Синтез античной и христианской религиозных традиций в "Божественной комедии" Данте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 99 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 20.05.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Фантазия поэта работала, творила, совершенно не считаясь ни с чем. Словнов библейском бестиарии, где благодать покоится на Самсоновом льве, на ките пророка Ионы и на всех четвероногих и пернатых обитателях Ноева ковчега, не фигурирует сугубо языческий трехглавый пес Цербер, не мазанный христианским мирром. А он тем не менее по-хозяйски лает и мучает обжор в христианском аду. Образы античной мифологии с капризной непринужденностью приходят в соприкосновение с христианскими и аллегорическими. Гиганты и кентавры состязаются с более или менее ортодоксальными дьяволами и бесами всех рангов. Поэзия остается в выигрыше. Католический догматизм несет великий ущерб.Такова религия Данте в «Комедии». Она не была бы столь свободной, если бы сознания поэта не коснулась ересь. Мистические аллегории «Чистилища» и «Рая»:- фигуры Лючии и Мательды;- своевольная игра символами и образами в местах, окруженных церковной догматикой;- вторжение языческих фигур в удел христианского религиозного понимания и беспредельное господство любви, правды и человечности над канонами.Однако Данте Алигьери остаетсясвоевольным и крепким в плане мировоззренческих принципов для отцов-инквизиторов.ЗаключениеРассмотрев в настоящем исследовании крайне актуальный и перспективный вопрос современного литературоведения – специфика синтеза античной и христианской религиозных традиций в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия», мы пришли к ряду основных выводов.Автор поэмы преследует цель описать и выявить причины (возможно скрытые) помещения душ людей в загробный мир и прохождение ими основных кругов Ада, движение душ в Чистилище и попадание избранных в Рай.Поэма наделена античной и христианской символикой. Тесно переплетаясь между собой, две эпохальные культуры раскрывают картину мира самого автора «Божественной комедии». Так для нас открываются такие факты, что античная культура для Данте является фундаментом и основанием для любой другой культуры. Лично для поэта – античный мир оказал особое влияние на характер его мировоззрения и мировосприятия.Переплетение и взаимозависимость двух культур является настолько очевидной, что современные литературоведы склонны выявлять важнейшие точки их соприкосновения.Заботясь о спасении своей души, в частности пришедши к этой мысли, Данте сразу же включает в канву повествования представителя античной культуры – Вергилия. Именно с этого момента начинается активное сопряжение античной и христианской культуры.Таким образом, античные реминисценции играют важную роль в структуре поэмы. Античные сюжеты в дантовской обработке позволяют соотнести реальность того времени с вечными античными сюжетами, оценить их роль в системе современной для писателя культуры и выявить необходимость следования канонам искусства античного мира.Особое место занимает влияние христианской традиции на контекст «Божественной комедии». Религия, которую исповедует Данте, отличается благородством и гуманностью. В ней есть своеобразные расхождения с так называемой официальной религией – религии церкви. Эти расхождения, точки не соприкосновения вызваны человеческим достоинством поэта, которое он старается гордо нести, несмотря на муки и горечь реальной действительности. Христианское следование божественной религии у Данте отличается высокой правдой и искренностью помыслов, нежели религия церковных догм и ее представителей, облаченных в «священные одеяния». Многократнов дантовском изображении грешников слышится невысказанное оправдание, готовность по-человечески понять и простить. Список использованной литературы:Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. – М., 1979. – С. З-87.Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. – 256 с.Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта ...». Судьба «Божественной комедии» Данте в России. – М.: Книга, 1990.Балашов Н.И. Данте и Возрождение / Данте и всемирная литература / под ред. Балашова Н.И., Голенищева-Кутузова И.Н. – М.: «Наука», 1967. – С. 9-59.Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. – М., 1977. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. – М., 1978.Баткин Л.М. Данте и его время: Поэт и политика. – М., 1965.Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1971. – 590 с.Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. – 312 с.Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. – М.: Мол.гвардия, 1967.Голенищев-Кутузов И. Н. Данте и Предвозрождение // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. – М., 1967. Горфункель А.X. Данте и философия его времени // Вопр. Философии, 1968. No 3.Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. с итал. и прим. М. Лозинского. – М.: Московский рабочий, 1986. – 445 с.