Библиотека и читатель: история возникновения и развития взаимоотношений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 1616 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 30.05.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Библиотека и читатель исторические предпосылки развития взаимоотношений 2
1.1.История взаимоотношений библиотека читатель с древнейших времен до XX века 2
1.2.История взаимоотношений библиотека читатель в XX- начале XXI вв. 6
Глава 2. Теоретические основы библиотечного обслуживания 11
2.2. Современное этап библиотечного обслуживания 13
Заключение 15
Список использованной литературы: 16

Фрагмент для ознакомления

На современном этапе каждая библиотека самостоятельно выбирает приоритетные группы читателей, исходя из анализа внутренней и внешней среды библиотеки.Несмотря на самостоятельность есть приоритетные группы читателей, которые выделены на всероссийском уровне – дети, молодежь, пожилые читатели и люди с ограниченными возможностями здоровья. Любая библиотека в своей работе должна учитывать интересы и потребности данных категорий читателей.В рамках традиционной модели, которая в последние годы модернизировалась, библиотечное обслуживание понимается как линейный, преимущественно односторонний процесс общения библиотекаря и читателя. В этой модели взаимоотношений библиотека единолично решает, какие услуги нужны потребителям. Современная открытая библиотека не отрицает важности функций хранения и просвещения, предоставляет пользователю свободный доступ к информации, в том числе и с помощью новых технологий [13].Сегодня популярность набирает горизонтальная модель библиотечного обслуживания. Эта модель построена на гуманистических позициях общечеловеческого характера. Здесь взаимодействия библиотекарь читатель носит взаимный, равноправный характер.Одной из отличительных черт новой публичной библиотеки является создание библиотеки нового типа- библиотеки открытого пространство со свободным доступом к фонду и другим ресурсам. Новые взаимоотношения с читателями и новая роль библиотекаря (ориентация на «самообслуживание пользователей»), новый уровень комфортности библиотечной среды [13].В последнее время развивается новое направление горизонтальной модели библиотечного обслуживания читателей – «Библиотека 2.0», основанное на привлечения населения к активному участию во всех библиотечных процессах, используя новейшие интерактивные информационные технологии. «Библиотека 2.0» - это новый взгляд на библиотечное обслуживание в целом. Одна из главных идей заключается в том, что продолжая предоставлять услуги тем, кто приходит в библиотеку, нужно выйти и за пределы помещения библиотеки, и начать продвигать услуги людям там, где они взаимодействуют [10].Сегодня строится новая модель библиотеки. Создается новое пространство для читателей. Конкретного места читателя в библиотеке нет, преобладают общие столы, за которыми работают по группами разной численности, что позволяет им во время работы свободно общаться, обмениваться мнениями. Можно работать в любом месте у книжного стеллажа, выдвинутого в читальный зал, у кафедры, на диване и даже подоконнике. Читатель сам выбирает где и как ему работать, читать или просто общаться с друзьями.В библиотеках стали появляться новые подразделения, занимающиеся оказанием услуг пользователям, например, центры правой информации, медиатеки и т.п.Библиотека стремиться разрушить все свои границы.В ней есть два направления: «внутрь» библиотеки и за её «стены». Внешнее направление – это все электронные документы, все ресурсы Интернет, находящиеся за ее физическими стенами, внутреннее – это документы, каталоги и пр., создаваемые в самой библиотеке [7].Библиотека создает постоянные сообщества читателей, привлекает к работе определенные партнерские организации, спонсоров, «друзей библиотеки», добровольцев, родителей и пр. Это делается для обеспечения фундаментальной функции библиотеки по социализации членов сообщества, «связывании» их посредством действия в едином пространстве.В настоящее время происходит переосмысление теоретический основ библиотечного обслуживания. Библиотеки перестраиваются под потребности своих пользователей, ведь одна из главных функций библиотеки – социализация личности.ЗаключениеИстория библиотечного дела показывает, что библиотеки всегда, даже в древности, ориентировались на обслуживание читателей. Проследив историю взаимоотношений библиотека читатель можно сделать вывод, что не всегда библиотека работа для читателя. В XVII-XIXвв. библиотекой могли пользоваться только определенные категории граждан, читатели особо не влияли на работу библиотеки.Первые сдвиги в сторону читателя в работе библиотеки начинают происходить в начале XXв., но это больше связано с государственной политикой. Сегодня мы можем наблюдать как библиотека трансформируется под читателя. Читатель со своими интересами, информационными потребностями стал главным во взаимоотношениях.Работа библиотеки кардинально изменилась – библиотеки стали открывать фонды, благодаря использованию интернет технологий доступ к библиотечной информации теперь доступен 24 часа 7 дней в неделю.Теоретическое осмысление библиотечного обслуживание за последнее время так же претерпело с изменения. В основном изменения затронули работу библиотекарей. Так же изменились формы и методы обслуживания читателей, некоторые из них трансформировались, например библиобусы стали КИБО с доступом в интернет, стали снова популярны выездные читальные залы и т.д.Взаимоотношения библиотека читатель в историческом ракурсе претерпели значительные изменения. В настоящее время библиотека и читатель выстраивают новую, современную модель, где у них равные права. Библиотека меняется для читателя, но в то же время меняется и читатель благодаря библиотеки. Список использованной литературы:Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: учеб.–метод. пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей–практиков : [В 2 ч.] Ч.1 / К.И. Абрамов. – М. :Либерия. – 176 с.Амлинский, Л.З. Научная библиотека: пространство для читателя и библиотекаря [Текст] / Л. З. Амлинский // Научные и технические библиотеки. – 2013. – № 1. – С. 100–107. Балкова, И.В. Справочное пособие библиотекаря, библиотековедение, библиография, библиотечно–информационное обслуживание[Текст] / И.В. Балкова.– Москва – 2015 – 341, [1] с.Библиотечно–библиографическое и информационное обслуживание. (методическое пособие).– Москва, 2011 – 85, [1] с.Библиотечно–информационное обслуживание [Текст]: учеб. /[Ю. Ф. Андреева, О. Ф.Бойкова, В. А. Бородина и др.]; под редакцией М. Я. Дворкиной.–Санкт–Петербург: Профессия, 2016. – 240 с.: ил., портр., табл.Володин, Б.Ф. Всемирная история библиотек [Текст] / Б. Ф. Володин. – 2–е изд., доп. – СПб. : Профессия, 2004. – 431 с., цв. ил. – (Серия "Библиотека")Гиряева, Л.А. В унисон с читателем [Текст] / Л. А. Гиряева // Современная библиотека. – 2016. – № 2. – С. 16–19 : фот.Глазков, М.Н. Главная задача – служение всему обществу [Текст] : о Народности Императорской публичной библиотеки / Михаил Николаевич Глазков // Библиотечное дело. – 2012. – № 24. – С. 28–32 : фот.Конышева, О. М. Читатель и библиотека: встречное движение [Текст] / Ольга Михайловна Конышева // Библиотечное дело. – 2012. – № 14. – С. 15–17 : фот.Кузнецова, Т.Я. Инновационное развитие библиотечного дела и новые модели подготовки специалистов / Т.Я. Кузнецова // Информационный бюллетень РБА. – №60. – С.117–123. Матвеев, М.Ю. К 200–летию основания Российской национальной библиотеки (1814–2014) [Текст] / Михаил Юрьевич Матвеев // Библиотековедение. – 2014. – № 2. – С. 104–110 : фот.Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание : учебник / Ю. П. Мелентьева. –Москва : ФАИР, 2006. – 251 с.Современные модели библиотечного обслуживания населения: обзор опыта работы библиотек России / ГУК «Псков. обл. универс. науч. библ.»; отд. координации деятельности б–к обл.; сост. Л.А. Сипцова. – Псков, 2011. – 27 с.Сокольская, Л. "Какими книжками питать работницу? " [Текст] : ответ библиотек 1920–х годов / Л. Сокольская // Библиотечное дело. – 2008. – № 2. – С. 37–42 : Ил.Трофимова, Д.Л. Доступ в царские библиотеки обеспечивал архивариус В. В. Щеглов [Текст] / Дина Леонидовна Трофимова // Мир библиографии. – 2013. – № 8. – С. 41–43 : 3 фот.Ушакова, О.Б. От руководства чтением к клиентоориентированности: смена парадигмы [Текст] : (опыт технической библиотеки предприятия) / О. Б. Ушакова // Научные и технические библиотеки. – 2013. – № 3. – С. 14–21.

