Работа социального педагога в пенитенциарных учреждениях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 1919 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 19.06.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к содержанию деятельности социального педагога в пенитенциарной системе 4
1.1 Общая характеристика современной Российской пенитенциарной системы 4
1.2 Теоретическое обоснование деятельности социальных педагогов в пенитенциарной системе 6
1.3 Принципы деятельности социального педагога в пенитенциарной системе 9
Глава 2. Особенности работы социального педагога в пенитенциарной системе 12
2.1 Направления и формы деятельности социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы 12
2.2 Особенности процесса перевоспитания разных категорий осужденных 17
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Характеристика личности несовершеннолетних осужденных:особенности подросткового возраста: бурное физическое развитие организма, инициативность, энергия, повышенная возбудимость, активность, впечатлительность, неуравновешенность, неадекватная оценка действительности, недостаточно критическое отношение к себе;низкий культурный уровень;крайняя неустойчивость;заниженная или завышенная самооценка;избыток свободного неорганизованного времени;склонность к проведению свободного времени в группах;педагогическая запущенность или трудновоспитуемость.В работе с подростками в исправительной колонии социальными педагогами используются:терпимость, педагогический такт, доверие, избежание нравоучений и поучений;увлечение подростков полезными делами коллектива;приобщение к общественно-полезному труду, возможности профессионального образования;организация свободного времени, активное использование его для развития культуры воспитанников, позитивного интереса и их физических возможностей;активное использование позитивных возможностей коллектива осужденных по перевоспитанию и др.Особенности перевоспитания осужденных женщинПеревоспитательная деятельность с осужденными женщинами учитывает весь комплекс их своеобразия: уголовно-правовых, социально-демографических, физиологических факторов, а также влияния процесса исполнения наказания на них. Здесь большую роль играют наличие семьи, родственников, возраст, характер преступления, отношения к воспитателям и самому наказанию. Лица с отклонениями в психикиЭто особая категория осужденных. К ним относятся:лица, имеющие ограничения в тех или иных видах деятельности;лица, перенесшие травматические поражения головного мозга;лица, имеющие отклонения в психическом развитии;часть лиц, находящихся в определенной психологической изоляции.В социально-педагогической работе с данной категорией осужденных важно:знать характер психического отклонения осужденного и возникающие с ним социальные проблемы, а также рекомендации медицинских работников, связанные с ним;по возможности оградить осужденного от негативного влияния других осужденных;стремиться привлечь осужденного к той деятельности, которая может быть реализована им в условиях колонны и наиболее посильная для данного осужденного;обеспечивать периодическое медицинское освидетельствование, специальное лечение.Таковы наиболее важные образовательно-воспитательные формы работы социальных педагогов с различными категориями осужденных в учреждениях пенитенциарной системы.ЗаключениеСоциально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленнаяна оказание помощи воспитаннику в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для егосамореализации в обществе.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях пенитенциарной системы всегда является адресной, направленной наконкретного осужденного и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество,посредством изучения личности и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи.Поскольку проблема осужденного, требующая разрешения, как правило, имеет ивнутренние (личностные), и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельностьобычно включает две составляющие:непосредственную работу с осужденным по формированию его личности и посредническую деятельность во взаимоотношениях осужденного со средой, способствующей его социально-культурному становлению и развитию.Любая деятельность, в том числе и социально-педагогическая, начинается с постановки цели. Очевидна связь цели социально-педагогической деятельности со смыслами,ценностями, идеалами жизнедеятельностиобщества и отдельных людей.