Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста ( по материалам исследований А.А.Люблинской, Т.Д. Рихтерман).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 1010 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 31.05.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Характеристика времени с точки зрения философии и психологии 4
2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста 6
3. Особенности формирования восприятия времени у детей дошкольного возраста 9
Заключение 12
Список литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Это происходит потому что взрослые используют эти слова редко и слово «день» применимо в разных значениях (и ближе к утру и ближе к вечеру).Дошкольникам 6 лет в начале учебного года объясняют представление о временных отрезках (утро, день, вечер и ночь) и стараются закрепить эти понятия.Лучше всего для восприятия детьми временных отрезков применять объективные показатели о времени (явлениями природы). Например, воспитатель проводит беседу с ребятами о том, что, когда и в какой последовательности происходит с ними и со взрослыми, что они делают в течении всего дня.Процессу формирования временных представлений во многом способствует обучение ребенка пользованию календарем, часами. Начинать учить ребенка узнавать время по часам можно с 4-х летнего возраста [5]. Как отмечается некоторыми исследователями, средний дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала систематической работы по формированию элементарных представлений о времени (Л.А. Венгер, А.М. Вербенец, О.М. Дьяченко).ЗаключениеВремя выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность или непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д.В дошкольном возрасте происходят важные конфигурации буквально во всех психологических процессах. Для дошкольников становится увлекательным не только лишь новый предмет сам по себе, но и его внутреннее содержание, назначение и вероятность использования. Процесс восприятия делается довольно трудным.Результативность формирования временных представлений у детей дошкольного возраста повышается под влиянием целенаправленногообучения, предусматривающего последовательное освоение воспитанникамизнаний о временных интервалах и отношениях, что обеспечиваетсяиспользованием различных средств, методов и форм организацииобразовательной деятельности. При обучении детей к точности во времени, обязательно нужно соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста возможно практически во всех видах деятельности. Однако существуют основные виды деятельности, в которых формирование представлений о времени наиболее эффективно: учебная, игровая деятельность.Список литературыГильманова, Л. В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики, 2015. - № 2. - С. 57 – 60.Головаха, Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка,1984. - 208 с.Звонова, Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста //Вестник Российского нового университета. 2011. - № 1.Ковалец, И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. – М.: Владос, 2007. – 72 с.Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е.Н. Лебеденко. – М.: СПб.: Детство-пресс, 2003. - 108 с.Люблинская, А.А.К вопросу о познании пространства и времени. //Вопросы теории познания. /Под ред. А.Д. Корчагиной, В.В. Орлова. - Пермь,1961.Немировская, М. А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа, 2013. - №3.Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Л. Непомнящая. – М.: Детство-Пресс, 2005. - 114 с.Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.Рубинштейн, Л. С. Оcновы общей пcихологии. / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: ПИТЕР, 2014. – 712с.Сополова, Е.И. Время и пространство [Текст] / Е.И. Сополова. – М.: Ярославль: Академия развития, 2004. -146 с.Элькoнин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Academia, 2011. - 384 с.

Список литературы

1. Гильманова, Л. В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики, 2015. - № 2. - С. 57 – 60.
2. Головаха, Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка,1984. - 208 с.
3. Звонова, Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста //Вестник Российского нового университета. 2011. - № 1.
4. Ковалец, И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. – М.: Владос, 2007. – 72 с.
5. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е.Н. Лебеденко. – М.: СПб.: Детство-пресс, 2003. - 108 с.
6. Люблинская, А.А.К вопросу о познании пространства и времени. //Вопросы теории познания. /Под ред. А.Д. Корчагиной, В.В. Орлова. - Пермь, 1961.
7. Немировская, М. А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа, 2013. - №3.
8. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Л. Непомнящая. – М.: Детство-Пресс, 2005. - 114 с.
9. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.
10. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.
11. Рубинштейн, Л. С. Оcновы общей пcихологии. / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: ПИТЕР, 2014. – 712с.
12. Сополова, Е.И. Время и пространство [Текст] / Е.И. Сополова. – М.: Ярославль: Академия развития, 2004. -146 с.
13. Элькoнин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Academia, 2011. - 384 с.