Список использованной литературы:
1. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: учеб.–метод. пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей–практиков : [В 2 ч.] Ч.1 / К.И. Абрамов. – М. :Либерия. – 176 с.
2. Амлинский, Л.З. Научная библиотека: пространство для читателя и библиотекаря [Текст] / Л. З. Амлинский // Научные и технические библиотеки. – 2013. – № 1. – С. 100–107.
3. Балкова, И.В. Справочное пособие библиотекаря, библиотековедение, библиография, библиотечно–информационное обслуживание[Текст] / И.В. Балкова.– Москва – 2015 – 341, [1] с.
4. Библиотечно–библиографическое и информационное обслуживание. (методическое пособие).– Москва, 2011 – 85, [1] с.
5. Библиотечно–информационное обслуживание [Текст]: учеб. /[Ю. Ф. Андреева, О. Ф.Бойкова, В. А. Бородина и др.]; под редакцией М. Я. Дворкиной.–Санкт–Петербург: Профессия, 2016. – 240 с.: ил., портр., табл.
6. Володин, Б.Ф. Всемирная история библиотек [Текст] / Б. Ф. Володин. – 2–е изд., доп. – СПб. : Профессия, 2004. – 431 с., цв. ил. – (Серия "Библиотека")
7. Гиряева, Л.А. В унисон с читателем [Текст] / Л. А. Гиряева // Современная библиотека. – 2016. – № 2. – С. 16–19 : фот.
8. Глазков, М.Н. Главная задача – служение всему обществу [Текст] : о Народности Императорской публичной библиотеки / Михаил Николаевич Глазков // Библиотечное дело. – 2012. – № 24. – С. 28–32 : фот.
9. Конышева, О. М. Читатель и библиотека: встречное движение [Текст] / Ольга Михайловна Конышева // Библиотечное дело. – 2012. – № 14. – С. 15–17 : фот.
10. Кузнецова, Т.Я. Инновационное развитие библиотечного дела и новые модели подготовки специалистов / Т.Я. Кузнецова // Информационный бюллетень РБА. – №60. – С.117–123.
11. Матвеев, М.Ю. К 200–летию основания Российской национальной библиотеки (1814–2014) [Текст] / Михаил Юрьевич Матвеев // Библиотековедение. – 2014. – № 2. – С. 104–110 : фот.
12. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание : учебник / Ю. П. Мелентьева. –Москва : ФАИР, 2006. – 251 с.
13. Современные модели библиотечного обслуживания населения: обзор опыта работы библиотек России / ГУК «Псков. обл. универс. науч. библ.»; отд. координации деятельности б–к обл.; сост. Л.А. Сипцова. – Псков, 2011. – 27 с.
14. Сокольская, Л. "Какими книжками питать работницу? " [Текст] : ответ библиотек 1920–х годов / Л. Сокольская // Библиотечное дело. – 2008. – № 2. – С. 37–42 : Ил.
15. Трофимова, Д.Л. Доступ в царские библиотеки обеспечивал архивариус В. В. Щеглов [Текст] / Дина Леонидовна Трофимова // Мир библиографии. – 2013. – № 8. – С. 41–43 : 3 фот.
16. Ушакова, О.Б. От руководства чтением к клиентоориентированности: смена парадигмы [Текст] : (опыт технической библиотеки предприятия) / О. Б. Ушакова // Научные и технические библиотеки. – 2013. – № 3. – С. 14–21.



