Поддержка малого бизнеса на региональном уровне на примере Тюменской области

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 5454 страницы
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 19.05.2019
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1. Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым в России 6
1.2. Нормативное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства 12
1.3. Государственная поддержка субъектов малого бизнеса в России и за рубежом: формы, виды, инструменты 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 23
2.1. Основные направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России 23
2.2. Анализ реализации Государственной программы Тюменской области «Развитие малого предпринимательства» до 2020 года 34
2.3. Направления повышения эффективности реализации программ развития субъектов малого предпринимательства в Тюменской области 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Фрагмент для ознакомления

В результате американцы потеряли стратегически важного союзника в планировавшейся операции по свержению правительства Б. Асада.Важным представляется и то обстоятельство «особые отношения» с Великобританией также стали менее значимыми. Подтверждением этого является определенное сокращение взаимодействия США со странами Западной Европы и все более очевидное усиление их внешнеполитической активности, в котором позиции Соединенного Королевства не очень сильны, а также неоднократные заявления американских политиков о приоритетных отношениях с другими государствами. Серьезные опасения в Вашингтоне вызвало снижильных. Европейская культура славится своим «единством в многообразии» (UnityinDiversity) : несколько десятков отдельных древних культур образуют целую европейскую культурную цивилизацию, обладающую беспрецедентной силой привлекательности для мирового сообщества.5. Социальная интеграция позволяет обеспечивать конкретные блага для европейских граждан: единые образовательные стандарты, единый рынок труда, позволяющий делать карьеру в различных странах ЕС, единые стандарты качества, предъявляемые к товарам и услугам - вот только несколько позитивных результатов социальной интеграции.Европейская интеграция - это сложный и длительный процесс. Т. Диц и А. Винер отмечают, что существуют три фазы в интеграционной теории ЕСФазы в интеграционной теории ЕСФазаПериодОсновныетемыТеоретическиенаправленияОбъяснениеинтеграциис 1960-х гг.Как можно объяснить последствия интеграции? Почему происходит европейская интеграция?Либерализм, реализм, неолиберализм.Анализ управления проектом единой ЕвропыСКакой тип политической системы складывается в единой Европе?Как можно описать политические процессы, проходящие в Европе?Управление (governance), сравнительная политика.Конструирование ЕСС 1990-х гг.Какие социальные и политические последствия приносит интеграция? Как концептуализируются интеграция и управление (governance)? Какими они должны быть?Социальный конструктивизм, постструктурализм, международная экономика. Нормативная политическая теория.Гендерныйподход.Первая фаза - первичное становление интеграционных основ единой Европы, формирование контура будущего ЕС. В начале интеграционного пути политики не знали, куда приведет договор, подписанныйшестью государствами - Германией, Францией, Великобританией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом - с целью недопущения последующих войн из-за ресурсов. На данном этапе в центре внимания находятся базовые идеологические подходы, которые рассматриваются в качестве основы интеграции. Прежде всего, это идеи либерализма, реализма, неолебирализма.Реалисты полагают, что геополитические и экономические интересы заставляют национальные государства объединяться. При этом национальное государство продолжает оставаться доминирующим. Оно не делегирует свои полномочия на наднациональный уровень, а лишь вступает в выгодное сотрудничество, чтобы усилить свои позиции в общемировом контексте. Интеграция носит сугубо экономический и геополитический характер, она не должна становиться всепоглощающей силой, которая превратит Европу в конфедерацию. идеи реализма, постулирующие, что национальное государство - это ключевой актор мировой политики, который не должен связывать себя обязательствами внутри различных организаций, уступают место либерализму. Государства могут действовать сплоченно для достижения совместных целей, руководствуясь принципами морали и права, а не национальными интересами, которые могут противоречить интересам соседей.Вторая фаза характеризуется необходимостью решения вопросов управления, легитимности европейских институтов, прозрачности управленческих процессов, демократии. Вопрос об интеграции становится как никогда актуальным. Это связано с тем, что на данный период приходятся несколько волн расширения ЕЭС. Закономерно встают вопросы о том, до каких пор ЕЭС может расширяться, что лежит в основе интеграционных процессов, какое направление имеет интеграция? Чего ожидать в конце - формирование сверхгосударства или же существование организации с невиданной степенью экономической интеграции ее членов?Третья фаза: интеграция перестает быть сугубо экономической, она приобретает политический характер. Встают вопросы о целесообразности интенсификации интеграционных связей, ведь подобная интенсификация означает, что национальным государствам придется делегировать часть своих полномочий на общеевропейский уровень.Углубление политической интеграции, а также постоянное расширение ЕС сделали вопрос о теориях интеграции одним из самых важных и базовых для понимания конститутивных основ ЕС как мультинациональногоактора.Федерализм является одной из самых конвенциональных и нормативных интеграционных теорий. Основная идея отображена в корне этого слова - feodus - «союз». Федерализм - это принцип федеративной организации политического образования (государства), основанный на союзном объединении нескольких отдельных субъектов в унитарное государство. Характерные черты федерализма подразумевают наличие общего правительства, распределение властей на разных уровнях управления, наличие общей конституционной основы, правого кодифицирующего регламента, равных прав для каждого субъекта и т.д. Существует множество государств, демонстрирующих успешность федерализма как интеграционной базы - Германия, США, Канада.Однако, есть ключевое различие между федерализмом национальных государств и федерализмом на уровне ЕС: объединение национальных государств проходило не искусственным, а естественным путем, в то время как ЕС - это искусственно созданный конструкт, в основе единения которого лежат экономические мотивы. М. Бургесс справедливо отмечает, что «несмотря на то, что основы создания единой Европы были экономическими, базовым императивом создания объединенной послевоенной Европы был политический» . Соответственно, говоря о европейском федерализме, важно делать оговорку: ЕС - это не федерация, а организация (институт), которая за модель внутренней организации взяла федеративные основы. Неофункционалисты, среди которых следует особо выделить Э. Хааса и Л. Линдберга, полагают, что необходимо отходить от национального государства в сторону супранациональной организации, которая будет регулировать рыночные, социальные и пр. отношения. При этом ключевой аспект в политике - это объективные технические процессы и задачи, которые не вызывают никаких противоречий. Интеграция имеет целью формирование надгосударственного института, который будет исполнять конкретные функции - управление хозяйственными процессами.Линденберг вводит понятие «spill-over» («перелив», «перекат»), под которым понимается перетекание (переход) интеграции из одной сферы в другую. Например, интеграция может начаться в экономической сфере, а затем перейти в политическую, культурную, военную. Агентом интеграции выступает бюрократия. Неофункционалисты отводят большое внимание роли бюрократического аппарата.Коммукативная теория. К. Дойч пытался найти общую теорию интеграции: интеграция происходит благодаря интенсификации пограничных коммуникаций и взаимодействий - т.е. обмен культурными символами, которые служат «цементом» интеграции и помогают создавать некоторые социальные общности. Дойч полагает, что необходимо развивать солидарность между членами транснационального сообщества, эта солидарность будет скреплять сообщество изнутри и форсировать интеграционные процессы.Интересна также теория Ю. Хабермаса о создании европейского коммуникативного пространства. Согласно Хабермасу, европейское коммуникативное пространство призвано выполнять функции публичной сферы, которая является средой для коммуникации между гражданским обществом и правительственными структурами и в которой воплощается идеальная модель взаимодействия субъектов. При этом субъекты действуют согласно принципу «коммуникативной рациональности», а основной единицей активности является «коммуникативное действие», которое ориентировано на достижение понимания в обществе. В этой среде протекают процессы демократического управления, при котором граждане высказывают свое мнение, берущееся за основу при формировании реальной политики. Граждане привлекаются к законотворческому процессу и рассматриваются как равноправные участники политического процесса в ЕС.Межправительственный подход (интерговернаментализм). Сторонники данного подхода полагают, что современные условия заставляют государства объединяться для решения совместных проблем, а также для достижения экономических выгод. Кроме того, участие в межгосударственном проекте помогает отдельному государству усилить свое влияние на международной арене. При этом сотрудничество не всегда предполагает ущемление суверенного голоса государства-участника процесса.Либеральныйинтерговернаментализм доказывает, что государства объединяются в союз, чтобы в рамках этого союза договариваться и получать выгоды. А желание сотрудничать в рамках союза объясняется рациональным выбором государства в пользу максимальных выгод, которые предоставляет союз.Социальный конструктивизм - создание социальных общностей с помощью использования символов, идей. Это процесс конструирования социальной реальности, в которой живут граждане-«потребители» этой реальности. ЕС можно рассматривать в качестве определенной социальной реальности, отдельного социального конструкта, в котором есть уникальные реалии - общее пространство, общая валюта, общий рынок труда.Помимо основных вышеперечисленных теорий интеграции существуют другие теоретические подходы к осмыслению сущности европейского проекта. Проблематика европейской интеграции прекрасно исследована как российскими, так и зарубежными авторами. Интеграционный процесс сложен, его невозможно объяснить с помощью одной единой теории или встроить в рамки единой школы. На каждой ступени интеграции у государств есть свои мотивы, национальные интересы, есть возможность выбора, пространство для переговоров: «Интеграцию ЕС лучше всего рассматривать как серию рациональных решений, принятых национальными правительствами. Их выбор отвечал тем условиям и возможностям, которые вытекали из национальных экономических интересов, относительной силы государств, коренящейся в асимметричной взаимозависимости, и роли институтов в усилении значимости межгосударственных договоренностей».