Особенности воспитания одаренных детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 2222 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 20.06.2019
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты воспитательной работы с одаренными детьми 4
1.1 Понятие одаренности 4
1.2 Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации 7
1.3 Основные задачи работы с одаренными детьми 9
Выводы по 1 главе 10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации воспитательной работы с одаренными детьми 12
2.1 Методы исследования в педагогике 12
2.2 Опыт работы по организации воспитательной работы с одаренными детьми 13
Выводы по главе 2 18
Список использованной литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Для достижения этого рекомендуется расширить программуолимпиад и конкурсов учеников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров.То есть необходимо направить творческую активность детей в полезное русло, побуждать их искать новые формы и виды деятельности, которые объединили бы детей и вместе с тем позволили бы им реализовать их насущные потребности и способности. Мотивация детей к проявлению активности в общественной жизни школы дает:1. формирование у учеников самостоятельности и навыковгруппового взаимодействия со сверстниками в процессе совместной творческой деятельности; 2. понимание ребенку о том, как можно проводить свободное время интересно и полезно; 3. развитие творческой активности, наблюдательности и любознательности[23].Педагогический процесс в школах требует учета социокультурной ситуации и как следствие – сочетание национальной культуры с достижениями мировой культуры. В исследовании Маяцкой В.А. доказано, что одним из средств поддержки детей опережающего развития является технологическая грамотность и компетентность педагогов, их обеспеченность соответствующим технологиями и методиками. Для особенных, способных детей нужен другой подход к системе обучения, другая подача материала. Так, в помощь педагогамс целью успешного осуществления процесса обучения разработаны следующие рекомендации: Рекомендации: -на протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ним и стремиться заслужить их доверие; -помогать учащимся определять цели и задачи учебной деятельности; -строить план урока используя как аксиому, что у детей есть внутренняя мотивация к учению; -быть для всех учащихся источником разнообразного опыта, к которому можно всегда обратиться; - позволять ученикам свободно само выражаться, неопасаясь получить «плохую» оценку; -быть активным участником процесса обучения, давать возможность меняться ролями «учитель-ученик», ставить себя на место учащегося; -не обесценивать чувства ученика и открыто выражать свои чувства, стремиться понять переживания и сомнения каждого ученика; -объективно оценивать себя и свои возможности [8].Выводы по главе 2Всесторонняя разработка проблемы личностного развития одаренных школьников актуализирует вопросы совершенствования учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных школ, преодоления имеющей место преимущественной ориентации на «среднего ученика», что связано с утверждением в педагогической теории и практике гуманистического положения о том, что «каждый ребенок по-своему талантлив». Одной из первостепенных задач психолого-педагогической работы является своевременная диагностики и выявление одаренных школьников. На наш взгляд, одним из источников и средств поддержки одаренных детей является создание благоприятной развивающей среды, включающая в себя комплектование классов на основе данных педагогической диагностики, содержание образования (вариативность учебной программы), внедрение внеклассной совместной деятельности. Основными показателями технологий поддержки выступают: внимательное, приветливое отношение к ребенку, доверие к ним, взаимопонимание и сотрудничество, использование деятельностного содержания, позитивная оценка достижений и др. Психолого-педагогическое просвещение родителей и учителей по вопросам формирования личности, развитие самосознания школьников, психолого-педагогическое сопровождение воспитательской деятельности способствовали гармонизации личностного развития одаренных детей. ЗаключениеВ последние годы в нашем обществе особенно остро ощущается потребность в одаренных личностях. Приходит осознание, что одаренные дети являются интеллектуальнымбогатствомгосударства. Изучение разных аспектов проблемы позволило нам сделать вывод о том, что «одаренность» является системным понятием. В связи с этим процесс выявления детей для специального обучения должен носить комплексный характер. Наукой накоплен достаточно большой арсенал надежных измерительных средств для решения этой задачи. Развитие детской одаренности отличается особой проблематичностью, возникающей как результат влияния на одаренного ребенка различных социальных факторов, а именно: семья, школа, группа сверстников [22]. Среди существующих, в данном направлении проблем, необходимо отметить наиболее острые: 1.Проблему несоответствия индивидуально – психологических особенностей одаренного ребенка и тех требований, правил и стандартов, которые предъявляются по отношению к нему системой среднего образования. 2.Проблема взаимодействия одаренного ребенка со сверстниками. 3.Проблема недостаточной психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, воспитывающих и обучающих одаренных детей [6].