Вопрос-ответ:

Как развивались взаимоотношения между библиотекой и читателем на протяжении истории?

Взаимоотношения между библиотекой и читателем имели свои особенности на разных исторических этапах. Сначала библиотеки были доступны только для узкого круга людей, а чтение считалось роскошью. В средние века библиотеки были частью монастырей и университетов и служили главным образом для образования духовенства и ученых. В эпоху Просвещения произошла демократизация чтения и библиотеки стали доступны для широкой публики. В XX веке с развитием технологий и информационных ресурсов библиотеки начали менять свой статус и роль, ставя целью не только предоставление доступа к книгам, но и создание информационной среды для пользователей.

Какие исторические предпосылки способствовали развитию взаимоотношений между библиотекой и читателем?

Развитие взаимоотношений между библиотекой и читателем было обусловлено несколькими факторами. Важную роль сыграло распространение грамотности среди населения, что позволило людям самостоятельно читать книги. Также влияние оказали различные социально-экономические и политические изменения, которые способствовали расширению доступа к образованию и культуре. Развитие технологий также имело значительное значение, поскольку позволило улучшить условия доступа к информации и распространению книг.

Какие теоретические основы лежат в основе библиотечного обслуживания?

Библиотечное обслуживание основывается на ряде теоретических принципов. Одним из них является принцип свободного доступа к информации, который предполагает, что любой пользователь имеет право на свободное ознакомление с материалами библиотеки. Также важным принципом является принцип индивидуального подхода, который предполагает учет потребностей и интересов каждого пользователя. Другие принципы включают принцип доступности, принцип демократии в области доступа к информации и принцип качества обслуживания.

Какие предпосылки способствовали развитию взаимоотношений между библиотекой и читателем?

Развитие взаимоотношений между библиотекой и читателем было обусловлено историческими предпосылками, такими как развитие письменности, распространение книг и доступность образования.

Какие изменения произошли во взаимоотношениях библиотеки и читателя в XX и начале XXI века?

В XX и начале XXI века произошло множество изменений во взаимоотношениях библиотеки и читателя. Например, появился доступ к электронным ресурсам и удаленное обслуживание, библиотеки стали активно взаимодействовать с читателями через социальные сети и организовывать различные мероприятия и акции.

Какие теоретические основы лежат в основе библиотечного обслуживания?

Библиотечное обслуживание базируется на теоретических основах, таких как информация, доступность, адаптированность, индивидуальность и учет потребностей читателя.

Каким образом происходит библиотечное обслуживание на современном этапе?

На современном этапе библиотеки предоставляют разнообразные услуги своим читателям. Это может быть как традиционное обслуживание в библиотеке, так и удаленное обслуживание через интернет. Также библиотеки активно работают над привлечением читателей через мероприятия, акции и активное взаимодействие в социальных сетях.

Что следует учитывать при организации библиотечного обслуживания?

При организации библиотечного обслуживания следует учитывать потребности и интересы читателей, тренды и современные технологии, доступность и удобство использования библиотечных ресурсов и услуг.