Создание воспитательных центров обусловлено необходимостью обеспечения эффективной ресоциализации осужденных, ихадаптации к условиям жизни в современномобществе на основе применения индивидуальных форм воздействия.Ставя перед собой цель ресоциализацииосужденного, необходимо понимать, что данный процесс является двусторонним и включает в себя не толькоадаптацию (приспособление), но и формирование активности, самостоятельности. Поэтому социально-педагогическая деятельностьне может ограничиваться только проведениеминдивидуальных и групповых (массовых) мероприятий, она должна предполагать включение самих осужденных в различные видыдеятельности, в том числе по самообслуживанию и самообеспечению.Именно разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различныеорганы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, поведенческо-деятельную),позволяют развивать все качества и свойстваличности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, память, мышление, речь), направленность личности (потребности, интересы, склонности,убеждения, мировоззрение), задатки и способности, темперамент, характер.Список использованной литературы:Аушева В.А. Инновационные подходы и особенности социальной работы в пенитенциарных учреждениях/ В.А. Аушева// Человеческий капитал. – 2013. - №7(55). – С.44-49Бухарова М.В. Социальные проблемы адаптации несовершеннолетних в условиях пенитенциарной системы/ М.В. Бухарова// Альманах современной науки и образования. – 2018. - №10-1. – С.32-36Виноградов В.В. Пенитенциарная социальная работа как социально-педагогический процесс/ В.В. Виноградов// Вестник Владимирского юридического института. – 2011. - №4(21). – С.3-9Караман Е.Л. Профессиональный портрет социального педагога пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних/ Е.Л. Караман// Нижегородское образование. – 2014. - №4. – С.75-80Климова Е.М. Социально-психологические предпосылки совершенствования социальной работы в пенитенциарных учреждениях/ Е.М. Климова, В.А. Аушева// Человеческий капитал. – 2018. - №11-2(119). – С.164-172Коленбет С.А. Компетентность социальных работников по оказанию социальной поддержки лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях/ С.А. Коленбет// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитерные науки. – 2011. - №9(101). – С.138-143Леонова Е.Ю. Социальная компонента пенитенциарной образовательной политики/ Е.Ю. Леонова, Л.Л. Мехришвилли// Современные проблемы науки и образования. – 2016. - №3. – С.222Намазова Ф.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: проблемы и пути их решения/Ф.Ф. Намазова// Бюллетень науки и практики. – 2018. – Т.4. - №3. – С.293-300Нестеров А.Ю. Социальная адаптация несовершеннолетних осужденных в пенитенциарной системе: социологический аспект (теория и практика)/ А.Ю. Нестеров// Человеческий капитал. – 2015. – №10 (82). – С.99-109Сердюк Е.Е. Социальная работа, проводимая в пенитенциарных учреждениях/ Е.Е. Сердюк// Альманах современной науки и образования. – 2015. - №10-2. – С.100-102Соколова О.В. Исследование феномена профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении/ О.В. Соколова// Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – Т.7. - №2. – С.1077-1083Тюрикова Г.Н. Опыт и перспективы подготовки социальных педагогов к работе в пенитенциарной системе/ Г.Н. Тюрикова, О.В. Соколова, И.Ю. Гнездилова// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. - №2(71). – С.298-301Уфимцева Н.Ф. Пенитенциарная социальная работа: тенденции, проблемы, перспективы/ Н.Ф. Уфимцева// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2015. - №3(8). – С.162-167Ушкварок Е.В. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях пенитенциарной системы/ Е.В. Ушкварок// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т.3. - №1. – С.49-56Хитрова А.В. Специфика работы социального педагога в учреждениях различного типа/ А.В. Хитрова// Проблемы современного педагогического образования. – 2015. - №46-2. – С.332-337Храброва Е.В. Социальный педагог как субъект социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними осужденными в воспитательном центре/ Е.В. Храброва// Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2013. - №8(135). – С.12-17Чурикова И.Э Пенитенциарная социальная работа как самостоятельная отрасль знаний/ И.Э. Чурикова// NovaInfo. – 2015. – Т.2. - №34. – С.163-166Шатохина Л.В. Условия реализации психолого-педагогического контроля межличностных отношений курсантов/ Л.В. Шатохина, Т.В. Кириллова, Н.А. Тюгаева// Прикладная юридическая психология. – 2017. – №4. – С.73-82

