Языческая реформа князя Владимира

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 17 17 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 23.06.2019
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Специфика языческих воззрений славян до реформы 4
Глава 2.Сущность языческой реформы и ее направленность. Причины неудачи и итоги 10
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Соответственно на земле, по подобию с высшим миром, военачальник становился самым главным во всей державе. Более того, реформа отодвигала на второй план наемников-варягов, которые частично были христианами или исповедовали скандинавское язычество. До принятия реформы скандинавы в достаточной степени влияли на внутреннюю политику Руси, а это Владимира не устраивало.В отличие от всех прочих конфессий (ислама, иудаизма и христианства), язычество в тот момент имело поддержку среди широких слоев населения.В Повести временных лет указаны шесть божеств, идолы которых были установлены на капище в Киеве Владимиром: Перун – бог воинской доблести, грома и молнии, покровитель княжеской власти, именем Перуна клялись и князья, и дружинники; Хорс – солярное божество, воплощающее в себе солнце и свет; Даждьбог – один из самых почитаемых восточно-славянских богов, бог плодородия и солнечного света; Стрибог – исследователи считают, что это божество ветра и связанных с ним атмосферных явлений;Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов и сельского хозяйства.До сих пор учёным неизвестно ни о точном функциональном назначении Семаргла, ни об истории возникновения этого персонажа в пантеоне. Имя имеет скорее иранское происхождение, а не славянское. Религиоведы и культурологи полагают, что Семаргл не являлся божеством в полной степени, скорее он был фамильяром богини Мокоши.Макошь (Мокошь) – единственная богиня в пантеоне Владимира. Её функционал как божества был завязан на традиционном женском занятии – прядении (в первую очередь, человеческих судеб, что роднит её с греческими мойрами и скандинавскими норнами). Она также была покровительницей женщин, ремёсел и богиней судьбы. Считалось, что Мокошь приносила удачу и благоденствие своим почитательницам.Интересно то, что почитаемого практически всеми восточными славянами Велеса (Волоса) – покровителя скота, владыки мира мёртвых, не было в новом пантеоне. Велес был божеством знаний, творчества и медицины.Отсутствие этого бога связано с внутриполитическими задачами князя: он пытался добиться отдаления и уменьшения влияния волхвов на общественные настроения в Руси. Велес покровительствовал языческому жречеству, а их влияние на умы киевлян мешали князю в построении централизованного государства.Кстати, приведенный выше список богов был популярен среди населения южной части Руси. Молодой князь был заинтересован поддерживать Киев, поэтому и выбрал именно эти божества. В северных областях Руси Перуна почитали менее, чем Велеса; в Пскове, Ростове и других городах вплоть до XV века его культ оставался действующим, существовали капища, совершались жертвоприношения.Капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Согласно позиции исследователей, Велес воспринимался как покровитель большей части населения. Как уже отмечалось ранее, в религиозной жизни славян важно место занимали Род и Рожаницы. Род являлся божеством-творцом и его широко почитали на Руси. Но в новом пантеоне его не оказалось. Основная суть языческой реформы –выстроить иерархическую структуру религиозных верований восточных славян. Необходимое Владимиру народное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе вероисповедания.У каждого человека, по сути, была возможность почитания собственного бога как верховного. Соответственно, различными славянскими племенами выбиралось себе собственное божество, и уровень конфронтации и идеологической раздробленности в языческой державе постоянно повышался. Вне всякого сомнения, это противоречило государственным интересам.Реформа язычества представляла собой первую попытку государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Даже в измененном виде славянский политеизм не согласовался с запросами времени. Язычество являлось отражением отношений человека с природой, но не общественных отношений в условиях начала государственности и имущественного неравенства.Политеизм в идейном плане вообще не соотносится с концепцией централизации власти и сосредоточения её в одних руках.Восьмилетнее поклонение Перуну, капище которого было построено Владимиром возле княжеского терема, вошедшее в летописи своими обильными требами и жертвоприношениями в честь божества, закончилось символично. Разочаровавшийся в язычестве Владимир, приказал выкинуть идола громовержца в Днепр, та же судьба ждала и весь остальной пантеон.Хоть реформа и не удалась, но резкое сокращение количества языческих божеств и изменение картины мира, которая веками не менялась, подготовили социум к факту последующего принятия христианства. ЗаключениеВ славянской мифологии сложился достаточно обширный пантеон богов, среди которых главное место отводилось Перуну громовержцу. Особое место в славянской мифологии отводилось роли Матери Земли, и это не случайно, поскольку культ природы являлся отличительной чертой восточнославянской культуры. Славяне считали, что леса, озера, вся природа наполнены духами, это привело к становлению в славянской мифологии разветвленной демонологии. Правила обращения с мифологическими существами и богами привели к сложению целой системы ритуалов и обрядовых песен, традиций, связанных с почитанием духов природы и восточнославянских богов. Даже после принятия христианства эти обычаи продемонстрировали большую устойчивость и долговечность.Языческая реформа Владимира была направлена на то, чтобы придать упорядоченность языческим воззрениям. Были выбраны ключевые божества, ставшие частью пантеона, верховным богом был Перун. Эта реформа, как уже отмечалось ранее, стала подготовкой к принятию христианства. Конечно же, она помогла укрепить единство народа, в некоторой мере снизить религиозную напряженность.Следует также коснуться проблемы неудач языческой реформы князя Владимира.Основная причина заключалась в исторической необратимости разрушения родоплеменного строя, что делало неизбежным падение союза союзов племен под гегемонией Киева. Сама идея верховенства Перуна оказалась совершенно не принятой многими племенами, которые предпочитали поклоняться иным богам. Соответственно, реформа не привела к желаемой централизации и духовному объединению славян. Список литературыАфанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997.Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2. Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999. Ярошенко М. Языческая реформа князя Владимира.//https://cyrillitsa.ru/history/51868-zachem-knyaz-vladimir-reformiroval-yaz.html