Вопрос-ответ:

Как дети дошкольного возраста воспринимают время?

Дети дошкольного возраста не имеют полноценного понимания о времени, как взрослые. Они склонны воспринимать его в более конкретных и мгновенных категориях, таких как "сейчас" и "потом". Они могут испытывать трудности с ожиданием или пониманием длительности событий.

Какие особенности формирования восприятия времени у детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста постепенно формируют понимание времени. Их восприятие времени основано на конкретных событиях и повседневных рутинах. Они начинают понимать общую последовательность событий в своей жизни, но страдают от неразвитости понятий о длительности и временном отрезке.

Какие выводы можно сделать на основе исследований о восприятии времени детьми дошкольного возраста?

Исследования показывают, что дети дошкольного возраста еще не имеют полного понимания о времени и его длительности. Они относятся к нему более конкретно и настоящему. Важно учитывать их особенности и помогать им развивать понятия о времени через игры, регулярные рутины и обсуждение событий.

В чем различия восприятия времени у детей и взрослых?

Различия восприятия времени между детьми дошкольного возраста и взрослыми связаны с недостатком развития у детей понятий о длительности и временном отрезке. Взрослые имеют более абстрактное понимание времени и способны воспринимать его на разных уровнях, включая прошлое, настоящее и будущее.

Какие методы помогают развивать понимание времени у детей дошкольного возраста?

Для развития понимания времени у детей дошкольного возраста полезно использовать игры, которые помогают им обозначать последовательность событий, использовать термины прошлое, настоящее и будущее. Регулярные рутины также помогают детям оценивать временные интервалы. Также важно обсуждать с детьми события, происходящие в их жизни, чтобы помочь им развивать понимание времени и его длительности.

Какие особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста есть свои особенности восприятия времени. Они еще не понимают, что "вчера" означает прошедший день, они смешивают прошлое и будущее. Также им сложно представить время длительностью больше нескольких часов или дней. Более точные представления о времени появляются у детей примерно к 5-6 годам.

Какие факторы влияют на формирование восприятия времени у детей дошкольного возраста?

Формирование восприятия времени у детей дошкольного возраста зависит от нескольких факторов. Важную роль играет окружающая обстановка, режим дня, родители и педагоги. Регулярность и предсказуемость повседневных событий помогает детям понять, что время проходит. Взрослые могут использовать игры, рассказы и другие методы, чтобы помочь детям развивать представления о времени.

Какие понятия времени сложны для дошкольников?

Дошкольникам сложно разобраться с такими понятиями, как "вчера", "позже" и "прошлое". Они еще не понимают, что время движется вперед и прошлое остается позади. Также им сложно представить длительность времени, связанную с месяцами или годами. Дети дошкольного возраста лучше понимают и могут описывать события, происходящие в течение дня или недели.

Как можно помочь детям дошкольного возраста развивать представления о времени?

Взрослые могут помочь детям дошкольного возраста развивать представления о времени разными способами. Например, они могут играть с детьми в игры, связанные с временем, использовать календари и часы для обозначения времени. Также важно регулярно обсуждать с детьми прошедшие и будущие события, создавая предсказуемость и стабильность в их жизни.

Как дети дошкольного возраста воспринимают время?

Дети дошкольного возраста воспринимают время по-своему. Они еще не обладают абстрактным пониманием времени и ориентируются на конкретные события, такие как утренняя пробуждение или вечерний сбор игрушек. Их восприятие времени основано на повседневных рутинах и смене действий. В то же время, дети дошкольного возраста еще не понимают понятия "час" или "минута". Они могут оценивать время по своим ощущениям, например, "долго" или "быстро", основываясь на своем опыте.

Какие особенности формирования восприятия времени у детей дошкольного возраста?

Формирование восприятия времени у детей дошкольного возраста происходит постепенно. На начальном этапе, дети ориентируются на повседневные рутины и смену действий. Например, они знают, что после пробуждения следует завтрак, а вечером - сон. Постепенно дети начинают осознавать, что время можно измерять и организовывать. Они могут начать интересоваться часами или пытаться самостоятельно оценивать время, хотя понимание точных единиц времени еще не сформировано. Развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста тесно связано с их общим когнитивным развитием и опытом.