Сложный конструкт «ЕС», созданный благодаря интеграционным процессам, получившим осмысление в вышеперечисленных теориях, как и любой другой политический актор, существует во внешней среде, постоянно испытывая влияния внутри- и внешнеполитического характера. В последнее время наметился ряд дестабилизирующих тенденций, подрывающих интеграционные (или же экзистенциальные, т.е. составляющие суть) основы Союза. Слово «экзистенциальный» происходит от латинского слова «existentia», существование. Этот кризис можно назвать кризисом «бытия ЕС», кризисом его сущностных основ, являющихся фундаментом, на котором зиждется Евросоюз.Начало все аспекты деятельности ЕС, приходится на середину 2000-х гг. (время конституционного и интеграционного кризиса), а усиление кризиса, поводом для которого послужил экономический коллапс, произошло в конце 2000-х гг. Новая кризисная волна вызвана миграционным кризисом (апогей миграционного кризиса приходится на период «Арабской весны»), а также сепарационистскими настроениями в отдельных странах-членах ЕС, представляющими реальную угрозу дальнейшему существованию организации. Эра кризисов обусловила снижение легитимности властных институтов ЕС, падение уровня доверия со стороны европейских граждан и правящих европейских элит, нарастание европессимизма. Кризис обозначил острую необходимость трансформации ЕС, его институтов, его основных ценностей, ключевых векторов внутренней и внешней политики.Данный период можно рассматривать как транзитный: от принятых сегодня решений зависит будущее европейского проекта. В условиях переходного периода особую популярность приобретают различные сценарии развития ЕС. Условно авторов сценариев можно разделить на два основных лагеря - евроскептиков и еврооптимистов. Позиция евроскептиков во многом перекликается со взглядами британских консерваторов. При этом важно отметить, что среди евроскептиков также есть несколько позиций в отношении ЕС: можно выделить сторонников умеренной интеграции, поддерживающих существование ЕС как сообщества, которое защищает экономические интересы участников, однако не пытается взять на себя часть прав, которые принадлежат суверенному государству. Представители радикального евроскептицизма полагают, что ЕС изжил себя, и в нем больше нет необходимости.Оппозиционный подход представляют еврооптимисты, полагая, что кризис - это время перемен, которые сделают ЕС сильнее.Таким образом, все множество теорий о дальнейшем существовании ЕСполярные версии - версию европессимистов о полном развале ЕС и версию еврооптимистов о продолжении существования ЕС и его перерождении в более сильную организацию с укрепленными надгосударственными полномочиями. Все остальные теории лежат в рамках этой категоричной оппозиции. 1.2. Позиция Великобритании в европейском интеграционном процессеСоединенное, давно утратив статус ведущей мировой державы и былое могущество, тем не менее по-прежнему играет важную и заметную Статус члена «ядерного клуба» и серьезный военный потенциал, пятая позиция среди всех стран по объему ВВП в 2015 г. и роль одного из крупнейших финансовых центров мира, местои членство в ведущих международных организациях универсального и регионального характера - все это позволяет отнести Великобританию к разряду тех стран, которые во многом определяют текущую политическую повестку дня, оказывают заметное влияние на процессы взаимодействия между государствами как на региональном, так и на глобальном уровне.Исторически в формировании внешнеполитической стратегии Соединенного Королевства чрезвычайно важную роль играли традиции и преемственность. Британские политики всегда скептически относились к резким сменам курса, достаточно вспомнить их длительную приверженность доктрине «блестящей изоляции» и принципу постоянных глобальных интересов и временных союзников. Вместе с тем такая преемственность никогда не означала отказа от необходимости учета текущих реалий и пересмотра, казалось бы, незыблемых внешнеполитических догм и клише, тактического маневрирования и даже смены стратегических ориентиров в условиях очевидной трансформации международного ландшафта.Важным рубежом в политической жизни Великобритании стал 20106 мая избиратели подвели черту под рекордно продолжительным 13-летним периодом доминирования лейбористов в политической жизни страны. Примечательно, что причинами отказа в доверии прежнему руководству стали не только проблемы в социально-экономическом развитии, вызванные мировым финансовым кризисом, но и очевидные просчеты во внешнеполитическом курсе, в частности участие в иракской войне. С этого времени полномочия по выработке новой стратегии в сфере международных отношений, причем как коалиционного правительства консерваторов и либеральных демократов, так и сформированного в мае 2015 г. однопартийного кабинета Д. Кэмерона, перешли в руки тори.В первой же программной и бывший лидер консерваторов У. Хейг 1 июля 2010 г. отмечал: «Мир изменился, и, если мы не скорректируем в связи с этим роль Великобритании, это приведет к ее снижению во всем: от возможностей нашего влияния на мировые процессы до негативных последствий для нашей безопасности и нашей экономики». Основными новыми трендами мирового развития, по его мнению, стали: серьезное усиление экономического потенциала развивающихся стран Востока и Юга, очевидное расширение списка центров принятия важных международных решений, возникновение новых международных угроз и трансформация природы региональных конфликтов, а также формирование так называемого «сетевого мира». Учитывая, что все эти современные вызовы для Великобритании означали необходимость совместных и скоординированных действий с надежным союзником, «особые отношения» с Вашингтоном, бесспорно, остались основным приоритетом внешнеполитической стратегии консерваторов. Вместе с тем консерваторы всячески стремились продемонстрировать британцам, что, в отличие от «новых лейбористов», они не собираются безоглядно следовать в фарватере внешнеполитических интересов США и будут прежде всего отстаивать национальные интересы собственной страны. Дело дошло до того, что Комитетв специальном докладе, посвященном двусторонним отношениям, призвал отказаться от употребления давно ставшего устойчивым понятия «особые отношения» в силу его несоответствия текущим реалиям. «Мы пришли к выводу, - говорилось в документе, - что Великобритания имеет очень тесные и ценные отношения с США в конкретных областях сотрудничества, например в области разведки и безопасности, что исторические, торговые и культурные связи между двумя странами глубокие, что обе страны разделяют общие ценности и демонстрируют приверженность свободе, демократии и верховенству закона. Тем не менее использование фразы "особые отношения" в ее историческом контексте для описания всей совокупности постоянно меняющихся американо-британских отношений может ввести в заблуждение, и мы рекомендуем избегать этого о стремлении британского истеблишмента на протяжении всего текущего десятилетия сохранить прочные привилегированные союзнические отношения с США, но при безусловном приоритете национальных интересов. Как следствие, за последние годы Великобритания не раз демонстрировала, что ее поддержка США отнюдь не является автоматической и гарантированной. В частности, в конце августа 2013 г. депутаты Палаты общин 285 голосами против 272 отвергли предложение о гуманитарной интервенции в Сирию. В результате американцы потеряли стратегически важного союзника в планировавшейся операции по свержению правительства Б. Асада.Важным представляется и то обстоятельство «особые отношения» с Великобританией также стали менее значимыми. Подтверждением этого является определенное сокращение взаимодействия США со странами Западной Европы и все более очевидное усиление их внешнеполитической активности, в котором позиции Соединенного Королевства не очень сильны, а также неоднократные заявления американских политиков о приоритетных отношениях с другими государствами. Серьезные опасения в Вашингтоне вызвало снижильных. Европейская культура славится своим «единством в многообразии» (UnityinDiversity) : несколько десятков отдельных древних культур образуют целую европейскую культурную цивилизацию, обладающую беспрецедентной силой привлекательности для мирового сообщества.5. Социальная интеграция позволяет обеспечивать конкретные блага для европейских граждан: единые образовательные стандарты, единый рынок труда, позволяющий делать карьеру в различных странах ЕС, единые стандарты качества, предъявляемые к товарам и услугам - вот только несколько позитивных результатов социальной интеграции.Европейская интеграция - это сложный и длительный процесс. Т. Диц и А. Винер отмечают, что существуют три фазы в интеграционной теории ЕСФазы в интеграционной теории ЕСФазаПериодОсновныетемыТеоретическиенаправленияОбъяснениеинтеграциис 1960-х гг.Как можно объяснить последствия интеграции? Почему происходит европейская интеграция?Либерализм, реализм, неолиберализм.Анализ управления проектом единой ЕвропыСКакой тип политической системы складывается в единой Европе?Как можно описать политические процессы, проходящие в Европе?Управление (governance), сравнительная политика.Конструирование ЕСС 1990-х гг.Какие социальные и политические последствия приносит интеграция? Как концептуализируются интеграция и управление (governance)? Какими они должны быть?Социальный конструктивизм, постструктурализм, международная экономика. Нормативная политическая теория.Гендерныйподход.Первая фаза - первичное становление интеграционных основ единой Европы, формирование контура будущего ЕС. В начале интеграционного пути политики не знали, куда приведет договор, подписанныйшестью государствами - Германией, Францией, Великобританией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом - с целью недопущения последующих войн из-за ресурсов. На данном этапе в центре внимания находятся базовые идеологические подходы, которые рассматриваются в качестве основы интеграции. Прежде всего, это идеи либерализма, реализма, неолебирализма.Реалисты полагают, что геополитические и экономические интересы заставляют национальные государства объединяться. При этом национальное государство продолжает оставаться доминирующим. Оно не делегирует свои полномочия на наднациональный уровень, а лишь вступает в выгодное сотрудничество, чтобы усилить свои позиции в общемировом контексте. Интеграция носит сугубо экономический и геополитический характер, она не должна становиться всепоглощающей силой, которая превратит Европу в конфедерацию. идеи реализма, постулирующие, что национальное государство - это ключевой актор мировой политики, который не должен связывать себя обязательствами внутри различных организаций, уступают место либерализму. Государства могут действовать сплоченно для достижения совместных целей, руководствуясь принципами морали и права, а не национальными интересами, которые могут противоречить интересам соседей.Вторая фаза характеризуется необходимостью решения вопросов управления, легитимности европейских институтов, прозрачности управленческих процессов, демократии. Вопрос об интеграции становится как никогда актуальным. Это связано с тем, что на данный период приходятся несколько волн расширения ЕЭС. Закономерно встают вопросы о том, до каких пор ЕЭС может расширяться, что лежит в основе интеграционных процессов, какое направление имеет интеграция? Чего ожидать в конце - формирование сверхгосударства или же существование организации с невиданной степенью экономической интеграции ее членов?