Список литературы

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997.
2. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.
3. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.
4. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.
5. Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999.
6. Ярошенко М. Языческая реформа князя Владимира.// https://cyrillitsa.ru/history/51868-zachem-knyaz-vladimir-reformiroval-yaz.html


Вопрос-ответ:

Какова специфика языческих воззрений славян до реформы?

До реформы языческие воззрения славян были основаны на вере во множество богов, которым приписывались различные функции и свойства. Они проводили обряды и жертвоприношения для умилостивления богов и обращения к ним за помощью.

В чем состояла сущность языческой реформы и ее направленность?

Сущность языческой реформы заключалась во внедрении христианства в жизнь славян и отказе от языческих обрядов и верований. Направленность реформы была связана с укреплением центральной власти князя Владимира и сближением с крупными христианскими государствами.

Какие были причины неудачи языческой реформы?

Одной из причин неудачи языческой реформы была сопротивление части населения, которая продолжала придерживаться старых языческих обрядов. Также, реформа не была полностью осуществлена, так как многие языческие элементы остались в повседневной жизни и культуре славян.

Какие были итоги языческой реформы?

Итогом языческой реформы стало принятие христианства славянами и создание христианской церкви на Руси. Реформа также способствовала укреплению центральной власти князя Владимира и развитию культуры и образования.

Какие последствия для варягов привела языческая реформа?

Языческая реформа отодвинула на второй план наемников варягов, которые частично были христианами или исповедовали скандинавское язычество. Они потеряли свои привилегии и влияние на русских княжества, так как князь Владимир предпочел сотрудничество с крупными христианскими государствами.

Какие были причины неудачи языческой реформы князя Владимира?

Причины неудачи языческой реформы князя Владимира были множественными. Во-первых, реформа отодвигала на второй план наемников варягов, которые частично были христианами или исповедовали скандинавское язычество. Это вызвало неодобрение многих варягов и сопротивление наёмников. Во-вторых, реформа требовала значительных изменений в менталитете славянского населения, что оказалось непростой задачей. Также, языческая реформа была направлена против многих традиций и обычаев славян, что вызывало сопротивление и неудовольствие.

Какие были основные направления языческой реформы князя Владимира?

Основное направление языческой реформы князя Владимира было связано с введением славянской религии, основанной на культовом почитании богов и духов. Реформа заключалась в замене христианства скандинавским язычеством, что представляло собой смешение различных понятий и обычаев. Кроме того, реформа направлялась на созидание новой системы ценностей и укрепление власти князя над населением.

Какова была специфика языческих воззрений славян до реформы?

Славянские языческие воззрения до реформы были связаны с почитанием различных богов и духов, связанных с природными элементами, животными и предками. Славяне верили в существование невидимого мира и придерживались анимистического мировоззрения. Они также исповедовали веру в магическую силу и заклинания, которые могли влиять на свершение событий и суровые природные условия. В целом, языческие воззрения славян были ориентированы на связь с природой и духовными силами, которые требовали почитания и уважения.

Какие были причины неудачи языческой реформы князя Владимира?

Причинами неудачи языческой реформы князя Владимира были недостаточная поддержка и противодействие со стороны христианских влиятельных кругов, внутренние противоречия в языческой вере и сложность осуществления реформы в условиях политического и социального разделения в княжестве.

Какая была специфика языческих воззрений славян до реформы?

До языческой реформы славянские языческие верования были политеистическими и включали почитание различных божеств, связанных с природными явлениями и явлениями жизни. Язычество славян было неразделенным с миром природы, и славяне верили в божества, управляющие разными сферами жизни.