Список использованной литературы:



1. Аушева В.А. Инновационные подходы и особенности социальной работы в пенитенциарных учреждениях/ В.А. Аушева// Человеческий капитал. – 2013. - №7(55). – С.44-49
2. Бухарова М.В. Социальные проблемы адаптации несовершеннолетних в условиях пенитенциарной системы/ М.В. Бухарова// Альманах современной науки и образования. – 2018. - №10-1. – С.32-36
3. Виноградов В.В. Пенитенциарная социальная работа как социально-педагогический процесс/ В.В. Виноградов// Вестник Владимирского юридического института. – 2011. - №4(21). – С.3-9
4. Караман Е.Л. Профессиональный портрет социального педагога пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних/ Е.Л. Караман// Нижегородское образование. – 2014. - №4. – С.75-80
5. Климова Е.М. Социально-психологические предпосылки совершенствования социальной работы в пенитенциарных учреждениях/ Е.М. Климова, В.А. Аушева// Человеческий капитал. – 2018. - №11-2(119). – С.164-172
6. Коленбет С.А. Компетентность социальных работников по оказанию социальной поддержки лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях/ С.А. Коленбет// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитерные науки. – 2011. - №9(101). – С.138-143
7. Леонова Е.Ю. Социальная компонента пенитенциарной образовательной политики/ Е.Ю. Леонова, Л.Л. Мехришвилли// Современные проблемы науки и образования. – 2016. - №3. – С.222
8. Намазова Ф.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: проблемы и пути их решения/ Ф.Ф. Намазова// Бюллетень науки и практики. – 2018. – Т.4. - №3. – С.293-300
9. Нестеров А.Ю. Социальная адаптация несовершеннолетних осужденных в пенитенциарной системе: социологический аспект (теория и практика)/ А.Ю. Нестеров// Человеческий капитал. – 2015. – №10 (82). – С.99-109
10. Сердюк Е.Е. Социальная работа, проводимая в пенитенциарных учреждениях/ Е.Е. Сердюк// Альманах современной науки и образования. – 2015. - №10-2. – С.100-102
11. Соколова О.В. Исследование феномена профессиональной культуры специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении/ О.В. Соколова// Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – Т.7. - №2. – С.1077-1083
12. Тюрикова Г.Н. Опыт и перспективы подготовки социальных педагогов к работе в пенитенциарной системе/ Г.Н. Тюрикова, О.В. Соколова, И.Ю. Гнездилова// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. - №2(71). – С.298-301
13. Уфимцева Н.Ф. Пенитенциарная социальная работа: тенденции, проблемы, перспективы/ Н.Ф. Уфимцева// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2015. - №3(8). – С.162-167
14. Ушкварок Е.В. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях пенитенциарной системы/ Е.В. Ушкварок// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т.3. - №1. – С.49-56
15. Хитрова А.В. Специфика работы социального педагога в учреждениях различного типа/ А.В. Хитрова// Проблемы современного педагогического образования. – 2015. - №46-2. – С.332-337
16. Храброва Е.В. Социальный педагог как субъект социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними осужденными в воспитательном центре/ Е.В. Храброва// Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2013. - №8(135). – С.12-17
17. Чурикова И.Э Пенитенциарная социальная работа как самостоятельная отрасль знаний/ И.Э. Чурикова// NovaInfo. – 2015. – Т.2. - №34. – С.163-166
18. Шатохина Л.В. Условия реализации психолого-педагогического контроля межличностных отношений курсантов/ Л.В. Шатохина, Т.В. Кириллова, Н.А. Тюгаева// Прикладная юридическая психология. – 2017. – №4. – С.73-82


Вопрос-ответ:

Какова роль социального педагога в пенитенциарных учреждениях?

Роль социального педагога в пенитенциарных учреждениях заключается в предоставлении социально-педагогической помощи осужденным, а именно разработке и реализации программ социализации и реабилитации, адаптации к внеутренней и внешней среде, а также профилактике рецидива преступности.

Каковы основные принципы деятельности социального педагога в пенитенциарной системе?