Третья фаза: интеграция перестает быть сугубо экономической, она приобретает политический характер. Встают вопросы о целесообразности интенсификации интеграционных связей, ведь подобная интенсификация означает, что национальным государствам придется делегировать часть своих полномочий на общеевропейский уровень.Углубление политической интеграции, а также постоянное расширение ЕС сделали вопрос о теориях интеграции одним из самых важных и базовых для понимания конститутивных основ ЕС как мультинациональногоактора.Федерализм является одной из самых конвенциональных и нормативных интеграционных теорий. Основная идея отображена в корне этого слова - feodus - «союз». Федерализм - это принцип федеративной организации политического образования (государства), основанный на союзном объединении нескольких отдельных субъектов в унитарное государство. Характерные черты федерализма подразумевают наличие общего правительства, распределение властей на разных уровнях управления, наличие общей конституционной основы, правого кодифицирующего регламента, равных прав для каждого субъекта и т.д. Существует множество государств, демонстрирующих успешность федерализма как интеграционной базы - Германия, США, Канада.Однако, есть ключевое различие между федерализмом национальных государств и федерализмом на уровне ЕС: объединение национальных государств проходило не искусственным, а естественным путем, в то время как ЕС - это искусственно созданный конструкт, в основе единения которого лежат экономические мотивы. М. Бургесс справедливо отмечает, что «несмотря на то, что основы создания единой Европы были экономическими, базовым императивом создания объединенной послевоенной Европы был политический» . Соответственно, говоря о европейском федерализме, важно делать оговорку: ЕС - это не федерация, а организация (институт), которая за модель внутренней организации взяла федеративные основы. Неофункционалисты, среди которых следует особо выделить Э. Хааса и Л. Линдберга, полагают, что необходимо отходить от национального государства в сторону супранациональной организации, которая будет регулировать рыночные, социальные и пр. отношения. При этом ключевой аспект в политике - это объективные технические процессы и задачи, которые не вызывают никаких противоречий. Интеграция имеет целью формирование надгосударственного института, который будет исполнять конкретные функции - управление хозяйственными процессами.Линденберг вводит понятие «spill-over» («перелив», «перекат»), под которым понимается перетекание (переход) интеграции из одной сферы в другую. Например, интеграция может начаться в экономической сфере, а затем перейти в политическую, культурную, военную. Агентом интеграции выступает бюрократия. Неофункционалисты отводят большое внимание роли бюрократического аппарата.Коммукативная теория. К. Дойч пытался найти общую теорию интеграции: интеграция происходит благодаря интенсификации пограничных коммуникаций и взаимодействий - т.е. обмен культурными символами, которые служат «цементом» интеграции и помогают создавать некоторые социальные общности. Дойч полагает, что необходимо развивать солидарность между членами транснационального сообщества, эта солидарность будет скреплять сообщество изнутри и форсировать интеграционные процессы.Интересна также теория Ю. Хабермаса о создании европейского коммуникативного пространства. Согласно Хабермасу, европейское коммуникативное пространство призвано выполнять функции публичной сферы, которая является средой для коммуникации между гражданским обществом и правительственными структурами и в которой воплощается идеальная модель взаимодействия субъектов. При этом субъекты действуют согласно принципу «коммуникативной рациональности», а основной единицей активности является «коммуникативное действие», которое ориентировано на достижение понимания в обществе. В этой среде протекают процессы демократического управления, при котором граждане высказывают свое мнение, берущееся за основу при формировании реальной политики. Граждане привлекаются к законотворческому процессу и рассматриваются как равноправные участники политического процесса в ЕС.Межправительственный подход (интерговернаментализм). Сторонники данного подхода полагают, что современные условия заставляют государства объединяться для решения совместных проблем, а также для достижения экономических выгод. Кроме того, участие в межгосударственном проекте помогает отдельному государству усилить свое влияние на международной арене. При этом сотрудничество не всегда предполагает ущемление суверенного голоса государства-участника процесса.Либеральныйинтерговернаментализм доказывает, что государства объединяются в союз, чтобы в рамках этого союза договариваться и получать выгоды. А желание сотрудничать в рамках союза объясняется рациональным выбором государства в пользу максимальных выгод, которые предоставляет союз.Социальный конструктивизм - создание социальных общностей с помощью использования символов, идей. Это процесс конструирования социальной реальности, в которой живут граждане-«потребители» этой реальности. ЕС можно рассматривать в качестве определенной социальной реальности, отдельного социального конструкта, в котором есть уникальные реалии - общее пространство, общая валюта, общий рынок труда.Помимо основных вышеперечисленных теорий интеграции существуют другие теоретические подходы к осмыслению сущности европейского проекта. Проблематика европейской интеграции прекрасно исследована как российскими, так и зарубежными авторами. Интеграционный процесс сложен, его невозможно объяснить с помощью одной единой теории или встроить в рамки единой школы. На каждой ступени интеграции у государств есть свои мотивы, национальные интересы, есть возможность выбора, пространство для переговоров: «Интеграцию ЕС лучше всего рассматривать как серию рациональных решений, принятых национальными правительствами. Их выбор отвечал тем условиям и возможностям, которые вытекали из национальных экономических интересов, относительной силы государств, коренящейся в асимметричной взаимозависимости, и роли институтов в усилении значимости межгосударственных договоренностей».Сложный конструкт «ЕС», созданный благодаря интеграционным процессам, получившим осмысление в вышеперечисленных теориях, как и любой другой политический актор, существует во внешней среде, постоянно испытывая влияния внутри- и внешнеполитического характера. В последнее время наметился ряд дестабилизирующих тенденций, подрывающих интеграционные (или же экзистенциальные, т.е. составляющие суть) основы Союза. Слово «экзистенциальный» происходит от латинского слова «existentia», существование. Этот кризис можно назвать кризисом «бытия ЕС», кризисом его сущностных основ, являющихся фундаментом, на котором зиждется Евросоюз.Начало все аспекты деятельности ЕС, приходится на середину 2000-х гг. (время конституционного и интеграционного кризиса), а усиление кризиса, поводом для которого послужил экономический коллапс, произошло в конце 2000-х гг. Новая кризисная волна вызвана миграционным кризисом (апогей миграционного кризиса приходится на период «Арабской весны»), а также сепарационистскими настроениями в отдельных странах-членах ЕС, представляющими реальную угрозу дальнейшему существованию организации. Эра кризисов обусловила снижение легитимности властных институтов ЕС, падение уровня доверия со стороны европейских граждан и правящих европейских элит, нарастание европессимизма. Кризис обозначил острую необходимость трансформации ЕС, его институтов, его основных ценностей, ключевых векторов внутренней и внешней политики.Данный период можно рассматривать как транзитный: от принятых сегодня решений зависит будущее европейского проекта. В условиях переходного периода особую популярность приобретают различные сценарии развития ЕС. Условно авторов сценариев можно разделить на два основных лагеря - евроскептиков и еврооптимистов. Позиция евроскептиков во многом перекликается со взглядами британских консерваторов. При этом важно отметить, что среди евроскептиков также есть несколько позиций в отношении ЕС: можно выделить сторонников умеренной интеграции, поддерживающих существование ЕС как сообщества, которое защищает экономические интересы участников, однако не пытается взять на себя часть прав, которые принадлежат суверенному государству. Представители радикального евроскептицизма полагают, что ЕС изжил себя, и в нем больше нет необходимости.Оппозиционный подход представляют еврооптимисты, полагая, что кризис - это время перемен, которые сделают ЕС сильнее.Таким образом, все множество теорий о дальнейшем существовании ЕСполярные версии - версию европессимистов о полном развале ЕС и версию еврооптимистов о продолжении существования ЕС и его перерождении в более сильную организацию с укрепленными надгосударственными полномочиями. Все остальные теории лежат в рамках этой категоричной оппозиции. 1.2. Позиция Великобритании в европейском интеграционном процессеСоединенное, давно утратив статус ведущей мировой державы и былое могущество, тем не менее по-прежнему играет важную и заметную Статус члена «ядерного клуба» и серьезный военный потенциал, пятая позиция среди всех стран по объему ВВП в 2015 г. и роль одного из крупнейших финансовых центров мира, местои членство в ведущих международных организациях универсального и регионального характера - все это позволяет отнести Великобританию к разряду тех стран, которые во многом определяют текущую политическую повестку дня, оказывают заметное влияние на процессы взаимодействия между государствами как на региональном, так и на глобальном уровне.Исторически в формировании внешнеполитической стратегии Соединенного Королевства чрезвычайно важную роль играли традиции и преемственность. Британские политики всегда скептически относились к резким сменам курса, достаточно вспомнить их длительную приверженность доктрине «блестящей изоляции» и принципу постоянных глобальных интересов и временных союзников. Вместе с тем такая преемственность никогда не означала отказа от необходимости учета текущих реалий и пересмотра, казалось бы, незыблемых внешнеполитических догм и клише, тактического маневрирования и даже смены стратегических ориентиров в условиях очевидной трансформации международного ландшафта.Важным рубежом в политической жизни Великобритании стал 20106 мая избиратели подвели черту под рекордно продолжительным 13-летним периодом доминирования лейбористов в политической жизни страны. Примечательно, что причинами отказа в доверии прежнему руководству стали не только проблемы в социально-экономическом развитии, вызванные мировым финансовым кризисом, но и очевидные просчеты во внешнеполитическом курсе, в частности участие в иракской войне. С этого времени полномочия по выработке новой стратегии в сфере международных отношений, причем как коалиционного правительства консерваторов и либеральных демократов, так и сформированного в мае 2015 г. однопартийного кабинета Д. Кэмерона, перешли в руки тори.