хотя современное языкознание все больше обращается к исследованию человека говорящего и его влияния на язык, все же некоторые аспекты этой проблемы до сих пор остаются недостаточно изученными. Это можно объяснить тем, что антропоцентрическая направленность в лингвистике требует сложных и глубоких исследований, которые еще не были проведены в достаточной мере.

Что такое рефлексия обыденного нелингвистического сознания над языком?

Рефлексия обыденного нелингвистического сознания над языком означает осознанное обращение человека к языку, анализ его структуры, функций и принципов функционирования. Это включает в себя способность рассматривать язык как объект исследования, а также осознанное использование языка для коммуникации и передачи мыслей.

Какое место занимает метаязык в анализе языковых явлений и правил?

Метаязык играет важную роль в анализе языковых явлений и правил. Он позволяет нам описывать и анализировать язык на более абстрактном уровне, используя специальные термины и обозначения. Метаязык помогает нам увидеть общие закономерности, принципы и структуру языковых явлений, что позволяет более глубоко понять их природу.

Зачем изучать метаязык в речи и самом языке?

Изучение метаязыка позволяет лучше понять, как человек использует и воспринимает язык. Это важно для понимания коммуникации и развития языковых навыков.