Для разрешения отмеченных проблем необходимо создать условия для развития одаренных детей, а именно: -индивидуализация процесса обучения, основой которой является учет когнитивных стилей учащихся; -вариативность системы профилактики утомления, учитывающей психофизиологические особенности учащихся; -активизация позиции учащихся по отношению к своей учебной деятельности через формирование у них навыков самоорганизации и индивидуального стиля учения; -организация воспитательных воздействий, способствующих оптимизации «Я – концепции» учащихся, формированию зрелой, творческой личности; -включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов. Реализация данных условий позволяет правильно организовать учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми, улучшить преемственность между ступенями образования, способствующих адаптации одаренных детей. Список использованной литературыАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2012. – 232 с.Белова Е.С. Одаренность малышей: раскрыть, понять, поддержать / Е.С. Белова. – М., 2015. – 183 с. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. – М.: Рус. яз., 1981. – 699 с. Концептуальные вопросы разработки единой логико-структурной схемы выявления и первичного отбора одаренных учащихся и студентов // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.,2002. – 282 с.Крущельницкая О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов / О.Б. Крущельницкая // Образование. – 200. – № 4. – С. 66-70. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности / Л.Д. Лебедева // Образование. – №1. –2000. – С. 97, 115-118. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – №6. – 1989. – С. 97-99.Маяцкая В.А. Технологическое обеспечение педагогов, работающих с детьми опережающего развития. Диссертация кандидата пед.наук / В.А. Маяцкая. – Карачаевск, 2002. – 180 с. Образовательный комплекс для детей опережающего развития: Экспериментальная модель. Выпуск 1 / Под ред. М.В. Головко. – Ставрополь, 2011. – 272 с. Поярова Т.А. Педагогические условия адаптации одаренных школьников к повышенным учебным требованиям / Т.А. Поярова. – Вологда, 2000. – 117 с. Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2015. – 225 с.Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе / А. И. Савенков, Н. В. Беляева // Народное образование. – №9. – 1999. – С. 121-131. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков. – М.: Педагогика, 2000. – 265 с.Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А.И. Савенков // Народное образование. – № 3. – 1998. – С. 24-28. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – 640 с.Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избр. труды. Т.1 / Б.М. Теплов. – М., 1985. – С. 14-15. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике / Д.В. Ушаков. – М., 2000. – 80 с. Ушакова Е. В. Кого считать одаренным / Е.В. Ушакова // Директор школы. – № 2. – 2000. – С. 32. Фролов С.С. Личная детерминация генезиса детской одаренности / С.С. Фролов. – Ставрополь, 2012. – 135 с.Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей. // Одаренность: рабочая концепция / М.А. Холодная. – М., 2002. – 63 с. Хорошко Н.Ф. Педагогическая концепция школы «Интеллектуально одаренные дети» / Н.Ф. Хорошко, В.М. Головко // Школьные технологии. – № 6. – 2000. – С.45-47.Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В.Д. Шадриков //Психологический журнал. Т. 4. –№ 5. – 1983. – С.97-99. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей /. – М.:. Наука, 1991. – С. 11.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2012. – 232 с.
2. Белова Е.С. Одаренность малышей: раскрыть, понять, поддержать / Е.С. Белова. – М., 2015. – 183 с.
3. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. – М.: Рус. яз., 1981. – 699 с.
4. Концептуальные вопросы разработки единой логико-структурной схемы выявления и первичного отбора одаренных учащихся и студентов // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.,2002. – 282 с.
5. Крущельницкая О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов / О.Б. Крущельницкая // Образование. – 200. – № 4. – С. 66-70.
6. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности / Л.Д. Лебедева // Образование. – №1. –2000. – С. 97, 115-118.
7. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – №6. – 1989. – С. 97-99.
8. Маяцкая В.А. Технологическое обеспечение педагогов, работающих с детьми опережающего развития. Диссертация кандидата пед.наук / В.А. Маяцкая. – Карачаевск, 2002. – 180 с.
9. Образовательный комплекс для детей опережающего развития: Экспериментальная модель. Выпуск 1 / Под ред. М.В. Головко. – Ставрополь, 2011. – 272 с.
10. Поярова Т.А. Педагогические условия адаптации одаренных школьников к повышенным учебным требованиям / Т.А. Поярова. – Вологда, 2000. – 117 с.
11. Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2015. – 225 с.
12. Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе / А. И. Савенков, Н. В. Беляева // Народное образование. – №9. – 1999. – С. 121-131.
13. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков. – М.: Педагогика, 2000. – 265 с.
14. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А.И. Савенков // Народное образование. – № 3. – 1998. – С. 24-28.
15. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – 640 с.
16. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избр. труды. Т.1 / Б.М. Теплов. – М., 1985. – С. 14-15.
17. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике / Д.В. Ушаков. – М., 2000. – 80 с.
18. Ушакова Е. В. Кого считать одаренным / Е.В. Ушакова // Директор школы. – № 2. – 2000. – С. 32.
19. Фролов С.С. Личная детерминация генезиса детской одаренности / С.С. Фролов. – Ставрополь, 2012. – 135 с.
20. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей. // Одаренность: рабочая концепция / М.А. Холодная. – М., 2002. – 63 с.
21. Хорошко Н.Ф. Педагогическая концепция школы «Интеллектуально одаренные дети» / Н.Ф. Хорошко, В.М. Головко // Школьные технологии. – № 6. – 2000. – С.45-47.
22. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В.Д. Шадриков //Психологический журнал. Т. 4. –№ 5. – 1983. – С.97-99.
23. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей /. – М.:. Наука, 1991. – С. 11.