В первой же программной и бывший лидер консерваторов У. Хейг 1 июля 2010 г. отмечал: «Мир изменился, и, если мы не скорректируем в связи с этим роль Великобритании, это приведет к ее снижению во всем: от возможностей нашего влияния на мировые процессы до негативных последствий для нашей безопасности и нашей экономики». Основными новыми трендами мирового развития, по его мнению, стали: серьезное усиление экономического потенциала развивающихся стран Востока и Юга, очевидное расширение списка центров принятия важных международных решений, возникновение новых международных угроз и трансформация природы региональных конфликтов, а также формирование так называемого «сетевого мира». Учитывая, что все эти современные вызовы для Великобритании означали необходимость совместных и скоординированных действий с надежным союзником, «особые отношения» с Вашингтоном, бесспорно, остались основным приоритетом внешнеполитической стратегии консерваторов. Вместе с тем консерваторы всячески стремились продемонстрировать британцам, что, в отличие от «новых лейбористов», они не собираются безоглядно следовать в фарватере внешнеполитических интересов США и будут прежде всего отстаивать национальные интересы собственной страны. Дело дошло до того, что Комитетв специальном докладе, посвященном двусторонним отношениям, призвал отказаться от употребления давно ставшего устойчивым понятия «особые отношения» в силу его несоответствия текущим реалиям. «Мы пришли к выводу, - говорилось в документе, - что Великобритания имеет очень тесные и ценные отношения с США в конкретных областях сотрудничества, например в области разведки и безопасности, что исторические, торговые и культурные связи между двумя странами глубокие, что обе страны разделяют общие ценности и демонстрируют приверженность свободе, демократии и верховенству закона. Тем не менее использование фразы "особые отношения" в ее историческом контексте для описания всей совокупности постоянно меняющихся американо-британских отношений может ввести в заблуждение, и мы рекомендуем избегать этого о стремлении британского истеблишмента на протяжении всего текущего десятилетия сохранить прочные привилегированные союзнические отношения с США, но при безусловном приоритете национальных интересов. Как следствие, за последние годы Великобритания не раз демонстрировала, что ее поддержка США отнюдь не является автоматической и гарантированной. В частности, в конце августа 2013 г. депутаты Палаты общин 285 голосами против 272 отвергли предложение о гуманитарной интервенции в Сирию. В результате американцы потеряли стратегически важного союзника в планировавшейся операции по свержению правительства Б. Асада.Важным представляется и то обстоятельство «особые отношения» с Великобританией также стали менее значимыми. Подтверждением этого является определенное сокращение взаимодействия США со странами Западной Европы и все более очевидное усиление их внешнеполитической активности, в котором позиции Соединенного Королевства не очень сильны, а также неоднократные заявления американских политиков о приоритетных отношениях с другими государствами. Серьезные опасения в Вашингтоне вызвало сниж109347,5109347,5100,0000Содействие развитиюмолодежногопредпринимательства2000,02000,0100,02153,42153,4100,0Возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита3382,93382,9100,08775,08775,0100,0Субсидирование части затрат субъектов малого бизнеса, связанных с уплатой лизинговых платежей23569,023454,399,520000,020000,0100,0Субсидирование части затрат субъектов малого бизнеса, связанных с уплатой первого взноса по договору лизинга323704,7313389,196,8211204,8211101,0100,0Итого расходов527720,5527224,199,9415865,9415434,099,9Таким образом, можно отметить, что финансирование программы как в 2017 году, так и в 2018 году было произведено не в полном объеме.В 2017 году недофинансированными остались следующие направления: развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательств, возмещение затрат на оплату процентов по займам, предоставленным Фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области», организация и проведение молодежного бизнес-форума «Слет успешных предпринимателей», изготовление и распространение полиграфической продукции «Тюменская область. Регион возможностей», субсидирование части затрат субъектов малого бизнеса, связанных с уплатой лизинговых платежей, субсидирование части затрат субъектов малого бизнеса, связанных с уплатой первого взноса по договору лизинга.При этом в 2016 году объем фактически израсходованных средств был меньше, чем объем запланированных только при финансировании направления по возмещению затрат на оплату процентов по займам, предоставленным Фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области». В то же время по четырем обозначенным направлениям в 2015 году в 2016 году финансирование даже не закладывалось в план, однако по ключевым, наиболее затратным направлениям финансирование произведено в полном объеме.По результатам выполнения программы производится оценка эффективности ее реализации. Оценивание состоит в определении соотношения фактического и целевого значения показателей.Оценка мероприятий программы производится отдельно по годам реализации. По итогам 2017 года:Количество вновь созданных рабочих мест в области малого предепринимательства, в тыс. ед. - в соответствии с планом ожидалось создание 1,46 тыс. рабочих мест, фактически было зарегистрировано 2,07 тыс. рабочих мест, определим коэффициент эффективности: 2,07/1,46*100 = 141,8%Прирост субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность на территории Тюменской области - в соответствии с плановыми показателями данный прирост должен составить 7,3%, фактическое значение - 5,9%Прирост объема производства продукции, созданной в организациях малого бизнеса. При запланированных объемах прироста 7,3% к объему предыдущего года фактический прирост составил 0,4%Определим интегральный показатель эффективности реализации программы в 2017 годуE =(141,8 + 80,8 + 5,5)/3 = 76 ,0%Таким образом, в 2017 году эффективность реализации государственной программы составила 76,0%.Определим эффективность реализации программы в 2018 году.Количество вновь созданных рабочих мест, в тыс. ед. - в соответствии с планом ожидалось создание 1,11 тыс. рабочих мест, фактически было зарегистрировано 1,30 тыс. рабочих мест: 1,3/1,11*100 = 117%Прирост субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность на территории Тюменской области - по программы плановый показатель установлен 7,3%, фактическое значение - 6,7%Прирост объема производства продукции, созданной в организациях малого бизнеса. Запланированы объемы прироста 7,3% к объему предыдущего года фактический прирост составил 6,6%Определим интегральный показатель эффективности реализации программы в 2015 годуЕ =(117,1 + 91,8 + 90 ,4) / 3 = 99 ,8%Таким образом, в 2016 году эффективность реализации государственной программы составила 99,8%.Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод о росте качества реализации государственной программы, а также о ее последующей эффективности. Однако, на реализацию программы в будущем могут повлиять некоторые возможные риски:ухудшение социльно-политической обстановки в стране, что может привести к недофинансированию мероприятий программы;изменение законодательства, которое может повлечь ухудшение условий предпринимательской деятельности;отсутствие инвестиционных ресурсов, вследствие которых не будут реализованы проекты, в которых принимают участие субъекты малого бизнеса.Это может привести к таким негативным последствиям, как замедление темпов роста показателей, характеризующих развитие малого бизнеса, и снижению востребованности мероприятий программы.Таким образом, можно сделать вывод, что реализация мероприятий государственной программы на сегодняшний день может быть оценена с высокой степенью эффективности, что положительно влияет не только на развитие малого предпринимательства в Тюменской области, но способствует росту экономического потенциала области и повышению ее инвестиционной привлекательности.2.3. Направления повышения эффективности реализации программ развития субъектов малого предпринимательства в Тюменской областиУровень развития предпринимательства в реальном секторе экономики напрямую влияет на такие показатели, как национальный доход, валовой внутренний продукт, занятость населения Российской Федерации.К общим факторам, сдерживающим развитие малого бизнеса в России, в целом и на уровне регионов можно отнести следующие:Отсутствие четко выраженной стратегии развития.Бюрократизация при выдаче лицензий.Непоследовательная налоговая политика.Недостатки в создании реальных конкурентных условий при получении госзаказов.Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса.Недостаточность методического обеспечения.Низкий уровень доходов субъектов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности; затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов.Недостаточный анализ информации о потребителях, узкая сеть распределения продукции, слабая сеть продвижения товара.Отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления, в т.ч. из-за относительного низкого уровня оплаты труда работников.Несмотря на достаточно длинный перечень причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства, сегодня можно говорить о формировании на различных уровнях государственной власти новой модели государственной поддержки МСБ и конкретных механизмов её реализации. Данная модель предполагает создание благоприятного бизнес-климата, расширение доступа к финансовым и материальным ресурсам, оказание поддержки технологическому инновационному малому и среднему бизнесу, информационную поддержку, обеспечение доступа на новые рынки (в т. ч. за счет расширения внешнеэкономической деятельности), развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров.Факторы, ограничивающие деятельность организаций малого предпринимательства в России представлены в таблице 10.Таблица 10 – Распределение малых предприятий в РФ по факторам, ограничивающим деятельность малых предприятий (в процентах от общего числа организаций)ПоказателиВ процентах от общего числа организаций2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.Недостаток собственных финансовых средств58545949Высокий процент коммерческого кредита27292928Неопределенность экономической ситуации в стране26282524Недостаточный спрос на продукцию24222224Сложный механизм получения кредитов 15171714Инвестиционные риски10111111Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал7899Неудовлетворительное состояние технической базы7797Несовершенная нормативно-правовая база6867 Источник: [15]Таким образом, основным фактором, ограничивающим деятельность малых предприятий, является недостаток собственных финансовых средств.В целом степень зрелости российского МП далека от уровня, характерного для малого бизнеса ведущих западных стран и даже многих развивающихся. Из этого «подросткового» состояния он будет выходить. Медленно – если этот процесс будет оставлен на самотек. Или ускоренно если «взрослению» российского МП посодействуют государство и крупный бизнес, включая его банковскую составляющую. Об этом можно с уверенностью говорить на основании опыта развитых стран, – несомненно, пойдет на благо всем сторонам.Наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в России представлены в табл. 11.