Дживелегов А.К. Данте Алигьери: жизнь и творчество. – М. 1946.Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. – М.: Мысль, 1990. – 207 с.Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. – М., 1965.Курдыбайло И.П. Платонические импликации в описании земного рая в «Божественной комедии» Данте Алигьери // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Том 14. Выпуск 13, 2013. – С.235-238.Лаврова Н.Л. Мотив божественного нарциссизма в литературе барокко. – М., 2015. – С.56-70.Ле Гофф Ж. Рождение Чистилища / Пер. с франц. В. Бабинцева, Т. Краевой. – М.: ACT МОСКВА, 2009. – 544 с.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.,1982.Нестеров А.А. «Божественная комедия» Данте как феномен культурной жизни Флоренции XIV века // Вестник Московского государственного университета печати. – М., 2014. – С.207-212.Норов А.С. Отрывок из 3-й песни поэмы Ад // Сын Отечества, 1823, № 30.Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. – М., 1966. – С. 5-50.Пукшанская И.П. «Божественная комедия» Данте Алигьери как начало ренессансного самосозидания человеческой души //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Выпуск 2, 2009. – С.120-127.Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. – Л., 1974.Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. – Л., 1976.Сергеев К. Театр судьбы Данте Алигьери: введение в практическую анатомию гениальности. – М.: Летний сад, 2004. – 243 с.Хлодовский P.И. Гуманизм Данте: Путь к «Божественной комедии»// Дантовские чтения. – М., 1979.Электронные источники:Андреев М.Л. Время и вечность в «Божественной Комедии» [Электронный ресурс] / Дантовские чтения. – М., 1979. Режим доступа: https://www.livelib.ru/pubseries/707945-dantovskie-chteniya-sbornik (Дата обращения: 27.11.2017).Андреев М.Л. «Данте. – М., 2000. С. 366. [Электронный ресурс]. URL: http://svr-lit.ru/svr-lit/pogrebnaya-srednie-veka/bozhestvennaya-komediya-dante.htm (Дата обращения: 10.12.2018).Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте/ Вопросы философии.1994. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/borges_o_dante.pdf (Дата обращения: 29.11.2018).Бэлза И. Ф. II ben de l'intelletto / Дантовские чтения. – М.: Наука, 1985. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1001272098-dantovskie-chteniya-1985-s-lozinskij-s-serkov-aram-asoyan-igor-belza (Дата обращения: 08.12.2018).Вико Д. Б. Суждение о Данте // Вико Д.Б. Основания новой науки об общей природе наций. – М., 1994. – С.503-505. [Электронный ресурс]. URL http://www.pseudology.org/History/Vico_Osnovaniya_Novoy_Nauki2.pdf (Дата обращения: 28.11.2018).Голенищев-Кутузов И.Н. Данте / Серия: Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 1967. [Электронный ресурс]. URL:http://svr-lit.ru/svr-lit/golenischev-kutuzov-dante/index.htm (Дата обращения: 1.12.2018).Голенищев-Кутузов И.Н. Данте и «новый сладостный стиль». Данте и всемирная литература. – М.: Наука, 1967. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/publisher/239 (Дата обращения: 08.12.2018).Елина Н.Г. О художественном своеобразии «Божественной Комедии». – М.: Наука, 1967. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/publisher/239 (Дата обращения: 08.11.2018).Елина Н.Г. Поэзия «Новой Жизни» / Дантовские чтения. – М.: Наука, 1971. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1001206556-dantovskie-chteniya-1971 (Дата обращения: 08.11.2017).Елина Н.Г. Проза «Пира» Данте. К вопросу о жанре и структуре // Средние века. № 51. – М.: Наука, 1988. [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/580594/ (Дата обращения: 08.12.2018).Елина Н.Г. Преодоление противоречий средневекового мировидения в поэтике «Малых произведений"\» Данте / Дантовские чтения. – М.: Наука, 1993. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1001272098-dantovskie-chteniya-1987-s-lozinskij-s-serkov-aram-asoyan-igor-belza (Дата обращения: 08.12.2018).Ивик О. История и география загробного мира. М.: Ломоносов, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/istoriya-i-geografiya-zagrobnogo-mira-oleg-ivik/ (Дата обращения: 24.11.2018).Илюшин А.А. Эпизод Уголино в Божественной Комедии: опыт комплексного анализа / Дантовские чтения. – М.: Наука, 1976. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1001518699 (Дата обращения: 08.11.2018).Сергеев К.В. «Божественная Комедия», как философский текст: к истории представлений о сознании в средние века: автореферат дисс. … канд. филос. Наук. – М., 2005. – 172 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/bozhestvennaya-komediya-kak-filosofskii-tekst-k-istorii-predstavlenii-o-soznanii-v-srednie-v (Дата обращения: 22.11.2018).Чистяков Г.П. В поисках вечного града. – М.: Путь, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://tapirr.narod.ru/ekklesia/chistyakov/vechn_grad/ind.htm (Дата обращения: 22.11.2018).