Основными принципами деятельности социального педагога в пенитенциарной системе являются индивидуальность, гуманизм, социальная ориентированность, комплексный подход и доверительные отношения с осужденными.

Какие теоретические подходы лежат в основе деятельности социального педагога в пенитенциарной системе?

Основными теоретическими подходами, лежащими в основе деятельности социального педагога в пенитенциарной системе, являются теория социальной работы, теория социализации и теория реабилитации.

Какие задачи ставит перед собой социальный педагог в пенитенциарных учреждениях?

Основные задачи, стоящие перед социальным педагогом в пенитенциарных учреждениях, включают помощь осужденным в процессе их социализации, развитие социально-педагогической компетентности осужденных, профилактику и преодоление социальной дезадаптации, повышение уровня образования и культуры осужденных.

Какие особенности работы социального педагога в пенитенциарной системе следует учитывать?

Работа социального педагога в пенитенциарной системе имеет свои особенности, такие как особая психологическая атмосфера, присутствие осужденных с разными социальными и криминальными историями, ограничения в ресурсах и условиях работы, а также необходимость соблюдения строгой дисциплины и правил взаимодействия с осужденными.

Какую роль играет социальный педагог в пенитенциарных учреждениях?

Социальный педагог в пенитенциарных учреждениях играет важную роль в реабилитации и социализации заключенных. Он помогает им адаптироваться к жизни за решеткой, развивает у них навыки и компетенции, обучает социальным навыкам и помогает в поиске работы после освобождения.

Какие принципы руководствуют деятельностью социального педагога в пенитенциарной системе?

Деятельность социального педагога в пенитенциарной системе основана на принципах индивидуализации и гуманизации. Он учитывает особенности каждого заключенного и создает условия для их полноценного развития и восстановления социальной адаптации.

Какие особенности работы социального педагога в пенитенциарной системе?

Работа социального педагога в пенитенциарной системе имеет свои особенности. В первую очередь, это работа с трудными категориями заключенных, требующая особого подхода. Кроме того, социальный педагог должен быть готов к работе в закрытом пространстве и уметь установить контакт с заключенными.

Какие теоретические подходы лежат в основе деятельности социального педагога в пенитенциарной системе?

Деятельность социального педагога в пенитенциарной системе основана на различных теоретических подходах. Одним из них является психологический подход, который позволяет понять личностные особенности заключенных и их мотивации. Также используются социологический и педагогический подходы, которые помогают анализировать и развивать социальные навыки и умения заключенных.

Какова общая характеристика современной российской пенитенциарной системы?

Современная российская пенитенциарная система характеризуется стремлением к реабилитации и ресоциализации заключенных. В ней акцент делается на развитие педагогической и социальной работы с заключенными, а не только на наказании. Также, в системе внедряются инновационные подходы и программы, направленные на предупреждение рецидива преступлений и повышение эффективности реабилитации заключенных.

Какие задачи выполняет социальный педагог в пенитенциарной системе?

Социальный педагог в пенитенциарной системе выполняет ряд задач. Он помогает осужденным адаптироваться к жизни в учреждении, развивает их социальные навыки, работает над формированием положительного поведения и осознания своих ошибок. Важной задачей социального педагога является предоставление поддержки осужденным после освобождения, чтобы они могли успешно восстановиться и интегрироваться в общество.

Какие принципы лежат в основе деятельности социального педагога в пенитенциарной системе?

Деятельность социального педагога в пенитенциарной системе основана на нескольких принципах. Во-первых, это принцип индивидуального подхода, который предполагает учет индивидуальных потребностей и специфики каждого осужденного. Во-вторых, это принцип учета социально-педагогических условий, в которых осужденные находятся. В-третьих, это принцип социальной адаптации, направленный на помощь осужденным в успешной адаптации к обществу после освобождения. И наконец, это принцип непрерывности помощи, который предполагает поддержку и сопровождение осужденных как во время их пребывания в учреждении, так и после освобождения.