Таблица 11 – Распределение влияния факторов на деятельность субъектов предпринимательства в РоссииФакторы % Избыточно высокие налоги/неэффективное налоговое администрирование43,9Недостаток квалифицированных кадров41,3Коррупция на всех уровнях власти38,7Высокие административные барьеры37,2Недобросовестная конкуренция29,7Сложность с доступом к внешнему финансированию28,6Рост цен26Недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав14,5Отсутствие ясных целей, ориентиров развития страны13,4Политическая неопределенность12,6Неэффективная судебная система11,9Низкое качество корпоративного управления11,5Чрезмерно высокая зависимость экономики от сырьевого экспорта11,5Неэффективное государственное управление8,6Избыточная доля государственного сектора в экономике6,4Другие3Терроризм2,2Нет ответа1,9Проблем, мешающих развитию предпринимательства, в городе нет1,1Затрудняюсь ответить1,1 Источник: [27]Таким образом, основным препятствием для реализации бизнеса предприниматели видят: избыточно высокие налоги и неэффективное налоговое администрирование (43,9 %), недостаток квалифицированных кадров (41,3 %), высокий уровень коррупции (38,7 %) и высокие административные барьеры (37,2 %), недостаток финансовых средств (39,8 %). Также можно сказать, что основным препятствием роста бизнеса оказываются недостаток средств и бюрократические процедуры.Негативная оценка политики органов власти в отношении бизнеса оказывается общей у предпринимателей всех отраслей, размеров бизнеса и опыта работы (с опытом она скорее ухудшается).Сделанные выводы в целом подтверждает оценка полученной поддержки у предпринимателей, которая скорее пессимистична. Больше всего положительным образом на себе ощутили поддержку владельцы микропредприятий. Скептичнее остальных к поддержке относятся владельцы среднего бизнеса (возможно, потому, что предприятия данной категории за ней не обращаются).Большинство предпринимателей, считают наиболее эффективной поддержку в форме предоставления гарантий по кредитам и субсидирования ставок; большинство предпринимателей ждет от властей преимущественно финансовой (или организационно-материальной) поддержки в ее различных формах; около 21 %– развитие системы переподготовки, которая, по-видимому, составляет основную форму поддержки. С другой стороны, органы государственной власти зачастую не имеют достаточно ресурсов и полномочий для оказания финансовой поддержки.Проблемам развития малых предприятий государство стало уделять гораздо больше внимания. Для осуществления комплексной помощи предпринимателям во многих регионах России созданы ассоциации помощи МП, сотрудники которых могут оказать необходимые консультации по регистрации предприятий и получении займов для развития бизнеса. Ассоциации поддержки малого бизнеса проводят специальные мероприятия, на которых предприниматели имеют возможность познакомиться с потенциальными инвесторами и обменяться друг с другом опытом или собственными идеями. Также во многих субъектах РФ широкое распространение стали получать бизнес-инкубаторы, которые помогают начинающим предпринимателям в значительной степени сократить свои расходы. В частности, региональные власти вкладывают бюджетные средства в создание необходимой инфраструктуры (строительство зданий для организации производств, дорог, коммуникаций и т.д.). Также начинающим бизнесменам помогают существенно сократить первоначальные расходы, предоставляя в аренду не только помещения, но и средства связи, мебель, оргтехнику. Кроме того, им оказываются юридические, бухгалтерские, консалтинговые, информационные и образовательные услуги.Не смотря на реализацию различных государственных программ, предполагающих значительные объемы финансовых вложений, уровень развития МП и его вклад в экономические показатели страны оставляют желать лучшего.На основе анализа современного состояния государственной поддержки МП в России можно сделать следующие выводы:институты развития федерального уровня не образуют единую целостную систему (к примеру, их цели разнородны и заданы множеством документов);установленные КПЭ разнородны и не полностью отражают заявленные цели (к примеру, не всегда в системе показателей оцениваются конечные результаты деятельности, такие как оборот и объем налоговых отчислений предприятий получивших поддержку институтов развития, объем привлеченного частного капитала, число созданных рабочих мест);отсутствие прозрачности деятельности (в ряде случаев информация о деятельности не раскрывается);существует возможность неэффективного использования выделенных средств (происходит хранение значительной доли активов на депозитных счетах; отсутствует видимое позитивное воздействие на оценки прироста ВВП);отсутствие «единой точки входа» и скоординированной политики продвижения институтов развития, которая снижает эффективность их деятельности;совокупные затраты на некоординированные действия институтов развития по продвижению своих услуг избыточны и неэффективны;сложное администрирование для бизнеса документов и отчетности, предназначенной институтам развития и поддержки. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о том, что государственная поддержка МП недостаточна эффективна и недостаточно доступна. При этом речь идет как об отсутствии реального результата от мер финансовой поддержки, реализуемых Минэкономразвития России, рядом федеральных органов исполнительной власти и институтов развития, так и об отсутствии скоординированной политики государства по отношению к сектору в целом.В первую очередь, это относится к налоговой и финансовой политике, которая в последние годы отличается непредсказуемостью и принятием законодательных инициатив, ухудшающих положение сектора МП. Существенной проблемой остается наличие огромного числа всякого рода неналоговых платежей и сборов, которые обязаны платить предприниматели.Не лучшим образом обстоит ситуация и в сфере контроля и надзора за деятельностью субъектов МП. В настоящее время сложилась ситуация, когда количество проверок (как плановых, так и внеплановых) постоянно растет, полномочия контрольно-надзорных органов при отсутствии реальной ответственности вкупе с неоправданно жесткими мерами административной ответственности приводят к фактическому прекращению деятельности многих предприятий. Дополнительная проблема связана с отсутствием заинтересованности в развитии МП на региональном и, особенно, муниципальном уровне. Так, проведенный Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ выявил значительные различия в усилиях региональных властей по улучшению условий ведения бизнеса и оказания ему необходимой поддержки. На муниципальном уровне в настоящее время мы видим незаинтересованность в развитии МП в условиях отсутствия финансовых стимулов в рамках межбюджетных отношений.Следующая проблема связана с материально-техническим обеспечением малых предприятий, которое осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно.Важной проблемой остается низкий уровень правовых и организационно-экономических знаний предпринимателей, а также отсутствие квалифицированных кадров.Совокупность данных факторов в условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры диктуют необходимость изменения политики в сфере развития МП, формирования новых эффективных подходов к поддержке малых предприятий.В соответствии с проблемой недостаточно эффективной подготовкой персонала для частных предпринимательских структур особенно востребована поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров как основы формирования экономически эффективного человеческого капитала предпринимательских структур. Это может осуществляться в виде:Разработки примерных образовательных программ профессионального обучения и формирования практических навыков. Это происходит с целью реализации функций производства и оказания услуг потребителям, что должно происходить на основе государственных образовательных стандартов.Повышение уровня профессиональной квалификации сотрудников частного бизнеса в соответствии с изменениями рыночных условий.Создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого предпринимательства.Оказания учебно-методологической, научно-методической поддержки в виде развития специализированного обучения без отрыва от выполнения трудовых обязанностей.Оказание поддержки субъектам малого бизнеса в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:Создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки производства различных товаров и оказания услуг населению путем формирования технопарков, технико-внедренческих и научно-производственных зон.Содействия патентованию изобретений, экономически востребованных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных представителями частного предпринимательства.Привлечение субъектов малого бизнеса к заключению договоров субподряда в области реализации производственных инноваций и мероприятий промышленной модернизации.Создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.Анализ проблем малого предпринимательства показывает, что в общей своей массе самыми актуальными проблемами для предпринимателей остаются высокие ставки арендной платы, ограниченность финансовых средств и процесс регистрации, которые имеют место в государственном регулировании на территории субъектов РФ.Перспективы дальнейшего развития указанной регулирования связаны с реформированием системы региональной государственной поддержки малого бизнеса. Это проявляется в следующих направлениях деятельности органов исполнительной власти регионов:Создание институциональной среды для развития малого предпринимательства, в которой участники рынка товаров и услуг могут осуществлять в полном объеме трансакционные отношения на условиях минимизации трансакционных издержек.Обеспечение организационных мер отношения органов государственного управления к представителям малого предпринимательства как к равноценному, равноправному и равнозначному субъекту экономики.Формирование позитивного общественного мнения в различных слоях общества по отношению к частной предпринимательской деятельности.Развитие системы профессиональной подготовки и обучения сотрудников бизнес-структур с обеспечением юридических условий для ответственности предпринимателей за качество производимых и продаваемых товаров перед потребителями.Для выполнения поставленных целей и реализации принципов государственной поддержки малого предпринимательства необходимо обеспечить ряд условий. Важнейшим из них является необходимость формирования институциональной среды, представляющей собой систему норма права, административно-организационных и социально-экономических условий, соответствующих целям регионального экономического развития.На основе создания экономической оптимальной институциональной структуры в регионах России для малого предпринимательства появляются широкие возможности для реализации функционирования следующих компонентов названной структуры: 1) эффективная правовая основа административного воздействия региональных органов государственного управления на процессы, происходящие в сфере частного бизнеса; 2) обеспечение деятельности специализированных органов при администрации соответствующих регионов с целью разработки и реализации специальных управленческих решений по вопросам развития частного бизнеса; 3) формирование оптимальной системы государственно-частного сотрудничества для согласованного решения региональных экономических проблем.ЗаключениеВ работе поставлены и решены следующие задачи.1. Изучены теоретическо-правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства.При рассмотрении современного состояния функционирования субъектов малого бизнеса можно утверждать то, что на современном этапе основными слабыми сторонами указанного бизнеса являются недостаточный уровень развития факторов производства, зависимость бюджета от финансовой помощи, отсутствие дополнительных доходов от повышения предпринимательской активности.Государственное регулирование развития частного предпринимательства проявляется в оказании различных видов поддержки соответствующим структурам бизнеса. Этими видами поддержки являются следующие:Обеспечение экономически оптимальных условий - предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов частного предпринимательства.Имущественная поддержка - передача на условиях владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной или безвозмездной основе, на льготных условиях. Это должно быть связано с реализацией государственного регионального контроля за порядком целевого хозяйственного использования предоставленного имущества.Информационное обеспечение - создание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей с их функционированием на базе современных технологий создания, обработки и перемещения экономически востребованных сведений.Консультационная поддержка - создания государственных и общественных организаций, оказывающих консультационные услуги по вопросам применения действующего законодательства о развитии частного предпринимательства. При этом, должна быть обеспечена компенсация затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами предпринимательства, на оплату консультационных услуг.2. Рассмотрена программа государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Тюменской области.Большую часть средств выделяет региональный бюджет, за счет средств федерального бюджета предусмотрено финансирование только в 2015 - 2017 гг.Призапланированных ассигнованиях в 527,7 млн. руб., фактически были израсходовано средств 527,2 млн. руб. или 99,9% от запланированного размера. В 2016 году ситуация сложилась аналогичная, т.е. при запланированных расходах в 415,9 млн. руб. выделено 415,4 млн. руб., что составляет 99,9% от запланированного объема. При этом следует отметить, что за счет средств бюджетов субъектов РФ были выделены в полном объеме. За счет средств федерального бюджета предусмотрено к финансированию 144,7 млн. руб., в то время как выделено средств в размере 144,2 млн. руб. или 99,7% от запланированного объема. В 2016 году ситуация сложилась аналогичная – средства бюджета Тюменской области на реализацию данной программы были выделены в полном объеме, в то время как за счет средств федерального бюджета при планируемом объеме - 79,0 млн. руб. было выделено 78,6 млн. руб. или 99,5%.Реализация мероприятий государственной программы на сегодняшний день может быть оценена с высокой степенью эффективности, что положительно влияет не только на развитие малого предпринимательства в Тюменской области, но способствует росту экономического потенциала области и повышению ее инвестиционной привлекательности.3. Рассмотрены перспективы государственной поддержки.Проблемы государственного регулирования в отношении малого предпринимательства состоят в наличие ряда препятствий в реализации частных экономических инициатив, которыми выступают следующие:Наличие недостатков в нормативно-правовой базе определения порядка взаимодействия с другими субъектами производства (например, государственными муниципальными организациями), потребителями и региональными органами публичного управления. Эти недостатки также проявляются в несовершенстве налогообложения субъектов частного сектора региональной экономики.Необходимость преодоления излишних административных барьеров как на этапе формирования основ частной предпринимательской деятельности, так и на последующих этапах освоения изменяющихся рыночных условий.Отсутствие эффективных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства.Недостаточно продуктивная государственная система имущественной и информационной поддержки предпринимательства.Низкий уровень кадрового обеспечения и подготовки персонала для малого предпринимательства.Перспективы дальнейшего развития указанной регулирования связаны с реформированием системы региональной государственной поддержки малого бизнеса:Создание институциональной среды для развития малого предпринимательства, в которой участники рынка товаров и услуг могут осуществлять в полном объеме трансакционные отношения на условиях минимизации трансакционных издержек.Обеспечение организационных мер отношения органов государственного управления к представителям малого предпринимательства как к равноценному, равноправному и равнозначному субъекту экономики.Формирование позитивного общественного мнения в различных слоях общества по отношению к частной предпринимательской деятельности.Развитие системы профессиональной подготовки и обучения сотрудников бизнес-структур с обеспечением юридических условий для ответственности предпринимателей за качество производимых и продаваемых товаров перед потребителями.Список использованных источниковАбдураимова, Л.И. Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в мировой практике / Л.И. Абдураимова, М.С. Сюпова// Ученые заметки ТОГУ. – 2017. Т. 8. – № 2.– С. 389-394. Агафонов, А.В. Значение и перспективы развития малого предпринимательства в России / А.В. Агафонов // Вестник Академии знаний. – 2017. – № 20 (1).– С. 11-18. Алхазов, А.А. Механизм определения эффективных мер поддержки малого бизнеса в региональной экономической системе / А.А. Алхазов // Международные научные исследования. – 2017. – № 2 (31).– С. 138-144. Анохина, Ю.А. Обоснование механизма государственной поддержки развития малого бизнеса / Ю.А. Анохина // Регион: государственное и муниципальное управление. – 2017. – № 3 (11).– С. 1. Багненко, Е.В. Роль государства в развитии частного предпринимательства / Е.В. Багненко, А.К. Шульга // Новый юридический вестник. – 2017. – № 1.– С. 24-27. Батяев А.А. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса: учеб. пособие / А.А. Батяев, М.Г. Дудкина, Л.К. Нурушева. – М.: Научная книга. 2010. – 380 с.Баширова, Е.С. Как «упрощенцам» сформировать входящие данные бухгалтерского учета, который они обязаны вести с 2013 года / Е.С. Баширова // Российский налоговый курьер. – 2013. – № 1-2.Вахабова, М.Х. Современные организационно-правовые формы предприятий и их особенности / М.Х. Вахабова, Л.В. Мазаева// Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. Т. 16. – № 3 (19).– С. 111-114. Виссема, X. Стратегический менеджмент и предпринимательские возможности для будущего процветания: учеб. пособие / Х. Виссема – М.: Финпресс. 2010.– 850 с..Газалиев, М. М.. Особенности налогообложения малого бизнеса: учеб. пособие / М.М. Газалиев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 116 с..Гасайниева, З.Б. Современные проблемы и пути развития малого бизнеса / З.Б. Газайниева // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. – 2017. – № 6.– С. 262-264. Горькаева, О. Господдержка для самых маленьких [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1906270/print.Государственная программа поддержки малого предпринимательства бизнеса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fondmsp.ru/surety/state-support-of-business/Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом по Российской Федерации - отчетам по форме № 1-ЮР и № 1-ИП на 01.12.2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn54/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/Гулиев, Ш.Р. Анализ индекса бизнес-ожиданий предпринимателей от мер государственной поддержки / Ш.Р. Гулиев // EuropeanScience. – 2018. – № 10 (32).– С. 44-46Джарбаев, Ю.И. Проблемы развития малого бизнеса / Ю.И. Джарбаев // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. – 2017. – № 6.– С. 274-280. Дронова, О. И. Как малому бизнесу получить помощь от государства // Инновационный портал Тюменского государственного университета. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://inno.nsu.ru/companies/2011-05-09.htm.Ермаков, В.П. Экспортный потенциал малого бизнеса России / В.П. Ермаков // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2017. – № 2 (6).– С. 10-15. Ершова, И.В. Бухгалтерский учет: системные изменения правового регулирования / И.В. Ершова // Право и экономика. – 2012. – № 9 – С. 44-49.Ершова, И.В. Предпринимательское право. Элементарный курс / И.В. Ершова – М.: Юриспруденция, 2012. – 242 с.Ершова, И.В. Юридическое образование и развитие малого предпринимательства в России: опыт социологического исследования / И.В. Ершова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2017. – № 2 (6).– С. 16-20. Иванова, Е.А. Региональные аспекты развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса / Е.А. Иванова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 12 (91).– С. 24-29Каджкулоев, А.Ф. Региональные особенности развития малого предпринимательства / А.Ф. Каджкулоев // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – 2017. Т. 1. – № 1 (57).– С. 170-176. Кайль, Я.Я. Государственное регулирование предпринимательской деятельности на уровне субъекта РФ: состояние, проблемы, перспективы / Я.Я. Кайль // Наука, образование, общество. – 2017. – № 1 (11).– С. 23-33. Кайль, Я.Я. Правовые основы государственного регулирования малого бизнеса на уровне субъекта РФ / Я.Я. Кайль // Научный вестник. – 2017. – № 1 (11).– С. 9-19. Коваленко, Л. Бизнесу нужна предсказуемость [Интервью с А. Аксаковым] / Л. Коваленко // Банки и деловой мир. 2013. – № 8.Мамай, С.С.Развитие финансовой поддержки предпринимательства на государственном уровне / С.С. Мамай // Вестник Академии знаний. – 2017. – № 23 (4).– С. 134-140. Межецкая, А. Л. Опыт инновационного развития региона (на примере Тюменской области) / А.Л. Мажецкая // Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://arbir.ru/articles/a_2928.htm.Намятова, Л.Е. Малый бизнес в России: теория, практика и перспективы развития / Л.Е. Намятова // Агропродовольственная политика России. – 2017. – № 11 (71).– С. 79-83О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. № 265.О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ.Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по субъектам Российской Федерации за 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#Предпринимательство в конце XX века. - М.: Наука. 2012.– 270 с.Радаев, В.В. Экономическая социология: учеб. пособие / В.В. Радаев. - М.: «Аспект Пресс», 1998.– 480 с..Ровенский, Ю.А. Предпринимательство в переходной экономике: проблемы и стратегия развития / Ю.А. Ровенский. М.: «Информ-Знание», 2009.– 360 с.Рубцова, Е.В. Анализ развития малого бизнеса в Российской Федерации / Е.В. Рубцова // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. – 2017. – № 4.– С. 29-37Сюпова, М.С. Особенности современной системы государственной поддержки малого предпринимательства в России / М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. Т. 8. – № 1.– С. 382-386. Харитонова, Д.Е. Проблема кредитования малого бизнеса на территории РФ / Д.Е. Харитонова // СтройМного. – 2017. – № 1 (6).– С. 1. Шакиев, Ш.О. Путь в малый бизнес: проблемы и решения / Ш.О. Шакиев // Наука. Образование. Техника. – 2017. – № 1 (58). – С. 45-50. Юзеев, Е.А. Малый бизнес в социально-экономической системе России / Е.А. Юзеев // Вектор экономики. – 2017. – № 11 (17). – С. 79MarkFreel, DavidDeakins. Предпринимательство и малые фирмы (Перевод: Александра Раппопорт). М.: Гуманитарный центр, 2014