Список использованной литературы

1. Бредбери Р. Вино из одуванчиков.
2. Данте Алигьери. Божественная комедия. М., Эксмо, 2008.
3. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., Мысль, 1990.
4. Душенко К. Большая книга афоризмов. М., Эксмо, 2002.
5. Краткая литературная энциклопедия. Том II. М., Советская энциклопедия, 1962.
6. Макульский С.С. Итальянская литература. М., Высшая школа, 1966.
7. Стругацкий А., Стругацкий Б. Трудно быть богом. М., Эксмо, Спб, Terra Fantastica, 2008.
8. Чистякова, Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., Высшая школа, 1972.
9. Энциклопедия для детей. Всемирная история. М., Аванта+, 1994.

Вопрос-ответ:

Какое влияние античной и христианской религиозных традиций оказывают на Божественную комедию Данте?

Синтез античной и христианской религиозных традиций играет важную роль в Божественной комедии Данте. В стихотворении Данте использует образы и символы из обеих традиций, чтобы создать уникальную и глубокую картину загробного мира и душевных состояний.

Что означают образы благодати на обитателях Ноева ковчега в Божественной комедии Данте?

В Божественной комедии образы благодати на обитателях Ноева ковчега символизируют единство и мир между античными и христианскими традициями. Эти образы указывают на то, что в обители Божьей все существа и символы, вне зависимости от своего происхождения, могут сосуществовать в гармонии и справедливости.

Каким образом в Божественной комедии Данте представлен Цербер?

В Божественной комедии Цербер представлен не только как античная мифологическая фигура, но и как символ христианского ада. Хотя Цербер остается верным своим мифологическим корням, его присутствие в христианском аду указывает на то, что он теперь служит для мучения обжоров и символизирует их грех.

Какие изображения античной мифологии использует Данте в Божественной комедии?

В Божественной комедии Данте использует различные образы античной мифологии, включая льва Самсона, кита пророка Ионы и многих других четвероногих и пернатых обитателей Ноева ковчега. Эти образы вносят разнообразие и богатство в религиозный контекст стихотворения.

Какую роль играет синтез античной и христианской религиозных традиций в Божественной комедии Данте?

Синтез античной и христианской религиозных традиций в Божественной комедии Данте помогает создать уникальный мир стихотворения, который охватывает как полностью христианскую, так и античную символику. Этот синтез позволяет Данте раскрыть более глубокие и сложные темы, связанные с судьбой человечества и природой греха и искупления.

Что представляет собой "Божественная комедия" Данте?

"Божественная комедия" - это поэтическое произведение итальянского поэта Данте Алигьери, которое состоит из трех частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай". В нем Данте представляет свое видение загробного мира, соединяя элементы античной мифологии и христианских традиций.

Какие религиозные традиции объединены в "Божественной комедии"?

"Божественная комедия" синтезирует античную и христианскую религиозные традиции. В ней присутствуют образы из античной мифологии, такие как львы и киты из Библии, а также аллюзии к христианским концепциям и символам, например, ад и ангелы.

Каким образом в "Божественной комедии" сочетаются античная и христианская религиозные традиции?

В "Божественной комедии" образы античной мифологии сочетаются с христианскими концепциями. Например, образ Самсонова льва и кита пророка Ионы из Библии используются Данте для выражения христианской благодати, которая покоится на всех животных и птицах на Ноевом ковчеге.

В чем отличие между античной и христианской интерпретацией образов в "Божественной комедии"?

Образы античной мифологии в "Божественной комедии" не считаются языческими, так как они вписаны в христианский контекст. Например, трехглавый пес Цербер, хотя и античный мифологический персонаж, в аду Данте изображается как мучитель грешников, что соответствует христианской интерпретации.

Какова роль античных образов в "Божественной комедии"?

Античные образы в "Божественной комедии" играют роль символов и аллюзий, которые помогают Данте передать свое видение загробного мира. Они служат средством выражения христианской духовности и божественного пути преодоления грехов и достижения спасения.

Какие религиозные традиции синтезированы в Божественной комедии Данте?

В Божественной комедии Данте синтезированы античная и христианская религиозные традиции.

Какие образы античной мифологии присутствуют в Божественной комедии Данте?

В Божественной комедии Данте присутствуют образы античной мифологии, такие как трехглавый пес Цербер и пророк Иона на ките.