Вопрос-ответ:

Что такое одаренность?

Одаренность - это комплекс высоких творческих, интеллектуальных и когнитивных способностей, проявляющихся в раннем детстве.

Как проявляются проблемы социализации одаренных детей в школе?

Одаренные дети часто испытывают проблемы в общении со сверстниками, так как отличаются от них своими умственными способностями и интересами. Они часто чувствуют себя изолированными и не понимаемыми.

Какие задачи ставятся перед работой с одаренными детьми?

Основные задачи работы с одаренными детьми - развитие их творческого потенциала, создание условий для полноценного развития и социализации, а также поддержка у них мотивации к обучению.

Какие методы используются в исследовании в педагогике?

В исследовании в педагогике используются различные методы, такие как наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент и т.д. Эти методы позволяют получить данные о различных аспектах воспитательной работы с одаренными детьми.

Какая опытно-экспериментальная работа проводится по организации воспитательной работы с одаренными детьми?

В опытно-экспериментальной работе по организации воспитательной работы с одаренными детьми проводятся различные педагогические эксперименты, направленные на определение эффективности различных подходов и методов воспитания и обучения.

Что такое одаренность?

Одаренность - это выраженные способности, таланты и высокий уровень интеллекта у детей, которые превосходят их сверстников.

Какие проблемы социализации могут возникнуть у одаренных детей в школе?

Одаренные дети могут чувствовать себя изолированными от своих сверстников, испытывать трудности в общении и не находить общий язык со школьным коллективом.

Какие основные задачи работы с одаренными детьми воспитателями?

Основные задачи работы с одаренными детьми включают создание оптимальных условий для развития и раскрытия их талантов, поддержку их интересов и поисков, а также помощь в социализации и интеграции в коллектив.

Какие методы исследования применяются в педагогике при работе с одаренными детьми?

В педагогике при работе с одаренными детьми применяются различные методы исследования, такие как наблюдение, тестирование, анкетирование, психологические эксперименты и др.

Какой опыт работы с одаренными детьми существует в организации воспитательной работы?

Опыт работы с одаренными детьми в организации воспитательной работы включает разработку специальных программ и проектов, проведение дополнительных занятий и мероприятий, создание предметных и творческих студий для развития их способностей.

Какие особенности воспитания одаренных детей рассматривает 2 глава статьи?

2 глава статьи рассматривает опытно-экспериментальную работу по организации воспитательной работы с одаренными детьми.

Какие методы исследования используются в педагогике при работе с одаренными детьми?

В педагогике при работе с одаренными детьми используются различные методы исследования.