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдураимова, Л.И. Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в мировой практике / Л.И. Абдураимова, М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. Т. 8. – № 2.– С. 389-394.
2. Агафонов, А.В. Значение и перспективы развития малого предпринимательства в России / А.В. Агафонов // Вестник Академии знаний. – 2017. – № 20 (1).– С. 11-18.
3. Алхазов, А.А. Механизм определения эффективных мер поддержки малого бизнеса в региональной экономической системе / А.А. Алхазов // Международные научные исследования. – 2017. – № 2 (31).– С. 138-144.
4. Анохина, Ю.А. Обоснование механизма государственной поддержки развития малого бизнеса / Ю.А. Анохина // Регион: государственное и муниципальное управление. – 2017. – № 3 (11).– С. 1.
5. Багненко, Е.В. Роль государства в развитии частного предпринимательства / Е.В. Багненко, А.К. Шульга // Новый юридический вестник. – 2017. – № 1.– С. 24-27.
6. Батяев А.А. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса: учеб. пособие / А.А. Батяев, М.Г. Дудкина, Л.К. Нурушева. – М.: Научная книга. 2010. – 380 с.
7. Баширова, Е.С. Как «упрощенцам» сформировать входящие данные бухгалтерского учета, который они обязаны вести с 2013 года / Е.С. Баширова // Российский налоговый курьер. – 2013. – № 1-2.
8. Вахабова, М.Х. Современные организационно-правовые формы предприятий и их особенности / М.Х. Вахабова, Л.В. Мазаева // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. Т. 16. – № 3 (19).– С. 111-114.
9. Виссема, X. Стратегический менеджмент и предпринимательские возможности для будущего процветания: учеб. пособие / Х. Виссема – М.: Финпресс. 2010.– 850 с..
10. Газалиев, М. М.. Особенности налогообложения малого бизнеса: учеб. пособие / М.М. Газалиев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 116 с..
11. Гасайниева, З.Б. Современные проблемы и пути развития малого бизнеса / З.Б. Газайниева // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. – 2017. – № 6.– С. 262-264.
12. Горькаева, О. Господдержка для самых маленьких [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1906270/print.
13. Государственная программа поддержки малого предпринимательства бизнеса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fondmsp.ru/surety/state-support-of-business/
14. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом по Российской Федерации - отчетам по форме № 1-ЮР и № 1-ИП на 01.12.2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn54/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/
15. Гулиев, Ш.Р. Анализ индекса бизнес-ожиданий предпринимателей от мер государственной поддержки / Ш.Р. Гулиев // European Science. – 2018. – № 10 (32).– С. 44-46
16. Джарбаев, Ю.И. Проблемы развития малого бизнеса / Ю.И. Джарбаев // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. – 2017. – № 6.– С. 274-280.
17. Дронова, О. И. Как малому бизнесу получить помощь от государства // Инновационный портал Тюменского государственного университета. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://inno.nsu.ru/companies/2011-05-09.htm.
18. Ермаков, В.П. Экспортный потенциал малого бизнеса России / В.П. Ермаков // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2017. – № 2 (6).– С. 10-15.
19. Ершова, И.В. Бухгалтерский учет: системные изменения правового регулирования / И.В. Ершова // Право и экономика. – 2012. – № 9 – С. 44-49.
20. Ершова, И.В. Предпринимательское право. Элементарный курс / И.В. Ершова – М.: Юриспруденция, 2012. – 242 с.
21. Ершова, И.В. Юридическое образование и развитие малого предпринимательства в России: опыт социологического исследования / И.В. Ершова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2017. – № 2 (6).– С. 16-20.
22. Иванова, Е.А. Региональные аспекты развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса / Е.А. Иванова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 12 (91).– С. 24-29
23. Каджкулоев, А.Ф. Региональные особенности развития малого предпринимательства / А.Ф. Каджкулоев // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – 2017. Т. 1. – № 1 (57).– С. 170-176.
24. Кайль, Я.Я. Государственное регулирование предпринимательской деятельности на уровне субъекта РФ: состояние, проблемы, перспективы / Я.Я. Кайль // Наука, образование, общество. – 2017. – № 1 (11).– С. 23-33.
25. Кайль, Я.Я. Правовые основы государственного регулирования малого бизнеса на уровне субъекта РФ / Я.Я. Кайль // Научный вестник. – 2017. – № 1 (11).– С. 9-19.
26. Коваленко, Л. Бизнесу нужна предсказуемость [Интервью с А. Аксаковым] / Л. Коваленко // Банки и деловой мир. 2013. – № 8.
27. Мамай, С.С. Развитие финансовой поддержки предпринимательства на государственном уровне / С.С. Мамай // Вестник Академии знаний. – 2017. – № 23 (4).– С. 134-140.
28. Межецкая, А. Л. Опыт инновационного развития региона (на примере Тюменской области) / А.Л. Мажецкая // Под¬готовка инновационных кадров для рынка труда в ус¬ловиях непрерывного образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://arbir.ru/articles/a_2928.htm.
29. Намятова, Л.Е. Малый бизнес в России: теория, практика и перспективы развития / Л.Е. Намятова // Агропродовольственная политика России. – 2017. – № 11 (71).– С. 79-83
30. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. № 265.
31. О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ.
32. Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по субъектам Российской Федерации за 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#
33. Предпринимательство в конце XX века. - М.: Наука. 2012.– 270 с.
34. Радаев, В.В. Экономи¬ческая социология: учеб. пособие / В.В. Радаев. - М.: «Аспект Пресс», 1998.– 480 с..
35. Ровенский, Ю.А. Предпринимательство в переходной экономике: проблемы и стратегия развития / Ю.А. Ровенский. М.: «Информ-Знание», 2009.– 360 с.
36. Рубцова, Е.В. Анализ развития малого бизнеса в Российской Федерации / Е.В. Рубцова // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. – 2017. – № 4.– С. 29-37
37. Сюпова, М.С. Особенности современной системы государственной поддержки малого предпринимательства в России / М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. Т. 8. – № 1.– С. 382-386.
38. Харитонова, Д.Е. Проблема кредитования малого бизнеса на территории РФ / Д.Е. Харитонова // СтройМного. – 2017. – № 1 (6).– С. 1.
39. Шакиев, Ш.О. Путь в малый бизнес: проблемы и решения / Ш.О. Шакиев // Наука. Образование. Техника. – 2017. – № 1 (58). – С. 45-50.
40. Юзеев, Е.А. Малый бизнес в социально-экономической системе России / Е.А. Юзеев // Вектор экономики. – 2017. – № 11 (17). – С. 79
41. Mark Freel, David Deakins. Предпринимательство и малые фирмы (Перевод: Александра Раппопорт). М.: Гуманитарный центр, 2014

Вопрос-ответ:

Какие критерии определяют, что субъекты хозяйствования относятся к малым в России?

Для определения малых субъектов хозяйствования в России используются следующие критерии: число работающих сотрудников, величина выручки от реализации товаров, работ, услуг, размер собственного капитала и др.

Какие формы и инструменты государственной поддержки субъектов малого бизнеса существуют в России и за рубежом?

В России и за рубежом существуют различные формы и инструменты поддержки субъектов малого бизнеса, такие как субсидии, льготные займы, гранты, консультационная поддержка, налоговые преференции и другие.

Каким образом региональная поддержка малого бизнеса реализуется в Тюменской области?

В Тюменской области региональная поддержка малого бизнеса реализуется через программы субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым предприятиям малого и среднего бизнеса, предоставление грантов на развитие бизнеса, предоставление налоговых льгот и другие меры поддержки.

Какое нормативное регулирование существует для деятельности субъектов малого предпринимательства?

Для деятельности субъектов малого предпринимательства существует нормативное регулирование, включающее законодательные акты, устанавливающие правовой статус малого предпринимательства, процедуры его регистрации, отчетности, налогообложения и другие аспекты предпринимательской деятельности.

Что представляет собой государственная поддержка субъектов малого бизнеса?

Государственная поддержка субъектов малого бизнеса включает в себя комплекс мер и инструментов, направленных на создание благоприятных условий для развития и функционирования малых предприятий, включая финансовую поддержку, консультационную помощь, организацию обучающих программ и многое другое.

Какие критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям?

В России к критериям отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям относятся такие параметры, как количество сотрудников (до 100 человек), обороты валовой продукции (до 800 млн. рублей в год) и балансовая стоимость активов (до 400 млн. рублей).

Какое нормативное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства существует в России?

Существует несколько законодательных актов, которые регулируют деятельность субъектов малого предпринимательства в России. В частности, это Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства" и другие нормативные акты.

Какая государственная поддержка предоставляется субъектам малого бизнеса в России?

В России субъектам малого бизнеса предоставляется различная государственная поддержка, включающая финансовую поддержку (субсидии, льготные кредиты), налоговые преференции, обучение и консультации, программы субсидирования затрат на научно-техническую и инновационную деятельность, а также программы развития и поддержки предпринимательства в регионах.

Как происходит государственная поддержка малого бизнеса на примере Тюменской области?

В Тюменской области реализуются различные программы и мероприятия по поддержке малого бизнеса. В частности, предоставляются субсидии и гранты на развитие предприятий, проводятся обучающие и консультационные программы, организуются выставки и ярмарки для продвижения продукции и услуг малого бизнеса. Кроме того, субъекты малого бизнеса могут рассчитывать на налоговые льготы и другие меры поддержки.